Доклады, выступления

Елена Викторовна Ерленко

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в развитии исследовательских

                     способностей учащихся.

Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей.

Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

Научно-исследовательская работа в ОУ  рассматривается так:

  • создание проблемных ситуаций на занятии,
  • поиск решения как теоретический, так и через эксперимент,
  • анализ полученных результатов, наблюдений,
  • затем выводы и обобщения.

Правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки.

Каждому педагогу знакомы проблемы, затрудняющие переход детей на следующую ступень образования:

  • Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Реализации развития исследовательских, творческих способностей учащихся, их самостоятельности призвана, на наш взгляд, технология личностно-ориентированного обучения.

В соответствии с целью внедрения личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности определяются задачи для её осуществления:

  • Создание комфортных условий успешного обучения каждого учащегося и педагога: 
  • овладение всеми учащимися стандартами образования
  • раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ребёнка и учителя
  • получение образования каждым в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.
  •   Внедрение принципов личностно – ориентированного подхода в обучении: 
  • овладение всеми учителями эффективными педагогическими технологиями
  • формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьников 
  • разработка методики исследований результативности урока, раздела, курса, индивидуального развития ученика                                                                                                       
  •  Осуществление воспитательной работы в соответствии с личностно ориентированным обучением.

               

 Известные в данном направлении дидакты (Якиманская И.С.) определяют следующие критерии,  способствующие развитию самоопределения, саморазвития личности.

Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации).

  1. Опора на индивидуальные возможности учащихся.
  2. Создание ситуации взаимопомощи, взаимообучения.
  3. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
  4. Побуждение к поиску альтернативных решений.
  5. Обеспечение возможности для творчества «неуспешных» учеников.
  6. Самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов, рецензентов, лаборантов и т.п.).
  7. Создание ситуации выбора (уровня, профиля, объема задания, выбора «выполнять - не выполнять задание»).
  8. Рефлексия деятельности и поведения на уроке.
  9. Эмпатия, соучастие в проблемах школьника.
  10. Знание учителем личностных особенностей школьника

Личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучаемого. Содержание учебных планов и программ должно учитывать индивидуальные потребности обучаемых в открытии и активном освоении окружающего мира. Обучающим предоставляется определенная свобода в выборе последовательности учебных действий, в выборе темпа работы на занятии. Но обучаемым предоставляется именно свобода, а не вседозволенность. Поэтому практическая реализация личностно ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.

Учителя планируют урок так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает учащийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Целью личностно ориентированного образования является создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • функция избирательности (способность человека к выбору);
  • функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
  • функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
  • формирующая функция (формирование образа “Я”);
  • функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью?

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации.

В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.

Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом есть творец этого знания, участник его порождения.

Развивающее обучение.

Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.

Наиболее существенным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся, что возможно лишь в том случае, если в качестве предмета усвоения задаётся система теоретических понятий. В условиях развивающего обучения, направленного на усвоение понятий, традиционная формула “ знаю, но ещё не умею” трансформируется в формулу “ не умею – значит, не знаю”.

Ряд учёных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Вот наиболее важные из них:

  • учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
  •  при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребёнка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив);
  •  для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них “ситуацию успеха”, т.е. предлагать задания, с которыми ребёнок наверняка справится;
  •  оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

А.Дистервег говорил: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

Активизации познавательной деятельности учащихся и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении способствуют

  • Проектная методика
  • Использование ИКТ, которым посвятим следующие заседания МО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированный подход в развитии исследовательских способностей учащихся

Слайд 2

Научно-исследовательская работа в образовательном учреждении создание проблемных ситуаций на уроке; поиск решения как теоретический, так и через эксперимент; анализ полученных результатов, наблюдений; выводы и обобщения

