Адаптированные образовательные программы


Предварительный просмотр:

Принято на заседании Педагогического совета

 ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

Протокол № 1 от 27 августа 2018 года

                                                                   

                                                               «СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по ВР ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

     _______________________________________М. Е. Смоленцева

«УТВЕРЖДЕНО»

директор ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

____________________________И. В. Домрачева

Адаптированная рабочая программа развития и воспитания

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальными нарушениями)

в 8-а классе

Автор: Голосова Р. И,

классный руководитель 8-а класса,

учитель высшей квалификационной категории

2018 – 2019 учебный год

        Новые требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) были установлены Приказом Минобрнауки России от  19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ», который вступает в действие с 1 сентября 2016 г.

Пояснительная записка

     Дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому  такие дети по неразумению,  либо по неустойчивости нравственных понятий,  из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения обучающихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

              Данная программа  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа нравственного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) направлена на формирование: общей культуры, нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Нормативно-правовая основа программы

     Нормативно-правовой основой программы нравственного развития и воспитания обучающихся 8-х классов с умственной отсталостью являются:

1. «Всеобщая Декларация прав человека»;

2. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования»;

3. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;

4. «Декларация ООН о правах инвалидов»;

5. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»;

6. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»;

7.  «Конвенция о правах инвалидов»;

8. Конституция Российской Федерации;

9. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

10. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

11. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

12. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

13. Федеральный закон РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

15.Устав  ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы».

Цель и задачи программы:

       Развитие личности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечение возможности их успешной социализации и социальной адаптации.

Для достижения поставленной цели выделены две основные задачи:

  1. Формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающее нравственно-эстетическое и социальное развитие их личности;
  2. Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трёх лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ 10) выделяют четыре степени умственной отсталости: лёгкую, умеренную, тяжёлую, глубокую.

       В структуре психики такого ребёнка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счётом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

                  У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно действенное, наглядно образное и словесно логическое) в большей степени на рушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребёнка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

        Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные  предложений.

        Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При лёгкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических, сфера обучающихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.

       Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально бытовыми навыками.

       Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

       Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлечённых понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжёлой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий (бег, прыжки и др.). У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью существенно отстаёт. При тяжелой степени интеллектуального недоразвития данные навыки могут отсутствовать. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые обучающиеся полностью зависят от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

         Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объём которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.

        Специфика эмоциональной сферы определяется её неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает развитие у них жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов (в доступных для них пределах), формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).

Цели и задачи по основным направлениям воспитательной работы:

Личностное развитие. Основы социализации и общения.

Цель: Формирование основ культурного поведения и навыков межличностного общения.

Задачи:

1. формировать умение выражать оценку поступков и обосновывать своё суждение;

2. развивать основы личностной самооценки;

3. воспитать сознательное отношение к своим поступкам.

    Планируемые результаты:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Охрана здоровья. Физическое развитие.

Цель: формирование у обучающихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения; стремления умножать своё здоровье.

Задачи:

  1. знакомить обучающихся с опытом, традициями и обычаями предшествующих поколений по сохранению здоровья;
  2. создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;
  3. формировать у них отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
  4. создавать возможность обучающимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
  5. способствовать преодолению вредных привычек школьников средствами тренингов, регулярных теоретических занятий, профилактических бесед, занятий физической культурой и спортом.

      Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Основы гражданско-правового и патриотического воспитания.

Цель: привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке; развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи:

  1. Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  2. Ознакомление обучающихся с правовыми актами государства.
  3. Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  4. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
  5. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы родного края.
  6. Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими людьми.
  7. Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
  8. Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.

       Планируемые результаты:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества,
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего, города;
  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Трудовое и экологическое воспитание.

Цель: формирование навыков самообслуживания и положительного отношения к труду как основы жизни человека; формирование основ экологической грамотности.

Задачи:

  1. сформировать общественно значимые мотивы труда;
  2. воспитать важные личностные качества ответственности, трудолюбия, добросовестности, бережливости;
  3. овладеть элементарными представлениями о профессиях и требованиям к ним;
  4. сформировать элементарные навыки ухода за собой и своим жилищем;
  5. воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды;
  6. сформировать элементарные представления о культуре и природе своего края;
  7. способствовать вовлечению обучающихся в мероприятия природоохранного характера.

