Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Хабиров Равил Ахатович

Предварительный просмотр:

Как справиться с экзаменационным стрессом?

ЕГЭ и ОГЭ - это серьезная проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости. Как, правило, опыт серьезных жизненных испытаний у выпускников еще невелик, психологической уверенности явно недостаточно. Поэтому экзаменационная пора для многих молодых людей превращается в настоящую пытку.

Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается:

- интенсивной умственной деятельностью;

· нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками;

· а также нарушением режима сна и отдыха.

Экзаменационный стресс - один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах.

   

   Совет 1.

  Прежде всего, необходимо  правильно распланировать время, отведённое на подготовку к экзамену,  лучше распределить повторяемые темы по дням. Начать стоит с наиболее сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Последний день перед экзаменом не должен быть напряжённым.  Полезно готовиться к экзамену в паре, пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения, рекомендуем написать на листах бумаги и развесить по стенам комнаты.

    Совет 2. 

  Для поддержания работоспособности вашему неокрепшему юношескому организму в период выпускных экзаменов нужны совсем простые вещи: соблюдение режима труда, отдыха и сна, а также дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8 – 9 часов в день, хотя бывают и исключения. Каждые 54 – 50 минут работы необходимо устраивать 10 -15 минутный перерыв, во время которого надо подвигаться, выполнить какую-то несложную работу, потанцевать и т.п. Небольшие прогулки гигиенисты советуют проводить не меньше двух раз в день. Идеально, если продолжительность прогулки в день составит не менее двух часов. Можно просто походить, поиграть в спортивные игры, покататься на роликах. Продолжительность сна должна составлять не менее 8 – 8,5 часов. Хорошим способом восстановления работоспособности может служить даже небольшой по продолжительности дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером, не менее чем за час до сна. Особенно важно хорошо выспаться накануне экзамена. Ночные бдения, как правило, не приносят большой пользы. А снять нервное напряжение после сдачи экзамена помогут пешеходные прогулки в парке или лесу, плавание в водоёме или бассейне.

 

   Совет 3.

   Питание должно быть адекватным. Быстрорастворимые супы и пюре всасываются уже во рту, кишечник при этом отдыхает. В рационе выпускника не должно быть высоко рафинированных продуктов. Употребляйте в пищу мясо, рыбу, сыр и кисломолочные продукты. Есть нужно каждые 3-4 часа. Хотя в плотном графике подготовки к экзаменам и трудно выкроить время для еды, нужно помнить, что именно она даёт силы для занятий. Ведь интенсивная умственная деятельность сжигает массу калорий (пожалуй, не меньше, чем физическая, а может, и больше). Во время экзаменов лучше всего придерживаться углеводистой пищи – сухофруктов и орехов. Советуем включать в меню такие продукты, как лимоны, бананы, репчатый лук, морковь, капуста.

   Совет 4.

 Очень часто возникает вопрос: стоит ли прибегать к каким-нибудь стимуляторам, повышающим работоспособность и память? Этот вопрос лучше обсудить с врачом. Не следует прибегать к седативным средствам на спиртовой основе. Если есть необходимость – лучше заварить пустырник или валериану. Среди специальных средств, улучшающих функции мозга, можно назвать глицин. Это аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы  в клетках головного мозга, чем повышает его функции, устраняет повышенную раздражительность, слегка успокаивает, нормализует сон. Такое доступное средство, как аромат свеженарезанного лимона, по мнению японских ученых, повышает работоспособность, устраняет сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей.

Совет 5.

Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.

Никогда не сравнивайте себя ни с кем, будь то друзья, братья или сестры. Это не продуктивно, потому что вы – это вы, со своими собственными сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Может быть вы иногда и расстраиваете своих родителей, но, как правило, родители бывают довольны, если видят, что вы сделали все, что было в ваших силах. Не взваливайте на себя непосильную кладь – делайте то, что вы можете!

Ни пуха, ни пера!

