Проектная деятельность.

Вискунова Анастасия Николаевна

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка)

Проект «Весело играем, звук Р закрепляем»  

на логопедическом пункте

с детьми подготовительной к школе группы.

Подготовили:

Учитель-логопед: Вискунова А.Н.

Воспитатель: Колесник Е.В.

музыкальный руководитель: Безматерных К.В.

инструктор по физической культуре Новикова Н.Е.

г. Советский

ноябрь 2021 г.

Краткосрочный  проект учителя – логопеда  на логопедическом пункте с детьми подготовительной к школе группы «Весело играем, звук Р закрепляем».

Паспорт проекта

Вид проекта:

информационно-практико-ориентированный,

подгрупповой,

индивидуальный.

Длительность проекта:

краткосрочный (реализуется в течение недели).

Участники проекта:

дети с речевыми диагнозами ФНР,ФФНР (подготовительная к школе группа),

учитель-логопед,

родители,

воспитатели,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре.

Цель проекта: сформировать у детей с речевыми нарушениями  умения и навыки правильного произношения звуков [Р], [Рь].

Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звуков [Р], [Рь]).

4. Расширить, обогатить и активизировать словарь детей с данными звуками.

5. Побуждать детей к совместной деятельности с педагогами и родителями.

Предполагаемый результат проекта:

  • способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей;
  • правильное и осознанное произношение обучающимися звуков [Р], [Рь] во всех словах;
  • заинтересованность родителей в творчестве и инновациях;
  • положительная динамика речевого развития.

Актуальность:

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Логопедическая  работа по формированию произносительных навыков у дошкольников очень трудоемка и построена на многократном повторении речевого материала и тренировочных упражнений, как на этапе подготовки к постановке звука, так и на этапе формирования произносительных умений и навыков. 

Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению  интереса к занятиям. Тем более что дети,  страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые  физиологические и психологические особенности: у них  рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением.

Этапы проведения проекта.

1 Подготовительный.

Сформировать задачи и выработать план действий.

Подбор учебно-методической литературы, иллюстративного материала по теме.

Разработка презентаций, конспектов занятий.

Оформление практического материала для участников проекта.

Оформление информационного материала для родителей.

2 Основной этап.

Приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение методических рекомендаций, консультации, беседы).

Оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков.

Проведение непосредственно образовательной деятельности на тему: «Звуки [Р], [Рь]».

Совместное составление сказки о звуке [Р].

Практический материал для родителей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практический материал для воспитателей группы.

Практический материал для музыкального руководителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Практический материал для инструктора по физической культуре. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3 Заключительный этап.

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.

Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей.

Реализация проекта.

Понедельник.

Презентация:

- «Комплекс упражнений, вырабатывающий артикуляционный уклад звуков Р-РЬ».

- Различение неречевых звуков

«Кто как голос подает»:

- звукоподражание «Лев рычит: р-р-р», автомобиль заводится «р-р-р»

(закрепление изолированного произношения звука [Р]).

- «Назови все предметы в группе, в названии которых есть звук [Р]»

(развитие фонематического слуха).

Для воспитателей группы:

индивидуальная работа: Игра «Логопедическое лото» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове)).

Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.

Для родителей: попросить принести картинки со звуками [Р], [Рь] для изготовления папок.

Вторник.

Презентация «Игры на автоматизацию звуков [Р], [Рь]»:

- Игра «Сад – огород» (отобрать овощи и фрукты со звуком [Р].

- «Отгадай загадки» (дети отгадывают слова со звуком [Р])

- «Сосчитай» (согласование числительных с существительными)

- «Назови правильно» (согласование прилагательных с существительными).

Для воспитателей группы:

индивидуальная работа: Игра «Логопедическое лото» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове)).

Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.

Игры на автоматизацию звуков: «Сосчитай до пяти», «Какой, какая, какое?»

Для родителей: оформление стендовой информации для родителей: разработка буклета «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Среда.

Индивидуальные занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Рь]. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Для воспитателей группы:

индивидуальная работа: Игра «Логопедическое лото» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове)).

Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.

Игры на автоматизацию звуков: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».

