Контрольно- измерительные материалы

Михайлюк Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Вариант 4

1. Определите тип односоставного предложения. Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

2. Определите тип односоставного предложения. В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

3. Определите неопределенно – личное предложение.

А) Сижу за решеткой в темнице сырой.

В) А поворотись-ка, сын!

С) Без букв и грамматики не научишься математике.

D) Насильно мил не будешь.

Е) В клубе пели и плясали.

4. Определите неопределенно – личное предложение.

А) Давно такого дождя не было.

В) На балконе дачи зажгли свет.

С) Чему смеетесь!

D) Крещенский мороз.

Е) Тишина занесенного снегом дома.

5. Определите неопределенно-личное предложение.

А) Тихая звездная ночь!

В) Молнией убило двух матросов.

С) Город и людей как будто подменили.

D) На деньги ума не купишь!

Е) Какая ночь!

6. Определите неполное предложение.

А) Я читаю интересную книгу.

В) Густой, непроходимый лес.

С) О чем сообщили по радио?

D) О погоде на завтра.

Е) Кто написал комедию «Ревизор»?

7. Определите неполное предложение.

А) Мне надо идти на стадион.

В) Пустынный уголок.

С) Черёмуха расцвела в начале июня.

D) Сегодня – лучший из всех дней.

Е) Что за прелесть эти сказки!

8. Определите односоставное предложение.

А) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.

В) Бесконечна возможность познавать себя.

С) Белая береза принакрылась снегом, словно серебром.

D) Я не видел реки великолепнее Енисея.

Е) Болото затянуло туманом.

9. Определите тип односоставного предложения. Клюкву собирают на болотах в начале осени.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

10.Определите тип односоставного предложения. На соседней даче поздно зажигали свет.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

11.В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

A) безличное предложение.

B) обобщенно – личное предложение.

C) неопределенно – личное предложение.

D) определенно личное предложение.

E) назывное предложение.

12.Определите тип односоставного предложения. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

A) назывное предложение.

B) определенно – личное предложение.

C) обобщенно – личное предложение.

D) неопределенно – личное предложение.

E) безличное предложение.

13.Определите назывное предложение.

А) Мне долго не открывали.

В) Тебе было трудно позвонить.

С) Развели костер на берегу реки.

D) Холодное зимнее утро.

Е) Надо вовремя готовить уроки.

14.Определите безличное предложение.

А) Вот и снег.

В) К вечеру похолодало.

С) Плеск речной волны.

D) Слезами горю не поможешь.

Е) Встаю в семь часов.

Ключи к тестам.

Вариант 1 1. Е 4. C 7. E 10. B 13. B

  1. В 5. E 8. A 11. D 14. C



Предварительный просмотр:

Планирование урока по русскому языку для 9 классов

Тема: Диктант. Заяц спас жизнь человеку.

Цель урока: повторить имеющиеся знания по теме синтаксис сложных предложений; обобщить пройденный материал; формировать знания и умения писать под диктовку.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Подготовка к написанию диктанта

3.Написание диктанта

Заяц спас жизнь человеку

Много дней кочевал я по Уралу. Однажды осенью привелось мне ночевать у знакомого старика на Урженском озере. Представьте себе, что в холодную ночь вы нашли приют в избушке рыбака. В избе тепло, чисто, а за  окном стонет октябрьский ветер, который так ненавидит каждый рыбак!

Кажется, что на дворе яростно борются какие – то звери. С озера доносятся беспокойные всплески волн, слышатся какие – то стоны и шум сухого камыша. Утки зябнут, не могут успокоиться и всю ночь чего-то тревожатся.

Бедному моему Шарику сегодня неможется: он вертится, взвизгивает и по временам начинает лаять, как будто видит кошмарный сон.

В сенях спит заяц и стучит лапой по полу. Старик возится с самоваром, и мы усаживаемся пить чай. В избе пахнет смоляными шишками, на которых вскипел самовар.

Я расспрашиваю старика о зайце, рыбак любит побеседовать и охотно рассказывает мне интересную историю. Этот заяц спас старику жизнь во время лесного пожара, и теперь дедушка бережет его и никогда не расстается с ним. Каким же  образом трусишка заяц мог спасти жизнь человеку?

Дело было так. Однажды, чуть забрезжило, дедушка пошел поохотиться  и забрался в глубь леса. Идет он по чащобе и вдруг видит - дым. Дед понял, что начинается пожар. Порывы ветра гонят огонь с большой скоростью. Надо попытаться спастись. Старик бежит, спотыкается. Приходиться торопиться, так как пожар разрастается.