Слайд 3

Проблемы и трудности Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную

Слайд 4

Цель: внедрение личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности Задачи: Создание комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя: раскрытие способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого ребёнка и педагога получение образования каждым в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями . Внедрение принципов личностно – ориентированного подхода в обучении: овладение всеми педагогами эффективными педагогическими технологиями формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности учащихся разработка методики исследований результативности урока, раздела, курса, индивидуального развития уребенка Осуществление воспитательной работы в соответствии с личностно-ориентированным обучением

Слайд 5

Критерии, способствующие развитию самоопределения, саморазвития личности Обращение к субъектному опыту учащихся (опора на жизненный опыт, индивидуальное отношение к учебной ситуации). Опора на индивидуальные возможности учащихся. Создание ситуации взаимопомощи, взаимообучения. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Побуждение к поиску альтернативных решений. Обеспечение возможности для творчества «неуспешных» уч ащихся . Самореализация учащихся в учебных отношениях (в качестве консультантов, рецензентов, лаборантов и т.п.). Создание ситуации выбора (уровня, профиля, объема задания, выбора «выполнять - не выполнять задание»). Рефлексия деятельности и поведения на занятии . Эмпатия, соучастие в проблемах ребенка . Знание учителем педагогом.

Слайд 6

свобода в выборе последовательности учебных действий, в выборе темпа работы

Слайд 7

Цель личностно-ориентированного образования функция избирательности (способность человека к выбору); функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь); функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве; формирующая функция (формирование образа “Я”); функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА?

Слайд 2

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапряжение приводит к соматическим заболеваниям: Язве желудка; Гипертонии; Ишемической болезни сердца; Сахарному диабету

Слайд 3

Почему же педагоги болеют? Во-первых, они перегружены; Во-вторых, недостаточно высокая заработная плата не позволяет им полноценно восстанавливать здоровье; В-третьих, не всегда обоснованные требования и критика родителей негативно сказывается на нервно-психическом состоянии педагога; В-четвертых, педагогические коллективы «стареют». Молодежь неохотно идет работать в детские сады и школы.

Слайд 4

Вывод: Необходимо сформировать у педагогов адекватное отношение к собственному здоровью; Научить их практическим методам и приемам укрепления физического и психического здоровья. Помочь снять напряжение, утомление, обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление.

Слайд 5

Дыхательные упражнения Выполняются после расслабления: Глубоко вдохнуть, поднять руки вверх. Выдохнуть с открытым сильным звуком: А-А-А-. Опустить руки Аутогенная тренировка - наиболее эффективный метод расслабления

Слайд 6

Пальцы в кулак Сжать пальцы в кулак. Большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время кулак с силой сжимается. Затем, ослабив сжатие, сделать вдох. (выполняется одновременно двумя руками 5 раз)

Слайд 7

Солнечный луч Представьте, что ваше тело медленно обнимает теплый солнечный луч, согревая постепенно все ваше тело. Морщины разглаживаются, напряжение исчезает. Формируется внешность спокойного, удовлетворенного жизнью человека.

Слайд 8

Дождик Если представить себе теплый летний дождь, когда легкие теплые капли падают вам на голову, плечи, то может пройти головная боль. Почувствуйте капельки дождя на себе (подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи, то замедляя, то убыстряя темп)

Слайд 9

Маски Это упражнение также показано при головной боли. Представьте себя в магазине, где продаются различные маски. Вы начинаете их примерять.

Слайд 10

Слова Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на здоровье. Человек должен научиться думать и говорить позитивно. Следите за тем, чтобы в Вашей речи было как можно меньше отрицательной частицы НЕ.

Слайд 11

Мои воспоминания Вспомните, что вы чувствовали, когда Вам было хорошо. Погрузитесь в то радостное умиротворенное состояние. Пусть эти чувства вернутся к вам.

Слайд 12

В кругу счастья Представьте волшебный круг счастья. Войдите в него, почувствуйте, как энергия счастья проникает в ваше тело. Наполните себя счастьем, купайтесь в нем. Можно выполнить коллективное упражнение «Добрый мир»

Слайд 13

Музыка Физиологи установили, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. Отмечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку. «Лунная соната» Бетховена, фортепьянные пьесы Шопена, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, например, помогают от головной боли.

