Конспект НОД "Осень в лесу" (старшая группа)

Силенкова Юлия Николаевна

Конспект НОД

 «Осень в лесу» (Старшая группа)

Цели:

- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;

- учить узнавать разные породы деревьев по листьям;

- обогащать и уточнять словарь по теме (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлёт птиц);

- учить детей составлять рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме;

- развивать непроизвольную память, мышление;

- воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Предварительная работа: экскурсия в лес,наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов, чтение рассказов и загадывание загадок о диких животных.

Демонстрационный материал: цветные иллюстрации деревьев (демонстрационные); заламинированные листья березы, клена, дуба, рябины, ивы (раздаточные); предметные картинки с изображением зверей (белка, заяц, медведь, волк, лиса, ёж); русская народная сказка «Как коза избушку построила».

Организационный момент:

Игра «Повтори». Дуб – рябина – осина, берёза – ель – клён, клён – рябина – ель, берёза – дуб – рябина, ель – дуб – сосна, дуб – клён – берёза.

Основная часть:

В о с п и т а т е л ь: (читает стихотворение)

                                   Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

                                   Весёлой, пёстрою стеной 

                                   Стоит над светлою поляной.

                                   Берёзы желтою резьбой

                                   Блестят в лазури голубой…

                             (И. Бунин)

 

В о с п и т а т е л ь:

- Какое время года описал поэт? (Осень)

- Почему вы так решили? (Когда наступает осень, листья на деревьях окрашиваются в разные цвета)

- Какими словами поэт рассказывает о лесе, каким он стал осенью? (лиловым, золотым, багряным)

- Какое настроение у вас возникает во время прослушивания этого стихотворения? (Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут)

- Назовите еще признаки осени. (Солнце светит меньше, день становится короче, а ночь длиннее; вянет и жухнет трава; птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к зиме)

Почему птицы улетают в тёплые края? (Насекомые, которыми питаются птицы, прячутся глубоко в землю; замерзают водоёмы)

- А теперь послушайте русскую народную сказку «Как коза избушку строила».

 

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. – Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка.

— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. – По осени жёлуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать – всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

 

В о с п и т а т е л ь:

- Про кого эта сказка? (Про ленивую старуху-говоруху и козу с козлятами)

- Куда убежала коза с козлятами от старухи-говорухи? (В лес)

- Какие деревья росли в лесу? Почему они отказались приютить козу с козлятами? Кто помог козе? (Ответы детей)

 

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики, начиная с большого)

Листья березы,(сжимают и разжимают кулачки)

Листья рябины,(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

Листики тополя,

Листья осины,

           Листики дуба мы соберем,

           Маме осенний букет отнесем.(«шагаем» средним и указательным пальчиками по коленям)

           Н. Нищева

 

Воспитатель проводит игру с раздаточным материалом. (Д/и «Детки с ветки»).

В о с п и т а т е л ь: В лесу, куда убежала коза с козлятами, растут разные деревья. Помогите деревья найти свои опавшие листочки. Я буду выставлять на магнитной доске изображение дерева, а тот, у кого есть листок с этого дерева, поднимает руку, называет дерево и прикрепляет к нему листок.

Работа с демонстрационным материалом (на поставленные вопросы выставляются картинки)

 В о с п и т а т е л ь:

- Какое время года наступит после осени? (Зима)

- Как готовятся к зиме животные в лесу?

- Что делает заяц? (у него изменяется окраска шкурки)

- Какого цвета у него шкурка осенью? (серого)

- А какого цвета шкурка будет зимой, почему? (Белого,чтобы его не было видно на снегу)

- Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом)

- Как готовится к зиме белка? (Она с лета начала запасать грибы, ягоды, орехи на зиму; белка меняет окрас с рыжей на серую, утепляет своё жилище.)

- Как называется жилище белки? (Дупло)

- Как готовится к зиме медведь? (Он нагуливает жир, готовит жилище к зиме.)

- Как называется жилище медведя? (Берлога)

- Как зимует медведь? (Он спит в берлоге и сосет лапу.)

Дети рассказывают о том, как готовятся к зиме  другие звери: лиса, волк, ёж.

 

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

- Что нового вы узнали?

- Что особенно понравилось?

(Дети отвечают)