Открытые уроки (конспекты и презентации)


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9класс

                                                       Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как  ЛАТ  может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?

Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.

 Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Основные орфограммы (правописание приставок) и пунктограммы

- Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а также основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

- А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Марины Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

2. Слово учителя о В.М.Пескове.

-  Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных». Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.

3. Представление текста «Бескорыстие».

- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

– Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится).

(Об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.)

  – Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие», заглавие текста?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более,  чем о себе.

Бескорыстие  - (по Ожегову)-

- Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).

- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

- Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.

Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

- Где мы можем использовать эти факты?

3). - Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).

- В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

Именно текст формирует нашу лингвистическую, языковую, читательскую компетенцию. Чтобы успешно сдать экзамен и в жизни быть успешным, нужно владеть языком и речью.
– Сегодня перед нами стоит учебная задача: выполняя ряд заданий по данному тексту, мы продолжаем формировать наш языковой опыт.

4. Итак, приступим.

1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

2) Давайте обратимся к сборникам задание …

-Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить это задание?

- Рассмотрите таблицу. Как можно озаглавить графы?

Указать способ связи в словосочетании, заменить синонимичным словосочетанием.

2. Укажите способ связи в словосочетании, замените синонимичным словосочетанием.

?

?

Сосновый лес (предложение 18)

Колонны танков (предложение 60)

Узбекские семьи (предложение 57)

Лес из березы (предложение 18)

Книжный магазин (предложение 3)

Облик человека ( предложение 51)

Посмотрим еще 1 задание.

3).  – Из предложений 22 – 30 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь).

4) – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).

5) Теперь предлагаю вспомнить задание 14. Что необходимо сделать? Предлагаю среди предложений 51-56 найти предложение с разными видами связи.(52) Какая связь представлена в этом предложении? (сочинительная и бессоюзная) Докажите.

- Какое еще умение мы можем потренировать на этом предложении? (грамматические основы) (задание 8 и 11)

6)Цифровой диктант

1.предложение 1

2. предложение 3

3. предложение 15

4. предложение 19

5. предложение 57

Проверяем себя.

7).  Среди предложений  15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени)   (Изъяснительное)                                                 

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

3).Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

 Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации.

-Какие задания мы сегодня не успели повторить? (3, 10

Рефлексия

Какую оценку я поставил(а) бы себе за работу на уроке?

Что нового я узнал (а) сегодня на уроке? Что повторил (а)?

Что у меня получилось и не получилось на уроке и почему?

Как можно применить в жизни полученные на уроке сведения?

  • Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

БЕСКОРЫСТИЕ.

Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.

- Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед  близкими  и родными.

- Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Бескорыстие

  1. Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
  2. Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.

(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.

(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…

(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…

(26) Лётчик обнял меня за плечи.

(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…

(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.

(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…

(33) – Достал?

(34) – Достал, достал… – отец засмеялся и пошёл к умывальнику.

(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…

(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»

(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!

(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его,  неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.

(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному  Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…

(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

                                                                                                     (По В. Пескову)

Информационная карта

ФИ учащегося____________________________________________________

1. Указать способ связи в словосочетании, заменить синонимичным словосочетанием

?

?

Берёзовый лес (предложение 18)

Колонны танков (предложение 60)

Узбекские семьи (предложение 57)

Средства сибиряков (предложение 60)

Книжный магазин (предложение 3)

Случай из детства ( предложение 1)

2. Выполнить тест

1. В каком словосочетании тип связи – согласование ( предложение 56)

а) силой нравственности

б) служением Родине

в) бескорыстным служением

2. В каком ряду все словосочетания со связью управление

а) потерялись в войну, в  спасательных работах, последний рубль

б) высокий пример, будет идти долго, достанем её

в) знаю человека, пошёл к умывальнику, стал обладателем

3. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) к моей постели

б) книжка была дорогой

в) взял меня

3. Цифровой диктант

4. Соотнести схему и предложение из текста (стрелками)

Схема

№ предложения

          .           .        ,           .       .   ,             X

36

              X

                     ,        .      .

59

                                              X

                  .      .      .        ,                  ,

23

              X

                     ,        .      .

38



Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

 (В поисках утраченной драгоценности).

1. Образовательный аспект.

  •                         Создать условия для формирования полноценного навыка чтения,
  •                             умений самостоятельно работать с  текстом,
  •                             умений работать в паре, в  группе.

2. Развивающий аспект.

  • Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
  • умения давать героям оценку,
  • умения воссоздавать прочитанное,
  • умения раскрывать причинно-следственные связи;
  • развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас

3. Воспитательный аспект

  • Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени.
  • Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
  • Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
  • Показать нравственные качества человека.
  • Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.