Слайд 14

Массаж ушных раковин На ушных раковинах расположено множество точек, связанных с внутренними органами. С помощью специальных упражнений можно нормализовать их работу и активизировать резервы организма: Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и опускаясь до мочки; Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

Слайд 15

Ароматерапия Запах зеленых яблок облегчает головные боли при мигрени; Запах апельсина повышает умственную работоспособность, оптимизм; Базилик устраняет комплексы, повышает уверенность в себе; Лимон позволяет быстро адаптироваться к новым условиям, незнакомым людям, активизирует творчество; Мята усиливает дыхание, обновляет энергетику; Сандал помогает открыть талант в человеке; Эвкалипт содействует быстрому восстановлению сил после стресса; Лаванда способствует самопознанию и быстрому восстановлению сил; Роза преобразовывает негативную энергию в положительную.

Слайд 16

Водотерапия Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции. Для расслабления полезно просто смотреть на воду. Самое доступное упражнение – мытье рук от локтя к запястьям в прохладной воде. Активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость. В состоянии стресса встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.

Слайд 17

Смехотерапия Смех благотворно действует на организм. Выделение гормонов счастья – эндорфинов – вызывает у человека чувство удовлетворения. Улучшить настроение можно, посмотрев любимые комедии. Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.

Слайд 18

В минуты грусти и тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает поддержку с их стороны. Приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Не отказывайте себе в удовольствии. Фототерапия

Слайд 19

Хобби – любое увлечение делает жизнь осмысленнее и интересней

Слайд 20

Прогулки Скажите себе: «Как прекрасен этот мир!»

Слайд 21

Физические упражнения Упражнения физкультурой удовлетворяют врожденную потребность человека в гармонии, балансе, ведь его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом.

Слайд 22

Использование притч, афоризмов Люди очень любят притчи – эти короткие иносказательные и поучительные рассказы, ненавязчиво помогающие находить ответы на разные вопросы нашей жизни. Когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию, имеет душевную или психологическую травму, или просто не знает как поступить в той или иной ситуации, он может обратиться к мировому опыту житейской мудрости, сформулированному в притчах и афоризмах, и поступить в соответствии с моралью прочитанной истории.

Слайд 23

Соблюдай эти простые правила: Зарядка – маленький подвиг, для здоровья отличный допинг Не плыви пассивно по течению, найди в жизни увлечение. Своё возрождение начни с правильного мышления. Вредные привычки сбрось, как рукавички. Внимательно организм слушай, он подскажет совет нужный. Будь доброжелательным, твори добро обязательно. Смейся больше – проживешь дольше. Умеренность во всём – так здоровье сбережем. Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем. Всегда будь хозяином своей судьбы. Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога – помоги себе сам! И БУДЬ ЗДОРОВ!



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут      

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями учреждения  удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор направления),
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута.

В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • особенности изучения того или иного материала;
  • варианты расчета учебной нагрузки;
  • правила заполнения бланка;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Выбор учащимися маршрута может осуществляться в трех плоскостях:

  • осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального (кем быть? каким быть? что изучать? как? где? зачем?);
  • совершенствование в избранной сфере деятельности;
  • повышения функциональной грамотности в той или иной сфере.

Результаты проектирования учащийся заносит в бланк индивидуального образовательного маршрута.


Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО __________________________________________

обучающегося

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

на _______/_______ учебный год

Название маршрута

ФИО педагога

   Кол-во

часов

Сроки прохождения

Подпись педагога доп. образования

Итого

Обучаемый   ________________/____________/

В данный лист ученик заносит информацию о ИОМ (индивидуальном образовательном маршруте) по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись педагога» позволяет проконтролировать факт посещения занятий. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ____________________________________________,

обучающегося

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

г. п. Федоровский      на ______/_____ учебный год

Планы на будущее______________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Дни недели

Название маршрута

 

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Самостоятельная работа ребенка

Выводы и рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В данный маршрут заносятся сведения о и занятиях вне стен ФЦДО. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.


