Авторские разработки уроков

Михайлюк Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Сценарий  круглого стола « Роль русского языка в жизни человека»  

                             (в рамках  предметной декады)

                                                                           

…. И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Анна Ахматова

Задачи: углубление знаний учащихся о богатстве выразительности образности русского языка; способствование развитию интереса  к русскому языку; воспитание чувства любви к родному и русскому  языкам, бережного отношения к слову, интернационализма, формирование национального самосознания и патриотизма.

Участники круглого стола  делятся на две команды.

                                                   Ход круглого стола.

  1. Приветствие ведущего ( ведущим может быть учитель).

 Ведущий1.Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, для того чтобы поговорить о роли русского языка в жизни человека. Город Нижневартовск – город молодой, где проживают люди более 125 национальностей. Давайте посмотрим на наш класс, в котором учатся татары, башкиры, украинцы, узбек, русский, чуваши, марийцы, молдаванин.  8 разных национальностей, 8 разных культур, 8 языков. И объединяет нас в единое целое русский язык, который для многих становится родным:

Адыгейский поэт Мурат Паранук писал:

Лесным покоем,

Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь ее певучей речью,

Ее поэзией горжусь.

Она к  аульному подпаску

Пришла в холодное жилье,

Согрела лаской, шуткой, сказкой

Сиротство раннее мое.

Она передо мной открыла

Страницами бессмертных книг,

Щедра, легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник.

Открыла горцу и поэту,

Как жизнь любить,

Как мир беречь,

Благословенная вот эта,

Мне ставшая родною речь.

Ведущий2. Русский язык выполняет три функции в современном мире.

  1. Русский язык- это национальный язык русского народа, на котором созданы замечательные памятники искусства и литературы.
  2. Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
  3. Русский язык- это один из международных языков.

Напоминаю вам, что в международных отношениях государства пользуются мировыми языками, провозглашенными ООН в качестве официальных. Их шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский, арабский.

  1. Анализ возможностей языка как средства общения.

Ведущий рассказывает притчу «Язык»

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп купил и подает только языки. Эзоп ответил:

- Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел покупать языки. Ксанф удивился этому.

Тогда Эзоп объяснил Ксанфу:

- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?! …Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить и ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!

 Задание командам: Прав ли был Эзоп? Как понять это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?. Подготовьте устное высказывание на данные вопросы.

Вывод: Все базовые функции языка: общение, познание и воздействие – нашли отражение в этой яркой притче. Парадоксальность противопоставления,  обыгрывание омонимичности усиливают ее воздействие, убеждая в том, что нет языка плохого или хорошего, что нет вообще у человека «ничего лучше языка». Иначе говоря язык всегда хорош, плохой может быть речь или носитель языка, создающий из хорошего языка плохую речь.

  1. Обсуждение рассказа В.Г. Короленко «Без языка».

Родина и язык в человеке неотделимы друг от друга, отсутствие одного неизменно влечет за собой трагические потери и второго.

1.Как себя ощущают Иван Дыма и Матвей Лозинский, покинувшие родину.

 Зачитывается текст: «И все кругом,- чужой язык звучит, незнакомая речь хлещет в уши, непонятная и дикая, как волна, что брыжжет пеной под ногами».

2.Как вы понимаете данный отрывок, где изображается состояние Матвея: «…Откуда –то из тени  человеческий голос сказал что-то по-английски резко и сердито. Матвею этот окрик показался хуже ворчания лесного зверя. Он вздрогнул и пугливо пошел опять к опушке. Тут он остановился и погрозил кулаком. Кому? Неизвестно, но человек без языка чувствовал, что в нем просыпается что-то волчье»

3.Прокомментируйте отрывок из рассказа: «Может быть, два человека нашли бы друг в друге братьев до конца своей жизни, если бы обменялись несколькими братскими словами в эту теплую, сумрачную, тихую и печальную ночь на чужбине…

     Но человек без языка шевельнулся на земле так, как недавно шевельнулся ему навстречу волк  в своей клетке. Он подумал, что это тот, чей голос он слышал недавно, такой резкий и враждебный… Он поднял голову с враждой в душе, и четыре человеческих глаза встретились с выражением недоверия и испуга…»

4.Какой язык вы считаете братским?

Вывод: В парке встретились два человека, говорящие на разных языках, не способных понять друг друга и потому уже враждебных и настороженных. Язык, призванный и способный объединять людей, становится преградой для сближения, когда у каждого он только свой. Жизнь-это существование в условиях владения языком, без языка нет жизни.

  1. Какую роль выполняет русский язык в жизни каждого из нас? Просим высказаться.

 Подведение итогов.

   

   

                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать четвертое сентября. Классная работа. Буквы И, У, А после шипящих. 5 класс

Слайд 2

Определяем цели! Знать….. Уметь…. Научиться…..

