Внеурочная деятельность

Вискова Наталья Евгеньевна
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований к организации учебно - воспитательного процесса. 
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_kotorom_ya_zhivu_6_kl.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрена и рекомендована                         Утверждена

к утверждению педагогическим советом                приказом от 01.09.2019  № ___

Протокол от 28.08.2019 № 1

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мир, в котором я живу»

для обучающихся 6 класса

с  задержкой психического развития

Составитель:

учитель Н. Е. Вискова

2019г.                            02.04

                                                                

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

Учебным планом;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15).

Главной целью программы «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» является освоение обучающимися системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к смыслу родной культуры.

Данный курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития обучающихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у обучающихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации обучающихся программа «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» призвана определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у обучающихся навыков сотрудничества в современном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности данная программа призвана привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.  

Учебный курс «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»(5 класс) – рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Главные цели курса:

  • Дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками.
  • Оказание помощи пятиклассникам с целью адаптироваться в новых учебных условиях.
  • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка.
  • Создание условий, обеспечивающих социальную активность обучающегося на основе развития его индивидуальности.
  • Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры.
  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению.

Формы и виды деятельности

В соответствии с ФГОС обучающиеся выбирают содержание внеурочной деятельности, в которой они могут участвовать.

Заниматься развитием творческих способностей обучающихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности - памяти, внимания, воображения, мышления.

Система занятий должна вести к формированию важных характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с обучающимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу обучающихся.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Основные формы проведения занятий

  • Дискуссия;
  • Тренинг общения;
  • Обзорная экскурсия;
  • Проект;
  • Акция;
  • Коллективное творческое дело;
  • Творческая выставка;
  • Деловая игра;
  • Создание проекта;
  • Игра;
  • Создание плаката;
  • Конкурс поделок и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение обучающихся по программе курса должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение своё и окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Универсальные учебные действия

Предметные результаты изучения темы:  

Научатся:

  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
  • выражать свои предпочтения и отрицания;  
  • выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;
  • понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;
  • осваивать ценностные нормы общения, поведения и взаимоотношений;
  • осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей.

Получат возможность научиться:

  • планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;
  • владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;
  • ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.

2. Знание истории города и края.

3. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы.

4. Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.

5. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

6. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.

7. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.  

8. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс, 34 часа

1. “Я и я” (7 часов).  Формирование гражданского отношения к себе. Я – частица класса. Дружба начинается с улыбки… Мои первые успехи в 5 классе. Проект «Что я могу?» Отчего бывает одиноко. Завтрашний характер в сегодняшнем поступке. Добротой себя измерь. Без друзей меня чуть-чуть…Раздели печаль и радость другого. Человек рожден для добра. Мы живём среди людей.  

2. “Я и семья” (4 часа). Формирование гражданского отношения к своей семье.  Семья – волшебный символ жизни.  Просмотр и обсуждение фильма «Девочка из города».   Изготовление постера «Найди меня, мама!».

3. “Я и школа” (7 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Мои права и обязанности в школе. Экскурсия по школе, посещение музея. Мой класс самый чистый. Генеральная уборка в классе.  Акция «Книжкина больница».  Ремонт книг в библиотеке.  

 4. “Я и культура” (7 часов). Формирование отношения к искусству. Культура поведения и этика взаимоотношений среди подростков. Библиотека – храм духовности и культуры. Просмотр видео – роликов, кинофильмов. Выезд в театр.

                                                                                                                                         

5. “Я и планета” (5 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля. Конкурс рисунков «Защитим родную природу». Акция «Покормите птиц» (изготовление кормушек).  Музей леса. Викторина «Природа вокруг нас».

6. “Я и моё Отечество” (4 часа). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Русские традиции. Поклонимся великим тем годам.  Презентация «Детям о войне». Акция «Ветераны живут среди нас».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№п/п

Тема

Количество часов

1

«Я и Я»

9

2

«Я и семья»

4

3

«Я и школа»

5

4

«Я и культура»

7

5

«Я и планета»

5

6

«Я и моё Отечество»

4

Итого

34 часа

Результативность изучения программы:

  • усвоение основных понятий курса;
  • освоение навыков анализа жизненных проблем;
  • освоение основных технологий решения конкретных проблем в ситуации игры, и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;
  • освоение технологии коллективного обсуждения и принятия решений;
  • формирование позитивной психологической установки обучающихся на сотрудничество;
  • перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
  • показателем эффективности данных занятий может быть повышение культуры общения у обучающихся при взаимодействии со сверстниками, умение самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах, какой поступок совершить.
  • показателем эффективности занятий по данному курсу является позитивная динамика измерения уровня воспитанности обучающихся в вопросах социального взаимодействия (ученик самостоятельно, родители, учитель).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1. Авторская Программа внеурочной деятельности (Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Москва «Просвещение», 2015 г.)

2. К.Фопель Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- М., 2000.

3. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С. В. Поляковой.- М.,1996.

4. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб,2003.

5. Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.

6. Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.

7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2007.

8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.унта, 2005.

9. Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева,К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.

10. Книга рекордовГиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.

11. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2008.

Календарно тематическое планирование

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

план

факт

5 КЛАСС

1

Кто я? Я частица класса.

1

2

Дружба начинается с улыбки…Тренинг «Мы дружные!».

1

3

Создание проекта «Кодекс дружбы в коллективе».

4

Кому нужна твоя помощь?

1

5

Операция «Сувенир» ко Дню учителя. Изготовление сувениров педагогам.

1

6

Мы живем  среди людей.

1

7

Что значит быть хорошим человеком?

1

8

Человек рожден для добра.

9

Мои первые успехи в 5 классе.

1

10

Семья – волшебный символ жизни.

1

11

Я и моя семья.

1

12-13

Домашний кинотеатр. Просмотр и обсуждение фильма «Девочка из города». Изготовление постера «Найди меня, мама!».

2

14

Школа – мой дом. Наведем порядок в нем! Акция «Мой класс самый чистый» (генеральная уборка в классе).

1

15

Мастерская Деда Мороза (изготовление новогодних игрушек, украшение класса).

1

16

История моей школы. Экскурсия по школе, посещение музея.

1

17

Мои права и обязанности в школе.

1

18

Акция «Книжкина больница».  

1

19

Что такое культура?

1

20

 Культура поведения и этика взаимоотношений среди подростков.

1

21

Просмотр видео – роликов «Уроки хороших манер».

1

22

Библиотека – храм духовности и культуры.

23

Коллективное чтение и обсуждение фрагментов из книги  Т. Дюсенбаевой «Сказка о культуре поведения и общения».

1

24

Посещение кукольного театра.

1

25

Игра-конкурс «Я и культура».

1

26

Знай и люби свой край.

1

27

Весенняя экскурсия в природу.

28

Акция «Покормите птиц». Изготовление кормушек.

1

29

 Конкурс рисунков «Защитим родную природу».

1

30

Викторина «Природа вокруг нас».

31

Поклонимся великим тем годам. Презентация «Детям о войне».

1

32

Мы живем среди людей. Акция «Ветераны живут среди нас».

1

33

Просмотр фильма «Мишка принимает бой».

1

34

Раздели печаль и радость другого. Итоговое занятие.

1

ИТОГО

34