Минязева Светлана Альбертовна

Сайт учителя биологии

«Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (М. А. Светлов).

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Исследовательская и проектная деятельность школьников, применение ИКТ на уроках биологии.

Увлечения: Чтение книг, кулинария, вязание, катание на лыжах и велосипеде.

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: Челябинская область, г. Златоуст

Место работы: МАОУ СОШ № 34

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svetlana-minyazeva
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего.
Конфуций

«Моя педагогическая философия»

Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, 

то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

  Когда-то воспитательница пионерского лагеря, проводя анкету, спрашивала о нашем понимании счастья. Уже тогда я ответила: «Быть нужной людям». Профессия учителя, на мой взгляд, полностью отвечает этой философии.

  А в шестом классе в сочинении о том, кем ты хочешь стать, я призналась, что хочу быть учителем. А потом годы учёбы в педагогическом институте. Методике преподавания биологии обучала учительница Запольских Маргарита Сергеевна. Занятия по методике преподавания предмета были для нас праздником, казалось, что всё обязательно получится. Её советы и наставления всегда сопровождали меня в последующей работе. Она говорила: «Помните! Вы не должны быть над учеником, вы должны быть чуть выше его, чтобы ребёнку всё время хотелось дотянуться до вас, до ваших знаний. Растёт ученик, и вы растёте. Но между вами и вашими учениками не пропасть, а небольшое расстояние, которое он может преодолеть, приложив усилия и старания». Мне запомнились эти слова мудрого методиста, и я до сих пор следую её советам.

  Мои первые пять лет работы в школе учителем биологии – это годы интенсивной апробации различных технологий, новых учебно-методических комплектов, продуктивных методов обучения и воспитания. Эти годы я считаю годами проб, ошибок и находок. А как говорится, «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Но каждая ошибка побуждала меня к новому творческому поиску, а это, на мой взгляд, – важный стимул успеха, потому что «творить дано не каждому». Это был мой первый этап становления учителя и воспитателя.

  Моя жизненная позиция «Дерзай, твори и пробуй» на втором деятельностном этапе активизировала мою работу с одаренными детьми в научно-исследовательской деятельности, предпрофильной подготовке и профильном обучении.

  В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

  - научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод»;

  - создать условия для развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  - убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;

  - моя практическая задача - привести роман ученика с биологией к счастливому продолжению;

  - подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.

  Моя стратегия по отношению к ученику:

  - верь в своего ученика;

  - понимай и принимай его таким, какой он есть;

  - искренне радуйся его удачами и огорчайся ошибкам.

  И вот уже двадцать семь лет я работаю в школе. Все было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий  и открытий. Иногда все приходилось начинать сначала. Сейчас я чувствую себя окрепшей в профессиональном плане и творческой активной личностью.

  Размышляя о смысле своей профессии, я вспоминаю притчу: путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросили у каждого, что они делают. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята!». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм!». Я отношусь к той категории людей, которые верят, что служат прекрасной цели. Я верю, что жизнь прекрасна, верю, что плохих детей не бывает. Верю, что самая универсальная, сложная, самая благородная профессия – это воспитание Человека. 

  Я считаю, что любовь к детям, стремление понять и помочь – профессионально важные качества учителя. Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку - суть моей педагогической культуры. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания. Дети видят и чувствуют порой больше и глубже, чем огромный мир взрослых. Видят всё: любовь и ненависть, искренность и подделку. Поэтому учитель в первую очередь должен быть Человеком.

  «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» (Л. Толстой).

  Новый век, новое десятилетие педагогической деятельности требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга как кадры кинохроники, лавина информации, книга как источник информации не выдерживает конкуренции и заменяется компакт-дисками, флеш-картами. То, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает и ученик, одиннадцать лет копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее бесполезному, чем ценному. Как прав оказался академик Александр Минц, утверждая: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».

  Поэтому истинную ценность имеет не знание как сумма фактов, законов, правил, положений, а способность применять эти знания, опыт, т.е. компетентность. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем и для продолжения самообразования уже в условиях профессиональной деятельности.

  Главный принцип в работе учителя я для себя определила так и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Как бы я могла воспитывать в детях отвращение к сигаретам, если бы курила сама? Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я стараюсь быть искренней и доброжелательной с ними всегда.

  Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А. С. Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

  Воспитывая и обучая детей, я стараюсь создать условия для развития познавательного интереса, творческого потенциала, а также личностных качеств, особенно таких, как самостоятельность, ответственность, порядочность. Стараюсь обеспечить детям определенную свободу, возможность выбора, прививать им навыки самоконтроля. Важно, чтобы ребенок чувствовал удовлетворенность от проделанной работы, творческое переживание. Я не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу «молодец», «я рада за тебя» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям.

