Мониторинг, методики

Измерительные материалы обученности, качества обучения, авторские методики

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИНАМИКА ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ

«История Отечества» и «Обществознание»

               Учитель коррекционной школы VIII вида имеет дело с определённой категорией детей, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи в обучении, для поиска адекватных способов и приёмов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам с умственной отсталостью, продвинуть их в плане общего развития.

          Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом коррекционной работы является овладение обучающимися определённым объёмом знаний, конкретных универсальных учебных действий. Результаты учебной и коррекционно-развивающей работы отличаются темпом их достижения, объёмом и качеством. Это вызвано неоднородностью состава обучающихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ ОБУЧЕНИЯ

          По возможностям обучения умственно отсталые школьники делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные универсальные предметные действия такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения иногда затрудняются. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных универсальных предметных действий и могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом коррекционной школы VIII вида на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Им требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается адаптированной программой VIII вида.

ПРЕДМЕТ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

            История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ограниченными возможностями здоровья, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

          Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

          Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

          Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

          Важной составной частью курса «История Отечества» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

          На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе VIII вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино.

          Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

          Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

          Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

          Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению обучающихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

          Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

          При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

          При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, в школах VIII вида такая периодизация не имеет смысла.

            Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

         Завершается курс «История Отечества» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

         Используется учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М.   История России.        

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                  Обучающиеся должны знать:

  • когда началось и закончилось событие (по выбору),
  • как протекало конкретное событие,
  • великих русских поэтов, писателей, учёных.

       Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться лентой времени,
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
  • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
  • оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.

ПРЕДМЕТ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

         Настоящий курс Обществознания предназначен для обучающихся, изучающих обществознание в  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении  развития умственной деятельности.

          В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования у детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

          При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности школьников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания ученики должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.

          Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у детей специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

          Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). 
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок). 
  • Комбинированный урок.

          Для контроля сформированных УУД обучающихся применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы. В курс обществознания вошло 2 (два) урока проверки контроля знаний. На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.  

          Настоящая программа рассчитана на обучающихся 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).  На курс отведено 70 академических часов или 35 часов в год или 1 час в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определённое количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20 % от общего числа детей составляют обучающихся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% обучающихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% обучающихся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

         

ТРЕБОВАНИЯ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

  • Что такое государство?
  • Что такое право?
  • Виды правовой ответственности.
  • Что такое правонарушение?
  • Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
  • Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
  • Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.

Обучающиеся должны уметь:

  • Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
  • Оформлять стандартные бланки.
  • Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
  • Правильно   оформить   просьбу   в   органы   исполнительной власти.

          Обучающиеся по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 7-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ДИАГРАММА):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 7-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ГРАФИК):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ДИАГРАММА):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ГРАФИК):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 9-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ДИАГРАММА):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 9-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ГРАФИК):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ДИАГРАММА):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ГРАФИК):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 9-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ДИАГРАММА):

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 9-х классов ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ЗА 3 ПРЕДЫДУЩИХ ГОДА

(ГРАФИК):



Предварительный просмотр:

ИТОГИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Школьная мотивация (по методике Н. Г. Лусканова)



Предварительный просмотр:

ИТОГИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Средний уровень успеваемости* по предмету «История Отечества»

*                 А - кол-во «5»; В - кол-во «4»; С – кол-во «3»; d – кол-во «2» и н/а



Предварительный просмотр:

Методика «Общение в жизни школьника», (2017 год).

        Авторская методика учителя-дефектолога высшей квалификационной категории Голосовой Р. И. «Общение в жизни школьника» была разработана для мониторинга сфер общения обучающихся школы: от общения в семье, школе до общения в сети Интернет.

        Возрастная аудитория: обучающиеся 4-9-х классов. Так как, контингент образовательного учреждения школьники с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся 1-3-х классов в виду несформированности специальных компетенций (письменные навыки, специфическая терминология вопросов, умение работать в сети интернет и др.), были исключены из опроса.  

         Результаты были представлены классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу на Педагогическом совете школы, а также родителям (законным представителям) на общешкольном родительском собрании. Были выявлены конкретные проблемы, требующие коррекционно-педагогического воздействия классных руководителей и специалистов школьного ПМПК с привлечением родителей (законных представителей).

        Для эффективной рефлексии методика проводится в комбинированной форме: простая, адаптированная к возрасту и особенностям развития словесная инструкция педагога, вопросы зачитываются педагогом устно, а на бланке ответов ученики отмечают ответ самостоятельно. Допускается помощь отдельным обучающимся. Допускается индивидуальный опрос. Бланк ответов обязательно подписывается, для адресной помощи, при выявленных проблемах.

        Обработка результатов проводится в процентном соотношении к общему количеству опрошенных в классе или школе.

        Выберите один правильный вариант ответа.

        Вопросы:

1. Есть своя страничка в социальной сети «Контакт»?

  • Да
  • Нет

 2. Как, каким способом общаетесь с друзьями?

  • В интернете
  • При встрече
  • Не общаюсь, нет друзей

3. У вас проблемы в школе, с кем поделитесь?

  • С друзьями
  • С родителями (законными представителями)

 4. Рассказываете ли вы родителям (законными представителями) как прошёл день в школе?

  • Да
  • Нет
  • Редко, если спросят

5. Как часто ходите всей семьёй гулять, в кино, в парк?

  • Не ходим
  • 1 раз в год
  • Часто
  • 1 раз в месяц

 6. С кем вы проводите выходные  и праздники?

  • Не люблю праздники, не празднуем
  • С друзьями
  • Дома с родными

7.  Родители (законные представители) знают, где я провожу свободное время?

  • Иногда знают
  • Никогда не знают
  • Всегда знают

 8. Родители (законные представители) наказывают вас за плохие оценки, плохое поведение?

  • Иногда наказывают
  • Не наказывают
  • Да, наказывают



Предварительный просмотр:

Олимпиада по правовым знаниям для обучающихся 9-х классов

коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)

Автор-составитель: Голосова Р. И.,
учитель-дефектолог

ГБОУ Республики Марий Эл

«Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

       

Выберите правильный ответ, вариант ответа может быть только один.

Вариант I.  

  1. В каком году была принята Декларация прав ребёнка?

А) в 1958 г.        Б) в 1959 г.        В) в 1982 г.

  1. Как расшифровывается ООН?

А) Организация объединённых наций

Б) Общество отдельных наций

В) Объединённая Организация наций

  1. Как называется первый международный правовой документ, в котором закреплены основные права ребёнка?

А) Документ о правах ребёнка

Б) Закон о правах ребёнка

В) Конвенция о правах ребёнка

  1. Для того чтобы Конвенция о правах ребёнка, как международный договор вступил в силу, государство должно его…

А) подписать        Б) прочитать        В) ничего не делать

  1. Сколько статей содержится во Всеобщей декларации прав человека?

      А) 32 статьи        Б) 30 статей        В) 13 статей

  1. Какие существуют различия между правами человека и правами гражданина?

А) права человека даются от рождения, а права гражданина гарантируются государством, гражданином которого он является

Б) все права даются от рождения

В) различий не существует

  1. В каком возрасте человек имеет право получить паспорт гражданина Российской Федерации?

А) в 14 лет        Б) в 16 лет        В) в 18 лет

  1. Как называется основной закон государства?

А) Указ        Б) Уголовный кодекс        В) Конституция

  1. Несовершеннолетним Трудовой кодекс Российской Федерации гарантирует…

А) отпуск длиннее, в любое удобное для несовершеннолетнего время

Б) короче рабочий день, запрет на работу в ночное время, в выходные дни

В) всё перечисленное в пунктах А и Б

  1.  Со скольких лет человек имеет право ходить на выборы и голосовать?

А) с 16 лет        Б) с 18 лет        В) как получит паспорт        

  1.  Когда отмечается День прав человека?

А) 4 ноября        Б) 31 декабря        В) 10 декабря

  1.  Кто является гарантом Конституции Российской Федерации?

А) Президент Российской Федерации

Б) Глава Правительства Российской Федерации

В) никто

  1.  Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее правильным?

А) белый ‒ верность; синий ‒ мир, правда; красный ‒ красота, удаль;

Б) белый ‒ богатство; синий ‒ величие, ясность; красный ‒ надежда, свобода;

В) белый ‒ мир, чистота; синий ‒ вера, верность; красный ‒ кровь, пролитая за Отечество, мужество.

  1.  В правление какого князя двуглавый орёл стал гербом Московского государства?

А) Ивана II        Б) Ивана III        В) Ивана I

  1.  Что такое закон?

      А) документ, который регулирует права людей

      Б) правило поведения

      В) наказание за преступление

  1.  Сколько статей в Конституции Российской Федерации?

А) 100 статей        Б) 137 статей        В) статей нет вообще

  1.  Заботиться о ребёнке должны…

А) родители        Б) государство        В) государство и родители

  1.  Все дети нашей планеты равны …

А) в правах        Б) по росту        В) по гражданству

  1.  С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?

А) с 18 лет        Б) с 16 лет        В) с 20 лет

  1.  Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

А) дети в возрасте с 15 до 18 лет

Б) дети с рождения и до 7 лет

В) дети-инвалиды, дети без семьи        

  1.  Ребёнок свободен…

А) выражать своё мнение по вопросам, касающимся его лично

Б) свободен выбирать религию

В) оба варианта

  1.  Что является высшей ценностью в Российской Федерации по Конституции?

А) промышленность

Б) человек, его права и свободы

В) государство

  1.  Какое право принадлежит ребёнку с самого рождения?

А) право на имя при рождении

Б) право на медицинскую помощь

В) варианты А и Б

  1.  В сказке «Золушка» мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться и запрещала играть. Какие права Золушки были нарушены?

А) право на труд        Б) право на отдых и досуг        В) право на свободу собраний

  1.  Опекун всемирно известного героя Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право он нарушает?

      А) право на отдых и развлечения

      Б) право на свободное перемещение      

      В) право на личную жизнь и тайну корреспонденции

  1.  Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…

А) личную неприкосновенность

Б) неприкосновенность жилища

В) право на жизнь

  1.  Балда из сказки «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

А) отдых        Б) труд        В) свободу

  1.  В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…

А) жизнь и личную неприкосновенность    

Б) труд    

В) жить и воспитываться в семье

  1.  Какие сказочные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

А) Три поросёнка        Б) 33 богатыря        В) Бременские музыканты

  1.  В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали  и решали: если крепкий, здоровый ‒ пусть живёт. А если родился слабым, больным ‒ бросить его вниз со скалы. Какое право нарушали древние спартанцы?

А) право на жизнь        

Б) право на личную жизнь        

В) право на свободное перемещение        

Вариант II.  

  1. В каком году была принята Конвенция о правах ребёнка?

А) в 1999 г.        Б) в 1978 г.        В) в 1989 г.

  1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А) 45 статей        Б) 54 статьи        В) 46 статей

  1. Когда возникла Организация объединённых наций (ООН)?

А) после Второй мировой войны

Б) после Первой мировой войны

В) в конце ХХ (20) века

  1. Главная задача Организации объединённых наций (ООН)?

А) защита детей

Б) защита пенсионеров        

В) поддержание мира и обеспечение прав человека во всём мире

  1. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека?

      А) в 1948 г.        Б) в 1984 г.        В) в 1999 г.

  1. Кто является ребёнком по Конвенции о правах ребёнка?

А) человек в возрасте до 16 лет

Б) человек в возрасте до 14 лет

В) человек в возрасте до 18 лет

  1. Указывается ли в паспорте гражданина Российской Федерации национальность?

