5. Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды(РППС)

Левина Татьяна Владимировна

1. Требования РППС в условиях ФГОС ДО

2.Презентация на тему "Организация двигательной среды в ДОУ"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация двигательной среды в ДОУ». Выполнила студентка группы ЗД-52В Левина Татьяна Владимировна

Слайд 2

Движение - это жизнь. Ничто так не истощает человека, как продолжительное физическое бездействие. Аристотель.

Слайд 3

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно- пространственная среда , прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ * Статичность и однообразие материалов. (Редкая сменяемость материала делает их не интересным для ребенка, вызывает нежелание использовать их в своей деятельности, не привлечение детей воспитателем к материалу, представленному в уголке). * Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. (Хранение материалов в недоступных для детей полках, отсутствие в уголке качественных, иллюстративных альбомов по видам спорта, карточек по подвижным играм и т.д.) * Прямой словесный или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной или самостоятельной деятельности. * Малопривлекательность материалов, их ветхость не стимулируют интерес детей к их применению в свободной деятельности детей.

Слайд 5

План действий по организации физкультурных уголков в соответствии с ФГОС ДО 1.Анализ физкультурных уголков в группе. 2 . Изучение разных подходов и создание физкультурных уголков на современном этапе . 3. Составление рекомендаций по каждой возрастной группе с учетом программных требований 4 . Подготовка материалов (консультации, памятки, семинары-практикумы, для консультативной и методической помощи воспитателям по организации деятельности в физкультурных уголках.)

Слайд 6

Требования к проектированию двигательной предметно-развивающей среды .Она должна носить : - развивающий характер быть безопасной динамичной трансформируемой полифункциональной

Слайд 7

Классификация оборудования физкультурных уголков * Подвижные игры * Дидактические игры * Спортивные игры * Общеразвивающие упражнения: физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами. * Основные виды движений * Традиционное оборудование * Нетрадиционное оборудование: различные массажоры , мелкие предметы (колечки, палочки, шарики – для захвата пальцами ног и т.д.)

Слайд 8

1.В уголке должны присутствовать все необходимые пособия по данной возрастной группе. 2.Руководство свободной двигательной деятельностью детей должно быть педагогически грамотным. 3 . Расположение уголка должно быть доступным для детей. 4 . Периодичность в смене материала

Слайд 9

физкультурные уголки сегодня - Эстетично оформленные уголки . Соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей . -Наполняемость уголка, его вариативность. - Компетентность и доброжелательность педагога в освоении двигательно-пространственной среды. - Роль педагога в совместной и свободной двигательной деятельности детей . - Бережное обращение пособиями и игрушками для спортивно-игровой деятельности.

Слайд 10

Техническое обеспечение 1. Обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время игр в физкультурном уголке необходимо иметь хорошие крепления. 2. Материалы , из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными . 3. Музыкальный центр: диски с музыкой.

Слайд 11

Оформление физ.уголков по возрастным группам В младших группах детских садов уголки оформляют как одну из составных частей огромной игровой зоны. В распоряжение малышей должны быть предоставлены всевозможные горки для ходьбы, специальные игрушки-каталки, мячики разных размеров и прочее. Дети от двух до четырех лет все время находятся в достаточно активном движении. По своему личному усмотрению они могут использовать предложенные игрушки. Необходимо совмещать спортивные занятия со всевозможными ролевыми играми. Для этого следует приготовить маски героев любимых мультфильмов, а также продумать сценарий действия. В средних группах спортивные уголки необходимо дополнить скакалками и обручами, настенными лесенками, батутом и различными наборами для подвижных игр, например, кеглями. Нужно создать познавательные красочные фотоальбомы, повествующие о различных популярных видах спорта. В старших и подготовительных группах во время организации специальных занятий в спортивных уголках необходимо включать элементы аэробики и фитнеса. Нужно приобрести специальные коврики для каждого ребенка. Для мальчиков добавить гантельки и прочие тренажеры. Очень важно развивать у ребят навык действовать по определенным правилам. Сделать красочное описание игр с изображениями всех этапов.

Слайд 12

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов: 1 ) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка; 2 ) особенностей его эмоционально-личностного развития ; 3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

Слайд 13

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Жан Жак Руссо



Предварительный просмотр:

Требования РППС в условиях ФГОС ДО

В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Первым и важнейшим требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее содержательная насыщенность. Которая предполагает наличие необходимых и достаточных материалов для разных видов детской деятельности: игры, продуктивной, познавательной деятельности и физической активности.

Согласно п.3.3.ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной;

-трансформируемой;

-полуфункциональной;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

Важным требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее трансформируемость, которая подразумевает возможность изменений пространства в зависимости от характера игры, сюжета, меняющихся интересов и возможности детей. Наличие в группе предметов (легких перегородок, ширм, геометрических модулей, скамеек, больших лоскутов ткани) и их передвижение с целью создания новых зон и преобразование имеющихся позволит оптимально использовать площадь помещения в предметно-пространственной среде и трансформировать ее под конкретную игру. Но так как большинство обследованных групп оснащено традиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами (кухня, магазин, парикмахерская, больница и т.д.)

Подобные жесткие, неподвижные игровые модули провоцируют стереотипные действия. Кроме того, такое стационарное оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, а так же вносит в детскую игру штампы, мешая проявлению самостоятельного игрового творчества детей, что противоречит игровой деятельности.

Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации детьми игрового пространства самой разнообразной тематики.

Следующее требование-полуфункциональность материалов-предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Например, детская мебель в игре может стать маркером игрового пространства (стул-машиной, стол-жилищем). Так, в ходе обследования групп более развернутые формы сюжетной игры наблюдались там, где педагоги разрешают воспитанникам включать в игру стулья или столы. Запрет на перемещение мебели существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы незаменимы в создании игрового пространства.  А игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Вариативность предметно-пространственной среды предполагает наличие различных игровых пространств, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей. Практически во всех ДОО соблюдается принцип зонирования пространства. Однако отсутствуют уголки уединения, где ребенок может побыть в одиночестве. Это делает его пребывание в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает его право на отдых. Создание и оборудование таких уголков в пространстве группы, предоставление возможности уединится, помогут ребенку почувствовать себя в покое, в безопасности, восстановить необходимые ресурсы.

Вариативность игровой среды включает так же периодическую сменяемость игрового материала, появление новых игрушек и предметов, вызывающих у детей эмоциональный отклик и стимулирующих у них игровую активность и развитие игровой деятельности.

В предметно-пространственной среде так же выделяется ее доступность, которая предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, игровым материалам. Нередко в детских садах новые красивые игрушки экспонируются на верхних полках вне досягаемости воспитанников. Такое хранение игрушек бессмысленно. Они нужны не для украшения помещения, а для того, чтобы дети в них играли.

Доступность предметно-пространственной среды так же предполагает исправность и сохранность игрушек, от которых часто зависит возможность играть с ними. Если у машинки отваливаются колеса, а у куклы плохо держится голова, если детали пазлов или мозаики растеряны, играть с ними невозможно, таких неисправных игрушек и неполноценных комплектов в детских садах достаточно много.

Безопасность ППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Несмотря на отмеченные недостатки, в ходе проведения обследования были выявлены и определенные позитивные тенденции. Среди них приблизить условия ДОО к домашним – использование мягкой мебели, создание зон для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах.

Особое внимание уделяется эстетике интерьера, которую с полным правом можно отнести к лучшим традициям российского дошкольного воспитания. При скромном материально-техническом оснащении работники ДОО обеспечивают оформление интерьера на высоком эстетическом уровне за счет собственного художественного творчества и помощи родителей. Занавески, покрывала, роспись стенных шкафов, декоративные панно, икебана, вышивки, разнообразные оригинальные поделки подчас являются истинно художественными изделиями.

В ряде ДОО музыкальное сопровождение используется не только на специальных занятиях, но и в разных режимных моментах, как в помещениях, так и на участке, что создает музыкальную среду развития ребенка.

Таким образом, проведенное обследование выявило как позитивные, так и негативные тенденции в организации предметно-пространственной среды ДОО. При этом оно показало, что требования ФГОС дошкольным образованием реализуется в детских садах недостаточно. Нередко имеющиеся недостатки объясняют нехваткой средств. Однако предметно-пространственную среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса.

Если игровой или дидактический материал представляет собой «выставку» для визитов возможных «комиссий», не принадлежит детям, не может использоваться ими в свободное время и не соответствует их возрасту, он остается лишь бессмысленным «материально-техническим обеспечением».