Работа с педагогами.

Вискунова Анастасия Николаевна

В данном разделе представлена работа с педагогами.  

Мастер- класс - одна из эффективных форм передачи собственного педагогического  опыта. Его проведению предшествует стабильный положительный результат деятельности и нахождение рациональных путей, продуктивных способов достижения этого результата. Мастер-класс требует от педагога тщательной подготовки и прорисовки основных этапов его проведения.

Семинар-практикум - одна из эффективных форм работы в ДОУ, так как позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Мастер-класс с презентацией для педагогов "Самомассаж ложками, как нетрадиционное средство работы с детьми, страдающ1.69 МБ
Файл Практикум для педагогов "Работа с игрушкой - антистресс Pop it, как способ профилактики дисграфических нарушений"28.73 КБ
PDF icon Семинар-практикум для педагогов "Система работы по подготовке к обучению грамоте детей 4-7 лет"1.43 МБ
Файл Мастер-класс для педагогов «Инновационные и традиционные приемы в артикуляционной гимнастике.Весёлая артикуляционная гимнастика"1.25 МБ
Файл Памятка воспитателям "Звуковой анализ слова. Схема предложения"22.43 КБ
Файл Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: «Игры и упражнения для формирования образа буквы»17.31 КБ
Файл Практикум для педагогов ДОУ Тема: «Организация работы в дистанционном формате» 17.15 КБ
PDF icon Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов на тему: «Инновационные приёмы артикуляционной гимнастики в работе с деть1 МБ
PDF icon Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов на тему: «Работа учителя-логопеда в дистанционном формате"876.93 КБ
PDF icon Представление авторского пособия: «Весёлая артикуляционная гимнастика» на муниципальном конкурсе «Есть идея!" 2020 г.1019.23 КБ
Файл Мастер-класс для педагогов. "Звуковой анализ слова. Схема предложения".25.64 КБ
Файл Семинар-практикум «Подготовка детей к обучению грамоте»2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Практикум для воспитателей

Тема: «Речевые игры с Pop-it».

г.Советский  2021 г.

В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки- антистрессы. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop It («Поп Ит») и Simple Dimple «Симпл Димпл».

Практически у каждого ребёнка уже есть эта игрушка. Суть у них одинаковая: это пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. Так что же это за игрушка? Стоит ли её покупать? Есть ли от нее польза или это просто очередная модная безделушка? Как ее можно использовать в работе логопеда и воспитателя в детском саду?

Поп Ит — это сенсорная игрушка антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые вы можете проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому у нас

Поп Ит называют «вечной пупыркой»

Симпл Димпл-это тот же Поп Ит, только меньшего размера.У него обычно от 2 до 5 пузырьков. Пузырьки могут быть разного размера. Часто продаются как брелки для ключей.

Изначально они были разработаны для обеспечения сенсорного и тактильного опыта, чтобы помочь детям с нарушением внимания. 

Благодаря ТикТоку приобрели бешеную популярность среди всех детей и даже взрослых. Видео с Поп Ит посмотрели уже почти 4 миллиарда человек.

Подобные сенсорные игрушки, использовались еще в 1970-х годах. Они активируют один или несколько органов чувств: зрение, слух или осязание. Помогают с концентрацией и вниманием. Многоразовые, моющиеся, имеют целый ряд забавных цветов и форм. Большинство сделаны из силикона. Бывают даже в виде чехла для телефона или в форме любимого персонажа фильма. Их можно использовать в любом месте, например, в автомобиле, самолете, ресторане, офисе. Удобно брать в путешествие. Есть как в одном цвете, так и радужные. Они просты в использовании, помогают восстановить концентрацию внимания, справиться со стрессом, улучшают мелкую моторику.

Как и любые игрушки-антистрессы — это инструменты саморегуляции, помогающие сосредоточиться, успокоиться, активно слушать. Могут, например, избавиться от суетливости, постукивания ногой, наматывания волос на палец или покусывание ногтей - это различные способы тела высвободить беспокойную энергию. Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны, направление расширяемой энергии позволяет им лучше сосредоточиться на том, что они пытаются узнать.Кроме того, эксперты пришли к выводу, что движение необходимо для обучения, поскольку учащийся должен использовать оба полушария мозга. Антистрессы уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Оказывают успокаивающее действие на тех, кто страдает от тревоги или сенсорных проблем, таких как СДВГ. Хотя игрушки не являются лекарством от этих проблем, они успокаивают, дают возможность занять руки.

