Рабочие программы курса внеурочной деятельности

Хабиров Равил Ахатович

Предварительный просмотр:

C:\Users\ravil\OneDrive\Документы\Scanned Documents\РП курса внеурочной деятельности 7-8 классы.jpeg

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Робототехника» для обучающихся 7-8 классов

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Робототехника» разработана на основе требований обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ

№287 от 31.05.2021 и имеет научно-техническую направленность, расширяет и углубляет содержание образовательной программы по информатике и ИКТ для обучающихся 7-8 классов. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств. Данная программа предполагает обучение решению задач конструкторского характера, а также обучение программированию, моделированию при использовании конструктора LEGO EV3 и программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 EDU.

Основные цели программы внеурочной деятельности «Робототехника» согласуются с инициативами развития образования ХМАО - Югры и направленны на выполнение ключевых показателей по достижению доступности, эффективности, качества образования, предусматривают:

  • использование современных образовательных технологий: информационно- коммуникационная, проблемное обучение, развитие критического мышления, системно- деятельностный подход, проектная и исследовательская деятельность;
  • использование современных оценочных средств: совокупность контрольно- оценочных материалов (контрольных работ, тестов, заданий, практических работ в т.ч. электронных и интерактивных); методические материалы, определяющие процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, критерии оценки уровней учебных достижений школьников.

Программа способствует развитию образовательной среды школы. В школе оборудован специальный компьютерный класс, приобретены наборы конструкторов по робототехнике LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Программа реализуется во взаимодействии с социальными партнёрами: МБОУ

«Средняя школа № 14» на базе, которой проводится городской конкурс по робототехнике

«РОБОСТРАНСВИЕ», Всероссийский робототехнический фестиваль «РОБОФЕСТ». При подготовке школьников к городскому конкурсу по робототехнике «РОБОСТРАНСВИЕ» организую взаимодействие с педагогами МБОУ «Средняя школа № 14».

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства от 24 декабря 2013 г. № 2506-р)
  5. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
  6. Концепция        развития        дополнительного        образования        (утв.        распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  7. Основная образовательная программа МБОУ        «СШ № 25» основного общего образования на 2021-2022 учебный год;
  8. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-- методического объединения по общему образованию (протокол от 02 06 2020 № 2/20);
  9. Программа МБОУ «СШ № 25» по развитию УУД на 2022-2023 годы; 10.Программа воспитания МБОУ «СШ № 25» на 2022-2023 годы;
  1. Положение МБОУ «СШ № 25» о рабочей программе внеурочной деятельности.

Целью программы является обучение обучающихся основам робототехники, программирования, развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка, научить конструировать роботов на базе микропроцессора EV3;
  • способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
  • способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
  • способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
  • развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
  • развивать умение применять знания из различных областей;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
  • развивать представление об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимать роль информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
  • развивать алгоритмическое мышление, способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата;
  • формировать и развить компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • воспитывать стремление к продолжению образования в области информационных технологий.

Формы и методы организации процесса внеурочной деятельности

Основной формой занятий является «инженерный проект». Работа на занятиях строится следующим образом:

  1. Составление/получение «плана-заказа» на исполнение задачи.
  2. Выбор оптимальных способов выполнения задания (индивидуальный, групповой).
  3. Обсуждение возможностей и перспектив будущего проекта.
  4. Составление эскиза конструкции.
  5. Написание алгоритма управления роботом (псевдокод).
  6. Реализация алгоритма на языке программирования.
  7. Тестирование и отладка программы.
  8. Контрольное испытание конструкции и алгоритма.

Выбор тем для «план-заказа» определяется тематикой Всероссийского робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ».

Для мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней.

Кроме этого используются следующие виды занятий по программе:

  • лабораторные работы,
  • мастер-классы,
  • мастерские,
  • тренинги,
  • выставки,
  • творческие отчеты,
  • соревнования

Программа предусматривает использование следующих методов обучения:

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
  2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
  3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
  4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
  5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Актуальность программы определяется развитием в России таких направлений науки как нанотехнология, электроника, механика и программирование. Формируются хорошие условия для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в будущем будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в социуме.

В процессе конструирования и программирования обучающиеся получают дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. При дальнейшем освоении LEGO EV3 становиться возможным выполнение серьезных проектов, развитие самостоятельного технического творчества.

Возрастная категория

Возрастная категория обучающихся: 13-14 лет

Сроки реализации

Программа рассчитана на один год обучения, количество часов – 34.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 учебному часу, при этом у каждого ученика может быть индивидуальный график и маршрут, удобный для него, в рамках работы творческой лаборатории.

  1. Планируемые        результаты        освоения        программы        внеурочной        деятельности

«Робототехника»:

Личностные результаты:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты:

  • умение использовать термины области «Робототехника»;
  • умение конструировать механизмы для преобразования движения;
  • умение конструировать модели, использующие механические передачи;
  • умение конструировать мобильных роботов, используя различные системы передвижения;
  • умение программировать контролер и сенсорные системы;
  • умение составлять и отлаживать программы;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания роботов и робототехнических систем.

Механизм отслеживания результатов

  • портфолио;
  • фестивали;
  • соревнования;
  • учебно-исследовательские конференции.
  • презентация и защита проектов.

Контрольно-измерительные материалы

На занятиях внеурочной деятельности используется критериальное оценивание. Для анализа выполнения практической работы составляются карты пооперационного контроля по выполнению практической работы (приложение 1). Используется регламент проведения соревнований фестиваля РОБОФЕСТ, а также регламент подготовки судей этих соревнований.

Требования к уровню подготовки обучающихся Ученик должен знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • как передавать программы в EV3;
  • как использовать созданные программы;

Уметь:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
  • передавать (загружать) программы в EV3;
  • корректировать программы при необходимости;
  • демонстрировать технические возможности роботов.

Содержание курса внеурочной деятельности:

  1. Введение

Обучающимся предлагается познакомиться с основной деятельностью в рамках образовательной программы, интерактивным конструктором Mindstorms EV3, средой программирования Mindstorms EV3. Проводится инструктаж по ТБ, правилам поведения обучающихся. С обучающимися проводится беседа на выявление уровня подготовленности в контексте тематики образовательной программы.

  1. Программные структуры.

Обучающиеся знакомятся с понятием цикл, цикл с постусловием. Знакомят со структурой «Переключатель», сохранять программы на компьютере и загружать в робота.

  1. Работа с датчиками.

Обучающиеся на практике учатся использовать датчики касания, цвета, гироскоп, ультразвука, инфракрасный, определения угла и количества оборотов и мощности для управления роботом, сбора данных.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Собирание шайб»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Работа с подсветкой, экраном и звуком.

Обучающиеся знакомятся с роботами-симуляторами их видами и сферой применения, алгоритмом и свойствами алгоритмов, системой команд исполнителя. Повторяют приемы автоматического управления роботом, программирование действий в зависимости от времени, уровня освещенности.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Движение по линии»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Работа с данными.

Обучающиеся знакомятся с типами данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие работы с данными. Логические операции с данными.

  1. Создание подпрограмм.

Обучающиеся повторяют приемы оптимизации при составлении программ. Закрепляют навыки по использованию программной среды. Проводится установление связи, датчики - органы чувств робота.

  1. Программирование движения по линии.

Обучающимся предлагается научится калибровать датчики. Составляется алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления), алгоритм «Волна». Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.

  1. Основные виды соревнований и элементы заданий.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»: ознакомление с правилами соревнований и требованиями к роботам. Участие в школьном этапе соревнований

  1. Проектная деятельность в группах

Выполнение задания на выбор обучающихся.

  1. Заключительный урок

Обучающимся предлагается поделиться общими впечатлениями о совместно- проделанной работе в виде презентации от каждой группы. Дать рекомендации, предложения по улучшению проведения занятий.

Учебно-тематический план

раздела

Название раздела

Часов в разделе

1.

Введение

1

2.

Программные структуры.

2

3.

Работа с датчиками.

4

4.

Основные виды соревнований и элементы заданий.

8

5.

Работа с подсветкой, экраном и звуком.

2

7.

Работа с данными.

4

8.

Создание подпрограмм.

1

9.

Программирование движения по линии.

5

11.

Проектная деятельность в группах

7

Всего часов по программе

34

Тематическое планирование

Тема

Практическая часть

Введение (1 час)

1.

Создание первого проекта.

Программирование движений по различным траекториям.

Тестовые упражнения

Программные структуры (2 часа)

2.

Цикл

Практическая работа на

управление моторами

3.

Структура «Переключатель»

Управление движением при

условии

Работа с датчиками (4 часа)

4.

Тактильный датчик

Проект «Движение вдоль

стены»

5.

