Кружок "Инфознайка"

Ничкова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

Пырырко Наталья Алексеевна,

руководитель кружка "Инфознайка"

 

 

 

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Инфознайка. 2-4 классы

Девиз

Мир компьютера нам не страшен! Мы научимся, и всё у нас получится!

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Пырырко Н.А., учитель информатики МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 2а, 2б общеобразовательных классов, 2в специальный (коррекционный) класс VII вида Панаевской школы-интерната, ПДО – руководитель клуба

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея программы

Рассматриваются два аспекта изучения:

  • - технологический, в котором программа рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
  • - общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, описывать планы действий.

Так же выделяют два основных направления обучения:

  • обучение конкретным информационным технологиям.

Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.)

  • второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.

Цели и задачи программы

Целью программы является формирование умений по созданию, поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ.

Задачи программы

  • Освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК.
  • Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
  • Освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
  • Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.

Научно-методические основы разработки программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  5. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  6. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  7. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

 

3 года

Целевыеиндикаторы  реализации программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности учащихся с разным уровнем успеваемости;
  • уровень развития практических и творческих потенциалов учащихся

Ожидаемые результаты

Программа предусматривает достижение результатов в первый год обучения во 2 классе: предполагает приобретение новых знаний, опыта использования компьютерных программ.  Результат выражается в создании различных творческих и практических работ. Итоговым результатом является проект.

 

Программа предусматривает достижение 3-х уровней результатов.

1-й уровень (первый год обучения):

  • знание правил общения в группе,  правил поведения в компьютерном классе,
  • знание упражнений для расслабления при работе за компьютером;
  • знание основных устройств компьютера, определений основных объектов рабочего стола компьютера (файлы, папки);
  • знание программных продуктов для обработки текстовой информации, для работы с графической информацией, для создания презентации.

2-й уровень (второй год обучения):

  • умение применять по назначению основные устройства компьютера;
  • умение создавать файлы различных типов, папки;
  • умение находить информацию  с помощью поисковых систем;
  • умение обрабатывать искомую текстовую информацию в специализированных продуктах, графические изображения в специализированных пакетах, создавать мультимедийные презентации,  создавать небольшие анимационные ролики.

3-й уровень (третий год обучения):

  • предложение помощи  при возникновении трудностей у другого ученика при работе за компьютером;
  • умение составить комплекс упражнений и провести занятие с группой учащихся
  • создание проекта при выполнении поставленных задач;
  • умение  находить, копировать и перемещать папки и файлы, редактировать  тексты и графические рисунки;
  • умение сохранять и использовать информацию для решения учебных задач;
  • использование текстовых процессоров для решения учебных задач, графических редакторов для решения учебных задач;
  • использование программ для работы с анимацией при решении поставленных учебных задач

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Пояснительная записка

     Программа «Инфознайка» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского.

     Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

     Рабочая программа кружка «Инфознайка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, а также методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы. Рабочая программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке рабочей программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

     Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со стандартом начального общего образования целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Рабочая программа нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики кружка «Инфознайка» особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

     Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе кружка по информатике входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса кружка «Инфознайка» значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер.

     В результате удельный вес метапредметной части содержания курса кружка по информатике оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс кружка «Инфознайка» имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного курса

     Федеральный государственный стандарт начального общего образования говорит о формировании ИКТ-компетентности обучающихся не только в рамках предметных областей, но и в области использования современных информационных технологий. Согласно стандарту второго поколения выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в информационных потоках современного общества, использовать сеть Интернет для поиска необходимой информации, обрабатывать графику, создавать электронный публикации, кратковременные анимационные ролики, презентации проектов.

     Кроме того обучающийся должен уметь применять знания в области информационных технологий в других предметных областях (при оформлении предметных проектов, выполнении исследовательского задания).

     Актуальностьпрограммы обусловлена следующими факторами:

  • информатизация образования;
  • существенная роль информатики в формировании научного мировоззрения обучающихся именно этой возрастной группы;
  • вовлечение младших школьников в проектную деятельность, как средство формирования их информационной компетентности;
  • необходимость самопрезентации в обществе.

