Образование

Подраздел "Образование"

  • Основные цели и задачи ДЮЦКО «Галактика»
  • Организация образовательного процесса  
  • Образовательная программа учреждения    
  • Учебный план 2019-2020 МБОУ ДОД ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги
  • Информация о реализуемых образовательных программах Центр - для просмотра этих документов перейдите по ссылке

 

Уровень образования - дополнительное образование

Формы обучения

Обучение в Доме творчества осуществляется в очной форме.

Нормативные сроки обучения

Продолжительность обучения по дополнительным общеобразовательным программам Дома творчества составляет от 1 года до 3 лет и зависит от времени поступления детей, выбора обучающимися уровня содержания программы и форм обучения.

Информация о языках, на которых осуществляется образование (обучение)

Образовательная деятельность Дома творчества осуществляется на государственном языке Российской Федерации (русский).

Обучение детей с ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов Дом творчества организует образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в Доме творчества, так и по месту жительства.

Стипендии, меры социальной поддержки.

 

Не предусмотрены.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

ДЧ-И (О, Г, С, У)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          Утверждаю:

Директор  МБОУДО

     ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги        

    _________ А.Ю.Кононова

Р А С П И С А Н И Е

занятий  в объединениях МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г.Калуги ( НСП «Гармония» ул.Мира, д.7а)

 на 2 полугодие   2019 -2020 учебного года

Объединение

Ф.И.О педагога

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Клуб

«Пресс-центр»

Белокопытова

И.А.

16.20-17.05

17.15-18.00

18.10-18.55

18.05-19.50

15.30-16.15

16.25-17.10

17.20-18.05

18.15-19.00

15.30-16.15

16.25-17.10

17.20-18.05

18.15-19.00

Выходной

Выходной

«Самоделкин»

Антонова Л.И.

15.00-15.45

15.55-16.40

14.30-15.15

15.25-16.10

10.00-   10.45

10.55-11.40

11.50-12.35

12.45-13.30

Выходной

Клуб

«Живая планета»

Антонова Л.И.

Выходной

16.50-17.20

17.30-18.00

18.10-18.55

19.05-19.50

16.20-17.05

17.15-18.00

18.10-18.55

19.05-19.50

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

17.15-18.00

18.15-19.00

19.10-19.55

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

17.15-18.00

18.10-18.55

13.40-14.25

14.35-15.20

15.30-16.15

Выходной

Объединение

Ф.И.О педагога

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Клуб любителей животных

Лубчинская Н.С.

17.00-17.45

17.55-18.40

18.50-19.35

17.00-17.45

17.55-18.40

18.50-19.35

10.00-10.45

10.55-11.40

11.50-12.35

12.45-13.30

13.40-14.25

14.35-15.20

Изостудия»

Метаморфозы»

Федина Г.И.

15.15-16.00

16.10-16.55

17.05-17.50

18.00-18.45

18.55-19.40

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.05

17.15-18.00

18.10-18.55

Выходной

15.15-16.00

16.10-16.55

17.05-17.50

18.00-18.45

15.15-16.00

16.10-16.55

17.05-17.50

18.00-18.45

18.55-19.40

Выходной

10.00-10.30

10.40-11.10

11.20-12.05

12.15-13.00

13.10-13.55

14.05-14.50

15.00-15.45

15.55-16.40

16.50.-17.35

НТМ

Курец

Н.С

12.25-13.10

13.20-14.05

14.30-15.15

15.25-16.10

Уроки космоса

Травин

А.В.

12.25-13.10

13.20-14.05

Объединение

Ф.И.О педагога

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Шахматный клуб

Азаев

В.А.

14.30-15.15

15.25.-16.10

16.20-.17.05

Робототехника

Симоненко А.В.

14.15-15.00

15.10-15.55

16.05-16.50

Данс-театр

Бракк

Т.А.

14.30-15.15

15.25-16.05

Удивительное рядом

Дедкова

О. С.

15.00-15.45 15.55 -16.40

16.00-16.45  16.55 -17.40

15.00-15.45 15.55 -16.40

Занимательная экология

Ганчева

О. В.

15.15-16.00

16.10- 16.55

17.05-17.50

18.00-18.45

История Калужского края

Хлопкова С. Е.

14.30-15.15

15.25- 16.10

14.30-15.15

15.25- 16.10

Занимательная информатика

Ульянов

 А. П.

15.30-16.15

16.25-17.10

Журналистика от А до Я

Демидова И. П.

15:30 - 16:15

16:25 - 17:10

Объединение

Ф.И.О педагога

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Театральная студия «Гипербола»

Демидова И. П.

15:30 - 16:15

16:25 - 17:10

Спортивное ориентирование

Глухов

А. Н.

9.00 – 9.45

9.55 -10.40

11.00 – 11.45

11.55 -12.40

13.00 – 13.45

13.55 -13.40

9.00 – 9.45

9.55 -10.40

11.00 – 11.45

11.55 -12.40

Театральная мозаика

Маринина Н. В.

14:45-15:30

15:40-16:25

14:45-15:30

15:40-16:25

14:45-15:30

15:40-16:25

Рукодельница+

Петрушина Н. Н.

13.40-14.25

14.35-15.20

10.00 -10.45

10.55 -11.40

11.50-12.35

12.45-13.30

Метафора

Халимова

А. О.

14:40-15:25

14:40-15:25

14:40-15:25

14:40-15:25

14:40-15:25

14:40-15:25

Краеведение

Хохлова

 В. П.

13.45-14.30

14.40-15.25

13.45-14.30

14.40-15.25

13.45-14.30

14.40-15.25

Спортивный туризм

Минаев

В. В.

16.10-16.55

17.05-17.50

16.30-17.15

17.25-18.10

18.20-19.05

19.15-20.00

14.30-15.15

15.25-16.10

16.20-17.10

17.15-18.00



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» города Калуги

.                                                                                            

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБОУДО  ДЮЦКО

«Галактика»» г. Калуги

протокол № ___ от «_____»_________2019г.

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                   приказом директора

№_________ от  «___»_________2019г.                                                                                              

Директор  МБОУДО

ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги

_______________А.Ю. Кононова

Календарный учебный график

на 2019-2020 учебный год

муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования

детско-юношеского центра космического образования «Галактика»

города Калуги

Калуга, 2019 г.

1. Пояснительная записка

                   Годовой календарный учебный график является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательной деятельности, обеспечивает эффективность работы учреждения, оптимальные условия для всех участников образовательных отношений.

        График учитывает полный годовой объём часов, определённый учебным планом, индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности учащихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. г. Адреса осуществления образовательной деятельности:

г. Калуга, ул. C-Щедрина, д. 66

г. Калуга, ул. ул. Академическая, д. 6

г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 12

г. Калуга, ул. Мира, д. 7а.

        Нормативным основанием для составления годового календарного учебного графика МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги (далее – Центр) являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)

- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (№ 204 от 7 мая 2018 г.)

- «Концепция развития дополнительного образования детей» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)

- План основных мероприятий до 2020 года, проводимых, в рамках Десятилетия детства (утвержден распоряжением Правительства российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р)

- План по реализации в Калужской области Десятилетия детства, объявленного в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»

- Лицензия на право образовательной деятельности

- Устав МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги

- Локальные акты МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги

        Годовой календарный учебный график рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора Центра.

2. Продолжительность учебного года

        Учебные занятия в Центре начинаются 01.09.2019г. Для объединений, организованных на базе общеобразовательных учреждений учебный год начинается с 01.10.2019г. Заканчиваются занятия 31.05.2020г. Продолжительность обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам – 36 учебных недель.