Чистоговорки.

Для родителей: Чистоговорки.

Четверг.

НОД по грамоте «Звуки [Р], [Рь]». ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Для воспитателей группы:

Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.

Чистоговорки.

Фонематический анализ и синтез слов (Игра «Собери слова» (А, Р, К; З, О, Р, А), (Разбор слов: рак, роза)

Для родителей: фонематический анализ слов: рот, морс, вор.

Пятница.

Коллективная работа «Сказка о Веселом Язычке» (презентация Power Point).

Оформление папок с заданиями, с картинками для автоматизации звуков в словах и загадках.

Для воспитателей группы:

Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.

Чистоговорки.

Для родителей: Сказка о Веселом язычке. Создание книжек.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации для родителей

Артикуляционные упражнения для звука:

«Улыбочка»

«Лошадка»

«Моляр»

«Грибок»

«Дятел»

«Заведи мотор»

Чистоговорки:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

 

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Руки, ружья, кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Рыба, рынок, рыжик, рысь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации для музыкального руководителя.

Артикуляционные упражнения для звука

«Улыбочка»

«Лошадка»

«Моляр»

«Грибок»

«Дятел»

«Заведи мотор»

Распевки

hello_html_m444f8a6d.jpg

Стихи с движением

Гитары.

Поиграйте на гитарах Дети имитируют игру на гитаре

В одиночку или в парах, Строятся парами

И шестерка струн гитарных Дети имитируют игру на гитаре, переберая

Пропоет вам благодарно. пальцами струны

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации для инструктора по физической культуре.

Подвижная игра «Едем на машине»

Ход игры.

Дети держат в руках имитированный руль, шагают на месте и изолированно произносят звук [Р].

Игра с мячом «Назови ласково»

роза – розочка

рот – ротик

рыба – рыбка

крот – кротик

трос – тросик

морс – морсик

«Один – много»

забор – заборы

помидор – помидоры

узор – узоры

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков в слогах, словах

[Р], [Рь]

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, чистоговорках.

Цель: учить детей правильно произносить звук [р].

Оборудование: зеркало, предметные картинки, логомер 2

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, а какое у тебя сегодня настроение? Какое время года?

2. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбочка»

«Лошадка»

«Моляр»

«Грибок»

«Дятел»

«Заведи мотор»

3.Логопед: Я расскажу тебе сейчас историю.

Встретились на лесной полянке в сказочной стране два зверя, и захотели они познакомиться.

- Ты кто? – спросил один из зверей?

- Тигренок. А ты?

- …ысенок.

- Кто – кто?

- …ысенок.

Подумал – подумал Тигренок, в затылке почесал, но так и не догадался, кто это. Тогда он решил спросить по-другому:

- А мама у тебя кто?

- …ысь

- А папа?

- Тоже …ысь

- Тогда я ничего не понимаю.

- Почему?

- Да потому что нет такого зверя!

- Как нет? А я?

- Ну тогда ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь!

Логопед: Как по-твоему, какой звук не умеет говорить этот зверь?

Ребенок: Звук [р].

- А что это за зверь?

Ребенок: Рысенок, мама – рысь, папа – рысь.

4. Анализ артикуляции.

Логопед: Давай вспомним, какое положение принимают наши органы артикуляции, когда мы произносим звук [р].

- А что делает язык?

Ребенок: Язычок за зубками, наверху, кончик языка дрожит.

Логопед: Молодец, а теперь давайте дадим характеристику звуку [р] в слове «рысь»

Ребенок: Звук [р] согласный , звонкий, твердый

5. Закрепление звука в слогах.

Логопед: Я сейчас буду произносить слоги со звуком [р], а ты их за мной повторяй.

Ра- ра-ра Ар- ар -ар

Ро-ро-ро Ор –ор -ор

Ры –ры-ры Ыр-ыр-ыр

Ру-ру-ру Ур-ур-ур

6. Физкультминутка.

«А теперь давай вставай,

Руки быстро поднимай.

В стороны, вперед, назад.

Повернись, вправо, влево.

