4.Воспитательная система школы

     Цель воспитательной системы школы – создание условий для воспитания духовно-нравственной, ценностно-ориентированной личности путем вовлечения в социально-значимую деятельность.

     Перед коллективом школы поставлены следующие задачи:

  1. Формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки.
  2. Развивать у школьников стремление проявлять свою гражданскую позицию, участвовать в жизни семьи, школы и села.
  3. Считать приоритетными в жизнедеятельности школы проблемы здоровьесбережения,  духовно-нравственного развития воспитанников.
  4. Содействовать закреплению ценностей и традиций школы в социально-значимой среде.
  5. Совершенствовать деятельность педагогического коллектива школы на основе инновационных подходов в организации УВП.

     В школе созданы благоприятные условия, обусловившие целенаправленную организацию внеурочной воспитательной работы. Оборудован школьный краеведческий музей, в котором проходит около 20% мероприятий. В школьной библиотеке проводятся мероприятия, которые способствуют гражданско-правовому воспитанию. Компьютерный класс, оснащенный пакетом лицензированного программного обеспечения, дает возможность реализовать программу по патриотическому воспитанию учащихся и проектную деятельность.

     Социально-значимая деятельность является системообразующим фактором в становлении и функционировании обучения и воспитания.

     Приоритетными видами социально-значимой деятельности в школе являются:

  • КТД как возможность для одновременного и добровольного участия в нем школьного сообщества, позволяющего учитывать многообразие интересов и потребностей учащихся, способствующего реализовать себя как личность;
  • проектная деятельность как возможность реализоваться потребности в создании новых образов и реальных продуктов деятельности путем планирования, прогнозирования, конструирования, моделирования;
  • поисковая (исследовательская) деятельность как возможность реализоваться познавательным потребностям учащихся

     Направлениями воспитательной системы школы является реализация соответствующих программ.     

     Основным направлением воспитательной системы школы является реализация программы «Я и Отечество» по патриотическому воспитанию школьников, цель которой – развитие системы патриотического воспитания, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение следующих задач:

  • воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
  • сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации.

     Центральное место отводится на реализацию социальных проектов:

     2010 – 2011 учебный год –  проект «Танцы народов мира», направленный на воспитание толерантности и национального самосознания, гордости за достижения культуры своего народа. В результате проекта учащимися были созданы информационные буклеты, бюллетени, исследовательские работы с мультимедийными презентациями. Материал размещен на сервере «Вики-Владимир».

     2009 – 2010 учебный год – проект «Река памяти», посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Данный проект построен на тесном сотрудничестве с Домом Культуры и администрацией Боголюбовского сельского поселения. В результате проекта учащимися школы созданы мультимедийные презентации о ветеранах и малолетних узниках концлагерей в годы Великой Отечественной войны; оформлена передвижная экспозиция «Река памяти», которая была представлена на вручении медалей ветеранам войны и труженикам тыла, посвященном 65-летию Победы; созданы дидактические пособия к урокам истории, факультативному курсу «Наш край». Актуальность данного проекта очевидна. Он вызывает интерес молодого поколения к изучению исторического наследия малой родины, учит быть ответственными за судьбу своей Родины, помогает сохранить в памяти имена земляков-ветеранов Великой Отечественной войны, героические страницы событий войны.

     С данным материалом учащиеся школы выступали на районной акции «Я гражданин России», где заняли призовое 3 место. В областном конкурсе социальных инициатив молодежи на селе «Милый сердцу уголок» стали лауреатом (грант 8000 рублей).

     2008 – 2009 учебный год – проект «Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных…». Обращение к данной теме проекта продиктованы теми изменениями, которые происходят в обществе в последнее время: духовное безразличие и пассивность современных подростков, забвение национальных традиций в обществе и в семье, предпочтение материального духовному, нравственному и интеллектуальному.