Карта индивидуального образования и развития ребенка

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

на _______/_______ учебный год

Вид обучения ______________________________________

(профильный, развивающего обучения, индивидуальный)

Ф.И.О._____________________________________________,

обучающегося

Родители ___________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________,

Данные психолого-педагогического исследования (интересы, способности, склонности, тип мышления, состояние здоровья, уровень тревожности)__________________________________________

_________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные анкетирования родителей (каким видят будущее ребенка, профессию, сферу деятельности, состояния здоровья, чем бы хотели, чтобы он занимался в дополнительном образовании?)___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации психолога по выбору дополнительного образовательного компонента, построению образовательной траектории __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

ФИО _____________________________ обучающегося

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

на _______/_______ учебный год

Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях

Название, вид мероприятия

Представленная работа

Результат

Участие в окружных, городских региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, олимпиадах, конференциях,  фестивалях и т.п.

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Выводы об эффективности освоения ребенка индивидуальной образовательной траектории:

Успехи ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неудачи, проблемы _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

Причины проблем или неудач _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Рекомендации по корректировке индивидуального образовательного маршрута:

Психолога ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Подпись обучающегося _____________________________

     Подпись родителей _______________________________

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

 _______/_______ учебный год


Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки ребенка мы называем «чувство плеча», то есть создание атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает – у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе». Роль педагога – «друг», «плечо», «батут».

Обратим внимание на динамику взаимодействия ребенка и взрослого:

1. работает педагог – создает ребенку первичные условия для выбора;

2. ребенок совершает выбор и, действуя согласно ему, встречается с проблемой. Обращается с запросом о поддержке к педагогу;

3. он создает вторичные условия для разрешения ребенком проблемы;

4. ребенок решает проблему.

Следующий тип деятельности – педагогическое сопровождение.

Педагогическое сопровождение отличается от поддержки не столь уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы.

Анализ ситуаций, при которых следовали запросы детей на этот тип деятельности показал, что в данном случае им необходимо было почувствовать, что они не одиноки в момент встречи с проблемой, что в самом крайнем случае у них есть человек, к которому они всегда смогут обратиться.

Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог должен ориентироваться на сочетание методов и приемов развития индивидуальных ключевых личностных и профессиональных компетенций обучающегося и его высокой коммуникативной/общей культуры.

Динамика взаимодействия ребенка и взрослого в этом случае такова:

1. работает педагог – учит ребенка создавать необходимые для работы и жизни условия, разрешать проблемные ситуации и наблюдает за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом;

2. ребенок, в процессе жизнедеятельности, встречается с проблемой и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов и проч., благополучно разрешает ее, причем зная, что, в крайнем случае, у него есть человек, к которому он сможет обратиться.

Роль педагога в процессе педагогического сопровождения заключается в создания для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом. «Чувство локтя» – это словосочетание максимально отражает суть педагогического сопровождения: «мы рядом, но не вместе – у каждого свой путь».

Итак, педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.

Отсюда следует, что в качестве средств и приемов педагогического сопровождения нам следует обозначить средства и приемы индивидуального обучения, предполагающие опору на свободный выбор школьником и студентом своего индивидуального образовательного маршрута, базирующегося на его профессиональных предпочтениях и личных интересах.

Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической дея-тельности предельно взаимосвязаны. Поддержка с одной стороны предваряет сопровождение, с другой же – следует за ним по запросу ребенка. В этой связи мы считаем возможным рассматривать виды педагогической поддержки и сопровождения совместно, различая их по следующим критериям:

по степени участия взрослого мы выделяем непосредственную (ое) и опосредованную(ое) поддержку/сопровождение;

по времени оказания: опережающую(ее), своевременную(ое), предупреждающее последействие; 

по длительности: единовременную(ое), пролонгированную(ое), дискретную(ое).

Кратко охарактеризуем их.

