2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (обучение, воспитание детей и обучающихся с ОВЗ)

Грановская Ольга Евгеньевна

1.1 Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

- Справка подтверждаю деятельность тьютора за период с 2018 -2021 учебные годы (смотри прикрепленный файл)

1.2 Работа с семьей (консультации, беседы, тренинги):

- Консультация для родителей: "Аутизм и общение: 5 способов коммуникации с  ребенком"  (см. прикрепленный файлы)

- Памятка для родителей  "10 заповодей для родителей" (см. прикрепленный файлы)

- Консультация на тему: "Участие семьи в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"  (см. прикрепленный файл)

- Рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (см.прикрепленный файл)

- Отзывы родителей о работе тьютора (см.прикрепленный файл)

1.3 Работа с педагогами ДОУ:

- Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ как средство повышения мотивации к обучению»  (смотри прикрепленный файл)

- Консультация на тему: "Огранизация дошкольного образования для детей с Ограниченными Возможносятми Здоровья" (смотри  прикрепленный файл)

- Памятка  "Как учить ребенка - аутиста (смотри прикрепленный файл)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аутизм и общение:

5 способов коммуникации с  ребенком.

   Любой родитель, который имеет ребенка с аутизмом, в какой-то момент задается вопросом о том, как их ребенок будет общаться с ним. Интересно, что во многих случаях учиться общению и коммуникации следует не самому аутичному ребенку, а именно его родителям.

     Существует 5 основных способов понять, что же они пытаются сказать, и все они имеют отношение к органам чувств человека.

      Большинство родителей считают, что когда у них будет ребенок, они научат его всему, что им нужно знать о мире. Однако если у ребенка развивается аутизм, то именно ребенок многому научит своих родителей, конечно, если родители готовы слушать и способны адаптироваться к их языку. Большинство детей с аутизмом говорят множеством различных способов, а не только словами. Зачастую они общаются посредством их чувств и языка тела, и нежелание понять этот факт приводит к моментам разочарования не только у ребенка, но и у его родителей.

Стратегии обучения тому, как общаться с аутичным ребенком, включают в себя следующие пять основных способов:

 1. Зрение

 2. Слух

 3. Осязание

 4. Обоняние

 5. Вкус

 

      Любопытно, что эти 5 основных способов общения с аутичным ребенком представляют собой те же способы коммуникации, которые используют все остальные люди. Разница, однако, состоит в том, что хотя дети с аутизмом способны воспринимать все эти 5 чувств, они испытывают трудности, выражая себя посредством речи. Так что помните, основная проблема коммуникации при аутизме – это что-то сродни «языковому барьеру».

  • Зрение

        В контексте аутичного человека зрение будет включать в себя такие вещи, как повышенная чувствительность к свету и особый интерес к определенным цветам или узорам. Большинство людей никогда не смогут понять, почему ребенку с аутизмом может понравиться определенная часть игрушки, а не игрушка в целом, а так происходит потому, что их больше привлекает цвет, рисунок или другие ее визуальные характеристики.

       Яркий искусственный свет, как в супермаркете, может быть особенно раздражающим для ребенка с аутизмом, потому что яркое искусственное освещение производит блики, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза и заставляет их работать интенсивнее. Многие аутичные дети видят отблески потолочного освещения на фотографиях и изображениях. Вот почему они иногда смотрят на предметы из уголков глаз.

       Мигающие огни от экрана телевизора, компьютера и т.п. также могут вызывать зрительный стресс. Кроме того, некоторые аутичные дети также страдают от эпилепсии, а определенные вспышки света, блики или узоры могут очень легко вызвать у них эпилептический припадок.

     Понимание этих вещей поможет вам эффективнее взаимодействовать  с аутичным ребенком, когда их язык тела покажет, что свет или изображение каким-либо образом оказывают влияние на него.

  • Слух

      Различные звуки, как правило, оказывают мощное влияние на ребенка с аутизмом. Настолько мощное, что, фактически, простой звук бегущей из-под крана воды может очень легко вызвать у ребенка истерику.

     Дети с аутизмом слышат фоновый шум телевизора, звук аквариумного фильтра, работающую печь, тиканье часов и все те другие шумы, которых вы не слышите, если вы этого не хотите. Они не могут просто «отключить» эти шумы, например, как можем мы. Они слышат все, и окружающая атмосфера превращается для них в хаос, особенно если они пытаются удержать в памяти какую-либо информацию.

     Понимание этого поможет вам общаться с вашим аутичным ребенком. Наблюдайте за языком их тела, и если они закрывают уши руками, ведут себя беспокойно или закатывают истерику, тогда прислушайтесь к окружающему шуму. Возможно, проблема может оказаться в тех звуках, которые доносятся до слуха вашего ребенка.

  • Осязание

       Если вы действительно хотите общаться с вашим аутичным ребенком, не следует ожидать, что это будет происходить посредством прикосновения. У многих детей с аутизмом через нервы проходят измененные сигналы. Если объятия или процесс одевания могут доставить вам удовольствие, то для аутичного человека они могут оказаться фактически болезненными ощущениями. И если у вас когда-либо был грипп, то вы помните это чувство, когда все ваше тело болит и ломит в самом его начале. Это именно то, что человек с аутизмом переживает большую часть времени.

    Вот почему некоторые дети с аутизмом раздевают себя: они не могут выдержать тех ощущений, которые им приносит одежда на теле. Так что вам придется подобрать легкую одежду из нежной ткани, которая не шумит, когда ребенок двигается, и является максимально комфортной в ношении. Не забывайте, что цвет для аутичного ребенка тоже имеет огромное значение.

     В разговоре о чувствах аутичного ребенка особого внимания заслуживает чувство голода. Оно может оказаться в 10 сильнее, чем у обычного человека, и проявляться в кусании губ, языка, аутоагрессии и аутостимуляции. Добавьте к этому чувство фрустрации от того, что ребенок не в состоянии вам об этом сказать, и вы осознаете всю серьезность этой проблемы. Текстура и фактура потребляемой пищи также может быть проблемой в случае ребенка с аутизмом.

     Кроме того, среди аутичных детей существует тенденция к возникновению более серьезных проблем поведения во время интенсивной нагрузки сразу на два или более органов чувств. Голод одновременно с запахом еды, которую ребенок не может съесть. Торговые центры, в которых присутствует высокий уровень шума, яркое освещение, разнообразие цветов и т.п., специально проектируются таким образом, чтобы овладеть вашим вниманием через органы чувств. Такие маркетинговые ходы, однако, могут нанести ущерб человеку с сенсорными расстройствами.

  • Обоняние

     Аутичный ребенок гораздо более восприимчив к различным запахам, чем обычные люди, и, как правило, обладает очень тонким обонянием.

     Список запахов, которые могут вызвать резкий дискомфорт у аутичного ребенка, можно перечислять долго, но возглавляют этот список духи, шампуни, продукты питания, грязные животные и т.п., и это может привести к возникновению нежелательных ситуаций. Понимание того, что запах, который вы слышите, ощущается вашим аутичным ребенком в 10 раз интенсивнее, поможет вам во взаимодействии с ним.

  • Вкус

     Наряду с чувством голода и запахами, вкус является очень мощным чувством у аутичных детей. Приятные и неприятные для вас вкусовые ощущения, безусловно, усиливаются в несколько раз у человека с аутизмом. Кроме того, они имеют свои собственные вкусовые предпочтения, поэтому не стоит сердиться, если ребенку не нравится приготовленная вами пища, потому что «невкусная» пища ощущается ими в несколько раз более интенсивно.

    Язык тела играет огромную роль в том, как человек с аутизмом пытается общаться с окружающими. Теперь вам не нужны специальные приспособления для того, чтобы понять, что крик вашего малыша в ресторане может быть вызван запахом пищи и / или дополнительным уровнем белого шума, который он слышит; или для осознания того, что он закрывает свои уши руками каждый раз, когда вы отправляетесь в детский аквариум на экскурсию, потому что работающие фильтры воды могут быть для него проблемой.

Возможно, аутичные дети не всегда понимают вас, но понимаете ли вы их? Обратите внимание на их язык тела и органы чувств, и только тогда вы сможете говорить с ними на одном языке.



Предварительный просмотр:

C:\Users\МБДОУ Солнышко\Desktop\sm_full.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация 

«Участие семьи в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство. Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?

Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами». Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:

- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

- с речевыми нарушениями;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г.Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)

• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;

• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

• Особая организация обучения.

- К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

- Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

- Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

- Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «особенности работы с детьми ОВЗ»

Слайд 2

Ребёнок с ОВЗ Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 3

Правила: Работаем в группах Активно высказываемся Внимательно слушаем Поиск решений

Слайд 4

Трудности дошкольников с ОВЗ Трудности привыкания к коллективу. Трудности в общении, повышенная тревожность. Невнимательность, трудности запоминания. Неусидчивость. Снижена скорость и ловкость выполнения заданий Нарушение звукопроизношения. Трудности в звуковом анализе и синтезе. Отставание в развитии мелкой ручной моторики создают трудности для изобразительной деятельности и конструирования. Недостаточная сформированность зрительно-двигательной координации . Снижена двигательная память , в результате чего задерживается двигательное, эмоциональное и умственное развитие. Познавательное развитие детей заметно отстает от возрастной нормы. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, нарушением зрительного и слухового внимания. Отставание в развитии мышления. Недостаточно сформировано пространственно- временное восприятие.

Слайд 5

Классификация « Особых детей» -с расстройством поведения и общения; - с нарушениями слуха; - с нарушениями зрения; - с речевыми дисфункциями; - с изменениями опорно-двигательного аппарата; - с отсталостью умственного развития; - с задержкой психического развития; - комплексные нарушения.

Слайд 6

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ребёнку 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Увеличиваем время для усвоения материала. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Слайд 7

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; использование инновационных и здоровьесберегающих технологий - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика, логоритмика релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Слайд 8

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР С ДЕТЬМИ ОВЗ Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Театрализованная игра Игры тренинги

Слайд 9

воспитатель логопед психолог дефектоло г семья медик Какова роль каждого? Музыкальный руководитель

Слайд 10

Трудности обучающихся с ОВЗ. Трудности, имеющие (условно) педагогические причины - Трудности усвоения навыка письма и штриховки - Трудности усвоения навыка счёта - Неусидчивость, невнимательность - Трудности при выражении своих мыслей Трудности, имеющие (условно) логопедические причины - Нарушение звукопроизношения - Трудности в звуковом анализе и синтезе - Трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе зрительного восприятия - Трудности словообразования, словоизменения Трудности, имеющие (условно) психологические причины - Трудности в общении - Невнимательность - Трудности запоминания - Трудности при выполнении правил и норм жизни сада - Трудности восприятия и понимания инструкции

Слайд 11

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: Педагог-психолог: организует взаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями.

Слайд 12

Учитель-логопед: диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формированиефонематических процессов); консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Слайд 13

Музыкальный руководитель: Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий; Использует на занятиях элементы музыкотерапии,логоритмики ,сказкотерапии, куклотерапии, и т.д

Слайд 14

Воспитатель: проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); применяет здоровьесберегающих технологий создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Слайд 15

Медицинский персонал: проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Слайд 17

Трудности обучающихся с ОВЗ Трудности, имеющие (условно) педагогические причины Трудности усвоения навыка письма и штриховки - Трудности усвоения навыка счёта - Неусидчивость, невнимательность - Трудности при выражении своих мыслей

Слайд 18

Трудности, имеющие (условно) логопедические причины - Нарушение звукопроизношения - Трудности в звуковом анализе и синтезе - Трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе зрительного восприятия - Трудности словообразования, словоизменения

Слайд 19

Трудности, имеющие (условно) психологические причины: - Трудности в общении - Невнимательность - Трудности запоминания - Трудности при выполнении правил и норм жизни сада - Трудности восприятия и понимания инструкции

Слайд 20

Рефлексия Я сегодня вспомнила ….. Меня порадовало….. Мне было трудно….

Слайд 21

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Поддержка, забота,

участие в жизни ребенка-

Самая эффективная помощь!

 

1.В домашних условиях занимайтесь с ребёнком дополнительно, причём продолжительность занятий не должна превышать 20 минут.

2.Соблюдайте смену деятельности: занятие – отдых.

3.Не фиксируйте внимание на неудачах, старайтесь чаще подбадривать ребёнка, стимулировать его работу, поощрять за успехи, хоть они даже и незначительные, создавайте ситуацию успеха.

4.Используйте разнообразные формы несловесной поддержки ребёнка (улыбку, подбадривающее прикосновение руки, поглаживание по спине и т.д.) 

5.Важно организовать  в пространстве дома посильную трудовую деятельность, с учётом ведущей деятельности. 

6.Уделяйте внимание полноценному, разноплановому воспитанию и развитию личности ребёнка.

7. Не навязывайте себя ребёнку, если не знаете, как воздействовать – ОСТАНОВИТЕСЬ!

8.Устраните из вашего общения с ребёнком те способы или формы взаимодействия, которые вызывают у него протест или негативную реакцию.

9. Исключите свои отрицательные эмоции  в общении с ребёнком.

10.Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с ребёнком. 

11.Не сравнивайте ребёнка с кем-либо, не ставьте никого в пример, своё сравнение больше обращайте на успехах вчера и сегодня.

12.Воспитывайте Вашего ребенка сами – не стоит доверять воспитание телевизору, компьютеру, сомнительной литературе и вредоносным играм.

13.Интересуйтесь тем, что смотрит, что читает, во что играет Ваш ребенок. Что остается  в его памяти после просмотренного фильма, прочитанной книги.

14.Обсуждайте с ребенком увиденное, услышанное, прочитанное. Формируйте правильное восприятие и отношение к фактам, событиям, персонажам.

15.Наблюдайте, в какие игры играет ваш ребенок, какие роли выбирает, кого копирует; что рисует, какие выбирает цвета; какие фильмы предпочитает смотреть.

16. Рисуйте вместе с ним, играйте, сочиняйте сказки. Меньше смотрите телевизор сами – больше общайтесь с ребенком.

17.Строго отбирайте фильмы  для детского просмотра. Смотрите фильмы вместе с детьми и объясняйте, приучайте ребенка думать, анализировать.

C:\Users\Пользователь\Desktop\i.jpeg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА-АУТИСТА Доносить информацию через схемы, наглядные картинки; Избегать переутомления; 3. Четко организовывать пространство; 4. Использовать подписанные системы хранения; 5. Обозначать предметы которые использует ребенок; 6. Обращаться к ребенку по имени; 7. Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; 8. Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое; 9. Развивать крупную мелкую моторику; 10.Использовать подкрепление правильного действия объятиями, стимулом.


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам провести практическое занятие в форме мастер-класса на тему:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

Для плодотворной работы нам понадобится 3 творческих группы педагогов.

- За первый стол я приглашаю участников, чье полное имя или фамилия начинаются с гласного звука.

-  За вторым столом разместятся те участники, у которых имя или фамилия начинаются на звук «с».

- И третий стол займут оставшиеся участники.

Детский сад – это одна большая семья. И в этой многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

На столе вы видите шаблоны мальчиков и девочек. Я прошу Вас выбрать бумажную куклу в соответствии с полом обучаемого ребенка, дорисовать лицо и написать имя своего воспитанника. Подберите одно прилагательное, которое точно охарактеризует вашего воспитанника. Когда работа будет окончена, разместите своих воспитанников рядом с моим «непредсказуемым» Димой на этом рисунке.

(на доске вывешен плакат с изображением детского сада)

C:\Users\Пользователь\Desktop\scale_1200.jpg

Итак, в нашей многодетной семье на данный момент воспитываются и обучается 120 детей, 18 из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по индивидуальным маршрутам. Среди них есть дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития речи. Безусловно, с такой категорией детей, а так же с их родителями и законными представителями работать сложно.

Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения.

(на экране появляется тема мастер-класса НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ)

Посовещайтесь в своих творческих группах и напишите на цветных стикерах все трудности, с которыми вы столкнулись при работе со своими воспитанниками. Отвечать можно по принципу «поп-корна», кто первым готов, тому и слово.

(стикеры зачитывают и приклеивают на контурную фигуру воспитателя на доске)

                                                     C:\Users\Пользователь\Desktop\уу.png

Посмотрите, сколько проблем и трудностей возникает у нас, здоровых, полноценных людей, наделенных многолетним педагогическим опытом!

Как вы думаете, кому в тандеме «ребенок-воспитатель» легче? (выслушиваем несколько мнений) Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети.

Мне нужны 4 участника.

- Первому участнику предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию.

- Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой.

- Третий участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами.

- Четвертому участнику даем наушники, надев которые, он должен выполнить мою просьбу.

(далее идут рефлексивные вопросы к участникам)

• Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

• Что было самым трудным при выполнении упражнения?

• Что помогало выполнять данное упражнение?

• Что вы чувствуете сейчас, после выполнения задания?

Давайте обозначим детские проблемы, повторив работу со стикерами. Закрепите стикеры на фигурке воспитанника.           C:\Users\Пользователь\Desktop\порьр.png

Итак, вы убедились, что у детей проблем не меньше.

Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем и начнем вместе искать пути их решения. Я помню одно мудрое высказывание«Можно силой привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Так же происходит и с детьми. Не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза. Как пробудить этот пытливый взгляд, как увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных? Над проблемой развития мотивационной сферы трудились многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Актуальна эта тема и в наше время. Учиться должно быть всегда интересно! Только тогда учение принесет пользу.

Сегодня у нас по расписанию 2 коротких урока:

Первый урок – обучение грамоте и письму (звенит колокольчик)

Мы будем знакомиться с буквой П и звуком «п»(вывешиваю на доску изображение заглавной и строчной буквы). C:\Users\Пользователь\Desktop\d4b75d5e9eb12c783a763d854aff766520.jpg

 На какой предмет она похожа? Назовите предметы, которые начинаются со звука «п». А какой предмет лишний и почему?

-  а теперь немного пофантазируем и изобразим букву П (прописную или печатную, заглавную или строчную, какая вам больше нравится), из различных предметов изобразить  (пластилин, счетные палочки, коробка с песком, магнитный конструктор, бумага и ножницы, проволока, цветные карандаши, корзиночка с горохом)

- Кто хочет поделиться ощущениями? С какими трудностями с толкнулись при выполнении задания? С какой буквой мы сегодня знакомились?

Урок окончен, спасибо.

   Второй урок -  изобразительное искусство (звенит колокольчик)

 Помните, в фильме «12 стульев» Остап спросил у Воробьянинова«Киса, скажите мне как художник- художнику: вы рисовать умеете?» 

- Прошу вас, положа руку на сердце, искренне ответить мне на тот же вопрос.

- Ошибаетесь, рисовать могут все! Надо только подобрать для себя подходящие средства и технику. А их сейчас, поверьте, великое множество.

- Попробуем нарисовать ежа.

- Расскажите каким вы его себе представляете.

- На какую геометрическую фигуру похоже туловище ежа?

- Нарисуйте овал размером с вашу ладонь, легко нажимая на карандаш.

- На какую геометрическую фигуру похожа мордочка?

- Дорисуйте к овалу треугольник слева, приподнимите кверху носик и нарисуйте сверху небольшую капельку.

- Сколько лапок у ежа? А сколько мы увидим на рисунке?

- Дорисуйте две короткие лапки. Возьмите краски и раскрасьте мордочку и лапки.

- Пока краска будет сохнуть, займемся колючим туловищем. Есть два способа. Выбирайте любой. Можно прикладывать окрашенные комочки бумаги, оставляя отпечаток. А можно опускать в краску одноразовую вилку и прикладывать к бумаге ее зубцы, тоже получится красиво.

- Начинаем творить. Можно работать в паре, так быстрее и веселее. Теперь дорисуйте глаз и ротик.

- Ну и кто тут у нас не умел рисовать!

Следующие задания выполняет каждая группа

-  Для этого назначьте «главного художника».

- Главные художники выбирают технику из трех предложенных. Показываю способы работы.

Техники: пластилинография, рисование песком, рисование мыльными пузырями.

(работа в группах на тему «На дне морском»)

C:\Users\Пользователь\Desktop\f648e14bab8002996d04674678da015e.jpg  C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_20191220_171056.jpg  C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_4086.JPG

Рисование – занятие увлекательное, но нам пора заканчивать.

- Кто хотел бы поделиться ощущениями? Какая из предложенных техник вызвала наибольший интерес?

Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя.

Заключительный этап.

Завершить работу семинара я хотела бы притчей (Читаю притчу о мальчике, собирающем морских звезд с берега): 

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать   для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми и это потому что мы вместе.

Спасибо за работу всем участникам моего мастер-класса. На одном занятии решить все проблемы взаимодействия педагогов с особыми детьми нам, конечно же, не удастся, но главное, что мы стали на этот путь

РЕФЛЕКСИЯ:

-Уважаемые педагоги пожалуйста, оцените прошедшее мероприятие с помощью смайликов:

- если вам понравился мастер класс  –поставьте  веселый смайлик C:\Users\Пользователь\Desktop\261x752d-300x300.png

- а если не понравилось мастер класс -  поставьте грустный смайликC:\Users\Пользователь\Desktop\1606768560_10368.jpg

           C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG-20220413-WA0000.jpg  C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20220413-WA0001.jpg   

           

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: