Интерактивная доска (русский язык и литература)

Данные материалы (флипчарты и файлы Notebook) были найдены на сайтах коллег - словесников (за что им огромная благодарность) и  систематизированы по предметам для удобной подготовки к урокам с  использованием  интерактивной доски. Выложить получится минимальное количество файлов, так как максимальный размер файлов 3мб.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера » (1835-1910) Саглай Ирина Владимировна

Слайд 2

Цели: 1 . Акцентировать внимание учащихся на важных проблемах романа. 2. Активизировать фантазию, творческие возможности. 3 . Учить отбирать в тексте материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь ) 4. Знакомство с биографией писателя, попытаться определить, в чем обаяние образов героев Марка Твена. 5. Развивать способность к восприятию красоты художественного произведения, его нравственного потенциала. 6.Закрепление лексического и грамматического материала по произведению М. Твена на английском языке.

Слайд 3

Настоящее имя Марка Твена - Сэмюел Ленгхорн Клеменс . Он родился 30 ноября 1835 года в захолустной американской деревушке штата Миссури, детство провел в городке Ганнибал ( Ханнибал ), расположенном на берегу реки Миссисипи.

Слайд 4

Отец будущего писателя - судья, не сделавший карьеры, - рано ушел из жизни Осиротевший Сэм Клеменс в подростковом возрасте вынужден был оставить школу и зарабатывал на жизнь учеником наборщика в местных газетах. Удел рядового рабочего его явно не устраивал: в тех же газетах он начал публиковать свои первые литературные опыты, а восемнадцати лет отправился странствовать в поисках лучшей доли.

Слайд 5

Эти скитания продлились четыре года, пока наконец он не выучился на лоцмана. Несколько лет Сэм Клеменс водил суда по Миссисипи, здесь и обрел свое литературное имя - Марк Твен, в переводе с английского - "Мерка 2". Это лоцманский термин, обозначающий достаточную глубину для безопасного плавания судов. Mark Twain

Слайд 6

Через пару лет Сэм продолжил свою охоту за удачей: в 1861 году уехал на Дальний Запад, работал старателем на серебряных приисках Невады и как репортер сотрудничал с местной газетой; затем перебрался в Калифорнию и стал золотоискателем, но репортерскую работу не оставлял, сразу же проторив дорожки в калифорнийские газетные издания.

Слайд 7

В 1867 году Марк Твен отплыл на пароходе "Квакер-Сити" в Европу и Палестину. Он побывал во Франции, в Италии, Греции, Турции, Крыму, посылая в американские газеты свои юмористические репортажи.

Слайд 8

Дом-музей Марка Твена в Хартфорде После возвращения из Европы Марк Твен познакомился с Оливией Ленгдон , дочерью крупного углеторговца , и решил жениться. Богатый клан вряд ли был польщен перспективой иметь такого родственника. Однако молодой писатель, окрыленный успехом первой книги, добился успеха и здесь. В 1870 году брак был заключен, и молодая пара переехала в Хартфорд (штат Коннектикут ).

Слайд 9

Наконец в 1876 году появился первый самостоятельный роман Марка Твена "Приключения Тома Сойера ", принесший ему мировую славу. Писатель не скрывал автобиографические корни этого произведения.

Слайд 10

Последние годы Марка Твена были омрачены смертью самых близких ему людей: в 1904 году уходит из жизни жена и верный друг Оливия , а в 1909-м внезапно умирает вторая дочь - Джин. Через несколько месяцев, 21 апреля 1910 года, вслед за ней ушел и Марк Твен. Марк Твен и Генри Роджерс . 1908

Слайд 11

За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея , через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

Слайд 12

1. В каком городе жил Том Сойер ?

Слайд 13

2. Каким образом Том познакомился с новичком, появившимся в городе?

Слайд 14

3. Как Тому удалось обратить наказание – побелку забора – в свою пользу?

Слайд 15

4. Какие «сокровища» он получил?

Слайд 16

Конкурс маляров

Слайд 17

5. Какие две армии сражались в Санкт – Петербурге?

Слайд 18

6. Сколько костюмов было у Тома?

Слайд 19

7. Как звали «даму сердца» Тома Сойера , которую вытеснила Бекки Тетчер ?

Слайд 20

8. Почему Тому хотелось получить Библию?

Слайд 21

9. Как Тому удалось заполучить Библию?

Слайд 22

Конкурс умывания

Слайд 23

10. Почему все мальчики завидовали Гекльберри Финну?

Слайд 24

11. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище?

Слайд 25

12.Что случилось на кладбище?

Слайд 26

13. Почему «вольные пираты» решили вернуться домой и как они это сделали?

Слайд 27

Конкурс клятв

Слайд 28

14. Почему Том вступил в общество трезвости?

Слайд 29

15. Каким образом Том и Гек нашли клад?

Слайд 30

16. Что изменилось в жизни Гека Финна после нахождения клада?

Слайд 31

Домашнее задание. Конкур инсценировок

Слайд 37

Недостойной, скучной и неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда – ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.

Слайд 38

Подведение итогов Дружба — это такое святое, сладостное, прочное и постоянное чувство, что его можно сохранить на всю жизнь, если только не пытаться просить денег взаймы. Марк Твен Человечество обладает одним поистине мощным оружием, и это — смех. Марк Твен


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивная игра по литературе «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь 6 класс

Слайд 2

Игровое поле: слайды 3,16 29. Нажимаем на цифру в центре квадрата. Кнопка «ответ» открывает ответ на вопрос. Возврат к игровому полю при помощи Переход к следующему туру при помощи кнопки «перейти к….» на слайдах 3,16,29 снизу посередине. Удачной игры! Инструкция

Слайд 3

I тур. О повести История создания Композиция Жанр Темы и проблемы Перейти ко II туру 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30

Слайд 4

10 Над повестью «Тарас Бульба» Гоголь работал около 10 лет. История создания Сколько лет работал Николай Васильевич Гоголь над повестью? Ответ

Слайд 5

10 Композиция - организация последовательности повествования, построение литературного произведения. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Композиция Что такое композиция? Назовите основные элементы композиции? Ответ

Слайд 6

10 Эпос Жанр К какому роду литературы принадлежит повесть «Тарас Бульба»? Ответ

Слайд 7

10 Проблема личности и власти Темы и проблемы Какая проблема не поднята в произведении «Тарас Бульба»? проблема товарищества и дружбы проблема предательства проблема любви проблема личности и власти Ответ

Слайд 8

20 Жизнь Сечи , её обычаи и нравы, различные детали из вековой борьбы казачества с Польшей, все это взято Гоголем из исторических работ. История создания Назовите исторические реалии в повести. Ответ

Слайд 9

20 Описание приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой. Композиция Назовите эпизоды повести, которые относятся к экспозиции. Ответ

Слайд 10

20 Герои характеризуются через их портреты, поступки, взаимоотношения с другими персонажами. Жанр Назовите особенности изображения героев в произведении, характерные для повести? Ответ

Слайд 11

20 Героическая борьба украинского народа с польской шляхтой. Темы и проблемы Укажите основную тему произведения: история семьи Тараса Бульбы любовь Андрия к полячке героическая борьба украинского народа с польской шляхтой быт и нравы Запорожской Сечи Ответ

Слайд 12

30 Из народных песен. История создания Из какого источника Гоголь черпал историческую достоверность? «Моя радость, жизнь моя, песни! – писал он собирателю их Максимовичу. – Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Я не могу жить без песен... Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни, они все дают по новой черте в мою историю!» «Каждый звук песни мне говорит живее о протекшем, нежели наши вялые и короткие летописи», писал он Срезневскому. «Песни -это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа, писал он в « Арабесках » о малороссийских песнях. Ответ

Слайд 13

30 Осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия). Композиция Что такое кульминация? Какой эпизод является кульминационной сценой повести? Ответ

Слайд 14

30 В повести Н. В. Гоголя в самый разгар битвы Тарас трижды перекликается с казаками: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли козаки?» И трижды слышится ему ответ: «Есть еще, батько, порох в пороховницах; не ослабела еще козацкая сила, еще не гнутся козаки!» Здесь, как и в произведениях фольклора, звучит мысль о несравнимой ценности Родины, о желании отдать жизнь за ее свободу и независимость. Используется былинно‑песенный прием изображения героев. Жанр Приведите примеры связи повести «Тарас Бульба» с фольклорными традициями. Ответ

Слайд 15

30 Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины. Темы и проблемы Какую роль играет в повести тема любви? Ответ

Слайд 16

II тур. О героях произведения. Портрет Речь Детали Сюжет Перейти к III туру 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30

Слайд 17

10 Прекрасная полячка Портрет Чей это портрет? «Опять вынырнула перед ним, как из темной морской пучины, гордая женщина. Вновь сверкнули в его памяти прекрасные руки, очи, смеющиеся уста, густые темноореховые волосы.» Ответ

Слайд 18

10 Тарас Бульба Речь Кому принадлежат следующие слова: «Терпи козак, - атаманом будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах!»? Ответ

Слайд 19

10 Курительную трубку (люльку) Детали Что не захотел оставить Тарас Бульба на вражеской земле и потому попал в плен? Ответ

Слайд 20

10 Сечь Сюжет О чем идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший свой конец. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали, но большая часть гуляла с утра и до вечера, если в карманах звучала возможность… Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее.» Ответ

Слайд 21

20 Андрий Портрет Чей это портрет? “ ...Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками”; “Он понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае” Ответ

Слайд 22

20 Речь Как характеризует речь самого Тараса? “ Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество... Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей...” Речь Тараса – свидетельство его мудрости, патриотических чувств, гордости и мужества, огромного жизненного опыта и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков. Ответ

Слайд 23

20 Хлеб для полячки Детали «Он прямо подошел к отцовскому возу, но там уже ничего не было. Остап взял его себе под голову и , растянувшись возле на земле, храпел на все поле. Он схватил … одной рукой и дернул так, что голова Остапа упала на землю… Переждав две минуты, он наконец отправился со своею ношею.» Что это за ноша? Ответ

Слайд 24

20 Андрий в спальню полячки. Сюжет «Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома, с дерева перелез на крышу и через трубу камина пробрался прямо..» Кто и куда пробрался? Ответ

Слайд 25

30 Глаголы передают динамику действия, порыв, готовность героя погибнуть в кровавой сечи за Родину. Эти глаголы говорят нам о том, что атаман Кукубенко - храбрый воин, который полон злобы и за отчизну “иссечет”, “отобьет” оружие и убьет. Он сражается за любимую родину, за товарищей, за “веру христианскую”. Портрет Для характеристики этого героя, автор использует глаголы,: закипел атаман... разом вбился ... в гневе иссек ... отбил одну пушку Кто этот герой и какова роль глаголов? Ответ

Слайд 26

30 Балабан Речь Умирает этот герой, все силы и свою жизнь отдав защите родины. Почуяв предсмертные муки, он умирает со словами: “ Пусть же цветет вечно Русская земля!”. Кто этот герой? Ответ

Слайд 27

30 Букварь Детали «Четыре раза закапывал он свой …… в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам». О каком предмете идет речь? Ответ

Слайд 28

30 Польские воины все в золоте, одеты с особой тщательностью, для казаков это не важно, Тарас с гордостью демонстрирует свои новые красные шаровары, которые он небрежно запачкал, для него важнее идеалы и родина. Сюжет Что рассказчик подчеркивает в описании одежды польских воинов и запорожских казаков? Ответ

Слайд 29

III тур. Слова, слова… Значение Историзмы Средства выразительности Судьбоносные слова Перейти к финалу 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30

Слайд 30

10 Мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади. Значение Что такое казакин? Ответ

Слайд 31

10 Кожа высокого качества Историзмы Что такое сафьян? Ответ

Слайд 32

10 Гипербола Средства выразительности Какие художественные средства использует автор, описывая запорожцев? «Шаровары, шириною в Черное море с тысячью складок…» Ответ

Слайд 33

10 Слова Тараса Бульбы, сказанные при убийстве Андрия. Судьбоносные слова «Я тебя породил, я тебя и убью!» Кому из героев принадлежат эти слова, в какой ситуации они были сказаны? Ответ

Слайд 34

20 Крепкий, большой, грузный Значение Подберите синонимы к прилагательному дебелый. Ответ

Слайд 35

20 Легковооруженный пехотинец Историзмы Кто такой гайдук? Ответ

Слайд 36

20 Сравнение Средства выразительности Какое средство выразительности использует автор при описании матери: «Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими»? Ответ

Слайд 37

20 «Это собаки, а не люди, и вера у них такая, что никто не уважает». Судьбоносные слова Какие слова в разговоре с польским гайдуком чуть не разоблачили Тараса при попытке встретиться с пленным Остапом? Ответ

Слайд 38

30 Избалованный маменькин сын, об Андрии Значение О ком Тарас говорит «мазунчик», что обозначает это слово? Ответ

Слайд 39

30 Верхняя длинная одежда Историзмы Что такое свитка? Ответ

Слайд 40

30 Эпитеты Средства выразительности Определите средства выразительности: «Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь». Ответ

Слайд 41

30 Батько, где ты? Слышишь ли ты? Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины. Судьбоносные слова Какие слова необходимо было услышать Остапу во время казни и от кого? Ответ

Слайд 42

Персонажи Характеристика Романтичный, смелый, безрассудный Нежная, заботливая, безмолвная Смелый, отважный, молодой полковник Строгий, суровый, неумолимый Вездесущий, практичный, любопытный Гордая, романтичная, нежная Сильный, мужественный , доблестнейший

Финал Установите соответствие между персонажами и их характеристикой. Тарас Бульба Андрий Мать Остапа и Андрия Остап Янкель Полячка Балабан Суперприз !

Слайд 43

Собери пазлы!

Слайд 44

Использованные источники 1. Г.С.Меркин. Литература. 6 класс. Часть 1. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Русское слово», 2014 2. Кадры из кинофильма «Тарас Бульба» 2009г. Производство киностудии «Арк-фильм», Режиссер Владимир Бортко.