  В своей педагогической деятельности я выделила такие приоритеты, как любовь, понимание, уважение, терпимость. Считаю важным помочь ребенку быть в гармонии с собой.

 

 

О себе

Родилась 21 марта  1975 года

Образование: высшее, Бирский государственный педагогический институт, 1997г

Специальность: учитель биологии

Педагогический стаж – 27 лет

Место работы: МАОУ СОШ №34 г. Златоуста Челябинской области

Занимаемые должности: учитель биологии.

Цель моей педагогической деятельности: создать условия для формирования личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью принимать решения в современных условиях, готового к постоянному совершенствованию, к продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.

Тема самообразования: «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС и современные методы обучения предмету «Биология»».

Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В своей педагогической практике активно использую технологию проблемного обучения, метод проектов, современные информационные технологии, технологию развития критического мышления. Они способствуют реализации компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта; формируют ИКТ-компетентность, гражданские умения и навыки, познавательные и творческие способности. В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Основные направления своей в работе считаю:

1) работа с одарёнными детьми;

2) исследовательская деятельность;

3) формирование информационной культуры;

4) повышение своего профессионального уровня.  

Мои ученики ежегодно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах по биологии, есть победители школьного этапа, призеры муниципального.

В плане работы предполагается создание дидактических материалов разного уровня для индивидуальной работы учащихся на уроках биологии, работа над системой оценки знаний, умений и навыков обучающихся, открытые уроки и обмен опытом. Являюсь участницей школьных и городских семинаров, педсоветов.

Главным в своей деятельности считаю личность ребенка. Главная задача здесь - не навредить, а помочь ребенку в решении его жизненных проблем, обрести смысл жизни, личностному росту, формировать профессиональную ориентацию ребенка, сохранять его физическое и психологическое здоровье.

Я благодарна судьбе за то, что она предоставила мне шанс стать учителем и может быть мой труд поможет кому - то сделать правильный выбор, найти своё призвание и стать человеком с большой буквы.

Учитель - моё призвание, в ней смысл жизни. Учителем не становятся, им просто нужно родиться!

 

 

  

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книга всегда была и есть верный спутник жизни для каждого человека, друг, путеводитель и советчик.

В детстве формируются такие важные понятия, как любовь, добро, помощь слабому, другу, сочувствие и т. д., благодаря сказкам.

В школьные годы - произведения о сильных духом людях, любовная лирика Есенина, Блока, Цветаевой, Ахматовой.

А. С. Карамзин в «Бедной Лизе» показал, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.

Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков» - повесть о счастливом детстве.

Мой внутренний мир женщины сформировали следующие книги: Т.М. Афанасьева «Семья», К.К. Базудрев «Как быть счастливым в браке», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» раскрывает яркие и героические образы женщин на войне.

Мой внутренний мир педагога сформировали следующие книги:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», который предъявлял высокие требования к личности педагога («Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни...»).

А. С. Макаренко "Педагогическая поэма". Она учит не бояться трудностей, идти вперёд и преодолевать препятствия.

Книга Е.Н. Ильина "Герой нашего урока", в которой рассказывается об учительской судьбе и о тех, кто стал и станет её продолжением, - его учениках.

В книге Б. П. Никитина и Л. А. Никитиной "Мы, наши дети и внуки" показан необычный опыт физического и нравственного воспитания детей в многодетной семье.

Елена Щебланова «Неуспешные одаренные школьники» - современный взгляд на то, как сложно быть талантливым. Каждый учитель встречал детей, способности которым остаются неразвитыми из-за всевозможных социальных и эмоциональных проблем. Автор книги рассказывает своим читателям, как выявить одаренного ребенка и помочь ему раскрыть свои таланты, развить социальные навыки.

Светлана Ахмерова «Профессиональная деятельность и здоровье педагога». Светлана Ахмерова, долгое время работая над проблемами сохранения здоровья педагогов и их учеников, смогла обобщить основные факторы риска для учителей и способы их преодолеть. В данной книге представлен комплекс диагностических методик для самоконтроля.

Януш Корчак «Как любить ребенка». Корчак уверен, что дети не могут быть «удобными». Поэтому задача учителей и родителей - их поддерживать, а не поощрять или наказывать. Дети - личности и их нужно уважать. Они имеют право на собственное мнение и ошибки. У ребенка иногда есть более важные дела, чем домашнее задание по школьному предмету. Но, взрослые очень часто забывают об этом. 

 

Мой взгляд на мир

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (Макаренко).

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: