6.Педагогические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoreferat.docx | 15.42 КБ |
roditelskoe_sobranie.docx | 13.07 КБ |
novyy_god_yasli.docx | 16.09 КБ |
zdrovesbregayushchaya_tehnologiya.pptx | 685.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема нашего исследования: «формирование компетентносного подхода у старших дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе»
Начало школьного обучения- это закономерный этап на жизненном пути ребенка.
Необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе является формирование основных компетентностей у старших дошкольников.
Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС ДО, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Льва Семёновича ВыгОтского. Он сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению в интеллектуальном отношении заключается в развитии у детей интеллектуальных процессов. [6]
Изучением проблемы готовности детей к школьному обучению занимались Леонид Абрамович Венгер, Даниил Борисович Эльконин, Валерия Сергеевна Мухина, Елена Олеговна Смирнова и др.
Цель исследования: Изучить особенности компетентносного подхода у старших дошкольников в процессе их подготовки к обучению в школе.
Объект исследования: Процесс формирования основных компетенций у старших дошкольников.
Предмет исследования: Приемы формирований компетенций у старших дошкольников.
Задачи: 1 Изучить теоретические основы проблемы формирования основных компетенций у старших дошкольников в психолого- педагогической литературе.
2 Рассмотреть содержание понятия психологической готовности детей к обучению в школе.
3 Рассмотреть содержание основных компетенций детей дошкольного возраста.
4 Подобрать приемы формирования основных компетенций для дальнейшего апробирования на педагогической практике.
Методы исследования: Теоретические: анализ печатных источников, интернет- ресурсов, анализ понятийного аппарата.
В нашем исследовании мы рассмотрели Теоретические основы проблемы формирования компетентностного подхода у старших дошкольников в процессе подготовки к обучению в школе.
Валерия Сергеевна Мухина рассматривает основные направления психологической готовности, как желание стать школьником, высокий уровень волевого развития, произвольность познавательной деятельности, уровень развития познавательных процессов, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Даниил Борисович Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Компетентностный подход в дошкольном образовании является приоритетной задачей, он направлен на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста, т.е. способов деятельности, приобретенных через проживание ситуаций, решение проблем, рефлексию опыта, которые позволят ребёнку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.
Компетентностный подход имеет два базовых понятия: компетенция и компетентность. Эти понятия трактуются по разному:
– компетентность — это знания, умения и опыт человека,
- а компетенция — это способность применить эти знания, умения и опыт в конкретной социально- профессиональной ситуации.
Ключевые базовые компетентности у дошкольников, которые необходимо сформировать к моменту поступления в школу:
- Деятельностная компетенция;
- Социально-коммуникативная компетентность;
- Информационная компетентность;
- Здоровьесберегающая компетентность.
Мы подобрали приемы для формирования основных компетентностей у старших дошкольников для дальнейшего апробирования:
- технология метода проектов Проектная деятельность позволяет научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем, самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной компетенции, а работа в команде, выявление и продуктивное разрешение конфликтов, способность к коммуникации – влияет на формирование социально- коммуникативной компетенции, развитие познавательных, исследовательских навыков детей, умение ставить цель, находить оптимальное решение, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности–и формирует деятельностную компетенцию.
- технология развивающих игр – умение понимать и принимать задание и предложение взрослого, умение выбирать способы действий, доказать и отстоять свою точку зрения и формирует деятельностную компетенцию, умение принимать участие в коллективных делах не мешая окружающим, принимать и оказывать помощь это и формирует социально-коммуникативную компетенцию, а умение задавать вопросы на интересующую тему и делать выводы из полученной информации и формирует информационную компетентность.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии –прежде всего это накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения- что влияет на формирование здоровьесберегающей компетенции.
Данная работа представляет теоретическую значимость для воспитателей доу и студентов педагогических колледжей.
Предварительный просмотр:
Хочу свое выступление начать со слов известного педагога
А.С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»
Очень важно, чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Мы работаем по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, которая направлена на укрепление здоровья детей и всестороннее развитие подрастающей личности. А также перед нами стоят годовые задачи: 1) становление компонентов речевой системы детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук;
2) развитие социально-коммуникативной компетентности воспитанников через организацию различных видов и форм игровой деятельности.
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши дети (обсуждение с родителями):
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, ребенок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Предварительный просмотр:
Новый год.(1 мл.гр.)
Под музыку дети заходят в зал,в руках у них маленькие игрушки и бубенчики.Рассматривают большую ёлку,зал.
Ведущий: (под музыку)
«Вот пришла на праздник ёлка
К нам сегодня в детский сад.
Огоньков,игрушек сколько,
Как красив её наряд.
Ёлочка красавица всем нам очень нравится!»
ВСЕподходят к маленькой ёлочке:
Ведущ.: А эта ёлочка грустит,давайте её украсим!
Украшаем маленькую ёлочку игрушками и бубенсчиками.
«Маленькой ёлочке холодно зимой….»
Ведущ.: А на большой ёлочке как много игрушек!Подойдите –ка поближе,
Посмотрите выше,ниже……
(находит колокольчик)
Посмотрите,колокольчик не простой,
у него волшебный звон,
зазвеним-и гость придёт
с нами встретить новый год.
ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИКОМ,ВХОДИТ СНЕГУРОЧКА.
Здравствуй,Снегурочка! Мы тебя узнали,посмотри,какие все наши детки нарядные,красивые,и ёлочка у нас нарядная,только огоньки на ней не горят,поможешь нам их зажечь?
СНЕГУРОЧКА.: ДАВАЙТЕ ВСЕ ГРОМКО ПОХЛОПАЕМ ЁЛОЧКЕ,Я СКАЖУ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА-ЁЛОЧКА,ГОРИ!
Все хлопают
ЗАЖИГАЮТСЯ ОГОНЬКИ,
ВЕДУЩ.:А притопнут каблучки-и погаснут огоньки
ВСЕ ТОПАЮТ,ОГОНЬКИ ГАСНУТ,
Ведущ: Снегурочка,скажи ещё раз волшебные слова
Снегурочка: Ёлочка,гори!
Все хлопают,зажигается ёлочка.
Ведущ: Поиграли с ёлочкой,а теперь давайте ей песенку споём!
«ПО ДОРОЖКЕ ВЕСЕЛО….»
Ведущ: Снегурочка,ты слышала,как мы звенели своим волшебным колокольчиком?
А я знаю,что у тебя тоже есть много колокольчиков,давай с ними поиграем.
«КОЛОКОЛЬЧИК ЗАЗВЕНЕЛ»
Снегурочка: А я по лесу ходила
И снежков вам налепила «ИГРА В СНЕЖКИ»
Ведущ: Снегурочка,а мы ждём в гости Дедушку Мороза,вот сейчас я опять позвоню в наш колокольчик-и снова гость идёт
С нами встретить новый год…
Звенит колокольчиком,
Появляется ЛИСИЧКА: Ой-ой-ой,в лесу мороз,
Отморозила я нос,
вы лисичку пожалейте,
лапки рыжие согрейте
Ведущ: Давайте погреемся вместе с лисичкой
«МЫ ПОГРЕЕМСЯ НЕМНОЖКО….»
Ведущ: Согрелась,Лисичка,а теперь с нами потанцуй
«ТАНЕЦ С ШАРФИКАМИ»
Ведущ: Лисичке пора уже в лес бежать,до свидания,лисичка(лисичка уходит)
Ведущ: Снова позвоню я в наш колокольчик….
Появляется ЗАЯЦ(под музыку скачет)
Прыг-скок,прыг-скок,слышен зайкин голосок
Ведущ: И мы тоже так умеем!
«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ СКАЧУТ СКАЧУТ ЗАЙКИ…»
Ведущ: Ну спасибо тебе,Зайка за весёлую игру!(заяц убегает)
Ведущ: Снегурочка,что то дедушка мороз всё не идёт и не идёт…Давайте споём про него песенку
«КТО НАМ ЁЛОЧКУ ПРИНЁС,ДОБРЫЙ ДЕДУШКА МОРОЗ….»
Ведущ: Давайте ещё раз позвеним нашим колокольчиком(звенит)
ВХОДИТ ДЕД МОРОЗ С ПОДАРКАМИ
(программа с Дедом Морозом может варьироваться,дети рассказывают стихи,водят хороводы с д.м.,либо,если дети уже устали,а некоторые ещё могут бояться, он просто раздаёт подарки…..)
Раздача подарков….
Стихи:
К нам пришел Дед Мороз
Будем веселиться,
Будем петь и плясать,
С музыкой кружиться.
***
Елочка, ты елка,
Елка просто диво,
Посмотрите сами,
Как она красива!
***
Праздник мы встречаем.
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки.
Шарики, хлопушки.
***
Елочка, елочка,
Вот она какая,
Стойная, красивая,
Яркая, большая.
***
Дед Мороз танцует с нами,
Веселит сегодня всех,
И под елкой раздаются
Прибаутки, шутки, смех!
***
Елку в праздник нарядили
Весело до слез!
Кто подарки нам приносит?
Это Дед Мороз!
***
Я веселый Дед Мороз,
К вам пришел сегодня,
Я подарки вам принес
В праздник новогодний!
Крикнем громко все УРА!
Подарки раздавать пора!
***
Засверкай огнями, елка,
Нас на праздник позови,
Все желания исполни,
Все мечты осуществи!
***
Краснощёкий и плечистый
Добрый дедушка Мороз!
Всё украсил в снег пушистый
И подарочки принёс!
***
Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
***
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
***
Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.
***
За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.
***
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!
***
Из-под ёлочки мохнатой
Машет лис пушистой лапой:
«Вот он – Дедушка Мороз!
Он и снег с собой принёс!»
***
Мама елку украшала,
Аня маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звезды, шарики, хлопушки.
***
Короткие стихи:
Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
***
Выбрал папа елочку
Самую пушистую.
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!
***
Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.
***
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!
***
Скоро Дед Мороз придет,
Нам подарки принесет,
Яблоки, конфеты,
Дед Мороз, ну где ты?
***
Дед Мороз идёт на праздник
В красной шубе, в валенках,
Он несёт с собой подарки
Для детишек маленьких!
***
Новый год – карнавал,
Серпантин—яркий свет,
Даже взрослым прислал
Он из детства привет!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов . ( Всемирная организация здравоохранения )
Здоровьесберегающие технологии - целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия : - ребенка и педагога; - ребенка и родителей ; - ребенка и доктора .
ВИДЫ здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: - технология сохранения и стимулирования здоровья; - Технология обучения здоровому образу жизни; - Коррекционные технологии.
Технология сохранения и стимулирования здоровья: * фитболгимнастика * ритмика * бодрящая гимнастика * подвижные и спортивные игры * пальчиковая гимнастика * дорожки здоровья * гимнастика глаз * дыхательная гимнастика
Технология обучения здоровому образу жизни: *утренняя гимнастика * точечный массаж * занятия по ЗОЖ * веселые старты
Цель здоровьесберегающих технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья , сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни .
Задачи здоровьесбережения • создание адекватных условий для развития , обучения , оздоровления детей • сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности • создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Система здоровьесбережения в ДОУ: * комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); * физкультурные занятия всех типов ; * оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика , сухой бассейн, массажёры , тактильные дорожки ); * организация рационального питания ; * медико-профилактическая работа с детьми и родителями ; * соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса ; * комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ - Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности . - Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно -образовательный процесс ДОУ . - Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками . - Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей . - Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка . - Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы . - Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Десять золотых правил здоровьесбережения Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью ! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма ! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра !
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В . А. Сухомлинский