Материалы для родителей.

Вискунова Анастасия Николаевна

В данном разделе собран материал для родителей (законных представителей). Изучайте! Пользуйтесь! Применяйте! Успехов Вам и Вашим детям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нормы речевого развития детей 3-4 лет.21.18 КБ
Файл Буклет для родителей "Биоэнергопластика"819.12 КБ
Файл Семинар-практикум "Игры для запоминания букв"14.51 КБ
Файл Практические советы логопеда для родителей будущих первоклассников16.49 КБ
Файл Сообщение на родительском собрании на тему ««Готовность к школьному обучению».23.02 КБ
Файл Игра-презентация "Подбери слова к схеме"1.28 МБ
PDF icon Игра-презентация "Автоматизация звука С"2.17 МБ
PDF icon Игра-презентация "Автоматизация звука З"969.46 КБ
PDF icon Игра-презентация "Автоматизация звука Ш"1.2 МБ
PDF icon Игра-презентация "Автоматизация звука Ж"1.48 МБ
PDF icon Игра-презентация "Автоматизация звука Л"1.39 МБ
PDF icon Игра-презентация "Автоматизация звука Р "1.11 МБ
Файл Родительское собрание в старшей группе общеразвивающей направленности: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха».26.57 КБ
Файл Знакомство с буквами.73.03 КБ
Microsoft Office document icon памятка родителям будущих первоклассников29.5 КБ
Microsoft Office document icon Практикум для родителей "Игры и упражнения для развития фонематического слуха"35.5 КБ
Файл Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»21.84 КБ
Файл Мастер-класс "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)10.22 КБ
Файл «Вместе играем — речь развиваем (игры на кухне)»21.79 КБ
PDF icon «Игры по формированию образа буквы, как метод профилактики оптической дисграфии»2.54 МБ
Файл Мастер-класс для родителей «Звуковой анализ слова. Работа со схемой предложения » 18.77 КБ
Файл «Артикуляционная гимнастика-залог чистой речи! »1.17 МБ
PDF icon " Логопедический массаж ложками, как нетрадиционная форма в коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями".1.69 МБ
Файл Консультация на тему: "Нормы речевого развития детей 3-4 лет"21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев.

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде».

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Подготовила: учитель-логопед Вискунова А.Н



Предварительный просмотр:

6. «Катушка» - на счет 1, открыть рот, упереть кончик языка с основания нижних зубов, и «выкатить» широкий язык изо рта, на счет 2 убрать язык вглубь рта (кончик языка постоянно находится за нижними резцами. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет 1 подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз, на счет 2 вернуть кисть в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

7. «Расческа» - на счет 1 положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально. На счет 1 провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.


Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства

в детской руке,

тем ребенок умнее!

В.А.СухомлинскийC:\Users\Smalev\Desktop\5881_html_43ddacee_1.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка»

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

Составитель:

учитель-логопед Вискунова А.Н.

г.Советский

«Биоэнергопластика» 

включает в себя три базовых понятия:

био – человек как биологический объект;

энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.

Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук.  Рука ребенка подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала ребенок использует ведущую руку, затем отрабатывает движения второй рукой и только потом двумя руками одновременно.

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения должны быть плавными, раскрепощенными, должна соблюдаться синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

Примеры упражнений

1.«Бегемотик» - на счет 1 открыть рот, при этом язык спокойно лежит, кончик за нижними резцами. Удерживать рот в таком положении под счет до 10, затем закрыть. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.

2.«Лягушка» - на счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать, удерживать губы в таком положении под счет от 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз.

3.«Лопатка» - на счет 1 улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, удерживать язык в таком положении под счет от 1-10. Кисть руки находится горизонтально, на счет 1 кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз. Повторить 4-5 раз.


4.«Чашечка» - из положения «лопаточки» приподнять кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», удерживать под счет от 1-10. На счет 1 сомкнутые пальцы согнуть, удерживать ладонь в форме чашечки одновременно с языком. Повторить 4-5 раз.

5.«Иголочка» - на счет 1 открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой, просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1-10. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить лишь выпрямленным указательный палец. Повторить под счет от 1-10.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Семинар-практикум для родителей

«Игры для запоминания букв»

                                                                   Подготовила

 учитель – логопед: Вискунова А.Н.