      Планируемые результаты:

  • первоначальные представления о роли труда и его значении в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Основы художественно-эстетического воспитания.

     Цель: Воспитание ценностного отношения к искусству, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Задачи:

  1. сформировать элементарные художественно-творческие умения и навыки;
  2. воспитывать основы эстетического вкуса и эстетики внешнего вида;
  3. прививать чувства прекрасного и способность замечать красоту вокруг себя;
  4. воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.

    Планируемые результаты:

  • формирование представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Результат в данном случае - это принятие обучающимися конкретных  нравственных  ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков  можно говорить о том, что принятие некой нравственной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

          Посредством наблюдения за детьми на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, поступки, мотивацию действий и на основании анализ наблюдений сделать вывод том, насколько учителю удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных внеклассных занятий);
  • преемственность (каждый следующий этап  базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»);
  • возрастное соответствие (предлагаемая  тематика занятий  учитывает возможности обучающихся данного возраста);
  • наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);
  • здоровьесберегающий принцип (обеспечение сочетания статичного и динамичного положения детей, в ходе занятий смена видов деятельности);
  • принцип мотивации (предполагающий наличие побуждения, стремления у обучающегося к достижению цели, поставленной перед ним);
  • принцип развития и коррекции высших психических функций (обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной её операции).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Адаптированная программа развития и воспитания обучающихся 8 класса рассчитана на реализацию в течение учебного года.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

Дата

Цели

Содержание работы

Форма работы

Ответственные

Сентябрь

Профилактическая работа. Установление продуктивных контактов с семьёй.

Организационное родительское собрание. Заседание родительского комитета. Совместный рейд в семьи обучающихся.

Акты о посещении семьи. Записи в дневники наблюдений и индивидуальные  планы.

Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог, родительский комитет

Октябрь

Совершенствование форм взаимодействия с семьёй.

Педагогический всеобуч для родителей.

Рейды в семьи СОП (социально опасного положения). Индивидуальные консультации родителям. Классное родительское собрание: "Особенности формирования мировоззрения у старших подростков". 

Акты о посещении семьи. Записи в дневники наблюдений и индивидуальные  планы.

Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог.

Ноябрь

Приобщение семьи к делам класса и школы.

Заседание родительского комитета. Индивидуальные консультации родителям.

Записи в дневники наблюдений и индивидуальные  планы. Индивидуальная работа с семьёй.

Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог.

Декабрь

Педагогический всеобуч для родителей. Изучение состояния дел в семьях воспитанников.

Классное родительское собрание: "Комплексный подход к формированию личности старшего школьника,  его гражданственность и активная жизненная позиция".  Рейд в семьи обучающихся. Диагностика.  Наблюдение.                                                                  

Рейды по графику. Консультации. Акты о посещении семьи. Записи в дневники наблюдений и индивидуальные  планы.

Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог.

Январь

Изучение состояния дел в семьях обучающихся во время каникул. Поддер-жание взаимосвязи с родителями.

Подведение итогов первого полугодия. Посещение детей в семьях  во время каникул. Контроль. Диагностика. Наблюдение. Заседание родительского комитета.

Акты о посещении семьи. Индивидуальные консультации. Записи в дневники наблюдений и индивидуальные планы.

Классный руководитель, воспитатель,

родительский комитет

Февраль

Способствовать сплочению коллектива родителей и детей. Продолжать практику проведения совместных мероприятий детей и родителей. Педагогический всеобуч родителей.

Классное родительское собрание совместно с обучающимися: "Взаимодействие школы, семьи, общественности". Совместное с родителями праздничное чаепитие с конкурсной программой. Заседание родительского комитета.

Записи в дневники наблюдений и индивидуальные планы.

Классный руководитель, воспитатель, родительский комитет.

Март

Педагогическая, социальная, психологическая поддержка родителей, оказавшихся в затруднительном положении.