     В основу программы внеучебной деятельности положены следующие принципы:

  • Целостность и непрерывность обучения. Программа предполагает обучение детей со2-го по 4-ыйкласс.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и сис­тематичность изложения (включение в содержание фундамен­тальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).  
  • Практическая ориентированность обучения, что обеспе­чивает отбор содержания, направленного на решение простей­ших практических задач планирования деятельности, поиска нужной  информации,   инструментирования  всех  видов  дея­тельности на базе общепринятых средств информационной де­ятельности,   реализующих   основные   пользовательские   воз­можности информационных и коммуникационных техноло­гий. При этом исходным является положение о том, что ком­пьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  • Использование дидактической спирали как важнейшего фактора структуризации в методике обучения информатике и информационным технологиям: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем последующее развитие и обогащение понятия, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  • Развивающее обучение (которое ориентировано не толь­ко на получение новых знаний в области информатики и ин­формационных технологий, но и на активизацию мыслитель­ных процессов, формирование и развитие у школьников обоб­щенных способов деятельности,  формирование навыков само­стоятельной работы).

     Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности  «Инфознайка» обусловлена возрастными особенностями младшего школьника: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью, этапом развития современного общества, требованиями ФГОС НОО.

     Цель программы:  формирование умений по созданию, поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ.

     Задачи программы:

  • Освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК.
  • Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
  • Освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
  • Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.

Описаниеценностныхориентировсодержанияучебногопредмета

     Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, совокупность;
  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Планируемые результаты  программы внеурочной деятельности

     Личностные

  • развитие коммуникативных способностей при поиске информации;
  • забота о здоровье при работе за компьютером

     Метапредметные

  • освоение способов решения проблем творческого характера в учебных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель при создании проекта, планировать достижение этой цели, представлять результаты работы;
  • формирование навыков использования возможностей ИКТ в других предметных областях;

     Предметные

  • знание правил поведения в компьютерном классе
  • назначение основных устройств компьютера
  • принципы создания, хранения, обработки и поиска информации на компьютере;
  • принципы обработки текстовой информации;
  • принципы обработки графической информации;
  • принципы построения мультимедийных презентаций.

Результаты

Уровень проявления

1 уровень

(первый год

обучения)

2 уровень

(второй год

обучения)

3 уровень

(третий год

обучения)

Личностные

знает о правилах общения в группе

доброжелательно реагирует на обращение другого человека при работе за компьютером

предложение помощи  при возникновении трудностей у другого ученика при работе за компьютером

знает упражнения для расслабления при работе за компьютером

выполняет упражнения для расслабления при работе за компьютером

может составить комплекс упражнений и провести занятие с группой

Метапредметные

знает, как и когда применить ИКТ при возникновении проблемы

знает, где найти и как использовать необходимые ресурсы для решения проблемы

Применяет ИКТ при помощи в решении проблемы, возникающих у других учащихся

может выбрать тему проекта

может разработать задачи для создания проекта

создает проект при выполнении поставленных задач

Предметные

знает правила поведения в компьютерном классе

соблюдает правила поведения в компьютерном классе

следит за соблюдением правил поведения в компьютерном классе

знает, для чего нужны основные устройства компьютера

умеет применять по назначению основные устройства компьютера

 

знает определение основных объектов рабочего стола компьютера (файлы, папки)

умеет создавать файлы различных типов, папки.

умеет  находить, копировать и перемещать папки и файлы, редактировать  тексты и графические рисунки

знает, как  находить и сохранять объекты  с помощью поисковых систем

умеет находить информацию  с помощью поисковых систем

сохраняет и использует информацию для решения учебных задач

знает программные продукты для обработки текстовой информации

умеет обрабатывать искомую текстовую информацию в специализированных продуктах

использует текстовые процессоры для решения учебных задач

знает программные продукты для работы с графической информацией

умеет обрабатывать графические изображения в специализированных пакетах

использует графические редакторы для решения учебных задач

знает программные продукты для создания презентации

умеет создавать мультимедийные презентации

использует полученные знания при решении учебных задач

знает программные продукты для создания анимационных фильмов

умеет создавать небольшие анимационные ролики

использует программы для работы с анимацией при решении поставленных учебных задач

     Формой подведения итогов  реализации дополнительной образовательной программы можно считать участие обучающихся в проектной деятельности, выставках, конкурсах, олимпиадах не только по предмету «Информатика и ИКТ», но и других предметных областей.

Условия реализации программы

     Сроки реализации программы «Инфознайка»- 3 года. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 102 часа (34 часа в год, 1 час в неделю), предназначенная для детей 8-10 лет.

     Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью по 40 минут во вторую половину дня.

     Для успешной реализации программы необходимо: состав группы не более 15 человек, занятия следует проводить в компьютерном классе. В качестве программного обеспечение можно использовать ОС Linux, ОС Windows, OpenOffice.org 3.0, Paint, KolourPaint, программные продукты пакета «Стандартные».