В какие моменты Поп Ит придет на помощь родителям?

•      За обеденным столом, когда ребенок ждет еды или ждет, пока другие закончат есть.

•      В качестве утешителя в моменты тревоги.

•      В любое время, когда приходится ждать, например, в магазинах, у врачей, в машине, кафе.

Играть можно до бесконечности: как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому у нас Поп Ит называют «вечной пупыркой»

Сегодня мы рассмотрим, как  эту игрушку можно использовать для развития и обучения Вашего непоседы.

 

Математика с использованием Поп Ит из абстрактной становится наглядной. Ребенку легче понять и освоить арифметические действия. А, используя свойство тактильности игрушки, результат закрепляется быстрее. Распознавание чисел

Говорите число или бросаете игральный кубик, а ребенок нажимает нужное количество пузырьков. Сложение

Пишете или говорите пример. Ребенок набирает результат. Можно набрать сначала слагаемые, а потом сумму.

Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции  вычитания.

Повторение чисел

Необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он  нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок. В данном упражнении-игре закрепляются знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.

 

Моторика

Игры «Чередование предметов». «Продолжи ряд»

Понадобится пинцет и мелкие предметы, которые поместятся в углубления: пуговицы, бусины, камешки, фасолины, горошины и т.п.

Пусть ребенок раскладывает в углубления предметы пинцетом. Усложнив, можно просить, чтобы раскладывал в определенной последовательности.

Либо раскладывает взрослый, а ребёнок определяет закономерность и продолжает ряд.  

 «Нажимай по очереди» (пальчиковая гимнастика)

Одним пальцем. Двумя, тремя, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и так же по аналогии с другими пальцами.

Коммуникация, сенсорное развитие  Игры в парах «Кто первый?»

Первый игрок нажимает столько «пузырей», сколько хочет, но в пределах одного ряда. Следующий игрок делает то же самое. Любое количество среди оставшихся пузырей, но в пределах одной линии (всегда).

Цель игры состоит в том, чтобы не быть последним игроком, лопающим пузырь. Игрок, лопнувший последний пузырь, проигрывает раунд. Переверните доску и начните все сначала. Первый игрок, выигравший оговоренное число раундов (например, три), становится победителем. «Ищем клад»

Нужно подложить под Поп Ит маленькие «клады» (шарик, ракушку, камешек). Игроки по очереди нажимают на пупырышки. Кто первым наткнётся на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает

 

Ориентировка в пространстве, зрительное воображение «Бродилка»

Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните Поп Ит и положите в углубления на разных концах два небольших предмета.  Взрослый объясняет,  как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его.

Как усложнение – игру можно проводить без взрослого.  Обе роли выполняют дети. ориентировка в малом пространстве и закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».

«Две руки»

Детям предлагают двумя руками одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности. В процессе игры развиваются межполушарные связи.  «Выложи узор»

Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Дети старшего дошкольного возраста могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ.

 

Развитие речи

 «Сколько слогов (частей)»

Детям предлагается нажимать на пузырек на каждом слоге, тем самым определяя количества слогов в слове (не более четырех слогов) «Изучаем звуки»

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью Поп Ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий. Цель игры: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуках русского языка, их цветовом обозначении.

 «Разбери слово»

Цель игры: развитие навыка звукового анализа слова.

Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или

«лопает» пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.

 

Вот, только некоторые, примеры использования Поп Ит в работе с детьми. Я считаю, что нужно использовать интерес детей к данной игрушке и извлечь максимальную пользу для разностороннего развития дошколят.

«Речевые игры с пуп-ит»               

1.Фонематический слух .Когда слышим согласный твердый звук лопаем – синюю ячейку.

Мягкий звук=зелёную,  гласный звук-красную.

2. Узнай звук: если услышишь звук Мь-нажимай зелёную ячейку- мь. Фь,в, б, мь,к

3. Проговариваем чистоговорку и на каждое слово нажимаем на ячейку. «КУПИ кипу пик».

4. Работа с предложением. Количество слов в предложении. «Паша пошел гулять с ребятами. 5 шт»

5. Слоговая структура слова. Отрабатываем ритм: Нажми как я: синии-синий-красный итд, . 1 лопнуть-2 пропустить-1 лопнуть.