        С 1 июня по 31 августа Центр на основании приказа директора Центра переходит на летний режим работы. Во время каникул детские объединения работают по основному или временному расписанию, утвержденному директором, с учетом учебной нагрузки педагогов дополнительного образования. В каникулярный период могут быть организованы временные досуговые площадки, профильные лагеря и лагеря летнего оздоровительного отдыха с дневным пребыванием детей, совместные мероприятия с родителями, экскурсии, иные вариативные формы работы. Продолжительность обучения в летний период – до 6 недель.

Осенние каникулы

28.10.2019-04.11.2019

Зимние каникулы

30.12.2019-08.01.2020

Весенние каникулы

23.03.2020-29.03.2020

Дополнительные каникулы (1-е классы)

10.02.2020-16.02.2020

3. Регламент образовательного процесса

        Продолжительность учебной недели составляет 7 дней.

        Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ.

        Занятия в группах и объединениях проводятся по рабочим программам в форме учебных занятий. Родительские собрания проводятся согласно планам работы педагогов, но не реже 2 раз в год.

        Учебная нагрузка регламентируется учебным планом согласно плана комплектования. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, продолжительность обучения, а также продолжительность занятий в объединении определяется дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

        Организация образовательной деятельности регламентируется расписанием занятий объединений, утвержденным приказом директора Центра.  Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, при этом учитывается мнение педагогических работников, учащихся и родителей (законных представителей) учащихся.

        Продолжительность занятий выстроена согласно правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14:

- для детей дошкольного возраста – 5-7 лет – 30 мин.

- для детей школьного возраста – 7-18 лет – 45 мин.

Перерыв для отдыха детей между каждым занятием не менее 10-15 минут.

Начало учебных занятий – с 8.00, окончание учебных занятий – в 20.00.

        В Центре установлено круглосуточное дежурство по сменам: 8.00-14.00, 14.00-20.00 – администрация Центра и дежурный администратор, 20.00-8.00 – сторож. График дежурства утверждается директором Центра.        



Предварительный просмотр:

Банк образовательных программ

МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги НСП «Гармония»

Техническая направленность

Занимательная информатика. Модифицированная. Базовый.

7-14 лет. 2 года

Совместитель. СОШ № 43

Ульянов Александр Петрович

Формирование элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений учащихся с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Самоделкин. Модифицированная. Базовый.

7-14лет. 2 года

Штатный

Антонова Лидия Игоревна

Изготовление сувениров, поделок из природного материала. Использование для поделок бросового материала (пластиковые бутылки, капроновые колготки, консервные банки и т.д.) для сохранения природных ресурсов.

Программа содержит следующие модули: «Аппликация», «Бумага и бумагопластика», «Природный материал», «Новая жизнь газеты», «Конструирование».

Особенностью программы является её экологическая направленность.

Социально-педагогическая направленность

Журналистика от А до Я. Модифицированная. Базовый.

11-16 лет.2 года

Совместитель. СОШ № 43

Демидова Ирина Петровна

Предназначена помочь подросткам верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений  и нацелена  на  формирование  творческой  индивидуальности,  приобретение ребенком  основ  профессии  журналиста,  умение  увидеть  вокруг  себя  свежую тему,  выработать  интересную  идею,  оригинальное  воплощение.

От слова к делу. Авторская. Базовый.

11-16 лет.3 года

Штатный

Белокопытова Ирина Александровна

Особенность данной программы в соединении знаний из разных областей, связанных с работой со словом. Существующие программы касаются какого-либо одного вопроса: кружок «Словотворчество», «Видеостудия» или «Основы риторики» и др. Из всего многообразия программ по журналистике, словотворчеству и т. д. выбраны те темы, которые могут иметь практическую значимость для учащихся.

Программа содержит следующие модули: «Тележурналистика», «Основы риторики», «Студия REC», «Проба пера», «Основы информационной культуры», «Лаборатория делового человека», «Газета «Пресс-центр сообщает…», «Мульти-пульти», «Тайм-менеджмент», «Основы кинорежиссуры», «Личный кабинет».

Естественнонаучная направленность

Мир вокруг нас. Модифицированная. Базовый.

7-11 лет. 3 года

Совместитель. НСП.

Лубчинская Наталья Сергеевна

 Взаимодействие с природой можно организовать как в естественных, так и в искусственных условиях. Большое значение имеет взаимодействие с природными объектами для детей с эмоциональными расстройствами, детей из неблагополучных семей. Уход за четвероногими питомцами приучает детей к ответственности, учит заботиться не только о себе, но и о других. Ребёнок привыкает уважать потребности живого существа, учится общаться и приспосабливаться к жизни. Животные хорошо чувствуют любовь и отвечают детям привязанностью. Ребёнок рядом с ними понимает, что он любим и нужен, что так важно для замкнутых, чем-то напуганных или стеснительных детей.

Экотопик. Модифицированная. Стартовый.

5-10 лет. 1 год

Штатный.

Антонова Лидия Игоревна

Данная программа базируется на знаниях, полученных детьми на занятиях в средней группе детского сада, и в то же время обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников по предмету «Окружающий мир». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Экология от А до Я. Модифицированная. Базовый.

7-10 лет. 2 года

Штатный.

Антонова Лидия Игоревна

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности и творчество. Важность таких практических занятий, как экскурсии, состоит в том, что в процессе наблюдения окружающей среды ребёнок изменяет восприятие мира, меняется качество восприятия; оно становится более широким, многомерным. 

Биосфера и человек. Модифицированная. Продвинутый.

13-17 лет. 3 года

Штатный.

Антонова Лидия Игоревна

Программа рассчитана преимущественно на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, а также на учащихся, которые собираются поступать в средние специальные и высшие учебные заведения с биологическим профилем. Предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы правильно ориентироваться в области биологической науки и работать в «пограничных с биологией областях». Большое внимание отводится проектной и исследовательской деятельности.

Художественная направленность

Палитра. Модифицированная. Стартовый.

5-6 лет. 1 год

Штатный.

Федина Галина Ивановна

Программа «Палитра» рассчитана на детей дошкольного 5-6-летнего возраста. В результате занятия изобразительным творчеством у детей развивается наблюдательность, фантазия, воображение, усидчивость, коммуникабельность, мелкая моторика рук. Все эти навыки необходимы ребенка для дальнейшего обучения в школе и дополнительным образованием. Программа построена с учетом содержания программы естественнонаучной направленности «Экотопик». На занятиях экологической направленности дети знакомятся с научно-исследовательской стороной окружающего мира, а  на занятиях художественной направленности  - с эмоционально-художественным образом окружающего мира.  Таким образом, у ребёнка создаётся целостное представление о мире, в котором он живет.

Калейдоскоп+. Модифицированная. Базовый.

6-16 лет. 3 года

Штатный.

Федина Галина Ивановна

Программа имеет художественную направленность в области изобразительного творчества и способствует развитию художественных способностей, художественно-эстетического вкуса, эмоционального восприятия и образного мышления, готовит учащихся  к постижению мира изобразительного искусства,  способствует творческому подходу в решении изобразительных задач, формирует стремление воссоздать образ воспринимаемого мира. Необходимые знания и умения даются в процессе творческой деятельности. Программа  содержит следующие модули: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, керамика и мелкая пластика, роспись ткани (батик), мозаика, техническое рисование, проектная деятельность.

Школа мастерства Модифицированная. Продвинутый.

8-16 лет. 3 года

Штатный.

