День родного языка

Вискова Наталья Евгеньевна

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой. В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года.

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

 На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_-_zhivaya_dusha_naroda.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Горельская  школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

«Родной язык – живая душа народа»

(5-7 «б» классы)

    Дата проведения:21.02.2020г.

    Классный руководитель

    Вискова Н.Е.

2020г.

«Родной язык – живая душа народа»

Цели: 

  • познакомить воспитанников с праздником – Международным днем родного языка;
  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • воспитывать патриотизм, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия.

Учитель: 

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой. (Слайд 2)

В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. (Слайд 3)

Чтение стихотворения воспитанниками:

  1. Родной язык!

Он с детства мне знаком,

 На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

  1. Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

  1. Я люблю свой родной язык!

 Он понятен для всех,

 Он певуч,

 Он, как русский народ, многолик,

 Как держава наша, могуч…

Учитель: 

Ребята, я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет. (Слайд 4)

- Что это? (Глобус)

- А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)

- Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.)

- На  глобусе мы можем увидеть все страны. И у каждой страны есть свой родной язык: у Англии – английский, у Франции – французский, а у Германии??? (немецкий).

В  мире насчитывается несметное количество языков…(Слайд 5, чтение)

- А какой язык, по – вашему, самый главный? ( для каждого народа  главным является свой родной язык)

Чтение стихотворения учеником:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык – богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

Учитель: 

- Ребята, в какой стране мы живём?

- На каком языке мы с вами говорим?

- Наша страна огромная, в ней проживают миллионы людей. И все они говорят на русском языке?

Конечно, нет.  Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов. (Слайд 6)

У каждого народа – свой язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Наш родной язык – русский. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

Сценка “Словечки-колечки”.

Автор.

Грустный, сонный, невеселый

 Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул.

 И над книжками заснул.

 Тут явились три словечка

 “АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки.В руках держат рисунки: апельсин, сосна, колечко.)

Вместе.

Что ты Женя сделал с нами?

 Мы пожалуемся маме!

Апельсин.

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!

 Я до слёз возмущена!

Сосна.

Можно только лишь со сна

 Написать, что я – “САСНА”!

Апельсин.

Мы, слова, оскорблены

 Тем, что так искажены!

 Женя! Женя! Брось лениться!

 Так учиться, не годиться!

Колечко.

Невозможно без вниманья

 Получить образованье.

 Будет поздно! Так и знай:

 Станет неучем лентяй!

Сосна.

Если ты ещё хоть раз

 Искалечишь, мальчик, нас –

 Мы с тобой поступим круто:

 Нашей честью дорожа

 Имя Женя в полминуты

 Переделаем в ежа.

Вместе.

Будешь ты ежом колючим!

 Вот как мы тебя проучим!

Автор.

Женя вздрогнул, ужаснулся,

 Потянулся и проснулся.

 Подавил зевоту

 Взялся за работу.

Учитель: 

Слово, обладает магической властью и необыкновенной силой:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле берегу.

     Сократ считал, что человек — творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

     Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться — учиться  упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:

  • От доброго слова язык не усохнет;
  • Каков разум, таковы и речи;
  • Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;
  • Что написано пером, того не вырубишь топором.

     Конкурс «Четвёртая лишняя»  (Слайд 7)

Прочитайте пословицы, поговорки. Выберите ту, которая отличается от трёх по смыслу. Выбранный ответ кратко обоснуйте.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Крепок телом - богат и делом.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

     Конкурс «Чем похожи» (Слайд  8)

Прочитайте пословицы и поговорки и определите, какой общей темой они объединены. Кратко сформулируйте тему.

Всякое дело начинай с головы.

У умной головы сто рук.

Голова б не думала, ноги б не пошли.

Нога споткнётся, а голове достаётся.

У всякого голова, да не всякая умна.

(Эти пословицы о том, что прежде, чем дело начинать, надо подумать, планировать

 свою работу) .

     

Конкурс «Поговорки в кроссвордах» (Слайд 9)

По горизонтали:

3. Мал …, да дорог.

4. Волки сыты, и  …. целы.

5. … дурака видит из далека.

7. Дома и … помогают.

8. … - не рукавица: с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь.

9. Делу - … , а потехе – час.

11. Живут как … с собакой.

По вертикали:

  1. Дуракам …. не писан.
  2. В чужой … со своим уставом не ходят.

5. …. в пятки ушла.

6. Береги платье снову, а … смолоду.

10. Выеденного … не стоит.

     Какое слово лишнее?  (Слайды 10-19)

Д д ь ж о,  х и а п т,  л ь т о о п,  к р е д (дождь, пихта, тополь, кедр).

К и ж ё,  л е к б а ,  к о л в ,  л а а к у (ёжик, белка, волк, акула).

К о р о м в ь,  л о я к о б ,  л ё к в а с, р у г е ц о (морковь, яблоко, свёкла, огурец).

М у н а т,  з а г о р,  л е м е т ь,  в е з д а з (туман,гроза, метель,звезда).

Ч у к р а, к у л а к, н е л а п,  т а д ь р е т (ручка, кукла, пенал, тетрадь).

Загадки (Слайд 20-25)

На квадратиках доски                                      
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков (шахматы).

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -
Значит там игра - ….   (хоккей).

Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети  (стадион).

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в …  (волейбол).

Эти фрукты не съедобны,
Но огромны и удобны.
Их иной спортсмен часами
Лупит сильно кулаками  

                (боксёрские груши).

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги  (лыжи).

Заповеди речевого поведения  (Слайд 26)

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Слово учителя. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина. (Слайд 27)

Чтение стихотворения учеником:

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!