Датчик определения угла\количества

оборотов и мощности мотора

Проект «Измеритель»

6.

Датчик звука и света

Проект «Движение вдоль

стены»

7.

Датчик цвета

Проект «Земля Франца-

Иосифа»

Основные виды соревнований и элементы заданий (2 часа)

8.

Подготовка к соревнованиям «Собирание

шайб»

Проект «Эстафета»

9.

Школьный этап соревнований «Собирание

шайб»

Проект «Эстафета»

Работа с подсветкой, экраном и звуком (2 часа)

10.

Работа с экраном и звуком

Проект «Пропуск»

11.

Работа с экраном и звуком

Проект «Шифровальщик»

Основные виды соревнований и элементы заданий (3 часа)

12.

Подготовка к соревнованиям «Движение по

линии».

Проект «Эстафета»

13.

Подготовка к соревнованиям «Движение по

линии».

Разработка программы,

отладка и тестирование

14.

Школьный этап соревнований «Движение по

линии»

Работа с данными (4 часа)

15.

Типы данных. Переменные и константы.

Проект «Счетчик»

16.

Математические операции с данными.

Проект «Прибор»

17.

Работа с данными

Проект «Вероятность»

18.

Логические операции

Проект «Выбор»

Создание подпрограмм (1 час)

19.

Создание подпрограмм

Проект «»

Программирование движения по линии (5 часов)

20.

Алгоритм движения по линии «Зигзаг»

(дискретная система управления).

Проект «Молния»

21.

Алгоритм «Волна».

Проект «Плавное движение

по линии»

22.

Движение прямо

Проект «Движемся прямо»

23.

Поиск и подсчет перекрестков.

Проект «Два глаза»

24.

Движение вдоль стены.

Проект «Коридор»

Основные виды соревнований и элементы заданий (3 часа)

25.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»

Проект «Судейство»

26.

Подготовка к соревнованиям «Эстафета»

Разработка программы ,

отладка, тестирование

27.

Школьный этап соревнований

«Траектория»»

Проектная деятельность в группах (7 часов)

28.

Выработка и утверждение тем проектов

Проект «Инженеринг»

29.

Конструирование модели

30.

Конструирование модели

31.

Конструирование модели

32.

Программирование созданной модели

33.

Презентация моделей

34.

Соревновательные сборы

Учебно-методическое обеспечение

  1. Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы: 7-9 классы. Методическое пособие для учителя/Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
  2. Программное обеспечение Lego Mindstorms EV3.
  3. Книга для учителя (в электронном виде CD).
  4. Цифровой фотоаппарат, веб-камера, планшет.
  5. Поля для проведения соревнований.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Персональные компьютеры (10 шт.).
  2. Интерактивная доска Smart.
  3. Конструктор Lego Mindstorms EV3 базовый набор (4 шт.).
  4. Конструктор Lego Mindstorms EV3 ресурсный набор (4 шт.).

Список литературы

  1. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
  2. Л. Ю. Овсянцкая Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3-Челябинск: ИП Мякотин И.В. , 2014-204 с.
  3. Книга «Первый шаг в робототехнику», Д.Г. Копосов.
  4. Рабочая тетрадь по робототехнике, Д.Г. Копосов
  5. Руководство «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику»
  6. Интернет-ресурс: http://www.russianrobotics.ru
  7. Интернет-ресурс: http://kpolyakov.spb.ru/school/robotics/robotics.htm
  8. Интернет-ресурс: www.legoeducation.ru
  9. Интернет – ресурс http://www.prorobot.ru .

Приложение 1

«Движение роботов с перемещением объекта»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Проходит перекрёсток В с поворотом направо;
  3. Проходит перекрёстки G и F с поворотом налево;
  4. Объезжает объект 3;
  5. Проходит зону слалома E - D - C;
  6. Доставляет объект 4 на стартовую площадку.

Карта пооперационного контроля «Движение роботов с перемещением объекта»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток В повернув направо

(прямо)

4 (2)

3.

Робот прошёл перекрёсток G повернув налево

(прямо)

4 (2)

4.

Робот прошёл перекрёсток F повернув налево (прямо)

4 (2)

5.

Робот обнаружил объект 3 и начал его объезд

6

6.

При объезде робот сдвигает объект, но не выталкивает его из зоны, ограниченной жёлтой

окружностью (При объезде робот уронил объект или полностью вытолкнул его из зоны, ограниченной

жёлтой окружностью)

-2 (-5)

7.

Робот закончил объезд объекта 3 и вернулся на линию

6

8.

Робот прошёл зону слалома E - D, не сдвинув объект

2 (сдвинув объект с места)

4 (2)

9.

Робот прошёл зону слалома D - C, не сдвинув объект

1 (сдвинув объект с места)

4 (2)

10.

Робот доставил объект 4 на стартовую площадку

8

11.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

5

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Движение по линии»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Движется по линии, выбирая произвольный маршрут;
  3. Возвращается в зону старт-финиш.

Карта пооперационного контроля «Движение по линии»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

6

2.

Робот прошёл перекрёсток В прямо

2

3.

Робот прошёл зону слалома С - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

6 (3)

4.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

6 (3)

5.

Робот прошёл перекрёсток F повернув направо (прямо)

6 (2)

6.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

6 (2)

7.

Робот прошёл перекрёсток В повернув налево (прямо)

6 (2)

8.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

6

9.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

6

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Движение по линии»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. На перекрёстке B поворачивает направо;
  3. На перекрёстке G разворачивается;
  4. Возвращается на перекрёсток B и поворачивает направо;
  5. Проходит зону слалома, C - D - E;
  6. Перекрёстки F и G проходит с поворотом направо;
  7. Проходит перекрёсток B с поворотом налево;
  8. Возвращается в зону старт-финиш.

Карта пооперационного контроля по выполнению практической работы

«Движение по линии»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток В повернув направо

(прямо)

4 (2)

3.

Робот развернулся на перекрёстке G

5

4.

Робот прошёл перекрёсток B повернув направо

(прямо)

4 (2)

5.

Робот прошёл зону слалома C - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

5 (3)

6.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

5 (3)

7.

Робот прошёл перекрёсток F повернув направо

(прямо)

4 (2)

8.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

4 (2)

9.

Робот прошёл перекрёсток B повернув налево (прямо)

4 (2)

10.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

5

11.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

5

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности. Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх.

Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.

«Объезд объектов»

Задание: запрограммировать автономного робота, который последовательно:

  1. Начинает движение со стартовой позиции;
  2. Проходит перекрёсток B прямо;
  3. Проходит зону слалома С - D - Е;
  4. Объезжает объект 3 с любой стороны, возвращается на линию и продолжает движение;
  5. Проходит перекрёстки F и G с поворотом направо;
  6. Проходит перекрёсток B с поворотом налево;
  7. Возвращается на стартовую площадку.

Карта пооперационного контроля «Объезд объектов»

№ п/п

Критерии оценки

Баллы

1.

Робот полностью покинул зону старт-финиш

5

2.

Робот прошёл перекрёсток B прямо

2

3.

Робот прошёл зону слалома C - D, не сдвинув объект 1

(сдвинув объект с места)

5 (3)

4.

Робот прошёл зону слалома D - E, не сдвинув объект 2

(сдвинув объект с места)

5 (3)

5.

Робот обнаружил объект 3 и начал его объезд

6

6.

При объезде робот сдвигает объект, но не выталкивает его из зоны, ограниченной жёлтой окружностью (При объезде робот уронил объект или полностью вытолкнул его из зоны, ограниченной жёлтой

окружностью)

- 2 (- 5)

7.

Робот закончил объезд объекта 3 и вернулся на линию

6

8.

Робот прошёл перекрёсток F с поворотом направо

(прямо)

4 (2)

9.

Робот прошёл перекрёсток G повернув направо

(прямо)

4 (2)

10.

Робот прошёл перекрёсток B повернув налево (прямо)

4 (2)

11.

Робот полностью заехал в зону старт-финиш

5

12.

Робот остановился, находясь полностью в зоне старт-

финиш

4

Максимальный балл

50

Попытка

Результат

Подпись

1

2

Примечание:

Размер робота на старте не должен превышать 250 x 250 x 250 мм.

Общее количество датчиков в роботе может быть не более четырех. Из них не более двух датчиков освещённости (цвета) или не более одной матрицы из нескольких датчиков освещенности.

Общее количество моторов в роботе может быть не более трёх. Траектория - чёрная линия шириной 30 мм на белом фоне.

Траектория состоит только из отрезков прямых и гладких кривых с минимальным радиусом кривизны 250 мм.

Объектом является цилиндрическая жестяная банка объёмом 330 мл.



Предварительный просмотр:

C:\Users\ravil\OneDrive\Документы\Scanned Documents\РП  курса внеурочной деятельности  9 кл.jpeg

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Инфознайка» для 9 классов.

Пояснительная записка.

Направленность программы.

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Кружок «Инфознайка» предназначен для учащихся 9 классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 35 часов в год (1 часа в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики и физики.

Цели программы:

Обучающие:

  • реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
  • раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
  • развивать у учащихся информационную культуру;
  • создать        условия        для        внедрения        новых        информационных        технологий        в        учебно- воспитательный процесс школы;
  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий. Воспитывающие:
  • формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность;
  • выработать        такие        качества        как        дисциплина,        усидчивость,        умение        анализировать, самостоятельно мыслить.

Задачи:

  1. Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
  2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
  3. Формирование практических навыков работы на компьютере;
  4. Формирование умения планировать свою деятельность.

Данная программа рассчитана для внеклассной работы.

Возраст обучающихся 14-15 лет (8-9 классы).

Программа реализуется в течение одного учебного года.

Формы занятий:

  • рассказ;
  • беседа;
  • работа в парах;
  • работа малыми группами;
  • презентации;
  • работа с электронными карточками;
  • игра;
  • учебный проект.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю (1 занятие). Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся в процессе изучения данного курса.

Учащиеся должны:

  • работать в среде растрового графического редактора Paint (создавать изображения и редактировать их);
  • набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;
  • создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;
  • разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;
  • создавать интерактивные компьютерные презентации.

Виды контроля и формы подведения итогов:

  • тестирование;
  • викторины.

Содержание курса.

I Раздел. Текстовы редактор Microsoft Word.

Постановка задачи. Что такое Текстовы редактор Microsoft Word. Окно программы Word. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента.

Основы работы с программой Microsoft Word. Техника создания документа. Общие сведения. Таблицы.

Изменение параметров документа. Редактирование текста. Форматрование текста. Печать текста.

Учащиеся должны знать:

  • инструменты текстового редактора;
  • возможности текстового редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать текстовый документ;
  • редактировать текстовые документы.

  1. Раздел. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов. Демонстрация слайд-фильма. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах, использование гиперссылок, скрытые слайды).

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности программы PowerPoint;
  • структуру окна программы;
  • назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;
  • этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.

Учащиеся должны уметь:

  • располагать на слайде текст и графику;
  • использовать различные режимы отображения слайдов;
  • применять различное оформление слайдов;
  • удалять, перемещать и копировать слайды;
  • анимировать объекты на слайдах;
  • настраивать способ демонстрации презентации;
  • управлять демонстрацией вручную;
  • сохранять слайд-фильм на диске, считывать с диска;
  • связывать слайды между собой и с другими файлами при помощи системы гиперссылок.

  1. Раздел. Электронные таблицы Microsoft Excel

Понятие электронных таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Функции.

Диаграммы.

Методы защиты от компьютерных вирусов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие ячейки;
  • виды ссылок;
  • функции;
  • диаграмма. Учащиеся должны уметь:
  • составлять формулы, применять функции, строить диаграммы.

  1. Раздел. Моделирование.

Моделирование и формализация, Понятие натурных и информационных моделей, создание табличных и компьютерных моделей, графы.

Учащиеся должны знать:

  • модель и моделирование
  • виды моделей
  • граф

Учащиеся должны уметь:

  • создавать компьютерную модель, табличную
  • решать задачи с использованием графов.

  1. Раздел. Алгоритмы и алгоритмизация.

Алгоритм, алгоритмические конструкции, блок-схемы, графические исполнители.

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма и алгоритмические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять алгоритмы на алгоритмическом языке и с помощью блок схем
  • составлять программы для графического исполнителя.

Учебно-тематический план рассчитан на 35 часов. 1 час в неделю

Учебно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего часов

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Ведение. Техника безопасности в

кабинете информатики и при работе за ПК.

1

1

Текстовый редактор Microsoft Word.

9

2

7

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов

текстового документа

1

1

Создание и редактирование текстового

документа.

1

1

Тренировка ввода текстовой и числовой

информации с помощью клавиатуры.

1

1

Редактирование текстового документа.

Форматирование текста.

1

1

Оформление текста в виде таблицы. Редактирование и форматирование

таблиц.

1

1

Включение в текстовый документ

графических объектов.

1

1

Применение списков в документе.

Создание колонок в документе. Вставка в документ символов, формул.

1

1

Подготовка текстового документа к

печати. Сохранение документа на внешние носители информации.

1

1

Практическая работа. «Создание

текстового документа».

1

1

Компьютерные презентации с

использованием мультимедиа- технологии

9

3

6

Понятие мультимедиа-технологии.

Выбор дизайна презентации.

1

1

Создание и разметка слайда презентации.

Ввод текстовой информации на слайды.

1

1

Редактирование и форматирование

текстовой информации в презентации.

1

1

Рисунки и графические примитивы на

слайдах. Формат рисунка, фотографии.

1

1

Вставка в презентацию таблиц, диаграмм.

1

1

Использование анимации в презентации.

Настройка анимации на объекты презентации.

1

1

Звук в презентациях. Использование

звука в презентации. Звуковые эффекты.

1

1

Переходы между слайдами

1

1

Практическая работа «Создание и

оформление презентации».

1

1

Электронные таблицы Microsoft Excel

6

4

2

Интерфейс электронных таблиц.

1

1

Данные в ячейках таблицы. Основные

режимы работы электронных таблиц

1

1

Относительные, абсолютные и

смешанные ссылки

1

1

Встроенные функции. Логические

функции.

1

1

Сортировка и поиск данных

1

1

Построение диаграмм

1

1

Моделирование

4

2

2

Классификация информационных моделей. Словесные модели.

Математические модели

1

1

Компьютерные математические модели.

Графические информационные модели.

1

1

Графы

1

1

Представление данных в табличной

форме. Решение задач с помощью таблиц.

1

1

Алгоритмы и алгоритмизация

6

1

5

Описание массива. Заполнение массива.

Вывод массива.

1

1

Вычисление суммы элементов массива

1

1

Последовательный поиск в массиве.

Сортировка массива.

1

1

Последовательное построение алгоритма.

Разработка алгоритма.

1

1

Функции

1

1

Управление. Обратная связь.

1

1

Всего

35

13

22

Календарно-тематический план работы на 2022-2023 учебный год.

Наименование разделов и тем

Количеств о часов

Сроки проведения

Примечание

причина корректировки

Дата (план)

Дата (факт)

Ведение. Техника безопасности в кабинете информатики и при работе

за ПК.

1

Текстовый редактор Microsoft Word.

9

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения

объектов текстового документа

1

Создание и редактирование

текстового документа.

1

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью

клавиатуры.

1

Редактирование текстового

документа. Форматирование текста.

1

Оформление текста в виде таблицы. Редактирование и форматирование

таблиц.

1

Включение в текстовый документ

графических объектов.

1

Применение списков в документе. Создание колонок в документе.

Вставка в документ символов, формул.

1

Подготовка текстового документа к

печати. Сохранение документа на внешние носители информации.

1

Практическая работа. «Создание

текстового документа».

1

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа- технологии

9

Понятие мультимедиа-технологии.

Выбор дизайна презентации.

1

Создание и разметка слайда презентации. Ввод текстовой

информации на слайды.

1

Редактирование и форматирование текстовой информации в

презентации.

1

Рисунки и графические примитивы на слайдах. Формат рисунка,

фотографии.

1

Вставка в презентацию таблиц,

диаграмм.

1

Использование анимации в презентации. Настройка анимации на

объекты презентации.

1

Звук в презентациях. Использование звука в презентации. Звуковые

эффекты.

1

Переходы между слайдами

1

Практическая работа «Создание и

оформление презентации».

1

Электронные таблицы Microsoft

Excel

6

Интерфейс электронных таблиц.

1

Данные в ячейках таблицы. Основные

режимы работы электронных таблиц

1

Относительные, абсолютные и

смешанные ссылки

1

Встроенные функции. Логические

функции.

1

Сортировка и поиск данных

1

Построение диаграмм

1

Моделирование

4

Классификация информационных моделей. Словесные модели.

Математические модели

1

Компьютерные математические модели.

Графические информационные модели.

1

Графы

1

Представление данных в табличной форме. Решение задач с помощью

таблиц.

1

Алгоритмы и алгоритмизация

6

Описание массива. Заполнение массива.

Вывод массива.

1

Вычисление суммы элементов массива

1

Последовательный поиск в массиве.

Сортировка массива.

1

Последовательное построение

алгоритма. Разработка алгоритма.

1

Функции

1

Управление. Обратная связь.

