Презентации для уроков биологии

Минязева Светлана Альбертовна

На этой странице представлены презентации как дополнительный материал для подготовки к урокам биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ: В И Р У С Ы

Слайд 2

Тутанхамон Рамзес Древнеегипетский папирус с описанием оспы, полиомиелита 4000 лет до н. э.

Слайд 3

Существует множество инфекционных заболеваний, причины которых долгие годы казались необъяснимыми. Только в последние десятилетия стало понятно: более 70% из них вызваны вирусами. Причина большинства случаев рака печени — вирусы гепатитов В и С, рака шейки матки – папилломавирусы, более половины случаев диабета 2-го типа обусловлено последствиями заражения вирусом краснухи и другими вирусами. ОРВИ, кишечные инфекции, гепатиты, корь, краснуха, бешенство, СПИД - вот далеко не полный список заболеваний, которые имеют вирусную природу.

Слайд 4

Что такое вирусы? Каково их строение и размножение? Какова их роль в жизни человека? Цель: Известно 500 видов вирусов у человек, 500 – у животных, 700 видов – у растений

Слайд 5

Узнаем: как устроены вирусы чем они отличаются от живых организмов какие механизмы используют для того, чтобы поразить клетки человека. Это поможет вам понять, как работают противовирусные препараты и вакцины. И конечно же, узнаем, как можно использовать вирусы на благо человека.

Слайд 6

Вирус – кто или что, существо или вещество?

Слайд 7

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-19 20 Изучая болезни табака (1892г.) открыл новые организмы, которые проходили через бактериальные фильтры Они меньше бактерий в 100 раз. Название «Вирус» (от лат. «яд») предложил голландский ботаник Мартин Бейерик в 1895 г. ВТМ

Слайд 8

Строение вируса Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни на Земле, микроскопическая частица, состоящая из молекул нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) , заключённых в защитную белковую оболочку (капсид) и способных инфицировать живые организмы Вирион - полностью сформированный вирус

Слайд 9

Размеры и формы вирусов Нанометр – 10 -9 метра В 100 раз меньше бактерий От 20 до 1500 нм Клетку бактерии могут заселить одновременно от 10 до сотни вирусов

Слайд 10

Классификация вирусов. Вирусы (по составу ) ДНК – содержащие РНК – содержащие ретровирусы Оспа герпес Грипп, краснуха, бешенство ВИЧ, атипичная пневмония Вирусы (по строению) Простые Вирус табачной мозаики Сложные Грипп, ВИЧ

Слайд 11

Размножение вирусов Вирусы обладают уникальным способом размножения - дисъюнктивным - это раздельный синтез вирионных белков и нуклеиновых кислот, разобщение процессов в пространстве (ядро - цитоплазма) и во времени Процесс "размножения" - репликации геномных молекул идёт в ядре Синтез вирионных белков (капсомеров) происходит в цитоплазме, формируются капсиды

Слайд 12

По особенностям транскрипции нуклеиновой кислоты предложена классификация вирусов: ретровирусы (РНК-содержащие) ДНК-содержащие вирусы плюс РНК содержащие вирусы минус РНК содержащие вирусы

Слайд 13

Ретровирусы РНК этих вирусов переписывается на ДНК, ДНК интегрирует с клеточным геномом и в его составе переписывается на иРНК: вирусная РНК - - - ДНК - - - и РНК - - - белок В составе этих вирусов есть специфический фермент, который переписывает РНК на ДНК (обратная транскриптаза, или ревертаза) Сначала идет образование одной нити ДНК, затем образуется 2 нить ДНК и провирус включается в ДНК-хромосому хозяина Вирусная ДНК остается в ДНК (хромосоме) клетки хозяина, наступает состояние вирогении Дополнительная генетическая информация провируса сообщает клетке новые свойства, что может быть причиной развития опухолей и развития хронических заболеваний Вирусная информация в виде провируса в составе клеточного генома будет передаваться потомству

Слайд 14

СХЕМА РЕПРОДУКЦИИ ВИРУСА ВИЧ

Слайд 15

ДНК- содержащие вирусы Перенос генетической информации у них такой же , как в любой живой клетке: ДНК вируса - транскрипция – и РНК - трансляция на рибосомах - - - белок (аденовирусы, герпес)

Слайд 16

+ РНК - содержащие вирусы Функции иРНК выполняет сам геном, передача генетической информации осуществляется по наиболее простой формуле: Вирусная РНК --- белок Транскрипцию как самостоятельный процесс у этих вирусов не выделяют Примеры: пикорнавирусы (РНК и «маленький) - вирусы, которые поражают желудочно-кишечный тракт; тогавирусы.

