Главные вкладки

    Обучение детей с глубокой уо.

    Бутятова Лариса Васильевна

    Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, тем, как у Вас организовано обучение самых тяжелых детей. В этом году мы приняли в 1 класс детишек, которые ранее были "необучаемыми". Возникает масса сложностей с их передвижением, кормлением и т.д. Какой персонал работает с такой категорий детей с условиях школы, а не интерната?

     

    Комментарии

    У нас в школе где я работала ранее, большая часть этих детей обучалась на дому.
    Изучая особенности этих детей могу из опыта посоветовать следующее:
    - занятия необходимо проводить индивидуально и малыми группами
    - для диагностики можно использовать материалы Домана
    - программы должны быть индивидуальными (акцент на коммуникации - просить, отвечать -ДА, НЕТ с помощью кивка, моргания глаз, поворота головы в соответствующую сторону, коммуникаторов, в зависимости от особенностей и возможностей уч-ся), в основном все эти дети находятся на сенсорном уровне развития, следовательно необходимо развивать слуховое, тактильное, зрительное восприятие ....(можно использовать материалы Монтессори),Домана, из опыта работы с уч-ся с аутичным спектром можно использовать планирование дня с помощью визуального расписания (в виде картинок, реальных предметов), глобальное чтение......
    - в СПб понравился опыт 25 школы проведения инклюзивного ежедневного занятия "Круг" (совместно уч-ся 8 вида 2 вариант обучения и сложные дефекты)
    - на классах как правило в СПб работают 3 человека (на 5 уч-ся)- учитель, воспитатель, помощник воспитателя и специалисты
    - по поводу кормления выяснять все особенности у родителей - многие не могут даже глотать пищу....

    Ирина Леонидовна Лакизо

    В моем понимании самые тяжелые дети это F 71- 72 в сочетании с Q 90,G 40 ,G 80, я правильно понимаю?обучение интегрированное или пресловутая инклюзия...Я работаю в д\доме для у.о. детей,где чистого F71 - нет.Так вот, у нас организовано обучение на базе д\дома, именно потому что для этих детей необходимо слишком много условий. Учителя из школы "ходят" в д\дом и обучают детей в созданных классах, начиная с класса адаптации и заканчивая 9 классом, наполняемость класса от 6 до 12 человек. "Домашние" дети (такие дети, которые живут в семьях)обучаются на дому.Создавать в школе класс первоклашек-памперсников это абсурд, если конечно, в нем не 2-4 человека. И то, у учителя-дефектолога должен быть помощник (психолог, логопед, воспитатель,волонтер и пр.,кто-то один , конечно же) и обязательно тьюторы к каждому ученику, либо один тьютор на двоих (легких детей). А финансировать сие, не потянет ни одна школа, в каком бы проекте она не участвовала.
    Одного ребенка ,"домашнего", наше учреждение готовило 2 года для обучения в школе.Это команда специалистов (дефектолог,психолог, логопед, массажист, "ЛФКист", "иппотерапевт" и другой медперсонал).У ребенка изначально - была светлая голова, но не послушное тело. Сейчас ходит за одну руку, сидит самостоятельно за столом, разрабатываем руки - уже начал писать крупно, обводить штрих-линию, но выручает его исключительно "светлая головушка" (читает серьезные тексты (причем, письменный текст тоже понимает) счетные операции в пределах тысяч,разговаривает четко,хотя связная речь грубо нарушена.Но!!!Родители все учебные часы в школе, на подхвате (на переменке в туалет, в буфет, поменять памперс и пр.), посещает ребенок только обучающие предметы, никаких кружков и учится он по обычной программе.Всего в класс из 20 детей внедрено было 2 ребенка-инвалида детства, но один "выбыл" через 2 месяца (родители не смогли обеспечить своё присутствие), перешли на домашнее обучение. А один (наш реабилитант) еще ходит ...

    Бутятова Лариса Васильевна

    Спасибо за отклик. Поделитесь, пожалуйста, содержанием и методами обучения детей с F72, неговорящие, на своё имя не откликаются, взгляд не фиксируют, продуктивной деятельности нет, самостоятельно не едят и т.д.До прошлого года они счмтались не подлежащими обучению. В классе 6 человек, трое с F72, трое с F 71 со всеми возможными наслоениями от генетики до слабовидящих. На классе работает учитель, воспитател и помошник воспитателя.

    Ирина Леонидовна Лакизо

    Лариса Васильевна, во-первых, надо усвоить "золотое правило" тем, кто взялся за работу с тяжелыми детьми, что необучаемых детей не бывает, на каком-то уровне обучаем каждый.Я, с этой категорией детей, 15 лет работаю и отмечаю тенденцию их увеличения и утяжеления дефекта,хотя, может быть, МСЭ и ГПМПК стали лучше работать.как раз ПМПК и прописывает образовательный маршрут каждому ребенку и в каждом регионе формулировка своя. У нас, дословно не помню, но примерно звучит так: "Диагностическое обучение в 1-м классе по программе школы 8 вида с учетом учебного плана для детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью с обязательным сопровождением законных представителей/ либо записывается вариант образовательного стандарта (1, 2, 3). Школа (педагоги)на основе программ Маллера, Бгажноковой,Боряевой или Гаврилушкиной пишут свою программу на класс с учетом уровней развития каждого ребенка, либо группы детей, либо с учетом индивидуальной особенности одного ребенка и т.п. У вас , я так понимаю, дети по возрасту уже школьнички, а по развитию "груднички". И проблема состоит в том, как начать обучение чтению и письму, если у него не сформированы элементарные навыки коммуникации и взаимодействия. Элементарно, начинаем все по тому же принципу "от простого к сложному" и здесь вам поможет программка для дошкольников, так как нельзя миновать или игнорировать то, что дожно было бы у ребенка развиться будь он нормальным (прошу прощения за некорректность формы сравнения).