                                                                                 

г. Советский,  2019 г.

Как вы обучаете детей буквам? Как произносите? «бэ»«эр»«ка» и так далее, или«б»«р»«к».

Приготовила для вас на мастер-класс самые ЭФФЕКТИВНЫЕ ИГРЫ, как помочь ребёнку запомнить буквы и научиться читать.

Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например,«шкаф» — «ш»«стол» — «с»«тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например,«Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

Игра «Найди и подчеркни» Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте.

Вот такие простые игры помогут быстро запомнить буквы. Удачи!



Предварительный просмотр:

Практические советы учителя- логопеда родителям

будущих первоклассников.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения ребёнка.

Ребенок к 7 годам должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Семилетний  ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, аквариум и т.п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

6. Состояние связной речи.

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

А также:

Развитие мелкой моторики

- Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.

  • Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику.
  • Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале).
  •  Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.

Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников

можно дать следующие рекомендации:

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Успехов Вам и Вашим детям!

Консультацию подготовила

учитель-логопед Вискунова А.Н.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Готовность к школьному обучению».

                                                                    Подготовила  учитель –логопед: Вискунова А.Н.

                                                                                 

г. Советский

сентябрь,  2021 г.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Для начала решим организационные вопросы:

1.По результатам диагностики на начало года на логопункт зачислены след.дети……

2. Все зачисленные дети  приносим тетради с прошлого года продолжаем, кто новенькие общая тетрадь с обложкой и подписана простым карандашом. Тетрадь с ДЗ забираем в четверг-приносим в понедельник. На занятия чистый носовой платок.

2. Все желающие могут обращаться за консультацией ко мне в индивидуальном порядке в рабочие часы в четверг с 14 до 18 , в остальные рабочие дни с  8.30 до 12.30.

3. По автоматизации-у многих поставлены автоматизируем чистоговорками и скороговорками. Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. С орг.вопросами закончили.

Итак, совсем скоро вашим детям и нашим воспитанникам в  школу!» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя: «Как помочь ребенку в подготовке к школе?»

Готовность к школьному обучению – довольно емкое понятие:

1. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья (степень физиологической зрелости основных систем организма ребенка)

• Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, а т. ж. уровнем развития основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, необходимым для усвоения школьной программы.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками словообразования, умение грамматически верно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.

Мотивационная (личностная) готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником.

Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере!

Готовность к общению – умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях.

  • Все, что мы говорим, читаем, пишем - это речь.
  • Речь бывает: устная и письменная.
  • Состоит наша речь из предложений.
  • Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
  • Предложения состоят из слов. Составление схемы предложения. (практика)
  • Слова состоят из слогов. Деление слов на слоги.
  • Слоги состоят из звуков.
  • Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы  видим, читаем, пишем)
  • Звуки на письме обозначаем буквами.Звуки эти разные: гласные, согласные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

  • Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].

Согласные могут ещё звонкими и глухими.(внимание детей в дс на это особо не заостряем). Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Игры с родителями:(практика):

1.Определение позиции звука в слове П (полка, потоп, паук, выкуп, помидор, лопата) брать или тв или мяг.зв, может оглушаться (столБ)

2. звуковой анализ слова… ЛИСА (Не берём в работу йотированные гласные  я, ё ю, е).

3. Составление схемы предложения. Лиса бежит по тропинке. По-предлог маленькое слово. Кол-во слов в предложении. Какое 1 слово,второе. Точка.

4. «Телеграф»   С-О-К   З-И-М-А          К-О-Ш-К-А (слух.внимание, память, звук.синтез-собрать слово).

Ответы на вопросы родительской аудитории.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПОДБЕРИ СЛОВА К СХЕМЕ» (для детей 5-7лет) Цель: учить детей подбирать слова к звуковым схемам; закрепить навыки звукового анализа. учитель-логопед Вискунова А.Н . Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Родительское собрание в старшей группе общеразвивающей направленности: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха».

Учитель – логопед:

Вискунова А.Н.