Слайд 17

- РНКсодержащие вирусы Геномная молекула не может выступать как матричная РНК. В клетке синтезируется комплементарная геному РНК, которая и является информационной. РНК вируса - - и РНК - - белок У этих вирусов имеется вирусспецифический фермент - РНК-полимераза или транскриптаза Примеры: ортомиксовирусы, парамиксовирусы, рабдовирусы, реовирусы

Слайд 18

Строение бактериофага Описан в 1915 году английским микробиологом Фредериком Туортом, а в 1917 году канадский ученый Феликс де Эрелль назвал его бактериофагом Хвостовые нити или отростки Вводная(центральная) трубка, выходит из футляра и прокалывает бактериальную клетку, через нее попадает нуклеиновая кислота бактериофага в бактериальную клетку Футляр На нее садится бактериофаг при внедрении в бактериальную клетку

Слайд 19

Бактериофаги способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее Через 30 минут из клетки выходят 200 фагов

Слайд 21

Сравнение различных клеток

Слайд 22

Органоиды Клетка бактерий Клетка растения Вирус табачной мозаики Клеточная оболочка Цитоплазма Ядро Хлоропласты Сравнение строения клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной мозаики

Слайд 23

Сравнение строения клетки бактерий, растительная клетка и вируса табачной мозаики Органоиды Клетка бактерий Клетка растения Вирус табачной мозаики Клеточная оболочка + + - Цитоплазма + + - Ядро - + - Хлоропласты - + -

Слайд 24

Можно ли убить вирус? 50-70 о спирт несколько секунд Кипячение мгновенно Попадание в желудочно-кишечный тракт разрушается соляной кислотой и ферментами Температура 56 о С 30 минут Дезинфицирующие вещества мгновенно Попадание на кожу через 20 минут

Слайд 25

Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличие от живых организмов Специфические черты Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты Способность к размножению Наследствен ность Изменчивость Приспособля емость к меняющимся условиям окружающей среды Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов 2. Не потребляют пищи 3. Не вырабатывают энергию 4. Не растут 5. Нет обмена веществ 6. Не имеют клеточного строения 1. Очень мелкие (20-300нм), проходят через мельчайшие фильтры 2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки) 3. Пограничное положение между неживой и живой материей

Слайд 26

Живое или неживое? Вирус — особая форма существования материи Вне организма хозяина – вирион В клетке хозяина – нуклеиновая кислота


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология как наука. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Слайд 2

Почему экологические знания необходимы каждому человеку?

Слайд 3

Термин экология впервые предложил нем. биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Греческое « oikos » - дом, и « logos » – наука, дословно переводятся как «наука о местообитании».

Слайд 4

Аристотель (384-322 до н. э.) в своей книге «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его интересовали такие вопросы, как приспособленность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т. д.

Слайд 5

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли: Карл Линней (1707- 1778) - « Экономия природы» и «Общественное устройство природы », под «экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел , он сравнивал природу с человеческим обществом, где есть определенные законы. Жорж Бюффон (1707-1788) подчеркивал ведущее значение климатических факторов.

Слайд 6

Профессор Московского университета Карл Рулье (1814-1858) в своих трудах и публичных выступлениях подчеркивал необходимость изучения экологии живых организмов. Говорил о том, что жизнь и строение организмов зависят от изменений их среды.

Слайд 7

Крупнейший русский ученый XX в. Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) показал роль живых организмов в геохимических процессах на нашей планете. Создатель учения о биосфере

Слайд 8

В качестве самостоятельной науки экология оформилась лишь в ХХ в. Во второй половине двадцатого столетия происходит « экологизация » современных наук. Это связано с осознанием роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества .

Слайд 9

В настоящее время ЭКОЛОГИЯ представляет собой разветвленную систему наук: экология микроорганизмов; экология грибов; экология растений; экология животных; экология человека; космическая экология; глобальная экология (изучает биосферу и вопросы ее охраны).