Индивидуальная работа с семьями СОП. Рейд в семьи СОП.

Акты о посещении семьи. Консультации. Записи в дневники наблюдений и индивидуальные планы.

Классный руководитель, воспитатель, социальный педагог, психолог.  

Апрель

Формирование тесных контактов семьи и школы. Изучение состояния дел в семьях воспитанников.

Заседание  родительского комитета. Посещение семей.

Акты о посещении семьи. Индивидуальная работа с семьёй. Записи в дневники наблюдений и индивидуальные планы.

Классный руководитель, воспитатель,

социальный педагог, родительский комитет.

Май

Налаживание продуктивных контактов с семьёй. Педагогический всеобуч родителей.

Классное родительское собрание: "Как подросток должен провести лето".  Заседание родительского комитета по итогам учебного года, планирование летнего отдыха. Работа с родителями и семьёй по месту жительства. Индивидуальные консультации. Встречи со специалистами по проблемам воспитания и развития подростка.

Заседание школьного родительского комитета и опекунского совета по теме "Итоги года. Летний отдых обучающихся". Индивидуальная работа с семьёй. Составление плана работы с семьями СОП на период летних каникул. Родительские рейды в семьи СОП.

Администрация школы, классный руководитель, воспитатель,

социальный педагог, родительский актив.

КРИТЕРИИ  И СПОСОБЫ  ИЗУЧЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Методики

1

Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности

1. Тест Н. Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2. Социальная активность обучающихся

2. Методика С. М. Петровой  "Пословицы" для определения направленности личности

3. Педагогическое наблюдение

2

Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность

1. Педагогическое наблюдение

2. Сформированность коммуникативной культуры обучающихся

2. Методика Р. В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей обучающихся

3

Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

1. Методика А. Н. Лутошкина для определения степени удовлетворённости обучающихся своим коллективом

2. Социометрия

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

4

Удовлетворённость обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива

1. Комфортность, защищённость личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе

1. Методика А. А. Андреева "Изучение удовлетворённости обучающихся школьной жизнью"

2. Методика Е. Н. Степанова для выявления уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения.

2. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей.



Предварительный просмотр:

Принято на заседании Педагогического совета

 ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

Протокол № 1 от 27 августа 2018 г.

                                                                    «СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г.Йошкар-Олы»

              ___________________________________________Н. А. Алаева

«УТВЕРЖДЕНО»

директор ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

____________________________И. В. Домрачева

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью по учебному предмету

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

7-9 классы

Автор: Голосова Р. И, учитель  высшей категории

ГБОУ РМЭ «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

2018 – 2019 учебный год

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я      З А П И  С К А

          Учитель-дефектолог коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями имеет дело с определённой категорией детей, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нейротипичных сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи в обучении, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам с нарушением когнитивной сферы, продвинуть их в плане общего развития.

          Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом коррекционной работы является овладение обучающимися определённым объёмом знаний, конкретных универсальных учебных действий. Результаты учебной и коррекционно-развивающей работы отличаются темпом их достижения, объёмом и качеством. Это вызвано неоднородностью состава обучающихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями (дефицитарным развитием).

Актуальность программы.

При составлении рабочей программы был учтён федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания образования курса истории. Историческое образование играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Место и роль исторического знания в образовании.

Обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Всё это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идёт о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета. 

В значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет даёт обучающимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

          Основные цели изучения данного предмета:

формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;

 развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;

развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.    

    Достижение этой цели будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.

          Основные задачи изучения предмета:

― овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории.

― формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в различные исторические эпохи.

― формирование представлений о развитии российской культуры, её выдающихся достижениях, памятниках.

― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего.

― усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории.

― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

― формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

― воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

― воспитание гражданственности и толерантности.

― коррекция и развитие познавательных психических процессов.

         

        Планируемые результаты освоения программы курса «История Отечества»

        Минимальный уровень:

― знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;

― знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;

― знание имён некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, учёных, деятелей культуры);

― понимание значения основных терминов-понятий;

― установление по датам последовательности и длительности исторических событий, ― пользование «Лентой времени»;

― описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них  по вопросам учителя;

― нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;

― объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.

          Достаточный уровень:

― знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;

― знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение;

― составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;

― знание мест совершения основных исторических событий;

― знание имён известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, учёных, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики  исторических героев;

― формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;

― понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на её «легенду»;

― знание основных терминов понятий и их определений;

― соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;

― сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;

― поиск информации в одном или нескольких источниках;

― установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.

         

          В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

           Личностные результаты

           Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

          Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

          Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

           Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребёнка.

         

           Предметные результаты

  •  овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  •  способность применять понятийный аппарат исторического знания;
  •  умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников;
  •  готовность применять исторические знания.

          Учебно-методический комплекс

1. Пузанов Б. П. История России: учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/  

    [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2017.

2. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 8 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/

    [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2017.

3. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 9 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/

    [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитарный .изд. центр ВЛАДОС, 2017.

         Содержание программы курса «История Отечества»

7 класс (70 часов)

          Введение в историю

          Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ―Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счёт лет в истории. «Лента времени».

         

         Древняя Русь в VIII–I половине XII века

          Появление и расселение людей на территории России. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Роды и племена восточных славян. Славянская семья и славянский посёлок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.

          Образование государства восточных славян – Киевской Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире Святославиче: причины и значение.

          Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура.

 

          Раздробленность Киевской Руси. Борьба с иноземными завоевателями (30-е гг. XII-XIII век)

          Причины распада единого государства Киевская Русь. Образование самостоятельных княжеств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.

         Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

          Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крес-тоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

         

          Начало объединения русских земель (XIV–XV века)

          Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение.

          Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного ига. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV–XV вв.  

         8 класс (70 часов)

          Единое Российское государство в XVI–XVII веках

          Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.

          Москва ― столица Российского государства. Строительство Кремля при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.

          Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

          Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.

          Великие преобразования России в XVIII веке

          Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Чёрному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Пётр I ― первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.  Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.

          Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И.Шувалов –покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.

          Правление Екатерины II ― просвещённый абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие  промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны  второй половины XVIII века, их итоги. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы,  различных видов искусства.

         

         Россия в первой половине XIX веке

          Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.) Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.

          Правление Александра I. Движение декабристов, создание тайных обществ в России, их участники. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Значение движения декабристов.

          Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.

          «Золотой век» русской культуры первой половины  XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).

          Россия во второй половине XIX века

          Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Убийство Александра II. Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский и др.

 9 класс (70 часов)

          Россия в начале XX века

          Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.

          Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ―  начало революции, основные её события. Поражение революции,  её значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

          «Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели  культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России. Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Подвиг лётчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время  Первой мировой войны. Отношение к войне в обществе.

          Россия в 1917-1921 годах

          Революционные события 1917 г. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А. Ф. Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрьское восстание в Петрограде. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов. Образование большевистского правительства ― Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Судьба семьи Николая II. Экономическая политика советской власти.

          Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными»  и «белыми». Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический кризис в конце 1920 – начале 1921 гг. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.

          СССР в 20-е –30-е годы XX века

          Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы советского государства ―  В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина. Культ личности  Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг.  Последствия репрессий.  

          Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.

          Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и  социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

          Новая Конституция 1936 года. Её значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.

          Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е –1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А.  Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Эмиграция интеллигенции за рубеж. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е –30-е годы.

          СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

          СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Нападение Японии на СССР в 1938 г. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, её итоги. Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, её историческое значение. Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои. Сталинградская битва. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и  в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны.

          Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской  земли, освобождение народов Европы. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.

          Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.

          Советский Союз в 1945 –1991 годах

          Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности.  Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.

          Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся учёные И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полёт первого человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка.

          Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в эпоху «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». Высылка  из страны и отъезд интеллигенции за границу. Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века.

          Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике. Избрание первого президента СССР ― М. С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

          Россия (Российская Федерация) в 1991 –2014 годах

          Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Основные направления национальной  политики: успехи и просчёты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.

Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Второй президент России ― В. В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические  лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России.

          Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической  стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В. В. Путин. Сегодняшний  день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.