Федина Галина Ивановна

Содержание программы ориентировано на   активизацию творческого потенциала обучающихся, их самореализацию и самоутверждение  в процессе участия и возможных побед  в конкурсах  различного уровня, участие в научно-практических конференциях и профессиональное самоопределение обучающихся. Углубленное изучение основ изобразительного творчества, проектная работа, работа в программе Power Point, CorelDRAW, Adob Photosop (для дизайнеров). Программой предусматривается обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Рукодельница+. Модифицированная. Базовый.

7-15лет. 3 года

Совместитель. СОШ 31

Петрушина Нина Николаевна

Рукоделие служило и служит одной из составляющих традиции, в том числе и семейной, и в таком качестве оно поддерживает преемственность поколений, передачу творческого опыта. Кроме того, знание технологий изготовления, возможность самостоятельно подбирать материалы, формирование цветовых предпочтений порождает более критичную оценку вещей промышленного производства, поиск способов их доработки и индивидуализации, если они того требуют. Для ребенка рукоделие – один из важнейших путей развития творческого мышления, мелкой моторики рук, возможность самостоятельно создать действительно нужную вещь, ощутить себя взрослым, творцом своего собственного жизненного пространства, чего порой не могут дать развивающие игры.

Театральная мозаика. Модифицированная. Базовый.

12-13 лет. 3 года

Совместитель. СОШ 31

Маринина Нина Васильевна

На занятиях дети получают возможность лучше познакомиться друг с другом, раскрепоститься, снять напряжение, проявить свои способности и таланты. У учащихся формируются техника и культура речи, они получают возможность проверить себя в разных обстоятельствах, сформировать навыки конструктивного поведения, сотрудничества.

        Программа предназначена для детей 12-13 лет, проявляющих интерес к театральному искусству. Программа включает в себя тематические блоки: актерское мастерство; сценическая пластика; сценическая речь.

Театральная студия. Модифицированная. Базовый.

11-18 лет. 3 года

Совместитель. СОШ 43

Демидова Ирина Петровна

На занятиях ребенок проигрывает множество ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. В дальнейшем идет формирование чувства сопричастности ко всему происходящему на Земле, что помогает ребенку понять окружающую его жизнь и, быть может, разрешить противоречия между внутренним миром и действительностью. Дети учатся правильно вести себя на сцене, правдиво действовать, быть искренними, хорошо говорить и двигаться, верно выполнять сценические задачи.

Диалог. Модифицированная. Базовый.

11-18 лет. 3 года

Совместитель. СОШ 31

Степцова Анна Олеговна

Программа включает в себя следующие формы работы: тренировочные игры; проведение мастерских; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений, а также изучение литературных жанров, написание творческих работ.

Туристско-краеведческая направленность

Спортивное ориентирование. Модифицированная. Базовый.

12-17 лет. 3 года

Совместитель. СОШ 43

Глухов Андрей Николаевич.

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.

 Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека. Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок.

Занятия ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.

Спортивный туризм. Модифицированная. Базовый.

12-17 лет. 3 года

Совместитель. СОШ 10

Минаев Владимир Валерьевич

Занятия туризмом позволяют решать воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития учащихся. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию и взаимопомощи.

        Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы.

Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Основная задача теоретических занятий - дать необходимые знания об истории и развитии туризма, гигиене, медицине и технике безопасности, познакомить с основами топографии, научить чтению карт.

         В практических занятиях, наряду с изучением и совершенствованием специальных умений и навыков, большое внимание уделяется всесторонней физической подготовке, направленной на развитие силы, быстроты, выносливости, координации. Для этого используются как специальные комплексы упражнений, так и подвижные игры.

История Калужского края. Модифицированная. Базовый.

10-14 лет. 3 года

Совместитель. СОШ 43

Хлопкова Светлана Евгеньевна

Программа способствует  накоплению знаний у учащихся о Калужском крае и краеведении и этнографии как науках,  привлекает учащихся  к изучению и исследованию своей малой родины.  Занятия объединения проходят в школьном музее, где изучение истории Калужского края происходит непосредственно при работе с музейными экспонатами и  исторической литературой. В программу включён местный компонент: история дворянских усадеб, знаменитые люди, городища.

Краеведение. Модифицированная. Базовый.

10-14 лет. 2 года

Совместитель. СОШ 31

Хохлова Валентина Павловна

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. В процессе обучения учащиеся  знакомятся с историко - культурным наследием города Калуги, изучают культуру своего народа, прошлое и настоящее своей “малой родины”. Всё это способствует восстановлению духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, воспитывает с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне. Обучение по программе предусматривает лекционные занятия, работу с документами, экскурсии и историко-краеведческие игры.

Программы на платной основе

Стрекоза. Модифицированная. Базовый.

4-6 лет. 1 год

Бракк Татьяна Александровна

Программа реализуется в группе ритмики и танца  для детей дошкольного возраста.

Игровой английский. Модифицированная. Базовый.

7- 10 лет. 2 года

Бакунева Анна Михайловна

В процессе изучения программы учащиеся знакомятся c культурой страны изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники), происходит формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках; формируется готовность к общению на иностранном языке. Развивается техника речи, артикуляция, интонация. Занятия проходят в игровой форме.

Справку составил:                                                                                                                                                                                                                                                    

Зам. директора по УВР МБОУДО ДЮЦКО

«Галактика» г. Калуги  НСП «Гармония»                                                                                                                  И. А. Белокопытова

«31» октября  2019 г.



Предварительный просмотр:

Советы педагогу

1.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

4.Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12.Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

13.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

14.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

 

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛУГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГАЛАКТИКА» ГОРОДА КАЛУГИ

Принята на заседании

методического совета МБОУДО

ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги      

протокол № 1

от « 30 » августа 2018 г.

  Утверждаю

                 Директор МБОУДО

ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги

         _____________ А.Ю.Кононова

     « 1 » сентября 2018 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Самоделкин»

Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации: 2 года

        Автор-составитель:

Антонова Лидия Игоревна,

педагог дополнительного образования

        Калуга, 2018

Пояснительная записка

Актуальность. Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов   для работы. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, нужно чтобы их встречи с природой в этой мастерской стали не просто забавой, заполнением свободного времени, но и интересным делом. Изготовление сувениров, поделок из природного материала - труд кропотливый и увлекательный.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…». Если природный материал соединить с ловкостью рук, то его можно оживить, дать вторую жизнь.

Кроме того, в последнее время очень остро встает вопрос о вторичном использовании и переработке бросового материала (пластиковые бутылки, капроновые колготки, консервные банки и т.д.) для сохранения природных ресурсов. Бросовый материал всегда можно найти, он разнообразен и способствует развитию детской фантазии, воображения, а также приучает обучающегося к бережливости.

Актуальность программы заключается ещё и в том, что даёт возможность не ограничиваться на занятиях с детьми одним направлением деятельности. Модульная структура как нельзя лучше позволяет охватить присущее детям младшего школьного возраста разнообразие творческой деятельности. Разноплановые занятия поддерживают и развивают познавательные интересы учащихся.  Проводятся различные тематические выставки («Вторая жизнь», «Осенний калейдоскоп», «Рождественский венок», «Подарок маме» и др.), не реже раза в четверть.

Отличительные особенности данной программы

Программа является модульной, что позволяет существенно расширить сферу практической деятельности обучающегося. Особенностью программы является её экологическая направленность. При работе с природным материалом, а особенно во время его сбора необходимо соблюдать ряд правил, которые будут способствовать сохранению здоровью ребёнка и биологического разнообразия природных объектов. Кроме того, некоторые модули программы, например, такие как «Новая жизнь газеты», «Вторая жизнь старых вещей», «Пластиковый рай» помогут сохранению не только лесного достояния нашей Родины, но и научат рациональному использованию бросового материала.  