Слайд 10

С ЭКОЛОГИЯ бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.

Слайд 11

Значение экологии: позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека; помогает определить место человека в природе ; позволяет правильно и рационально использовать природные богатства; построить деятельность так, чтобы не было экологического кризиса.

Слайд 12

ЭКОЛОГИЯ – наука будущего, и возможно само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.

Слайд 13

Экологические факторы - это любые внешние факторы, оказывающие влияние на численность и географическое распространение животных и растений. АБИОТИЧЕСКИЕ АНТРОПОГЕННЫЕ БИОТИЧЕСКИЕ Приспособления организмов к условиям среды называется адаптация. Задание. Используя стр. 298, 299 выясните какие бывают адаптации у организмов и к каким условиям. Определения с примерами запишите в тетрадь.

Слайд 14

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – это факторы неживой природы : климатические (свет, температура, влажность); местные (рельеф, почва, ветер, течение).

Слайд 15

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – это факторы живой природы: опыление насекомыми растений; паразитизм; конкуренция за пищу, пространство, свет.

Слайд 16

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ – это деятельность человека, которая приводит к изменению природы: загрязнение окружающей среды; вырубка леса; строительство гидротехнических сооружений.

Слайд 17

Законы экологии: Американский эколог Барри Коммонер выделил 4 закона: Всё связано со всем. Всё должно куда-то деваться. За всё надо платить. Природа знает лучше. Все четыре закона тесно связаны между собой как единый комплекс. Выполнение их всех позволит предотвратить негативные изменения окружающей среды, устойчиво существовать экосистемам и сохранить биосферу .

Слайд 18

Закон минимума или Либиха (1840 ): «Успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близко к минимуму, необходимому организму» (вода при наполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску в бочке и длина остальных досок уже не имеет значения) Пример, в почве много фосфора, азота и др. вещ. , но не хватает калия, тогда растения погибают или угнетаются.

Слайд 19

Закон толерантности Шелфорда (1913 ): «Существование вида определяется лимитирующими факторами, находящимися не только в минимуме, но и в максимуме» (расширяет закон минимума Либиха). Диапазоны между двумя величинами принято называть пределами устойчивости, выносливости или толерантности. Лимитирующий фактор – фактор, сдерживающий развитие организма из-за избытка или недостатка по сравнению с потребностями организма.

Слайд 20

Толерантность (терпение) – способность выдерживать изменения условий жизни (колебание температуры). Позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды Кривая толерантности Организмы с широкими границами устойчивости имеют больше шансов выжить. Но широкие шансы по одному фактору не означают широких границ по всем факторам. Например, некоторые лягушки выдерживают колебания температур, но не колебания влажности (высыхает кожа).

Слайд 25

Карточка №1 В Северной Америке зафиксировано истребление бизонов. В1830 г их насчитывалось 40 млн., а в настоящее время –30 тыс. Скорость вымирания в 10 раз выше, чем 200 лет назад. Ответ: Антропогенный (Прямое уничтожение человеком видов)

Слайд 26

Карточка №2 Повышение кислотности почвы приводит к снижению интенсивности роста у растений. Ответ: Абиотический

Слайд 27

Карточка №3 Личинки губок, кишечнополостных оседают на панцирь крабов, раковину моллюсков, а развившиеся взрослые организмы используют хозяина как «транспортное средство». Ответ: Биотический

Слайд 28

Карточка №4 Рыжий таракан в Русско-Прусскую войну в ранцах солдат непреднамеренно был перемещен в Россию . Ответ: Антропогенный (Переселение видов человеком)

Слайд 29

Карточка №5 Изменение длины светового дня приводит к изменению интенсивности фотосинтеза, роста и развития растений. Ответ: Абиотический

Слайд 30

Карточка №6 Дуст широко применялся в сельском хозяйстве . В 70-е годы он был обнаружен в мясе пингвинов в Антарктиде, а затем снят с производства (из-за вредного влияния на нервную систему). Антропогенные (Воздействие химических веществ)

Слайд 31

Домашнее задание Пар. 74, 75 читать Подготовить сообщение о глобальной экологической проблеме Стр. 299 вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные правила оказания первой помощи

Слайд 2

Первая помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека Цель ее — устранить явления, угрожающие жизни, а также предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения

Слайд 3

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Слайд 4

По Закону, первая помощь не является медицинской – она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу Первую помощь может оказать любой человек, оказавшийся в критический момент рядом с пострадавшим. Но для некоторых категорий граждан, оказание первой помощи – служебная обязанность. В настоящее время в РФ отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

Слайд 5

Юридическая ответственность при оказании первой помощи К лицам, обязанным оказывать первую помощь согласно части 1 ст. 31 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относятся сотрудники органов внутренних дел РФ, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Согласно же части 4 ст. 31 этого же закона водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Педагоги не обязаны, а имеют право оказывать первую помощь.