Упражнения

для поддержания зрительной и умственной

работоспособности.

Для глаз.

   1.Обоими средними пальцами стимулируйте точки, расположенные с внутренней стороны глаза. При этом усилие пальцев направляйте к носу. Массаж выполняется в течение пяти минут.

   2.Помассируйте лёгким надавливанием точки, расположенные под нижним веком. По пять нажатий обоими средними пальцами.

   3.Легко помассируйте глаза указательными и средними пальцами, чуть потягивая веки наружу. Средний палец не должен сильно давить на глаз. Пять массажных движений.

   4.Откройте глаза и поверните глазные яблоки по кругу – пять раз по часовой стрелке, пять раз против неё.

   5.Пальцы рук сложенные вместе, перекрестить в центре лба. Ладони как раз накроют глазные впадины, полностью, исключая доступ света и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Подобное искусственное затмение, «пальминг», являясь одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный «пальминг» восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.

Для шеи.

   1.Медленно поверните голову вправо, потом влево. Повторите 4-6 раз. Затем проделайте то же движение в быстром темпе 8-10 раз.

   2.Медленно поверните голову, а затем откиньте её назад. Повторите упражнение по четыре раза в каждую сторону.

   3.Наклоните голову в сторону так. Чтобы она коснулась плеча. Упражнение выполняется 4-6 раз в каждую сторону. Не поднимайте плечи вверх.

   4.Наклоните голову сначала вправо, затем влево. Каждый раз касаясь плеча ухом. Упражнения выполняются  4-6 раз в каждую сторону.

   5.Выполните вращение головой по часовой стрелке, затем против неё 6-10 раз в каждом направлении.

  6.Поставьте оба локтя на стол. Подпирая нижнюю  челюсть ладонями, положенными одна на другую. Вытолкните нижнюю челюсть руками вверх. Затем опустите голову вниз. Упражнение выполняется 4-6раз.



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

Как готовить домашние задания?

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. 
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету. 
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках. 
5. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней. 
6. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать. 
7. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или к одноклассникам. 
8. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны. 
9. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания. 
10. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п. 
11. Между уроками делай перерывы. 
12. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить. 
13. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено. 
14. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится. 
15. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу. 
16. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов. 
17. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку 
равномерно. 
18. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка. 
19. Составляй план устного ответа. 
20. Проверяй себя.
У тебя все получится!
Помни: мы лучше всего запоминаем:
— то, чем постоянно пользуемся; 
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия); 
— то, что нам нужно; 
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями; 
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).



Предварительный просмотр:

УСПЕХ НА  ЭКЗАМЕНЕ.

Несколько важных советов, которые могут пригодиться тебе на экзамене.

Накануне экзамена!

• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь  пропуск,  паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

• Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время экзамена!

• В начале  экзамена  вам  сообщат  необходимую  информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будь внимателен! От того, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что условия задания будут поняты тобой «по первым словам», а концовка будет достроена в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

 Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому  знания,  которые  ты  применил  в  одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).  

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

При необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 



Предварительный просмотр:

Образцы выполнения экспериментальных заданий ГИА по физике.

1.Измерение выталкивающей силы

Комплект № 2

1) динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (с = 0,1 Н)

2) стакан с водой

3) цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначенный №1

4) цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначенный №2

Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.

В бланке ответов:

  1. нарисуйте схему эксперимента;
  2. запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
  3. укажите результаты измерения;
  4. запишите численное значение выталкивающей силы.

1. Схема экспериментальной установки:

D09783D088C5BD7F417D8EFD92DB8872innerimg0

2.  Fвыт 12

Fупр1 = Р1;  Fупр2 = Р2;

Fвыт = Fупр1 – Fупр2.

3.  Fупр1 = 1,7 Н; Fупр2 = 1,5 Н.

4   Fвыт = 0,2 Н

2.1.  Измерение периода  свободных колебаний нитяного маятника.