Группы могут быть разновозрастные. Обучающиеся 1-го года обучения (7-9 лет) приобретают навыки базового уровня, в то время как обучающиеся с 10 до 14 лет учатся не только мастерить поделки из бросового и подручного материала, но и приобретают навыки флориста и   дизайнера.

Программа содержит следующие модули на 1 году обучения: «Аппликация», «Бумага и бумагопластика», «Природный материал», «Новая жизнь газеты», «Конструирование»; на 2 году обучения: «Вторая жизнь старых вещей», «Пластиковый рай», «Чудеса из пуговиц», «Фантики, фантики», «Волшебный клубочек».

Данная программа может дополняться другими модулями.

Цель программы — познакомить учащихся с различными техниками и свойствами доступного природного и подручного материала

Задачи:

Предметные

  • Сформировать определенные технические знания, умения, навыки при изучении формы, пропорций, свойств и способов соединения различных предметов друг с другом.
  • Формировать осознанного отношения к последствиям своих действий по отношению к окружающей среде.

Метапредметные

  • Уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • Уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • Использовать различные источники для получения информации и адресата.

Личностные

  • Создать условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • Приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировать совместной работы, соподчинение и контроль своих желаний, согласование с партнёрами по деятельности мнений и действий

Программа рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 7-14 лет.

Наполняемость групп определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей:

Год обучения

1

2

Максимальная наполняемость группы (кол-во человек)

15

10 - 12

Для работы по программе «Самоделкин» принимаются все желающие.

Отличительной особенностью программы являются:

  1. смешанные группы по возрасту: 7 — 9 лет и 10 — 14 лет.
  2. наличие базового и углублённого уровней изучения материала.

Программа может быть реализована как во внешкольных учреждениях (клубы и кружки) под руководством специалистов, так и в школах, классах и группах продленного дня под руководством учителей начальных классов и воспитателей (для базового уровня) и под руководством учителей технологии для более углублённого изучения с приёмами и методами работы с природным и бросовым материалом. Возможности, условия и режим работы в каждом случае разные, и при планировании работы с этим необходимо считаться в первую очередь.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Предполагаемые сроки реализации представлены в таблице:

Программа

Год обучения

Кол-во часов.

Кол-во занятий в неделю

«Самоделкин»

1

144

2 раза в неделю по 2часа

2

216

2 раза в неделю по  3 часа, либо 3 раза в неделю по 2 часа

Учебный план.

модуль

Тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1 год обучения — базовый уровень (даёт минимум знаний)

1.

Природный и подручный материал

1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными материалами.

2

1

1

Беседа, наблюдение, тестирование

2. Виды природного (растительного) материала и его использование  в аппликации.

6

2

4

Наблюдение, тестирование, опытническая и исследовательская  деятельность

3. Сбор и подготовка природного материала к работе.

18

2

16

Наблюдение, тестирование, экскурсии в природу, опытническая и исследовательская деятельность

4. Выполнение работ: эскиз и аппликация по замыслу. Коллаж

14

2

12

Практическая, творческая работа

5. Изготовление паспарту и оформление работ.

4

1

3

Практическая, творческая работа

2

Бумага и бумагопластика

1. Введение. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами

2

1

1

Беседа, тестирование

2. Виды бумаги.

2

0,5

1,5

Беседа, составление коллекции

3. История оригами и базовые формы

4

1

3

Беседа, составление коллекции, тестирование

4.Квадрат как основная фигура оригами.

4

1

3

Беседа, наблюдение, практическая работа

5. Базовая форма «треугольник»

4

1

3

Беседа, наблюдение, практическая работа

6. Базовая форма «двойной треугольник».

4

1

3

Беседа, наблюдение, практическая работа

7. Базовая форма «воздушный змей».

6

1

5

Беседа, наблюдение, практическая работа

8. Базовые формы «дверь» и «книжка»

6

1

5

Беседа, наблюдение, практическая работа

9. Квиллинг.  Инструменты. Основные базовые формы

14

2

12

Беседа, наблюдение, составление коллекции и практическая работа

3.

Новая жизнь газеты

1. Введение. История газеты и журналов.

2

1

1

Беседа, тестирование, наблюдение

2. Знакомство со свойствами и основными характеристиками газетной бумаги и  журнальных листов.

8

2

6

Беседа, наблюдение, составление коллекции и практическая работа

3. Техника ТОРЦЕВАНИЕ

6

1

5

Беседа, наблюдение  и практическая работа

4. Техника БУМАГОКРУЧЕНИЕ

6

0,5

5,5

Беседа, наблюдение  и практическая работа

4.

Конструирование из даров природы

1. Введение. Особенности работы с природным (растительны) материалом.

10

1

9

Беседа, наблюдение, тестирование, практическая работа

2.  Флористика и икебана

6

1

5

Беседа, наблюдение, тестирование, практическая работа

3. Проектная работа

16

4

12

Беседа, наблюдение,  практическая работа

1 год обучения  итого

144

28

116

Участие в конкурсах и выставках

2 год обучения — продвинутый уровень

1.

Вторая жизнь старых вещей

1. Введение. Особенности работы с колюще-режущими инструментами. Виды тканей.

3

1

2

Беседа, наблюдение,  практическая работа

2. Волшебные лоскутки

24

4

20

Беседа, тестирование, практическая работа, участие в выставке «В союзе с красотой»

3. Раз чулочек — два чулочек

18

2

16

Беседа, тестирование, практическая работа,

4. Игрушки из носков и перчаток

24

2

22

Беседа, тестирование, практическая работа.  Индивидуальные проекты «Моя игрушка»

2.

Пластиковый рай

2.1. Введение. Особенности работы с различными видами клея.

3

1

2

Беседа, тестирование, исследовательская работа

2.2. Бижутерия из пластиковых бутылок (броши, колье, браслеты, серьги)

24

1

23

Беседа, тестирование, практическая работа.  Индивидуальные проекты «Украшения своими руками»

2.3. Упаковка для подарка

16

1

15

Беседа, наблюдение, практическая и исследовательская  работа.

2.4. Идеи для вторичного использования пластиковых бутылок.

17

2

15

Беседа, наблюдение, практическая

3.

Чудеса из пуговиц

3.1. Введение. Особенности работы с колюще-режущими инструментами.

3

1

2

Беседа, наблюдение, практическая «Пуговичная коллекция»

3.2. Пуговки в декоративно-прикладном творчестве.

24

1

23

Беседа, тестирование, практическая работа.  Индивидуальные проекты «В пуговичном царстве»

3.3. Создание уникальных пуговиц

24

2

22

Беседа,  практическая работа.  Индивидуальные проекты «Моя первая пуговица»

4.

Фантики, фантики.

4.1. Введение. История возникновения фантиков.

3

1

2

Беседа, «Коллекция фантиков» - практическая работа

4.2. Картины из фантиков

9

0,5

8,5

Беседа,  практическая работа, участие в выставке «Творчество юных».

4.3. Разноцветное плетение

9

1

8

Беседа,  практическая работа, создание поделок для выставки «Творчество юных».

5.

Волшебный клубочек

5.1. История возникновения помпонов

3

0,5

2,5

Беседа,  практическая работа

5.2. Помпонные чудеса.