     В результате проекта учащимися школы созданы мультимедийные презентации краеведческого материала, используемого как дидактическое пособие к урокам истории, факультативу «Наш край». В ходе проекта исследована история храмов: Церковь Ильи Пророка с. Нового, Церковь Флора и Лавра с. Суворотское, Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с. Суромна, Церковь Николая Чудотворца с. Ославское, Церковь Иоакима и Анны п. Боголюбово.

     С данным материалом учащиеся школы выступали на районной акции «Я гражданин России», где заняли призовое 5 место, в конкурсе стендов в номинации «Оформление  проекта» – 4 место.

     Традиционно в школе каждый год проходит декада по краеведению «С любовью к Отечеству» с 1 декабря по 10 декабря для учащихся 1 – 11 классов. В рамках декады в 2010 – 2011 учебном году проводились мероприятия: исторический конкурс «Как увлекательна история Отечества», театрализованное представление «Память, которой не будет конца», выступление членов краеведческого кружка с материалами исследовательской работы «Судьбы, опалённые войной», занявшей на районной краеведческой конференции 4 место (руководитель исследовательской работы Смолякова Н.А.), выставка литературы в школьной библиотеке, конкурсы рисунков, тематические классные часы.

     Особое внимание в 2009 – 2010 учебном году уделялось 65 годовщине победы в Великой Отечественной войне. В школе был разработан целый ряд мероприятий, посвященный этой дате.  7 мая проходил единый день, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне с целью усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому. Были проведены: выступление драматического кружка с отрывком из произведения А.Т. Твардовского  «Василий Теркин» (руководитель Томникова М.В.), выступление детского объединения «Колесо истории» (руководитель Смирнова Е.Н.) с инсценировкой «Цена победы», деловая игра «Дорогами войны» для учащихся 5 – 11 классов, игра-путешествие «Перелистывая страницы истории» для учащихся 1 – 4 классов.

     Реализуя направление «Я и Мир», поставлена цель: создание условий для самореализации личности, воспитание целостного миропонимания.

     В 2002 году в школе создано детское объединение «Альтаир». На школьной конференции учащихся (5 – 11 классы) выбирается лидер школьного детского объединения «Альтаир». Ежегодно в ноябре проходит традиционный праздник «Пусть загорится звезда Альтаир», в котором учащиеся 5 класса вступают в школьное детское объединение, а для учащихся младших классов организуется игра «Путешествие по Солнечной стране». Деятельность ШДО направлена на формирование правовой, политической культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности, общечеловеческих норм гуманистической морали; приобщение учащихся к нравственным традициям народа.

     Реализуя направление «Я и Здоровье», школа решает задачи программы «Мы выбираем здоровье».         

     Исходя из цели программы по созданию условий для формирования основ культуры здоровья и его социальной значимости для учащихся, потребности в саморегуляции и физическом совершенствовании, мы реализуем следующие задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, освоение навыков здорового образа жизни;
  • выявление одарённых детей, обладающих уникальными физическими способностями, содействие полному их раскрытию;
  • привлечение учащихся к соревнованиям и конкурсам;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
  • установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам профилактики заболеваний.

     В 2005 году в школе создана творческая группа «Здоровье», цель которой – создание условий, способствующих формированию навыков и потребностей в здоровом образе жизни всех участников образовательного процесса; составлена программа «Мы выбираем здоровье». Деятельность группы проходит в двух направлениях: профилактическом и организационном. Содержание профилактического направления: оздоровительные мероприятия средствами физической культуры, пропаганда здорового образа жизни через беседы, лекции на уроках и классных часах, уроки здоровья, выпуск санитарных бюллетеней, сотрудничество с медико-психологическими службами. Организационное направление по реализации программы предполагает привлечение к участию в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни, учащихся, педагогов, медицинского работника, родителей в соответствии с их запросами и интересами.