1

Всего

35

Программно-методическое обеспечение:

Методическая литература

Электронное обеспечение

  1. Информатика. 7-9 классы: Материалы к урокам. С.В. Сидорова.
  2. Информатика в школе №4 2008 г. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint. Л.Л. Босова.
  3. Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А. Пышная.
  4. Информатика и образование. №9 2010 г. Использование возможностей графического редактора в курсе

«Информатика и ИКТ» в начальной школе. Г.А. Кобелева, Н.Ю. Блохина.

1. Компьютерные программы

Литература:

  1. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2010.
  2. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2011.
  4. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2010.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Шахматы»

Спортивно-оздоровительное направление

10 «А» класс

на 2022-2023 учебный год

                                                                Составитель:

   Хабиров Равиль Ахатович

      учитель физики

г. Нижневартовск

2022 год

Пояснительная записка.

Программа «Шахматы»  в 10 классе базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.

В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Цели изучения предмета «Шахматы»

Содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Задачи изучения предмета «Шахматы»

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Формы организации внеурочной деятельности

 Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:

- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;

- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.

Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия;

- шахматные игры;

- шахматные дидактические игрушки;

- участие в турнирах и соревнованиях.

Планируемые результаты освоения курса

Программа курса предполагает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения курса

1. Сформированность у обучающихся социально значимых понятий:

о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе личности в условиях личного и

общественного пространства, правилах межличностных отношений; о субъективном и историческом времени в сознании человека; о чувстве личности; о формировании уникальной внутренней позиции личности каждого обучающегося;

об обществе и его членах, роли различных социальных институтов в жизни человека (семья, школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и обязанностях гражданина демократического общества, социальных нормах отношений и поведения (гуманизм, толерантность, дружба и др.); о положительном влиянии богатого внутреннего духовного мира на личность человека, его трудовую деятельность и выбор профессии; о правилах безопасности для сохранения жизни и физического, психического и социального развития личности;

о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически ценных отношений с объектами природы как источником материального блага и объектам трудовой деятельности людей;

о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и общества;

о взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности;

        о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его восприятия в произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем мире и критериях их оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, значимости художественной культуры народов России и стран мира.

2. Сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков и умений в соответствии с направлениями:

патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:

проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины  — России в науке, искусстве, к трудовым подвигам народа; уважение к символам России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране;

понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания истории, языка, культуры этноса, своего края, народов России и человечества;

готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд; создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

гражданское воспитание;

проявление толерантного отношения к правам, потребностям и интересам других людей, к их поведению, не нарушающих законы Российского государства;

способность проявлять коммуникативные компетенции — стремление к успешному межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;

 способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественно-политические события, происходящие в стране и мире;

готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем, связанных с организацией учебной и внеклассной работы, с поддержанием прав и интересов обучающихся с учетом принципов социальной справедливости, правосознания, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной организации;

духовно-нравственное воспитание:

неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в том числе несправедливости, коррупции, эгоизма;

осуждение любых искаженных форм идеологии  — экстремизма, национализма, дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам; проявление компетенций в решении моральных проблем  — ориентировка на нравственно-этические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к собственным поступкам и поведению других, готовность прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, в случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;

соблюдение правил этического поведения по отношению к лицам другого пола, старшего возраста с особенностями физического развития и состояния здоровья;

приобщение к культурному наследию:

осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира, эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических культурных традиций и народного творчества;

принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям, активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;

понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как средства познания окружающего мира, рефлексии себя и окружающих;

популяризация научных знаний:

освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук о природе и обществе и общественной практике;

проявление заинтересованности в расширении своих знаний о природе и обществе, о странах мира и их народах;

готовность к саморазвитию и самообразованию:

способность к адаптации с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды;

физическое воспитание и культура здоровья, включая правила оказания первой помощи пострадавшему;

проявление ответственного отношения к жизни и установке на здоровый образ жизни — правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация жизни;

 готовность к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств;

трудовое воспитание:

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной деятельности;

участие в социально значимом общественном труде на благо ближайшего окружения, образовательной организации, родного края;

экологическое воспитание:

овладение основами экологической культуры, проявление нетерпимого отношения и осуждение действий, приносящих вред экологии окружающего мира;

участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения.