     Для реализации программы используется мобильный класс. Каждому учащемуся выдается персональный мобильный компьютер – трансформер. Стоит отметить, что компьютер Classmate PC предназначен для школьников в возрасте от 6 до 12 лет и призван помочь учащимся и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает разные варианты.

     Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель могут пользоваться персональным мобильным компьютером, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.

     Технические особенности устройства позволяют подключать к нему стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Персональный мобильный компьютер ученика работает на основе как MicrosoftWindows, так и Mandriva/MetasysLinux, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить его к локальной сети и к Интернету по беспроводной технологии стандарта 802.11 b/g. Корпус устройства имеет специальное антиударное покрытие — в расчете на ежедневное его использование школьниками. Classmate PC просты в обращении, имеют небольшую массу (около 1,3 кг) и внешним видом напоминают толстую тетрадь. В качестве дополнительного ПО на них установлен пакет специальных образовательных программ.

     Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания.
  3. Повторительно-обучающая работа (задания, связанные с материалом предыдущего занятия).
  4. Объяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа за компьютером (I класс — 8 — 10 мин, со II-III класса — 10 -15 мин).
  7. Выполнение упражнений для глаз.
  8. Подведение итогов.
  9. Рефлексия.

     Формы проведения учебного занятия:

  • Комбинированный.
  • Закрепление и повторение.
  • Закрепление умений и навыков.
  • Ознакомление с новым  материалом.
  • Обобщение и систематизация.
  • Проверка знаний.

     Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных творческих заданий.Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один, деление компьютера на несколько человек является крайне нежелательным.

     Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Занятия включают элементы игры, использование межпредметного материала, чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.

     Для успешного овладения содержанием образовательной программы сочетаются различные формы, методы и средства обучения. Для развития фантазии у детей проводятся занятия, на которых они делают поделки по собственному замыслу, на основании приобретённых знаний и навыков. Большинство учебных занятий проводится в форме практических занятий,  бесед, выставок, тематических праздников.

     Формы обучения:

  • Коллективная
  • Групповая
  • Индивидуальная

     Методы обучения

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Контроль и самоконтроль.

     Инновационные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Создание ситуации успеха;
  • Технология развивающего обучения;
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Компетентностный подход

     Система контроля

     Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение, т.е. в рамках программы обучения.

     Первым в системе проверки является предварительное выявление уровня знания обучаемых. Оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года.

     Вторым этапом проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется от занятия к занятию, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов образовательной программы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

     Третьим этапом проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее.

     Четвертым этапом является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса.

     Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут являться: презентация Портфолио, защита творческих проектов, творческие конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.

Содержание учебного курса

1 год обучения (34 часа)

     Знакомство с информатикой (9 часов)

     Правила техники безопасности в кабинете информатики. Введение. Человек и информация. Виды информации. Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека. Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Клавиатурный тренажер. Носители информации. Повторение, работа со словарем и тестирование. Практическая работа №1.

     Текстовый редактор (7 часов)

     Текст и текстовый редактор. Набор и редактирование текста. Действия с фрагментом текста. Открытие и сохранение текстового документа. Повторение, работа со словарем и тестирование. Творческая работа №1 «Традиции семьи».

     Графический редактор (8 часов)

     Программы для создания компьютерного рисунка. Компьютерная графика. Интерфейс программы Paint. Инструменты рисования редактора Paint. Работа с палитрой цветов. Редактирование компьютерного рисунка. Практическая работа №2.Сохранение и открытие компьютерного рисунка. Повторение, работа со словарем и тестирование.Творческая работа №2 «Рисунок моей семьи».

     Калькулятор (2 часа)

     Число и программный калькулятор. Практическая работа №3.

     Программа PowerPoint (4 часа)

     Электронная презентация. Интерфейс программы PowerPoint. Создание простой презентации. Творческая работа №3 «Наше домашнее животное».

     Электронная таблица (3 часа)

     Таблица и электронные таблицы. Создание простых электронных таблиц. Практическая работа №4.

     Итоговая работа (1 час)

     Итоговый проект «Моя семья»

2 год обучения (34 часа)

     Устройства компьютера (5 часов)

     Правила техники безопасности в кабинете информатики.Из чего состоит компьютер. Мышь. Обучающие игры. Клавиатура. Клавиатурный тренажер.Монитор. Носители информации. Повторение, работа со словарем и тестирование. Практическая работа №1.