Комплект № 7

1) штатив с муфтой и лапкой;

2) метровая линейка (погрешность 5 мм);

3) шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;

4) часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования периода свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

1)    сделайте рисунок экспериментальной установки;

2)    запишите формулу для расчета периода колебаний;

3)    укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4)    запишите численное значение периода колебаний маятника.

1. Схема экспериментальной установки:

  2) Т = t/N          3) t= 60 с N= 30     4) Т = 2 chttp://79.174.69.4/gia/docs/D0052DD53862B3EE43D310243DA10F28/docs/ExpGIA_FI.HC_9301_c1/innerimg0.jpg

2.2  Измерение частоты свободных колебаний нитяного маятника.

Комплект № 7

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для измерения периода свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

1)    сделайте рисунок экспериментальной установки;

2)    запишите формулу для расчета периода колебаний;

3)    укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4)    запишите численное значение периода колебаний маятника.

1. Схема экспериментальной установки:

http://79.174.69.4/gia/docs/D0052DD53862B3EE43D310243DA10F28/docs/ExpGIA_FI.HC_9301_c1/innerimg0.jpg2) ν = N/ t           3) t= 60 с N= 30     4) ν = 0,5 Гц



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации подготовки домашних заданий

  • Развитие школьника начните с беседы. Готовя ребенка к самостоятельности, скажите ему: Перед выполнением домашнего задания проветри комнату, выключи телевизор. В комнате, должно быть тихо. Убери со стола все, что не относится к школе. Приготовь то, что нужно для выполнения задания (учебник, тетради и т.д.).
  • Особо важно твердо установленное время начала домашних занятий. Этим вырабатывается привычка и к этому часу появляется психологическая готовность к умственной работе. При установлении часа начала занятий надо определить разумно соотношение времени на уроки, прогулки, домашние обязанности. Чтобы одно было не в ущерб другому. 
  • Необходимо постоянное место для занятий, где необходимые предметы находятся под рукой. Это внутренне мобилизует, помогает управлять своим поведением. Рабочее место должно быть только для работы, не для игр и картинок. Если нет учебного стола, то в определенное время надо освобождать место для занятий. 
  • Важное правило – начинать работу немедленно, не оттягивать начало работы, иначе потребуется больше усилий. У человека, который систематически начинает работу, период «втягивания» короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения
  • Задание лучше выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. 
  • Заданные уроки необходимо распределять равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». 
  • Необходимы перерывы в работе. Необходимо единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. 
  • Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 40 минут, поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз.
  • Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин.
  • Желательно, все задания сделать в будни, чтобы в выходные полноценно отдохнуть
  • Нельзя, чтобы у ребенка, кроме учебы, не было других обязанностей. Человек, который в течение дня делает много разных дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. 
  • Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА
«УСПЕХ НА ЭКЗАМЕНЕ»

Мы предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Посмотри их, возможно, некоторые советы покажутся тебе интересными и полезными.

Первый «секрет»

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

Порядок сопутствует успеху!

Второй «секрет»

Составь план занятий. Для начала определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, четко определи, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы тебе необходимо проработать.

План всему голова!

Третий «секрет»

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Если не сумел что-то вспомнить, то на чистом листе бумаги запиши вопросы, которые ты задашь учителю на консультации.

Не оставляй ни одного неясного места в своих знаниях!

Четвертый «секрет»

Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Подготовь свой ответ в виде тезисов и подбери к ним в качестве доказательства основные факты и цифры. Ответ должен быть кратким, содержательным и концентрированным! Делай шпаргалки! Правда, перед экзаменом не забудь оставить их дома.

Пятый «секрет»

Во время подготовки к экзаменам используй самый эффективный принцип «Учись обучая». Прокомментируй планы ответов на вопросы своим близким или друзьям.

Шестой «секрет»

Помимо повторения теории не забудь подготовить и практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами (сочинения), историческими картами (история), пособиями по физике, химии и т. д.

Седьмой «секрет»

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестовых заданий по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

Восьмой «секрет»

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут  занятий,  затем  10 минут – перерыв (см. памятку «Как отдыхать»).

Девятый «секрет» 

Накануне экзамена

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Десятый «секрет»

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

Секреты, которые мы предложили выше, помогут тебе подготовиться к экзаменам. Помни о том, что и на самом экзамене ты должен быть уверенным и  естественным. Но ведь не всегда это получается, ты согласен?

«В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение.

Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите»

 Дейл Карнеги

    Секреты хорошего выступления, (американский психолог  Дейл Карнеги):

  • Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.
  • Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.
  • Любой человек способен произнести речь. Не подражайте другим. Если вы говорите непосредственно, вы не похожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только вам манеру.
  • Говорите со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я вам скажу …» Такие вещи кажутся совершенно естественными; ваша фразеология не будет больше официальной, это согреет и очеловечит выступление.
  • Вкладывайте душу в свое выступление. Подлинная эмоциональная искренность поможет больше, чем всевозможные правила на свете.
  • Акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.
  • Меняйте тон голоса. Если вы заметите, что говорите монотонно – обычно громким голосом, - остановитесь на секунду и скажите себе: «Ты говоришь, как истукан. Беседуй с этими людьми. Говори по-человечески. Веди себя естественно».
  • Меняйте темп речи, быстро произнося слова, не имеющие большого значения, и затрачивая больше времени на те, которые вы хотите выделить. Такой метод неизменно привлекает внимание.

Делайте паузу до и после важных мыслей.  «Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задачи  на скорость.

  1.  Муравей поднимается вверх по 10-метровой березе со скоростью 1 см/ с.  Какова его средняя скорость, если в середине пути он сделал 5-минутную остановку?
  2. Велосипедист, проехав 4 км со  скоростью  12 км/ч, остановился  и  отдыхал  в  течение  40 мин. Оставшиеся 8 км пути он проехал со скоростью 8 км/ч. Найдите среднюю скорость (в км/ч) велосипедиста.

  1.   Автомобиль с двигателем мощностью  N1 = 30 КВт при перевозке груза развивает скорость  V1 = 15 м/с. Автомобиль с двигателем мощность  N2 = 20 КВт при тех же условиях развивает скорость  V2 = 10 м/с. С какой скоростью будут двигаться автомобили, если их соединить тросом?  
  2.    Пуля массой 50г. вылетает из ствола  ружья вертикально вверх со скоростью 40м/с. Чему равна потенциальная энергия пули через 4с. после начала движения? Сопротивлением воздуха пренебречь.
  3. Вагон поезда, движущегося со скоростью 36км/ч, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к движению вагона. Одно отверстие в стенке вагона смещено относительно другого на 3 см. Ширина вагона – 2,7 м. Какова скорость движения пули.
  4. Первые 3/4 времени своего движения поезд шел со скоростью 80км/ч, остальное время -  со скоростью 40км/ч. Какова средняя скорость (в км/ч) движения поезда на всем пути?
  5. Рыбак плыл на моторной лодке по реке, зацепился шляпой за мост, и она свалилась в воду. Рыбак поплыл дальше, но через полчаса решил все-таки вернуться за шляпой. К тому моменту, когда рыбак догнал шляпу, она проплыла 4 км. Чему равна скорость течения реки? В какую сторону плыл вначале рыбак – по течению или против?
  6. Велосипедист проехал первую половину пути со скоростью  V1=12 км/ч, а вторую половину пути с какой-то другой скоростью V2. Как велика эта скорость, если известно, что средняя скорость его движения на всем пути равна 8  км/ч?
  7. Расстояние между двумя станциями поезд прошел со средней скоростью  vср = 72 км/ч  за t = 20 мин. Разгон и торможение вместе длились t1= 4 мин, а остальное время поезд двигался равномерно. Какой была скорость поезда при равномерном дви

Решения

1.

