План по самообразованию

Язенок Юлия Викторовна

   Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество обучения, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного педагога– новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Язенок Юлии Викторовны

ФИО

на 2023-2024 учебный год

2023 г.

План самообразования

Тема: «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр и кинезеологических упражнений».

Цель: изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике, продуктивно влияющих на развитие речи у детей дошкольного возраста. 

Задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;

- Развивать слухоречевое внимание детей;

- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Срок реализации: 1 год.

Предполагаемый результат:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- развитие коммуникативных навыков детей;

- развитие зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);

- формирование правильного взаимодействия рук и ног;

- формирование умения чувствовать своё тело и пространство вокруг;

Форма отчета по проделанной работы

- папки передвижки;

- консультации для родителей;

- семинары и конференции;  

- курсы повышения квалификации;

- мастер-классы;

- конспекты занятий;

- сеть Интернет;

- общение с коллегами.

Перспективный план на 2023 – 2024 учебный год по самообразованию на тему

«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством нейропсихологических игр и кинезеологических упражнений»

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования. (Интернет-ресурсы).

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах).

Повышение компетенции.

Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок и кинезиоупражнений для детей.

Видео-консультация «Речевые игры по дороге в детский сад».

Изучить опыт коллег по данной теме. Выявить наилучшие практики.

Октябрь

Отбор наиболее эффективных способов речевого развития детей дошкольного возраста, использования нейропсихологических игр и кинезеологических упражнений в обучении дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Вызывать у детей интерес к нейропсихологическим приемам, кинезиологическим упражнениям.

Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Консультация для родителей: «Польза нейроигр для ребенка».

Консультация для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Создание картотеки нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений.

Обогащение предметно-развивающей среды.

Подбор комплекса нейропсихологических игр и кинезиоупражнений для детей.

Пополнить уголок нейропсихологических игр дидактическими играми:

- Создание альбома «Нейро-сказки»;

- Нейроигры «На лесной опушке», «Енотики»;

- Создание картотеки пальчиковых игр;

- Игры массажными мячиками Су-джок.

Видео-консультация «Интересные игры дома».

Консультация «Что такое нейроигры?»

Консультирование педагогов по вопросу изготовления нейроигр и пособий из подручных материалов.

Декабрь

Продолжать пополнять в группе уголок нейропсихологических игр необходимым материалом в течение года: дидактические игры;

наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по нейропсихологическим играм и кинезиологии.

Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Пополнить уголок нейропсихологических игр дидактическими играми: - «Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.

- «Скажи и покажи нужной рукой». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками.

- «Повтори за мной». Ребенок смотрит на картинку и повторяет движения.

Папка-передвижка «Нейроигры это просто и весело».

Мастер-класс «Нейроигры своими руками в домашних условиях».

Консультация для педагогов и родителей:

«Нейроигры в коррекционной работе».

Январь

Публикация методических материалов, статьи по обобщению педагогического опыта, методические рекомендации и дидактические

материалы на сайтах для воспитателей детских садов.

Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом.

Знакомство детей с упражнениями, улучшающими контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: червяк дорогу сверху вниз. В огромном яблоке прогрыз. Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

Буклет «Зарядка для ума и тела».

Консультация «Применение нейроигр в образовательном процессе».

Февраль

Продолжать пополнять в группе уголок нейропсихологических игр необходимым материалом в течение года: дидактические игры;

наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по нейропсихологическим играм и кинезиологии.

Обогащение предметно-развивающей среды картотеки упражнений, улучшающих возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

- «Кулачок — ладошка».

- «Кошка».

- «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

- Использование нейросказок «В лесу», «В гости бабушка звала» для речевого развития детей дошкольного возраста.

Консультация «Польза нейроигр для детей в речевом и познавательном развитии».

Индивидуальные беседы, практические советы.

Март

Изучение компьютерной программы для создания дидактических пособий по теме самообразования.

Продолжать пополнять в группе уголок нейропсихологических игр необходимым материалом.

Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом.

Разработка дидактического альбома по кинезиоупражнениям, межполушарныедорожки, тетрадь «Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей».

Родительская гостиная

«Хитрые вопросики».

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития дошкольников.

Индивидуальные беседы, практические советы.

Апрель

Размещение информации для родителей и педагогов на сайте воспитателя.

Язенок Юлия Викторовна | сайт воспитателя детского сада | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Обеспечение открытости и общедоступности информации по исследуемой теме. Распространение опыта.

Применение нестандартных дидактических заданий и игр.

Игры с Qr-кодом.

Проведение занятий с использованием приемов нейропсихологических игр и кинезиологии.

Родительское собрание «Сенсорика и нейроигры с детьми».

Индивидуальные беседы, практические советы.

Май

Обобщение опыта по исследуемой работе.

Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования.

Показ НОД по познавательному развитию с использованием нейроигры.

Сбор фото и видео для ролика.

Индивидуальные беседы-рекомендации на лето.

Презентация своего опыта работы педагогам дошкольного учреждения.

Список использованных источников:

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор сост. О.А.Зажигина – Спб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 96 с.
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.
  3. Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка/ Е.Г. Молчанова. – Ростов н/д: Феникс, 2019. – 320 с.
  4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
  5. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля, Ксения Гончарова и др. – Ростов н/д.: Феникс, 2019. – 55 с.
  6. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис, 2012.-474с.
  7. Трясорукова Татьяна Петровна. РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 47, с.: ил. — (Экспресс-тренировка для мозга ребёнка).
  8. Чебыкина Наталия Николаевна Ч-34 Нейрологопедические прописи — М.: Издательство АСТ, 2021. — 78, с.: ил. — (Нейропрописи).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Язенок Юлии Викторовны

ФИО

на 2022-2023 учебный год

2022 г.

План самообразования

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы»

Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы. 

Задачи:

- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, их познавательно-творческой активности;

- создать условия для развития абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, умения производить логические операции, способность «действовать в уме»);

- создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого дошкольника.

Срок реализации: 1 год.

Предполагаемый результат:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

- развитие коммуникативных навыков детей;

- овладение теоретическими и практическими основами шахматной игры;

Форма отчета по проделанной работы

- папки передвижки;

- консультации для родителей;

- семинары и конференции;  

- курсы повышения квалификации;

- мастер-классы;

- конспекты занятий;

- сеть Интернет;

- общение с коллегами.

Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год по самообразованию на тему

 «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы»

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Выступление на родительском собрании дошкольного учреждения - «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

Познакомить родителей с занятиями, представить спектр возможностей использования игры, определить вектор развития познавательных способностей.

Просмотр мультфильма «Гамбит», «Фиксики Шахматы».

Повторить основные, правила игры и основные ходы. Названия шахматных фигур, историю возникновения игры в шахматы, её особенности.

Выступление на родительском собрании дошкольного учреждения «Понятия игры в шахматы»; «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для педагогов: «История шахмат».

Октябрь

Изучение литературы по теме (интернет-ресурсы).

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах).

Повышение компетенции.

Продолжать учить (повторить) основные правила игры в шахматы, основные ходы.

Развивать интеллектуальные и математические способности.

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Изготовление буклетов «Шахматы в детском саду». Размещение консультации «Учимся, играя».

Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду».

Ноябрь

Отбор наиболее эффективных способов обучения в шахматы дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Вызывать у детей интерес к игре в шахматы. развивать интеллектуальные способности дошкольника, его коммуникабельность в процессе обучения шахматной игре.

Пополнить уголок «Шахматы» дидактическими играми: «Шахматный кубик». «Прогуляйся по улице» (а, в, с ...), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры). Цель: продолжать учить находить место на шахматной доске для каждой фигуры.

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Индивидуальные беседы с родителями об игре в шахматы.


Практические советы «Зачем ребёнку учиться играть в шахматы?»

Мастер-класс. «Разнообразные приемы и методы, применяемые при обучении детей игре в шахматы». Цель: познакомить педагогов с формами, методами и приёмами работы с детьми по данному направлению.

Декабрь

Продолжать пополнять в группе уголок «Шахматы» необходимым материалом в течение года: дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); обучающие видеоуроки по шахматам.

Прививать детям эстетическое восприятие через дидактические игры и наглядный материал. Формировать социально -коммуникативные умения, самостоятельность. Воспитывать привычку работать сообща, волевые навыки на пути к достижению поставленной цели.

Пополнить уголок «Шахматы» дидактическими играми: «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т.д.). Цель: продолжать учить находить место на шахматной доске для каждой фигуры.

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Знакомство с компьютерной программой: «Динозавры учат шахматы».

Изучение педагогами ДОО методической литературы по обучению воспитанников игре в шахматы

Январь

Публикация методических материалов, в том числе конспекты занятий, статьи по обобщению педагогического опыта, методические рекомендации и дидактические

материалы на сайтах для воспитателей детских садов.

Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом.

Шахматная «ТУ-ВИ» (турнир-викторина).

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Выставка детских рисунков на тему: «Шахматный вернисаж».

Консультация

«Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста».

Февраль

Участие воспитанников в турнирах, конкурсах, викторинах.

Привлекать детей к систематическим занятиям по шахматам. Содействовать интеллектуальному развитию детей, выявление юных талантов.

Чтение сказки «Как Незнайка заболел шахматной горячкой».

Обеспечение участия воспитанников в конкурсных мероприятиях по шахматному образованию на Муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Выставка «Королевство шахматных фигур» (поделки родителей и детей).

Индивидуальные беседы, практические советы.

Март

Изучение компьютерной программы «Шахматная информатика».

Продолжать пополнять в группе уголок «Шахматы» необходимым материалом.

Развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства, обмен инновационным педагогическим опытом.

Разработка игры «Загадки из шахматной шкатулки». Цель: развивать у детей логическое мышление, память, внимание.

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Родительская гостиная

«Хитрые вопросики».

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательно- интеллектуального развития старших дошкольников.

Индивидуальные беседы, практические советы.

Апрель

Размещение информации для родителей и педагогов на сайте воспитателя.

Язенок Юлия Викторовна | сайт воспитателя детского сада | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Обеспечение открытости и общедоступности информации по исследуемой теме. Распространение опыта.

Применение нестандартных дидактических заданий и игр. ПК

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Памятка

«Полезные советы для родителей».

Индивидуальное

просвещение родителей по актуальным вопросам при обучении игре в шахматы.

Знакомство с компьютерной программой: «Шахматная информатика».

Май

Обобщение опыта по исследуемой работе.

Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования.

Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.

Шахматный турнир.

Сбор фото и видео для ролика «Поделись опытом». Презентация семейного опыта «Как мы поддержали своего ребенка в кругу семьи».

Презентация своего опыта работы педагогам дошкольного учреждения.

Список литературы:

  1. Быкова Е.П. Шахматы для малышей. – Изд.2-е.– Ростов н/Д.: Феникс, 2008.–120с.
  2. Гик Е.Я. Необычные шахматы. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2002. – 396 с.
  3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
  4. Губницкий С.Б. Новый полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков = Уникальный полный курс шахмат. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство «АСТ», 2011. – 703 с.
  5. Кайгородов Г.К. Азбука шахмат в стихах и рисунках. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2010. – 92 с.
  6. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2015. – 128 с.
  7. Мария Фоминых «Шахматы для детей». Обучающая сказка в картинках. Издательство: «ПИТЕР». 2018
  8. Материалы Международной научно-практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования». Ханты-Мансийск, 2013г. Сост.: И.Г.Сухин, Г.В.Ковалёва; научный редактор И.Г.Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
  9. Муромцев А.Ю. Я – родитель шахматиста. Изд. 2-е. – Саратов6 саратовская областная академия шахмат, 2019. – 188 с.
  10. Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 2013г. В 3 частях. Часть III. Мин-во обр. и науки. – М.: «АР-Консалт», 2013г. – 139 с.
  11. И.Г. Сухин «Шахматы». Полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления. Москва. Издательство: АСТ, 2019 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Язенок Юлии Викторовны

ФИО

на 2021-2022 учебный год

2021 г.

План самообразования

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование инновационных методов обучения»

Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современных образовательных технологий. Изучение и применение современных образовательных технологий для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.

Задачи:

1) Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

2) повысить качество образования на основе внедрения инновационных технологий.

Срок реализации: 1 года.

Предполагаемый результат:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- освоение педагогических технологий;

- повышение качества обучения через повышение качества занятий;

   Проблема, над которой я работаю: «Инновационные технологии в обучении и воспитании».

Форма отчета по проделанной работы.

- папки передвижки;

- консультации для родителей;

- семинары и конференции;  

- курсы повышения квалификации;

- мастер-классы;

- конспекты занятий;

- сеть Интернет;

- общение с коллегами.

Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год по самообразованию на тему

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование инновационных методов обучения»

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

- Изучение литературы.

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах).

- Просмотр статей в сети интернета на тему: «Инновационные технологии в обучении и воспитании».

Составить подборку материалов по данной теме.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий.

- Оформление картотеки: «Гимнастика для глаз».

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер. Как заниматься с пользой?»

- Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений.

- Консультация «Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов в ДОУ».

Октябрь

Установить программу Microsoft Publisher для создания буклетов, памяток, календарей.

Установить программу Movie Maker Видеоредактор. Для создания видеороликов с видео, фото, звуком.

Изучить возможности различных видео редакторов.

Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений.

Развивать инициативность, любознательность детей.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий.

- Познакомить с компьютерной и мультимедийной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.

- Использование информационно коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.

- Организовать консультации по проблемным вопросам.

Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Интерактивные технологии в дошкольном образовании».

Ноябрь

Создание среды для реализации проекта.

Вести работу с различными сайтами Интернет для обогащения знаний:

- Instagram;

- http://pedmir.ru/-электронный журнал “Педагогический мир»;

- http://www.razvitierebenka.com/- «развитие ребенка”;

- http://viki.rdf.ru/- детские презентации;

И т.д.

- продолжить работу со своим сайтом воспитателя - https://nsportal.ru/yazenok-yuliya-viktorovna

Расширение общепедагогических знаний, повышение 

образовательных компетенций.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

- «Беседа с детьми на тему: знакомимся с мультимедийным оборудованием в нашей группе».

- Разработка конспектов занятий с использованием ИКТ.

- Научить детей

пользоваться

интерактивной доской.

- Создание адвент-календаря «Новый год».

- Консультация для родителей: «Использование ИКТ в повседневной работе воспитателя».

- Привлечение к участию в различных конкурсах, в том числе применяя ИКТ.

- Чек лист для родителей «Как просто жить с ребенком в мире и дружбе»

Консультация «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога».

Декабрь

Поиск наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»).

Проведение НОД по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием ИКТ (Интерактивная игра).

Расширение общепедагогических знаний, повышение 

образовательных компетенций.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

- Ведение адвент-календаря.

- Создание презентации на тему: «Одежда в разное время года» и работа с ней в ходе НОД по ознакомлению детей с окружающим миром. (Интерактивная игра).

- Создание поздравительного видео-ролика к «Новому году».

- Разработать мастер-класс (видео-мастер класс) для родителей «Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок терапия – средства речевого развития ребенка».

- Родительское собрание с использованием мультимедийного оборудования (фотоотчёт о жизни детей в группе).

«ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО».

Январь

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»).

Проведение игр на прогулке с использованием инновационных и интерактивных техник.

Разработка игры квиз (Викторина) по теме «Зима». https://myquiz.ru/

Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.

Создать условия для закаливания, повышения физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности

Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе.

- Применение техники терренкур на прогулке. (Дозированная ходьба по определенному маршруту. Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности).

- Квест - прогулки с преодолением несложных препятствий.

- Памятка для родителей: «Правильное использование детьми компьютера дома».

- Консультация «Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении».

- Проведение онлайн - игры квиз (Викторина) по теме «Зима». https://myquiz.ru/ (Дети с родителями).

- Беседа с родителями «Маршрут выходного дня» (предложить родителям провести с пользой выходной и погулять по городу рассматривая и поясняя местные достопримечательности). Через прогулку доступно изучение истории, культуры, географии родного края и др.

Консультация «Инновационный образовательный подход к обучению

и играм на свежем воздухе».

Февраль

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»).

Создание поздравительного ролика к 23 февраля.

Проведение дидактических игр с использованием инновационных техник.

Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Создать условия для развития у дошкольников любознательности, стимулировать коммуникативную, познавательную и игровую активность.

- Игры с сенсорными коробочками. «Нетрадиционные игры и игровые упражнения по речевому развитию детей дошкольного возраста».

- Создание поздравительного видео-ролика к 23 февраля.

- Консультация «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

- Чек лист для родителей «Развиваем мозг ребенка»

Консультация «Инновационная дидактическая игра дошкольника»

Март

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»).

Создание поздравительного ролика к 8 марта.

Съемка ролика с детьми по сказке.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению.

- Создание поздравительного видео-ролика к 8 марта.

- «Показываем сказку».

Консультация «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника».

Консультацией «Сказкотерапия как средство речевого развития дошкольников».

Апрель

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»).

Разработка игры квиз (Викторина) по теме «Весна». https://myquiz.ru/ 

Проведение досуга для детей с применением технологии - песочная терапия «Путешествие по песочной стране».

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению.

Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.

-Проведение НОД с применение технологии песочной анимации «Этот загадочный космос».

- Наблюдение онлайн нашей планеты из космоса (онлайн трансляция c орбиты в реальном времени). https://www.miroworld.ru/mks-onlajn-translyatsiya-s-kosmosa/

- Проведение игр с применением методов песочной терапии «Путешествие по песочной стране».

- Проведение онлайн - игры квиз (Викторина) по теме «Весна». https://myquiz.ru/  (Дети с родителями).

- Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия в работе с дошкольниками».

- Видео мастер-класс «Чудеса на песке»

Консультация «Использования техники песочной терапии, игротерапии, в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ».

Май

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Лепка»).

Размещение видео мастер-классов по лепке на страницах ДОУ в социальных сетях. Разработка Qr кодов к видео.

Организовать видео-экскурсию к памятникам России, посвященным ВОВ.

Оформление отчета.

Презентация (видео-презентация) по проделанной работе.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению.

Создать условия для формирования у воспитанников нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость.

Подведение итогов.

- Создание мини-музея к памятной дате 9 Мая «День Победы». Сделать видеоролик экскурсию по мини-музею.

- видео-экскурсия к памятникам России, посвященным ВОВ.

- Привлечение родителей в создании мини-музея в группе к 9 Мая.

- Выступление на родительском собрание с отчетом о проделанной работе за учебный год.

- Консультация «Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста».

- Презентация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование инновационных методов обучения».

Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают и работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. 

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствует изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Адвент-календарь — это новая технология, открывающая новые возможности. Эффективность и целесообразность использования данной технологии для развития познавательной активности дошкольников заключается в следующем:

Во-первых, адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО;

Во-вторых, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий;

В-третьих, тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды детской деятельности;

В-четвертых, носит характер комплексного воздействия. Развивает не только познавательную активность детей дошкольного возраста, но также способствует развитию у ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.

Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели.

Список используемых источников:

1.Соловьева, Л.А. Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста \ Справочник педагога - психолога. Детский сад.- 2011. –№ 10. 2.Никитенко, С.Г. Интернет для педагогов: ресурсы и технологии \Школьные технологии. – 2002. – № 2. 3.Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском сад Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. 4.Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008. 5.Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997. 6.Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5. 7.Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с. 8.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с. 9.Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5, стр. 283-285.

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ∙ Конвенция о правах ребенка; ∙ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ∙ Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.) ∙ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы ∙ И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г. ∙ Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» ∙ Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004. ∙ Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г. ∙ Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир». ∙ Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г. ∙ Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009 ∙ Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада. ∙ Интернет-ресурсы: ∙ http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm ∙ http:// festival .1 september. ru / articles /520782/



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Язенок Юлии Викторовны

ФИО

на 2020-2021 учебный год

2020 г.

План самообразования

Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Срок реализации: 1 года.

Предполагаемый результат:

- развитие связной речи, обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации); 

- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение);

- развитие личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным, уважение к старшим и т. д.).

Проблема, над которой я работаю: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Форма отчета по проделанной работы.

- папки передвижки;

- консультации для родителей;

- семинары и конференции;  

- курсы повышения квалификации;

- мастер-классы;

- конспекты занятий;

- сеть Интернет;

- общение с коллегами.

Перспективный план на 2020 – 2021 учебный год по самообразованию на тему

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

- Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:

- Изучение опыта педагогов ДОУ.

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет-ресурсах).

- Просмотр статей в сети интернета на тему: «Инновационные технологии в обучении и воспитании».

- Разрабатывание плана.

Составить подборку материалов по данной теме.

Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, артист, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды.

- Беседа: «Что такое театр?

- Чтение русских народных сказок.

-Прослушивание аудиозаписи сказки ««Тараканище»».

- Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

- Показ кукольного театра «Репка».

- Опрос родителей на тему: «Любите ли вы театр?»

- Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме.

Октябрь

Пополнение театрального уголка. Перспективный план работы с детьми.

Работа над проектом «Русская изба»

Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольных учреждений.

Развивать инициативность, любознательность детей.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды.

- Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки».

- Посещение театральных представлений.

- Разучивание стихотворений к празднику осени.

- Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т.д.).

- - Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций».

- Консультация «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Подготовить консультацию: Арт - методика «Театр на столе».

Ноябрь

Вести работу с различными сайтами Интернет для обогащения знаний.

Поделиться опытом работы с коллегами.

Пополнение различными атрибутами театрального уголка.

Работа над проектом «Русская изба»

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

- Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой».

- Просмотр презентации «Русский национальный костюм»; «Народные куклы».

- Посещение с детьми уголка в ДОУ «Русская изба».

- Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

- Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций».

- Помощь в организации развивающей среды по театрализованной деятельности.

- Привлечение к участию в различных конкурсах.

- Консультация «Кукольный театр своими руками».

Консультация. Семинар-практикум «Интеграция театральной деятельности в ДОУ».

Декабрь

Поиск наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.

«Съёмочный процесс в ДОУ» (видео поздравление от группы с Новым годом)

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

- Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

- Включение в режим дня игр на мимику с жестами. (Мы смеемся, мы грустим, мы удивляемся и т.д.).

- Создание поздравительного видео-ролика к «Новому году».

- Развлечение в группе «Карнавал».

- Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций».

- Оформление папки – передвижки 

«Правила поведения родителей на детском празднике».

- Консультация для        родителей «Чтение        скороговорок- как        средство развития речи ребёнка».

- Напомнить родителям        дома повторять стихи и песни.

Консультация «Театр наш друг и помощник».

Январь

Проведение в режимных моментах театрализованных игр с детьми.

Работа над проектом «Русская изба».

Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.

Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками.

- Развлечение «Рождественские колядки».

- Чтение сказок: Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»; Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

- Включение в деятельность детей игр «Двигательных этюды». (Важный петушок, Котята «Руки-лапки», Собачки «Руки-лапки», Куклы и т.д.).

- Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций».

- Консультация «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».

- Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.

-

Презентация «Педагог – артист».

Февраль

Изготовление мнемотаблиц по сказкам.

Создание поздравительного ролика к 23 февраля.

Проведение дидактических игр по театрализованной деятельности.

Создать условия для обеспечения полноценного, всестороннего развития детей в условиях ДОУ.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Создать условия для развития у дошкольников любознательности, стимулировать коммуникативную, познавательную и игровую активность.

- Включение в утренний и вечерний круг игры «Зеркало эмоций».

- Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», 

«Театр настроений», 

«Четвертый лишний», «Узнай по контуру» и т. д.).

- Магнитный театр «Репка», «Колобок».

- Конструирование домика для животных.

- Создание поздравительного видео-ролика к 23 февраля.

- Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».

- Напомнить родителям        дома повторять стихи и песни.

- Привлечение        родителей к        пошиву или изобретению своими руками костюмов, атрибутики для театрализованной деятельности.

Консультация «Основы театральной культуры для педагогов».

Март

Работа над проектом «Русская изба».

Создание поздравительного ролика к 8 марта.

.

Создать условия для развития актерских способностей детей, социализации и коммуникабельности.

- Создание поздравительного видео-ролика к 8 марта.

- Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.

- Слушание музыкальных произведений: «Паровозик из Ромашково», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов».

- Театрализованные представления р.н. сказки «Теремок».

- Консультация «Как организовать досуг ребенка дома».

- Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультацией «Развивающая среда группы».

Апрель

Игровая деятельность на прогулке и в группе, подвижные игры с элементами театрализации.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению.

- Чтение и пересказ Русской народной сказки «Кот, петух и лиса», Русской народной сказки «Лиса и заяц».

- Подвижные        игры с        элементами театральной игры: «Лиса        и зайцы», «Самолёты», «Воробушки».

- Консультация «Игры детей с игрушками -персонажами».

- Консультация «Читаем детям».

- Предложить родителям домашний совместный просмотр мультфильма «Лиса и заяц».

Консультация «Мультфильм как средство воспитания».

Май

«Съёмочный процесс в ДОУ» (реализации проекта – «Русская изба»).

Видео поздравление от детей к празднику 9 Мая.

Видео поздравление выпускников детского сада.

Оформление отчета.

Презентация (видео-презентация) по проделанной работе.

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям русского народа.

Создать условия для развития личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, способности к творческому самовыражению.

Подведение итогов.

- Снять видеоролик поздравление к празднику 9 мая (Заучивание, стихов, песен, танцев).

- Снять видеоролик поздравление выпускникам детского сада. (Заучивание стихов. Пожелания – импровизация).

- Разгадывание загадок о сказках.

- Проведение досуга «Русские посиделки».

- «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей».

- Выступление на родительском собрание с отчетом о проделанной работе за учебный год.

Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Язенок Юлии Викторовны

на 2018-2019 учебный год

2018 г.

Личная карта

ФИО педагога: Язенок Юлия Викторовна                                                                                                       дата рождения:  07.02.1987

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Высшее. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 21.04.2018 г.

Специальность по диплому: педагог в сфере дошкольного образования (воспитатель). Реализация дошкольного образования в условия ФГОС ДО.

Занимаемая должность:  воспитатель  

Курсы повышения квалификации:  

10.02.2018г. ООО «Высшая школа делового администрирования». «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

06.02.2019г. «Высшая школа делового администрирования». «Методика обучения детей игре в шахматы в рамках реализации ФГОС ДО»

План самообразования

Тема самообразования:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».

Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего научные проблемы, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Сентябрь, ноябрь, декабрь

Изучение статей из журналов, интернет ресурсов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности.

 Консультация для родителей. «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным»

Буклет «Проведение опытов с детьми дома»

Октябрь

Декабрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение экспериментирования с детьми  в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца.

Подготовка конспектов НОД

Работа с родителями.

В течение года.

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Уголка экспериментирования.

 Памятка: «Что такое детское экспериментирование».

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

Памятка «Как поддержать интерес детей к экспериментам».

Консультация на тему: «Ребенок -  исследователь в детском саду».

Январь

 

Февраль

Март

Посадка лука в группе.

Проведение викторины «Что? Где? Когда?» По экспериментированию.

Апрель

Май

По мере роста лука воспитанники наблюдают за ростом, ухаживают за посадками.

3. заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление  по теме самообразования на родительском собрании.

Презентация для педагогов по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Ожидаемые результаты.

К концу обучения у детей:

  • Расширяется круг знаний об окружающем мире.
  • Создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
  • Желание улучшить образовательный процесс.
  • Словарный запас выходит на более высокий уровень.
  • У детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учатся делать выводы, высказывать суждения.
  • Формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Форма отчета по проделанной работе: Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации: 1 год

Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год

Форма работы с детьми

Дата

Кол-во

Сентябрь 2018

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе.

1

Посещение выставки «Наука на ладони».

1

Повторение правил безопасности в игровой форме. «Соблюдение правил безопасности при проведении опытов».

1

Октябрь 2018

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности».

1

«Приборы-помощники». Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, щипцы, микроскоп и т.д.)

1

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Проведение опытов.

1

Ноябрь 2018

«Шаг за шагом». Составление картотек опытов, экспериментов.

1

Декабрь 2018

Проведение опытов на занятиях и в свободное время. «Секретное письмо», «Пищевые красители», «Добыча крахмала из картофеля».

1

Пополнение  «копилки опытов и экспериментов».

1

Чтение «Рассказы-загадки о природе».

1

Январь 2019

Опыты и эксперименты со снегом и льдом.

1

Март 2019

Проведение опытов в свободное время и на занятиях «Огород на окошке» (Наблюдение).

1

Тематическое занятие «Вода в жизни человека». «Сказка о капельке».

1

Апрель 2019

Экспериментирование «Космос в банке».

1

Проведение опытов на занятиях и в свободное время. («Как веточки тополя, березы и осины весну встречали»).

1

Май 2019

Проведение викторины «Что? Где? Когда?» По экспериментированию.

1

Итого часов

16

Форма работы с педагогами

Дата

Практические занятия

Кол-во

Сентябрь 2018

Разработка планов-конспектов занятий.

1

Ноябрь 2018

Подготовка консультации для педагогов.

1

Январь 2019

Консультация «Организация занятия –экспериментирования. Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».

1

Апрель 2019

Консультация для педагогов: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

1

Май 2019

Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

1

Итого часов

5

Форма работы с родителями

Дата

Кол-во

Сентябрь 2018

Создание папки-передвижки, информационного стенда.

1

Подбор материала для консультации для родителей.

1

Октябрь 2018

Консультация  «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным»

1

Предоставление рекомендаций, индивидуальных консультаций.

1

Ноябрь 2018

Проведение родительского собрания.

1

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. Уголка экспериментирования.

1

Декабрь 2018

Буклет «Проведение опытов с детьми дома»

1

Январь 2019

Создание памятки: «Что такое детское экспериментирование».

1

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

1

Февраль 2019

Памятка «Как поддержать интерес детей к экспериментам»

1

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

1

Март 2019

Создание папки-передвижки, информационного стенда. «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни»

1

Консультация на тему: «Ребенок-  исследователь в детском саду».

1

Апрель 2019

Памятка на тему: «Научите ребенка любить природу».

1

Май 2019

Выступление на родительском собрание с отчетом о проделанной работе за учебный год.

1

Фотовыставка «Юные исследователи».

1

Итого часов

16

Самообразование:  

Дата

Кол-во

Сентябрь 2018

Подбор и изучение литературы по теме.

1

Октябрь 2018

   Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для

                       экспериментальной деятельности.

1

Ноябрь 2018

Наметить основные формы работы

1

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

1

Декабрь 2018

Работа с родителями

1

Обмен опытом с коллегами своего ДОУ:

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на интернет- сайтах. Просмотр статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ.

1

Январь 2019

Разработка серии конспектов с элементами экспериментирования. Создать картотеку опытов и экспериментов, и игр с экспериментированием.

1

Февраль 2019

Сбор материалов для изготовления «Нано-Бокса»

1

Март 2019

Создать картотеку опытов и экспериментов, и игр с экспериментированием.

1

Май 2019

Работа с родителями

1

Итого часов

10

Вывод:

применение экспериментирования оказало влияние на:

  •  Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
  • Знания детей о неживой природе.

Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

- достаточность (соответствие возрасту);

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- доступность расположения.

Учебно-методическое обеспечение

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
  3. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком 
  4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   
  5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
  6. Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  Издательство: Речь, 2010 г
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
  8. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
    Издательство: 
    Учитель, 2011
  9. «Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек»   Шапиро Анатолий Израилевич  Издательство: Речь, 2010 г.
  10. Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
  11. Стивен  У. Мойе «Занимательные опыты с бумагой»,  Издательства: АСТ Астрель.