г. Советский,

2020 г. май

Вот и подходит к концу наш первый учебный год.  Дети научились основам звукобуквенного анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), делению слов на слоги (определению их  количества ),   некоторые ребята научились чтению слогов и слов.

    На занятиях ребята  упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи. Совершенствовали умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (словесные игры «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один – много», «Назови ласково» и др.). Знакомились с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, с образованием сложных слов- самокат, лесовоз). Упражнялись в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья),  глаголов с приставками (забегал – выбежал - перебежал).

  Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на план, составлять рассказ по сюжетной картине.  отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. В следующем году эти умения будут совершенствоваться.    

    Что касается звукопроизношения, большинство звуков которых не было в речи детей - поставлены.  Практически всем требуется длительный  этап автоматизации. чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, начать  автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. (этап длителен кому-то достаточно пару мес, а  кому то 1,5 года)

      На начало года уровень речевого развития детей ( по результатам диагностики) был весьма разный. У единиц было только, нарушение звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р).

У части  детей группы-, Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как Несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов.

    У большинства  детей ФФНР – нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха. Физиологический слух у таких детей в норме. Нарушения проявляется  в том, что дети неправильно произносят звуки близкие по акустическому признаку – звонкие и глухие (в-ф, д-т, б-п..), мягкие и твёрдые (к-кь, г-гь..), шипящие и свистящие (ш-с, ж-з). Дети с трудом могут выделить заданный звук из ряда звуков, затрудняются повторить цепочки слогов ( па-ба-па, та-да, та-да-да..), определить наличие звука в слоге, слове.

     Фонетико-фонематическое недоразвитие вызывает трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Ребёнок не может назвать слово, произнесённое по отдельным звукам (С-О-Б-А-К-А – это собака), и наоборот, затрудняется произнести заданное слово по звукам. При наличии большого количества нарушенных звуков у ребёнка страдает слоговая структура слова. Дети затрудняются произнести слова со стечением согласных: клубника, термометр, двери и др. ФФНР всегда влечёт за собой сложности в овладении навыками чтения и письма. Потому как  у многих детей страдает фонематический слух и восприятие предлагаю Вам следующие игры и упражнения.

 Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

  1. Игра «Смотри в оба». Предложите ребёнку найти в доме предметы, начинающиеся на определённый звук (тапки, тумбочка, табурет). В муз зале ( ковролин, картина)

  1. Игра «Светофор».

У ребёнка – красный и зелёный кружки (фишки, листочки). Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

  1. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

  1. «Камень-вата» Различение тв и мягкого звука (пример: ищем звуки З Зь: замок, Зина, коза, незнайка, замок, корзина)

  1. «Птички» Определение позиции звука в слове  (начало, середина, конец).

  1. Игра «Поймай звук».Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»)

  1. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Посмотрите ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)

  1. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

  1. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

10.Игра «Волшебное заклинание или послание инопланетян».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;

с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва , тра-тро тру и т.д.; 

11. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

12.Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

13.В игре «Бусинки» можно поучаствовать всей семьёй, называя по очереди слова на заданный звук. Например: рак – рука – ракета – робот… (придумайте свои варианты этой игры).

14.«Почта» - игра, которая поможет развить у вашего ребёнка навыки звукового анализа и синтеза. Мама произносит слово по звукам, а ребёнок называет, какое слово получилось. Начинать лучше с маленьких слов (ЛУК, МАК, торт,сито), постепенно усложняя слова. Можете поменяться ролями.

С помощью таких игр вы не только поможете своему ребёнку преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи, но и подготовите его к школе.



Предварительный просмотр:

«Знакомство с буквами!»

При знакомстве с буквой  детям предлагаются следующие упражнения. При их выполнении происходит и развитие

конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

Важно: При выполнении всех заданий необходимо фиксировать внимание детей на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

1.    Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

2.     Выкладывание на столе букв из мелких предметов ( деревянных божьих коровок, сердечек, бусинок, фасоли  и т.д.)

3.     Выкладывание букв на ковролине из небольших одинаковых предметных картинок ( в соответствии с лексической темой, изучаемой на данной неделе.).

4.     Выкладывание букв горохом по пластилиновой основе.