     Ежегодно в школе проходят декады по здоровью, по профилактике наркомании и токсикомании. Целью проведения декады по здоровью является формирование и развитие у детей представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни. В эти дни на уроках, переменах, во внеурочной деятельности используются средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся: физические упражнения и игры, самотестирование, уроки на природе, прогулки в парк с игровой программой. В результате учащиеся имеют возможность реализовать свои двигательные, творческие, организаторские, коммуникативные способности. Дни здоровья являются проверкой на физическую зрелость, выносливость и психологическую устойчивость и становятся важным показателем и необходимым звеном в цепи продвижения детей к здоровому образу жизни. Ежегодно 7 апреля в школе проходит Всероссийский день здоровья. По традиции в этот день организуются веселые старты между учащимися 9 – 11 классов и учителями школы.

     Пропаганда здорового образа жизни проводится и в форме декады по профилактике наркомании и токсикомании. Для учащихся 1 – 4 классов организуется игра «Путешествие на корабле Здоровье». Цель игры – формирование потребности в здоровом образе жизни, умения получать радость и удовлетворение без ПАВ и умения защитить себя в трудной ситуации. Во время игры дети путешествуют на острова: «Ошибок», «Чувств», «Мультяшек», «Здоровячков и хлюпиков», «Хорошо-плохо», «Танцевальная мозаика», а также принимают активное участие в выставке рисунков о здоровом образе жизни, которая оформляется под названием «Гигиеническая мозаика». Для учащихся средних классов предлагается оформить «Забор гласности», где необходимо продолжить два высказывания: «Я считаю, что для здоровья вредно...», «Я считаю, что для здоровья полезно...». По результатам ежегодного мониторинга учащиеся начальных классов, прежде всего, выбирают хорошее здоровье, а количество курящих детей за последние три года снизилось на 2%.

     Проектная деятельность как возможность реализоваться потребности ученика в создании новых образов и реальных продуктов деятельности путем планирования, прогнозирования, моделирования стала приоритетом по пропаганде здорового образа жизни в школе. Ребята старших классов в 2008 году работали над проектом «Жизнь над пропастью». Учащиеся определили проблему: «Школа друг или враг наркотикам?» и выдвинули гипотезу: «Профилактическая работа в школе препятствует распространению наркомании». В ходе работы учащиеся 7 – 11 классов ответили на проблемные вопросы: «Наркомания и курение – это одно и тоже? Нужна ли наркоману помощь? Чем опасен наркотик и к чему приводит его употребление? Какие специалисты участвуют в профилактике наркомании? Какой вклад может внести каждый ученик, чтобы остановить наркоманию?». В результате проектной деятельности ученики составили мультимедийные презентации и подвели итоги исследовательской работы.

     Реализация программы «Я и Семья» строится на взаимодействии семьи и школы с учетом запросов и интересов родителей и учащихся. Целью является осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека через:

  • создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивного влияния на формирование у детей и родителей семейных ценностей;
  • преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях;
  • создание условий для духовного общения детей и родителей.

     Традиционно в школе проводится КТД для учащихся 1 – 11 классов с привлечением родителей:

     2008 – 2009 учебный год – КТД «В вихре вальса», целью которого являлось изучение истории вальса и представление танцевального номера;

     2009 – 2010 учебный год – КТД «Из истории танца», в ходе которого учащиеся изучили историю современного танца и на заключительном этапе КТД представили танцы: чарльстон, ча-ча-ча, танго, вальс, рок-н-рол, твист, ламбада;

     2010 – 2011 учебный год – КТД «Танцы народов мира», в результате учащиеся исполняли народные танцы (хоровод, барыня, кадриль, лезгинка, сиртаки, белорусская полька, гопак) в национальных костюмах.

     Мероприятия имели положительный отклик со стороны учащихся и родителей.