2. Решение

Средняя скорость – это отношение всего пути ко времени,  за которое этот путь пройден.

Критерии оценивания:

  1. Написано условие задачи.1 балл
  2. Перевод единиц измерения. 1 балл
  3. Записана формула для  средней скорости. 3 балла
  4. Записана формула для нахождения  времени. 2 балла
  5. Записана формула для нахождения пройденного пути. 2 балла
  6. Вычисления. 1 балл 

3.Общая мощность, развиваемая двигателями,

                          N = N1 + N2,                      (1)

или                   N = ( F1 + F2) V                  (2)

где F1 – сила сопротивления движению первого автомобиля,

F2 – сила сопротивления движению второго автомобиля, V—общая скорость, с которой будут двигаться автомобили.

При равномерном движении сила сопротивления уравновешивается силой тяги автомобилей.

Так как  N1 = F1V1, а N 2=F2V2, то  F1= N1/V1 и  F2 = N2/V2.

Подставив эти значения в выражения (2) с учетом равенства (1), получим:

N1 + N2 = ( N1/V1 + N2/V2)V                      (3)

Решив уравнение (3) относительно V, найдем

         (4)   V = ( N1 + N2)V1V2/ (N1V2 + N2V1) = 12,5 м/с.

4. Решение:

En= mgh

h = v0t -

h = 40 м/с×4с. -

En = 0,05кг.×10м/с2×80м. = 40Дж.

Критерии оценивания:

Написано условие задачи – 1 балл

Записана формула потенциальной энергии -  3 балла

 Записана формула перемещения при неравномерном движении –

 

5.

      Дано:                СИ                                   Решение

       v1=36км/ч      10 м/с                             v2= , где t –время движения пули внутри

             S1=3 см          0,03 м                             вагона и время за которое сместится вагон на              

             S2=2,7 м                                                на 3 см.

             v2-?                                                      t=

                                                                            c учётом этого v2=v1

                                                                                                                 v2=

                                                                           Ответ: 900м/с.

6.Средняя скорость движения равна: υср =Ѕ/t; Ѕ=Ѕ12; Ѕ11t1; t1=3/4t ; t2=1/4 t; Ѕ22t2; υср=(3/4υ1+1/4υ2)t/t=3/4υ1+1/4υ2=70км/ч.

7. 4 км/ч. На второй вопрос ответить нельзя.

Перейдем в систему отсчета, связанную с плывущей шляпой. В этой системе отсчета вода неподвижна, поэтому лодка удаляется от шляпы, а затем приближается к ней с одной и той же скоростью. Значит, с момента разворота до «поимки» шляпы  лодка двигалась тоже полчаса. Таким образом, шляпа плыла по течению ровно один час. За это время она проплыла 4 км; следовательно, скорость течения реки 4 км/ч. Заметим, хотя скорость лодки неизвестна, это не помешало ответить на поставленный вопрос. Первоначальное направление лодки также не имеет значения.

8.        S1=S2=S/2 – половина пути   t1=S/2V1- время, затраченное на прохождение первой половины пути; t2= S/2V2 –время, затраченное на прохождение второй половины пути

t = t1+t2 – время движения;   средняя скорость V ср = S/t1+t2. Выразим V2 и получим   ответ   : V2 =6 км/ч.  10 баллов.

9.

Дано:

V0=0

t=20 мин

vср=72 км/ч

t1 =2 мин

t2 = 2 мин

 Решение

vср =   (S1+ S2+ S3)/ t1 +  t2 + t3

v= 2 vср* t/2 t- t1

v= 80 км/ч

v— ? при равномерном движении



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

План работы

по подготовке к ГИА по физике учащихся 9,11 классов

Составил: учитель физики Хабиров Р.А.

г. Нижневартовск, 2023

План подготовки к ГИА по физике в 9,11 классах составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ, анализа типичных ошибок участников ГИА 2023 года по физике, демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ по физике 2023 года, кодификатора элементов содержания и Спецификации КИМ. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, научиться выполнять разноуровневые задания базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам, выполнения тестов с получением ответа.  Особое  внимание уделяется решению задач.

№ п/п

Содержание

Сроки

Организационный блок

1

Ознакомление учащихся и родителей с Положением об итоговой Государственной аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Сентябрь-декабрь

2

Оформление выставки методической литературы по

тематике ГИА.

Сентябрь-декабрь

3

Оформление стенда с материалами по подготовке к ГИА и итоговому сочинению.

Октябрь

4

Познакомить обучающихся 9,11 класса с материалами КИМов

Октябрь

5

Проведение диагностических работ в ходе подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ по физике.

В течение года

6

Ориентирование учащихся на подготовку к диагностическим работам в формате ЕГЭ по физике

Сентябрь-декабрь

7

Анализ результатов диагностических работ

В течение года (после каждой диагностической работы)

8

Подготовка списков учащихся для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Сентябрь-декабрь



Предварительный просмотр:

7 советов при подготовке к экзамену

1. Внимательно перечитайте все вопросы                                                                      Не спешите отвечать сразу, особенно, если вы не уверены. Может такое быть, что например, 31 вопрос уменьшит перечень возможных вариантов ответов в одном из предыдущих или последующих вопросов.

2. Сначала ответьте на легкие тесты                                                                            Таким образом вы сэкономите свое драгоценное время. К тому же быстрые ответы на тесты, в которых вы не сомневались, предоставят вам уверенности в себе и усилят вашу самооценку. Но все равно сначала заносите свои ответы в черновики.

3. Ищите ассоциации                                                                                                                               На тестировании вы всегда имеете бонус — несколько вариантов ответов. В поисках правильного ответа «в уме» вычеркивайте те варианты, которые уж точно не могут быть правильными. Например, если «Земля» у вас ассоциируется со словом «шар», то она не может быть цилиндром или параллелепипед. На самом деле вы знаете больше, чем можете вспомнить сразу.

4. Обратите внимание на задание                                                                                             Каждый раз перед предоставлением ответа, убедитесь, что вы правильно поняли задание. Это также касается количества правильных ответов в тесте — ведь в некоторых из них больше, чем один правильный вариант.

5. Используйте метод исключения                                                                                                Даже если вы ну совсем не знаете ответа, но все же вы знаете, что один или два варианта точно не подходят, все же увеличивается шанс угадать правильный ответ.

6. Не оставляйте пустых ячеек                                                                                                     Когда мало времени, и контролирующие лица уже требуют заканчивать решения тестов и быстрее сдавать работы, все равно старайтесь ответить на все вопросы. Если ответа нет вообще — это точно ноль баллов, а иначе вы просто можете угадать правильный ответ. Кто знает, может день сдачи экзамена — ваш счастливый день.

7. Отслеживайте время                                                                                                                  Время — это главное, что ограничивает вас во время тестирования. Итак, старайтесь использовать его как можно продуктивнее. Запланируйте перенос результатов с черновика в бланки ответов не позднее, чем за полчаса до окончания экзамена. Так вы не будете спешить, и у вас будет достаточно времени переписать произведение без лишних зачеркиваний.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №25»

План работы

 по подготовке к ОГЭ учащихся 9 класса

по физике

   на 2022-2023 учебный год.

Учитель физики Хабиров Р.А

                                                                        Пояснительная записка

План подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ,  на  анализе типичных ошибок участников ОГЭ прошлых лет, методических рекомендаций на 2022-2023 учебный год, Демонстрационного варианта КИМ ОГЭ по физике 2023 года, Кодификатора элементов содержания и Спецификации КИМ.

Подготовка к ОГЭ позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, научит выполнять разноуровневые задания  базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам,  выполнения тестов с получением ответа и написания сочинения-рассуждения. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, требующих применения логической и речевой культуры, развивающих теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

По результатам работ  заполняется индивидуальный лист контроля

Индивидуальная траектория подготовки к ОГЭ.

Цель работы:

1. Эффективная организация работы по подготовке учащихся к ОГЭ по физике.

2. Закрепление навыков самоконтроля.

3. Психологическая подготовка учащихся к экзаменам.

4. Своевременное обеспечение учащихся и родителей информацией по ОГЭ

Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по физике.

Задачи:

  1. Формирование "базы знаний", позволяющей беспрепятственно оперировать физическим материалом.
  2. Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий.
  3. Развить навыки решения тестов.
  4. Научить распределять время, отведенное на выполнение задания.
  5. Сформировать устойчивые навыки определения типа задачи и способа решения независимо от формулировки задания.
  6. Сформировать умение работать с задачами  в нетипичной постановке условий.
  7. Сформировать устойчивые навыки заполнения бланков тестовых заданий.

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Общая информация

1

Работа  по изучению индивидуальных особенностей учащихся (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к  ОГЭ по физике

В течение года

2

Психологическая подготовка к  ОГЭ. Индивидуальное консультирование учащихся.

В течение года

3

Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно- воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации, формированию предметной компетенции.

В течение года

5

Пополнение классной библиотеки методической и информационной литературой по подготовке к  ОГЭ-2023.

Обеспечение участников  ОГЭ учебно-тренировочными материалами.

В течение года

6

Подготовка материалов для проведения внутришкольного тестирования в  9  классах  (бланки, тесты).

1четверть

Работа с учащимися

7

1.   Подготовка и выполнение графика проведения консультаций.

2.   Анализ типичных ошибок учащихся по результатам проведения ВШТ в формате   ОГЭ  в  9 классах прошлых учебных лет.

 3.   Семинар - практикум «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков».

4.    Обучение работе с КИМ-ами:

  -выбор оптимальной стратегии выполнения заданий   ОГЭ;

- помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.

5.  Систематическая работа по закреплению вычислительных навыков.

5.  Психологическая подготовка к  ОГЭ.

6.  Индивидуальное консультирование учащихся.

7.  Работа с заданиями различной сложности.

8.  Практикум по решению нестандартных заданий из контрольно-измерительных материалов.

В течение года-

варьирование

8

  1. Разбор заданий демонстрационного варианта экзамена по физике.

В течение года.

  1. Устранение пробелов в знаниях до итоговой аттестации»

Работа с родителями

9

  1. Индивидуальные консультации родителей
  2. Выступления по результатам ВШК и пробного тестирования

В течение года

(один раз в четверть).

№п/п

Тема консультации

План

Факт

Количество часов

1

Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения.

1

2

Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение.

1

3

Свободное падение тел. Движение по окружности.

1

4

Механические колебания и волны.

1

5

Законы Ньютона и силы в природе.

1

6

Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Механическая работа и мощность. Простые механизмы.

2

7

Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества.

2

8

Физические явления и законы в механике. Анализ процессов.

2

9

Механические явления. Расчётные задачи.

2

10

Тепловые явления.

2

11

Электризация тел

1

12

Постоянный ток

2

13

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

1

14

Электромагнитные колебания и волны. Решение задач.

2

15

Физические явления и законы в электродинамике.

2

16

Радиоактивность. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.

1

17

«Чтение» таблиц. Графиков. Схем.

2

18

Извлечение информации из текста физического содержания.

2

19

Владение основами знаний о методах научного познания.

1

20

Экспериментальные задания

4

итого

34

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
в области физики

Учащиеся должны знать/понимать:

  • процедуру контроля в формате ОГЭ;
  • структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
  • назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

Учащиеся должны уметь:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Интернет-ссылки:

  1. http://www.fipi.ru/  Федеральный институт педагогических измерений.