5. Консультации для родителей

Грановская Ольга Евгеньевна

Для каждого педагога контакт с родителями ребенка очень важен. Надеюсь, что данная страничка поможет родителям в  воспитании и обучении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://kartinki-vernisazh.ru/_ph/238/2/100713521.jpg?1515217830

https://1.bp.blogspot.com/-jrHVJ_siHQw/WIsniTNVmAI/AAAAAAAAAas/gm96NoG2X_g9ZDgcp-h3xLfyDNWq3TfbQCLcB/s1600/00000.jpg         

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).

Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)

Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)

Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного)

«Счёт цепочкой (поочерёдно)»

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

«Отложи столько же предметов (счёт на слух)»

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»

Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»

«Отсчитай столько же»

Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т.д.  Задание: Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10), или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6d19943c3415e963bd3b7f4fcd4d9e08-l&n=13         

       «Какой цифры не стало»

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет, какой цифры нет.

«Наведи порядок»

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов. 

Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

Назови цифру - перед ребёнком цифровой ряд, взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

Назови, какие цифры пропущены 1  3 4  6  8  ?

Какая цифра должна стоять вместо ? -  1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10  или

1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и т.д.

«Кто где?»

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

«Фигуры высшего пилотажа»

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

«Игровые задания детям»

- Топни правой ногой 3 раза.

-Дотронься левой рукой до левого уха.

-Подними вверх правую (левую) руку.

-Поставь на носок правую (левую) ногу.

-Поставь на пояс правую (левую) руку.

-Дотронься левой рукой до правого колена.

-Повернись на право (на лево).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4d3095e1a225bd8a05042c565cda4182-l&n=13       

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал

«Кто больше назовет»

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры.

 Например:

(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и т.д.)

(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)

(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д.)

(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д.)

«Какой фигуры не стало»

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т.д.

- Название текущего месяца года

- Дни недели

- Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т.д.)

 

-  Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:

– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

– Четверг – какой день по счету?

– Какой день недели будет после вторника? и т.д.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/223/22126/26/img22.jpg



Предварительный просмотр:

http://chgard27.tgl.net.ru/images/news_13/deti_i_pecok.jpg

      Развитие познавательной активности дошкольников

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных

талантов и способностей, если ему просто предоставить

для этого возможность».

Д.Лессинг.

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который умеет организовывать своё мышление сам.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

В дошкольном возрасте важно  активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают  наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=51045e00a7afe9ef13ae101ffdb7cea5&n=13

Научившись с помощью игры, дети задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, а став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни. Изучение нового должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Особо острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).

Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).

Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).

Находим решение (радость, восторг).

Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).

Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

 В ходе творческо-писковой деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

http://fotohomka.ru/images/Jan/09/c5e98cca1d46dd0aceca388cacff2815/mini_2.jpg



Предварительный просмотр:

https://static6.depositphotos.com/1000619/585/i/950/depositphotos_5855775-stock-photo-children-are-playing-letters.jpg

Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развитияребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игрепроисходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности - учению.

Кроме того, хорошая игра - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это по- видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых.

Фрейд писал: Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции.

Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности.

В наше время выбор развивающих игр и игрушек (пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, конструкторы, настольные игры) довольно велик, но к сожалению, не всегда нам доступен. Вашему вниманию предлагается ряд игровых упражнений для развития познавательных процессов, которые

можно будет использовать и на занятиях и в свободное время. Эти игры и упражнения даны как небольшие примеры.

Задания можно изменять, делая их проще или сложнее, это будет зависеть от возраста и способностей детей, или от темы ваших занятий.

http://jette.ru/wp-content/uploads/2017/03/kak-podgotovit-rebenka-k-sadiku-3-1038x692-1024x683.jpg

Игры и упражнения для развития мышления

1. «Говори наоборот»

(в игре можно использовать мяч)

Веселый - Грустный-

Худой –Толстый  и т. д.

2. «Придумай слово"

Если оно начинается с

по- ле- ку-

на- до- из-

зо- че- ве-

му- пры- и т. д.

3. Ответь, что бывает

-  кислым? красным? мягким? быстрым? и т. д.

- кто умеет прыгать? плавать? рычать? петь? и т. д.

- что делает рыба? самолет? волк? машина? и т. д.

4. Дай характеристику этим предметам. Опиши их.

Например: Яблоко-это фрукт, круглое, зеленое, кислое. Чашка-это посуда, фарфоровая, желтая маленькая» (Лимон, морковь, молоко, машина, огурец, погремушка, ваза, диван) и т. д.

5. «Подбери подходящее слово и закончи выражения»

Огурец-это овощ, а яблоко-это.

На столе-скатерть, а на полу-

Учитель в школе, а врач

У птицы крылья, а у рыбы и т.д.

6. «Хитрые задачи»

-Мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алеши, Алеша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех? А кто медленнее?

-Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встает после бабушки. Бабушка встает после кота Мурзика, а я встаю после папы. Кто встает в семье раньше всех? Кто позже?

-Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? А какая позже? и т. д.

Игры и упражнения для развития внимания

  1. «Да и Нет не говорить!»

-Ты девочка?

-В школу ходишь?

-Соль сладкая?

-Птицы летают?

-Тебе 10 лет?

-Снег белый?

2. «Бывает, не бывает»

-Кошка варит кашу;

-Папа ушел на работу;

-Человек вьет гнездо;

-Зайчик пошел в школу;

-Яблоко соленое;

-Бегемот залез на дерево;

-Волк бродит по лесу и т. д.

Ребенок тоже может придумывать различные ситуации.

3. «Будь внимателен»

Постарайся правильно выполнить движения:

если услышишь название цветка - хлопни в ладоши;

если услышишь название птиц-взмахни руками;

если услышишь название дерева-положи руки на колени.

(дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик,

василек, голубь, тополь, гвоздикаи т. д.).

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s5261c9ba02b23fac/image/i30e71aaf807de47f/version/1503163098/image.jpg

Игры и упражнения для развития памяти

1. Для развития слуховой памятииспользуются:

-заучивание стихов, потешек;

-пересказ небольших рассказов после их прочтения;

-игра в «Слова» (взрослый называет ребенку слово, или несколько слов, и просит за ним повторить, постепенно увеличивая количество слов)и т. д.

2. «Добавь слово»

Один ребенок называет какой - то предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку уже надо повторить три слова и добавить свое и т. д. Эту игру следует проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество запоминаемых слов - то есть будет увеличиваться объем памяти.



Предварительный просмотр:

K:\КОНСУЛЬТАЦИИ\Память\IMG_20180123_131353_0.jpg

K:\КОНСУЛЬТАЦИИ\Память\IMG_20180123_131356_1.jpg

K:\КОНСУЛЬТАЦИИ\Память\IMG_20180123_131358_2.jpg

K:\КОНСУЛЬТАЦИИ\Память\IMG_20180123_131401_3.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

https://sad29podr.edumsko.ru/uploads/3000/2387/section/215597/54295/643.jpg?1505485097199

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.

Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? (доступными для ребёнка словами)

При проведении эксперимента главное – безопасность Вас и вашего ребёнка. Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-135310-1505657037.jpg                   

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117335-1398159493.jpg     

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет

цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как

некоторые из них шипят. Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность-  основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615807/img1.gif


Предварительный просмотр: