1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психо-логического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни,занятия психологической разгрузке.

Жук Марина Михайловна

В МБОУ Гимназии №5 города Кызыла ежегодно проводятся мониторинг психологического здоровья обучающихся, в 2 этапа (октябрь, март).Мониторинг психологического здоровья проводится в рамках приказа Министерства образования и науки Республики  Тыва и годового плана педагога-психолога, целью оценивать состояние психического здоровья обучающихся, определения психических проблем, принятия превентивных мер.

Мониторинг психологического здоровья – это целенаправленная целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных показателей на уровне деятельности гимназии по организации здоровьесберегающего пространства, по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Мониторинг включает в себя 3 основныепсиходиагностические методики:

1. Социально-психологическое тестирование (СПТ)

2. Опросник Айзенка. Самооценка психических состояний

3. Методика Спилбергера. Определение уровня тревожности.

Табл. 1. Результаты выявленных обучающихся «группы риска»

на 1-м этапе Мониторинга

 

Классы

Наименование проведенных методик (по классам)

Общее количество учащихся

Количество учащихся, прошедших психологическое тестирование

Количество детей  «группы риска»

9

Айзенк «Самооценка психических состояний».

257

246

5

10

Айзенк «Самооценка психических состояний».

144

114

5

11

Определение уровня тревожности

163

144

4

С 9-11

СПТ

564

564 (100%)

1

ВСЕГО:

 

603

603

15

 

Таким образом, на первом этапе (октябрь) психологического диагностирования с 9 по 11 классы было выявлено количество обучающихся «группы риска»  15 человек. Эти учащиеся были охвачены индивидуальным психологическим сопровождением.

Второй этап (март) мониторинга включал в себя также 2 основные психодиагностические методики:

1.         Опросник Айзенка. Самооценка психических состояний

2.         Методика Спилбергера. Определение уровня тревожности.

Диагностическая выборка обучающихся   составила 365 обучающихся, сюда вошли обучающиеся «группы риска» 1 этапа (ИПС), обучающиеся, которые обращались за индивидуальной консультацией, также все обучающиеся выпускных классов.

 

 

классы

Общее

кол-во

Общее

кол-во

уч-ся,

прошед-

ших психол.

обследование

Уч-ся

группы

«риска»

1 этапа

Общее

кол-во

уч-ся,

прошед-

ших психол.

Обследование 2 этап

Уч-ся

группы

«риска»

2 этапа

Кол-во

детей

снятых

с учета

9

257

257

5

159

2

5

10

 144

144

5

35

0

5

11

 163

163

5

160

1

0

Опекаемые

 39

39

0

11

1

0

ИТОГО:

603

603

15

365

1

14

 

 

Таким образом, после проведения 2 этапа мониторинга, наблюдается, снижение количества обучающихся «группы риска» на 14 человека.

 

Проводимые мероприятия в рамках «Месячника психического здоровья»

Вид деятельности педагога-психолога

На кого направлены мероприятия

1.

Оформление стенда,  посвященного к  «Месячнику психического здоровья».

 

Для учащихся, педагогов, родителей

2

Лекция врача-гинеколога «Здоровье девушки»

 

Для учащихся 10-х, 11-х классов

3

«Позитивное настроение в каждый класс! » (Афоризмы, притчи, стихи, веселые картинки на двери каждого кабинета).

 

Для учащихся, педагогов.

4

 Акция «Дерево желаний» (формирование позитивных целей.)

Для учащихся

5

 Объявление «Возьми то, что Вам нужно».

 

Для учащихся, педагогов.

6

Тест «С каким настроением ты пришел сегодня в школу?»

 

Для учащихся

7

«Волшебная шкатулка» - получи ответ на интересующийся  вопрос.  (В  большую перемену в фойе).

Для учащихся

8

Психологическая подготовка к ГИА: диагностика, консультирование, тренинги. 9, 11 классы

Для учащихся

9

Результаты  прохождения адаптационного периода  10-х  классов. Особенности работы с учащимися сохраняющихдезадаптацию.

Для классных руководителей, родителей

10

Индивидуальные  диагностические исследования   «группы риска».

Для учащихся

11

Психологические занятия в рамках «Месячника психического здоровья» для  9, 10, 11 классов.

 

Для учащихся

12

Оформление стенда для учителей в рамках месячника здоровья.

Для учителей

13

Памятки по прафилактике суицида

Для родителей

14

Памятки  «Телефон Доверия»

Для учащихся

15

Индивидуальные консультации по запросу

Для учащихся, педагогов, родителей

16

Родительские собрания в 9-х, 11-х классах «Как помочь своему ребенку подготовится к экзаменам».

Для родителей

17

Родительское собрание  «Возрастные особенности подросткового периода ».

 

Для родителей 9-х классов

18

Родительская гостиная «Как предотвратить суицид» (по запросу).

 

Для родителей выпускных классов

19

Индивидуальные консультации

Для учащихся, педагогов, родителей

 

Все мероприятия, проводимые психологической службой гимназии направлены на профилактику психического здоровья членов образовательного процесса. Ведется профилактическая работа: оформление стендов, выступления на классных часах, в круглых столах, лектории на родительских собраниях, педсоветах и т д.  Основной акцент делается на естественных путях выхода напряжения ( дыхатетельные упражнения, минуты релаксации,  любимые занятия,  позитивные мысли и т.д ).

В условиях школы не всегда можно предложить  варианты естественного выхода напряжения (например, дневной сон). А вот искусственные способы хорошо могут помочь. Основная задача психологической службы -  создание условий для восполнения физических ресурсов путем специальных упражнений. Методы и приемы СПС (системы психофизической саморегуляции) помогают моделировать ритм напряжения – расслабления, что позволяет сохранять свою психофизику. Такими упражнениями могут выступать техники дыхания, которые непосредственно помогают избавиться от внутреннего и внешнего напряжения через расслабление (релаксацию) или, напротив, активизацию. От того насколько мы замедляем или ускоряем дыхание, зависит наше восприятие внешнего и внутреннего мира. Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм – все это крайне важно; дыхание животом; дыхание цветом и многое другое. В рамках здоровьесберегающих технологий, советуем учителям гимназии на уроках использовать  различные дыхательные техники для улучшения настроения или создания желаемого состояния  учащихся (успокоиться или войти в рабочий режим). 

 Вывод: Деятельность педагога-психолога в области здоровьесбережения ведется систематически.Использование здоровьесберегающих технологий в гимназии способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.