    Ирина Леонидовна Лакизо

    как организовать? здесь вопрос, а почему вы без родителей работаете?Привлекайте их к развитию и обучению своих детей.Вы работаете на одном или с одним ребенком показывая то или иное упражнение, плавно передвигаясь от одного к другому, корректируя и акцентируя внимание родителя на том, или ином важном моменте, тем же занимается и воспитатель, ну а няня "подай, принеси, унеси".Однозначно,формы и методы самые простые, что рекомендует Дедюхина, Закревская,Кириллова. ведь в обучении важно все и положение тела, и ручной, пальцевой захват, и поведение, настроение и прочие аспекты.Хорошо если они все сидят за столом, а если нет?Ну и комплектовать должны с учетом однородности дефектов.Конечно, советовать легко, но вообще всю организацию данной работы с "бухты-барахты" не делают, нужна хорошая подготовка людей, которые будут выполнять эту работу.

    Нардекова Светлана Анатольевна

    Я,работаю в детском саду компенсирующего вида. Где среди здоровых детей,есть 2 группы для детей с диагнозом F70.В одной из таких групп я,работаю учителей-дефектологом.Поступают к нам детки после направления ПМПК. В основном воспитываются у нас дети со сложной структурой дефекта, что это значит: основной диагноз это УО, второй диагноз - это Аутизм, Алалия, ДЦП. У всех этих детей есть нарушение речи или ее отсутствие. В группе по списку 10 человек. Работают в группе :2 воспитателя,учитель-дефектолог, помощник воспитателя. Занимаются также с ними музыкальный педагог, инструктор ЛФК. Работаем в тесном контакте. Работаем мы по программе Е.А.Екжаковой,Е.А.Сребелевой. Также по этой методике проводим диагностику. Для очень тяжелых детей прописываем индивидуальную программу.Все занятия проходят в игровой форме.Учитель-дефектолог проводит: развитие речи,математику,ознакомление с окружающим и художественной литературой,конструирование,а воспитатели проводят: ИЗО и труд.

    Мулкахайнен Любовь Михайловна

    Здравствуйте! Я работаю в упомянутой 25 школе г. Санкт-Петербурга. Наш филиал находится на базе ДДИ№4 г.Павловска. В классах у нас дети с F71 и F2 (но ближе они к глубокой уо), очень мало, кто говорит, почти никто не ходит. В моем классе никто не разговаривает. Все дети с множественными нарушениями развития и наслоившемся синдромом госпитализма. Обучение проходит по программе Баряевой и Яковлевой. Приведу пример собственных наработок. Предмет "Альтернативное чтение", изучение стихотворения про зиму "В лесу родилась елочка...". В течение ноября и декабря дети знакомились с героями стихотворения (заяц, волк, лошадка, мужичок). Ученики привыкали к игрушкам, изучали их фотографии, учились выбирать указанный предмет из 2-3 других. Знакомились с природными явлениями зимой -на прогулке трогали настоящий снег, учились делать снег искусственный (бумага, вата), трогали настоящие ветки ели, нюхали запах хвои. На уроках раскрашивали силуэты ели, изготавливали игрушки из соленого теста. Все действия сопровождались соответствующими строками изучаемого стихотворения. В канун Нового Года был разыгран кукольный спектакль, обыгрывающий стихотворение. У детей закрепились понятия о признаках зимы, обогатился сенсорный опыт, запомнилось стихотворение, его герои.
    Что касается обучения детей с F73, то у нас они на надомном обучении по программе (проект) сенсорной стимуляции (зрительно-слуховая, двигательно-моторная, коммуникативная, обонятельная, тактильная), а это еще Грачева придумала сто лет назад...

    Бутятова Лариса Васильевна

    Здравствуйте Любовь Михайловна! А нельзя ли познакомиться с Вашей программой сенсорной стимуляции. Если можно, то мой e - mail: povett@mail.ru. Буду очень благодарна.

    Колтунова Татьяна Викторовна

    Здравствуйте!Работаю 18 лет в коррекционной школе 8 вида с категорией обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью(F-71).Готова поделиться имеющимся опытом работы с данными детьми.В образовательном процессе используется программа обучения глубоко умственно отсталых детей, программа для школ 8 вида(под редакцией В.В. Воронковой)для подготовительного,1-4классов.

    Бутятова Лариса Васильевна

    Спасибо за отклики. Еще хотелось бы знать: вышла ли программа по развитию сенсорной чувствительности, которую обещала Н.Н. Яковлева в прошлом году, если кто-то её видел, напишите!

    в прошлом году вышла книга "Разбалансированный ребёнок" Кэрол Сток Крановиц.

    Мулкахайнен Любовь Михайловна

    Здравствуйте, коллеги! Насчет проекта "Программы сенсорной стимуляции" под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой вы можете обратиться в АППО СПб. Они на заказ в типографии печатают данную "брошюру". В виде книги ее еще нет. На нашем отделении 25 школы проходит "обкатка" данной Программы.

    Цырегмаева Балма Очировна

    Здравствуйте! Я работаю в СКОШИ №2 8 вида в г.Улан-Удэ уже 8-9 лет, и выпускаю нынче 9с класс. имею небольшой опыт работы с детьми с диагнозом f-71 b F- 72. Пишите, поможем чем сможем. Спасибо !!!!!!!!!!!!