Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

Елена Викторовна Ерленко

Выступление, бланк ИОМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут      

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями учреждения  удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор направления),
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута.

В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • особенности изучения того или иного материала;
  • варианты расчета учебной нагрузки;
  • правила заполнения бланка;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Выбор учащимися маршрута может осуществляться в трех плоскостях:

  • осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального (кем быть? каким быть? что изучать? как? где? зачем?);
  • совершенствование в избранной сфере деятельности;
  • повышения функциональной грамотности в той или иной сфере.

Результаты проектирования учащийся заносит в бланк индивидуального образовательного маршрута.


Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО __________________________________________

обучающегося

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

на _______/_______ учебный год

Название маршрута

ФИО педагога

   Кол-во

часов

Сроки прохождения

Подпись педагога доп. образования

Итого

Обучаемый   ________________/____________/

В данный лист ученик заносит информацию о ИОМ (индивидуальном образовательном маршруте) по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись педагога» позволяет проконтролировать факт посещения занятий. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ____________________________________________,

обучающегося

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

г. п. Федоровский      на ______/_____ учебный год

Планы на будущее______________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Дни недели

Название маршрута

 

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Самостоятельная работа ребенка

Выводы и рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В данный маршрут заносятся сведения о и занятиях вне стен ФЦДО. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.


Карта индивидуального образования и развития ребенка

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

на _______/_______ учебный год

Вид обучения ______________________________________

(профильный, развивающего обучения, индивидуальный)

Ф.И.О._____________________________________________,

обучающегося

Родители ___________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________,

Данные психолого-педагогического исследования (интересы, способности, склонности, тип мышления, состояние здоровья, уровень тревожности)__________________________________________

_________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные анкетирования родителей (каким видят будущее ребенка, профессию, сферу деятельности, состояния здоровья, чем бы хотели, чтобы он занимался в дополнительном образовании?)___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации психолога по выбору дополнительного образовательного компонента, построению образовательной траектории __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

ФИО _____________________________ обучающегося

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

на _______/_______ учебный год

Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях

Название, вид мероприятия

Представленная работа

Результат

Участие в окружных, городских региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, олимпиадах, конференциях,  фестивалях и т.п.

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Выводы об эффективности освоения ребенка индивидуальной образовательной траектории:

Успехи ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неудачи, проблемы _____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

Причины проблем или неудач _____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Рекомендации по корректировке индивидуального образовательного маршрута:

Психолога ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Подпись обучающегося _____________________________

     Подпись родителей _______________________________

_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»

 _______/_______ учебный год


Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки ребенка мы называем «чувство плеча», то есть создание атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает – у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе». Роль педагога – «друг», «плечо», «батут».

Обратим внимание на динамику взаимодействия ребенка и взрослого:

1. работает педагог – создает ребенку первичные условия для выбора;

2. ребенок совершает выбор и, действуя согласно ему, встречается с проблемой. Обращается с запросом о поддержке к педагогу;

3. он создает вторичные условия для разрешения ребенком проблемы;

4. ребенок решает проблему.

Следующий тип деятельности – педагогическое сопровождение.

Педагогическое сопровождение отличается от поддержки не столь уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы.

Анализ ситуаций, при которых следовали запросы детей на этот тип деятельности показал, что в данном случае им необходимо было почувствовать, что они не одиноки в момент встречи с проблемой, что в самом крайнем случае у них есть человек, к которому они всегда смогут обратиться.

Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог должен ориентироваться на сочетание методов и приемов развития индивидуальных ключевых личностных и профессиональных компетенций обучающегося и его высокой коммуникативной/общей культуры.

Динамика взаимодействия ребенка и взрослого в этом случае такова:

1. работает педагог – учит ребенка создавать необходимые для работы и жизни условия, разрешать проблемные ситуации и наблюдает за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом;

2. ребенок, в процессе жизнедеятельности, встречается с проблемой и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов и проч., благополучно разрешает ее, причем зная, что, в крайнем случае, у него есть человек, к которому он сможет обратиться.

Роль педагога в процессе педагогического сопровождения заключается в создания для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом. «Чувство локтя» – это словосочетание максимально отражает суть педагогического сопровождения: «мы рядом, но не вместе – у каждого свой путь».

Итак, педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.

Отсюда следует, что в качестве средств и приемов педагогического сопровождения нам следует обозначить средства и приемы индивидуального обучения, предполагающие опору на свободный выбор школьником и студентом своего индивидуального образовательного маршрута, базирующегося на его профессиональных предпочтениях и личных интересах.

Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической дея-тельности предельно взаимосвязаны. Поддержка с одной стороны предваряет сопровождение, с другой же – следует за ним по запросу ребенка. В этой связи мы считаем возможным рассматривать виды педагогической поддержки и сопровождения совместно, различая их по следующим критериям:

по степени участия взрослого мы выделяем непосредственную (ое) и опосредованную(ое) поддержку/сопровождение;

по времени оказания: опережающую(ее), своевременную(ое), предупреждающее последействие; 

по длительности: единовременную(ое), пролонгированную(ое), дискретную(ое).

Кратко охарактеризуем их.

Непосредственные поддержка/сопровождение практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Опосредованные поддержка/сопровождение осуществляются педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это столетиями проверенный способ натолкнуть растущего человека на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение.

Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом, хотя не исключаются и индивидуальные «намеки». В этом случае, в отличие от предыдущего, роль классного воспитателя не меньше, но менее заметна, а целью является провокация ребенка на самостоятельный поиск разрешения проблемы или обдумывание нравственных аспектов ситуации.

Суть опережающих поддержки/сопровождения состоит в том, что ученики получают от педагога «информацию для размышления», повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Этот вид поддержки/сопровождения во многом перекликается с опосредованным, но для него характерно не столь обсуждение проектируемой ситуации, сколько проигрывание в ней той или иной роли. Его целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме. Педагог работает над процессом создания условий для адекватного восприятия учениками информации вербального и невербального характера, затрагивающей направленность их интересов и поведения как в настоящем времени, так и в недалеком будущем, с целью помочь им осознать и проявить для себя зону ближайшего культурного развития и поддержать пробуждающийся интерес к саморазвитию.

Своевременные поддержка/сопровождение осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на ребенка опасности физического или психологического планов.

Характерной особенностью этого вида является вопросноответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.

Поддержка/сопровождение – предупреждающее последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

Единовременные поддержка/сопровождение оказываются в том случае, ко-гда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.

Пролонгированные поддержка/сопровождение используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на его практически ежедневные обращения к классному вос-питателю или же, если этот процесс длителен по своей сути, но требует наблюдения со стороны взрослого человека.

Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

Дискретные поддержка/сопровождение уместны время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Интерес к процессу проектирования индивидуального образовательного маршрута у РЕБЕНКА  обеспечивается совместной разработкой учеником и педагогом как стратегических, так и оперативных целей и задач. Основой данного процесса являются образовательные стандарты, личные притязания и возможности старшего школьника, обеспечивающие широкий диапазон образовательных целей как поля возможных достижений.

Осознание ребенком значимости становления личностных достижений является результатом позитивного отношения педагога к академическим, социально-коммуникативным, творческим проявлениям ребенка, снятия с педагога части контролирующих функций, создания ситуаций успеха, выявления потенциальных возможностей ребенка для новых достижений.

Ценностное отношение ребенка к проектированию индивидуального образовательного маршрута как интеллектуальной деятельности обусловлено осознанием проблем личностного развития и путей их решения, осмысливанием результата личностного достижения как самоизменения. Ценностное отношение проявляется в стремлении ребенка к постоянному самоконтролю и самооценке академических, социально-коммуникативных и творческих достижений и в побуждении одноклассников к проектированию индивидуального образовательного маршрута. Повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

-  развитие личности одаренных учащихся;

- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

- развитие позитивной Я-концепции;

- развитие творческой самостоятельности;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие рефлексивных умений.

Педагогические задачи:

- Осуществление индивидуализации обучения;

- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.

- Формирование системности в знаниях по разным предметам;

- Повышение качества обучения;

- Осуществление мероприятий по социальной адаптации  одаренных учеников.

Принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип  реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.

Направления реализации программы:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

- социально-психологическое изучение учащихся школы;

- отбор одаренных детей;

- психологическое обследование одаренных учащихся;

- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;

- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

- беседы с родителями ОУ.

- усилить приток одаренных детей из окрестных детских садов.

2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД

- Создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОУ;

- Создание развернутых характеристик на ОУ;

-Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

- Разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;

- Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».

- Организация психолого-педагогического семинара для учителей.

- Организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ.

- Организация мониторинга развития ОУ.

3. Организация работы с ОУ в рамках учебного процесса.

- Выбор педагогов для работы с ОУ.

-Формирование учебных групп из ОУ (с разной целевой направленностью).

-Выбор стратегии обучения для каждого ОУ ( обогащение, ускорение, экстернат, др.)

-Разработка программ индивидуальной работы с ОУ.

-Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.

-Предоставление ОУ свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

Ерленко Е.В.

Индивидуальный образовательный маршрут