6

0,5

5,5

Беседа,  тестирование, практическая работа

5.3. Помпонный топиарий

3

0,5

2,5

2  год обучения  итого

216

24

192

Участие в  выставках

Модули взаимосвязаны и могут использоваться по усмотрению педагога и исходя из конкретных условий преподавания. В ходе работы по этой программе учебно-тематический план может корректироваться в пользу интересов детей, физиологических возможностей и т. д.

Основные формы деятельности

В процессе занятий используются различные формы занятий: практические занятия, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, мультимедийные занятия и другие.

Учитывая возраст детей, наряду с групповыми возможны и индивидуальные занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

  1. Модуль «Природный и подручный материал» (42 часа)

Задачи:

1.Научить безопасным приемам работы с инструментом и материалами.

2. Познакомить с приемами сбора и хранения природного материала.

3. Научить использовать в аппликации природный и подручный материал (листья, солому, перья, шестеренки и пр.).

4. Учить выполнять аппликации по готовому эскизу.

Содержание модуля

Тема 1. Введение. Техника безопасности при работе с различными материалами. (1час).

Тема 2. Виды природного материала. Использование природного материала в аппликации. (4 часа).

Тема 3. Сбор и подготовка природного материала к работе.

Теория -  4 часов

Практика – экскурсии в различные биотопы для сбора различного природного материала. (14 часа).

Тема 4. Выполнение работ: аппликация по замыслу. Коллаж.  (4 часа).

Практика: коллаж; выполнение работ в технике аппликация «Осенний калейдоскоп (из листьев, из круп, из семян и комбинирование различных природных материалов в работе). (12 часов).

Тема 5. Изготовление паспарту. (1 час)

Практика: изготовление паспарту  и оформление  работ. (2 часа)

Ожидаемый результат:

В конце курса дети должны:

  • владеть безопасными  приемами  работы с инструментом и материалами;
  • знать способы соединения различных материалов (согласно программе).
  • уметь собирать и хранить природный материал (листья, солома, шишки и пр.);
  • уметь использовать в аппликации природный и подручный материал (листья, солому, ткань, ленты, шестеренки и пр.);
  • уметь выполнять аппликации по готовому эскизу.

2. Модуль «Бумага и бумагопластика» (40 часов)

Задачи:

  1. Познакомить детей с разными видами бумаги технологией ее обработки.
  2. Познакомить с различными техниками при работе с бумагой (оригами, квиллинг)

3. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  1. Формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  2. Учить детей аккуратности правилам безопасного труда.
  3. Познакомить детей с понятием «орнамент».
  4. Развивать воображение, художественный вкус и творческие способности детей.

Содержание модуля

Тема 1. Введение. Техника безопасности на занятиях аппликацией. Материалы и инструменты. (1 час).

Тема 2. Виды бумаги.  (1 час).

Практика: Создание коллекции бумаги. (2 часа).

Тема 3. История оригами. Бумага и виды бумаги для оригами. Инструмент. (1 час).

Тема 4. Квадрат как основная фигура оригами. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. (1час).

Практика: простые базовые фигуры оригами («треугольник», «воздушный змей», «двойной треугольник»). (2 часа).

Тема 5. Инструкционные карты. Базовая форма «треугольник». (1 час).

Практика: Складывание игрушек на основе базовой формы «треугольник» (котенок, собачка, зайка, домик, различные модели рыбок. (2 часа).

Тема 6. Инструкционные карты. Базовая форма «двойной треугольник». (1 час).

Практика: складывание игрушек на основе базовой формы «двойной треугольник» (летучие мыши, ежик, грибок, дерево); аппликации «Осенний пейзаж». (4 часа).

Тема 7.  Инструкционные карты. Базовая форма «воздушный змей». (1 час).

Практика: складывание игрушек на основе базовой формы «воздушный змей» (совы, гусь, лебедь, утка лягушка, бабочка, улитка, рыбка); аппликации «Кто живет в моем дворе». (4 часа). 

Тема 8.  Инструкционные карты. Базовые формы «дверь» и «книжка». (1 час).

Практика: складывание игрушек на основе базовых форм «дверь» (дом, кораблик, лодка); аппликации «Кто живет в моем дворе», иллюстрации к русским народным сказкам. (4 часа).

Тема 9. Квиллинг – история. Бумага в технике квиллинг. Инструменты. Основные базовые формы. (1 час)

Практика: изготовление коллекции базовых форм. (4 часа)

Тема 10. Конструирование из основных форм квиллинга. (1 час)

Практика: выполнение работ по собственному замыслу: (эскиз, подготовка необходимого количества базовых форм для работы, сбор, оформление работы). (8 часов)

Ожидаемые результаты

В конце курса дети:

  • познакомятся с разными видами бумаги технологией ее обработки;
  • научатся аккуратно резать и наклеивать бумагу на основу;
  • познакомятся с понятием «геометрическая фигура» (круг, прямоугольник, ромб, овал, треугольник и пр.);
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой (оригами, квиллинг,  аппликация);
  • усовершенствуют навыки работы с инструментом и материалами.
  • познакомятся с искусством оригами;
  • научатся складывать базовые формы «треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей», «двойной треугольник»;
  • научатся следовать устным инструкциям при выполнении работ;
  • научатся делать игрушки на основе названных базовых форм;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • познакомятся с техникой квиллинг и основными базовыми формами;
  • научаться прикреплять формы на бумагу и скреплять их между собой;
  • научаться составлять композиции в технике квиллинг;
  • начнут овладевать навыками культуры труда.

3.  Модуль «Новая жизнь газеты» (19 часов)

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей появление газеты и различными методиками превращения газеты в креативные вещи.
  2. Познакомить с безопасными приемами работы с инструментом и материалами.
  3. Познакомить детей со свойствами газеты и приемами её обработки.
  4. Дать основы графической грамоты.
  5. Познакомить с понятиями «силуэт», «шаблон».
  6. Познакомить со способами превращения газетной бумаги в бумагу другого цвета.
  7. Познакомить с техниками работы с бумагой: торцевание, бумагокручение (газетные трубочки).
  8. Познакомить с красками и видами покраски газетных трубочек для работы

Содержание модуля

Тема 1. Введение. Техника безопасности при работе с инструментами и газетами (журналами). (1 час).  

Тема 2. Рассказ об истории появления первой газеты, и отличия современных газет от «прародителей». Знакомство с креативными вещами, дающими новую жизнь газетам. (1 час)

Практика: создание упаковочной «креативной» сумочки. (2 часа)

Тема 3. Знакомство со свойствами и основными характеристиками газетной бумаги и журнальных листов. Виды клея, краски для работы и способы обработки указанных материалов для превращения в новую бумагу. (1 час).

Практика: опыты с бумагой, освоение техники и создание своей бумаги.  (4 часа).

Тема 4. Торцевание – история возникновения данной техники. Знакомство с работами, созданными учащихся в данной технике. (1 час)

Практика: создание композиции в данной технике с использованием газет и журналов и оформление работы. (4 часа)

Тема 4. Бумагокручение (газетные трубочки). Знакомство с техникой работы и основными инструментами для создания трубочек из бумаги. (1 час)

Практика: Создание коврика под горячее. (4 часа)

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  • знать безопасные приемы работы с инструментом, красками  и материалами;
  • знать свойства и отличия  материалов (газетного и журнального листа) и приемы их обработки;
  •   знать основные линии чертежа: линия сгиба и линия видимого контура;
  •   знать понятия «силуэт», «шаблон»;
  •   уметь применять известные чертежные инструменты: карандаш, линейка;
  •   Научиться давать новую жизнь газетам и журналам.