И садись – вновь за дело!» (Ребенок выполняет движения согласно тексту)

7. Закрепление звука в словах, определение места звука в словах.

Логопед: Поиграем за нашим интересным столом.

Игры на интерактивном столе Логомер2.

8. Закрепление звука в чистоговорках.

Логопед: Я хочу тебе предложить выучить стихотворение.

КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы.

9. Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Ребенок: Звук Звук [р]

До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект занятия по грамоте «Звуки и [Р], [Рь] и буква [Р]».

Подгрупповое занятие по грамоте

«Звуки [Р], [Рь] и буква [Р]»

Цель:

• закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков [Р], [Рь]

• закрепление образа буквы Р.

Образовательные задачи:

• закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;

Развивающие задачи:

• развитие фонематического и зрительного восприятия;

• развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;

• развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;

• развитие логического мышления.

Коррекционные задачи:

• совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности,

• развитие звуко-слоговых представлений;

• закрепление графического изображения буквы Р, профилактика дисграфии;

Воспитательные задачи:

• воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);

• воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, мяч, рабочие тетради, цветные карандаши)

Ход    

1. Организационный момент

                Дружно за руки возьмемся

                И друг другу улыбнемся

                Мы пожмем друг другу руки

                Побежит тепло по кругу.

                Вместе будем очень дружно

                На вопросы отвечать.

                Все хотим мы заниматься,

                Все хотим мы много знать.

Логопед вместе с детьми стоит в кругу, все вместе произносят слова.

(На столе разложены картинки– машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль и т.д.).

Логопед: Ребята, посмотрите на стол, выберите любую картинку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

Логопед: Назовите выбранную картинку, назовите первый звук в названии вашей картинки, охарактеризуйте его.

Дети по очереди называют картинку, выделяют первый звук и дают характеристику.

Дети садятся на свои места за столы.

        2. Вступительная часть

Логопед: Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

- Чем отличаются звуки от букв?

- Какими бывают звуки?

Дети: звуки мы слышим и произносим, буквы видим, можем прочитать и написать.

Логопед: Приведите пример гласных звуков

Дети: А, О, У, Ы, И.

Логопед: Какие звуки называют согласными?

Дети: При произнесении согласных звуков, во рту возникает преграда, преграду создают зубы, губы.

Логопед: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Мягкими и твердыми.

Логопед: А еще?

Дети: Звонкими и глухими.

На доске напечатаны буквы.

         Игра «Буква заблудилась»

                А О У И П Ы

Логопед: Какая буква лишняя? Почему?

Дети: Буква П, потому что буква П обозначает согласный звук (П).

3. Основная часть

Логопед: Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

                Ружье, заряженное пробкой,

Ёрш подарил рыбешке робкой.

С тех пор драчливый черный рак

Не затевает с нею драк.

Дети: (Звук [Р])

Логопед: Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

Логопед: При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

Игровые упражнения.

«Услышь звук».

Логопед: Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(рак, краб, рот, забор, вор, узор, оса, мак, кнут, улов, укроп, пар, упал)

Физ. минутка.

«Доскажи словечко» Игра с мячом в кругу.

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы  … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

Дети садятся за столы.

Логопед: Дети перед вами листы с заданиями, если вы слышите в названии картинки звук (Р) – обведите картинку синим карандашом, если звук ( РЬ) – зеленым карандашом.

Дети выполняют задания.

Логопед: Знакомимся с буквой «Р».

(показ буквы «Р»)

Логопед: На что похожа буква «Р».

Дети: Трость, парус.

Дети пишут букву (Р) в воздухе.

Задание в тетрадях, дети прописывают букву (Р) в тетрадях.

Зрительная гимнастика

Логопед: положите карандаши на место и послушайте задание.

Дети выполняют все упражнения согласно тексту.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Логопед: Ребята, напомните мне, что такое звуковой анализ слова?

Дети: Это поочередное выделение звуков в слове.

Логопед: Отгадайте, над каким словом мы будем работать.

Загадка.

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

Дети проводят звуковой анализ слова «Ручка».

Один ребенок у доски.

Логопед: Проверяем.

4. Рефлексия.