Материалы для работы с родителями

Михайлюк Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Детская мудрость гораздо глубже ума взрослых

Постоянные претензии, обиды, скандалы и раздражение в вашей семье являются причиной многих ваших болезней, болезней ваших половинок и детей. Дети болеют в основном за грехи родителей, они зависят от состояния родительских аур. Эти ауры должны сливаться гармонично, а не бить и терзать друг друга. Создайте атмосферу гармонии, взаимопонимания и благополучия в своей семье. Дети – это отражение взаимоотношений супругов. Дети находятся между вами. И если между вами любовь, вы в семь раз дарите больше любви детям, а если между вами стрелы ненависти и раздражения, то эти стрелы проходят через детей, вы разрушаете их ауры.

Поэтому примите друг друга, поймите друг друга, и дети расцветут, как цветочки, это первое. И второе – любуйтесь детьми. Только любовь может их вылечить и защитить от энергопоражений. Есть такое психологическое упражнение: поставьте ребенка в центр семьи, в центр круга и просто любуйтесь им. Какой бы он ни был – больной, здоровый, маленький, большой, – любуйтесь ребенком; это единственное, что вы можете делать.

Перестаньте делать малышу замечания, вы не имеете на это права, просто не имеете. Любуйтесь ребенком и воспитывайте его только вопросами: «Как ты думаешь?», «Почему?», чтобы он сам что-то понял.

Навязывать свою волю, заставлять, давить – это большой грех и путь к болезням и конфликтам с детьми, когда они станут взрослыми.

Став взрослыми, они вам этого не простят. Поэтому перестаньте командовать, делать замечания, посмотрите на своих детей и полюбуйтесь. Это чудо, которое вам дал Бог, цените каждую минутку, что вы можете любоваться своим ребенком, жить для своего ребенка.

Но нельзя бояться за него, потому что это – разрушение его ауры. Страх за ребенка необходимо себе запретить. Вы должны знать, что страх, даже если вы желаете добра, убивает. Запретите себе бояться за детей, предполагать о них что-то нехорошее и развивать эти предположения. Вы имеете право только любить, любоваться и желать добра.

Каждый ребенок в возрасте 2–3 лет познает мир и вмешивается в этот мир по своему усмотрению: что-то стащит, что-то разобьет, куда-то полезет, где-то испачкается, что-то разорвет. Это – его жизнь, его способ существования, правильный, необходимый. Как это воспринимают взрослые? Как наказание, как ненужные хлопоты, как нагрузку для себя. Родители, как правило, начинают раздражаться и даже шлепать его. Любовь в это время немножечко притухает: столько проблем с ребенком, какая тут любовь!

Довольно часто чрезмерная строгость родителей или их чрезмерная опека являются причиной развития комплекса неполноценности, будущей неуверенности в себе.

Дети должны воспитываться в атмосфере покоя, счастья, радости. Если мама слева, папа справа, если они любят друг друга, малыш находится в их объединенной ауре, защищенный вдвойне, в теплых, спокойных вибрациях любви, защиты. Ребенок должен чувствовать, что он нужен своей семье, маме, папе, чувствовать уважение к себе с их стороны, тогда он всю дальнейшую жизнь будет ждать только хорошее. Он, став взрослым, будет очень уверенным и сильным человеком, который может совершать поступки, направленные на достижение гармонии, и ничего не будет бояться.

Известно, что общество состоит из отдельных семей, как соты из ячеек. И вряд ли сейчас можно найти действительно счастливую семью. Многие социологи считают, что причиной неблагополучия семей является больное общество. Мы идем от обратного: «Хочешь быть счастливым – будь им». И в силах каждого человека установить в своей семье мир, любовь и покой. И тогда из счастливых семей обязательно получится счастливое общество.



Предварительный просмотр:

«Ребенок  - более дорогое сокровище, чем золото, но более хрупок, чем стекло, легко может подвергнуться сотрясению и быть искалеченным, а происходящий отсюда вред неповторим»

                                Я.А. Каменский

Маленькие советы для родителей

Дети учатся жить у жизни!

http://biodogacevre.com/photogallery_resimler/2936.jpg


Если: 

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • ребенок живет в безопасности, он учится верить людям;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок живет в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

"Золотые" правила воспитания

http://sundekor.ru/wp-content/uploads/media/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F_22693/image1.jpeg

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только Вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведение ребенка приводит агрессивность семьи.

Может пригодиться:

http://2stile.ru/wp-content/uploads/2015/08/100622091746_1_900x600.jpg

Правила взаимодействия в семье:

1. Выражайте свое недовольство конкретными поступками ребенка, но не им самим.
2. Осуждая поступки ребенка, не осуждайте его чувства, любые чувства имеют под собой основания.
3. Ваше недовольство не должно быть частым, в противном случае вы рискуете взрастить чувство неприятия.

Если у вас неприязненные отношения с ребенком, задумайтесь о возможной причине своих отношений. 
Ну а если ребенок своим поведением раздражает, не слушается, делает «неправильно». 


Как быть? И как научить, если не указывать на промахи и ошибки?
 1. Указывайте на ошибки с особенной осторожностью, не стоит обращать внимание на каждую ошибку.
2. Ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке и подходящим тоном.
3. Замечания делайте на фоне общего одобрения.
4. Если ребенок с удовольствием занят делом и он не просит о помощи, не вмешивайтесь.
5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Помните, личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он 
занимается по собственному желанию, с увлечением и интересом.

Как известно, конфликты неизбежны, поэтому важно уметь правильно их разрешать. Неконструктивный способ разрешения конфликтов, как правило – это или настоять на своем, или уступить. Здесь «выигрывает» только одна сторона. 
Существует ли благополучный путь выхода из конфликта? Да, можно разрешить дело так, что никто не проиграет. Это конструктивный способ разрешения конфликта. Не надо идти на поводу эмоций, конфликт нужно решать спокойно и осознанно.

Для этого необходимо осуществить следующие шаги: 
1. Осознание и выяснение конфликтной ситуации. 
2. «Корзина» предложений: «Как нам быть в данной ситуации?» (пусть ребенок первый предложит решение). 
3. Выбор наиболее приемлемого предложения (стороны оценивают и обсуждают совместно поступившие предложения, лучшим считается то, которое принимается единодушно). 
4. Детализация этапов выполнения принятого решения, уточнение того, что для этого потребуется. 
5. Проверка выполнения решения.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА   ПИТАНИЯ   ШКОЛЬНИКА

Рекомендации врача – диетолога МБУ «ДГП» « Центра здоровья для детей»

Основные принципы организации рационального питания:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

                   Первая смена                                                  Вторая смена

7.30 - 8.00 Завтрак дома                                      8.00 - 8.30 Завтрак дома

10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе             12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

12.00 - 13.00 Обед дома или в школе                16.00 - 16.30 Горячее питание в школе

  1. - 19.30 Ужин дома                                   19.30 - 20.00 Ужин дома

Основные правила здорового питания школьников рекомендуют родителям следующее:

  • 1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
  • 1 раз в неделю – красное мясо (такое, как говядина);
  • 1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;
  • в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.
  • Хлеб, другие злаковые и картофель: хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.
  • Фрукты и овощи: школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.
  • Молоко и молочные продукты: Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку. Полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.
  • Мясо, рыба и альтернативные им продукты: Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.
  • Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты Ω-3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.
  • Жирные или сладкие продукты: Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно.
  • Полезные напитки: здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой - в противном случае, желательно разбавлять их водой.
  • Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности.



Предварительный просмотр:

 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

И

НАСТАВНИКОВ

СОСТАВИТЕЛИ  СБОРНИКА:

п е д а г о г и  -  п с и х о л о г и

М.Н. Глухова, В.Б. Иванова

Сборник составлен с целью оказания помощи родителям и педагогам в решении проблемных ситуаций с подростками.

 Результаты  исследования знаний родителей и педагогов  особенностей «трудного» возраста – подросткового возраста, подтверждают отсутствие таковых знаний. Отсутствие  знаний возрастной психологии порождает множество проблем во взаимоотношениях подростков и взрослых, повышает уровень детской тревожности и агрессивности.

Материалы сборника в   доступной форме дают  основную информацию о физических, интеллектуальных, эмоциональных и личностных изменениях в развитии подростка, а также размышления о развитии  творческой активности подростка.

Для педагогов  подобрано ряд игр, способствующих стимулированию в развитии креативного мышления.

Уважаемые взрослые! Учитывайте возрастные особенности подростков и не порождайте конфликтов!

Процедура игры. Называются любые два предмета, например, «газета» и «верблюд». Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов, в которых обязательно бы использовались заданные слова, причем вопросы должны быть по возможности необычными, иногда смешными.

Например: «Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?»; «Почему ты читаешь газету, ссутулившись как верблюд?»; «Почему ты, верблюд, грустишь так, как будто начитался газет про нашу жизнь?» и т.д.

Победителем оказываются авторы трех наиболее оригинальных вопросов, определяемых по итогам обсуждения.

Игра 20. «Поиск причины по двум следствиям»

Цель игры. Развитие способности быстро и легко оперировать всевозможными причинно-следственными отношениями, устанавливать причины событий, а также находить связь между двумя, на первый взгляд несвязанными, событиями.

Процедура игры. Называется два несвязанных друг с другом события, например: «комната наполнилась дымом» и «мальчик получил двойку за невыполненный урок». Их надо рассматривать как два следствия, которые являются одновременной причиной их обоих. Эту причину и нужно установить. Желательно указать несколько различных возможных причин.

Например, в нашем случае: «перегоревшие пробки», «неожиданный приезд родственника - заядлого курильщика и интересного рассказчика» и т.д.

Побеждает тот, чей список причин больше.

ФИЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И САМООЦЕНКА

Подростковому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений, которые различаются в разных культурах. Подростки весьма склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Частым поводом к снижению самооценки служат широко распространенные в этом возрасте угри и непропорциональность телосложения. Как правило, к концу данного периода развития это полностью исчезает, что и помогает некоторым подросткам избавиться от чувства неполноценности. Типично для данного возраста нежелание признаться в подобных переживаниях из страха быть высмеянным взрослыми. При сходной у представителей обоих полов неуверенности физические изменения у девушек в этом возрасте чаще сопровождаются стыдом, а у юношей  гордостью, так как последние связывают их с половой потенцией. К психологическим проблемам могут приводить как действительная или мнимая задержка развития, так и преждевременное созревание, чреватое слишком ранней сексуализацией поведения. По данным социологических исследований в развитых европейских странах опыт половой жизни до достижения совершеннолетия имеют до 63 % мальчиков и до 80 % девочек. Исследования последних лет показывают, что эти данные значительно занижены.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Между 11-ми 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению...

Интеллектуальные функции в этот период не подвержены резким возрастным   сдвигам. На умственное развитие в этом возрасте влияют следующие факторы: характер отношений родителей с подростком, социально-экономический статус семьи, мотивационные факторы (стимулы в школе и дома), а также личностные особенности и представления о самом себе. В подростковом возрасте появляется новая черта - способность к интроспекции (самонаблюдению). Подростки вполне сознательно наблюдают и регистрируют как собственные реакции, так  и  реакции окружающих на свое поведение. Способность видеть себя глазами окружающих приводит к осознанию   недостатков собственной личности, которое часто сильно отличается от представлений о себе самом. Идеальное и реальное Я не совпадают. Это часто приводит к изменениям настроения, переживаниям и депрессивным расстройствам. В этот период формируются идеалы, которые не обязательно излагаются или претворяются в жизнь. Можно наблюдать, что подростки думают одно, а говорят другое, а также что-то выдумывают и сравнивают это с действительностью. Претензии к миру взрослых и бунт против него - характерная черта этого возраста. Поскольку взрослые не дотягивают до идеальных представлений, им могут адресоваться упреки в отказе от борьбы, приспособленчестве и неспособности активно содействовать будущему прогрессу. Хотя подобные мысли во многом обоснованы, они часто страдают чрезмерной обобщенностью. В этот период у подростков часто появляются образцы для подражания, которые вызывают быстрое разочарование, так как любой живой человек вряд ли отвечает идеальным требованиям. В ходе приспособления к действительности подростки постепенно утрачивают значительную часть идеализма.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Потребностная сфера подростков (по А.Маслоу).

1. Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах созревания и могут усиливаться благодаря особенностям социальной среды.

2. Потребность в безопасности усиливается в подростковом возрасте. Но подростки ищут ее чаще не в семье, а, скорее, в группе ровесников, влияние такой группы порой сильнее. Около 62-70 % подростков причисляют себя к разного рода неформальным группам.

3. Потребность в независимости также усиливается в этот период, что может приводить к столкновению с родительскими (педагогическими) ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных и школьных конфликтов. Стремление в независимости проявляется в противодействии навязываемым мнениям, в отрицании авторитетов, в сомнении в общественных нормах, правилах и обычаях.

4. Потребность в привязанности (любви) возрастает в этот период в связи с половым созреванием, отдалением от родителей, а также возникающим чувством одиночества и изолированности. Обратимся в статистике. Так, например, при обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них в школе чувствовали себя «изолированными», почти все они были недовольны своим положением в классе, более 50 % из них относились к одноклассникам безразлично или враждебно.

5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У подростков стремление к успеху стимулируется: желанием добиться уважения и высокой социальной оценки, попыткой произвести впечатление на лиц другого пола, а также

 Игра 16. «Поиск сравнений»

Цель игры. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные обобщения.

Процедура игры. Описывается некоторый предмет или ситуация, например: «зеркало сверкало в лунную ночь, как...». Нужно подобрать как можно больше сравнений. Сравнения могут быть как банальными: «как поверхность озера», так и неожиданными: «как экран телевизора во время показа рок-парада», «как белое платье девушки, идущей на первое свидание» и т.д.

Побеждает автор более оригинального сравнения.

Игра 17. «Поиск эмоционально адекватных образов»

Цель игры. Формирование умения находить для разнообразных эмоциональных ситуаций простые, но в то же время емкие и содержательные образы, адекватно переживаемым в них состояниям.

Процедура игры. Задается какая-либо эмоциональная ситуация (предмет, существо, переживание) и предлагается изобразить ее в виде схематического рисунка или словами описать суть предлагаемых образов. Например, в ответ на вопрос ведущего: «Как можно изобразить радующегося человека?», участники могут выписать следующие варианты: «Человек летит; искрится; танцует» и т.д.

При подведении итогов учитывается как общее количество предложенных ответов, так и их оригинальность. Возможно коллективное совершенствование некоторых ответов.

Игра 18. «Добавление к предмету новых функций»

Цель игры. Формирование навыков комбинирования признаков различных предметов, совмещающих то, что несовместимо в данных условиях.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет, например «диван». Следует продумать, какие принципиально новые, не свойственные ему функции он мог бы выполнять, если несколько изменить при этом его конструкцию. Другими словами, заданный предмет нужно соединить с другими предметами, выполняющими достаточно непохожие на него функции. Например, «дивану можно добавить функцию велосипеда (двигая ногами, лежащий мог бы кататься)», «будильника (в нужный момент диван тормошил бы спящего)» и т.д.

Побеждает тот, кто выпишет наибольшее количество подобных ответов.

Игра 19. «Формирование вопросов по двум заданным словам»

Цель игры. Развитие способности создавать при совмещении двух различных предметов нарочно необычную, странную, причудливую смесь, решительно преодолевая при этом шаблоны здравого смысла, прошлого опыта и привычного словоупотребления.

задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям;

Побеждает тот, кто наряду с задуманным предметом называет наибольшее число других, особенно неожиданных предметов, и четко обосновывает свои ответы.

Игра 13. «Поиск ассоциаций»

Цель игры. Развитие ассоциативного фундамента воображения, улучшение таких качеств ассоциативного потока, как его широта, глубина, скорость, управляемость, лежащих в основе многих видов творчества.

Процедура игры. Берется какое-либо словосочетание или фраза, например: «Самолет взлетает, пристегните ремни». Нужно как можно больше выписать ассоциации (в столбик), которые она вызывает. Время ограничено: 5-7 минут. Ассоциации могут быть как банальными: «стюардесса», «автомобильные ремни» и т.д., так и достаточно нестандартными: «перед началом дела подстрахуйся», «а птицы в полете ничем не пристегиваются» и т.д. Но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой, в противном случае они не засчитываются.

Побеждает тот, у кого больше ассоциаций, которые не встречаются у других участников.

Игра 14. «Перечень возможных ошибок в восприятии предмета»

Цель игры. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные обобщения.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет (иногда и некоторые черты окружающей его обстановки), например: «лежащая на столе меховая шапка». Нужно выписать как можно больше названий других предметов, за которые может быть принят заданный предмет в условиях затрудненного виденья (например, при вспышке света лишь на одно мгновение, в полумраке, в тумане и т.д.). В данном случае это могут быть: «кошка», «наполовину спущенный волейбольный мяч», «чья-то макушка, высунувшаяся из-под стола» и т.д.

Игра 15. «Перечень возможных использований предмета в детской игре»

Цель игры. Развитие способности видеть в одном предмете признаки других, иногда очень далеких от него по смыслу, но схожих по некоторым характерным внешним очертаниям, и на этой основе создавать образные обобщения.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет, например: «Пучок травы». Нужно представить себе игру детей и выписать как можно больше других предметов, в качестве заменителей которых может быть употреблен заданный предмет. В нашем случае: «веник», «макароны», «снег» и т.д.

Побеждает тот, кто указал наибольшее число предметов, не повторяющихся у других игроков.

стремлением проявить и проверить свои способности. Потребность в успехе проявляется ярче у тех подростков, которые уже в дошкольном возрасте привыкли добиваться успеха и во время учебы в школе в возрасте 8-10 лет не испытывали жесткого внешнего контроля.

6. Потребность в самореализации и развитии собственного Я. Ее усиление в подростковом возрасте связано с развивающейся мотивацией достижения, а также с потребностью в признании и принятии подростка как члена общества. Ее удовлетворение способствует формированию благоприятного представления о себе самом. Часто может проявляться в этот период в повышенном конформизме, так как у подростков сильно выражена ориентация на сверстников.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

В этот период происходит пересмотр ценностных представлений. Родители, как образец для подражания, все больше отступают на задний план.

Развивается собственная иерархия ценностей, на основе которой принимаются решения и регулируется поведение. Образцом становится референтная группа сверстников. После периода проявления нигилизма молодые люди признают большинство ценностей, свойственных их культурному окружению. Постепенно подростки учатся учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как и свои собственные.

РАЗВИТИЕ Я. ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ

В центре внимания подростка стоят следующие вопросы: «Каков Я? Каким хотелось бы мне стать? За кого меня принимают?» Подростки часто сталкиваются в этом отношении со следующими проблемами:

• не могут выработать свои ценности, цели и идеалы;

• избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение;

• нарушением чувства времени (может проявляться в ощущении жесткого цейтнота, в одновременном ощущении себя и очень молодым, и старым, в страхе или желании смерти);

• застой в работе (нарушение естественной работоспособности). Подростки либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту

• отрицание всех свойств и ролей, которые в. норме способствуют взрослению (семейные роли и привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы). Часто дело доходит до ярко выраженного презрения ко всем этим ценностям. Это может выражаться также в ориентации подростка на образцы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка как нежелательные или опасные. Можно привести пример матери, брат которой был алкоголиком, и которая постоянно находила у своего сына черты, указывающие на повторение им в будущем той же участи. Одновременно она предостерегала его от этой опасности. Для сына же это стало вариантом желанного «исхода». Часто подобные ситуации развиваются во взаимодействии педагогов и подростков.

Перечисленные выше источники конфликтов в крайних случаях чреваты развитием психологических затруднений и личностных проблем (по данным статистики около 30 % подростков страдают нервно-психическими заболеваниями). Именно поэтому родителям и педагогам нельзя не принимать это во внимание.

Часто у подростков в силу возрастных особенностей формируется негативная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка). Это может приводить в дальнейшем к нарушениям поведения.

Психологи отмечают следующее воздействие негативной Я-концепции:

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, - социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко под даются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, подростки с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПЕРИОД ВЗРОСЛЕНИЯ

Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом:

1. Усиливается критика, сомнения и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослого. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.

2. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей, как бы «обесценивая» последних. Это всегда серьезная проблема семейных отношений.

3. Ослабляются эмоциональные связи с родителями, постепенно замещаясь взаимоотношениями со многими людьми (группами). Особую роль играют здесь особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением (одежда, прическа и т.п.). В связи с тем, что подросток ориентируется на группу, это может

Процедура игры. Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл предыдущего высказывания.

Побеждает тот, у кого больше вариантов.

Игра 10. «Перечень возможных причин»

Цель игры. Развитие способности сразу же искать широкий круг причин при решении любой проблемы или осмыслении явления, прорабатывать самые разные версии.

Процедура игры. Описывается какая-нибудь необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных объяснений (причины могут быть банальными: «забыл закрыть дверь», «залезли воры» и маловероятными: «прилетели инопланетяне»).

Побеждает тот, кто назовет наибольшее число причин и, чем они разнообразнее, тем лучше.

Игра 11. «Загадывание предмета с помощью пары других предметов»

Цель игры. Развитие способности выделять наиболее характерные признаки и находить другие предметы, имеющие сходные с ним признаки, а также способности комбинировать.

Процедура игры. Называется какой-либо хорошо известный всем предмет, явление, существо, например, «змея». Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание которых (их признаков) по возможности однозначно бы его определяло. В данном случае могут быть названы, например, «горная дорога» (извилистая) и «кожаное портмоне» (кожа).

Время ограничено: 5-7 минут. Следует найти как можно больше вариантов. Ответы обсуждаются и обосновываются.

Игра 12. «Отгадывание предмета по паре других предметов»

Цель игры. Формирование умения быстро и точно оперировать с разнообразными характерными признаками предметов, выделять их, сопоставлять друг с другом, образовывать всевозможные сочетания.

Процедура игры. Называются пары предметов, которые однозначно кодируют некоторый третий предмет (например, задумав «фонтан», называется «дерево» и «ливень»). Участникам игры предлагается отгадать задуманное. При этом задачей игроков является записывание как молено большего числа разнообразных предметов и явлений, представляющих собой возможные расшифровки заданной пары, то есть образующих синтез различных признаков предметов (например, «дельта реки», «вода, которая течет и ветвится подобно дереву» и т.д.).

Процедура игры. Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. В нашем случае, например, «экскаватор» сходен с лопатой и является транспортным средством; «рабочий» копает лопатой и в то же время может быть владельцем автомобиля, и т.д. Допускается использование 23 соединительных звеньев (лопата - тачка - прицеп - автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки.

Побеждает тот, у кого больше аргументированных ответов.

Игра 7. «Способы применения предмета»

Цепь игры. Развитие способности концентрироваться на одном предмете, умения вводить его в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше способов его применения (в нашем случае ее можно использовать как подставку, можно ей прикрывать бумаги на столе от «посторонних» глаз и т.д.).

Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов.

Побеждает тот, кто называет большее число различных функций предмета.

Игра 8. «Формулирование определений»

Цепь игры. Развитие четкости и стройности мышления, умения фиксировать существенные признаки.

Процедура игры. Называется знакомый всем предмет или явление, например, «волна». Надо дать ему наиболее точное определение, которое бы обязательно включало в себя все существенные признаки и не касалось несущественных.

Побеждает  тот,   чье  определение  однозначно характеризует данный предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит. Эта игра требует, чтобы участники игры могли взаимно проверить друг друга: опровергнуть контрпримерами или одобрить. Возможно и коллективное творчество, когда на базе двух разных индивидуальных определений совместно вырабатывается одно общее.

Игра 9. «Выражение мысли другими словами»

Цель игры. Формирование «социального мышления», то есть способности высказывать одну и ту же мысль разными словами и с учетом конкретной ситуации.

приводить к семейным конфликтам, причем не только с родителями, но нередко также с братьями и сестрами.

4. Отход от родительского дома отражается не (а всех формах поведения, взглядах и установках зачастую это относится лишь к определенным областям жизни. Критика и споры касаются преимущественно одежды, прически и присутствия (отсутствия) дома по вечерам. Споры с родителями  важный фактор, отягощающий развитие подростка. Вместе с проблемами учебы и досуга они могут привести к потреблению алкоголя, наркотиков, правонарушениям, симптомам стресса и низкой самооценке. По результатам опроса  подростков можно выделить доминирование следующих видов досуга: «Просто гуляем» - 60 % опрошенных подростков; «Занимаемся чем придется» - 21,6 %.

5. Несмотря не уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается значимой для подростка. Процесс постепенного отделения подростка от семьи, как обязательного условия достижения самостоятельности, носит в этот период временный и неполный характер.

Итак, в этот период у подростков можно наблюдать сильное стремление к самостоятельности и автономии. Эти изменения вызывают у родителей реакцию в виде усиленного стремления к контролю, грусти по поводу отдаления детей, боязни их потерять или же спокойствия и понимания. Эмоциональное состояние родителей, в свою очередь, влияет на поведение как подростков, так и родителей. Процесс выяснения отношений обостряется к концу фазы взросления и «разрешается» по-разному. Может восстановиться стабильная и прочная связь с родителями или наступить более продолжительный и непримиримый разрыв либо сохраниться противоречивая связь, характеризующая затянувшиеся расхождения.

Напряженные отношения между родителями и подростками сейчас обусловлены не только конфликтом между поколениями, но и изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и подростки, чувствуют себя неуверенными и беспомощными.

Типичные и наиболее важные темы конфликтов с родителями следующие:

1. Подростки хотят общаться, прежде всего, со своими ровесниками, развивать собственные интересы и слабо контролироваться родителями.

2. По сравнению с эпохой юности нынешнего поколения родителей значительно уменьшилось значение прически, одежды и неаккуратности как предметов для спора с родителями.

3. Столкновения с родителями по вопросам эротики и секса происходят уже в возрасте 13-16 лет - значительно раньше, чем у предшествующих поколений.

4. На подростков тяжелым грузом ложатся школьные проблемы, так как время, проводимое в школе, значительно увеличилось.

5. Главные конфликтные области  аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве и успеваемость в школе,  сейчас менее важны, чем отсутствие подростка дома, одежда и курение. Школьные неудачи чаще обостряют отношения с родителями у мальчиков. А остальные проблемы сильнее затрагивают девочек.

Факторы, препятствующие развитию, (взрослению) подростка:

1. Социально-экономические трудности. К ним относятся: недостаток питания, плохие жилищные условия, бедность и т.д.

2. Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства подростков. Подростковый возраст  период особой чувствительности к поведению взрослых, ограничивающему самостоятельность и задевающему чувство собственного достоинства. Такое поведение может провоцировать негативные поведенческие реакции со стороны подростков, конфликты. Очень часто подростки, стремясь восстановить социальные контакты с близкими, совершают суицидальные поступки. В этих случаях покушение на самоубийство направлено не на самоуничтожение - это по сути дела мольба подростка о помощи. Статистика отмечает, что среди лиц 15-24 лет в последние 15 лет число самоубийств увеличилось в два раза. Во Франции их число среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. Социолог А.Г.Амбрумова, обследовав 770 подростков и юношей с суицидальным поведением, показала, что в возрасте до 13 лет попытку самоубийства совершили 14,4 %, в 13-16 лет - 51,8 %, в 17-18 лет - 33,8 %. Подростки стремятся в этот период «быть принятыми всерьез» взрослыми, а не в качестве детей переходного возраста.

3. Длительная экономическая зависимость подростков. В настоящее время экономическая зависимость детей от родителей увеличилась в связи с удлинением периода профессионального обучения. Чрезвычайно важно разрабатывать новые законодательные акты, предоставляющие человеку раннего возраста возможность получить осмысленную, посильную работу, в соответствии с возрастными особенностями.

4. Урбанизация, рост плотности населения. Этот фактор сужает возможности жизненного «экспериментирования» подростков, которое выражается в стремлении к самостоятельности. Эти условия приводят к тому, что взрослые в большей степени опекают подростков, в результате стесняя их и лишая возможности проявлять себя.

5. Условия, способствующие развитию эгоцентризма. Этому способствует ослабление традиционных семейных и внесемейных связей, приводящее к утрате личных связей подростком и освобождению от чувства ответственности.

6. Противоречивые взгляды общества на секс. Отсутствуют четкие принципы и, прежде всего, продуманное сексуальное воспитание и просвещение.

Игра 3. «Исключение лишнего слова»

Цель игры. Развитие способности легко переходить от одного вида связей к другим, не зацикливаясь на них, а также учит одновременно удерживать в поле зрения сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Процедура игры. Берутся любые три слова, например, «еж», «яблоко», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов, не присущих исключенному.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра 4. «Поиск аналогов»

Цель игры. Формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Процедура игры. Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались (например, в данном случае «птица», «бабочка» - умеют летать, «поезд», «автобус» - средства передвижения).

Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 5. «Поиск противоположных предметов»

Цель игры. Формирование способности по признакам одного предмета искать другие, выделять в них общее и различное.

Процедура игры. Называется какой-то предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше предметов, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам (например, в нашем случае «сарай» - противоположный по размеру и степени комфорта, «поле» - открытое пространство и т.д.).

Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп противоположных предметов.

Игра 6. «Поиск соединительных звеньев»

Цель игры. Формирование легкости и быстроты установления связи между явлениями, различными на первый взгляд.

 

воспроизведение полученных знаний, а организовываться таким образом, чтобы учащиеся смогли полностью раскрыть и развить свои творческие способности. Необходимым условием для этого является креативность личности педагога, обладающей высокой творческой активностью и стремящейся «заразить» творчеством своих воспитанников.

Остановимся на основных приемах и упражнениях стимулирования и развития творческой активности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе креативного мышления, помогает акцентировать внимание учащихся на новых подходах (способах, тактиках, стратегиях), которые могут выводить на оригинальные ответы, а также помогают приобретать «собственные» подходы к решению поставленных задач. Важно акцентировать внимание на том, что в предлагаемых задачах не существует одного единственного решения, что хороши любые ответы и правильными могут быть различные решения, совсем непохожие друг на друга.

Остановимся на описании такого рода игр.

Игра 1. «Составление предложений»

Цель игры. Развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами.

Процедура игры. Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например, «остров», «экран», «пирамида». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падежи и использовать другие слова).

Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им нравится больше или не нравится.

Игра 2. «Поиск общего»

Цель игры. Развитие способности находить множество общего в разрозненном, несвязанном материале.

Процедура игры. Берутся наугад два слова, мало связанные по смыслу, например, «чашка» и «лодка». Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными: «изделия человеческих рук», «имеют глубину» и т.д. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете.

Побеждает тот, у кого список общих признаков больше. Можно вести и качественный критерий: начисляется дополнительный балл за оригинальность. В дальнейшем поступившие ответы можно разделить на вскрывающие существенные и несущественные признаки для заданных предметов.

В результате это способствует развитию экспериментирования в этой области подростками, рискуя забеременеть или заразиться венерическими заболеваниями.

7. Препятствия полноценному участию молодых людей в общественной жизни. Большинство перечисленных выше особенностей современной социальной ситуации подходит под эту формулировку. Ни школе, ни юношеским организациям, ни различным общественным объединениям не удается постепенно подготовить подростков к принятию на себя социальной ответственности. Это наглядно демонстрируют данные о подростковой преступности. Отбытие наказаний в значительной мере ограничивает возможности дальнейшего развития подростков и по окончании его срока они сталкиваются с еще более сложными барьерами на пути включения в общественную жизнь.

Подростковая субкультура

Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения нестойки и касаются не всех подростков. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние.

Типичные проявления подростковой субкультуры:

1. Бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознание, медитация, нарциссическая погруженность в себя, увлечение Интернетом и компьютерными играми).

2. Цинизм (направления, связанные с культурой и модой, эстетика «детей большого города», решительно порывающих с окружающей повседневностью, выделяющихся внешним видом, музыкой и т.п., интересующихся только собой).

3. Агрессивные стычки (рокеры, футбольные «фанаты» и т.д.).

4. Традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям и т.д.).

Психосоциалъные конфликты подростков:

1. Столкновение с авторитетами в семье и обществе. Конфликты с авторитетами выражаются в открытом или скрытом сопротивлении существующему порядку, то есть возникают в результате взаимодействия существующих в обществе (семье) ограничений и типичной для подросткового возраста склонности к конфликтам.

2. Конфликты с ровесниками. Конфликты между подростками  часто  связаны  с  соперничеством  и партнерством. Часто возникают преимущественно с лицами  своего  пола:   между  мальчиками  за лидерство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной  областях, за дружбу и привязанность, у девочек  

из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей.

3. Конфликты с общественными институтами. Конфликты возникают главным образом в школе, с инспекцией по делам несовершеннолетних, с карательными органами (с милицией, в суде, при отбывании наказания), по месту работы. Чаще всего эти конфликты обусловлены отклоняющимся (асоциальным) поведением подростков, алкоголизмом, наркоманией, проституцией, вандализмом.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

ПОДРОСТКОВ

Развитие творческих способностей учащихся  одна из актуальных задач воспитания и обучения. Успешное ее решение возможно лишь в том случае, если все факторы  психологические, социальные и биологические  будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности, в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный (оригинальный) способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.

Некоторые исследователи творческий стиль мыслительной деятельности  это первичная и естественная форма работы мозга. В связи с этим творческие способности присущи всем людям, но проявляются они по-разному в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности.

Шаблоны и штампы появляются под влиянием социальных воздействий и, главным образом, как продукт существующей системы воспитания и обучения. Вот почему для формирования гармонически развитой личности, с высокими интеллектуальными и творческими способностями, необходимо осуществлять преобразование процессов воспитания и обучения в современной школе. Эти преобразования должны учитывать все необходимые условия развития креативности («творческости»): благоприятная

теплая атмосфера между учителем и учеником; помощь детям со стороны учителя в осознании своего творческого потенциала; развитие коммуникативных связей между учениками в процессе решения творческих задач и т.п. Помимо этого, процесс воспитания и обучения должен быть направлен не на «простое»

«Только личность может действовать на           развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»

                                К.Д. Ушинский

БЫТЬ  РОДИТЕЛЕМ – это значит быть воспитателем, педагогом- психологом, социальным педагогом, медицинским работником, профориентатором, экономистом, юристом… быть ЛИЧНОСТЬЮ   для своих детей.

Януш  Корчак  - «Советы вразброс»

« Детские годы – долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания … Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день… Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?

Хороший воспитатель отличатся от плохого только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.

Есть ошибки, который хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель все ошибки сваливает на детей. Он полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было бы желание научиться!»



Предварительный просмотр:

В чем причина проявления у детей пониженной способности

к обучению

Существует много факторов наследственного характера, а также связанных с особенностями среды, в которой растет ребенок. Они вносят свой вклад в развитие интеллекта, причем весьма трудно проследить влияние какого-либо отдельно. Однако в некоторых случаях отдельные свидетельства, касающиеся первых лет жизни ребенка, могут указывать на то, что его притупленный ум и умственные способности, которые находятся на грани отсталости, сформировались из-за недостатка поощрения интеллектуального развития ребенка в самом раннем возрасте. Оказывается, существует критический период в течение первых трех-четырех лет жизни ребенка, когда надо завладеть потенциалом для последующего интеллектуального роста. Если эту возможность упустить, то с большой вероятностью ребенок никогда не сможет достичь уровня развития своих способностей, который изначально был для него доступен. Пониженная способность к обучению может проявиться у тех детей, которые в раннем детстве регулярно не слышали детскую речь. Им, скорее всего, не покупали интересных книжек и игрушек-головоломок, которые развивали бы их сенсорный аппарат. Видимо, этих детей не водили в зоопарк, в аэропорт, в другие места, возбуждающие воображение и сознание ребенка. Такие дети обычно растут, не получая со стороны взрослых даже минимума внимания. Их не научили мыслить, не объясняли сути вещей и явлений, не помогали понять непонятное. Отсутствие или недостаток поощряющих и помогающих действий по отношению к такому ребенку может привести к нарушениям в работе эндокринной системы, которая обеспечивает правильное развитие мозга и центральной нервной системы.



Предварительный просмотр:

Изучение удовлетворенности родителей работой

 образовательного учреждения [1]*

(методика Е.Н.Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.   

43210

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.   

43210

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.   

43210

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.   

43210

В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.   

43210

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

43210

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

43210

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

43210

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

43210

В учебном заведении   работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

43210

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

43210

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

43210

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

43210

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

43210

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

43210

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью

в образовательном учреждении[2]*

(методика Е.Н.Степанова)

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.

Ход тестирования

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой

2. Меня устраивает составленное расписание уроков.

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней.

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами.

8. Мне нравится, что в учебном заведении идет научно-методический поиск.

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в учебном заведении.

19. На мой взгляд, созданная в нашем учебном заведении система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.

20. Я доволен(а) размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Обработка полученных результатов

Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности, если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в коллективе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

организация труда (утверждения 1-4);

возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5-8);

отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9-12);

отношения с учащимися и их родителями (13-16);

обеспечение деятельности педагога (17-20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

Уважаемые родители!

Предлагаем вам принять участие в тестировании «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». Прочтите внимательно  перечисленные ниже утверждения, и оценить степень согласия с ними. Для этого вам  необходимо обвести одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Ваши ответы помогут  педагогическому коллективу определить пути  дальнейшего  развития  школы.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;    3 – согласен;

2 – трудно сказать;   1 – не согласен;   0 – совершенно не согласен.

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.   

43210

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.   

43210

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.   

43210

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.   

43210

В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.   

43210

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

43210

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

43210

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

43210

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

43210

В учебном заведении   работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

43210

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

43210

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

43210

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

43210

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

43210

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

43210

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Уважаемые родители!

Предлагаем вам принять участие в тестировании «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». Прочтите внимательно  перечисленные ниже утверждения, и оценить степень согласия с ними. Для этого вам  необходимо обвести одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Ваши ответы помогут  педагогическому коллективу определить пути  дальнейшего  развития  школы.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;   3 – согласен;   2 – трудно сказать;

1 – не согласен;  0 – совершенно не согласен.

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.   

43210

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.   

43210

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.   

43210

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.   

43210

В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.   

43210

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

43210

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

43210

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

43210

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

43210

В учебном заведении   работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

43210

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

43210

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

43210

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

43210

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

43210

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

43210


[1]* Из кн.: Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Сост. Н.А.Панченко. –Волгоград, 2006.

[2]* Там же.