5.     Выкладывание букв из шнурка, ниточки, проволочки, из карандашей, счётных палочек, верёвочек;

6.     Конструирование букв из элементов на ковролине с использованием ленты-липучки.

7.     Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эта работа осуществляется как по образцу, так и по представлению.

8.     Реконструирование   букв. Например из буквы И можно сделать букву П , передвинув только одну палочку.Поначалу реконструкция букв происходить в наглядно-действенном плане, а затем отвлечённо, то есть по представлению.

9.     Написание графических диктантов.Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку4 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх. При правильном выполнении задания получается буква П, которую дети могут заштриховать или раскрасить.)Работа эта интересна, требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированности зрительно-пространственного восприятия.

10.     Определение буквы,  написанной   на столе,  на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе ( с закрытыми или открытыми глазами).

11.  Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слово на заданный звук, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.

12.    Ощупывание букв, выполненных из липучки, наждачной бумаги, меха и т. д. и наклеенных на картонную основу.

Материал подготовила  учитель-логопед:

Вискунова Анастасия Николаевна



Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих первоклассников

«Подготовка детей к школе»

Ваш ребенок скоро пойдет в школу... Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

У ребенка подготовительной к школе группе проверьте:

  • Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки, например, «Ш» и «Ж», «Л» и «Р»? Как узнает определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки «С» и «Ш»?
  • Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
  • Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
  • Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
  • Какие допускает грамматические ошибки в речи – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?

К шести годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его

словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Разнообразные игры, стихи, считалки, скороговорки, загадки не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим упражнениям ребенок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это — главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

Будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Называйте согласные звуки без призвука Э — не ЭМ, не МЭ, а чистый звук М, так, как он звучит в конце слов ДОМ, СОМ, ДЫМ. Предложите ребенку закончить слова: ДО-М, СУ-П, МА-К, и он произнесет согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-А-А-М, М-М-М-О, 3-3-3-У. Научите ребенка длительно тянуть первый звук (без перерыва, без остановки!), пока он не сольется со вторым звуком. Таким образом, ребенок поймет, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ.

Выполняя эти простые "заповеди", вы без труда научите ребенка читать по слогам.

Приступая к изучению нового звука, показывайте ребенку букву, которой этой звук обозначается. Ребенок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы  —  пишем и читаем.

Вот, пожалуй, и все основные пожелания, которые хотелось высказать перед началом вашего сотрудничества с ребенком в совершенствовании его речи.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

       Семинар – практикум для родителей

Тема: «Игры и упражнения

для развития фонематического слуха».

Подготовила: учитель-логопед

Вискунова А.Н.

г.Советский

 2021г.

В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с терминами «звук», «слог», «слово» с тем, что слова состоят из разных звуков и звучат по разному и сходно. Звуки в слове находятся в определенной последовательности. Слова бывают разные по длине, звучанию, звуки делятся на мягкие и твердые.

К 2-м годам ребенок в норме различает все звуки на слух, может говорить.  К 5-6 годам ребенок различает все звуки речи на слух и в произношении, если этого не происходит, это свидетельствует о недоразвитии фонетико-фонематических процессов.

Фонематическое восприятие – умственное действие по анализу, в основе которого лежит операция выделения конкретного звука из слова.

Фонетическое восприятие – умственное действие по определению количества и последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении.

Фонетический и фонематический слух начинают развиваться очень рано, опережая в своем развитии самостоятельную речь ребенка. Фонематический слух сам по себе не развивается, это те знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослого.

Фонетический и фонематический слух составляют речевой слух ребенка и являются тем фактором и стимулом, благодаря которому ребенок  неправильное произношение  доводит до нормы.

Если речевой слух ребенка недоразвит, то он неспособен проконтролировать правильность произношения звуков, как самого себя, так и окружающих.

Если речевой слух ребенка недоразвит и не были созданы условия для формирования звукослогового анализа, то в школе у ребенка наблюдаются стойкие нарушения чтения и письма, затруднения в обучении письменной речи.

Как же можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?

