1.7.Система работы педагога с родителями воспитанников

Жук Марина Михайловна

Цель деятельности Психологической службы Гимназии №5  по взаимодействию с родителями (законными представителями) учащихся, является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития учащегося.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лектории на родительских собраниях, индивидуальные консультации).

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, ППконсилиум, Совет профилактики).

Одной из функций консультативной педагога-психолога работы с родителями является информирование о проблемах  ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка, либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и негативными событиями в его семье.

Данный вид работы осуществляется на основе годового планирования и по запросу. В целом все запросы можно разделить на:

1.         трудности в общении с ребенком;

2.         эмоционально-поведенческие трудности ребенка (агрессивность, тревожность,  и т.п.);

3.         проблемы в детско-родительских отношениях;

4.         трудности в профессиональном самоопределении ребенка;

5.         трудности обучения;

6.         консультации по результатам групповой диагностики;

 

  Распространенные темы бесед педагога-психолога с родителями

п/п

Темы индивидуальных консультаций

1

Психологические особенности подросткового возраста

2

Профессиональная ориентация

3

Адаптация десятиклассников

4

Учебная мотивация

5

Профилактика девиантного поведения (курения, употребления алкоголя, ПАВ, аутоагрессивноеповедие, противоправное поведение) у ребенка.

6

Профилактика жестокого обращения с детьми

7

Профилактика экзаменационного стресса

8

Детско-родительские отношения

9

Как общаться со своим ребенком

10

Особенности одаренных детей

11

Психологические трудности  детей с низкой самооценкой

12

Тревожные дети

13

Астенические дети

14

Агрессивные дети

15

Депрессивные состояния ребенка

16

Дети-перфекционнисты

17

Когнитивные трудности ребенка

18

Помощь семьи к подготовке к экзаменам

19

Первая любовь у ребенка

 

Количество групповых консультаций для родителей

Период

Классные родительские собрания

Общешкольные родительские собрания

2018-2019 уч. год

24

2

2019-2020 уч. год

26

1

2020-2021 уч. год

18

4

2021-2022 уч. год

20

2

2022-2023 уч. год

18

3

 

Общий план сопровождения социально-неблагополучных семей (СНС)

 МБОУ Гимназии № 5 города Кызыла

на 2022-2023 уч. год

Направления деятельности

Формы работы

Сроки

Ответственные

1

Диагностика семейного неблагополучия

-наблюдение специалистов;

-анкетирование детей, родителей;

-опросы;

-тестирование;

-миниконсилиумы;

-Совет профилактики.

В течение года

Психолог, социальный педагог, классные руководители,  ПМПК, инспектор ОПДН

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям.

Формирование  списков по критериям неблагополучия

Сентябрь

Социальная служба

3

Профилактическая работа СНС

Внедрение комплексных индивидуально профилактических мероприятий с семьями социального риска

В течение года

Заместитель директора по ВР., классные руководители

Социальная служба

Психологическая служба.

4

Мониторинг

Диагностика психологической комфортности и изучение социального статуса в классах

Октябрь

Февраль

Апрель

Заместитель директора по ВР., классные руководители

5

Скрининг диагностика

Изучение уровня адаптации, тревожности, агрессии, эмоциональной устойчивости учащихся

По плану

Психологическая служба

6

Индивидуальная работа с семьей

-письма  поддержки;

-советы;

-консультации специалистов;

-семейная терапия;

-индивидуальные беседы;

-телефон доверия;

-психотерапия;

-посещение семей на дому.

- изучение индивидуальных, личностных характеристик, состояния здоровья детей из СНС

 

В течение года

Психолог, социальный педагог, классные руководители.

7

Индивидуальная диагностика

-дифферинциальное обследование и учет детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- Углубленная диагностика детей «Группы риска» (по запросу).

- изучение  нарушений во взаимоотношениях детей и подростков и родителей.

 

В течение года

Классные руководители

Психологическая служба.

Социальная служба

 

8

Групповая работа с семьей

-тренинговые группы;

-семейные вечера;

-вечера встреч;

-экскурсии, концерты;

-консультационные пункты;

-общеродительские собрания.

В течение года

Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители,  инспектор ОПДН, библиотекарь, медслужба

9

Профилактика семейного неблагополучная

-родительский всеобуч;

-ознакомление с психолого – педагогической литературой;

- оформление стендов для учащихся и родителей по актуальным темам;

--посещение на дому;

-летний лагерь;

-библиотека семейного неблагополучия;

-постановка на учет в КДН и ПДН, помощь в постановке на учет к детскому психоневрологу.

В течение года

Психолог, социальный педагог, классные руководители,  библиотекарь

10

Общественное воспитание и поддержка

-трудотерапия;

-по возможности через акции обеспечение одеждой, школьными принадлежностями, бесплатным питанием и бесплатным подвозом учащихся на школьном автобусе;

-через контакты с соответствующими службами и ведомствами оказание материальной помощи;

- помощь в адаптации «новеньких» детей к воспитательно - образовательному процессу

В течение года

Заместитель директора по ВР, психолог, социальный педагог, классные руководители.

 

Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Задачи:·

  • проводить коррекционную работу с целью создания положительного микроклимата в семье 
  • организовать просветительскую работу среди родителей
  • защищать права подростка, воспитывающегося в семье в социально-опасном положении
  • оказывать помощь в создании условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности подростка.

 

Причины постановки семьи на учет, как  находящейся в социально-опасном положении в школе:

  • Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению ребенка
  • Отрицательное влияние на ребенка .

        Ассоциальный образ жизни родителей, употребление алкоголя, наркотических средств, нежелание работать и обеспечивать существование ребенка - основная причина социального неблагополучия в семье. В большинстве это неполные семьи, где воспитанием занимается один родитель. Дети из таких семей не посещают занятия или систематически пропускают уроки, совершают правонарушения.

        Основная задача педагога-психолога в работе с такими семьями: попытаться корректировать семейное воспитание, отношения между родителями и детьми, родителями и гимназией.

 

Выводы: Работа педагога-психолога с родителями ведется постоянно.