Вдруг выскочили из – под кустика зайчонок и бросился бежать  по дороге. Ноги у него повреждены, бежит он тихо. Дед старается не отставать от зайца.

Старик не ошибся: заяц вывел его из огня. Оба обессилили, едва дышали от усталости. И старик взял зайца к себе, вылечил его, и с тех пор живут они вместе.

4. Оценки выставляются на следующий урок.

5. Д/З устно повторить параграфы_______



Предварительный просмотр:

                          Входная контрольная работа по литературе в 10 классе.

Вариант 1

Задание 1

Какое стихотворение А.С. Пушкина заканчивается словами

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!?

  1. «Арион»
  2. «Во глубине сибирских руд»
  3. «К Чаадаеву»
  4. «Дар напрасный, дар случайный»

Задание 2

О каком герое комедии А. Грибоедова сказано: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

  1. О Гориче
  2. О Репетилове
  3. О Скалозубе
  4. О Загорецком

Задание 3

Какое природное явление, описанное в «Слове о полку Игореве», произошло во время похода князя Игоря?

  1. Лунное затмение
  2. Солнечное затмение
  3. Наводнение
  4. Засуха.

Задание 4

К какой теме относятся следующие стихотворения А. Пушкина: «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня»?

  1. . К теме поэта и поэзии
  2. К теме свободы
  3. К теме дружбы
  4. К теме природы

Задание 5

Когда А. Пушкин находился в южной ссылке?

  1. 1820-1824гг.
  2. 1824-1826гг.
  3. 1817-1820гг.

Задание 6

Кто из русских писателей подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души»?

  1. М.Ю. Лермонтов
  2. А.С. Пушкин
  3. Н.А. Некрасов

Задание 7

Кто был по профессии «человек в футляре» из одноименного рассказа А.П. Чехова?

___________________________________________________

Задание 8

Что лежит в основе стихотворения Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»?

_____________________________________________________

Задание 9

Дайте развернутый ответ на вопрос.

Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Вариант 2

Задание 1

Из какого стихотворения А.С. Пушкина следующие слова?

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

  1. «К Чаадаеву»
  2. «Вольность»
  3. «Деревня»

Задание 2

Кто из героев комедии А. Грибоедова говорит:

«Подписано, так с плеч долой»

  1. Чацкий
  2. Скалозуб
  3. Фамусов

Задание 3

В какой части «Слова о полку Игореве» выразилась основная идея произведения?

  1. Плач Ярославны
  2. «Золотое слово» Святослава
  3. Речь Всеволода

Задание 4

К какой теме относятся стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Эхо», «Поэту»?

  1. К теме поэта и поэзии
  2. Вольнолюбивая лирика
  3. Любовная лирика
  4. Тема одиночества.

Задание 5

Когда А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском?

  1. 1820-1824
  2. 1824-1826
  3. 1817-1820

Задание 6

Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу Н.В. Гоголя?

  1. «Шинель»
  2. «Нос»
  3. «Мертвые души»
  4. «Хамелеон»

Задание 7

Назовите жанр произведений: «Недоросль», «Ревизор», «горе от ума».

______________________________________________________________

Задание 8

В каком произведении действуют следующие герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья?

_________________________________________________

Задание 9

Дайте развернутый ответ на вопрос.

Почему не оправдались надежды Чацкого на взаимность Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ-2017. Задание 05.

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз.
  2. "До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.
  3. Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.
  4. Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.
  5. Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим БУДНИЙ подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни.
  2. Он умел драться, но ярость, боль, позор сознания своей беспомощности перед шатунами - это лишило его БЫЛОЙ ловкости, спокойствия.
  3. ВЗДОХИ и слёзы облегчили стеснённую грудь несчастного родителя, и чувство гнева в сердце его уступило место нежной горести.
  4. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, ВЕКОВОЙ мох.
  5. Нельзя рассматривать ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм, касаясь кончиком носа одного из его кирпичей.

