Главные вкладки

    Консультации наших педагогов.


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 368» г. Перми

    Организация экспериментальной деятельности

    с детьми 4-5 лет в процессе знакомства

    со свойствами материалов

    Составила воспитатель

    высшей квалификационной

    категории Назарова Л.П.

    Пермь, 2013 г.

    Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму.

    Китайская пословица.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся  жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

    Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Приказ № 655 от 29.04.2008 г. говорит о построении образовательного процесса только на адекватных возрасту формах работы с детьми, а таковыми в полной мере мы считаем как игру, так и экспериментальную деятельность.

    Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

    Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопрос «как?» «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное образование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

    Познавательная активность ребенка, направленная на исследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Роль воспитателя – поддержать этот интерес с помощью разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, восприятием художественной литературы. Для этого целесообразно проводить познавательные игры – занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок какого-либо познавательного материала, куда включаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.

    Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегративного подхода к организации  образовательного процесса. Только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним. Поэтому целесообразно содержание работы по освоению детьми образовательной области «Познание» интегрировать с освоением областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Таким образом, задачи познавательного развития детей решаются интегративно, в ходе освоения всех образовательных областей , наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

    Педагогу необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок - взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

    К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, который получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются.

    Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься непривлекательным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается. Объем памяти изменяется несущественно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства («подсказкой» могут выступать карточки, схемы или рисунки).

    Экспериментирование не предполагает обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Оно может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух или более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форме организации работы с воспитанниками. Под самостоятельнойдеятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами и родителями предметно-развивающей среды (лаборатория, уголок природы, коллекции насекомых, пуговиц, тканей, салфеток, точилок, создание семейных альбомов:«Лето на море», «Мое хобби», «Прощай, лето красное» и т.п.), обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

    Взвесив все «за» и «против», мы составили тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей 4-5 лет. Затем разработали алгоритм подготовки и структуру совместной опытно-экспериментальной деятельности (Приложение №1).

    Основной целью данной работы является развитие познавательной активности, расширение кругозора дошкольников, развитие умений находить решения возникших проблем, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, формулировать выводы, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, связывать между собой результаты наблюдений и исследований.

    Особое внимание хотелось бы уделить постановке проблемной задачи при организации экспериментальной деятельности с детьми.

    Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей.

    Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

    Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает пробуждение побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности. Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперименты.

    Воспитатель организует познавательную, коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы с элементами дискуссии, развивает соответствующие мыслительные операции, выявляет отношения ребенка к происходящему.

    Подводя воспитанников к открытию новых представлений в поиске ответа на вопрос, воспитатель сначала предлагает подумать , делает паузу, задает вопросы об изменении внешнего вида, состояния наблюдаемого объекта (в зависимости от возможностей ребенка). Побуждает устанавливать связь наблюдаемых изменений.

    Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковый) метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

    Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. В своей речи мы использовали выражения: «Подумаем вместе», «У меня есть такое предположение о причинах изменения…», «Думаю так, как ты», «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль…», и т.д. Воспитатель не дает готовых ответов, а побуждает самостоятельно находить соответствующие предположения. Он дает возможность каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.

    Если ребенок ошибся, воспитатель говорит: «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушай, как думают другие ребята», или «Кто думает иначе?», «Объясни, почему ты так думаешь?». Если какой-то ребенок не включается в рассуждения, воспитатель говорит: «Ведь ты знаешь ответ. Скажи мне на ушко» или «Подумаем вместе…» и т.д.

    Педагог дает ребенку возможность самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение («Могу, мое мнение уважают»). Он побуждает детей к анализу и самоанализу («Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку зрения»). У детей снимется страх перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.

    Напомним, что наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент.

    Процедура фиксации является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение  с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, и тогда эксперимент приобретает завершенность. Во время фиксации воспитатель широко применяет индивидуальный подход к детям. Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача воспитателя неизмеримо сложнее: он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел все это делать.

    Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы: дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.



    Предварительный просмотр:

    АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ

    СОВМЕСТНОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Выбор объекта исследования.
    2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
    3. Определение типа, вида и тематики экспериментирования.
    4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
    5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
    6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
    7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
    8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
    9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
    10. Прогнозирование результата.
    11. Закрепление последовательности действий.
    12. Закрепление правил безопасности.

    СТРУКТУРА СОВМЕСТНОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
    2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
    5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
    6. Наблюдение результатов эксперимента.
    7. Фиксирование результатов эксперимента.
    8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).