4. Модуль «Конструирование из даров природы» (43 часа)

Задачи:

1. Познакомить детей с безопасными приемами работы с инструментом и материалами.

2. Познакомить детей со способами скрепления различных природных материалов между собой.

3.  Познакомить детей со способами и приемами обработки различных природных материалов.

4. Познакомить детей с понятиями: флористика, икебана.

5. Научить работать согласно правилам безопасности с горячим клеем.

6. Познакомить с понятием проект и необходимыми условиями для создания самостоятельного, итогового проекта.

Содержание модуля

Тема 1. Введение. Техника безопасности при работе с инструментами и природными материалами для создания объёмных композиций. (1 час).  

Тема 2. Рассказ о свойствах и применении природного материала. Виды клея для работы с природным материалом. Инструменты и способы обработки указанных материалов, назначение инструментов, правила пользования ими. (1  час).

Практика: опыты по соединению между собой используя различные приемы и клеи природного материала (шишек, веточек, ракушек, перьев и т.д.. (4 часа). Конструирование собственной объемной композиции из природного материала. (4 часа)

Тема 3. Знакомство с историей возникновения флористики и икебаны. Основные приемы и рекомендации для создания композиции из природного материала. (2 часа).

Практика: создание икебаны используя имеющийся растительный материал (4 часа).

Тема 4.  Проект. Необходимые условия для создания индивидуального проекта.  Индивидуальное консультирование и презентация итогового продукта. (6 часов).

Практика: Сбор необходимого материала и создание индивидуального  итогового проекта.  Подготовка презентации (25 часов).

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  • знать безопасные приемы работы с инструментом и материалами;
  • знать свойства различных природных материалов и приемы их обработки;
  •  знать понятия «силуэт», «шаблон», «проект»;
  • уметь выполнять самостоятельно и презентовать проектный продукт.

Содержание программы 2-го года обучения

1.  Модуль «Вторая жизнь старых вещей» (69 часов)

Задачи:

1. Познакомить детей с безопасными приемами работы с иглой  и материалами.

2. Познакомить детей с видами швов.

3. Познакомить детей со способами и приемами обработки края ткани.

4. Познакомить детей с понятиями: лоскутное шитье, кукла Тильда, мандалы, Йо-Йо.

5. Научить работать согласно правилам безопасности с иглой, шилом.

Содержание модуля

Тема 1. Введение. (3 часа). Особенности работы с колюще-режущими инструментами. Виды тканей.  

Тема 2. Волшебные лоскутки. (24  часа).

Виды тканей и способы обработки края. Инструменты необходимые для  обработки указанных материалов и виды швов. Выкройка.  Швейная машинка (строение), правила техники безопасности при работе с электрической швейной машинкой, виды стежков и их назначение, распарыватель. (4 часа)

Практика: опыты соединению между собой различных видов тканей используя различные приемы (вручную и на швейной машинке). Игрушки из фетра и джинсовой ткани. Проектная работа: Моделируем рюкзачок или сумочку. (20 часов)

Тема 3. Раз чулочек — два чулочек (18 часов). Знакомство с историей возникновения чулок и капрона. Основные приемы и рекомендации при работе с капроном. Применение старых колготок. (2 часа).

Практика: Декорируем кашпо, ароматизаторы для кухни, Травянчики, цветы из капрона, коврики. Проектная работа «вторая жизнь капроновых колготок». (16 часов).

Тема 4.  Игрушки из носков и перчаток (24 часа). Приёмы работы с носками и перчатками, методы скрепления, штопаем носки и перчатки. (2 часа).

Практика: котенок из носка, курочка из перчатки. Штопаем носочки и перчатки (виды штопки и приёмы). Проектная работа: игрушка своими руками, декоративная штопка. (22 часа).

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  • знать безопасные приемы работы с иглой;
  • знать свойства различных тканей и приемы их обработки;
  •  знать понятия «выкройка», «лекало», «штопка»;
  • уметь выполнять самостоятельно и презентовать проектный продукт.

2.  Модуль «Пластиковый рай» (60 часов)

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появление пластика, пластиковых бутылок и различными методиками превращения их в креативные вещи.

2. Познакомить с безопасными приемами работы с инструментом и материалами.

  1. Познакомить детей со свойствами пластика и приемами его обработки.
  2. Познакомить со способами превращения покраски пластиковых вещей.
  3. Познакомить с приёмами упаковки подарков с использованием пластиковых вещей.
  4. Познакомить с красками и видами покраски пластиковых элементов для работы

Содержание модуля

Тема 1. Введение. Особенности работы с различными видами клея, утюгом и свечой. (3 часа).  

Тема 2. Бижутерия из пластиковых бутылок (броши, колье, браслеты, серьги). Знакомство с креативными вещами, дающими новую жизнь пластиковым бутылкам. (1 час)

Практика: создание броши, колье из пластика, украшения (кольцо, браслет), миниатюры в серьгах. Проектная работа «Пластиковая бижутерия). (23 часа)

Тема 3. Упаковка для подарка. (1 час).

Практика: украшение готовых пластиковых форм (коробочки из под конфет, мороженного), создание шкатулки из пластиковой бутылки своими руками. Декупаж на пластиковой основе. Топиарии с использованием разноцветных бутылок. (15 часов).

Тема 4. Идеи для вторичного использования пластиковых бутылок. (2 час)

Практика: самостоятельная проектная работа: Создание шкатулки и топиария. (15 часов)

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  • знать безопасные приемы работы с различными видами клея, утюгом,  красками;
  • знать свойства и приемы обработки пластика;
  •    знать понятия «эскиз»;
  •   научиться давать новую жизнь пластиковым бутылкам.

2.  Модуль «Чудеса из пуговиц» (51 час)

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления пуговиц и различными методиками превращения их в креативные вещи.

2. Познакомить с безопасными приемами работы с инструментом и материалами.

3.  Познакомить со способами пришивания и приклеивания, а также их покраской.

4. Познакомить с приёмами упаковки подарков с использованием пластиковых вещей.

5. Познакомить с красками и видами покраски пластиковых элементов для работы

Содержание модуля

Тема 1. Введение. Особенности работы с колюще-режущими инструментами. Сбор ПУГОВИЧНОЙ коллекции (3 часа).  

Тема 2. Пуговки в декоративно-прикладном творчестве. Использование пуговиц с ножками и без (1 час)

Практика: создание браслета, колье из пуговиц. Индивидуальные проекты «В пуговичном царстве». (23 часа)

Тема 3. Создание уникальных изделий из пуговиц. (2 час).

Практика: создание шкатулки из пластиковых форм и декорирование их пуговицами. Топиарии с использованием пуговиц на ножках. Индивидуальные проекты «Моя первая пуговица» (22 часа).

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  • знать безопасные приемы работы с различными видами клея, шилом, иглой, пинцетом, дрелью;
  • знать приемы обработки пластика и дерева для создания индивидуальных пуговиц;
  •    знать понятия «эскиз»;
  •   научиться давать новую жизнь пуговицам.

3.  Модуль «Фантики, фантики» (21 час)

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления фантиков и различными методиками превращения их в креативные вещи.

2. Познакомить с безопасными приемами работы с инструментом и материалами.

3.  Познакомить со способами складывания и крепления фантиков без клея.

4. Познакомить с приёмами создания уникальной упаковки для подарков с использованием фантиков.

Содержание модуля

Тема 1. Введение. История возникновения фантиков. Коллекции фантиков. (3 часа).  

