Страница учителя-логопеда

Паненко Ольга Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей по теме:

«Обучение детей рассказыванию»

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

    Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его развития.

                  Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

        Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

  1. Словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее полно и точно),
  2. Формирование грамматического строя речи (умения выражать свои мысли простыми и распространенными предложениями, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа).
  3. Воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

                    Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.

                            ПЕРЕСКАЗЫ

                  Сказка про льва.

Цель. Учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.

Оборудование. Картинки, на которых изображены лев, ворона, осел, лиса, человек.

          Ход занятия.

Педагог рассказывает детям сказку.

«Жил был на свете огромный лев. Однажды пошел лев по лесу побродить, на других посмотреть. Идет и кричит: «Я самый сильный». Пролетала мимо ворона. Услышала она хвастливую речь. «Каррр! Не хвались, глупый лев. Самый сильный на свете – человек!»

                 Побежал лев человека искать, чтобы силою с ним померяться. Бежал-бежал и  увидел какого-то странного зверя с длинными ушами. Зверь так громко ревел, что лев вначале испугался, но потом расхрабрился, грозно спросил его: «Ты человек?» - «Ну какой я человек? Я осел. Человека я видел вон за той горой».

     Бежит лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек?» - «Что ты! Я просто лисичка-сестричка. Человек там за горой». Отпустил лев лисичку и побежал искать человека. Бежал-бежал и вдруг провалился в глубокую яму. Попытался он вылезти из нее, но не смог. Заплакал лев с горя. Видит, кто-то подошел к яме. «Добрый зверь, - сказал лев, - вытащи меня из ямы!» - «Я не зверь, а человек. Так и быть, помогу выбраться». Накинул человек льву на лапы веревку и помог выбраться на волю. Опустил голову грозный лев и ушел в лес».

                         Прочитав сказку, педагог проводит словарную работу: выясняет непонятные детям слова и выражения. Затем приступают к выяснению смысла рассказа: кто же на самом деле оказался сильнее?

       С помощью педагога делят текст на части. Затем дети приступают к пересказу сказки по опорным картинкам. Педагог может предложить детям драматизацию этой сказки, а также поупражнять детей в отсроченном пересказе, попросив пересказать сказку на следующем занятии или через занятие.

               Спор животных

 Цель.  Учить детей последовательному пересказу.

Оборудование. Маски коровы, лошади, собаки.

                   Ход занятия.

Педагог читает детям рассказ К. Ушинского «Спор животных».

    «Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я его семью молоком пою.

- Нет, меня, - ворчит собака. – Я дом его стерегу.

    Услыхал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по – пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

        Далее педагог задает вопросы по тексту:

Кто стал спорить?

О чем спорили животные?

Что сказала лошадь?

Что сказала корова?

Что сказала собака?

А что сказал человек?

     Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пересказывает текст целиком.

                                   Хотела галка пить

Цель. Учить детей подробному последовательному пересказу (рассказ Л.Толстого «Хотела галка пить»).

Оборудование. Фланелеграф, фигурки галки, кувшин, камешки.

                         Ход занятия.

Перед детьми фланелеграф, на котором стеклянный кувшин, на дне которого вода, и птица галка.

«Это галка, - показывает и рассказывает педагог, - а это кувшин. Галка и кувшин. Они совсем не похожи друг на друга. Высокий, стеклянный – это? (кувшин). Черная, большая – это? (галка). Угадайте, про кувшин или про галку можно сказать так: умная. Правильно. Умная галка. Итак, какой я показала вам кувшин? (Высокий, стеклянный). А как охарактеризовала галку? (умная, черная, большая птица). Посмотрите, а что это галка делает? (Манипулируя фигуркой птицы, показывает, как галка ходит воуруг кувшина, заглядывает в него, опускает в кувшин клюв).

   Зачем она опускает в кувшин клюв? – размышляет педагог. – Чего хочет? (Пить хочет). А почему не пьет, если пить хочет? (Не может достать воды. Вода на самом дне). Как же быть? Как помочь птице?». Педагог выслушивает детей. Говорит, что есть и еще одна возможность помочь галке. Ставит перед детьми стеклянный кувшинчик и начинает бросать в него камешки. Спрашивает детей, что они заметили. То, что вода поднимается к краям кувшина. Бросает камешки до тех пор, пока вода не поднимется до краев кувшина. Объясняет, что такой способ добывания воды из кувшина придумала сама птица галка. Об этом Лев Толстой, замечательный русский писатель, написал маленький рассказ «Хотела галка пить…». «Сейчас я вам его прочту,» - говорит педагог.

             Педагог читает рассказ, затем спрашивает, о чем он. Выслушивает и обобщает ответы детей: «Галка, как и мы с вами, бросала в воду камешки. Вот какая умная птица. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте внимательно, так как затем будете его пересказывать». Педагог читает рассказ и вызывает его для пересказа несколько детей.

                                  Лиса и рак.

Цель. Учить детей подробному пересказу (русская народная сказка «Лиса и рак».

Оборудование. Маски лисы и рака.

                            Ход занятия.

    После двукратного чтения сказки проводится беседа, в ходе которой дети отвечают на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. Дети уясняют, как сообразительность рака помогла ему проучить лису.

     «Что при встрече сказала лиса раку?» - «Давай с тобой перегоняться». – «Как проговорила она эти слова?» - спрашивает педагог и предлагает детям передать с помощью интонации самоуверенность лисы. «А как вы думаете, сразу или немного помедлив ответил лисе рак?» педагог не только подтверждает правильный ответ («Да, он, наверное обдумывал, как провести лису, и ответил не сразу «), но и поясняет: «Значит, когда рак, он уже знал, как перехитрить лису, поэтому говорил с уверенностью, с усмешкой». По просьбе педагога один из детей пробует произнести ответ персонажа с соответствующей интонацией.

             «Что же сделал рак, чтобы перехитрить лису? – продолжает беседу педагог. – Правильно, он уцепился лису за хвост». В этой фразе педагог акцентирует внимание на слове «уцепился», чтобы дети запомнили его и употребили в пересказе. Отвечая на вопрос: «А когда рак отцепился?» - дети конкретнее представляют себе описанную в сказке ситуацию: чтобы оказаться впереди лисы, рак отцепился только тогда, когда лиса, добежав до места, обернулась назад и вильнула хвостом. «Что услышала лиса?» - это вопрос побуждает дошкольников воспроизвести самый конец сказки – слова рака: «А я тебя уже давно тут жду». Педагог предлагает детям произнести эту фразу выразительно, с усмешкой в голосе, подчеркнуто выделяя слово «давно». В заключение педагог спрашивает, что можно сказать о лисе и раке, и помогает охарактеризовать сказочных персонажей. После этого несколько детей рассказывают сказку, а затем разыгрывают ее в лицах.

                           ТЕКСТЫ   ДЛЯ   ПЕРЕСКАЗА

                           

                    Котята.

  У кошки мурки котята. Котята пищали. Мы им дали молока. Котята поели, а потом уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик.

                  Зайчата.

    Было лето. Алеша и Вова зашли в чащу. Тут Алеша увидел зайчат. Он быстро накрыл их платком. Зайчат принесли домой. Теперь они живут в детском саду. Там есть уголок живой природы.

                   В лесу.

 Дело было вечером. Ваня шел с дедом по лесу. Стало темно. Видит Ваня – под деревом черное пятно. Ваня подумал: «Это медведь» - и полез на дерево. А это был пень. Пень испугал Ваню.

               Воробей.

     Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке.

Сделай им кормушку. Насыпь в кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.

                     Лиса.

    Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберется в курятник и утащит курицу себе и лисятам. Прибежит домой, а лисята ее уже поджидают. Кинет она им курицу, сядет рядом и смотрит, как они едят.

                      Мыши.

    В чулане на полу была щель. Залезли мыши в чулан. Они возились в чулане и пищали. Съели мыши в чулане сало.

    Пустили на ночь кота в чулан. Сидит кот в чулане, ждет мышку. Выбежала мышка. Кот схватил добычу.

                Кормушка.

     Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом поклевали весь хлеб.

          На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

                Товарищи.

     Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть.

                         Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

                  Верный друг.

         У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на реку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташа упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу.

                     Щенок.

   Шла Таня из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и выл. Таня погладила щенка. Он стал лизать Тане руку. Таня взяла щенка домой. Дома Таня дала  ему молока. Потом Таня положила щенка спать у печки. Щенок привык к Тане. Таня заботилась о нем.

                      Синичка.

       Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю.

                    Злой мальчик.

    Володя был на дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват и терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

                   Кошка и ёжик.

                 Пришли дети домой из леса и принесли  ежа. Кошка Мурка цап его лапой. Ёж быстро спрятал голову и выставил свои острые колючки. Уколола кошка лапу и ушла в угол. Мурка стала лизать лапу, а на ежа не смотрела.

                        Храбрый ёж.

            Был в лесу старый пень. Тут в дупле сделал ёж гнездо. В гнездо он натаскал  травы. Стало тепло и мягко. Днем ёж спал, а вечером выходил на охоту. Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошел искать пищу. Не нашел ничего и идет домой. Вдруг увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать.

                        Утка и утята.

     Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и побежали к матери. Они еще не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой.

                  Птичий двор.

                    В колхозе большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят.

                    На реке.

     Люба и Таня пасли гусят на реке. Утята были маленькие. Вдруг прилетел к реке коршун. Он схватил одного утенка. Девочка закричала. На крик прибежал Ваня. Ваня стал бросать в коршуна камни. Коршун выпустил утенка и улетел.

                       Игрушки.

       На елке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

                        Уборка.

                Мама ушла на работу. Катя и Варя были дома. Они решили убрать комнату. Катя взяла тряпку и ведро с водой. Она чисто мыла пол. Варя вытирала пыль со шкафа, со стульев. Потом Катя и Варя мыли посуду. Когда пришла мама, все было чисто.

                        Зайка.

            Был у Мити зайка.  Он был ручной. Зайка любил прыгать. Один раз Митя забыл закрыть клетку, и зайчик убежал в садик. Стал Митя зайку искать. искал, искал, а зайка сидит под кустом. Митя взял зайку и отнес домой.

                    Кот.

             Жил у нас кот. Звали кота Дымка. Был он гладкий, хвост пушистый. Хорошо умел Дымка мышей ловить. Чуть зашуршит в углу – Дымка уже там. Чует кот добычу. Часто ловил Дымка глупых мышат себе на ужин.

                             Рассказ Незнайки.

   Цель. Учить детей работать с деформированным текстом.

Оборудование. Незнайка, конверт с письмом.

                          Ход занятия.

          Педагог открывает конверт и обращается к детям: «Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».  Получился рассказ у Незнайки?» - «Не получился». – «Почему?» - «Он рассказал все не по порядку». – «Давайте исправим это  рассказ. Расскажите все по порядку. Как  вы думаете, что было сначала?» - «Лиза мыла розу». – «Что случилось потом?» - «Лиза занозила руку». – «Чем кончился рассказ?» - «Врач вытащил занозу».

        Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последовательности.

   В дальнейшем можно упражнять детей в составлении рассказов из деформированных текстов. Ниже даны примерные тексты.

                            Рыбалка.

            Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

      Почему рассказ называется «Рыбалка»?

                    Мыльные пузыри.

      Взяли соломинки и стали пускать пузыри. Потом положили мыло и размешали. Сначала они налили в таз воду. Маша и Саша решили пускать мыльные пузыри.

       Почему рассказ называется «Мыльные пузыри»?

Один раз Лида упала. Лида пошла на каток. У Лиды коньки. Потом она каталась хорошо.

                     Какое название можно придумать к этому рассказу? Почему?

                   

                       

    ВЫБОРОЧНЫЕ  ПЕРЕСКАЗЫ

  1. Прослушать рассказ «Весна». А) Рассказать о весне. Б) Рассказать о том, что сделали дети.

   Наступила весна. Стало тепло. Потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочки. Лодочки плыли, а дети бежали за ними. Детям было весело.

  1. Прослушать рассказ «Старушка». Рассказать о поступке мальчика.

      Шли по улице мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик девочке. Он передал девочке книжки, а сам бросился помогать старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – спросила девочка.

- Нет, - ответил мальчик.

- Ну, тетя знакомая?

- Да нет же, - со смехом ответил ей мальчик, - это просто старушка.

3. Прослушать рассказ «Три товарища». А) Рассказать только о Вите. Б) Рассказать только о Коле. В)Рассказать только о Мише. Г)Рассказать только о Володе.

        Витя потерял завтрак. На большой перемене ребята завтракали. А Витя стоял в сторонке. Подошел к Вите его товарищ Коля. Он спросил Витю, почему он не завтракает. Витя ответил, что по дороге потерял свой завтрак.

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок хлеба. – А до обеда еще далеко.

   Подошел второй товарищ Вити – Миша. Он спросил Витю, где он потерял завтрак, и посоветовал ему не класть завтрак в карман, а класть в сумку.

     А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам свой кусок хлеба с маслом и отдал его Вите.

4. Прослушать рассказ «Товарищи». А) Рассказать про Бульку. Б) Рассказать про Альму.

    У Юры собака. У Димы – Альма. Белька – красивый  и умный пес. Альма – маленькая веселая собачка. Каждый день мальчики водят собак гулять.

5. Прослушать рассказ «Медведь» . а)Рассказать только об осени. Б)Рассказать только о медведе.

  Пришла осень. Позолотила она леса, кустарники. Старые деревья уже облетели. Начался листопад. Медведь нашел себе яму под деревом. Там много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лег в нее. Ударили морозы. Запушил снег деревья, покрыл землю и берлогу. Тепло медведю под снегом.

  1. Прослушать рассказ «Дружок и Пушок». А) Рассказать только о Пушке. Б) Рассказать только о Дружке.

     У Шуры есть собака Дружок. Есть и Пушок. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним,  а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут хорошо и дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок сторожит дом,  а Пушок пугает мышей.

7. Прослушать рассказ «В лесу». Рассказать только о грозе.

        Ребята пришли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Дети спрятались в шалаше.

           Черная туча скрылась за лесом. Выглянуло солнышко. Теплый ветер подул в лицо.

Запели птицы. Весело. Весело бегают ребята по мокрой траве.

     8. Прослушать рассказ «Наши друзья – дельфины» (рассказ дается в сокращении). Рассказать только о том, как дельфины спасли рыбака.

              Самый интересный морской житель – это дельфин. С виду дельфин похож на огромную черную рыбу. Но только дельфин – это не рыба. Дельфины живут семьями, совсем как люди: папа – дельфин, мама – дельфин, ребенок – дельфин. Дельфин – это самый умный морской зверь. Дельфины даже умеют разговаривать, но только на своем, дельфиньем языке.

         Вот что недавно случилось. Один рыбак ловил в море рыбу. Грозное море разбило рыбацкую лодку, а берег был далеко. Плыл этот рыбак, плыл и совсем выбился из сил и начал тонуть.

   …Но только этот рыбак не погиб, потому что появился рядом дельфин. Он подставил рыбаку свою черную спину и стал толкать его к берегу. Вот так дельфин помог рыбаку. Что за умные звери  эти дельфины!

        Наши ученые строят большие аквариумы, где содержат дельфины. Уж очень им хочется знать: что это за странные морские звери, которые спасают людей?

                                     РАССКАЗЫ

СОСТАВЛЕНИЕ  РАССКАЗА  ПО  СЕРИИ  СЮЖЕТНЫХ  КАРТИНОК

                                       

                                              Гроза.

Цель. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Оборудование. Три сюжетные картинки.

                    Ход занятия.

          Педагог показывает детям картинки и просит внимательно рассмотреть их, а затем разложить эти картинки по порядку. Далее педагог просит детей придумать к каждой картинке предложения.

                      Педагог предлагает дать  имена девочке и мальчику (Рая и Вася). После этого он поэтапно начинает работу с картинками.

1. Работа с первой картинкой.

   Педагог просит детей еще раз посмотреть внимательно на картинку и ответить на вопросы.

- Что рвут Вася и Рая?

- Вася и Рая рвут щавель.

- Где растет щавель?

- Щавель растет на лугу.

- Когда вырастает щавель?

- Щавель вырастает летом.

2. Работа со второй картинкой.

 Педагог предлагает детям рассмотреть вторую картинку и ответить на вопрос, почему Рая и Вася побежали.

- Вася и Рая побежали, потому что начался дождь.

- Куда побежали Вася и Рая?

- Вася и Рая побежали домой.

3. Работа с третьей картинкой.

     Педагог предлагает  детям рассмотреть третью картинку.

- Где сидят дети?

- Дети сидят в шалаше.

- Почему они в шалаше?

- Вася и Рая укрылись в шалаше от дождя.

4. Педагог говорит: «А теперь, дети, давайте расскажем про Васю и Раю по порядку».

         Примерный рассказ: Светило солнце. Вася и Рая рвали на лугу щавель. Вдруг набежала туча. Начался дождь. Вася и Рая побежали домой. По дороге они увидели шалаш. Дети укрылись от дождя в шалаше.

              Педагог поочередно просит детей пересказать текст.

Аналогично проводится работа и по другим сериям картинок.

   СОСТАВЛЕНИЕ  РАССКАЗА  ПО  СЮЖЕТНОЙ  КАРТИНКЕ.

                             Когда это бывает?

Цель. Учить составлению рассказа по сюжетной картинке.

Оборудование. Лото «Четыре времени года».

                  Ход занятия.

        Дети по картинке узнают время года и поочередно рассказывают о том, что бывает в разное время года.

Например, педагог открывает большую картину «Осень». Дети подбирают маленькие картинки, связанные с этим временем года. Выставляют их в определенном порядке и рассказывают, что бывает осенью.

                                        Кто больше увидит?

Цель. Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке.

Оборудование. Сюжетные картинки.

            Ход занятия.

  1.  Вариант 1. Перед детьми вывешивается большая картина и предлагается рассказать, что на ней изображено. Дети могут назвать 2-3 главных предмета. Педагог поощряет детей к вниманию и нахождению новых предметов вопросом: «Кто больше увидит?». Игра продолжается, пока не названо все существенное. Момент соревнования значительно поднимает возможности детей.  Дети с устойчивым вниманием, большим запасом слов уже  дают название предмета или лица с названием действия или состояния. И наконец, составляется связный рассказ.
  2. Вариант 2. Дети рассматривают картинку. Картинку убирают, и дети рассказывают по памяти, а затем проверяют рассказанное по картинке.

   Примечание. Одна и та же картинка может служить 3-4 детям, в дальнейшем ее желательно переменить.

                Для этой игры пригодны карты лото «Про ребят и детский сад», «Мы играем и работаем» и другие.

 СОСТАВЛЕНИЕ   ОПИСАТЕЛЬНОГ  РАССКАЗА

                       

                                                Вам посылка

Цель. Учить детей составлять описательный рассказ.

Оборудование. Игрушки, запакованные в пакеты (по числу играющих).

                         Ход занятия.

          Игрушки укладываются в грузовую тележку, автомашину – это посылки. Почтальон разносит их. Первый пакет он подает педагогу. Он его разворачивает и рассказывает, что получила: называет предмет, описывает его, определяет его цвет, а в некоторых случаях и форму. Может сказать, как с ним играть.

       Когда дети получают пакет, они рассказывают по образцу, данному педагогом.

                                       Скажи что-нибудь о картинке

Цель. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа.

Оборудование. Картинки с изображением предметов гигиены, «чудесный мешочек».

                        Ход занятия.

           Педагог показывает детям картинки с изображением предметов гигиены, а дети должны сказать о них что-нибудь. Например, ребенок рассказывает о картинке, на которой нарисован гребень: «Гребешком мы расчесываем волосы, когда днем встаем с кровати. И утром, когда мы уходим в сад, нас мама причесывает гребешком».

       Чем больше ребенок может рассказать о предмете, тем громче ему аплодируют слушатели.

                                Когда это бывает?

Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.

Оборудование. Картинки с изображением времен года.

                              Ход занятия.

      Дети классифицируют картинки по сезонам года, давая им описания : «На этой картинке белый снег – это зима». «Листья желтые, идет снег – это осень». И т.п.

                                   

                                       Кто узнает?

Цель. Учить детей сравнивать и описывать предметы.

Оборудование. Игрушки, бытовые предметы.

                           Ход занятия.

            В игре используются две куклы: кукла Таня – с двумя светлыми косами, в красном платье, в белых носочках и черных туфлях; кукла Оля – такого же размера, но с темными волосами, в белом платье, у нее белые носочки и черные туфли.

          Педагог ставит на стул два игрушечных стульчика, показывая двух кукол, говорит: «Эту куклу зовут Таня, а эту – Оля». Сажает кукол на стульчики и говорит: « Сидит кукла на стульчике. У нее светлые волосы, две косички. Платьице у куклы красное. Кто хорошо слушал, тот узнал, о какой кукле я говорила: о Тане или об Оле?». Дети называют имена кукол. Если кто-то ошибся, с помощью педагога идет проверка описания куклы. После этого педагог усложняет игру: «А кто расскажет про Таню и Олю? Что у них одинаковое и что разное?».

       Продолжая игру, педагог показывает другие игрушки, например, две машинки, двух лошадок и т.п.

                             Зоопарк.

Цель. Учить детей составлению короткого описательного рассказа.

Оборудование. Серия открыток «Зоопарк», альбомы для раскрашивания.

                        Ход занятия.

         Дети описывают внешний вид, повадки животных, где они живут и т.д. можно привлечь их жизненный опыт, особенно тех детей, которые уже были с родителями в зоопарке. Можно обыграть с детьми имеющиеся в группе игрушки. Перед проведением игры надо приготовить вместе с детьми самодельные игрушки, изображающие животных. Для этого нужно использовать альбомы для раскрашивания, состоящие из рисунков животных. Можно раскрасить их, сделать к ним подставки, чтобы игрушки могли стоять. На это уйдет несколько занятий. Дети делают из картона или пластилина клетки, куда помещают игрушечных животных.

        Педагог предлагает детям игру-поход в зоопарк. Дети строятся парами и выходят, садятся на автобус (дети исполняют роли кондуктора,, водителя автобуса). Автобус с детьми и педагогом подъезжает к зоопарку, дети выходят из автобуса, подходят к кассе, покупают билеты и, предъявив их контролеру, входят на территорию зоопарка. Педагог подводит их к каждой клетке, где какой-либо ребенок рассказывает о находящемся в ней животном.

                    Животные (домашние или дикие) в загоне.

Цель. Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.

Оборудование. Загон, например игрушечная овчарня.

                         Ход занятия.

             Дети стоят возле загона и говорят стихотворение-считалку:

                            Стоит, стоит загон,

                            Живут зверята в нем.

                            Раз, два, кто их укажет,

                            Пусть нам о них расскажет.

    Тот из детей, на кого падает последний слог, задает загадку о каком-нибудь из находящихся в загоне животных: описывает как он выглядит, что делает, какой звук издает, чем питается. Остальные дети угадывают. Кто угадает, берет из загона животного. Тот, который загадывал загадку, говорит считалку. Игра продолжается до тех пор, пока загон не опустеет.

                             Садовник.

Цель. Закрепить у детей навык составления описательного рассказа.

Оборудование. Картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, лейка.

                        Ход занятия.

              Дети сидят вокруг стола, на котором лежат картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой в руках или каким-нибуль другим типичным для садовника предметом обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Подойди ко мне, Анечка, сорви что-нибудь». Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

                                      Опиши предмет

Цель. Учить сравнению и описанию предметов (на примере овощей по цвету, форме, на ощупь).

Оборудование. Три полоски: красная, желтая, оранжевая; натуральные морковь, репа, помидор; схема признаков по цвету, форме, на ощупь.

                                          Ход занятия

Детям дается по три полоски (красная, желтая, оранжевая), а также помидор и репа.

 Педагог спрашивает у детей: «Какой по цвету помидор?» дети должны назвать цвет помидора и показать соответствующую полоску. Педагог показывает желтую полоску и спрашивает: «Какая по цвету репа?» - «Репа желтая». – «А какая морковь?» - «Морковь оранжевая».

       Затем педагог показывает детям треугольник и круг. «На какую из этих фигур похожи помидор и репа?» - «На круг». – «Какой помидор по форме?» - «Помидор круглый». – «Какая репа по форме?» - «Репа круглая». – «Правильно, помидор и репа  круглые. На какую форму похожа морковь?». – «На овал». – «Какая морковь?» - «Морковь овальная».

  Далее педагог предлагает детям закрыть глаза и потрогать морковь и репу: «Какие они на ощупь?» - «Морковь твердая, репа твердая». – «Потрогайте помидор. Какой он на ощупь?» - «Помидор мягкий».

                 Педагог: «Сейчас мы будем составлять рассказ про овощи». Восстанавливается порядок описания овощей по плану. Каждый из детей рассказывает об одном овоще.

Примерный рассказ. Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий.

                                     Рассказ про помидор

Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.

Оборудование. Муляжи или натуральные овощи.

           Ход занятия.

          Педагог объявляет детям, что они будут учиться составлять рассказ о помидоре. Но прежде нужно рассказать все по порядку про помидор: какой он? Чтобы детям было легче отвечать на вопросы, педагог выставляет схему. Дети составляют рассказ.

Например: Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий. Помидор кислый. Помидор сочный.

   Далее педагог обращается к детям: «Скажите сразу, какой помидор по цвету и форме». – «Помидор красный и круглый». – «Какой помидор на ощупь и вкус?» - «Помидор мягкий и кислый».

                Затем педагог объясняет детям, что в этом рассказе можно заменить слово «помидор» на слово «он», тогда рассказ будет лучше: «Он мягкий и кислый».

                     Далее коллективно составляется рассказ. Дети поочередно называют предложения про помидор. Педагог следит за отработанной последовательностью описания и задает вопросы: «Что вы знаете еще про помидор?» - «Помидор сочный. Помидор – овощ».

        В заключение педагог обобщает занятие: «Мы составили с вами три рассказа про помидор. Сейчас я их повторю. Слушайте внимательно.

  1. Помидор красный. Помидор круглый. Помидор красный. Помидор кислый.
  2. Помидор красный и круглый. Помидор мягкий и кислый.
  3. помидор красный и круглый. Он мягкий и сочный. Помидор – овощ.

                    «Какой рассказ вам больше всего понравился и почему?».

       На последующих занятиях дети тренируются в составлении описательного рассказа на других овощах и фруктах.

                       Расскажи про цветок

Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.

Оборудование. Две вазы с цветами.

                     Ход занятия.

        Педагог ставит на стол перед детьми две вазы с цветами, в одной из которых золотые шары, в другой – ноготки (по 2-3 цветка). Спрашивает, знакомы ли детям эти цветы, как они называются. Обобщает ответы детей: « В темной вазе стоят цветы золотые шары, а в светлой – ноготки. Посмотрите на ноготки – говорит педагог, - на какой знакомый вам цветок похожи ноготки?» Выслушивает ответы детей, обобщает: «Ноготки похожи на ромашки, только у ромашек листья белые, а у ноготков – желтые. Как у ромашек, у ноготков есть серединка – глазок, а вокруг глазка лепестки.

      Можно и по-другому рассказать про эти цветы, послушайте. У этого цветка желтый глазок, а вокруг реснички-сестрички. Все реснички одинаковые, желтые. Цветок не умеет царапаться, хотя зовут его ноготок. Вам нравится цветок ноготок?  Какой он?... а почему эти цветы (показывает) называют золотыми шарами? На что похожи эти цветы-шарики? А кто знает, высоко ли от земли расцвели головки?»

                 «Высоко», - говорят дети, которые уже рассматривали эти цветы на участке. «Да, стебель у золотых шаров длинный и легко гнется, - подтверждает педагог. – Подует ветер, и цветы начинают кивать своими желтыми золотыми головками».

      Затем педагог предлагает детям угадать, как называется цветок, про который она сейчас скажет: «Высоко от земли их головки расцвели. Головки не простые – головки золотые». – «золотые шары». – «Как вы догадались, что я рассказала про золотые шары? Как я сказала про их головки? Головки не простые – головки …», - «золотые».

             Далее педагог предлагает рассказать про любой другой цветок.  

 Используемая литература:

1. В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми» М. Просвещение, 1987г.

2. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

М. Просвещение, 1984г