4.Здоровьесберегающий аспект:

  • Научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
  • Сформировать уверенность в том, что каждый способен справиться с этими проблемами;
  • Формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.

Механизм и продолжительность реализации разработки.

Урок составлен по учебнику «Литература», автор Ланин. Урок из раздела «От сказки к фантастике». На  изучение произведения «Сказка о потерянном времени» отводится 3 часа. Тип урока: закрепление и анализ прочитанного произведения.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны уметь свободно ориентироваться по тексту, давать характеристику героям, самостоятельно находить в произведении пословицы, поговорки, фразеологические обороты, уметь раскрыть их смысл.

На доске:  “Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц

1. Организационный момент. 

Приветствие.  С каким настроением вы пришли? (смайлики - кружочки)

Приглашаю всех в путешествие на поиски утраченной драгоценности. Какую драгоценность мы будем с вами искать на этом уроке? Вы догадались?  

(если нет - Отгадайте загадку.

        Без ног и без крыльев оно,

        Быстро летит,

        Не догонишь его.)

- Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время.

 Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)

- А для чего люди изобрели часы?

- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят: Делу – время, потехе – час.

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда.  В этом мы с вами убедились, прочитав одно интересное произведение.

  • Какое? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
  •  Действительно, Евгений Львович Шварц  - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».

Прочитайте эпиграф. Как его понимаете?

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?  

(На уроке мы попытаемся ответить на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ? Какие выводы мы можем сделать для себя, прочитав эту сказку?

- Потерянное время. Как вы понимаете эту фразу?

- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром). Тогда в путь.

2. Чтение и анализ сказки.

1. - К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца?  (Авторская литературная сказка).

 - Докажите. (Это волшебная сказка, так как  в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц).

- Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке? ( Добро побеждает зло. Волшебные помощники.  (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

Работа с текстом.

2. Начнём анализ сказки со словарной работы. В тексте вам попались незнакомые слова. Объясните значение слов.

  -Окладистая борода  - широкая и густая борода.

  -Керосиновая лампа – лампа освещающая при помощи керосина.

  -Ходики – небольшие стенные часы с гирями.

- Пола׳, по׳лы  (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например, полы пиджака)

  • Куда мы обращаемся, если не знаем лексического значения слова? ( в толковый словарь. Читаем там определение слов «ходики» и «пола»)
  • Вспомните из изученного по русскому языку, кроме словаря, как мы еще можем определить лексическое значение слова? (по иллюстрации) (слайд с иллюстрациями)

3. - А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки? (Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.)


- Какое же несчастье их объединило? (
“Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”).

- Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми? (Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли)

- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик? (Это был Петя Зубов.)

- А как это произошло? (Чтение отрывка по ролям)


- Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал? (
“Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться)….

- Найдите в тексте и прочитайте, как просыпался город? ( А город уже совсем проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах. Только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи”, “ Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен никому не нужен)

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?

- Как обнаружил их Петя? Чем они отличались от других нормальных стариков и старушек? Как они себя вели? (зачитываем) Работа в парах. (пары 1 ряда — материал о Марусе Поспеловой, 2 ряда - о Зайцеве Васе и 3 ряда - о  Наденьке Соколовой.)

- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

- Меняется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

- Наверное, впервые в жизни, Петя Зубов боялся потерять время. Найдите и прочитайте, где он в этом признался? (“- Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся потерять время. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы его потом сберечь”. )

  • Почему волшебники были уверены, что дети не смогут ничего изменить?
  • Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются»)

- А что о детях говорит Пантелей Захарович? («Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да  опоздают)

  • Как дети снова стали школьниками?
  • Почему дети смогли победить волшебников?  ( они нашли друг друга, объединились, и, наконец – то научились ценить и экономить время).
  •  Давайте ответим на главный вопрос урока.
  • Для чего была придумана сказка?

4. Применение знаний и умений.

- Какую проблему поставил автор перед своими читателями? (нужно беречь время)

- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)

- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает около 700 тыс. часов? И, несмотря, на такое большое число, времени постоянно не хватает.

  • Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)

- Предлагаю вам проверить,  всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время и возникают ли у вас в связи с этим  трудности?

Индивидуальная работа с карточками (у ответов нарисованы красные, зеленые, черные кружки)

Выбери нужный ответ и поставь напротив него +

- Сколько времени ты спишь?

10,5-11 часов

9-10 часов

меньше 9 часов

- Сколько времени ты занимаешься любимым делом?

1-1,5 часа

1,5-2часа

больше 3 часов

- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?

1-1,5часа

2-2,5часа

больше 3 часов

- Сколько времени ты проводишь на свежем воздухе?

1-1,5 часа

меньше 1 часа

30 минут

- Сколько времени ты смотришь телевизор?

20-40 минут

1 час

2 часов

- Сколько времени ты играешь на компьютере?

15-20 минут

1 час

2 ч и больше

-  Давайте попытаемся выяснить,  в чём причина ваших проблем и трудностей.

- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ,  что вы делаете не совсем правильно.

- Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.

- Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?

Работа в группах.

1 группа

Выберите и отметьте те черты характера, которые помогают человеку добиться цели.

- целеустремлённость

- самостоятельность

- внушаемость  

- настойчивость

- дисциплинированность  

- смелость

- сила воли         

- рассеянность

- нерешительность

- решительность

- упрямство

- сдержанность

- несдержанность

- трусость

- безволие

2 группа

Подумайте. Отметьте 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

- быть настойчивым

- быть решительным

- не расстраиваться при неудаче, ошибке

 - не торопиться

- не ждать быстрого результата

- верить в успех

- верить в то, что всему можно научиться

- поддерживать друзей в трудную минуту

- не унывать

- не сдаваться

- не пасовать перед неудачей или трудностями

- не стесняться попросить помощи

- не бросать начатое дело

3 группа

Выберите подходящие к теме урока пословицы. 

- Всякому дню подобает забота своя.

- Поспешишь, да людей насмешишь.

- На хотенье - есть терпенье.

- Не спеши языком, торопись делом.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Без дела жить - только небо коптить.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- После дела гулять хорошо.

- Работе время, досугу час.

Обсуждение работ в группах заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?

5. Рефлексия: Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Давайте определим, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте. («Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»)

- Какой же вывод вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца?

- Дети спаслись, но вы знайте, что потерянное время – это утраченная драгоценность. Следите за своим временем. Не тратьте его понапрасну. Помните: “…человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Смайлики -кружки (настроение)

6. Домашнее задание: (на выбор)

  • Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время? Придумать продолжение истории.
  • Пересказ сказки.

Резерв: Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое?)

(Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай.

Уроки делай не спеша

И книг не забывай)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» Автор: Колышкина М.Я . 1.2.15

Слайд 2

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ (1896-1958)

Слайд 3

Пола, полы

Слайд 4

Окладистая борода Керосиновая лампа Ходики

Слайд 5

Выберите и отметьте те черты характера, которые помогают человеку добиться цели. - целеустремлённость - самостоятельность - внушаемость - настойчивость - дисциплинированность - смелость - сила воли - рассеянность - нерешительность - решительность - упрямство - сдержанность - несдержанность - трусость - безволие ыберите

Слайд 6

Отметьте 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели . - быть настойчивым - быть решительным - не расстраиваться при неудаче, ошибке - не ждать быстрого результата - верить в успех - не сдаваться - не пасовать перед неудачей или трудностями - не стесняться попросить помощи - не бросать начатое дело - верить в то, что всему можно научиться - поддерживать друзей в трудную минуту

Слайд 7

Выберите пословицы, подходящие к теме урока . - Поспешишь, да людей насмешишь. - На хотенье - есть терпенье. - Не спеши языком, торопись делом. - Скучен день до вечера, коли делать нечего. - Без дела жить - только небо коптить. - Труд человека кормит, а лень портит. - Сделал дело, гуляй смело. - Работе время, потехе час.

Слайд 8

Домашнее задание (на выбор) 1. Как вы думаете, как теперь будут жить ребята, вернувшие потерянное время? Придумайте продолжение истории. 2. Пересказ сказки. 3. Составьте правильный режим дня.

Слайд 9

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки? НАЗОВИ СКАЗКУ

Слайд 10

Кто учился в третьем классе 14 школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению?» ВИКТОРИНА Петя Зубов

Слайд 11

ВИКТОРИНА Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил Из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком? « Одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь он всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Главное, ничему не успел научиться»

Слайд 12

Как звали ребят из сказки? ВИКТОРИНА Маруся Катя Петя Лена Вася Коля Ира Надя

Слайд 13

ВИКТОРИНА В каком классе учился главный герой книги? ВО ВТОРОМ В ПЕРВОМ В ЧЕТВЕРТОМ В ТРЕТЬЕМ

Слайд 14

ВИКТОРИНА Кто первым заменил, что Петя превратился в старика? БУФЕТЧИЦА МАМА ВОДИТЕЛЬ ТРАМВАЯ ГАРДЕРОБЩИЦА

Слайд 15

ВИКТОРИНА ЛЕТОМ ОСЕНЬЮ ВЕСНОЙ ЗИМОЙ В какое время происходили события?

Слайд 16

На каком обороте стрелок в "Сказке о потерянном времени« "вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете"? НА 77 ВИКТОРИНА

Слайд 17

На какие две группы можно разделить героев сказки? ДЕТИ ЗЛЫЕ ВОЛШЕБНИКИ Почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми?

Слайд 18

ВИКТОРИНА Как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются»

Слайд 19

ВИКТОРИНА А что о детях говорит Пантелей Захарович? «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают

Слайд 20

ВИКТОРИНА Какую тайну узнал Петя? «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелки ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем»

Слайд 21

ВИКТОРИНА По каким же признакам искал Петя старичков-школьников? Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики.

Слайд 22

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ ПОТЕРЯЛ МИНУТУ – ПОТЕРЯЕШЬ И ЧАС ПОТЕРЯЛ МИНУТУ ПОТЕРЯЕШЬ И ЧАС ЧАС ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ТОТ, КТО ПОНАПРАСНУ ТЕРЯЕТ ВРЕМЯ, САМ НЕ ЗАМЕЧАЕТ КАК СТАРЕЕТ. ТЕРЯЕТ ВРЕМЯ, ТОТ, КТО ПОНАПРАСНУ САМ НЕ ЗАМЕЧАЕТ КАК СТАРЕЕТ.

Слайд 23

ПОДВЕДЕМ ИТОГ? Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему? Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков? Что поможет детям вернуться к нормальной жизни?

Слайд 24

Источники: http://nsportal.ru/sites/default/files/Shvarc_Skazka_o_poteryannom_vremeni_4_kl_.ppt


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по теме «Буквы Ы-И после Ц» Автор: Колышкина М.Я.

Слайд 2

1. Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание 2. Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь 3. Ц..рк, скворц.., ц..пленок, лисиц..н.

Слайд 4

Схема После Ц И Ы 1. В корне слова 1. -------------------------- 2. -------------------------------- 2. В словах-исключениях: Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул ему: « Цыц !»

Слайд 5

Схема После Ц И Ы 1. В корне слова 1 . В суффиксе и окончании 2. В словах на - ЦИЯ 2. В словах-исключениях: Цыган подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул ему: « Цыц !»

Слайд 6

1. 2. НА - ЦИЯ 1. 2.

Слайд 7

Групповая работа Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните правописание этих слов . 1. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью . 2. Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины. 3. Систематическое собрание каких-либо предметов. 4. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. 5. Род перчаток с отделением только для большого пальца. 6. Дословная выдержка из текста. 7. Твердый покров черепахи . 8. Пункт остановки ж/д поездов. 9. Детеныш курицы. 10. Короткий, обрубленный хвост.

Слайд 8

Контроль и самоконтроль Решите тест 1 . Укажи слово, в котором после Ц пишется бу ква Ы : А) ц..рк Б) делегац..я В) ц..ганочка.. Г) ц..фра 2 . Укажи слово, в котором в корне пишется буква И : А) ц..кнуть Б) ц..ркуль В) ц..пленок Г) уц..питься 3 . В какой группе во всех словах пишется И ? А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..

Слайд 9

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ В Б А

Слайд 10

§ 48 (правило) (на выбор): а) Упр. 689 б) Упр. 690 (повышенной сложности) Б) Составьте словарный диктант из 15-20 слов на изученную орфограмму.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» «Дороги, которые мы выбираем. Дорога Петра Гринева» Автор: Колышкина М.Я.

Слайд 2

Петр Гринёв 1. Расскажите о жизни Гринёва в родительском доме. 2. Кто оказал большое влияние на формирование личности Гринёва? 3. Какие уроки получает Гринёв от отца?

Слайд 3

Наказ отца Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Служи верно, кому присягнёшь. Береги платье снову, а честь смолоду.

Слайд 4

Честь (словарь С.И.Ожегова) 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. (Дело чести, долг чести.) 2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. (Честь семьи, честь мундира.) 3. Целомудрие, непорочность. (Девичья честь.) 4. Почет, уважение. (Воздать честь.)

Слайд 5

Честь (словарь В.Даля) 1 . Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть. 2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. 3. Высокое звание, чин. 4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства. 5. Оказание почтения, почета.

Слайд 6

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (С.Ожегов) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития . (В.Даль)

Слайд 7

Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему: 1. Вариант – 1,2,3 2. Вариант – 4,5,6. Уплата долга за проигрыш. Благодарность за спасение. Поединок за честь девушки. Отказ присягнуть бунтовщику. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

Слайд 8

Домашнее задание На выбор: Письменное размышление о дальнейшей судьбе Петра Андреевича Гринева. Сочинение-миниатюра: письмо -------к Гриневу -------к Пугачеву ---------к Маше ---------к Пушкину «Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какое это счастье: поделиться Сокровищами своей души… Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА по русскому языку Автор: Колышкина М.Я.

Слайд 2

Какое это счастье: поделиться Сокровищами своей души… Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА по русскому языку

Слайд 3

Какое это счастье - поделиться Сокровищами своей души… Комплексный анализ текста при подготовке к ГИА по русскому языку

Слайд 4

Ключевые понятия Текст Тема текста Проблема текста Основные орфограммы (правописание приставок, суффиксов) и пунктограммы

Слайд 5

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. (Н.В.Гоголь) А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. (М.Цветаева)

Слайд 7

В.И.Даль: Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

Слайд 8

С.И.Ожегов: БЕСКОРЫСТНЫЙ , -ая, -ое; -тен, -тна. Чуждый корыстных интересов. Б. человек. Б. поступок. Бескорыстно (нареч.) помогать кому-н. || сущ. бескорыстие, -я, ср. и бескорыстность, -и, ж.

Слайд 9

Ушаков Д.Н.: Бескорыстие- Отсутствие заботы о личной выгоде. Бескорыстный — (сн), бескорыстная, бескорыстное; бескорыстен, бескорыстна, бескорыстно. Чуждый корысти, расчетов на личную выгоду человек.

Слайд 10

Какое утверждение не соответствует содержанию текста? а) Хороших людей больше, чем плохих; б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего; в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград; г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

Слайд 11

Из предложений 22 – 30 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Слайд 12

Из предложений 22 – 30 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. Исчезла, испуганно, раздеваясь .

Слайд 13

Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» Подтвержденная

Слайд 14

Домашнее задание (на выбор): Решить тестовую часть варианта №28 из сборников ОГЭ. Составить свой вариант тестовой части ОГЭ по русскому языку по любому отрывку из литературного произведения .



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Дороги, которые мы выбираем.

                           Дорога Петра Гринева»

                         (По повести А.С. Пушкина  «Капитанская  дочка»).

Цели:

   1.Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина; воспитывать интерес к истории России и Казахстана;  закрепить умения делать сравнительную характеристику героев; продолжить обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов

2.Проследить по тексту повести путь духовного становления Петра Гринёва;

в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием исторических событий, изображённых в повести, под влиянием встреч с Пугачёвым;

3.Формирование умения  отстаивать свою позицию, видеть честь и бесчестие, содействовать  умению работать в группах, используя технологию сотрудничества

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемный

Оборудование: презентация,  иллюстративный материал, карточки с заданиями, таблицы с названиями групп

Эпиграф.

Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека эгоизм, затхлость. И без неё не будет обновления, перемен. (Ф.Абрамов)

Береги  платье  снову, а честь смолоду. (А.С.Пушкин)

  1. Вступление.

Приветствую всех на уроке литературы, где мы с вами, ребята, погружаемся в великий мир книг. Но, согласитесь, что в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер заменили ее, ведь они не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее душу автора. Но заговорит она лишь тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит. Сегодня я приглашаю вас в это трудное, но такое интересное путешествие по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Есть книги, которые читаешь 3 дня, а помнишь всю жизнь. Книга Пушкина-одна из них. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об этой повести.

Итак, соберем  свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье.

-Между чем приходится нам выбирать в жизни? (Между добром и злом, честью и бесчестьем, верностью и предательством, порядочностью и непорядочностью и т.д.)

Проблема выбора: Выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации, по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходится делать каждому. Встаёт он и перед героями повести в самые решающие моменты их жизни.

Как вы думаете,  кому из героев  повести приходится постоянно делать выбор? (Петру Гриневу) Дороги, которые мы выбираем.

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

Шоссе, что лежит по равнине,

Маршрут каравана в пустыне,

Путь воина к славе Отчизны,

И путь человека по жизни.

( В. Остен «Дорога»).

-О чем мы сегодня будем говорить? (Дорога Петра Гринева) — открыть доску

- Какова цель урока? (какую цель мы поставим перед собой?)

 Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте рассмотрим на примере жизненной дороги  Петра Гринёва.

Чтобы нам было удобнее следить за жизненным путем героя, путем его духовного становления, за этапами формирования его характера, я предлагаю использовать схему «Дорога Петра Гринева».

         

При изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята получают задание: изобразить жизненный путь Петруши Гринёва в виде следующей схемы:

Плюсом обозначены положительные поступки, минусом — отрицательные. Учащиеся должны не просто зафиксировать поступки героя, но и дать им оценку. А для этого надо выйти на понимание мотивов поступков. У ребят получается примерно следующее:

2.Беседа по тексту.

Итак, в путь. Посмотрите на схему: 1 пункт уже есть (Прочитаем: Дом, семья. - Наказы отца) Как вы думаете почему?

Формирование характера Гринёва начинается в родительском доме.

- Расскажите о жизни Гринёва в родительском доме.

- Кто оказал большое влияние на формирование личности Гринёва?

- Какие уроки получает Гринёв от отца? Давайте проследим по тексту.

Наказы отца.

  1. Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.
  2. Служи верно, кому присягнёшь.
  3. Береги платье снову, а честь смолоду.

- А что такое честь? Давайте обратимся к толковому словарю.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

Честь

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

Честь

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почета.

Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

-Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии? (хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи).

-Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? (честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси) 

-Изменилось ли за века представление русских людей о чести?

(Нет, не изменилось).

-Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.

Учитель: обратите внимание: береги платье снову…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека.

 Итак, слова отца запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы.

- Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

(Пересказ эпизода из 1 главы – «Встреча с Зуриным»). 

Отмечаем на схеме этот момент.

  • Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

  • А что такое совесть? (обратимся к словарю)
  • Скажите, а были в вашей жизни такие моменты, когда вам становилось стыдно? (Да, были)
  • Значит, душа ваша ещё жива.

Итак, продолжается путь духовного становления  Петра Гринёва.

-Какой следующий момент на его жизненном пути? По пути в Белогорскую крепость Гринев встречает Пугачева. (благодарность за спасение)

-Зачем берет тулупчик, если тот трещит по швам?

-Ученики: - Из уважения, а также в благодарность за проявленное к нему милосердие. Нельзя не заметить, что Петруша искренне благодарит Вожатого за добро.

-Учитель: Действительно, для «беглого каторжника» жалость и добро со стороны дворянина непривычны. Даже для Савельича он «собака», «разбойник», «пьяница оголтелый», а Петруша, обращаясь к нему, говорит: «Что, брат, прозяб?»

- Начинается новый этап в жизни Гринёва.

Гринёв служит в Белогорской крепости.

- Расскажите, как протекает его служба?

- Что же послужило причиной и поводом к ссоре между Гринёвым и Швабриным?

(Выразительное чтение эпизода по ролям из 4 главы со слов « Я уже сказывал…»  до слов  «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник….., то советую действовать не песенками»).

- Какие черты характера проявляются у героев в этом эпизоде?

(Учащиеся осуждают циничное, грубое отношение Швабрина к девушке, отмечают в Гринёве доброе, уважительное отношение, желание защитить её честь и достоинство).

- Почему Гринёв согласился на дуэль, ведь они были запрещены, за них наказывали, они считались «смертоубийством»?

(Он заступился за честь любимой  девушки. Автор осуждает своего героя за дуэль со Швабриным, хотя его заступничество за честь любимой девушки не может не внушить уважение читателю. Гринёв опять поступает по совести).

- Что отметим на схеме?

 Таким предстаёт перед нами Гринёв накануне грозных исторических событий. Жизненный путь героя продолжается, и судьба сводит его с Пугачёвым. Обратимся теперь к истории отношений Гринёва с Пугачёвым, т.к. в них скрываются важные черты характера героя, потому что и здесь Гринёву приходится делать выбор, рискуя жизнью.

- Как же поступает Гринёв в той или иной ситуации?

3.Анализ и сопоставление эпизодов.

Давайте посмотрим два фрагмента из фильма и сопоставим их.

1-ый фрагмент – «Сцена казни» (глава 7).

- Проследим за поведением Гринёва, как он ведёт себя в этой сцене? ( Он ведёт себя очень мужественно, стойко. Он смело глядел на Пугачёва и готовился «повторить ответ великодушных моих товарищей». Он не признаёт в Пугачёве государя, т.к. присягал на верность императрице. Долг для него превыше всего).

Гринёв поступил, как подсказывала ему совесть и долг. И уже приготовился умереть, А вот у Швабрина давно созрела мысль перейти на сторону «разбойника». И вот мы видим его в казацком кафтане, остриженного в кружок, около Пугачёва.

Итак, принять смерть перед товарищами кажется легко. Как говорят в народе: « На миру и смерть красна ». А вот как вести себя наедине с Пугачёвым. Для Гринёва это труднее, это опять выбор, важное решение. Очень трудно не слукавить, не оказаться малодушным.

  • Как же Гринёв ведёт себя один на один с Пугачёвым?

2-ой фрагмент – «Разговор Гринёва с Пугачёвым» (глава 8).

(Он искренне говорит правду, не лукавит. Бесстрастие всегда ценится в человеке. Такими качествами наделил автор и своего героя: «Голова моя в твоей власти; отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья, а я сказал тебе правду». Гринёв сумел победить минутную слабость. «Чувство долга восторжествовало над минутной слабостию».

Таким образом, в этом нравственном поединке Гринёв оказался на высоте. Он оценил свою человеческую дворянскую честь, как он её понимал, выше жизни).

  • Что занесем в схему? (отказ присягнуть бунтовщику)

4.Беседа по тексту.

На протяжении урока мы говорили с вами о воинском долге Гринёва. Он не мог нарушить присягу, данную императрице. Но однажды он все - таки пренебрег воинским долгом.(Но он не мог пренебречь и человеческим долгом по отношению к любимой девушке).

- Когда же Гринёв пренебрегает воинским долгом?

- Как отнёсся генерал Р. К просьбе Гринёва о спасении дочери капитана Миронова?

- Как поступил Гринёв?

- Правильно ли он сделал, что нарушил воинский долг?

(Он решает отправиться в Белогорскую крепость, чтобы спасти Марью Ивановну. Но Гринёв стоит перед выбором: нарушить воинский долг или поступить, как подсказывает ему совесть, т.е. спасти любимую девушку, оказавшуюся в руках Швабрина. И он уезжает из Оренбурга, нарушая приказ. В этом поступке покоряет нас смелость, доброта, благородство, великодушие Гринёва).

- Обратим внимание на момент приезда Пугачёва и Гринёва в Белогорскую крепость.

Опять мы видим Швабрина. И Гринёв и Швабрин ведут себя по- разному. Мы видим разные дороги этих героев.

  • О чём это говорит?
  • Что запишем в схему?(рискует жизнью ради спасения любимой)

И потом, уже на суде, когда Гринёва арестовали по наговору Швабрина, Пётр мог бы спастись, но не сделал этого. Почему? (гл. 13-14).

  • Что запишем в схему? (самопожертвование  ради доброго имени Маши)

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод. Понятие чести, достоинства для Гринёва превыше всего, потому что он помнит наказ отца: «береги честь смолоду».

5.Заключение.

Мы проследили путь духовного становления Петра Андреевича Гринёва.

  • Что же можно сказать о дороге, которую прошёл главный герой?

Вывод. Мы видим, что жизненный путь Петруши Гринёва не ровен, он совершает много ошибок, но они в основном в начале его самостоятельной жизни, так как он ещё молод, неопытен. Но в то же время Петруша способен признавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном, достойно выходить из сложившихся ситуаций. Поэтому вполне очевидно, что жизненная дорога Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.

Давайте еще раз  обратимся к эпиграфу урока, к словам Ф. Абрамова.

- Можно ли эти слова отнести к образу Гринёва?

(Ответы детей, комментарий).

-Прочитайте введение к «Капитанской дочке», которое автор не включил в окончательную редакцию. Это обращение умудренного жизнью старика Гринева к своему внуку: «Ты увидишь, что задавленный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив почтение своих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство».

-Какие два качества, по мнению умудренного жизнью Гринева, являются главными в человеке, чтобы заслужить почтение и уважение людей? (доброта и благородство)

-Можно ли эти слова считать наказом для потомков Гринева? (да)

-А для нас является это наказом? (да, является)

Поразмышляем о прочитанном

-Почему Пушкин в  «Капитанской дочке»  придумал, что Гринев не оправдан  в результате  расследования  специальной комиссией, а помилован Екатериной 2  по просьбе Маши Мироновой?

-Если бы речь шла о вас, о вашей судьбе, вы бы предпочли довериться  бесстрастному закону либо человеческому милосердию? Объясните свою точку зрения.

В творческой мастерской (домашнее задание)

  1. Письменное размышление  о дальнейшей судьбе  Петра Андреевича Гринева.
  2. Сочинение-миниатюра: письма--------к Гриневу

                                                                        -------к Пугачеву

                                                                       ---------к Маше

                                                                      ---------к Пушкину

   

Подведение итогов:

 Учитель: благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке и надеюсь, что если вам в жизни когда-нибудь будет трудно и придется сделать выбор, вы вспомните наш сегодняшний урок и примете правильное решение.

Задания для аргументированного ответа

1.«Береги честь смолоду»- зто совет или требование?

2.К кому обращается автор? Что советует нам из своего времени?



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока:                      «Буквы И-Ы после Ц»

УМК:  УМК под редакцией С.И.Львовой

Тип урока: комбинированный

Цели учителя:   помощь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы; развитие орфографической зоркости, речевого слуха у учащихся; навыков графического обозначения данной орфограммы; совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.

Цели учащихся:  умение распознавать изученную орфограмму в тексте; умение применять изученное правило на практике.

Задачи:

Познавательные:    перерабатывать информацию для получения необходимого результата: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы-опоры.

Коммуникативные:  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща: организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, следование в поведении моральным и этическим нормам.

Оборудование к уроку:   интерактивная доска, мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка 5-6 классы», универсальный мультимедийный тренажёр по русскому языку для 5 класса.                            

Технологии обучения:    ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ и мультимедийные технологии), интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества.

     

Ход урока

  1 этап. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и нашим гостям и пожелаем нам всем успеха.

Предлагаю начать с речевой разминки. 

Я думаю, всем известно, что народная мудрость испокон веку передавалась в пословицах и поговорках. Предлагаю вам познакомиться с 2 народными мудростями:

Не знать - не страшно, страшно - не узнать.(Китайская)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.(Русская)

  • Как вы понимаете данные высказывания?
  • Как вы думаете, похожи пословицы по смыслу? Обратите внимание, что созданы они разными народами.

- Вы с ними согласны? Тогда приступаем.

         

2 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации. (4-5 мин)

         Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

  1. Фронтальная работа. Найдите четвертое  лишнее.

          Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание.

Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь.

Ч..рный, реш..тка, ж..нглер, ч..лка.

Ц..рк, скворц.., ц..пленок, лисиц..н.

- Затрудняетесь?

- Обратите внимание на произношение этих  слов. Какие звуки вы слышите после Ц? А как вы думаете, при одинаковом произношении пишутся разные буквы или одна? А  почему в этих словах при одинаковом произношении пишутся разные буквы? (вспомним пословицу)

  • Попробуйте определить тему и цель урока?

Написание букв И-Ы после Ц (научиться писать и-ы после ц)

  3 этап. «Открытие нового знания»(7-8 мин)

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.

-Давайте попробуем решить эту орфографическую задачу.

-Проанализируйте в парах материал учебника на стр. 45 и попробуйте определить, какие буквы нужно вставить в слова.

На доске записаны слова:

Ц..рк, скворц.., ц..пленок, лисиц..н. Один у доски — объясняет орфограмму.

4 этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 мин).

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта.

--Пользуясь материалами учебника на стр. 45, заполните пропуски в схеме  по этому правилу. Запишите в тетрадь.

----Объясните написание слов из вашей таблицы по этому правилу.

                                                      После Ц

                           И                                                      Ы

  1. В корне слова                                    1) В суффиксе и окончании
  2. В словах на – ция                              2) В словах-исключениях:

                                                                 Цыган подошел к цыпленку на цыпочках

                                                                 И цыкнул ему: «Цыц!»    

Физкультминутка

А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы», нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

(И- тянемся вверх.
Ы- подпрыгнуть.)

Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.

5 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин)

Цель: осознание того, где могут пригодиться знания.

Работа с упр. 688 Заполняем таблицу:

        ци

             ция

     

          цы

       

           цын

Представитель от каждого ряда заполняет соответственно 1-2-3 графу таблицы по 2 примера, 1 ученик — 4 графу индивидуально.

-Давайте сделаем вывод (еще раз обобщим сказанное)

Групповая работа. Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните их правописание. Запишите в карточку.

Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины (цитрусовые).

Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).

Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).

Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

Дословная выдержка из текста (цитата).

Твердый покров черепахи (панцирь).

Пункт остановки ж/д поездов (станция).

Детеныш курицы (цыпленок).

Короткий, обрубленный хвост (куцый).

6 этап. Контроль и самоконтроль. ( распечатано каждому)

 

Решите тест.

          1. Укажи слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк         Б) делегац..я          В) ц..ганочка..          Г) ц..фра

          2. Укажи слово, в котором в корне пишется буква И:

               А) ц..кнуть      Б) ц..новка           В) ц..пленок        Г) уц..питься

          3. В какой группе во всех словах пишется И?

              А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые

              Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..

Проверьте.

1В           2. Б          3. А

В это время 1 ученик выполняет онлайн - тест на интерактивной доске по изученной орфограмме.

7 этап. Домашнее задание (дифференцированное) 1 на выбор:

1.Упр.689

2.Упр. 690 (повышенной сложности)

3.Составить словарный диктант из 15-20 слов на изученную орфограмму.

8 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УУД, оценка своей деятельности и деятельности коллектива.

- С чем познакомились на уроке?

- Как будем узнавать новую орфограмму?

- Какую задачу поставим на следующий урок?

- Встаньте те, кто доволен своей работой.

«Корзина знаний»

Когда закончится урок, перед выходом из кабинета вы выбираете кружок - яблоко красного, желтого или зеленого цвета и бросаете в корзину.

Красный — в этой теме для меня осталось много непонятного,

синий — в этой теме некоторые вопросы я не понял,

зеленый — эту тему я понял очень хорошо.