Слайд 6

Ответственность за неоказание первой помощи Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответственность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для простых очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП. Оказание перовой помощи относится к обязанностям водителя в связи с ДТП, за невыполнение которых водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Слайд 7

ст. 125. «Оставление в опасности» УК РФ Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Слайд 8

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь , и перечня мероприятий по оказанию первой помощи " (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183) 1. Отсутствие сознания. 2. Остановка дыхания и кровообращения. 3. Наружные кровотечения. 4. Инородные тела верхних дыхательных путей. 5. Травмы различных областей тела. 6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. 7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. 8. Отравления. Обратите внимание: любые медицинские препараты может давать только врач

Слайд 9

Мероприятия по оказанию первой помощи (приказ от 4 мая 2012г. № 477н. ): Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб Определение наличия сознания у пострадавшего Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни пострадавшего Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации

Слайд 10

Мероприятия по оказанию первой помощи (приказ от 4 мая 2012г. № 477н. ): Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего для выявления признаков травм, отравлений и других состояний угрожающих жизни и здоровью и оказанию помощи в случае их выявлений Придание пострадавшему оптимального положения Контроль состояния пострадавшего и оказание психологической поддержки Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.

Слайд 11

Если пострадавший в сознании, вы обязаны получить его согласие на оказание вашей помощи. Если он согласие не дает – вы не имеете право ничего делать, кроме вызова скорой. Если человек без сознания, то оказывайте помощь. Пострадавшим детям до 14 лет, если рядом с ними нет родственников или отвечающих за них по закону взрослых, можно оказывать помощь, не спрашивая их согласия. Если с детьми есть отвечающие за них по закону взрослые – нужно получить их согласие. Если пострадавший своими действиями может причинить вам вред, угрожает вашему здоровью и жизни – отойдите в сторонку, вызовите скорую и дождитесь ее приезда. При попытках суицида согласие на спасение не требуется. Оцените обстановку на предмет собственной безопасности!

Слайд 13

ДОВРАЧЕБНАЯ (ПЕРВАЯ) ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу. Первая помощь предупреждает такие осложнения, как шок, кровотечение, развитие инфекции, дополнительные смещения обломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеносных сосудов.

Слайд 14

Оптимальный срок оказания первой помощи – до 30 минут после получения травмы. При остановке дыхания – меньше 5 минут. У лиц, получивших первую помощь в течение 30 минут после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже. Отсутствие помощи в течение 1 часа после получения травмы увеличивает количество смертельных исходов на 30%, до 3-х часов – на 60%, до 6 часов – на 90%.

Слайд 15

Как вести себя во время несчастного случая Сохраняйте спокойствие . Перед тем как действовать , взять эмоции под контроль. Дайте себе время сориентироваться. Ни при каких обстоятельствах не подвергайте себя риску. Защитите себя от инфекции. Оказывайте психологическую поддержку Убедитесь что пострадавшему комфортно

Слайд 16

Оказывающий помощь обязан действовать решительно, обдуманно и целесообразно. Прежде всего, необходимо принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов (потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из горящего помещения или из зоны заражения ядовитыми веществами и т.п.). Важно уметь быстро и правильно оценить состояние пострадавшего. При осмотре сначала устанавливают, жив он или мертв, затем определяют тяжесть поражения и необходимый объем помощи. После оказания первой помощи необходимо принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать «скорую помощь». Вызов медработника не должен приостанавливать оказание первой помощи.

