Главные вкладки

    3. Выявление и развитие способностей обучающихся в конкурсах

    3.1. Перчень проектов, реализованных педагогом с обучающимися:

          -  Методическая разработка «Знакомство старших дошкольников с культурой, обычаями и бытом нивхов, через организацию мини-музея «Тыхыф»(смотри прикрепленные документы ниже)

     

    3.2. Результаты участия обучающихся в конкурсах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл методическая разработка44.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    «Знакомство старших дошкольников с культурой, обычаями и бытом нивхов, через организацию мини-музея «Тыхыф»

    Выполнил (а):

    Грановская Ольга Евгеньевна

    Тьютор МБДОУ детский сад
    № 2 «Солнышко» г. Охи

    Адрес: г. Оха, ул. Ленина, д.31А

    Телефон: 8(42437) 30642

    e-mail: mbdou2-okha.ru

    Оха

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..

    3

    Глава I. Актуальность выбранной темы………………………………………..

    4

    Глава II. Организация мини-музея «Тыхыф»…………………………………..

    5

    Выводы……………………………………………………………………………

    7

    Список используемой литературы……………………………………………...

    8

    Приложение № 1 ………………………………………………………………...

    9

    Приложение № 2…………………………………………………………………

    11

    Приложение № 3…………………………………………………………………

    13

    Введение.

    Детский сад – это «страна», где каждый ребенок, какой национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. Задача педагогов дать представление о жизни, обычаях и традициях других народов.

     Национальная культура малочисленных коренных народов может быть сохранена и продолжена, только если она будет интересна подрастающему поколению. В современном мире появляется опасность утраты традиций, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным.

    Приобщая детей к культуре народов и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности. Помогаем раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной край, их обычаям, традициям и культуре.

    В связи с вышеизложенным, были обозначены основные цели:

    - развивать познавательную деятельность дошкольников, способствовать познанию окружающего мира, выработать ценностные ориентиры на основе этнокультуры нивхов.

    Поставлены задачи:

    - познакомить детей с культурой, бытом, обычаями коренных малочисленных народов севера Сахалина –нивхов;

    - организовать в группе предметно-развивающую среду, знакомящую детей с культурой нивхов, организовав мини-музей «Тыхыф»;

    - разработать перспективный план для знакомства детей старшего дошкольного возраста с этнокультурой нивхов.

    Глава I. Актуальность выбранной темы.

    Нивхи являются одним из коренных малочисленных народов Дальнего Востока России. Общая численность народа, по данным переписи 2002 года составляет 5126 человек. Территория проживания нивхов – низовья Амура и остров Сахалин.

    В имеющейся научной литературе известно два названия этого народа – гиляки и нивхи. Сами же нивхи называют себя нивх, что означает человек.

    Важная роль в воспитании разносторонне образованной личности, с уважением относящейся к многообразию национальных культур, принадлежит учреждениям образования, культуры.

    Одной из важнейших задач нашего времени становится развитие диалога между культурами, как наиболее благоприятной основы межэтнических отношений.

    Данная работа поможет детям познать мир национальных культур, расширить представления об образе жизни нивхов, населяющих остров Сахалин, их обычаях, традициях, фольклоре. Научит уважительному к ним отношению, будет способствовать речевому, эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию.

    Так родилась идея создания мини-музея «Тыхыф», для знакомства детей старшего дошкольного возраста с традициями коренных народов севера Сахалина - нивхами, обусловленная тем, что в процессе данной деятельности:

    • дети получать представление о культуре, быте, обычаях нивхов;
    • дети пополнять словарный запас,
    • у детей разовьётся связная речь, активизируются мыслительные процессы.

    Глава II. Организация мини-музея «Тыхыф».

    Подготовку к организации мини-музея «Тыхыф» начали с определения этапов работы:

    1. Подготовительный этап:
    • Изучение методической, научной и художественной литературы;
    • Составление планов работы.

    2. Практическая деятельность:

    • Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (создание мини-музея «Тыхыф»)
    • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методик;

    Далее собрали и изучили краеведческий материал о народах крайнего севера Сахалина. Ознакомились с художественными произведениями В.С. Санги:  «Первый выстрел»; «Девочка-лебедь» «Легенды ЫХ-Мифа», «Гагара и ястреб», «Как чайки-крачи стали жить вместе» и т.д.

    Совместно с детьми и родителями создали в группе экспозицию, в которой подобран материал прикладного искусства, художественная литература, иллюстрации, фотографии, альбомы о быте и промысле коренных,  малочисленных народов  севера Сахалина - нивхов.

    Разработали перспективный план, конспекты мероприятий по ознакомлению детей с культурой, традициями нивхов, составили перечень подвижных игр (приложение № 1, № 2, №3).

    На занятиях рассказываем детям о нивхах, читаем стихи, сказки, мифы, знакомим с различными народными играми.

    Весь цикл занятий построен интегрировано, по областям:

    1. Коммуникация:
    • Окружающий мир: экскурсии в краеведческий музей, занятия по познавательному развитию;
    • Ознакомление с художественной литературой нивхов: чтение сказок, стихов, мифов.
    • Развитие речи: составление описательных рассказов по картинам;
    1. Художественно-творческая деятельность:
    • Музыкальная (прослушивание музыки, песен);
    • изо деятельность (рисование, аппликация).
    1. Физическое развитие
    • (разучивание нивхских подвижных игр).

    Прогнозируемый результат:

    • Приобщить детей к музею, сделав его привычным и привлекательным для детей;
    • Приобщить детей  к миру общественных ценностей, расширить кругозор, словарный запас;
    • Приобщить детей к культуре, обычаям, традициям, фольклору нивхов;
    • Научить детей самостоятельно рассказывать о нивхах;
    • Научить детей играть в национальные подвижные игры;
    • Обогатить предметно-развивающую среду в группе;
    • Приобщить родителей к воспитанию в детях толерантного отношения к людям, уважать их национальное достоинство.

    Выводы.

    По итогам организации мини-музея средний и высокий уровень знаний о культуре, быте и традициях народов севера Сахалина – нивхов имеют 90% детей группы. У детей сформировано толерантное отношение и интерес к народам - нивхам.

    Воспитанники имеют:

    • хорошие знания об образе жизни нивхов;
    • знания о  традициях и обычаях нивхов;
    • имеют представления о жилищах и материалах, из которых они изготавливаются;
    • владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
    • знают способы изготовления орнаментов, применяют их на практике.
    • дети совместно с взрослыми изготавливают материалы для мини-музея;

    Список используемой литературы

    1. История и культура нивхов. Историко-этнографические очерки. М: Наука,1988
    2. Народы Дальнего Востока СССР в XVII -XX вв.М.,1985.
    3. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000.
    4. Нивхи Сахалина: современное социально-экономическое развитие/Ред. В.И. Бойко. – Новосибирск: Наука, 1988.
    5. Соколова З.П. Народы Севера СССР: прошлое, настоящее и будущее. Советская этнография. №6,1990.
    6. Таками Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975.
    7. Традиционное хозяйство и материальная культура Народов Нижнего Амура и Сахалина. М.,1984./Ред. А.В.Смоляк

    Приложение № 1

    Перспективное планирование

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Сентябрь

    1

    «Я родился на Сахалине»

    Познакомить детей с народностями, проживающими на территории Сахалина, а также с коренными малочисленными народами севера Сахалина - Нивхах), их бытом и традициями. Расширять словарный запас, связную речь детей.

    Октябрь

    2

    «Пупи-як» (Медвежий праздник)

    Познакомить детей с национальным праздником нивхов. Развивать воображение, творчество. Обогащать речь словарный запас. Прививать любовь и уважение к традициям народов крайнего Севера.

    Ноябрь

    3

    «Кормление духа – хозяина моря»

    Познакомить детей с национальным обрядом Нивхов. Рассказ о том, как и для чего Нивхи проводят данный обряд. Обогащать словарный запас – «корытце», «кушанья», «упрашивать».

    Декабрь

    4

    «Жилище Нивхов»

    Познакомить детей с жилищем Нивхов. Развивать познавательную активность и творческую деятельность.

    Январь

    5

    «Одежда Нивхов»

    Познакомить детей с национальной одеждой Нивхов, из какой ткани шилась одежда (мех животных, береста и т.д.) Обогатить словарный запас детей словами – халат (ларшк), наушники, меховая шапка, меховые нагрудники и т.д. Развивать кругозор.

    Февраль

    6

     «Промысел коренных малочисленных народов севера Сахалина»

    Познакомить детей с промыслом Нивхов - охота рыбалка и т.д.» Пополнить словарный запас – шкура, нерпа, сивуч и т.д.

    Март

    7

    «Тайна орнамента»

    Познакомить детей с национальными орнаментами (тошпын, кхарж), которые используются при шитье одежды, обуви Нивхов, особенностями раскраски и содержания орнаментов.

    Апрель

    8

    Аппликации «Орнамент на женском халате»

    Учить детей вырезать различные национальные орнаменты Нивхов. Закреплять приемы вырезания. Развивать навыки пользования ножницами.

    Май

    9

    Чтение нивхских народных сказок

    «Гагара и ястреб»,«Девочка-лебедь»

    Познакомить детей с нивхскими сказками. Развивать любознательность, обогащать словарный запас детей. Учить внимательно слушать и пересказывать небольшие сюжеты сказок.

    Приложение № 2

    Считалочки и подвижные игры

    Считалочки:

    Прибежала к нам лиса

    Через реки и леса…

    Быстрым зайчиком в кусты

    Убегай скорее ты!

    Сильный северный олень

    Нас катает целый день!

    Но на нарту всем не сесть-

    Значит, ты останься здесь!

    Все ребята встали в круг

    Серый волк примчался в круг!

    Он клыкастый погляди!

    Самый смелый выходи!

    Игры:

    Название игры

    Правила игры

    «Берегись охотника»

    У одного из игроков в руках хвост лисы. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с «хвостом». Участники передают «хвост» друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с «хвостом», они меняются ролями.

    «Бег с капканом»

    Участвуют 2-3 команды. К ногам участников привязаны мячи. По команде игроки бегут от ориентира, обегают его и бегут обратно, передавая эстафету.

    «Бой медвежат»

    Дети встают в круг, на корточки, вытягивают вперед ладошки. Задача вытолкнуть соперника из круга, ударяя его ладони или заставив его коснуться земли любой частью тела.

    «Нарты-сани»

    Двое игроков бегут и прыгают через «нарты», поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Бежать надо до черты, по сигналу. Выигрывает тот, кто быстрее пробежит и не заденет «нарты».

    «Перетягивание каната»

    Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу «Раз, два, три – начни» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

    «Рыбаки»

    Дети становятся в круг («рыбаки»). Водящий показывает им движения рыбаков (тянут сети, вынимают рыбу). Кто из детей повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

    Приложение № 3

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    Тема: «Промысел коренных народов севера Сахалина- Нивхов»

    Цель: Познакомить детей с видами традиционных занятий нивхов.    Развивать познавательную активность. Воспитывать интерес к истории родного края.

    Материал: наглядный материал – иллюстрации, макеты селений, орудий труда.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о быте нивхов.

    Педагогические  приёмы и методы:

    - Словесные методы: вопросы, объяснение.

    - Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

    Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, художественная.

    Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Ход:

    Воспитатель:

    - Ребята, мы сегодня с вами попали в селение нивхов, посмотрите внимательно на картины и скажите, какие изображены дома нивхов?

    Ответы детей: зимние и летние

    Воспитатель: 

    - Как вы думаете, чем могли заниматься Нивхи?

    Ответы детей: -  охотой, рыбалкой, шитьем одежды.

    Воспитатель:

    - Верно, а главным занятием мужчин-нивхов была рыбалка и охота.

    Воспитатель:

    -А как вы думаете, чем занимались женщины?

    Ответы детей: готовили еду, шили одежду, воспитывали детей.

    Воспитатель: Верно, молодцы ребята.

    Воспитатель:

    - Ребята у вас на столах лежат карточки с изображением предметов, необходимые для труда нивхов, давайте возьмем по одной и расскажем, как они помогали взрослым в их труде.

    Дидактическая игра «Помощнике в труде»

    Дети с помощью карточек составляют предложения об орудии труда нивхов  (это лук - он нужен для охоты и т.д.).

     Предметы, изображенные на карточках: лук, стрелы, острога, сеть, копье, лодка, нарты, деревянная ложка, шкура животного, рыбья кожа.

    Воспитатель: - Дети, а вот Маша Б. провела собственное расследование и узнала об еще одном важном занятии нивхов.

    (индивидуальный рассказ ребенка «Зачем нивхи выращивали собак?)

    Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем и поиграем

    Подвижная игра «Собачьи упряжки»

    На полу друг против друга раскладываю два шнура. Дети встают по трое около каждого шнура (двое детей изображают «собак», третий  ребенок  «каюр». «Каюр» берет за руки стоящих впереди «собак». Дети по сигналу «поехали», бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

    Воспитатель:

    - Молодцы ребята, все ловкие, быстрые.

    - Скажите, а вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

    - А что вам запомнилось больше всего?

    - Какие самые главные занятия были раньше у нивхских мужчин и женщин?

    Ответы детей: охота, рыбалка, сбор ягод, шитье  одежды и т.д.

    Молодцы, вот сколько нового мы с вами узнали!