     Текстовый редактор (6 часов)

     Текст и текстовый редактор. Набор и редактирование текста. Практическая работа №2. Действия с фрагментом текста. Повторение, работа со словарем и тестирование. Творческая работа №1 «История моей семьи».

     Графический редактор (6 часов)

     Виды графических редакторов. Компьютерная графика. Инструменты рисования редактора Paint. Создание и редактирование компьютерного рисунка. Практическая работа №3. Работа с фрагментом компьютерного рисунка. Повторение, работа со словарем и тестирование.Творческая работа №2 «Семейное древо».

     Программа PowerPoint (7 часа)

     Электронная презентация. Интерфейс программы PowerPoint. Создание простой презентации. Творческая работа №3 «Я и моя семья».

     Электронная таблица (6 часа)

     Таблица и электронные таблицы. Создание простых электронных таблиц. Творческая работа №4 «Семейный бюджет».

     Итоговая работа (4 часа)

     Итоговый проект «Моя семья»

3 год обучения (34 часа)

     Устройства компьютера (5 часов)

     Правила техники безопасности в кабинете информатики. «Профессии» компьютера. Состав компьютера. Обучающие игры. Клавиатурный тренажер. Носители информации. Повторение, работа со словарем и тестирование. Практическая работа №1.

     Текстовый редактор (6 часов)

     Текст и текстовый редактор. Набор и редактирование текста. Практическая работа №2. Действия с фрагментом текста. Работа с принтером. Повторение, работа со словарем и тестирование. Творческая работа №2 «Мои бабушка и дедушка».

     Графический редактор (5 часов)

     Компьютерная графика. Создание и редактирование компьютерного рисунка. Практическая работа №3. Работа с фрагментом компьютерного рисунка. Повторение, работа со словарем и тестирование. Творческая работа №3 «План нашего дома».

     Программа PowerPoint (8 часов)

     Электронная презентация. Интерфейс программы PowerPoint. Создание простой презентации. Творческая работа №4 «Я и моя семья».

     Электронная таблица (5 часа)

     Таблица и электронные таблицы. Создание простых электронных таблиц. Творческая работа №5 «Семейный бюджет».

     Итоговая работа (5 часа)

     Итоговый проект «Моя семья»

Компьютерный практикум

Первый год обучения – 2 класс

  1. Правила техники безопасности в кабинете информатики
  2. Человек и информация
  3. Виды информации
  4. Клавиатурный тренажер
  5. Практическая работа №1
  6. Текст и текстовый редактор
  7. Набор и редактирование текста
  8. Действия с фрагментом текста
  9. Oткрытие и сохранение текстового документа
  10. Творческая работа №1 «Традиция семьи»
  11. Интерфейс программы Paint
  12. Инструменты рисования редактора  Paint
  13. Работа с палитрой
  14. Редактирование компьютерного рисунка
  15. Практическая работа №2
  16. Творческая работа №2
  17. Решение задач на калькуляторе
  18. Практическая работа №3
  19. Интерфейс программы PowerPoint
  20. Создание простой презентации
  21. Творческая работа №3 «Наше домашнее животное»
  22. Интерфейс табличного процессора
  23. Создание и редактирование электронных таблиц
  24. Практическая работа №4
  25. Итоговый проект «Моя семья»

Второй год обучения – 3 класс

  1. Состав компьютера
  2. Обучающие игры
  3. Клавиатурный тренажер
  4. Практическая работа №1
  5. Набор и редактирование текста
  6. Практическая работа №2
  7. Действия с фрагментом текста
  8. Творческая работа №1 «История моей семьи»
  9. Создание и редактирование компьютерного рисунка
  10. Практическая работа №3
  11. Работа с фрагментом компьютерного рисунка
  12. Творческая работа №2 «Семейное древо»
  13. Интерфейс программы Power Point
  14. Создание простой презентации
  15. Творческая работа №3 «Я и моя семья»
  16. Создание и редактирование простых электронных таблиц
  17. Творческая работа №4 «Семейный бюджет»
  18. Итоговый проект «Моя семья»

Третий год обучения – 4 класс

  1. Oбучающие игры.
  2. Клавиатурный тренажер.
  3. Практическая работа №1.
  4. Набор и редактирование текста.
  5. Практическая работа №2.
  6. Действия с фрагментом текста.
  7. Работа с принтером.
  8. Творческая работа №2 «Мои бабушка и дедушка»
  9. Создание и редактирование компьютерного рисунка.
  10. Практическая работа №3.
  11. Работа с фрагментом компьютерного рисунка.
  12. Творческая работа №3 «План нашего дома»
  13. Интерфейс программы Power Point.
  14. Создание простой презентации.
  15. Творческая работа №4 «Я и моя семья».
  16. Создание простых электронных таблиц
  17. Творческая работа №5 «Семейный бюджет»
  18. Итоговый проект «Моя семья»

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося (часы)

Из них:

Теоретическое обучение

 (часы)

Практическая работа

(часы)

Первый год обучения – 2 класс

1

Знакомство с информатикой

9

4

5

2

Текстовый редактор

7

2,5

4,5

3

Графический редактор

8

2,5

5,5

4

Калькулятор

2

0,5

1,5

5

Программа PowerPoint

4

1

3

6

Электронная таблица

3

0,5

2,5

7

Итоговая работа

1

0,5

0,5

Итого:

34

11

23

Второй год обучения – 3 класс

1

Устройства компьютера

5

2

3

2

Текстовый редактор

6

2,5

3,5

3

Графический редактор

6

2

4

4

Программа PowerPoint

7

3

4

5

Электронная таблица

6

3,5

2,5

6

Итоговая работа

4

1,5

2,5

Итого:

34

14,5

19,5

Третий год обучения – 4 класс

1

Устройства компьютера

5

1,5

3,5

2

Текстовый редактор

6

2,5

3,5

3

Графический редактор

5

1,5

3,5

4

Программа PowerPoint

8

3,5

4,5

5

Электронная таблица

5

1,5

3,5

6

Итоговая работа

5

2

3

Итого:

34

12,5

21,5

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Инфознайка. 2-4 классы»

(1 год обучения – 34 часа)

№ п/п

Дата

Тема занятия

В ходе занятий учащиеся 

научатся

Всего часов

В том числе:

теория

практика

1 четверть (9 часов)

Знакомство с информатикой – 9 часов

1

 

Правила ТБ в кабинете информатики. Введение

соблюдать правила поведения в компьютерном классе

1

1

-

2

 

Человек и информация. Виды информации.

выделять виды информации;

оперировать с понятием информация

1

1

-

3

 

Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека

выделять виды компьютеров;

приводить примеры использования компьютера в повседневной жизни;

включать и выключать компьютеры

1

0,5

0,5

4

 

Из чего состоит компьютер?

определять базовый состав компьютера;

приводить примеры устройств компьютера и их основные характеристики

1

0,5

0,5

5

 

Понятие и назначение курсора. Управление мышью.

работать с мышью

1

0,5

0,5

6

 

Клавиатура. Клавиатурный тренажер

работать с клавиатурой

1

-

0,5

7

 

Носители информации

приводить примеры носителей информации;

работать с различными носителями информации

1

0,5

0,5

8

 

Повторение, работа со словарем и тестирование

работать с компьютером и основными компонентами компьютера

1

-

1

9

 

Практическая работа №1

определять компоненты компьютера

1

-

1

2 четверть (7 часов)

Текстовый редактор – 7 часов

10

 

Текст и текстовый редактор

приводить примеры текстовых редакторов;

открывать текстовые программы

1

1

-

11

 

Набор и редактирование текста

соблюдать правила набора и редактирования текста;

работать в текстовом редакторе.

1

0,5

0,5

12

 

Действия с фрагментом текста

использовать действия с фрагментом текста;

работать в текстовом редакторе.

1

0,5

0,5

13

 

Действия с фрагментом текста

1

-

1

14

 

Открытие и сохранение текстового документа

сохранять и открывать текстовый документ;

1

0,5

0,5

15

 

Повторение, работа со словарем и тестирование

оперировать всеми изученными терминами и понятиями;

работать в текстовом редакторе.

 

-

1

16

 

Творческая работа №1 «Традиции семьи»

 

работать с текстовым редактором

1

-

1

3 четверть (10 часов)

Графический редактор – 8 часов

17

 

Программы для создания компьютерного рисунка. Компьютерная графика.

оперировать понятиями «графика», «компьютерная графика»;

приводить примеры графических редакторов.

1

0,5

0,5

18

 

Интерфейс программы Paint.

работать с интерфейс графического редактора;

работать в Paint.

1

0,5

0,5

19

 

Инструменты рисования редактора Paint. Работа с палитрой цветов

использовать:  инструменты рисования графического редактора;

работать в Paint.

1

0,5

0,5

20

 

Редактирование компьютерного рисунка

редактировать рисунок;

работать в Paint.