Тема 2. Картины из фантиков (0,5 часа)

Практика: Индивидуальные проекты «В разноцветном царстве фантиков». (8,5 часа)

Тема 3. Разноцветное плетение. (1 час).

Практика: создание браслетов, шкатулки из фантиков. Топиарии с использованием фантиков. Индивидуальные проекты «Разноцветная мозаика»  (8 часов).

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  •  знать историю появления фантиков;
  •  уметь составлять коллекцию фантиков, используя разные классификации;
  •    Обладать чувством цвета;
  •   научиться давать новую жизнь фантикам.

3.  Модуль «Волшебный клубочек» (15 час)

Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления шерстяных ниток и различными видами ниток использующих для вязания в настоящее время.

2. Познакомить с безопасными приемами работы с инструментом и материалами.

3.  Познакомить со способами складывания и крепления фантиков без клея.

4. Познакомить с приёмами создания уникальной упаковки для подарков с использованием фантиков.

Содержание модуля

Тема 1. История возникновения помпонов.  Создание коллекции  ниток для вязания и способы их использования (3 часа).  

Тема 2. Помпонные чудеса (0,5 часа)

Практика: Индивидуальные проекты «Мягкий коврик». (5,5 часа)

Тема 3. Топиарии из помпонов. (0,5 часа).

Практика: создание Топиария из пампонов и проволоки.  (2,5 часов).

Ожидаемый результат

В конце курса дети должны:

  •  знать историю появления шерстяных ниток;
  •  уметь составлять коллекцию и знать свойства современных ниток, используемых для вязания и в декоративно-прикладном творчестве;
  •    обладать чувством цвета;
  •   научиться давать новую старым ниткам.

Условия реализации программы:

Для проведения теоретических занятий необходимы: помещение, мебель, научно-популярная литература, DVD диски, телевизор, видео кассеты.

Для практических занятий потребуется: бумага писчая белая, цветная, картон белый и цветной, краски, кисточки, фломастеры, альбомы, тетради, природный материал, ножницы и клей ПВА и «Момент».

Для наблюдений и практических работ: карандаши, тетради, грабли, лопаты, песок, саженцы, семена цветов.

Для проведения праздников: костюмы, декорации, музыка.

Для отдельных экскурсий необходим транспорт.

Для просмотра научно-популярных фильмов, слайдов  необходим мультимедийный проектор и ноутбук и колонки.

Материальное обеспечение программы

  1. Помещение.
  2. Мебель.
  3. Ножницы, иглы, вязальные крючки - № 10, 12.
  4. Картон , Бумага цветная и белая (тонкая и плотная).
  5. Пуговицы, фантики, шерстянные нитки, газеты, журналы, пластиковые бутылки, лоскутки.
  6. Природный материал: коряжки, веточки, шишки, мох, лишайники, сухие листья и цветы.
  7. Клеёнки, фартуки, тряпки.
  8. Клей «Титан», клеевой пистолет, свечки, спички, проволока.
  9. Калька.
  10.   Карандаши простые, фломастеры.
  11.  Краски гуашевые.
  12.  Нитрокраска, нитролак.

Техническое обеспечение:

1.Экран проекционный.  2. Мультимедийное оборудование.

Методическое обеспечение:

1.Специальная, методическая и периодическая литература по направлениям.

2.Федеральные и региональные программы.

3. Дидактические материалы.

Нормативная база

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных  общеобразовательных программ»)
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  • Устав МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги

Формы аттестации регулируются программой аттестации обучающихся в  объединении «Самоделкин»:

  • дидактические игры;
  • беседа;
  • выполнение самостоятельных работ;
  • тестирование.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, журнал посещаемости, протоколы тестирования;

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, мониторинг

Методическое обеспечение пот годам обучения

Раздел

Раздел и тема

Методическое обеспечение

Основные способы и формы работы с детьми

Приёмы и методы организации УВП

Дидактический материал

Техническое оснащение

1 год обучения

I. природный и подручный материал

1.1 Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными материалами

Групповой

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал, картон, сухой природный материал, клей «Титан», дер. шампуры

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

1.2.  Виды природного (растительного) материала и его использование в аппликации

Групповой, индивидуальный

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: картон, шишки, жёлуди,  каштаны, сухие листья, веточки и т.д.

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

1.3. Сбор и подготовка природного материала к работе

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический,  проблемно-поисковый

Раздаточный материал, папки для гербария, ножницы, секатор

-

1.4. Выполнение работ: эскиз и аппликация по замыслу. Коллаж

Микрогруппы и индивидуальный

Словесный, нагладный, практический

Раздаточный материал: собранный и высушенный растительный материал

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

II.  Бумага и бумагопластика

2.1  Введение. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами

Групповой, индивидуальный

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: канцелярский нож, шило, игла и т.д.

-

2.2. Виды бумаги

Групповой

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал:  альбом и различные виды бумаги

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

2.3. История Оригами и базовые формы

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический, тестирование

Раздаточный материал: бумага писчая

-

2.4. Квадрат, как основная фигура оригами

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный,  практический

Раздаточный материал: бумага, линейка, ножницы

-

2.5. Базовая форма «Треугольник»

Групповой, микрогруппы

Словесный,  практический

Раздаточный материал: бумага, линейка, ножницы

-

2.6. Базовая форма «Двойной треугольник»

Групповой, микрогруппы

Словесный,  практический

Раздаточный материал: бумага, линейка, ножницы

-

2.7. Базовая форма «Воздушный змей»

Групповой, микрогруппы

Словесный,  практический

Раздаточный материал: бумага, линейка, ножницы

-

2.8. Базовая форма Дверь» и «Книжка»

Групповой, микрогруппы

Словесный,  практический

Раздаточный материал: бумага, линейка, ножницы

-

2.9. Квиллинг. Инструменты. Основные базовые формы.

Групповой, микрогруппы

Словесный,  практический

Раздаточный материал: бумага, линейка, ножницы

-

III. Новая жизнь газеты

3.1. Введение. История газеты и журналов

Групповой, индивидуальный

Словесный, наглядный, практический, тестирование

Раздаточный материал: газеты и журналы

-

3.2. Знакомство со свойствами и основными характеристиками газетной бумаги и журнальных листов

Групповой, индивидуальный

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: газеты и журналы

-

3.3. Техника ТОРЦЕВАНИЕ

Индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: газеты и журналы

-

3.4. Техника БУМАГОКРУЧЕНИЯ

Групповой, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: бумага для квиллинга

-

Конструирование из даров природы

4.1. Введение. Особенности работы с природным материалом

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: сухие листья,  скелетированые листья, апельсиновые корки и т.д.

-

4.2. Флористика и Икебана

Индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: ветки, колоски, мох и т.д.

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

4.3. Проектная работа

Индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: согласно индивид. списка

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

2 год обучения

I.Вторая жизнь старых вещей

1.1. Введение. Особенности работы с колюще-режущими инструментами. Виды тканей

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал:  куски тканей

-

1.2. Волшебные лоскутки

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: лоскутки (х/б ткани)

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

1.3. Раз чулочек – два чулочек

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: капроновые колготки, нитки, иголки

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

1.4. Игрушки из носков и перчаток

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: носки и перчатки

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

II. Пластиковый рай

2.1. Введение. Особенности работы с различными видами клея.

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: клей пистолет, клей ПВА, клей Титан, клей Момент и т.д.

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

2.2. Бижутерия из пластиковых бутылок

Индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: пластиковые бутылки, ножницы, ленточки, шило, свеча, утюг

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

2.3. Упаковка для подарков

Индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: картон, бумага, пластиковые бутылки, коробочки и т.д.

