Статьи


Предварительный просмотр:

Тестовые задания на уроках истории и обществознания в коррекционной школе.

Р. И. Голосова, учитель-дефектолог,

Государственное бюджетное

общеобразовательное  учреждение

Республики Марий Эл «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

           В современное образование уверенно вошли тесты. В основной школе, в профессиональном и дополнительном образовании, в других сферах нашей разносторонней жизни мы часто встречаем тестовые задания. Социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями является неотъемлемой частью коррекционного образования. Научить ребят алгоритму выполнения разнообразных тестовых заданий, одна из образовательных задач учителя истории и обществознания. Развитие всех познавательных процессов при работе с тестами позволяют решить учителю коррекционно-развивающие задачи на уроке.

Наряду с другими формами контроля, использование тестовых заданий позволяет учителю судить о степени усвоения учебного материала, своевременно вносить коррективы, повышать эффективность обучения. Также, большинство тестов являются обучающими, помогают в получении, обобщении, закреплении знаний. Поэтому тестовые задания можно использовать на различных этапах урока.

           Тесты удобны в применении, обработке, трансформации и адаптации для отдельных групп обучающихся.  Тесты незаменимы при работе с детьми с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра. Позволяют более рационально использовать время урока, обеспечивают проверку знаний большого количества обучающихся, преодолевают субъективизм выставления оценок, повышают интерес к предмету.

           Часто используемые формы тестовых заданий на уроках истории и обществознания: закрытые (с выбором правильного ответа); открытые; задания на установление соответствия; задания на установление правильной последовательности. Единственная форма заданий, в которой вероятность отгадывания равна нулю – открытые тестовые задания.

           Закрытые тестовые задания формулируются в виде утверждения, до начала задания обучающийся должен получить инструкцию типа «Выбрать один правильный ответ». Количество вариантов ответов в задании зависит от уровня развития ученика (лучшее количество три, реже два, но не более четырёх).

           Пример: История Отечества 8 класс, тест по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».

  1. Как называется специальное место для строительства кораблей?

а) струг    б) верфь    в) султан

  1. Сколько лет продолжалась Северная война?

а) 12 лет    б) 13 лет    в) 21 год

  1. На какой реке построен г.Санкт-Петербург?

а) Москва    б) Малая Кокшага    в) Нева  

  1. С кем сражались русские в Полтавской битве?

а) со шведами    б) немцами    в) турками

  1. Кто победил в Полтавской битве?

а) русские    б) немцы    в) шведы

  1. Кто стал первым российским императором?

а) Пётр I    б) Пётр II    в) Екатерина  II  

  1. Как называется место для продажи различных товаров?

а) мануфактура    б) ярмарка    в) канцелярия

  1. Как фамилия первого российского академика?

а) Суворов    б) Романов    в) Ломоносов

  1.  Как называют эпоху правления Екатерины II?

а) просвещённый абсолютизм    б) смута    в) абсолютизм

  1.  Как при Екатерине II называли главу города?

а) городничий    б) мэр    в) сенатор    

  1.  Кто возглавил крестьянское восстание?

а) Григорий Орлов    б) Емельян Пугачёв    в) Александр Суворов

  1.  Участвовали марийцы в восстании Пугачёва?

а) да        б) нет    

  1.  Прошёл Пугачёв со своим войском по территории Марийского края?

а) нет        б) да  

  1.  Когда были русско-турецкие войны?

а)  в первой половине XVIII века    

б) во второй половине XVIII века

  1.  Кто победил в русско-турецких войнах?

а) русские        б) турки

  1.  Назовите полководца, руководившего взятием крепости Измаил?

а) Ушаков    б) Суворов    в) Румянцев

  1.  Как называются требования, не подлежащие обсуждению?

а) угроза    б) дезертирство    в) ультиматум    

  1.  Кто говорил: «Тяжело в ученье – легко в бою»?

а) Ломоносов        б) Суворов  

  1.  Кто изобрёл паровую машину?

а)  Кулибин        б) Ползунов

  1.  Кто изобрёл лифт?

а) Ползунов        б) Кулибин

  1.  Назовите писателя XVIII века

а) Шубин    б) Казаков    в) Фонвизин

  1.  Назовите крепостного художника XVIII века  

а) Аргунов    б) Левицкий    в) Боровиковский    

  1.  Кто автор памятника «Медный всадник»?

а) Растрелли    б) Фальконе     в) Шубин  

           Открытые тестовые задания. В таких заданиях нет готовых ответов, что исключает возможность отгадывания. Отвечая на задания, обучающийся дописывает ответ в свободной строке или на отдельном листе бумаге. Перед такими заданиями должна быть инструкция типа «Дополнить».

           Пример: История Отечества 7 класс, тест «Счёт лет в истории».

1. Напишите римские цифры:

2 –

5 –

1 –

9 –

3 –

7 –

2. Сколько дней в году? ____________________

3. Первый месяц года?______________________

4. Сколько лет в одном веке? ________________

5. Сколько лет в тысячелетии? _______________

6. Что такое дата? __________________________

7. Как в древние времена назывался год? _______

8. В каком веке мы живём?___________________

9. В каком тысячелетии мы живём?_____________

10. Какая сегодня дата?_______________________

11. Какой это век:

1783 г –

90 г –

34 г –

8 г –

2078 г –

2345 г –

653 г –

1278 г –

843 г –

673 г –

1560 г –

           Суть задания на установление соответствия: установить соответствие между элементом одного множества и одним или несколькими элементами другого множества. Сопровождается инструкцией типа «Установить соответствие…».

           Пример. Обществознание 8 класс, тест «Семья. Семейные отношения».

Тётя                        мама вашего папы или мамы

Дядя                        папа вашей жены

Племянник              папа вашего мужа            

Бабушка                 сестра мамы или папы

Свекровь                 мама вашей жены

Свёкор                    сын вашей сестры или брата

Тесть                      мама вашего мужа

Тёща                       брат папы или мамы

           Тестовые задания на установление правильной последовательности созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы. Обучающимся даётся инструкция типа «Установить правильную последовательность».

           Пример: История Отечества 9 класс, тест «Основные битвы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Битва на Курской дуге –

Сталинградская битва –

Битва за Москву –

Битва за Берлин –

Битва за Кавказ –

           Опыт работы показал, что при составлении тестов учителю следует применять дифференцированный подход, учитывать образовательные потребности обучающихся разных групп. Допускается применение тестов на бумаге различных цветов (не раздражающих зрительные анализаторы), если в течение урока будут использованы несколько тестовых заданий, или в классе разнообразный контингент обучающихся.

           Инструкции к выполнению тестовых заданий должны быть максимально утрированы для одних обучающихся и усложнены для других. Помимо устных инструкций, необходимы печатные, текст заданий хорошо читаем, шрифт соответствовать требованиям. Допускается выделение правильных ответов  подчёркиванием, «крестиком», «галочкой», т. е. ранее оговоренным способом. Многие обучающиеся предпочитают работать не ручкой, а карандашом (обычно это дети неуверенные в себе, сомневающиеся, имеющие сложные дефекты когнитивной сферы), допускается, в целях создания благоприятного психологического климата на уроке, разрешить ребятам заполнение удобным средством. Инструкции по заполнению тестов, способы заполнения необходимо обговорить с учениками заранее, дать возможность задать учителю вопросы и только после этого приступать к выполнению задания.

           Количество вопросов для отдельных групп обучающихся должно варьироваться. Необходимо заранее в программе прописать систему оценивания тестовых заданий  (процент неправильных ответов от количества вопросов для получения положительных оценок).

           Момент рефлексии обязательно должен присутствовать, ребятам полезно, а многим и интересно знать, в каких же вопросах они совершили ошибки. Способ озвучивания правильных ответов (после проверки учителем и выставления оценок) носит также и обучающую функцию (не знал – узнает, забыл – вспомнит).

           Таким образом, разнообразные тестовые задания в сочетании со структурными элементами учебного материала повышают качество работы обучающихся. Тестирование остаётся оперативным, достаточно надёжным средством контроля и оценивания знаний. Но тесты не должны стать единственной формой работы с учениками, так как они не позволяют оценить все возможности их достижений (высказывать свою точку зрения, размышлять вслух, пересказывать и многое другое). Не стоит урок превращать в сплошное тестирование.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка коррекционного занятия (викторина)

 «Вредным привычкам скажем "Нет"».

Р. И. Голосова, учитель-дефектолог,

Государственное бюджетное

общеобразовательное  учреждение

Республики Марий Эл «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

           Цели:

          - способствовать пониманию старшеклассниками роли вредных привычек в жизни человека; познакомить обучающихся с пагубностью вредных привычек;

          - формировать культуру общения обучающихся;

          - коррекция мыслительных операций на основе упражнений в сравнении, классификации, умозаключении.

          Оборудование:

           - проектор, ноутбук, диск с игрой "АНТИСПИД";

           - ватман с названиями секторов и баллами;

           - мешочек для жеребьёвки;

           - мяч для психогимнастического упражнения;

           - призы.          

ХОД:

           I. Организационный момент. Приветствие, положительный настрой на работу  (улыбнулись друг другу), напоминание правила посадки за партой: спина прямо, не закидывать ногу на ногу и т. д.

         II. Постановка цели занятия.

         Учитель:  Сегодня нас ждёт интересная игра-викторина "Вредным привычкам скажем «НЕТ»" (название на доске). Правила викторины очень просты. Перед вами расположен экран с 4-мя секторами (ученик читает названия секторов) и баллами, которые можно заработать, ответив правильно на вопрос.

         Если это игра, то должны быть и команды! Команды будет две. У меня есть мешочек для жеребьёвки. В нём карточки с цифрами 1 или 2. Те, кто вытянет карточку с цифрой 1, садятся на первый ряд, те, кто с цифрой 2 - на второй.

          Жеребьёвка. Участникам предлагается придумать название своим командам, связанное со здоровьем, здоровым образом жизни. Выслушиваются ответы команд, им присваиваются названия (если будут затруднения, можно помочь).

          Учитель: По очереди команды выбирают сектор и количество баллов. Я задаю вопрос, если вы отвечаете правильно, то количество баллов засчитывается на ваш счёт, если неправильно - ничего не засчитывается. В секторах таится сюрприз: "Кот в мешке" (объяснить значение поговорки), а также - "Игра с компьютером" (объяснить суть игры против компьютера).  

          - Можно начинать? Все участники игры у нас есть? Правильно! У нас нет судьи или жюри. Кто же будет подсчитывать баллы? Сегодня мы это определим тоже с помощью жеребьёвки! (Проводится жеребьёвка: в мешочке карточки с именами гостей-педагогов, один ученик вытягивает карточку и зачитывает).

          - А теперь можно начинать? Итак, начинаем!

Экран с секторами

Не курить!

Алкоголь - яд!

Наркотикам - нет!

СПИД - болезнь века

2

2

2

2

4

4

4

4

6

6

6

6

8

8

8

8

10

10

10

10

12

12

12

12

Сектор "Не курить!"    

2 балла

Как называется главный яд в табаке?

Никотин

4 балла

Что происходит с зубами человека при курении?

Под воздействием клейких смол зубы человека желтеют

6 баллов

Что такое активное и пассивное курение?

Активное - когда куришь сам. Пассивное - пребывание в накуренном помещение, не менее вредно, чем само курение

8 баллов

Чем грозит курение молодому растущему организму?

Ведёт к остановке роста, исхуданию. Ведёт к гибели клеток.

10 баллов

"Кот в мешке": продолжите и объясните пословицу - Сон - лучшее...

Лекарство. Сон очень благотворно влияет на организм человека, снимает усталость, восстанавливает силы человека.

12 баллов

В одном французском городе юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего больше всех (60 сигарет), ждал приз. Но он его не получил. Почему?

Он умер выкурив 60 сигарет

Сектор "Алкоголь - яд!"

2 балла

Почему некоторые люди не могут отказаться от алкоголя?

Алкоголь способствует привыканию, как наркотик

4 балла

Какие клетки самые чувствительные к алкоголю?