Непосредственные поддержка/сопровождение практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Опосредованные поддержка/сопровождение осуществляются педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это столетиями проверенный способ натолкнуть растущего человека на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение.

Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом, хотя не исключаются и индивидуальные «намеки». В этом случае, в отличие от предыдущего, роль классного воспитателя не меньше, но менее заметна, а целью является провокация ребенка на самостоятельный поиск разрешения проблемы или обдумывание нравственных аспектов ситуации.

Суть опережающих поддержки/сопровождения состоит в том, что ученики получают от педагога «информацию для размышления», повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Этот вид поддержки/сопровождения во многом перекликается с опосредованным, но для него характерно не столь обсуждение проектируемой ситуации, сколько проигрывание в ней той или иной роли. Его целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме. Педагог работает над процессом создания условий для адекватного восприятия учениками информации вербального и невербального характера, затрагивающей направленность их интересов и поведения как в настоящем времени, так и в недалеком будущем, с целью помочь им осознать и проявить для себя зону ближайшего культурного развития и поддержать пробуждающийся интерес к саморазвитию.

Своевременные поддержка/сопровождение осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на ребенка опасности физического или психологического планов.

Характерной особенностью этого вида является вопросноответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.

Поддержка/сопровождение – предупреждающее последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

Единовременные поддержка/сопровождение оказываются в том случае, ко-гда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.

Пролонгированные поддержка/сопровождение используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на его практически ежедневные обращения к классному вос-питателю или же, если этот процесс длителен по своей сути, но требует наблюдения со стороны взрослого человека.

Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

Дискретные поддержка/сопровождение уместны время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Интерес к процессу проектирования индивидуального образовательного маршрута у РЕБЕНКА  обеспечивается совместной разработкой учеником и педагогом как стратегических, так и оперативных целей и задач. Основой данного процесса являются образовательные стандарты, личные притязания и возможности старшего школьника, обеспечивающие широкий диапазон образовательных целей как поля возможных достижений.

Осознание ребенком значимости становления личностных достижений является результатом позитивного отношения педагога к академическим, социально-коммуникативным, творческим проявлениям ребенка, снятия с педагога части контролирующих функций, создания ситуаций успеха, выявления потенциальных возможностей ребенка для новых достижений.

Ценностное отношение ребенка к проектированию индивидуального образовательного маршрута как интеллектуальной деятельности обусловлено осознанием проблем личностного развития и путей их решения, осмысливанием результата личностного достижения как самоизменения. Ценностное отношение проявляется в стремлении ребенка к постоянному самоконтролю и самооценке академических, социально-коммуникативных и творческих достижений и в побуждении одноклассников к проектированию индивидуального образовательного маршрута. Повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

-  развитие личности одаренных учащихся;

- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

- развитие позитивной Я-концепции;

- развитие творческой самостоятельности;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

- Осуществление индивидуализации обучения;

- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

- Формирование системности в знаниях по разным предметам;

- Повышение качества обучения;

- Осуществление мероприятий по социальной адаптации  одаренных учеников.

Принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

Направления реализации программы:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

- социально-психологическое изучение учащихся школы;

- отбор одаренных детей;

- психологическое обследование одаренных учащихся;

- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;

- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

- беседы с родителями ОУ.

- усилить приток одаренных детей из окрестных детских садов.

2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД

- Создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОУ;

- Создание развернутых характеристик на ОУ;

-Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

- Разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;

- Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

- Организация психолого-педагогического семинара для учителей.

- Организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ.

- Организация мониторинга развития ОУ.

3. Организация работы с ОУ в рамках учебного процесса.

- Выбор педагогов для работы с ОУ.

-Формирование учебных групп из ОУ (с разной целевой направленностью).

-Выбор стратегии обучения для каждого ОУ ( обогащение, ускорение, экстернат, др.)

-Разработка программ индивидуальной работы с ОУ.

-Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.

-Предоставление ОУ свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

Ерленко Е.В.

Индивидуальный образовательный маршрут