Слайд 17

Следует помнить, что оказание помощи связано с определенным риском При контакте с кровью и другими выделениями пострадавшего возможно заражение инфекционными заболеваниями (сифилисом, СПИДом, инфекционным гепатитом), а также получение травматических и термических повреждений. Это не освобождает от гражданской и моральной ответственности по оказанию первой помощи пострадавшим, но требует знаний и соблюдения простейших мер безопасности. При пожаре необходимо принимать меры по предупреждению отравления продуктами сгорания, для чего быстро вывести или вынести пострадавших из опасной зоны.

Слайд 18

Следует помнить, что от своевременного и качественного оказания первой помощи зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. При более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и др.) первая помощь является начальным этапом, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Слайд 19

Первая помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи, если в ней нуждается пострадавший. Вы не должны пытаться лечить пострадавшего – это дело врача-специалиста.

Слайд 20

ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ Определение сердцебиения рукой или же на слух слева, ниже соска Пульс определяется на шее, где проходит самая крупная - сонная - артерия, или же на внутренней части предплечья, паховых складках бедер Дыхание устанавливается по движениям грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного к носу пострадавшего, или же по движению ваты, поднесенной к носовым отверстиям При резком освещении глаз карманным фонариком наблюдается сужение зрачков. Однако при глубокой потере сознания реакция на свет отсутствует. Признаки жизни являются безошибочным доказательством того, что немедленное оказание помощи еще может принести успех

Слайд 21

ПРИЗНАКИ СМЕРТИ При прекращении работы сердца и остановке дыхания наступает смерть. Организму нахватает кислорода: недостаток кислорода обусловливает отмирание мозговых клеток. В связи с этим при оживлении основное внимание следует сосредоточить на деятельности сердца и легких. Во время клинической смерти, длящейся 5 - 7 минут , человек уже не дышит, сердце перестает биться, однако необратимые явления в тканях еще отсутствуют. В этот период, пока еще не произошло тяжелых нарушений мозга, сердца и легких, организм можно оживить. По истечении 8 - 10 минут наступает биологическая смерть: в этой фазе спасти пострадавшему жизнь уже невозможно. Пострадавший не дышит, биения сердца не определяется, отсутствует реакция на укол иглой, реакция зрачков на сильный свет отрицательная. Одним из первых главных признаков является помутнение роговицы и ее высыхание. При сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз. Окоченение тела через 2 - 4 часа после смерти, появляются трупные синеватые пятна, возникающие из-за стекания крови в нижерасположенные части тела.

Слайд 25

Универсальный алгоритм оказания первой помощи 1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи: определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; при необходимости, оценить количество пострадавших; извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест; переместить пострадавшего (при необходимости)

Слайд 26

2. Определить наличие сознания у пострадавшего. При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма. 3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни: запрокинуть голову с подъемом подбородка; определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

Слайд 27

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне). 5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования: давления руками на грудину пострадавшего; искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания. При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма. 6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами: придать устойчивое боковое положение; запрокинуть голову с подъемом подбородка; выдвинуть нижнюю челюсть.

Слайд 28

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами: наложением давящей повязки; пальцевым прижатием артерии; прямым давлением на рану; максимальным сгибанием конечности в суставе; наложением жгута.

Слайд 29

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи: провести осмотр головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей; наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе герметизирующую при ранении грудной клетки; провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

Слайд 30

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий). 10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку. 11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Слайд 32

Шаг первый Осмотр места происшествия

Слайд 35

Если есть кровотечение, то сначала останавливаем кровотечение, потом вызываем скорою помощь или все выполняется параллельно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нуклеиновые кислоты (от лат. Nucleus – ядро) Фосфоросодержащие органические соединения, гетерополимеры, обеспечивают хранение и передачу наследственной информации Открыл Мишер, 1869 г. (лейкоциты, сперматозоиды)

Слайд 2

Строение состав и значение ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) ДНК – биологический полимер, состоящий из двух спирально закрученных цепочек

Слайд 3

Местонахождение ДНК в клетке Ядро Митохондрии Пластиды Хлоропласт Митохондрия Ядро В БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКЕ – В ЦИТОПЛАЗМЕ

Слайд 4

Строение молекулы ДНК Цепи нуклеотидов образуют правозакрученные объемные спирали по 10 пар оснований в каждом витке (10 9 нуклеотидов в одной цепочке) Цепи закручиваются вокруг друг друга, а также вокруг общей оси и образуют двойную спираль Цепи антипараллельны или разнонаправленны 5 3 3 5 / / / /