Слайд 3

Определяем цели! Знать : о написании и, у, а после шипящих. Уметь : объяснить орфограмму в слове ( и, у, а после шипящих). Научиться: использовать это правило при написании слов.

Слайд 4

Орфографический диктант Ле …кие крылья, звенят счас … ливо , мелькают радос …но , перья на гру … ках , сла …кий мед.

Слайд 5

В словарь! Брош ю ра — брошь — игла (фр.) ж ю ри — клятва (фр.) параш ю т — пара — против (греч.), шют — падение (фр.)

Слайд 6

Словарь Брошюра — небольшая книжка, листы которой не переплетены, а скреплены металлическими скрепками или (чаще всего) сшиты при помощи иглы — ‘броши’; брошюра буквально значит ‘сшитая’. От глагола брошюровать образовано еще несколько слов: брошюровщик, брошюровка, брошюрование, брошюровальный (цех) и др.

Слайд 7

Подберите к ним однокоренные слова. Сброшюровать, брошюровщик, сброшюрованный; парашютист, парашютный; жюри - ?

Слайд 8

Упражнение 50 Слова с И Шиповник Жирный Животное Сшить Слова с А Начальный Овчарка Щавель Стучать Пищать

Слайд 9

Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму №5 Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным душ.. стым теплом повеяло от земли. Лодка отч ..лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ .. ние примчались звуки старинного вальса. Я поч .. вствовал себя сч .. стливым . Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч.. щу ветвей. На небе ярко сверкнула, как живописный глаз, первая звездочка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: изучить и закрепить правописание падежных окончаний существительных Тип урока: комбинированный Открытый урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

Классная работа.

Слайд 3

Фонетика Морфология Синтаксис Морфемика изучает части речи словосочетание и предложение морфемы Звуки речи

Слайд 4

Письмо Ивановой Викторие. Вика я в отчаяние. Почему ты нехочешь пойти са мной на коток? Давай пойдём вместе! Зайду затобой в шесть. Вова.

Слайд 5

Одежонка, крючок Ежом, кольцом Крошечка, дороженька Зайцем, тучей

Слайд 6

Карандашом, кирпич..м, мяч..м, луч..м, плащ..м, камыш..м. Тучей, рощ..й, крыш..й.

Слайд 7

Дружок, порош..к, пастуш..к, дорож..нька, бельч..нок, медвеж..нок.

Слайд 8

Живёт в тайге бурундучок – Опрятный мужичок, Вскарабкается на сучок И чистит пиджачок. (Ю. Могутин)

Слайд 9

Однажды смотрю, по тр..пинке из соседней заречной деревни бежит собач(?)ка Малька. Б..жит домой д..ловито, ни на что (не) оглядывается. Я уд..вился: куда это она бега..т? Оказалось, в чужую деревню был отдан её щеноч..к. Малька бега..т к..рмить его, несмотря ни на какие опас(?)ности. Сыноч..к ведь!

Слайд 10

Между тем наступила в..сна. Реч(?)ка разл..лась. Связь с бер..гом оборвалась. А как же Малька? Я видел, как она подб..жала к воде, сунулась туда-сюда. Потом ступила в воду и вдруг поплыла. Маленькая собач..нка не испугалась быстрой и х..лодной реки!

Слайд 11

Повторить правила о правописании существительных; упражнение 868: выписать слова с изучаемой орфограммой в два столбика: 1) с буквой о, 2) с буквой е

Слайд 12

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет Имена существительные изменяются по числам Имена существительные изменяются по родам

Слайд 13

Книги Проценты Опилки

Слайд 14

Шалаш Молодёжь Вершина

Слайд 15

Врач… Роскош… Этаж… Много дач…

Слайд 16

Врач..м Бараш..к Флаж..к

Слайд 17

Об Андре… По ше… В санатори…

Слайд 18

Что нового мы сегодня узнали?



Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по биографии и творчеству Сергея Есенина (6 класс)

Тема урока: "Тема Родины в стихотворении С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»"

Цели урока:

- Организовать работу в трёх группах

- Каждой группе дать задание.

- Интерактивные упражнения (письменные дебаты)

- Развитие критического мышления

- Развитие творческого выражения своих мыслей при помощи рисунков.

- Анализ стихотворения, определение темы и идеи стихотворения.

- Проверка знаний учащихся (метод «Карусель»)

Материалы и оборудование: маркеры разных цветов, ватман 4 шт., 3 плаката с таблицей для письменных дебатов, 3 плаката с вопросами.

Описание веб-ресурсов, с указанием содержащихся в них материалов, необходимых для данного урока

http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/all.html  - Этот сайт содержит собрание сочинений С. Есенина.

http://www.esenin.nm.ru/menu/autobiography.html  - На этом сайте можно ознакомиться с автобиографией С. Есенина.

http://lib.ru/POEZIQ/ESENIN  - собрание сочинений и сборник стихов С. Есенина

http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/articles.html  - Сайт содержит статьи о жизни и творчестве С. Есенина ( статьи Михаила Эпштейна, Евгения Евтушенко, Н.В. Банникова и др.) Схема урока с указанием этапов и количества времени.