Нервные клетки

6 баллов

"Кот в мешке": При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму вешали чугунную медаль с какой надписью? "За глупость", "За пьянство", "За безумие".

"За безумие".

8 баллов

Какое заболевание желудка возникает при употреблении алкоголя?

Гастрит, язва и рак желудка

10 баллов

Какой вред наносит своему будущему ребёнку пьющая беременная женщина?

Алкоголь может привести к появлению физических уродств и вызвать нарушение психики ребёнка

12 баллов

Существует ли пивной алкоголизм? Если да, то в чём его опасность?

Да. Он приводит к такому же привыканию как и водочный, даже ещё быстрее. У мужчин становятся шире тазовые кости, увеличиваются грудные железы. У женщин возрастает вероятность заболевания раком внутренних половых органов. Пивной алкоголизм очень трудно лечится.

Сектор "Наркотикам - нет!"

2 балла

С какой болезнью тесно связаны наркотики?

СПИД

4 балла

Почему опасно даже разовое употребление наркотика?

Возникает психологическая, физическая зависимость, вред здоровью.

6 баллов

Какова основная причина смерти наркоманов?

Передозировка или остановка сердца.

8 баллов

Назовите признаки, по которым можно определить наркомана

Следы от порезов, уколов, синяки, свёрнутые в трубочку бумажки, фольга, различные ложечки, пузырьки, неизвестные таблетки, порошки, шприцы и игла для них. Худое телосложение, землистый цвет лица, отсутствие эмоций, интересов.

10 баллов

"Игра с компьютером"  

Количество правильных ответов, а соответственно и баллов определит компьютер

12 баллов

Что такое ломка?

Если наркотик не поступает в организм несколько часов, это приводит к очень мучительному состоянию: наркоману больно даже от прикосновения одежды к коже, даже при движении рук и ног, его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль. Сами наркоманы назвали это состояние ломкой. Врачи называют - "абстинентный синдром"

                   

Сектор "СПИД - болезнь века"

2 балла

Как полностью называется болезнь СПИД?

Синдром Приобретённого Иммунного Дефицита человека

4 балла

Что происходит с иммунной системой человека?

При СПИДе иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться различным инфекциям

6 баллов

Передаётся ли вирус СПИДа через рукопожатие, укус комара, поцелуй?

От рукопожатия, укуса комара - нет. При поцелуе - да, если во рту есть открытые ранки, или больной, кровоточащий зуб. Вирус обязательно должен попасть в кровь, иначе он не живёт.

8 баллов

Назовите пути передачи вируса СПИДа

Внутривенно, от беременной женщины к ребёнку, половым путём

10 баллов

"Игра с компьютером"  

Количество правильных ответов, а соответственно и баллов определит компьютер

12 баллов

Как можно защитить себя от вируса СПИДа?

Не должно быть беспорядочных половых связей, только один партнёр, защищённый секс, не употреблять наркотики, не поднимать шприцы, иглы, не делать татуировок, соблюдать правила гигиены и т. д. Вирус погибает уже при нагревании от 56 градусов, а при кипячении - погибает.

 

            Психогимнастическое упражнение "Апельсин".

            Цель: создание позитивного эмоционального настроя в группе, развитие мышления, воображения.

            Участники стоят в кругу. У ведущего в руках мяч. Он предлагает существительное (по теме викторины: наркотик, сигарета, водка, пиво, травка, шприц, игла, вирус, СПИД, болезнь, здоровье, сон, лекарство, пьяница, человек, ребёнок и др.) и бросает мяч любому участнику, который ловит мяч и говорит прилагательное, признак предмета (например, наркотик - губительный и др.)

          Учитель: Молодцы! Справились со всеми заданиями. А пока подсчитывается количество баллов, сыграем в интересную игру с компьютером.

          Игра на компьютере. Объявление результатов. Награждение призом.

          III. Подведение итогов викторины.  Всех поблагодарить за работу.  



Предварительный просмотр:

Урок истории в 7 классе коррекционной школы «Правление Ярослава Мудрого. "Русская Правда" – первый сборник законов на Руси»

Р. И. Голосова, учитель-дефектолог,

Государственное бюджетное

общеобразовательное  учреждение

Республики Марий Эл «Школа № 1 г. Йошкар-Олы»

        Цель:

        Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке.