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

2.4. Идеи для вторичного использования пластиковых бутылок

Групповой, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал:  пластиковые бутылки

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

III. Чудеса из пуговиц

3.1. Введение. Особенности работы с колюще-режущими инструментами.

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: пуговицы, ткань, иглы, нитки

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

3.2. Пуговки в декоративно-прикладном творчестве

Индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: пуговицы

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

3.3. Создание уникальных пуговиц

Индивидуальный,

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: пуговицы, клей и т.д.

-

VI. Фантики, фантики

4.1. Введение. История возникновения фантиков

Групповой, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: фантики, альбомы

-

4.2. Картины из фантиков

Индивидуальный

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: фантики, картон, ножницы

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

4.3. Разноцветное плетение

Индивидуальный

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: фантики

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

V. Волшебный клубочек

5.1. История возникновения помпонов и методы создания

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: нитки, ножницы

-

5.2. Помпонные чудеса

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: нитки, ножницы

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

5.3. Помпонный топиарий

Групповой, индивидуальный, микрогруппы

Словесный, наглядный, практический

Раздаточный материал: нитки, ножницы

Магнитофон, диск с фоновой музыкой

Методические рекомендации.

Дети принимаются в объединение «Самоделкин» по заявлению родителей.

Занятия проводятся в соответствии с календарным планом.

Для лучшего усвоения материала занятие делится на 2 части: теоретическую и практическую.

Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. При записи обучающихся в ту или иную группу учитываются пожелания родителей. Первое вводное занятие проходит в форме тестирования, где имеется теоретическая часть и практическая, полученные результаты являются обоснованием для распределения детей по группам.

Программа рассчитана на детей 7-14 лет — базовый уровень.

Обучающиеся 7-9 лет, записываются в группу базового уровня и получают минимальные знания при работе с как с природным, так и бросовым материалом. Уже в этом возрасте дети принимают участие в проектной и исследовательской деятельности, поэтому практикуется работа в микрогруппах и индивидуальные консультации. Проектная и исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность.

Обучающиеся более старшего возраста (10 — 14 лет) записываются в группу повышенной сложности. Сложность занятий состоит в первую очередь в использовании более опасного материала для скрепления или обработки изделия (горячий пистолет, шило, свеча, спички, утюг и т. д.). Кроме того, занятия повышенной сложности часто проводятся в микрогруппах, либо индивидуально. Проводятся индивидуальные консультации для обучающихся занимающихся проектной деятельностью.

Здоровьесберегающие технологии

Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещённом помещении, где имеются рабочие места для учащихся, стеллажи и шкафы для хранения творческих работ и рабочих материалов.

Кроме того, практически на каждом занятии присутствуют дидактические игры.  Практическая деятельность представлена в виде экскурсий в местные биоценозы для сбора растительного материала, так и виде творческих работ.

Для снятия усталости и переключения внимания с одного вида деятельности на другой применяются физкультминутки.

Диагностика

В практике реализации образовательной программы дополнительного образования «Конструирование из природного и бросового материала» используется система диагностики результативности программы, оформленная в виде «Программы аттестации учащихся по программе ДО».

Цель данной программы: определение эффективности программы «Конструирование из природного и бросового материала» (объединения «Самоделкин»)  в плане обучения, развития личностных и метапредметных качеств.

Задачи: проверить результативность обучения по следующим показателям:

- показатели обучения (предметные);

- показатели личностного и метапредметного развития.

Аттестация обучающихся строится на принципах:

- научности;

- учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

- адекватности специфике детского объединения к периоду обучения;

- необходимости, обязательности и открытости проведения;

- свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;

- обоснованности критериев оценки результатов;

- открытости результатов для педагогов в сочетании с закрытостью для детей.

Согласно «Положению об аттестации учащихся детских объединений МБОУДОДЮЦКО «Галактика» г. Калуги содержанием аттестации является:

- входной контроль – начальный уровень знаний, умений и навыков обучающихся по данному предмету;

- текущий контроль – содержание изученного текущего программного материала;

- промежуточного – содержание образовательной программы определённого года (этапа) обучения;

- итоговый – содержание всей образовательной программы в целом.

Аттестация осуществляется самим педагогом и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе.

Итоговые протоколы сдаются педагогом методисту учреждения.

Проверке подлежат три составляющие образовательного процесса:

  • знания, умения, навыки  - (обучение) предметные
  • что воспитано – (воспитание) личностные
  • что развито – (развитие) метапредметные

                   
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
  2. Составление  банка лучших проектных работ (в виде  презентации).
  3. Участие учащихся в выставках:
    – внутри объединения;
    – в городских;
    – в областных и др.

     -  создание индивидуального проекта

  1. Проведение контрольных занятий в конце каждого учебного года.

Библиографический список

  1. Афонькин С. Афонькина А. Уроки оригами в школе и дома. — М.: 1994.
  2. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. — Спб.: Кристалл, 1997.
  3. Григорьев С. В. Психолого-педагогическая диагностика развития детей при проведении массовых игровых программ // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. 2008, № 1, с. 9-16.
  4. Зайцева А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Кодолов С. М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // «Дополнительное образование», 2005,№ 8, с. 17-24.
  6. Финажина С. Ю. Методика организации массовых мероприятий // «Дополнительное образование», 2005,№ 9, с. 15-17.
  7. Григорьев С. В. Психолого-педагогическая диагностика развития детей при проведении массовых игровых программ // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. 2008, № 1, с. 9-16.
  8. Кодолов С. М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // «Дополнительное образование», 2005,№ 8, с. 17-24.
  9. Конфорович А. Г. Математика лабиринта. — Киев: Радянська школа, 1987.
  10. Финажина С. Ю. Методика организации массовых мероприятий // «Дополнительное образование», 2005,№ 9, с. 15-17.
  11. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. — Спб.: Кристалл, 1997.
  12. Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1982.
  13. Зайцева А. В. Влияние технического творчества на развитие детей с ограниченными возможностями // «Дополнительное образование», 2005, № 4, с. 25-28.

Список литературы:

(для детей и родителей)

  1. Афонькин С. Афонькина А. Оригами в вашем доме. — М.: Легпромбытиздат, 1994.
  2. Афонькин С. Афонькина А. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Легпромбытиздат, 1994.
  3. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. — СПб.: Кристалл, 1997.
  4. Горячева И.А. Топиарии. ДЖеревья счастья.-М.:АСТ-ППРЕСС КНИГА, 2015. – 80 с.: цв.ил.
  5. Данилова А. Объёмные игрушки из картона. Гфрокартон для детей и родителей.- СПб.: Питер, 2015. – 64 с.: ил.
  6. Джексон Дж. Поделки из бумаги. — М.: Просвещение, 1979.
  7. Зайцева А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент. — М.: Эксмо, 2009.
  8. Зайцева А.А. Мандалы и ловцы снов своими руками/ Анна Зайцева, Мария Алюкова. – Москва: Издательство «Э», 2016.- 64 с.: ил.
  9. Коротеева Е.И. Весёлые друзья фантики: аппликация из фантиков: Практическое руководство для детей.- М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009. – 80 с.: ил.
  10. Мари Суарес Лоскутные затеи: Акцессуары и украшения интерьера в технике йо-йо/ Пер. с франц. – М.: «Контэн», 2015. – 80с.; цв. ил.
  11. Нагибина М. Природные дары для поделок и игры. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  12. Нагибина М. Чудеса для детей из ненужных вещей. — Ярославль: Академия развития, 1998.
  13. Никитин Б. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1981.