Схема урока может включать следующие блоки: введение, изучение темы (информация учителя и самостоятельная работа учащихся), оценивание, заключение, домашнее задание.

1) Мотивация - 2 мин.

2) Проверка домашнего задания (метод карусели) – 10мин.

3) Чтение стихотворения С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» - 8 мин.

4) Работа по методу ПОПС в группах. – 10 мин.

5)

а) Командная работа (творческое занятие) – 5мин.

б) Презентация наработок – 5 мин.

6) Обобщение учителя – 3мин.

7) Домашняя работа – 2 мин.

Ход урока:

I. Мотивация : 2 мин.

Вопрос учителя к классу: Что такое «Родина»? С чем ассоциируется это слово для вас? Ученики отвечают, учитель записывает данные ответа на плакат.

II. Метод «Карусель» ( проверка домашнего задания). 10 мин. На прошлом уроке ученики получили домашнее задание узнать больше информации о Сергее Есенине.

По следующим сайтам:

http://www.esenin.nm.ru/menu/autobiography.html  - На этом сайте можно ознакомиться с автобиографией С. Есенина.

http://www.silverage.ru/poets/esenin/esenin_bio.html  - сайт содержит биографию С. Есенина Теперь при помощи метода «карусель» учитель проверит домашнее задание.

Каждая команда получает плакаты с разными вопросами.

1) Что вы знаете о биографии С. Есенина.

2) Что вы знаете о творчестве С. Есенина.

3) Перечислите известные произведения С. Есенина.

По истечении 2–х минут каждая команда меняется плакатами, и команды отвечают на следующие вопросы. Повторения исключаются. После того, как каждая команда получила свой первоначальный плакат, она анализирует ответы других команд, выделяет повторения или неточные ответы. После чего каждая команда делает презентацию своих работ у доски.

III. Чтение стихотворения. 8 мин.

Пред началом стихотворения учитель записывает новые и трудные слова из этого стихотворения, объясняет их значение классу. После ученики знакомятся со стихотворением С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». Учитель задает вопрос: - Какие слова вы встретили из тех, что называли в начале урока, связанных со словом «Родина». Эти слова подчеркиваются. Таким образом ученики приходят к тому, что темой этого произведения является «Родина».

IV. Работа в группах: 10 мин. Каждая команда делится на две группы и садится напротив друг друга . Слово учителя : Это очень противоречивое стихотворение и чтобы понять его идею, нужно вдуматься в его смыл. А поможет нам это сделать следующий метод «Письменные дебаты». Каждые две группы сидящие друг против друга будут дебатировать на следующую тему: Справа сидящие две команды будут доказывать то, что на первый взгляд кажется очевидным С. Есенин выражает жалость и презрение к родной стороне, а сидящие слева будут отстаивать другую точку зрения : С. Есенин выразил любовь к Родине. На обсуждение своих доводов командам дается 2 минуты, после чего выдаются плакаты на которых они будут вести дебаты.

С. Есенин в своём стихотворении выражает чувство любви к Родине

ДА:

НЕТ:

ДА:

НЕТ:

ИТОГ:

По истечении времени, представители из каждой команды выходят с дебатными плакатами и зачитывают свои доводы. Остальные команды могут указать на особенно сильные доводы и выводят итог: Есенин выражает любовь к Родине, хотя скорбную и жалостливую.

VIII. Творческая работа : ( команды опять объединяются в три команды ) Каждая команда получает плакат и задание, на одной стороне плаката нарисовать понятие слова «Родина» каким его изобразил С. Есенин, на другой, свое представление о Родине.

По истечении 5 минут, каждая команда делает презентацию своих наработок.

IX. Слово учителя. Цитата:

Тот не поймет живой души России,

Кто не читал есенинских стихов.

( Рюрик Ивнев.)

Домашнее задание. Прочитать стихотворение Есенина по следующему сайту, выучить наизусть любое из них. Написать сочинение, эссе, рассказ или заметку : «Почему я горжусь своей Родиной».

Для информации использовать следующие сайты:

http://www.kr.uz/info  - сайт о Каракалпакстане

http://www.karakalpaki.narod.ru  - сайт о КК

Заключение по проведенному уроку:

На этом уроке были использованы интерактивные методы, которые помогут учащимся развить критическое мышление, анализировать произведения, подводить итоги, а также работать в группах, что даст развить коммуникабельность, сотрудничество, а также чувство соперничества. Использование интернет-ресурсов поможет получить большую дополнительную информацию, которая не содержится в учебнике.