Слайд 5

Связи между цепями в молекуле ДНК Осуществляется при помощи водородных связей между азотистыми основаниями, входящими в состав разных цепей 1950 г. Розалинда Франклин установила, двухцепочечность ДНК

Слайд 6

История открытия 1953 г. американские биохимики Дж.Уотсон и Ф.Крик установили расположение частей молекулы ДНК

Слайд 7

Азотистое основание Остаток фосфорной кислоты пентоза дезоксирибоза СТРОЕНИЕ НУКЛЕОТИДА N – ГЛИКОЗИДНАЯ СВЯЗЬ Фосфоэфирная связь ДНК - полимер Мономеры - нуклеотиды

Слайд 8

Схемы строения азотистых оснований В состав ДНК входят азотистые основания: Пуриновые Пиримидиновые

Слайд 9

Принцип комплементарности В 1905 г. Эдвин Чаргафф обнаружил: число пуриновых оснований равно числу пиримидиновых оснований. « А » = « Т », число « Г » = « Ц » ( А + Т ) + ( Г + Ц ) = 100% А Г Ц Т Т А Т Ц Г А А Т

Слайд 10

Комплементарность - это принцип взаимного соответствия парных нуклеотидов или способность нуклеотидов объединяться попарно

Слайд 11

Цепи антипараллельны, так как одна образуется в направлении от 5 - 3, а другая от 3 - 5 (Тодд, 1950г.)

Слайд 12

Схематическое строение ДНК Нуклеотиды: Расположены друг от друга на расстоянии 0,34нм Масса одного нуклеотида равна 345. Диаметр спирали 2нм Шаг спирали 3, 4 нм В каждом шаге 10 нуклеотидов Эти величины постоянн ые

Слайд 13

Первичная структура ДНК Осуществляются путем образования 3,5-фосфороэфирных связей между нуклеотидами ( С 3-атомом одной молекулы дезоксирибои С 5-атомом следующей)

Слайд 14

Вторичная структура ДНК Вторичная структура ДНК представляет собой две параллельные неразветвленные полинуклеотидные цепи, закрученные вокруг общей оси в двойную спираль .

Слайд 15

Третичная структура Нуклеопротеиды – соединение ДНК с белками – гистонами При этом степень спирализации молекулы ДНК повышается – возникает суперспираль, толщина которой возрастает, а длина сокращается Возможны денатурация и ренатурация

Слайд 16

Репликация ДНК (редупликация) – это процесс копирования ДНК в процессе деления клетки При этом генетический материал, зашифрованный в ДНК, удваивается и делится между дочерними клетками Фермент ДНК-полимераза движется в направлении 5-3, разрывая водородные связи и непрырывно строя одну цепь. Другая-короткими участками, которые потом сшивает фермент ДНК-лигаза

Слайд 17

Репликация

Слайд 18

Полуконсервативный механизм репликации ДНК заключается в том, что каждая цепь двойной спирали ДНК выступает в качестве матрицы для синтеза новой комплементарной цепи . Из одной исходной молекулы образуются две «дочерние», каждая вновь образованная двойная спираль содержит одну новую и одну старую цепь.

Слайд 19

Полуконсервативный механизм репликации ДНК заключается в том, что каждая цепь двойной спирали ДНК выступает в качестве матрицы для синтеза новой комплементарной цепи. Из одной исходной молекулы образуются две «дочерние», причем каждая вновь образованная двойная спираль содержит одну новую и одну старую цепь.

Слайд 20

Хеликаза раскрывает ДНК в репликационной вилке. Белки, связывающие одноцепочечную ДНК (SSB-белки), удерживают разделённые цепи ДНК вблизи репликационной вилки, предотвращая их обратное соединение. Топоизомераза работает перед вилкой репликации и предотвращает чрезмерное скручивание. Праймаза синтезирует РНК праймеры комплементарные цепи ДНК. ДНК полимераза III удлинняет праймеры, добавляя нуклеотиды к 3'-концу и создавая основную часть новой ДНК. РНК праймеры удаляются и заменяются на ДНК с помощью ДНК полимеразы I . Разрывы между фрагментами ДНК восстанавливаются ДНК лигазой .