        Задачи:  

        Образовательные: подчеркнуть значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрыть сущность «Русской Правды».

        Коррекционно-развивающие: развивать умения работать с документами: учить анализировать и делать выводы; развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической деятельности Ярослава Мудрого.  

       Воспитательные: вызвать чувство восхищения у обучающихся жизнью и деятельностью Ярослава Мудрого.

       Основные знания:

       Князь Ярослав Мудрый; «Русская Правда» - первый русский сборник законов.  

       Основные термины и понятия:

       Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь.

       Оборудование и материалы:

       Картина И. Билибина «Суд во времена «Русской Правды»; иллюстрация «Софийский собор».

       Тип урока:

       Сообщение новых знаний.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя.

Князь Владимир сделал много для укрепления Киевского государства, но после его смерти в 1015 г. наступили тяжёлые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой.

В 1019 г. великим князем стал сын Владимира – Ярослав. Впоследствии его назовут Мудрым.

Сообщение темы урока: «Правление Ярослава Мудрого».

Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Подумайте, за что народ назвал Ярослава Мудрым.

Работа с текстом учебника.

1)  В каком году Ярослав стал великим киевским князем? Поставить дату на ленте времени.

2) Что сделал Ярослав для укрепления государства.

На доске ведёт запись:

- построил несколько новых городов;

- крепил Киев;

- развивал торговые отношения с Византией и другими государствами.

Демонстрация иллюстрации «Софийский собор в Киеве».

Рассказ учителя.

Ярослав был основателем письменного законодательства «Суд Ярослава», основные идеи которого были развиты его сыновьями в сборнике законов государства «Русская Правда».

Учитель ставит вопросы перед обучающимися и сам отвечает, разъясняет.

- Чьи интересы защищал сборник законов?

- Что нового о жизни Киевской Руси мы узнаём из этого документа?

Перед чтением статей документа выписывает на доске незнакомые слова, объясняет их значение: закон, вира.

Физкультминутка, психогимнастика.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Законы о наследстве».

Словарная работа: удел.

Демонстрация картины «Суд во времена «Русской Правды». Учитель комментирует картину.

Во времена суда часто применяли испытание огнём: обвиняемый должен был взять в руки раскалённое железо. Если ожог был сильным, его считали виновным.

Закон охранял собственность всех свободных людей, позволяя князю держать в повиновении не только крестьян, но и другие слои населения.

Кратко проговорив изученный материал, учитель подводит к выводу.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. Ставят дату на ленте времени.

По ходу чтения дают ответы на вопросы.

Самостоятельно находят ответ на третий вопрос. Зачитывают или излагают своими словами.

Рассматривают иллюстрацию.

Слушают учителя.

Один ученик читает вслух, остальные следят.

Слушают объяснения учителя.

Ученики высказывают своё мнение.

Активно участвуют все ученики.

Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят.

Находят объяснение новых слов в учебнике.

Рассматривают иллюстрацию.

Слушают вывод по теме.

Первичное закрепление нового материала

 - В какое время жил Ярослав Мудрый?

- Что полезного сделал Ярослав Мудрый?

В случае затруднений учитель помогает наводящими вопросами.

- Как вы думаете, за какие дела следует уважать Ярослава Мудрого?

Участвуют во фронтальной беседе.

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания. С. 156-159 прочитать текст, дать ответы на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальное задание

Сообщение индивидуального задания. С. 160 прочитать рассказ для дополнительного чтения, дать ответ на 3 вопрос.

Записывают задание ученики по индивидуальной и облегчённой программе.

       Дополнительные материалы:

      Ярослав был сыном княжны половецкого хана (князя) Рогнеды. Отец Ярослава любил Рогнеду и дал ей вместе с сыном земли новгородские в управление. Рогнеда была гордой и образованной. Таким она воспитывала и своего сына Ярослава.

       Христианское имя Ярослава – Юрий. В честь него и назван город Юрьев.

       Слово «чеканить» произошло от «чекан» - специальный молоточек для изготовления монет.