Можно использовать следующие задания:

  1. хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других:

рама, рама, лама, рама

лампа, рампа, лампа, лампа

колобок, колобок, коробок, колобок

оклик, оклик, оклик, окрик

сок, ток, сок, сок

коса, коза, коса, коса

рассвет, расцвет, рассвет, рассвет

сытый, шитый, сытый, сытый

гора, гора, кора, гора

голос, колос, голос, голос

  1. повтори за мной:  ка-ва-та,  па-та-ка, па-ма-ха…
  2. хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш, с-с-з-с, р-л-р-р…

Если ребенок все задания выполнил правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями он не справился или затрудняется, значит с ребенком необходимо заниматься.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

Послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла (по звукам)

           Д.О.М,    К.О.Т,     У.Т.К.А,   С.Т.О.Л,   В.А.З.А

Буква потерялась

                 …ЫБА,     …ОТ,     …ЫМ,     …КНО,     …АК,     …ТОЛ,    …ТУЛ   …

     

Какими звуками отличаются слова:

            Кот-год, коса-коза, ложка-кошка, ветка-сетка, зайка-чайка,

           уточка-удочка, дочка-точка, крыша-крыса, бочка-кочка,

          мишка-миска, дом-том…

На какой звук начинаются слова?

         Мяч, мука, сок, самолет, шапка, чашка, щетка, лампа

На какой звук оканчиваются слова?

        Сыр, шар, стол, автобус, мяч…

Кто как говорит?

         Кошка (мяу), собака (гав), ворона (кар), корова (му), лягушка (ква)…

«Звуковая цепочка»

     назови такое следующее слово, чтобы оно начиналось на

       последний звук предыдущего слова.

      Кот – танк – крокодил – лопата – арбуз – заяц – цыпленок…

Похожи или нет слова по звучанию?

     Мышка-миска, корова-лошадь, пол-гол, миска-киска, рак-мак,

     тетрадь-дождь, день-пень, том-ком

Кто больше назовет слов с одинаковым окончанием (рифмой)?

Лисичка-сестричка-синичка-невиличка

День-пень-тень-лень и т.д.

 По очереди называем длинные и короткие слова:

        Дом – карандаш – лук – самолет – стол - пылесос…

 

 Назови игрушки в названии которых есть звук «С»

        Самолет, санки, совок, посуда…    (аналогично на другие звуки)

 

Повтори скороговорки:

Петя пилой пилит пень.

Рыбы в проруби пруд пруди.

На мели мы налима нашли.

Лара у Клары играет на рояле.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Консультация для родителей

Тема: «Дыхательная гимнастика».

г.Советский

 2020г.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит  ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Упражнения проводить  в игровой форме.

9. Помещение перед проведением дыхательной гимнастики необходимо предварительно проветрить.

Для тренировки речевого дыхания рекомендую следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненному водой.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

 «Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным.

 Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Для тренировки речевого дыхания

рекомендую следующие упражнения:

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Упражнения проводить  в игровой форме.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.



Предварительный просмотр:

Перейдите по ссылке ниже

Мастер-класс "Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)



Предварительный просмотр:


      Консультация для родителей

«Дыхательная гимнастика»

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3. Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

4. Не поднимать плечи.

5. Не надувать щеки при выдохе.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

8. Упражнения проводить  в игровой форме.

9. Помещение перед проведением дыхательной гимнастики необходимо предварительно проветрить.

Для тренировки речевого дыхания

рекомендуем следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненному водой.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

 

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

Материал подготовила учитель-логопед:

 Вискунова Анастасия Николаевна

по материалам сайта

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-vmeste-igraem-rech-razvivaem-2-igry-na-kuhne.html


      Консультация для родителей

«Дыхательная гимнастика»

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. 

Отрабатывая правильное речевое дыхание

придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.

2.Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).

3.Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка.

4. Не поднимать плечи. Не надувать щеки при выдохе.

6. Упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.

7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи).

Для тренировки речевого дыхания

рекомендуем следующие упражнения:

«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха)

Взрослый и ребенок рассматривают  и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами,  понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем» (развитие физиологического  дыхания)

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Буря в стакане» Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненному водой.

«Футболисты» Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

Материал подготовила учитель-логопед:

 Вискунова Анастасия Николаевна по материалам сайта

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-vmeste-igraem-rech-razvivaem-2-igry-na-kuhne.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Мастер-класс для родителей

«Звуковой анализ слова. Работа со схемой предложения »

Подготовила учитель –логопед: Вискунова А.Н.

г. Советский,  2020 г.

В-воспитатель(логопед)  Р-ребенок( в роли ребёнка, родитель)

В:(аудитории): Перед звуковым анализом  вспоминаем, какие звуки бывают.

Р: гласные и согласные.

В: чем они отличаются друг от друга?

Р: при произношении  гласных звуках воздушная струя не встречает преграды, при произношении согласных звуков есть преграда-зубы, язык, губы.

В: какие бывают согласные звуки?( твердые и мягкие.)

Звуковой анализ слова ЛИСА

В: посмотри на картинку. Кто это?

Р: Это лиса.

В: правильно, это лиса. Произнеси слово ЛИСА медленно, выделяя голосом каждый звук.

Ребёнок произносит.

В:Сколько звуков в слове Лиса? ( Можно считает звуки, загибая пальцы, по количеству звуков в схеме).

Р : В слове Лиса 4 звука.

В: какой первый звук в слове лиса?

Р: Первый звук [ль].

В: Скажи, какой это звук? (характеристика звука).

Р: согласный, мягкий. Обозначается зеленой фишкой.

В: какой второй звук в слове лиса?

Р: Второй звук [и]

В: Расскажи какой это звук?

Р: гласный, обозначается красной фишкой.

В: третий звук какой?

Р: [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синей фишкой.

В: Назови четвёртый звук в слове лиса ?

Р: Четвёртый звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

В: сколько всего звуков в слове?

Р: В слове лиса 4 звука.

В: Назови гласные звуки в слове Лиса? (покажи их место).

Р: И,А

В:Сколько гласных звуков в слове?

Р: 2 гласных звука.

В: Назови согласные звуки?

Р: Ль, С.

В: Назови согласный твёрдый звук?

Р: С

В: Назови согласный мягкий звук?

Р: Ль.

В: Раздели слово Лиса на слоги.

Р: ЛИ – СА.

В: Сколько слогов в слове лиса?

Р: В слове лиса 2 слога.

В: (На слоги можно делить хлопками, по количеству красных фишек, голосом).

Важно:

  • К концу обучения дети должны овладеть чётким навыком звукового анализа, и выполнять его  самостоятельно).
  • На разбор не брать слова с йотированными гласными( Яблоко, Ёлка), с мягким знаком (елЬ), !!!Гласный звук в словах должен быть в сильной позиции, звучать четко. НЕ БРАТЬ слова: Осёл, Оса и т.д.– слабая позиция звука О.
  • Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
  • Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Работа со схемой предложения.На этом этапе работы дети знают, что такое предложение. Умеют выкладывать схему предложения. Знают, что первые слова пишутся с большой буквы, и в конце предложения ставится точка.

В: посмотри на картинку и составь предложение.

Р: Мальчики играют в мяч.

В: выложи схему этого предложения.

Р: (выкладывает схему предложения).

В: Сколько слов в этом предложении?

Р: в этом предложении 4 слова.

В: назови первое слово в твоем предложении?

Р: первое слово: мальчики

В: назови второе слово?

Р: второе слово: играют

В: назови третье слово?

Р: третье слово: в

В: назови четвертое слово?

Р: последнее слово: мяч

В: назови короткое (маленькое, предлог) слово в предложении? Поясняем, что в разной методической литературе предлог обозначается по-разному :треугольник, круг, квадрат, короткая черта.

Р: короткое слово в предложении: в.

В: еще раз прочитай свое предложение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» « Артикуляционная гимнастика -залог чистой речи!» Учитель – логопед: Вискунова А.Н.

Слайд 2

Органы артикуляционного аппарата

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 4

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома: Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполняемых ребенком движений.

Слайд 5

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении) . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Слайд 6

Артикуляционные упражнения

Слайд 7

Артикуляционная сказка «Язычок и змейка».

Слайд 9

Источники http://www.logolife.ru/novosti/artikulyacionnaya-igra-skazka.html http://tvojlogoped.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html http://logoportal.ru/artikulyatsionnyie-uprazhneniya/.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев.

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде».

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Подготовила: учитель-логопед Вискунова А.Н