1

0,5

0,5

21

 

Практическая работа №2

оперировать с понятиями «фрагмент рисунка»;

использовать методы работы с фрагментом рисунка;

работать в Paint.

1

-

1

22

 

Сохранение и открытие компьютерного рисунка

сохранять и открыть рисунок.

 

1

0,5

0,5

23

 

Повторение, работа со словарем и тестирование

оперировать всеми изученными терминами и понятиями;

работать в Paint.

1

-

1

24

 

Творческая работа №3 «Рисунок моей семьи»

работать с графическим редактором

1

-

1

Калькулятор – 2 часа

25

 

Число и программный калькулятор

использовать методы работы в программе Калькулятор;

работать в программе Калькулятор.

1

0,5

0,5

26

 

Практическая работа №3 «Калькулятор»

1

-

1

4 четверть (8 часов)

Программа Power Point – 4 часа

27

 

Электронная презентация

приводить примеры презентаций.

1

0,5

0,5

28

 

Интерфейс программы PowerPoint

определять: интерфейс программ-мыPowerPoint; 

работать в PowerPoint.

1

0,5

0,5

29

 

Создание простой презентации

использовать методы работы в PowerPoint;

работать в PowerPoint.

1

-

1

30

 

Творческая работа №3 «Наше домашнее животное»

1

-

1

Электронная таблица – 3 часа

31

 

Таблица и электронные таблицы

оперировать  понятиями «таблица», «табличный процессор», «электронная таблица»;

составлять таблицу.

1

0,5

0,5

32

 

Создание простых электронных таблиц

создавать простейшую таблицу

1

-

1

33

 

Практическая работа №4 «Электронная таблица»

работать с таблицами

1

-

1

Итоговая работа – 1 час

34

 

Итоговый проект «Моя семья»

использовать методы работы в различных компьютерных программах;

1

-

1

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

     Для реализации данной образовательной программы необходимо определённое методическое обеспечение:

  • Наличие компьютера Classmate PC – индивидуальный мобильный компьютер учащегося
  • Ноутбуку учителя с программным обеспечением Classroom
  • Наличие программного обеспечения на нетбуках.
  • Наличие выхода в Интернет.

     Помещение для занятий должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил по технике безопасности.

     Цели и задачи, поставленные в программе, осуществляются в тесном сотрудничестве детей, педагогов и родителей.

     Учебное помещение находится в МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» и соответствует требованиям СанПиНа.

     Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка «Инфознайка», соответствует требованиям материального и программного обеспечения, оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

     Необходимое оборудование

  • Столы 
  • Стулья  
  • Нетбуки
  • Сканер
  • Принтер
  • Колонки
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска
  • Микрофон
  • Цифровой фотоаппарат
  • Дисковые накопители.

Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения

     Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
  • клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные лабиринты для управления объектом;
  • компьютерные мозаики;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • компьютерные топологические схемы (например, района, метро),
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игро­вые и алгоритмические среды;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
  • компьютерные среды управления исполнителем.

Используемые средства программной поддержки курса:

  • Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
  • «Информатика» - программа-тренажер для детей
  • «Мир информатики. 1-2 год обучения»
  • «Мир информатики. 3-4 год обучения»
  • «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
  • «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
  • «Компьютерная грамотность: звездная миссия»
  • «Волшебные превращения. Основы дизайна»
  • «Суперинтеллект». Головоломки для любознательных«240 логических игр» и другие.

Список литературы для педагога

  • Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
  • Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
  • Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
  • ЕфимоваО. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие / О. Ефимова, В. Морорзов, Н.Угринович. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2003. - 424с.
  • Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с.
  • Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.

Литература для учащихся

  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
  • Сборник «Задачи для развития логики».

Список web-сайтов для дополнительного образования учащихся

  • wikipedia.ru
  • unikru.ru
  • infoznaika.ru

Интернет-ресурсы для подготовки занятий педагогом

  • urok-gotov.narod.ru
  • zavuch.info
  • uchportal.ru
  • metod-kopilka.ru
  • klyaksa.net/htm/kopilka
  • metodist.lbz.ru
  • school-collection.edu.ru
  • Lbz.ru
  • 1september.ru (Фестиваль педагогических идей 2008\2009// Авторская программа кружковых занятий по информатике (младшие классы). Васильева Л. Д.
  • Путешествие к Инфознайке. Презентация для проведения внеклассного мероприятия. URL: http://infoznaika.ru/Materials_Download/Путешествие к Инфознайке.ppt