А) указывается        Б) не указывается        В) по желанию гражданина

  1. Назовите основные государственные символы.

А) герб, гимн        Б) флаг, герб        В) герб, флаг, гимн

  1. Какой закон на территории Российской Федерации регулирует право на труд?

А) Уголовный кодекс

Б) Гражданский кодекс

В) Трудовой кодекс

  1.  Кто является главой Российской Федерации?

А) Президент        Б) Премьер-министр        В) Государственная Дума        

  1.  Когда отмечается День прав человека?

А) 31 декабря        Б) 8 марта        В) 10 декабря

  1.  Кто несёт ответственность за получение ребёнком среднего образования?

А) школа        Б) родители        сам ребёнок

  1.  Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее правильным?

А) белый ‒ мир, чистота; синий ‒ вера, верность; красный ‒ кровь, пролитая за Отечество;

Б) белый ‒ верность; синий ‒ мир, правда; красный ‒ красота, удаль;

В) белый ‒ богатство; синий ‒ величие, ясность; красный ‒ надежда, свобода.

  1.  Какой правитель нашего государства официально ввёл бело-сине-красный флаг?

А) Ивана IV Грозный        Б) Пётр I Великий        В) Екатерина II Великая

  1.  Что такое Конституция?

      А) название художественной книги

      Б) основной закон государства

      В) указ Президента

  1.  В чём заключается значение свободы?

А)  в уважении прав других людей

Б) возможность делать то, что хочешь

В) подходят варианты А и Б

  1.  С какого возраста законом разрешается поступать на работу?

А) с 14 лет, с согласия одного из родителей

Б) с 18 лет

В) когда человек захочет

  1.  Все дети нашей планеты равны …

А) по росту        Б) по гражданству        В) в правах

  1.  С какого возраста начинается уголовная ответственность?

А) с 18 лет        Б) с 16 лет        В) с 14 лет в особых случаях

  1.  Запрещается вовлечение детей в …

А) преступление        Б) игру        В) поход        

  1.  Как вы думаете, какой орган при Организации объединённых наций (ООН) занимается правами ребёнка?

А) Международный валютный фонд

Б) Детский фонд

В) Международный фонд развития

  1.  Какое право принадлежит ребёнку с самого рождения?

А) право на образование

Б) право на заботу и воспитание родителями

В) варианты А и Б

  1.  Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, ребёнком, имеющим равные права с другими детьми?

А) не является        Б) является        В) только если он сам захочет

  1.  Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право нарушает Баба Яга?

А) право на свободное передвижение

Б) право на труд

В) право на отдых и досуг

  1.  Лягушка из сказки «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …

      А) личную жизнь

      Б) неприкосновенность жилища      

      В) свободное передвижение

  1.  Полицейский из сказки «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушил его право на …

А) свободу религии

Б) неприкосновенность жилища

В) труд

  1.  Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…

А) личную жизнь        Б) владение имуществом        В) имя

  1.  В какой сказке героиня воспользовалась правом искать в других странах убежище и защиту от преследований?

А) «Дюймовочка»        Б) «Серая Шейка»        В) «Руслан и Людмила»

  1.  У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?

А) Дюймовочки        Б) Елены Премудрой        В) Золушки

  1.  В этом древнем государстве новорожденных детей сбрасывали со скалы, нарушая тем самым, главное право каждого человека ‒ право на жизнь. Как называлось это государство?

А) Древний Египет        Б) Спарта        В) Индия

Ответы к тестам

№ п/п

вариант I

вариант II

1

Б

В

2

А

Б

3

В

А

4

А

В

5

Б

А

6

А

В

7

А

Б

8

В

В

9

В

В

10

Б

А

11

В

В

12

А

Б

13

В

А

14

Б

Б

15

А

Б

16

Б

В

17

В

А

18

А

В

19

А

В

20

В

А

21

В

Б

22

Б

В

23

В

Б

24

Б

А

25

В

В

26

А

Б

27

Б

Б

28

А

А

29

А

В

30

А

Б