Родителям

Минязева Светлана Альбертовна

Предварительный просмотр:

«Как вести себя с подростком»:

  1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. 

Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

  1. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства, это даже для них самих  что-то новое, личное.  Они видят себя, как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
  2. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
  3. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается отход от родителей.
  4. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
  5. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли –  родители, то она дольше не проходит.
  6. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
  7. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению были извращены. Родители, скорые на расправу,  не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда  превращается в смертельное для семейных отношений оружие,  если единственная цель – это докопаться до истины.
  8. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
  9. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».
  10. Не навешивайте ярлыков. «Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьётся». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  11. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или отрытую возможность сделать выбор.
  12. Избегайте крайностей: давать полную свободу также неверно, как и «закручивать гайки».
  13. Сохраняйте чувство юмора.

     Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже ребенок далек от идеала и совсем не похож на Вас, БУДЬТЕ МУДРЫ:
- когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать - даже если Вы тысячу раз правы;
- опасайтесь!
В состоянии аффекта ребенок крайне импульсивен.
Та агрессия, которую он проявлял по отношению к Вам, обернется против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в Вашей аптечке - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни;
- не кричите, не распускайтесь.

Ведь ребенок действительно может подумать, ЧТО ВЫ ЕГО НЕНАВИДИТЕ.
Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
- похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! - не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда… (кстати, это и средство его улучшить!) Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!…

И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви…

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ПОДРОСТКОМ

2023 г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

5.Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики.

8.Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и

матерей, подготовка

счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.

i0CM3IPWA.jpg

Удачи вам!

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

Консультация для родителей

по вопросам семейного воспитания

Основные правила

семейного воспитания

 

3a.png

Златоуст

2023

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и

жены, отца и матери»
                              В. А. Сухомлинский

true.png

Семья является ячейкой общества

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1085/0009d484-9d3391e7/hello_html_mbd92367.png

Главным объектом подражания и ответственные в деле воспитании ваших детей – это вы, родители. И не стоит

перекладывать свои обязанности на других.

p-19.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1613577/d3effb8c-c222-4ca8-9534-52504d0a3431/s1200

Ваш ребенок – это ваше будущее, ваше бессмертие.

Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы Ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, творчески активной и социально значимой личностью.

iOSMLFWUC.jpg

Основные правила семейного воспитания:

1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семьи полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы.



Предварительный просмотр:

Как расположить семью к себе?

        В разнообразных методичках и на интернет-ресурсах существует множество рекомендаций и советов учителям, как не нужно взаимодействовать с семьей, чего следует избегать, каких слов не говорить, какое поведение исключить. 

        Однако что же следует делать учителю, чтобы наладить равноправные, уважительные отношения с семьей ученика?

1) Обращайте внимание на положительные качества и достижения ребенка.

    При взаимодействии с родителем в первую очередь говорите именно о достижениях и

    положительных качествах ребенка и только потом о промахах и нарушениях. Да, порой, эти

    качества и достижения может быть очень сложно найти, но,

  • может быть, он хулиганит и плохо учится,
  • зато лидер и способен вдохновить одноклассников на многое;
  • постоянно сбегает с уроков, прячется в укромных уголках или вообще сбегает из школы, но всегда ходит на химию и демонстрирует хорошее понимание и интерес к предмету;
  • демонстрирует талант к риторике в бесконечных дискуссиях с учителями и способен переспорить и убедить каждого.

    Возможно, этим вы удивите и самих родителей, если они сами утратили веру в ребенка, однако

    это задаст более позитивный тон всей беседе. 

2) Говорите с родителями в первую очередь о томчего они могут сами не знать:

  • особенности общения со сверстниками, в игровой или учебной деятельности,
  • способности к определенным предметам и т. п.

    Так вы сможете заинтересовать родителей в продолжении беседы и продемонстрировать свои

    компетенции.

3) Всегда ищите компромисс с родителями, уходите от противостояния: главный общий принцип —

    мы не друг против друга, мы против проблемы.

4) Спокойно и аргументированно высказывайте свою позицию и выслушивайте родителей: так вы

    демонстрируете готовность к переговорам, что располагает к вам родителей и дает им понять, что

    их мнение здесь также важно.

5) Перед разговором определите для себя цель обращения к родителям.

Если цель негативная, в духе «унять этого паршивца», то лучше отказаться пока что от беседы или переформулировать цель.

Целью взаимодействия с родителями должно быть «давайте поможем ребенку справиться с проблемой вместе. Проблема заключается в такой вот ситуации».

При этом ставьте акцент на действиях ребенка, а не на его качествах и чертах личности. Например, «он сбежал с урока четыре раза за неделю», а не «он ленивый и не хочет учиться». 

6) Избегайте сверхобобщения в беседе с родителями, например, «если она продолжит так учится, то

    никуда не поступит» и тем более фраз наподобие «станет дворником».

    Это, скорее всего, или оттолкнет от вас родителей, или нанесет вред ребенку, или всё вместе.

7) В продолжение предыдущего пункта — не превращайте ребенка в «инструмент» давления на

    родителей, по типу «если он так продолжит, то пойдет работать дворником».

    Подобное взаимодействие является манипуляцией, которая плохо влияет на всех участников

    взаимодействия.

    И, в свою очередь, не превращайте родителей в инструмент «давления» на ребенка в духе «еще

    одна двойка, и я вызову твоих родителей в школу».

   Это ничем не лучше и разрушает доверие в семье. 

8) Оговаривайте время и место предстоящей встречи с родителями, договаривайтесь о времени, удобном для обоих. Так вы проявляете уважение как к ним, так и к себе. 

9) Постарайтесь донести до родителей мысль, что такое «быть на стороне ребенка».

    Это значит не защищать его от «злых учителей», замалчивать проступки, выгораживать, а помочь

    понять проблему и справиться с ней.

    И они, и вы находитесь на стороне ребенка именно потому, что стараетесь ему помочь.

    Это особенно может пригодиться, когда родители гиперопекают ребенка и считают учителя скорее

    угрозой. 

10) Задача учителя заключается именно в том, чтобы демонстрировать родителю готовность к

      сотрудничеству и инициировать его, вводить правила взаимодействия и следовать им, объяснять

      их смысл.

  • Кроме того, вы можете распечатать или разослать небольшую памятку от учителя для родителей по принципам семейного воспитания, способную его облегчить, и раздать ее родителям. Приложения
  • Во-первых, вы таким образом демонстрируете заинтересованность в развитии ребенка.
  • Во-вторых, таким образом вы можете продемонстрировать то, что вы на одной стороне с родителями и хотите им немного облегчить процесс воспитания.
  • Также вы можете провести родительское собрание на тему рекомендаций в данной памятке, чтобы:
  • более подробно их раскрыть; 
  • выяснить, кто из родителей придерживается противоположного мнения по каким-либо из пунктов и с кем в будущем взаимодействие может осложниться или потребует дополнительных усилий.

I

Принципы семейного воспитания

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:

  • ни в том, что появился на свет,
  • ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
  • ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
  • ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

   И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. 

    И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь.

    Вы не имеете права.

    Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и,

    создав условия для их реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. 

    Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:

  • вовремя не поняли его;
  • пожалели свои силы и время;
  • стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
  • стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

    Не желали принимать его таким, каков он есть.

5. Вы должны:

  • всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;
  • в лучшее, что в нем еще будет;
  • быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;
  • сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

II

Основные параметры неправильного воспитания

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.

    Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении

    элементарного чувства достоинства.

2. Неприятие детей.

    Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей

    возможностям и потребностям детей.

4. Негибкость родителей в отношении с детьми:

  • недостаточный учёт ситуации, момента;
  • несвоевременный отклик;
  • фиксация проблем, застревание на них;
  • запрограммированность требований;
  • отсутствие альтернатив в решениях;
  • навязывание мнений.

5. Неравномерность отношения родителей – недостаток заботы сменяется её избытком или

    наоборот.

6. Непоследовательность в обращении с детьми:

  • меняющие и противоречивые требования родителей.

7. Несогласованность отношений между родителями – конфликт.

8. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и

    страха

9. Тревожность:

  • беспокойство и паника по любому поводу;
  • стремление чрезмерно опекать ребенка;
  • не отпускать ребёнка от себя;
  • предохранение от воображаемых опасностей;
  • стремление делать всё для ребёнка заранее;
  • навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.

10. Доминантность:

  • безоговорочное подчинение своей точке зрения;
  • стремление подчинить ребёнка;
  • навязывание мнений и готовых решений;
  • строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;
  • физическое наказание;
  • постоянный контроль за действием ребёнка.

11. Гиперсоциальность

  • повышенная принципиальность;
  • чрезмерная требовательность;
  • навязывание детям большого числа правил;
  • бесконечное число порицаний и замечаний;
  • нетерпимость к слабостям и недостаткам;
  • отношение к детям, как взрослым.

12. Недоверие к возможностям детей:

  • настороженность и подозрительность в отношении перемен;
  • недоверчивость к мнению ребёнка;
  • неверие в его самостоятельность;
  • перепроверка его действий;
  • предостережения и угрозы.

13. Недостаточная отзывчивость – несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности,

      настроение.

III

Памятка «Заповеди семейного воспитания»

  1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.  Природа создаёт детей очень прихотливо, перемешивая качества и свойства многих поколений. Поэтому в одной семье могут родиться совершенно разные дети. Каждого ребёнка родители должны принимать с любовью. Только деятельная любовь может помочь детям сохранить и развить свои самые хорошие качества, а другим скорректировать свои недостатки.

  1. Никогда не приказывайте по прихоти. Если родитель не вмешивается в жизнь ребёнка, то это так же опасно, как и чрезмерная опека. Изводить ребёнка замечаниями по пустякам - значит отуплять ребёнка, он не сможет отличить мелочь от серьёзного проступка. Но и не проходите мимо проступка, ибо ребёнок не сможет выработать понимание цены проступков и их последствий. Ребёнку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок.
  1. Никогда не принимайте решение в одиночку. Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, может вносить предложения, но принимать решения можно при достижении единогласия. Постепенно дети должны получить право не только совещательного голоса, но и решающего.
  1. Поведение родителей - самый решающий фактор в воспитании детей.
  1. Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте с детьми обо всём: о своей работе, о домашних делах и тд. Спорьте, но уважительно. Радуйтесь, что у детей есть собственное мнение, пусть отличные от ваших. Семья - первая среда для приобщения ребёнка к социальной жизни.
  1. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям. Некоторые родители разучились отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает ребёнка к иждивенческому отношению по отношению к обществу.



Предварительный просмотр:

Самооценка отношений в семье

1. Любишь ли ты свою семью? ___________________________________

2. Хватает ли тебе в ней внимания? _______________________________

3.Часто ли ты огорчаешь своих родителей?  ________________________

4.Чем ты можешь обидеть их? ___________________________________

5. Преобладает ли дома доброта по отношению друг к другу? ________

6.Хватает ли вам в семье доверия и свободы? ______________________

7. Понимают ли тебя дома? _____________________________________

8 Кто в семье уделяет тебе больше внимания? ______________________

Самооценка отношений в семье

1. Любишь ли ты свою семью? ___________________________________

2. Хватает ли тебе в ней внимания? _______________________________

3.Часто ли ты огорчаешь своих родителей?  ________________________

4.Чем ты можешь обидеть их? ___________________________________

5. Преобладает ли дома доброта по отношению друг к другу? ________

6.Хватает ли вам в семье доверия и свободы? ______________________

7. Понимают ли тебя дома? _____________________________________

8 Кто в семье уделяет тебе больше внимания? ______________________

Самооценка отношений в семье

1. Любишь ли ты свою семью? ___________________________________

2. Хватает ли тебе в ней внимания? _______________________________

3.Часто ли ты огорчаешь своих родителей?  ________________________

4.Чем ты можешь обидеть их? ___________________________________

5. Преобладает ли дома доброта по отношению друг к другу? ________

6.Хватает ли вам в семье доверия и свободы? ______________________

7. Понимают ли тебя дома? _____________________________________

8 Кто в семье уделяет тебе больше внимания? ______________________

Самооценка отношений в семье

1. Любишь ли ты свою семью? ___________________________________

2. Хватает ли тебе в ней внимания? _______________________________

3.Часто ли ты огорчаешь своих родителей?  ________________________

4.Чем ты можешь обидеть их? ___________________________________

5. Преобладает ли дома доброта по отношению друг к другу? ________

6.Хватает ли вам в семье доверия и свободы? ______________________

7. Понимают ли тебя дома? _____________________________________

8 Кто в семье уделяет тебе больше внимания? ______________________



Предварительный просмотр:

Содержание и формы работы с родителями

Цель:

  • создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями

Задачи:

  • способствовать формированию теоритических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями;
  • организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей;
  • активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

Родители – главные воспитатели ребёнка.

От того, насколько они терпеливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

В содержание работы с родителями входит:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении школой.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:

Традиционные:

  • родительские собрания;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • посещение на дому;
  • дни творчества детей и их родителей;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса.

Нетрадиционные:

  • родительские тренинги;
  • родительские конференции;
  • практикум;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера.

Основные направления деятельности педагогов и родителей:

  • познавательная сфера жизни;
  • поддержка одарённых детей;
  • поддержка физического здоровья учащихся;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности;
  • дополнительное образование и развитие творческого потенциала детей.

Основные функции взаимодействия школы и родителей:

  • воспитательно-развивающая;
  • контролирующая;
  • формирующая;
  • бытовая;
  • охранно-оздоровительная;
  • этапы работы с родителями.

Этапы работы с родителями:

1 ЭТАП:

  • составление социального паспорта класса.

2 ЭТАП:

  • трудности в адаптации;
  • агрессивность;
  • страхи;
  • не усвоение программы;
  • проблемы общения со сверстниками.

3 ЭТАП:

  • анализ и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на год.

Работа с семьёй подразделена на:

Ежедневную:

  • работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельную:

  • каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка.

Ежемесячную:

формы общения с родителями:

  • праздники;
  • родительские собрания;
  • спортивные мероприятия;
  • походы.

Разовую:

  • общение с родителями от случая к случаю.

Воспитательный процесс будет успешным, а сотрудничество с родителями плодотворным, если девизом педагога станут слова: «Каждому ребёнку свою долю аплодисментов».



Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

«Я-успешный родитель»

Актуальность

В настоящий момент общепринятым является признание значимости того вклада, который вносит семья в формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка, а через это – и в общий ход развития общества. Именно в семье могут зародиться деструктивные отношения у ребенка сначала с близкими, а затем и с окружающими людьми. Возникновение негативных проявлений в поведении ребенка может, по нашему мнению, предотвратить своевременное осознавание родителями своих педагогических, детструктивных установок, паттернов собственного поведения и непосредственное их влияние на воспитательный процесс, и личность ребенка в целом. При этом современные представления о семейном воспитании характеризуются высоким уровнем неопределённости.

Психологические и социологические исследования второй половины XX в. указывают на существование важного фактора, способствующего росту напряжённости отношений внутри семьи. Таким фактором является несовпадение позиций в общении. Нередко родители пытаются разговаривать с детьми с позиции власти и превосходства, в то в время как дети, в соответствии с демократическим духом современного общества, слушают их с позиции равенства. Подобное несовпадение в значительной степени снижает эффективность авторитарных стратегий воспитания, а также – провоцирует рост числа конфликтов. Отсутствие осознания этой причинно-следственной связи со стороны родителей может вести к протестным или девиантным формам социализации.

Ожидаемые результаты:

Участие позволяет родителям лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций.

В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Таким образом, родитель начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.

Цель:

  • осознание собственных родительских позиций и расширение осознанности мотивов воспитания в семье;
  • оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей и гармонизация стиля воспитания;
  • профилактика негативных проявлений в поведении детей и подростков.

Задачи тренинга:

  • психологическое просвещение - дать родителям знания o механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье;
  • осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений c ребенком;
  • знакомство c концепцией эффективного и неэффективного одобрения, c понятием неформального общения.

Обучение - дать определенную модель построения взаимоотношений c детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели:

  • обучение навыкам поддержки,
  • закрепление навыков активного слушания,
  • овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.

Переориентация – само-исследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских отношений:

  • преодоление уже сформировавшихся стереотипов поведения и паттернов.
  • осознание неэффективных стратегий родителей;
  • обучение методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь.

Ход тренинга

Приветствие участников тренинга. Знакомство участников друг c другом.

Упражнение 1. «Самопрезентация».

Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренингом.

Упражнение 2. «Этажи».

Предлагается представить, что родители сейчас находятся перед большим современным супермаркетом.

В нем три этажа:

  • на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
  • на втором этаже – обычные товары средней цены и качества;
  • на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.

Вопрос: На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?

Тезис: 

  • когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным….

Может быть, воплотим наши несбывшиеся мечты.

Но, к сожалению, так в жизни не бывает.

Каждый ребенок уникален.

В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом.

В нем есть то, что вам нравится и то, чтобы вы хотели изменить.

Осознание родительских установок

Основной тезис: «На наши взаимоотношения c детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их. Если же установка осознана - она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».

Упражнение 3. Родительские установки».

Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, прoступки?

Как бы они закончили следующие предложения:

  • «Дети плохо себя ведут, потому что...»,
  • «Непослушный ребенок - это...»,
  • «Родители должны...»?

Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок.

В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть

рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Позиции в общении: Родитель, Взрослый и Ребенок

Основной тезис: 

  • «Позиция Взрослого» способствует проявлению взрослой позиции y другого человека.
  • «Позиция Родителя» задает y другого позицию ребенка и наоборот.

Пребывание родителя в эго-состоянии  «Взрослого» дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство c матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла».

Принятие чувств ребенка

Один из мотивов работы родителей в тренинговой группе - стремление к взаимопониманию со своим ребенком.

Понять ребенка - значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.

Упражнение 4. «Памятник чувству».

Это вариант известной техники «Скульптор», являющийся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему.

Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора».

«Скульпторы» получают карточки c названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.

На этапе обсуждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса:

  • Когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?
  • Когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?

Основной тезис: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются.

Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу.

Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости c родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

Упражнение 5. «Принятие чувств».

Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.

Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

  • «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
  • «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес ... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
  • «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
  • «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты ... » («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой ( термин, описывающий это явление, - «эмпатия»).

Упражнение 6. «Я - хороший родитель».

Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать o своих сильных «родительских» сторонах.

После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).

Почему мы против подавляющих наказаний?

Упражнение 7. «Наказание». На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями.

Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы:

  • Что вы чувствовали тогда?
  • Каковы были ваши телесные ощущения?
  • O чем вы тогда думали?
  • Что вам хотелось сделать?

Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний.

Установление границ дозволенного поведения.

Предоставление свободы выбора и выяснение логических последствий этого выбора - не единственные методы установления необходимой дисциплины.

Мы предлагаем родителям познакомиться со «стyпенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джайнотта:

  • Признать, что некое желание вполне может возникнуть y ребенка («Я понимаю, что тебе хочется ... »).
  • Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как …. »).
  • Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
  • Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится ... »).

Способы повышения самоуважения детей.

Наши замечания и общение без слов помогают детям или быть довольными собой, или чувствовать себя некомфортно.

Упражнение 8. «Неформальное общение».

Группa делится на «родителей» и «детей».

«Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, c которой он хотел бы обратиться к «родителю».

«Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п.

В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций.

Затем участники меняются ролями.

Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку.

Обсуждение чувств участников завершается определением понятии формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.

Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка.

Если похвала направлена на оценку личности человека, ставит эту оценку в прямую зависимость от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач, то поддержка направлена на признание промежуточных результатов и личностного вклада в их достижение.

Тем самым она способствует повышению самоуважения ребенка и взрослого.

Неэффективные стратегии.

Это нерациональные суждения, ограничивающие нашу свободу и формирующие ригидные родительские позиции.

Очень многим родителям трудно передать ребенку ответственность за его жизнь, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим примерно следующее:

  • Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
  • Я обязан руководить моим ребенком, а он - следовать моим указаниям.
  • Я обязан заботиться o ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.
  • Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
  • Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
  • Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
  • Это моя обязанность - оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

Упражнение 9. «Должен или хочу?»

Заменить в приведенных выше высказываниях слова «должен», «обязан» на «хочу».

Какие чувства возникают при произнесении этик фраз?

Упражнение 10. «Охапка обязанностей».

Одного из родителей спрашивают, сможет ли он пройти по нарисованной на полу линии.

Затем ему в руки дают коробки, символизирующие разного рода обязанности, которые «должен» выполнять родитель.

C охапкой этих «обязанностей» пройти по линии уже куда сложнее.

Интерпретируя эту аллегорию, родители приходят к выводу, что чрезмерная загруженность обязанностями по отношению к ребенку не позволяет видеть перспектив, «зашумляет» воспитательную стратегию, лишая ее цельности и гармоничности.

Единственная реальная защита ребенка от опасностей - это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять соответствующие решения.

Сортировка проблем

Этот принцип решения проблем детско-родительских взаимоотношений был предложен T. Гордоном.

Состоит он в том, что проблемы делятся на две группы в зависимости от того, на чью жизнь - родителя или ребенка – они непосредственно влияют.

Передача ответственности ребенку

При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить следующие 10 условий:

  • Спокойная обстановка. Готовность к диалогу c обеих сторон.
  • Не заниматься попутно каким-либо другим делом.
  • Заранее подготовить высказывание.
  • Исключить из него оценки («плохо себя ведешь, «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
  • Говорить o конкретных действиях.
  • Говорить o своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
  • Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.
  • Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
  • Следить за реакцией ребенка.
  • Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).

Упражнение 11. Передача контроля.

Родители составляют высказывания для передачи своему ребенку ответственности за решение одной из актуальных, но не слишком болезненных проблем.

Подведение итогов занятия

Родители письменно или устно делятся своими чувствами и впечатлениями, связанным и c эффективностью тренинговой работы.

Эти вопросы могут быть следующими:

  • Что было наиболее полезным и интересным на тренинге (упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, информация психолога, домашние задания); на какие вопросы получили ответы;
  • Какие вопросы, остались неразрешенными; над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать в группе?


Предварительный просмотр:

Родительская конференция на тему:

«Путь к успеху!», «Каким я хочу видеть своего ребёнка!»

Подготовка к конференции:

1. Оповестить родителей о родительском собрании именным приглашением и попросить детей

    передать его родителям. Приложение

2. Атмосфера на собрании должна показать родителям, что вы нуждаетесь в объединении усилий,  

    «Вы – союзник».

Содержание родительского собрания:

  • Вводное слово учителя (5-7 минут).
  • Основная часть (30 минут).
  • Обсуждение (15 минут).
  • Анкета (5-7 минут).

Чтобы собрание прошло хорошо, необходимо с самого начала задать спокойный доброжелательный тон и непринужденную обстановку.

Для этого к приходу родителей подготовить кабинет и включить спокойную, расслабляющую музыку (можно классическую).

Все это делается для того, чтобы родители, ожидая друг друга, могли отдохнуть от тяжелого рабочего дня, а те, кто пришли раньше – спокойно пообщаться.

Классному руководителю желательно подготовить для родителей бейджики. Это очень важно для последующего общения, так как многие родители незнакомы. Бейджик позволит родителям спокойно общаться, обращаясь, друг к другу, по имени отчеству.

Начать собрание следует с приветствия, предварительно дав возможность родителям сесть на удобные для них места, снять верхнюю одежду и поздороваться друг с другом.

Психологи советуют всем участникам родительского собрания сесть в плотный круг, прижимаясь, друг к другу локтями.

Учитель предлагает всем закрыть глаза и молча посидеть две минуты.

Данное упражнение будет способствовать единению группы. Но, к сожалению, не во всех классах это возможно. Такое упражнение должно проводиться по усмотрению классного руководителя.

Учитель:

Тема сегодняшнего собрания сложная, актуальная, интересная.

Но может быть, кому-то она покажется странной.

Почему один человек успешен, а другой нет?

Больше всего волнует вопрос, как же воспитать в ребенке «успешность».

И вообще можно ли ее воспитать.

Психологи уверены, что можно! Причем в любом возрасте.

Но чем раньше начнём, тем больше плодов успеха соберём!

Сегодня вашему вниманию будут представлены различные упражнения и техники, которые помогут лучше узнать своего ребёнка и научить его достигать поставленной цели.

После собрания вам будут розданы памятки с необходимым материалом. Приложение

Основная часть

        Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, 12 раз в день. Это необходимо не только ребенку, но и взрослому для единения семьи.

Приведу отрывок из книги Ю.Б. Гиппенрейтер: «В нашей группе была молодая женщина, которая рассказала свою историю: «Муж уже привык к странностям моей профессии, особенно его радуют на тренинге мои домашние задания. Он из простой семьи, где прикосновения друг к другу привычны. У нас же это никогда не приветствовалось, поэтому мне это не нравится. А ему – необходимо. И я чувствовала, что ему в этом отношении со мной тяжело…

        Вот вчера прихожу я домой, а он спрашивает: «Ну, что на сегодня задали?»

Я сказала, что надо всех в семье обнять. Он чуть не подпрыгнул от восторга. В коридор выбежали сыновья-погодки (4-5 лет) с вопросом: «Что случилось?» Папа радостно им ответил, что маме дали задание всех обнимать. «Вот сейчас мы и начнем», - говорит он. Я всех обняла, даже собаку, и с чувством выполненного долга пошла в комнату, переодеваться.

        И вдруг через несколько минут слышу за спиной шорох. Оборачиваюсь, и что я вижу-в дверной проем просунулась голова сначала одного сына, потом другого, затем мужа, а в самом низу-собачья морда.

И все смотрят на меня с нетерпением. Я у них спрашиваю: «Чего вам?»

А сын чуть ли не взахлёб спрашивает: «Мам, а еще можно?»

Вывод напрашивается сам собой. Любите Вашего ребенка и не стесняйтесь проявления чувств. Помните, что для полноценного развития ребенка необходимо не менее четырех объятий в день! Поэтому после родительского собрания получаете домашнее задание – обнять всех, кто живет с вами в доме (как это сделала героиня рассказа).

Далее – мы начинаем путь к успеху с сочинения, «Каким я вижу себя в будущем».

Техника проста и интересна.

Поможет родителям узнать планы и интересы своего ребенка.

Американские психологи работали с учащимися старших классов по данной технике. Итог всех ошеломил.

Дети видят свое будущее по-разному.

Одни пишут сочинение расплывчато, не определяя конкретных целей. Например: «я добьюсь успеха!», а в чем добьется успеха, в карьере, бизнесе или личной жизни – непонятно.

А другие дети, недолго думая, по порядку описывают всё, о чем мечтают, причём указывая возраст достижения цели.

Например, двух детей, загородный дом, овладеть профессией журналиста или телеведущего и т.д. Согласно исследованиям успешнее – вторые, которые уверенно движутся вперёд, видят свою цель и действуют по плану.

Родителей должно насторожить то обстоятельство, если ребенок вообще не может ничего написать, или пишет с трудом 1-2 предложения. Он не уверен в завтрашнем дне, озабочен или испуган. Это можно исправить. Однако если ребенок написал прекрасное сочинение и доволен собой – это еще не всё.

Переходим к творческому заданию «Карта мечтаний».

Амбициозные планы легко описывать на бумаге, но тяжело водворять в жизнь. Как раз для этого нам нужен план на год, неделю, месяц и 10 лет!

И в этом нам поможет упражнение «Карта мечтаний». 

Почему так называется следующее упражнение? Все очень просто. Чем пользуются пираты для поиска сокровищ?

А чем пользуется водитель в дороге? Правильно – картой!

А почему бы не воспользоваться подобной картой в жизни?

Вот что говорит об этом Стивен Скотт, в своей книге «Простые шаги к несбыточным мечтам»: «…идея заключается в том, что нельзя достичь цели, какие бы великие награды она ни сулила, если вы не знаете адреса, не записали маршрут, не создали карту и не сверяете каждый свой шаг».

Вывод напрашивается сам собой. Нужно нарисовать свою «карту» и набросать маршрут, то есть пути достижения целей. Это очень увлекательное занятие, которое поможет Вам и Вашим детям реализовать задуманное.

Но мыслей и желаний добиться успеха мало. Человеку необходимо ежедневно тренировать свой ум! В этом поможет полезное и не сложное упражнение «Квота идей». 

Майкл Микалко в своей книге «Тренинг интеллекта» писал: «Ежедневно тренируйте свой ум. В день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, - например, по пять идей в день в течение одной

недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу».

Интересен факт, что этим упражнением пользовался знаменитый ученый, изобретатель Томас Эдисон. Он запатентовал 1093 изобретения и свято верил, что нужно упражнять свой ум. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному каждые полгода.

Кроме того, необходимо подпитывать свой ум чтением. И приучать к этому детей. Можно устраивать и коллективное домашнее чтение и обсуждения интересных книг.

Вот несколько полезных советов, которые помогут Вам:

  • Будьте разборчивы в чтении. Прежде чем браться за книгу, спросите себя, насколько данная книга полезна для Вас. Просматривать и пролистывать нужно множество книг, но читать следует избирательно.
  • Делайте заметки на полях в процессе чтения.
  • Излагайте содержание книги. Прочитав половину книги, остановитесь и попытайтесь продолжить. Это было любимым развлечением Джорджа Бернарда Шоу. Данное упражнение помогает развивать воображение, фантазию.
  • Читайте биографии. Это кладезь ценных мыслей и идей.
  • Читайте книги полезных советов по самым разным вопросам.
  • Читая, надо обязательно думать. Ищите свежие решения старых проблем.

Теперь давайте приступим к следующему упражнению, которое Майкл Микалко в своей книге «Тренинг интеллекта» назвал «Дерево головной боли».

Упражнение довольно простое и позволяет быстро взглянуть правде в глаза и лучше изучить свою проблему.

План действий:

  • Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу.
  • Определите и составьте список основных препятствий, которые необходимо преодолеть.
  • Расставьте препятствия по степени возрастания сложности.
  • Начертите вертикальную линию – это ствол дерева.

Запишите прямо на стволе, какова ваша задача.

  • Начертите горизонтальные линии – это ветви дерева.

Запишите на них препятствия:

  • более легкие – на нижних ветвях,
  • самые сложные – на верхних.

Информация на дереве может быть краткой, а может быть и достаточно подробной.

Главное – запечатлеть препятствия в наглядной форме, тогда и работать с ними будет намного проще.

Таким образом, каждое препятствие превращается в отдельную ветку дерева, которую нужно срубить на пути к победе.

И в конце нашего собрания хотелось бы подвести итог. Для этого обратимся к статье «Самый совершенный в мире компьютер».

«В 1970-е годы инженеры разработали самый мощный в мире научный компьютер. Эта машина была способна воспринимать миллиард байтов информации в секунду.

При всей внушительности такой цифры этот «суперкомпьютер» мог получать и обрабатывать информацию по одному байту за раз.

А  мозг человека  воспринимает 4 миллиона байтов информации одновременно только через глаза! Со скоростью света мозг обрабатывает этот огромный объем информации и создает трехмерный зрительный образ окружающего вас мира в цвете и в движении.

И это происходит каждое мгновение, пока вы бодрствуете.

В то же самое время вас мозг воспринимает сотни миллионов байтов информации через другие органы чувств и нервные окончания.

Он обрабатывает весь этот объем данных со скорость света и посылает миллионы команд – и все одновременно!

Надеюсь, в эту минуту вы мысленно восклицаете «Ого!».

Вот чем вы оснащены!

Если каждый этаж самого высотного небоскреба напичкать компьютерами и соединить их в одну сеть, они все равно не смогут выполнить тот объем работы, который ваш мозг делает каждое мгновение вашей жизни».

Вот каким великим даром нас наградила природа!

В конце собрания хочу  поблагодарить всех за внимание, собирает анкеты, которые позже будут обработаны. Приложение

Предлагаю список литературы, используемой на собрании, для самостоятельного изучения, так как многие упражнения небыли использованы. Приложение

Так же раздаются памятки, для тех, кто будет проводить упражнения с детьми дома.

Приложение

ПИСЬМЕННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на собрание, которое состоится «___» _______ 20____ в кабинете № __________ нашей школы № 34.

Программа родительского собрания:

18:00 Приветствие

18:10 Презентация обсуждаемой темы

18:40 Описание характера деятельности школы

18:55 Ознакомление с выставкой рисунков

19:10 Время для вопросов и обмена мнениями «домашнее задание»

19:40 Завершение собрания

В конце встречи Вы получите брошюры с полезными советами.

Приложение

Упражнения:

  • Любите своего ребенка!
  • Сочинение, «Каким я вижу себя в будущем».
  • «Карта жизни».
  • Квота идей. Ежедневно тренируем свой ум.
  • Дайте пищу уму. Полезное чтение.
  • Дерево головной боли.
  • «Самый совершенный в мире компьютер».  Информация для размышления.

Полезные советы

  • Будьте разборчивы в чтении.

Прежде чем браться за книгу, спросите себя, насколько данная книга полезна для Вас. Просматривать и пролистывать нужно множество книг, но читать следует избирательно.

  • Делайте заметки на полях в процессе чтения.
  • Излагайте содержание книги.

Прочитав половину книги, остановитесь и попытайтесь продолжить.

Это было любимым развлечением Джорджа Бернарда Шоу.

Данное упражнение помогает развивать воображение, фантазию.

  • Читайте биографии. Это кладезь ценных мыслей и идей.
  • Читайте книги полезных советов по самым разным вопросам.
  • Читая, надо обязательно думать. Ищите свежие решения старых проблем.

Приложение

Оценочная анкета после собрания

1. Ваше мнение о проведенной встрече?

Бесполезная  ________________  Едва ли полезная _____________________

Полезная ___________________  Очень полезная  ______________________

Моё мнение: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Ваше мнение о предоставленной информации?

Бесполезная  _______________  Едва ли полезная _____________________

Полезная __________________  Очень полезная ______________________

Моё мнение: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете деятельность школы в данном направлении?

Бесполезная  ______________ Едва ли полезная _____________________

Полезная _________________ Очень полезная ______________________

Моё мнение: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Как Вы оцениваете дискуссии, во время которых Вы могли бы задавать вопросы учителям,

    обмениваться мнениями и идеями с другими родителями?

Бесполезные  _____________ Едва ли полезные _____________________

Полезные ________________ Очень полезные ______________________

Моё мнение: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Как Вы думаете, благодаря этой встрече будет ли Вам легче общаться с Вашим ребенком?

Нет  ___________________  Едва ли ______________________________

Да ____________________  Намного проще _______________________

Моё мнение: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ЗАПОЛНИЛИ ЭТУ АНКЕТУ!

Приложение

Список литературы:

1. Алдер Гарри. Практика эффективного использования времени. М. 2002. 250с.

2. Мамонтов С. Поверь в себя. М. 2002. 160с.

3. Скотт Стивен. Простые шаги к несбыточным мечтам. М. 2005. 550с.

4. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на друзей. М. 1990.

5. «Преследование. На пути к успеху.» Д.Егер, Дж.Мэйсон, С.Егер

6. Микалко Майкл. Тренинг интеллекта. М. 2001.

7. Олендарь О.С. Как проводить родительское собрание в школе. М.: АСТ. Донецк 2006.

8. Андрейчук Г. Родительское собрание: из опыта работы / Андрейчук Г. // Воспитание школьников.

  2004. №6. С. 27-29.

9. Образование родителей и школа. М.: Владос, 1999.

10. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Вып. 1/Под ред.  

      Е.Н.Степановой. М.: Сфера, 2001.

11. Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. Родительское собрание. М., 2002.

12. Классный Руководитель на родительском собрании/ Школьный психолог. 2002. №45.

13. Красновский Л. О родительских собраниях// Воспитание школьников. 2003. №5. С. 14-19.



Предварительный просмотр:

Родительская конференция как активная форма взаимодействия с родителями

 

В соответствии с ФГОС, одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность и поддержка образовательных инициатив семьи.

Эффективной формой реализации данного условия можно считать родительскую конференцию.

Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей.

Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции.

Задачи родительской конференции:

  • создание условий для личностно-ориентированного общения с родителями;
  • ознакомление с педагогическим опытом воспитания, обучения и развития ребенка в семье;
  • вовлечение семьи в единое образовательное пространство общеобразовательного учреждения;
  • установление доверительных, партнерских отношений между педагогами и родителями.

В этом случае, в качестве темы конференции желательно взять одну из годовых задач школы.

Алгоритм действий при подготовке к конференции:

  •  учителя проводят анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью ознакомления с традициями семьи, особенностями семейного воспитания, формами взаимодействия родителей и детей.

По результатам анкетирования необходимо выявить лучшие педагогические примеры семейного воспитания детей, которые посещают данную школу.

Затем важно помочь родителям в оформлении содержания выступления, в разработке мультимедийной презентации.

Желательно пригласить телевидение, чтобы они сделали свои репортажи о данном мероприятии. Ведь это прекрасная возможность зафиксировать результаты деятельности педагогов школы  и повысить имидж общеобразовательного учреждения.

После конференции рекомендую выпустить сборник из выступлений родителей и педагогов.

Можно сделать небольшую книжку формата А5.

В каждом классе оформить фотоальбом или стенд с фотографиями родителей и детей в условиях семьи.

Конференцию и сопутствующие мероприятия можно оформить в образовательный проект.

Это очень сложное по подготовке  и затратное по времени и энергии мероприятие.

Но плюсов больше!

Во-первых, каждый педагог напишет в своих отчетах (заявлении) к аттестации о том, что применяла активную форму взаимодействия с родителями, оказывала психолого-педагогическую поддержку в подготовке и совместном проведении конференции.

Можно даже организовать творческую группу по подготовке к конференции.

Во-вторых:

  • совершенствуется  методика педагогического просвещения родителей;
  • развивается профессионально значимые компетенции у педагогов, необходимые для решения задач по эффективному взаимодействию с родителями;
  • родители приобретут опыт активного участия в образовательном процессе школы;
  • родители будут обогащены знаниями о школе.

Ну, и конечно — это благодарность и уважение родителей, установление не на бумаге, а на деле партнерских, дружеских взаимоотношений.

Выиграют от этого и дети, и взрослые!