Метапредметные результаты освоения курса

Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

переводить практическую задачу в учебную;

формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;

выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;

формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;

уместно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению и группировке понятий по объему и содержанию;

выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

распознавать ложные и истинные утверждения;

устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

 использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленную в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

овладение регулятивными действиями:

самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием  со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

владеть умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

соблюдать нормы публичной речи и регламент;

овладение навыками работы с информацией:

выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска;

находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых систем Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;

работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.

Содержание тем внеурочной деятельность курса «Финансовой грамотности

№п/п

Наименование раздела

Краткое описание

Кол-во часов

1

Основные принадлежности и правила игры в шахматы

Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение. Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их функциями в игре. Расстановка шахматных фигур, Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию

4

2

Техники матования короля

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля, Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата, Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса,

4

3

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах, Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей, Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).

4

4

Тактика. Нападение

Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов, «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», Вилки ферзём, конём, слоном, Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение, Нападение двух фигур на одну или несколько фигур защищающейся стороны – двойное нападение, Один ход, как несколько приёмов нападения, Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием,

4

5

Защита

Защита фигуры избавлением от нападающего удара:  «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры», Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха, Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха

4

6

Создание угрозы мата

Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка, ферзь и король, ферзь и ферзь, Ладья и ладья, ладья и слон, ладья и конь, слон и слон, конь и слон, конь и конь, Решение практических задач на противодействие

3

7

Эндшпиль

Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха, Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный прорыв.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика, Практические занятия по оценке шансов и продвижению пешки к цели

4

8

Дебют

Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров, Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита, Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина, «Ахиллесова пята» короля (f7). Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цуцванг

4

9

Закрепление навыков игры в шахматы

Создание большего, чем у противника количества ударов на критический пункт, порядок занятия этого пункта атакующими фигурами. Нападение на фигуру и одновременное создание угрозы мата в один ход другой фигурой; сочетание простого и вскрытого нападения, где одним из объектов является критический пункт; подготовка и осуществление вилки, создание двойной связки. Рациональные жертвы фигурами во имя освобождения критического поля или линии для последующего мата или для получения материального преимущества.

Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика. Рациональные жертвы фигурами для завлечения короля  или иной фигуры для последующего мата или материального преимущества

4

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Шахматы. Стратегия. 10—11 классы : методическое пособие к учебнику П. А. Чернышева, М. И. Викерчука, И. В. Глека, А. С. Виноградова «Шахматы. Стратегия. 10—11 классы» / под ред. международного гроссмейстера, заслуженноготренера ФИДЕ И. В. Глека. — М. : Дрофа, 2019

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

1

Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение;

1

Вводный урок

2

О ходах фигур и о поле под ударом

1

Изучение тактики

3

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат»

1

Изучение тактики Семинар

4

Шахматная партия;

1

Семинар

5

Матование одинокого короля

1

Изучение тактики

6

Мат без жертвы материала

1

Изучение тактики

7

Шахматная комбинация

1

Изучение тактики Семинар

8

Основы дебюта

1

Изучение тактики

9

Основы миттельшпиля

1

Изучение тактики Практика

10

Основы эндшпиля

1

Изучение тактики Семинар

11

Создание удара, направленного на фигуру

1

Изучение тактики

12

Устранение защищающего удара, направленного на фигуру

1

Изучение тактики Практика

13

Нападение одной фигурой на несколько фигур

1

Практика, семинар

14

Сквозное нападение на фигуры

1

Практика, семинар

15

Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур

1

Практика, семинар

16

Создание удара, направленного на фигуру

1

Изучение тактики

17

Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру

1

Изучение тактики

18

Защита от нападения на несколько фигур

1

Изучение тактики

19

Создание угрозы мата в один ход:

двумя фигурами, одна из которых ферзь

1

Изучение тактики

20

Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя

1

Изучение тактики

21

Противодействие угрозы мата в один ход

1

Изучение тактики Семинар

22

Мат одинокому королю ладьёй и королём

1

Изучение тактики Практика

23

Правило квадрата

1

Изучение тактики

24

Противодействие сторон  при соотношении король и пешка против короля

1

Изучение тактики

25

О преждевременных ходах ферзём

1

Изучение тактики Практика

26

О препятствии фигуре своими же фигурами

1

Семинар

27

О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля

1

Изучение тактики

28

О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат

1

Практика, семинар

29

Практические занятия

1

Практика, семинар

30

Шахматный турнир

1

Турнир

31

Шахматный турнир

1

Турнир

32

Шахматный турнир

1

Турнир

33

Шахматный турнир

1

Турнир

34

Шахматный турнир

1

Турнир