Слайд 21

Принципы построения ДНК: Нерегулярность: ДНК имеет сахарофосфатный стержень, к которому присоединены нерегулярно чередующиеся азотистые основания Комплементарность (А = Т, Ц Г) Антипараллельность Полуконсервативность: в результате репликации происходит образование двух дочерних спиралей, каждая из которых сохраняет в неизменном виде одну из цепей материнской ДНК 5 3 5 3 / / / /

Слайд 22

Свойство «репарации» Репарация – способность молекулы ДНК исправлять возникающие в её цепях изменения. В восстановлении исходной структуры ДНК участвует не менее 20 белков: узнают изменённые участки ДНК; удаляют их из цепи; восстанавливают правильную последовательность нуклеотидов; сшивают восстановленный фрагмент с остальной молекулой ДНК

Слайд 23

Задание Прочитав текст учебника, заполните таблицу: Функции ДНК Сущность функции, особенности её осуществления 1. 2. 3.

Слайд 24

1. Хранение наследственной информации 2. Передача наследственной информации из поколения в поколение Функции ДНК 3. Роль матрицы в процессе передачи генетической информации к месту синтеза белка

Слайд 26

или нуклеомерный или хромомерный

Слайд 27

или хромонемный

Слайд 28

ХРОМОСОМЫ 📎 Суммарная длина молекул ДНК клетки человека составляет около 2 м. В течение большей части клеточного цикла ДНК в комплексе с белками формируют так называемый хроматин. 📎 Известно два вида хроматина. Эухроматин – наименее плотно сложенная ДНК, содержит участки, которые необходимо часто «переписывать». Такой хроматин во время деления упаковывается более плотно и превращается в гетерохроматин. 📎 На долю гистонов приходится до 80% всех белков хроматина. Это щелочные белки, содержащие много основных аминокислот, как лизин и аргинин. Их положительные заряды на аминогруппах обусловливают электростатическую связь этих белков с отрицательными зарядами на фосфатных группах ДНК. У эукариот известно всего 5—7 типов молекул гистонов, одни из самых консервативных и хорошо изученных белков.

Слайд 29

Первый уровень заключается в образовании нуклеосомной нити. Октамер состоит из 8 глобулярных белков - гистонов. Нуклеосомы разделены короткими участками линкерной ДНК. Диаметр ~10 нм. ДНК укорачивается в 6 - 7 раз. Второй уровень упаковки - образование хроматиновой фибриллы. При этом нуклеосомная нить закручивается в спираль диаметром 30 нм. ДНК укорачивается в 40 раз.

Слайд 30

Третий уровень упаковки ДНК - хромомерный. Хроматиновые фибриллы образуют петли - хромомеры, диаметром около 100-150 нм. ДНК укорачивается в 600 раз. Нитчатая хроматиновая структура со толщиной 100-200 нм получила название хромонемы. Хромонему можно наблюдать на стадии начальной конденсации хромосом в профазе митоза и при деконденсации хромосом в телофазе. Четвертый уровень - хромосомный. Заключается в более плотной упаковке петель и образовании “конденсированных участков хромосом” диаметром около 700 нм. Максимальной степени конденсации хромосомы достигают в метафазе митоза/мейоза.

Слайд 31

Хромосомы на стадии метафазы образованы двумя хроматидами, объединенными в области первичной перетяжки - центромеры . Каждая хроматида представляет собой дочернюю ДНК. В зонах центромер расположены белковые структуры - кинетохоры , они являются местом прикрепления нитей веретена деления. Участки, на которые центромера делит хромосому, называются плечи , концы хромосомы - это теломеры . Некоторые хромосомы имеют вторичные перетяжки (ядрышковые организаторы), они содержат гены, кодирующие рРНК. Часть хромосомы, отделенная вторичной перетяжкой, называется спутник или саттелит. По положению центромеры хромосомы делятся на 3 вида: А) метацентрические - хромосомы, которые имеют равные плечи; Б) субметацентрические - хромосомы с неравными плечами; В) акроцентрические - хромосомы, у которых одно плечо практически отсутствует.

Слайд 32

Задача В состав иРНК входят нуклеотиды: аденина 28%, гуанина 16%, урацила 24%. Определите процентный состав нуклеотидов в двуцепочечной молекулы ДНК, информация с которой «переписана» на иРНК


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: