Страница музыкального руководителя.

Паненко Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysh_i_muzyka.docx18.17 КБ
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Малыш и музыка.

Говоря о музыкальном воспитании малышей, постараемся ответить на те вопросы родителей, которые они задают чаще всего.

«Мой Вовочка очень музыкальный! Как только услышит какую-нибудь музыку, так сразу же начинает плясать. Когда надо учить его музыке?». Из дальнейшей беседы выясняется, что Вовочке уже 2года 8 месяцев, и он весело танцует, заслышав любую музыку. Это может быть и плясовая, и марш, и песня, и даже классическая соната. Вове все равно. Для него музыка - сигнал к пляске, а ее содержание, характер, ритм не имеют значения. Вовочка - веселый, здоровый малыш. Свою энергию, готовность к движению он выражает в пляске. Это, безусловно, хорошо, но не дает основания делать вывод о его музыкальных способностях.

Многолетняя практика работы с детьми раннего возраста показала: уже на первом году жизни малыши любят слушать детские песенки, в исполнении взрослых. А затем принимают посильное участие: проговаривают простые слова и слоги, звукоподражают, подпевают поющему взрослому. А в возрасте 2 года 6 месяцев дети могут подпевать отдельные строчки песенки, достаточно верно передавая общее направление мелодии. Маленькие дети с большим интересом слушают, а затем и узнают знакомые мелодии песен.

Малыш растет. Все больше и больше он любит музыку, все лучше и лучше слушает ее. Каждый день приобщайте ребенка к музыке, играя с ним, доставляя ему радость. Учите малыша плясать: хлопать, топать, переступать с ноги на ногу; подняв руки, поворачивать кисти рук; делать полуприсяды - «пружинку». Веселая музыка, радостные лица взрослых еще больше побуждают малыша к пляске.

Большое внимание необходимо уделять слушанию музыки – основе музыкального воспитания. Детям можно включать аудиозапись мелодий, которые характеризуют животных, птиц и даже насекомых. Это вызывает желание слушать, развивает память малышей, развивает способности различать характер музыки. Хорошо, если у ребенка есть любимая музыка, и он просит повторить ее еще и еще, а также любимые музыкальные инструменты.

Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать

музыкальную память, слух, чувство ритма - основу музыкальности.

Но шло время, ребенок рос. Научился топать, прыгать, кружиться. Из  магнитофона, с экрана телевизора звучало много разной музыки, под которую Вовочка любил плясать. Этим родители заменили пение и слушание музыки. В результате ребенок не хочет петь, не умеет играть в музыкальные игры: не понимает и не хочет понимать условия игры, игровую ситуацию.

Из бесед с родителями выясняется, что дома почти все время звучит музыка - долго и громко. Вот и приходится ребенку, которому год, два, три постоянно слушать аудиозаписи с выступлением эстрадных звезд, трансляции и шоу в разных телепередачах - весь этот непрерывный громкий и долгий шумовой

фон. А ведь громкие звуки раздражают, пугают малышей, отрицательно воздействуют на нервную систему, портят слух. Да, малыш может привыкнуть к громко звучащим радио, магнитофону, телевизору, к громкой речи взрослых, но при этом он постепенно теряет способность слышать тихие и спокойные звуки. Взрослые сами лишают ребенка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать.

Что же происходит, если музыка звучит часами? И не только веселая или грустная музыка, а песни, исполняемые группами в стиле рок, хард-рок, поп, хэви-металл, рэп и т.п. Ребенок от такой музыки становится возбужденным, раздражительным, драчливым и даже агрессивным. Плохо спит и хуже ест. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты - малыш «учится не слушать» музыку, не обращает на нее внимание и, как результат, не понимает

ее. И это надолго, а может быть, на всю жизнь.

Зададим себе вопрос: всегда ли мы, взрослые, хотим, чтобы в нашем доме с утра до вечера беспрерывно звучала музыка? Нет, у нас бывает разное настроение, не всегда хорошее самочувствие, часто музыка мешает, создавая иной настрой. Все это относится и к детям.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Современный подход к развитию творческой личности».

Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его творческой личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм ее воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности. К важнейшим показателям креативности относится творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе - свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности»,

«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяются два подхода: один, представленный в большинстве современных исследований, определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей; другой, возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных

качеств.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной среде (Р.М.Чумичева).

Существует научное направление (Е.П.Белозерцев), которое трактует

культурно-образовательную среду как «совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живет и развивается человек. Знания, наука - средство приспособления к жизни в этой атмосфере, приобщения к абстракциям, понятиям, теоретическим моделям». Но это также и средоточие «природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность населения». Культурно - образовательная среда понимается представителями данного направления как средство формирования «живого, жизненного» знания, активно воздействующего на разум, чувства, эмоции, веру индивида.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно  говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике. Однако этого недостаточно для моделирования процесса музыкального образования, направленного на становление креативности. Для ребенка

дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему-то научиться). Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально- эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников. На передний план выдвигаются образовательные задачи, и забывается основная - сохранение и укрепление здоровья детей. Детский сад перестает дарить детям радость, превращаясь в начальную ступень школы. Поэтому, более современным является стремление направить музыкальную методику в русло гуманитарной педагогики и поместить предмет музыки в круг других «наук».

В настоящее время все большее распространение получают интегрированные занятия; привычной становится ситуация, когда формы, бытующие в одних предметах, занимают достойное место в других. И наоборот, более «музыкальными» становятся те занятия, где музыка была редкой гостьей. Появление музыкально - методических эпизодов на других занятиях закономерно – известна их способность снимать усталость (психическую и мышечную), повышать тонус, переключать внимание или активизировать его, чередовать пассивную и активную форму деятельности. Огромное

значение музыки как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, отстраняет нечто мешающее (пусть на данный момент), успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять и т.д.

В музыкально-образовательной среде кроме указанных компонентов присутствует и социальный, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его развитие. О проблеме значимости социальной среды в развитии детей говорил В.А.Ясвин, который показал, что педагоги должны учитывать не только среду учреждения, но и особенности семей воспитанников, в том числе взаимодействия с ребенком в процессе домашнего музыкального воспитания.

Таким образом, творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением. Увлеченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.  В современном подходе также обозначены многие другие моменты.

Это и пальчиковые игры, и дидактические игры, и импровизация детьми. Все это дает детям развить свои способности, координацию, ритмику и способность творчески самовыражаться. Только постоянно занимаясь такими видами деятельности, музыкальный руководитель развивает дальше творческие способности детей.

Любые способности формируются на основе задатков детей. Ученые, занимающиеся проблемами способностей, установили - задатки к музыкальной деятельности есть у всех! Но решающее значение для ребенка имеют именно первые шесть лет жизни. Каким ребенок станет - зависит от того, насколько интенсивно шло его развитие в эти годы. Неслучайно многие педагоги начинают обучать детей музыке как можно раньше. В этом возрасте ребенок все воспринимает легко и непринужденно. Так, давайте же, приложим максимум усилий, чтобы мир музыки стал ближе и понятней нашим малышам.