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. В ветер леса шумят ВЕЛИКИМ океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
  2. Старшой в артели – человек БЫВАЛЫЙ, и войну и тюрьму прошёл.
  3. Но голоса были хриплы, лица пьяны, и никто в эту ВЕЧНУЮ память уже не вкладывал чувства.
  4. Потом он и Полевой отправятся на фронт, будут вместе воевать, и, спасая Полевого, он совершит ГЕРОЙСКИЙ поступок.
  5. Если бы вам когда-нибудь предложили на ОТБОР: с кем вы желаете иметь дело - с дураком или мошенником? - смело выбирайте мошенника.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Только для Алексея Мересьева представляло оно проблему: сумеет ли он ВОСПОЛНИТЬ искусством и тренировкой отсутствие ног, сядет ли он опять в кабину истребителя?
  2. Это была тьма на фоне яркого света, НАПОМИНАНИЕ о горе среди полноты счастливой жизни.
  3. Они [знаки препинания] существуют, чтобы ВЫДЕЛИТЬ мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
  4. Но, погрозив кулаком, я громко пообещал набить ему морду, и с противным шипением он скрылся в кустах, должно быть ВЫЖИДАТЬ появления другой, более трусливой жертвы.
  5. За церковью блестел на солнце мелкий ГЛИНЯНЫЙ пруд под навозной плотиной - густая жёлтая вода, в которой стояло стадо коров.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Девочка не без труда подняла толстого ГОДОВОГО ребенка с двумя ярко-белыми зубами в коралловом ротике и поднесла его к Гаврику.
  2. На краю хутора высился ДОБРОТНЫЙ кирпичный коровник.
  3. Я, как человек ДОВЕРЧИВЫЙ, всегда считал Фотия и графиню друзьями своими, а они, кажется, не считали меня своим другом.
  4. С востока надвигались тёмные ДОЖДЕВЫЕ тучи, и оттуда изредка потягивало влагой.
  5. Этот герой ушёл в бездну, ушёл безвозвратно, прощённый в ночь на воскресенье сын короля-звездочёта, ЖЕСТОКИЙ пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Корень у фикуса ЖИВУЧИЙ, и новые стрелки из ствола проклюнулись.
  2. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и ЖИТЕЙСКОЕ не тревожит Вашу прекрасную душу.
  3. Машину мои напоили, и я отправился в контору, чтобы купить очки и ОПЛАТИТЬ за бензин.
  4. Таков был характер благородного Шиллера, который наконец был приведён в чрезвычайно ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение.
  5. Но я уверена, что не вы ЗАЧИНЩИК ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч.

7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Речь молодого Дубровского, его ЗВУЧНЫЙ голос и величественный вид произвели желаемое действие.
  2. В бокалах пенилось донское шипучее, искрилось выдержанное ИГРИВОЕ вино.
  3. -Однако, говорят, он ИСКУСНЫЙ полководец, - сказал Пьер.
  4. Прокуратор при этом сидел как КАМЕННЫЙ, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов.
  5. Командиром КОННОЙ сотни в Татарском ещё до приезда Григория выбрали, как и в восемнадцатом году, Петра Мелехова.

8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Николай Аполлонович с раздражением выщипывал КОНСКИЙ волос из своего пестротканого ложа.
  2. КОРЕНАСТЫЙ боцман с серьгой в ухе и с бородой, растущей, точно бахрома, из шеи, подходил к Сашке с двумя кружками пива, широко улыбался.
  3. Выпадая в червонную бездну из ненастных туч, перед самым заходом, солнце бывало бросало КРАСОЧНЫЙ луч в сад, и лоснились на столе грибы.
  4. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны МАСЛЯНЫМИ красками, покрыты тёмно-зелёным лаком.
  5. Она хотела ОДЕТЬ свою простенькую блузу, а наместо её, на кресле, подле кровати, нашла утреннее неглиже из кисеи и кружев, с розовыми лентами.

9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Как денежная НАЛИЧНОСТЬ у игроков кончится, они сейчас и начинают двигать эту свою движимость.
  2. Не уступите в автобусе места - и вас назовут НЕВЕЖДОЙ, хамом и кем угодно.
  3. Ноги цепляются за землю, и каждое движение вызывает НЕСТЕРПИМУЮ боль.
  4. ОБРЫВОК телефонного провода, моток проволоки, коричневые, заскорузлые от пота носки, полуисписанный блокнот с огрызком карандаша, круглый, залитый стеарином походный светильник, мыльница с куском розового мыла - все это Мария рассовала в котелки, взяла с мыслью: "Сгодится и это".
  5. С вышки можно ОХВАТИТЬ взглядом всё дремучее полесье, весь торжественный лесной край - неизмеримый и неведомый, властно зовущий человека в свои загадочные чащи.

10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. Сердце волчицы учащённо заколотилось - его наполнили отвага, решимость непременно защитить, ОГРАДИТЬ от опасности тех, кого она вынашивала в себе.
  2. ОДИНОКИЙ самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.
  3. Изредка погромыхивал на телеге запоздалый чухонец и шел ОПАСЛИВЫЙ пешеход с палкой, оглядываясь на двух молчаливых людей.
  4. Да он бы ее на руках носил, и пылинке бы не дал на нее сесть, кормил бы ОТБОРОЧНЫМ зерном.
  5. Как человек ПАМЯТЛИВЫЙ, Иван Федорович проверил в уме своём, не упустил ли чего-нибудь.



Предварительный просмотр:

Задание №1 ЕГЭ

Задание 1 № 27

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

Задание 1 № 65

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.

2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.

3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.

4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<...> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

Задание 1 № 103

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений,представляется при свете молнии совершенно неподвижной.

2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.

3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.

4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.

5) Во время вспышки молнии человеческий глаз замечает только то, что происходит за тысячные доли секунды, ведь именно столько длится разряд молнии.

(1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

Задание 1 № 255

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Основную роль в возникновении желания человека летать сыграли летающие насекомые.

2) Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полёта, что есть у птицы.

3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.

4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.

5) Казалось, чтобы научиться летать и воплотить свою мечту о движении в воздухе, необходимо было овладеть теми приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.

(1)Желание человека подняться в воздушное пространство и передвигаться в нём как идея существует очень давно. (2)Основную роль в возникновении подобного желания и в первых попытках его осуществления сыграло существование на земле птиц и летающих насекомых. (3)<...>возможность подняться в воздух, возможность двигаться в воздушном океане без точки опоры на земле, естественно, казалась человеку осуществимой лишь при условии, что он овладеет теми же приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.



Предварительный просмотр:

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку  Тест 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3). Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

 

6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.

 

7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

 

8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.

 

9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

Тест 2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

1) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков.

 

6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер.

 

7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

 

8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей.

 

9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

Тест 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки.

 

6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.

 

7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

 

8) Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму.

 

9). Я очень сожалею за случившееся.

Тест 4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление имени числительного

1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против тер -роризма.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них.

 

6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

 

7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

 

8) Александр был хорошим партнёром в игре в теннис.

 

9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали.

Тест 5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом.

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

 

6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах.

 

7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки.

 

8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут.

 

9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

Тест 6

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Уходя домой, нужно выключать оборудование.

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. 

 

6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

 

7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.

 

8) Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат.

 

9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

Тест 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию.

Б) неправильное употребление имени числительного

2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

5). Около семиста студентов обучаются в колледже

 

6).Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.

 

7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.

 

8) В “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни.

 

9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы.

Тест 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя.

 

6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белые солнца пустыни”, легко узнают цитаты из него.

 

7) Занятия шли согласно расписанию , составленному в начале сентября.

 

8) Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату.

 

9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ.

Тест 9

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал.

 

6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе.

 

7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

 

8) Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра.

 

9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены.

Тест 10

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членам

1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы..

В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я , где находится гостиница “Курск”.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят.

Д) неправильное употребление имени числительного

5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

 

6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране.

 

7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

 

8) Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер.

 

9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.

Тест 11

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Но не вечно ни юность, ни лето.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2).Скалозуб удовлетворённо замечает ,что счастлив я товарищах моих.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей.

 

6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса.

 

7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”.

 

8) Ощущая неприязненное отношение одноклассников ,моё настроение упало.

 

9) Как успехи,, но и неудачи бывают в жизни каждого человека.

 Ответы:

А

Б

В

Г

Д

1

5

9

4

3

1

2

4

7

3

1

9

3

9

3

2

8

7

4

4

3

2

1

6

5

4

8

5

1

9

6

8

3

2

9

6

7

8

5

7

6

2

8

4

6

5

1

3

9

3

5

1

6

2

10

5

9

7

6

1

11

4

5

7

1

2



Предварительный просмотр:

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 1.

1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.

1) Узкая дорога.         2) Он – величина в искусстве.             3) Алмазное небо.
4)
Верх совершенства.          5) Хвойный лес.

2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

1) Лететь на самолете – лететь со стула.
2)
Мудрый старец – мудрое решение.
3)
Мутная вода – мутное сознание.
4)
Лава вулкана – угольная лава.
5) Кирпичный
завод – завод у часов.

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Военный блок – подъемный блок.
2) Железный прут – илистый пруд.
3) Временные постройки – временные отношения.
4) Породистая такса – умеренная такса.
5) Рублю дрова – дали по рублю.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Собрание (провести; произвести).
2) Производство (эффектное; эффективное).
3) Внешность (эффектная; эффективная).
4) Замечание (дельное; деловое).
5) Чернила (водные; водянистые).

5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) Душой дитя – судьбой монах. (М.Лермонтов)
2) Да здравствует
солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)
3) Под «таранным» стилем я понимаю ловлю шайбы на корпус не только
защитниками, но и форвардами. (Из газеты)
4) Все было интересно, все важное необходимо, даже
неинтересное было интересным, потому что требовало активного к себе отношения. (Ю.Герман)
5)
Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский)

6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом, правда была бы открыта очень скоро.
2) Самая
высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем.
3) – Клянусь вам, вы не
пожалеете и не раскаетесь, – сказал Саша с увлечением. – Поедете, будете учиться, и там пусть вас носит судьба.
4) О, если б поскорее наступила эта
новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным.
5) Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад, и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были
прекрасны, величавы.

7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) епанча          2) мушкет 3) кольчуга     4) гусар       5) алебарда

8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Красивые руки.    2) Согреть руки.   3) Ранить в руку.          4) На скорую руку.
5) Умывать руки.

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 2.


1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.

 1)  Малая величина.          2)  Гасить ссору.        3)  Верх дома.             4)  Седой пепел.
5)  
Ситец неба.

2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

1) Нагнать беглеца – нагнать тоску.
2) Халат из
байки – слушать байки.
3)
Напряженная работа – напряженные отношения.
4)
Нести чемодан – нести наказание.
5) Консервная
банка – песчаная банка.

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Ключ от квартиры – студеный ключ.    2) Металлургический завод – неисправный завод.
3) Съедобный гриб – вирусный грипп.       4) Попадали в цель – попадали от ветра.
5) Тенистый парк – троллейбусный парк.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Оттенок (земляной; землистый).                  2) Грубый (невежда; невежа).
3) Несведущий (невежда; невежа).                4) Племя (военное; воинственное).
5) Шелк (искусственный; искусный).

5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) Тогда она принялась стучать то кротко, то властно, пока настороженный Машин голос не спросил из-за двери. (Л.Леонов)
2)
Скорбеть надо, а не радоваться. (А.Чехов)
3) Несмотря на
родство, между ними стояли равнодушие и рознь. (Л.Леонов)
4) И сразу взамен
невезенья в любви проявилось насмешливое к нему благоволение удачи. (Л.Леонов)
5)
Горе старит, а радость молодит. (Пословица)6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя, если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. Умоляю.
2) Разве было что-нибудь
красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
3) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с
кротким, мягким взглядом, очень здоровая.
4) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не
понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь.
5) Сотни верст
пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет.
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) есаул             2) вече            3) казна               4) нервический           5) рукомесло
8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Вымыть руки.    2) Золотые руки.          3) Надеть на руку.         4) Помахать рукой.
5) С легкой руки.

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 3.

1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.

1) Встретить знакомого.    2) Встретить Новый год.         3) Гасить свечу.        4) Сказать правду.
5)
Мягкие манеры.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

1) Механический блок – военный блок.           2) Болтать ногами – болтать языком.
3) Земляной
вал – стальной вал.                        4) Номер автомобиля – номер одежды.
5)
Оборвать лепестки – оборвать спорщика.

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Репчатый лук – старинный лук . 2) Порядочный человек – порядочный нахал.
3) Три морковь – три рубля.          4) Книжные полки – вражеские полки.
5) Острая коса – русая коса.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Кисель (водянистый; водный).             2) Подход (дельный; деловой).
3) Родство (кровяное; кровное).               4) Вал (земельный; земляной).
5) Поверхность (землистая; земная).
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) На чужбине и калач не в радость, а на родине и чужой хлеб в сладость. (Пословица)
2)
Светлые и темные воспоминания одинаково его терзали. (И.Тургенев)
3) На
своей стороне мило, на чужой постыло. (Пословица)
4) Ну что ж ты,
ненаглядный и бессовестный мой! И сам не приходишь, и к себе не берешь? (Л.Леонов)
5) Бызин
хмурился и прятал глаза, а Семен Митрофанович улыбался. (Б.Васильев)
6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Он видел, как в ворота вошел нищий и на него напали собаки, потом, час спустя, слышал игру на рояле, и звуки доносились слабые, неясные.
2) На лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней
настоящее, глубокое чувство.
3) – Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С одной стороны, публика
невежественная, дикая. Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость. С другой стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер дождь.
4) Я каждый раз видел, как эта дама, очень
полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду.
5) – Вы не можете даже представить себе, как много вы сделали для меня, мой хороший Саша! В сущности, для меня вы теперь самый
близкий, самый родной человек.
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) волость     2) меньшевик   3) продразверстка      4) десница     5) лукавствовать

8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Плыть в руки.         2) Сон в руку.      3) Отбиться от рук.        4) Перевязать руку.

5) Схватить рукой

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 4.

1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.

1) Бархат ночи.          2) Лезвие огня.        3) Зеленое поле.        4) Связать инициативу.
5)
Перебросить войска.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

1) Внешний вид – глагольный вид.   2) Широкий ворот – грузоподъемный ворот.
3)
Топить печь – топить корабль.  4) Освободиться от плена – освободиться от заведования.
5)
Отделение в концерте – отделение в пехоте.
3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Повод для ссоры – повод для лошади.    2) Критическая статья – критическая ситуация.
3) Лечу самолетом – лечу зубы.                      4) Глубокая балка – стальная балка.
5) Воздушный замок – врезной замок.
4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Платок (цветистый; цветочный).        2) Смысл (двоякий; двойной).
3) Покров (кожный; кожаный).        4) Признательность (государства; людей).
5) Мастер (искусственный; искусный).
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) И там кончился один мир и начался другой. (В.Инбер)
2) Ольга Ивановна вспомнила свою жизнь с ним, от
начала до конца, со всеми подробностями. (А.Чехов)
3) Лаяли собаки, и слышалась, то
появляясь, то исчезая, песня. (М.Горький)
4) А ранним утром стало ясно,
Что
сомневался я не зря,
Что
верил все-таки напрасно
Теплу в средине декабря. (В.Кузнецов)
5) Не знали,
казнить ли смельчаков, миловать ли. (В.Горбачев)
6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) Она много читала, не писала в письмах ъ, называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома.
2) Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе все давно уже
состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего.
3) ...он (Саша) и постарел, и похудел, и все покашливал. И почему-то показался он Наде
серым, провинциальным.
4) – А вот и
отец идет! – обрадовался Андрей Андреич и замахал шляпой. – Люблю я своего батьку, право, – сказал он, расплачиваясь с извозчиком, – славный старик, добрый старик.
5) – Голубчик мой! – зарыдала Оленька, – Ванечка мой миленький, голубчик мой! На кого ты покинул свою бедную Оленьку,
бедную, несчастную?..

7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) доколе
2) белогвардеец
3) ланита
4) нумер
5) кадет

8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Под горячую руку.
2) Положа руку на сердце.
3) Тяжел на руку.
4) Сломать руку.
5) Прикоснуться рукой.

Зачет по теме «Лексика».

Вариант 5

1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.

1) Море смеялось.
2)
Руки человека.
3)
Пепел воспоминания.
4)
Седая борода.
5)
Короткие волосы.

2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.

1) Глава правительства – глава книги.
2) Трудовая
дисциплина – гуманитарная дисциплина.
3) Выбивать
дробь – десятичная дробь.
4) Рабочий
класс – подготовительный класс.
5) Хвойные
леса – строительные леса.

3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.

1) Сегодня среда – неблагополучная среда.
2) Односоставное предложение – выгодное предложение.
3) Ударный слог – высокий слог.
4) Непромокаемый дождевик – крупный дождевик.
5) Простой мотив – простой станка.

4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.

1) Отношения (производительные; производственные).

2) путь (житейский; жизненный)

3) способ (эффектный; эффективный)

4) обед (сытый; сытный)

5) замок (мудрый; мудреный)

5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.

1) Целый луг в узор врисуют.
Там
закат, а тут – рассвет. (С.Кирсанов)
2) А дом все тот же.
И в
жару, и в стужу,
Не то что нам –
Ему износу нет. (К.Симонов)
3) От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы
Тот народ, Россия. (А.Твардовский)
4) Дела идут не так уж худо –
И
друг, и недруг признают. (А.Твардовский)
5) Мы что сами
даем, то помним, а что берем, того не помним. (А.Чехов)

6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?

1) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя, если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. Умоляю.
2) Разве было что-нибудь
красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
3) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с
кротким, мягким взглядом, очень здоровая.
4) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не
понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь.
5) Сотни верст
пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет.

7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).

1) вкупе
2) выя
3) лекарь
4) ротмистр
5) кивер

8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?

1) Нечист на руку.
2) Дать руку на отсечение.
3) Руки не доходят.
4) Играть на руку.
5) Руки коротки.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс

Тестирование

Вариант 1

Тестовые задания с выбором ответа

1. Сказ – это…

А) это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Б) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

     В) повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведётся рассказ.

2. Лирика включает в себя…

А) пьесы, сценки.

Б) стихотворения.

В) рассказы, повести, романы.

3. Стихотворение – это…

А. Произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Б. Написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевное переживание.

В. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

4.Какого героя сказки называют литературным:

А) положительного;

Б) любого героя сказки;

В) главного персонажа сказки;

Г) героя сказки, автор которой известен.

 5.Назовите автора данного отрывка

«Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали».

А) А.П. Чехов

Б) Л.Н. Толстой

В) И.С. Тургенев

6. Какая из перечисленных сказок не является литературной:

А) «Аленький цветочек»

Б) «Царевна – лягушка»

В) «Кот в сапогах»

7. К кому из героев рассказа «Муму» мы видим ироничное отношение автора:

А) к Татьяне;

Б) к Муму

В) к Герасиму;

Г) к Капитону.

8. Вася тайком взял куклу у Сони (В.Г. Короленко «В дурном обществе). Верно ли это?

А) да;        

Б) нет.

9. В рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» два героя, но в названии произведения слово «пленник», а не «пленники». Кого имел в виду автор?

А) Жилина;

Б) Костылина.

10. Из какой сказки Г.Х. Андерсена этот афоризм «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься»?

А) «Соловей»

Б) «Дюймовочка»

В) «Гадкий утёнок»

Тестовые задания с кратким ответом

1. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки

«Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы. Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и поддразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет».

2. Назовите автора произведений «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Хрупкая веточка».

3.Определите жанровую принадлежность произведений

А) В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Б) А.П. Платонов «Никита».

В) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

4. Назовите «лишнее»

А) «Про Великого Полоза», «Огневушка -  Поскакушка»,  «Русалочка».

Б) «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Васюткино озеро».

5. Назовите известных вам писателей и поэтов Ставрополья.

Итоговая контрольная работа по литературе. 5 класс

Тестирование

Вариант 2

Тестовые задания с выбором ответа

1. Баллада – это…

А. Произведение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Б. Написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевное переживание.

В. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

2. Эпос включает в себя…

А) пьесы, сценки.

Б) стихотворения.

В) рассказы, повести, романы.

3. Сказка – это…

А) это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.

Б) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

     В) повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведётся рассказ.

4.Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку:

А)  в основе сказки - реальные события;

Б) повторяющийся сюжет;

В) автор сказки – реальный человек.

5.Назовите автора данного отрывка

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахали и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли…»

А) А.П. Чехов

Б) Л.Н. Толстой

В) И.С. Тургенев

6. Какая из перечисленных сказок не является литературной:

А) «Спящая царевна»

Б) «Принцесса на горошине»

В) «Гуси – лебеди»

7.  Какие действия Герасима из рассказа «Муму» помогают понять его внутренние переживания до гибели собаки:

А) распахнул дверь и вышел на крыльцо;

Б) зашёл с Муму в трактир и накормил собаку;

В) долго грёб против течения;

Г) искал лодку.

8. Валек первым объяснил Васе, что его отец – хороший человек (В.Г. Короленко «В дурном обществе). Верно ли это?

А) да;        

Б) нет.

9. Кого в рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» татары называют «смирным»?

А) Жилина;

Б) Костылина.

10. Из какой сказки Г.Х. Андерсена этот афоризм «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься»?

А) «Соловей»

Б) «Дюймовочка»

В) «Гадкий утёнок»

Тестовые задания с кратким ответом

1. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки

«Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. Она кивнула мальчику и поманила его рукой».

2. Назовите автора произведений «Заячьи лапы», «Резиновая лодка», «Барсучий нос».

3.Определите жанровую принадлежность произведений

А) М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Б) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд».

В) К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

4. Назовите «лишнее»

А) «Гадкий утёнок», «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

Б) «Тёплый хлеб», «Никита», «Летние дни».

5. Назовите известных вам писателей и поэтов Ставрополья.

Итоговая контрольная работа

Ф.И. учащегося

класс

предмет

вариант

5

Литература

Тестирование

Тестовые задания с выбором ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тестовые задания с кратким ответом

1

2

5

Количество баллов

Оценка

Итоговая контрольная работа

Ф.И. учащегося

класс

предмет

вариант

5

Литература

Тестирование

Тестовые задания с выбором ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тестовые задания с кратким ответом

1

2

5

Количество баллов

Оценка



Предварительный просмотр:

Итоговый контрольный тест по русскому языку 5 класс.

Итоговый контрольный тест по русскому языку
5 класс
Вариант № 1
Выбери слова, в которых неправильно выделен ударный гласный звук.
дОговор
каталОг
звонИт
тортЫ
Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква А.
выр..сла, предл..гать
предпол..гали, подр..стали
изл..жить, к..сание
к..снуться, водор..сли
Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.
ч..рствый, ч..рный
сч..т, ш..рох
ж..кей, ш..в
ч..лка, реш..то
В каких словах допущена ошибка?
бесшумный
зжигать
вскипеть
бесдельник
Укажите имя существительное общего рода.
плакса
ученик
фасоль
повидло
Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.
ц..фра, ц..пленок
сестриц..н, спиц..
ц..ган, ц..ркуль
ц..трусовый, акц..я
В каких словах допущена ошибка?
внучек
карандашик
кирпичек
горошик
Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.
на дач.., на перрон..
из библиотек.., о рябин..
у речк.., из песн..
с ветк.., к земл..
В каком глаголе нужно писать суффикс -ыва- ?
выгляд..вать
проб..вать
след..вать
команд..вать
Укажи словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
1) тонкое сукно
2) тонкая нитка
3) тонкий ум
4) тонкие пальцы
11. В каком словосочетании есть существительное в форме Род. п., мн.ч.
1)поднять шум
2) ехать по дорогам
3) наслаждаться музыкой
4) распевать песни
12. Укажите грамматическую основу предложения:
После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.
1) внезапно пришли
2) теплой, ясной погоды
3) пришли заморозки
4) после теплой
13. Укажи предложение, которое соответствует схеме А: «П». ( Знаки препинания не расставлены.)
1) Дежурный сказал (К,к)ласс к уроку готов.
2) Ребята заявили что в поход пойдут все.
3) Разве страус не летает (У,у)дивилась девочка.
4) Даша написала записку маме.
Прочитай текст и выполни задания 14-16.
Два желтых глаза, огромный клюв, белая в крапинах шуба – редкой красоты птица! (2) Встреча с ней - праздник для всех, кто любит природу. (3) Не любят эту красавицу зайцы и куропатки. (4) Как огня боятся её острых когтей. (5) Никому не даёт пощады полярная гостья: ни зверю, ни рыбе, ни птице. (6) С весенним теплом покидает полярная птица наши края. (7) Её родина тундра. (По В. Пескову)
14. Определите стиль речи.
1) разговорный
2) научный
3) художественный
4) деловой
15. Определите тип речи.
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) повествование и описание
16. Укажи предложение, в котором отсутствуют необходимые знаки препинания.
1) 1
2) 2
3) 5
4) 7

Итоговый контрольный тест по русскому языку
5 класс
Вариант № 2
1. Выбери слова, в которых неправильно выделен ударный гласный звук.
1) досУг
2) красивЕе
3) кухОнный
4) щавЕль
2. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.
1) прик..сновение, подр..сток
2) предл..гать, к..сание
3) выр..щивать, р..сток
4) к..снуться, подр..стать
3. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ё.
1) ж..лтый, капюш..н
2) печ..нка, ч..рточка
3) ш..рты, ш..колад
4) ш..пот, ш..рох
4. В каких словах допущена ошибка?
1) бездумный
2) воспевать
3) бесрукавка
4) безправие
5. Укажите имя существительное общего рода.
1) парта
2) портфолио
3) неряха
4) учебник
6. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Ы.
1) на ц..почках, ц..ркуль
2) синиц..н, из таблиц..
3) акац..я, ц..рк
4) братц.., ц..нга
7. В каких словах допущена ошибка?
1) мячик
2) братек
3) кустик
4) замочик
8. Укажи ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.
1) на чужбин.., об иде..
2) на ветк.., в гостиниц..
3) в тетрад.., об акци..
4) в Москв.., в музе..
9. В каком глаголе нужно писать суффикс -ова- ?
1) совет..вать
2) танц..вать
3) утрач..вать
4) разбрас..вать
10. Укажи словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
1) солнечный день
2) солнечное настроение
3) солнечный луч
4) солнечная система
11. В каком словосочетании есть прилагательное в форме жен.р. , Тв. п., ед.ч.
1) зеленый мяч
2) добрыми людьми
3) любимых песен
4) маленькой книжкой
12. Укажите грамматическую основу предложения:
Ветер приносил с собой пылинки с черной земли.
1) приносил с собой
2) с черной земли
3) приносил пылинки
4) ветер приносил
13. Укажи предложение, которое соответствует схеме «П!» - а. ( Знаки препинания не расставлены.)
1) Виталик сказал что придет домой поздно.
2) Женя сказал (О,о)й как хорошо!
3) Дениска ответил (Н,н)а светлячка! Вот он, в коробочке живет.
4) Мой дед землю пахал с гордостью ответил Базаров.
Прочитай текст и выполни задания 14-16.
Я люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. (2) Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. (3) Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. (4) Я люблю строить пилить я умею лепить головы древних воинов и бизонов. (5) Я люблю посмеяться. (6) Иногда и не хочется смеяться, но я себя заставляю – смотришь и через пять минут и вправду смешно. (7) Я много чего люблю. (По В. Драгунскому)
14. Определите стиль речи.
1) разговорный
2) научный
3) художественный
4) деловой
15. Определите тип речи.
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) повествование и описание
16. Укажи предложение, в котором отсутствуют необходимые знаки препинания.
1) 1
2) 2
3) 4
4) 7