     Ежегодно в рамках празднования Широкой масленицы в школе проводится Ярмарка, на которой учащиеся совместно с родителями выставляют «на продажу» кулинарные изделия, поделки, рукоделие. Фольклорное объединение «Забавушки» готовит представление для учащихся 1 – 11 классов. В апреле традиционно организуются соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

     Для улучшения взаимодействия с родителями проводятся тематические общешкольные  родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы  духовно-нравственного воспитания современного школьника,  правовые взаимоотношения семьи и школы; осуществляется знакомство с новыми направлениями воспитания и образования (концепция «Наша новая школа»), с изменениями в системе образования (проведение ЕГЭ, ГИА с участие ТЭК, введение ФГОС второго поколения), презентация школьных социальных проектов.

     Учащиеся школы принимают активное участие в учебно-опытной работе на пришкольном участке, в облагораживании территории и ремонте школы. В период летних каникул 2009 – 2010 учебного года от Центра занятости населения (г. Суздаль) было трудоустроено 20 человек, из них 6 человек работало в летнем оздоровительном лагере «Солнышко», 14 человек – в ремонтной бригаде. По сравнению с прошлым годом количество трудоустроенных подростков выросло в 2 раза.

     Ежегодно силами учащихся и коллектива школы проводится большая работу по благоустройству села (очистка дорог, уборка территории вокруг памятника, храма и школы).

     Обучающиеся школы охвачены разнообразными видами внеурочной деятельности. В школе создана широкая сеть кружков и секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.

     Основной целью работы педагогов дополнительного образования является обеспечение самоопределения и самореализации ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями.

     В период с 2006 по 2011 год наблюдается положительная динамика количества объединений дополнительного образования и спортивных секций (с  4 до 11) и доля обучающихся, охваченных  дополнительным образованием (с 25% до 70%), в том числе, количество учащихся 1 ступени увеличилось в 4 раза, учащихся 2 ступни – в 1,8 раза, учащихся 3 ступени – в 3,8 раза.

     Программы дополнительного образования разработаны по разным направлениям: туристско-краеведческое, спортивное, культурологическое, техническое, предметное, экологическое, художественное творчество. Руководители объединений дополнительного образования используют в своей работе государственные и авторские программы, которые соответствуют требованиям к программам дополнительного образования и Закону Российской Федерации «Об образовании».

    Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Моя малая родина – село Новое» Смолякова Надежда Александровна в 2009 – 2010 учебном году стала победителем в 1 районном конкурсе авторских программ дополнительного образования детей.

     За достижения в учебной и внеучебной деятельности учащиеся школы награждаются грамотами, призами, отмечаются благодарностями, данные поощрения заносятся в личное дело обучающихся.

     Система профилактической работы школы по предупреждению правонарушений строится по следующим направлениям:

  • организационно-административная работа;
  • деятельность психологической службы;
  • работа с учащимися;
  • работа с неблагополучными семьями;
  • организационно-педагогическая работа с педагогическим коллективом;
  • просветительская работа с родителями.

     В школе работает комиссия по предупреждению правонарушений. Заседания проходят 1 раз в месяц, а также внеплановые заседания – по мере необходимости.

     В период с 2006 по 2011 год в 2 раза (с 8 до 4) уменьшилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете, 1 из которых из семьи, состоящей на учете в едином банке данных, находящихся в социально-опасном положении. За последние 4 года обучающимися школы не было совершено преступлений, но увеличилось количество правонарушений (с 1 до 2 человек).

     С данной категорией учащихся ведется профилактическая работа: у них есть наставники из числа учителей  школы и правоохранительных органов (инспектора ПДН, участкового ПОМ), Совет профилактики организует встречи обучающихся и родителей с работниками Боголюбовского ПОМ, школьным психологом. Школа сотрудничает с реабилитационным центром с. Сеславское.

     Работа школы по реализации воспитательной системы отличается целенаправленностью, наличием специфичных, характерных для нашей школы форм внеурочной деятельности. Однако, следует отметить, что задачи воспитательной системы не полностью реализованы. Необходимо продолжить работу по формированию у детей способности адекватно оценивать свои действия и поступки в соответствии с общепринятыми духовно-нравственными ценностями.