6.Звуковой анализ. Определяем место звука в слове. Верхний ряд-начало, средние ряды-середина, нижние ряды-конец.

7. Выполняем звуковой анализ слов на пупите.

8. Определяем количество слогов в слове. Столько же и лопаем. Мама-2 слога.

9. Определяем количество звуков в слове-дом-3.

10. Придумываем как можно больше лов на определённый звук и нажимаем. С-собака, сок, сухарь.

Считаем после количество слов.

11. Грам категории Нажми красную, если я скажу неправильно и исправь меня. Зелёную, если правильно: Зелёный груша, зелёная груша.

12. Один-много. 1кокос. А много? Ребёнок хлопает сколько ему угодно кружков и после отвечает-4 кокоса.

13. Согласование числ с существительным. Нажимаем на ячейки и считаем 1 лимон, 2 лимона…

14. Согласование прилагат с существит в роде:  Выбираем любой цвет ячейки и придумываем к нему слово- зелёный огурец, оранжевая морковь,

Ставим в 2 лопнувшие ячейки по игрушке и обыгрываем предлоги.  Лопни слева, права, под, над, между

15. Словарный запас «Кто больше?» Называем слова-предметы по лексической теме. Одновременно лопая ячейку.

Назови слова–действия на заданный предмет. Поезд-едет, мчит, стучит, везёт. Назови слова-признаки ..капуста какая?-хрустящая, круглая, зелёная..Не забываем нажимать на кружки.

16. Образ буквы. Лопая ячейки создавать образ буквы по образцу и самостоятельно.

Творческих Вам успехов!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» « Инновационные и традиционные приемы в артикуляционной гимнастике. Весёлая артикуляционная гимнастика» Учитель – логопед: Вискунова А.Н.

Слайд 2

Органы артикуляционного аппарата

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 4

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома: Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполняемых ребенком движений.

Слайд 5

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении) . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Слайд 6

Артикуляционные упражнения

Слайд 7

Артикуляционная сказка «Язычок и змейка».

Слайд 9

Источники http://www.logolife.ru/novosti/artikulyacionnaya-igra-skazka.html http://tvojlogoped.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html http://logoportal.ru/artikulyatsionnyie-uprazhneniya/.html



Предварительный просмотр:

Памятка: «Звуковой анализ слова», «Схема предложения».

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

   Гласные звуки произносим легко, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

   Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

   Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

 !!Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

!! Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

!! Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

!! Для звукового анализа не берем слова с йотированными гласными ( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ).

!! Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.

Звуковой анализ (на примере слова КОТ).

- Посмотри на картинку. Кто это? (это кот).

- Произнеси слово КОТ медленно, выделяя голосом каждый звук.

-Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

-Раздели слово КОТ на слоги. (кот)

-Сколько слогов в слове КОТ? (В слове КОТ 1слог). (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).  К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его  самостоятельно).

Работа с предложением.

Обучение начинается с простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные приемы:

  • рассматривание игрушек;
  • демонстрация действий с игрушками;
  • рассматривание картин;
  • пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».

Пример разбора предложения.

  • Составь предложение из трех слов по картинке (Девочка ловит мяч).

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово на первом месте? на втором? на третьем месте?

– Выкладываем схему предложения из полосок-слов.

– Как пишутся слова в предложении?

– Начертите схему этого предложения в тетради.

Подготовила  учитель-логопед: Вискунова А.Н.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

 Семинар – практикум для педагогов ДОУ

 Тема: «Игры и упражнения для формирования образа буквы»

учитель-логопед:

Вискунова А.Н.

г.Советский

 2022г.

Знакомство с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.  Для лучшего запоминания зрительного образа букв мы соотносим  букву с каким-либо сходным по форме предметом: О – с формой рта при произнесении звука О , Ж – с жуком , Ф – с филином и т.д. А затем мы вместе с детьми придумываем, на что ещё похожа эта буква. Для дифференциации образов букв использую на занятиях стихотворения и загадки о буквах.  Рассматриваются элементы, их количество. В какую сторону «смотрит» буква? (Вправо, влево, прямо). Напоминаем ребёнку, что все элементы пишутся сверху вниз.  При написании слогов, слов строка заполняется слева направо. Изображаем изучаемую букву руками или телом.

При знакомстве с буквой  детям предлагаются следующие упражнения.

При их выполнении происходит и развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.Важно: При выполнении всех заданий необходимо фиксировать внимание детей на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

1.    Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

2.     Выкладывание на столе букв из мелких предметов ( деревянных божьих коровок, сердечек, бусинок, фасоли  и т.д.)

3.     Выкладывание букв на ковролине из небольших одинаковых предметных картинок ( в соответствии с лексической темой, изучаемой на данной неделе.).

4.     Выкладывание букв горохом по пластилиновой основе.

5.     Выкладывание букв из шнурка, ниточки, проволочки, из карандашей, счётных палочек, верёвочек;

6.     Конструирование букв из элементов на ковролине с использованием ленты-липучки.

7.     Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эта работа осуществляется как по образцу, так и по представлению.

8.     Реконструирование   букв. Например из буквы И можно сделать букву П , передвинув только одну палочку.Поначалу реконструкция букв происходить в наглядно-действенном плане, а затем отвлечённо, то есть по представлению.

9.     Написание графических диктантов.Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку4 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх. При правильном выполнении задания получается буква П, которую дети могут заштриховать или раскрасить.)Работа эта интересна, требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированности зрительно-пространственного восприятия.

10.     Определение буквы,  написанной   на столе,  на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе ( с закрытыми или открытыми глазами).

11.  Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слово на заданный звук, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.

12.    Ощупывание букв, выполненных из липучки, наждачной бумаги, меха и т. д. и наклеенных на картонную основу.

                               



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Практикум для педагогов ДОУ в рамках ПДС  на тему:

«Организация работы в дистанционном формате»

Подготовила:

учитель-логопед Вискунова А.Н.

Данная тема актуальна на сегодняшний день, хочу поделиться своим опытом работы в данном направлении. Часть занятий с детьми и работа с родителями воспитанников перешли в  дистанционную форму. Пандемия внесла изменения во всём,в том числе и в нашу работу, организацию занятий. Мир небудет прежним, необходимо расширять профессиональные навыки, овладевать ими.

Чем я пользуюсь в работе- Основные мессенджеры  Waats App, Viber; эл.почта, платформа Zoom (удобные функции на платформе в работе- доска сообщ, эмоции, презентации, видеозапись).  

Работа с детьми занятия -зум, ватсап

Работа с родителями-короткие видео, отправка заданий на эл.почту, подготовка практикумов, консультаций и размещение их в родительском чате.

Важно при работе онлайн:

  • Опрятный внешний вид (улыбка, чистые волосы) никакой спортивной формы;
  • Помещение светлое- лучше нейтральный фон (исключить  лишние предметы сзади, множество пособий, чтобы не отвлекать внимание ребёнка, в кадре кроме вас ни должно быть никого, свет);
  • Звук (чёткий звук, отсутствие отвлекающих посторонних звуков);
  • Индивидуальный подход ( нужно так подобрать материал, чтобы ребёнок хотел заниматься);
  • Тщательная проработка сценария сюжета.

Зачем сценарий (конспект)?

  • Чтобы не было тупиковых ситуаций (нелепых фраз, слов-паразитов);
  • Включаем интерактивные игры (Изучать презентации прежде чем работать по ним с ребёнком);
  • Учитывать  статические упражнения и динамику ( упражнения на соматогнозис, нейропсихологические игры; Заранее прописываем все активности-статику и динамику)
  • Ограничение наглядного материала (в кабинете всё под рукой, в данном формате-заранее вкладки на компьютере, материал готовим предварительно)

Учитывать в работе:

  • Не торопить ребёнка в ответах (делать паузу)
  • Зеркальность экрана;
  • Мелькание экрана утомляет детей ( от онлайн занятий дети больше устают, чем на офлайн занятиях);
  • Договариваться с родителями о конкретном времени проведения занятий

 ( сутки, 10 мин);

  • Договариваться с родителями о материале для занятия ( шишки, бубен, карандаши, вата..).
  • Родители всегда рядом на занятии.

Минусы онлайн занятий:

  • Большое количество времени на подготовку к занятиям, монтажу мастер-классов, практикумов;
  • Большая энергозатратность и ребёнка и педагога; Отсутствие тактильного контакта с ребёнком. 

Обратная связь от родителей:

  • Сообщение мне на эл.почту, Waats App, Viber;
  • Видеозаписи от родителей выполненных заданий;
  • Тетради домашних заданий.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

                    (МАДОУ д/с «Алёнка)

Мастер-класс для воспитателей

«Звуковой анализ слова. Работа со схемой предложения » (пример диалога по данному виду работы с ребёнком).

Подготовила учитель –логопед: Вискунова А.Н.

г. Советский,  2020 г.

В-воспитатель  Р-ребенок

В:(аудитории): Перед звуковым анализом  вспоминаем, какие звуки бывают.

Р: гласные и согласные.

В: чем они отличаются друг от друга?

Р: при произношении  гласных звуках воздушная струя не встречает преграды, при произношении согласных звуков есть преграда-зубы, язык, губы.

В: какие бывают согласные звуки?( твердые и мягкие.)

Звуковой анализ слова ЛИСА

В: посмотри на картинку. Кто это?

Р: Это лиса.

В: правильно, это лиса. Произнеси слово ЛИСА медленно, выделяя голосом каждый звук.

Ребёнок произносит.

В:Сколько звуков в слове Лиса? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).

Р : В слове Лиса 4 звука.

В: какой первый звук в слове лиса?

Р: Первый звук [ль].

В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).

Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.

В: какой второй звук в слове лиса?

Р: Второй звук [и]

В: Расскажи какой это звук?

Р: гласный, обозначается красной фишкой.

В: третий звук какой?

Р: [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.

В: Назови четвёртый звук в слове лиса ?

Р: Четвёртый звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

В: сколько всего звуков в слове?

Р: В слове лиса 4 звука.

В: Назови гласные звуки в слове Лиса? (покажи их место).

Р: И,А

В:Сколько гласных звуков в слове?

Р: 2 гласных звука.

В: Назови согласные звуки?

Р: Ль, С.

В: Назови согласный твёрдый звук?

Р: С

В: Назови согласный мягкий звук?

Р: Ль.

В: Раздели слово Лиса на слоги.

Р: ЛИ – СА.

В: Сколько слогов в слове лиса?

Р: В слове лиса 2 слога.

В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).

Важно:

  • К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его  самостоятельно).
  • На разбор не брать слова с йотированными гласными( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ), !!!Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Работа со схемой предложения.На этом этапе работы дети знают, что такое предложение. Умеют выкладывать схему предложения. Знают, что первые слова пишутся с большой буквы, и в конце предложения ставится точка.

В: посмотри на картинку и составь предложение.

Р: Мальчики играют в мяч.

В: выложи схему этого предложения.

Р: (выкладывает схему предложения).

В: Сколько слов в этом предложении?

Р: в этом предложении 4 слова.

В: назови первое слово в твоем предложении?

Р: первое слово: мальчики

В: назови второе слово?

Р: второе слово: играют

В: назови третье слово?

Р: третье слово: в

В: назови четвертое слово?

Р: последнее слово: мяч

В: назови короткое (маленькое, предлог) слово в предложении? Поясняем, что в разной методической литературе предлог обозначается по-разному :треугольник, круг, квадрат, короткая черта.

Р: короткое слово в предложении: в.

В: еще раз прочитай свое предложение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов Подготовка детей к обучению грамоте

Слайд 2

Обучение грамоте: это умение излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, но и смысл предложения, текста, то есть овладение письменной речью

Слайд 3

Звуковая сторона речи Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: Звукобуквенный анализ и синтез Фонематические процессы Знакомство с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой Владение навыками послогового чтения

Слайд 4

Задачи реализуемые на занятиях: знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Слайд 5

звуки буквы в идим пишем читаем слышим произносим

Слайд 9

Деление слов на слоги

Слайд 10

Примерная структура занятия по подготовке обучению грамоте. 1.Организационный момент. 2 . Повторение пройденного материала. 3 . Сообщение новой темы. 4 . Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 5. Закрепление нового материала. 6 . Физминутка . 7 . Знакомство с буквой . 8. Формирование навыков чтения и печатания . 9. Итог

Слайд 11

Игры с буквами «Какая буква выглянула в окно» «Буквы перепутались»

Слайд 12

«Зашумлённые буквы» «Буквы перевёртыши» «Назови все буквы»

Слайд 13

Помните – всё, чему мы научим ребенка, а главное, всё, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.