Материалы к урокам литературы

Сысова Валентина Александровна

Здесь вы найдете материалы к урокам литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

А.И.Куприн «Куст сирени»

 Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо

 Тип урока: работа с художественным текстом

 Цели:

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование:

Портрет А.И.Куприна

Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

 I стадия «Вызов»

         Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна. Необычность урока в том, что на нашем уроке присутствуют гости и вместе с ними мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе с ним сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа . При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста, которые пригодятся на экзаменах. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.

 

 

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

 

         Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

 

(Просмотр видеоклипа. )

 

         На доске запись: куст сирени.

- О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»  

 

- По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

         Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»  

 II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»

- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

 

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

         Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой  кабинет….

   Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед  ним  пепельницы

горелые спички и ломал их на  мелкие  кусочки,  а  когда  замолчал,  то  с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было,  что  этому  сильному  человеку хочется заплакать.

 

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Что было неожиданным?

- Что вы можете сказать о героях?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

 

- Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

- Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

- Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

- Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

- Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

 (Вторая часть – чтение учителя)

  - Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

- Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

- Какие ваши ожидания подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

 

 

- Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

- Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

- Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

- Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

- Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

- Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

 (Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 73)

- Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

- Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?  (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

- Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- Что будет с героями после событий рассказа?

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

- Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

 - Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

- Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

III стадия «Рефлексия» Приём «Синквейн»

 - В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

- А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

 

(Прослушивание синквейнов)

 

Домашнее задание

         На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»



Предварительный просмотр:

Ход урока:

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Надеюсь, наше общение на уроке будет успешным и интересным, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сегодня  открыл для себя что-то новое.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Откроем тетради, запишем  число, классную работу, оставим место для темы.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:

- Она величественна и похожа на океан.

- Она щедра и сурова.

- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Что это? (Тайга)

-  Действительно, это тайга.

- Вторая часть вопросов:

- Он маленький, как песчинка в океане.

- Он беззащитный и в то же время сильный.

- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

- Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это? (Васютка)

- Правильно, это главный герой рассказа Васютка

- Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)

 Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание).

- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»

- Как вы можете объяснить, что такое поединок?

(Поединок – это борьба двух противников)

- Были ли тайга и Васютка противниками?

- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.

- К уроку я взяла такой эпиграф: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

-Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Юный герой в экстремальной ситуации» ( «Испытание тайгой»)

 - Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока . (Природа – друг или враг? Как вести себя наедине с природой?

Спасение Васютки – чудо или закономерность? Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? Какие уроки дает природа герою и читателю? Выдержал ли Васютка испытание тайгой?

- Какую цель мы должны поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать сегодня? ( Узнать, как Васютка выжил в тайге?)

- А для чего нам это надо?  (Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)

Мы должны сделать вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации.

- И сегодня мы с вами попробуем создать памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»

3. Актуализация знаний.

- Посмотрите отрывок из документального фильма «Секреты тайги. Фильм о красотах и величии»

- Какие слова возникают у вас в воображении при слове «тайга»?

- Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

- А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя.

-Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?

-Как поведем себя, если заблудимся в лесу?

Работа с ассоциограммой.

(Ассоциограмма - это метод “вживания” в художественное произведение, позволяющий детям глубже понять произведение и, в конечном счете, интерпретировать его).

- Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с текстом. Фронтальный опрос.

- Послушайте отрывок из рассказа В.П.Астафьева:

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

- Главный герой  попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

- Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души»

Какой же увидел тайгу мальчик?

«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака.

 -   А как  же повёл себя Васютка? Попытаемся  понять Васютку.

- Давайте обратимся к тексту:

«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.

Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он».

 - Что почувствовал Васютка? (Страх, отчаяние, ужас)

- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? (четыре)

- Сколько километров прошёл по тайге? (60 километров)      

- Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников)

5.Самостоятельная работа  Мини-исследование в парах.

- Работать будем в парах.

- Опираясь на текст рассказа, сформулируйте «Законы тайги» и «Тайны тайги»

(1 пара читает, 2 проверяет, оценивает)

«Законы тайги»:

  1.  «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
  3. Надо беречь патроны
  4. «Тайга хлипких не любит!»

(2 пара читает, 1 проверяет, оценивает)

«Тайны тайги»

  1. Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  2. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  3. Заполярная тайга не страшна зверьми.
  4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  8. У костра заблудившегося скорей заметят.
  9. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
  10. Кровянистое небо – завтра ветер будет.
  11. Вызвездило – к холоду.

(Заносят оценки в оценочный лист)

6.Проверка понимания

Как повёл себя Васютка? ( Развёл костёр, запасся на ночь дровами, сгрёб костёр в сторону, выкопал яму, положил туда птицу, приготовил место для ночлега)

- Сделайте вывод (Природа помогла Васютке: в тайге он нашёл пищу, дрова)

 - Какие качества помогли выжить Васютке? (решительность, смекалка, мужество, терпение, упорство)

- Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?

«Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая» Б. Паскаль

- Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).

- Какими знаниями и умениями владел Васютка?

Знания:

Как определить стороны  света

Найти по типу леса реку

Понять проточный характер озера

Выбрать направление выхода из тайги

Предсказать погоду на завтра

Умения:

Добывать кедровые орехи

Пользоваться затесями

Развести огонь

Запастись дровами

Подстрелить,  разделать и запечь птицу

Подготовить ночлег

Экономить патроны

7.Закрепление материала.

Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации

- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?

- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

- Давайте составим  Памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился» .

Работа в парах (Составление памяток)

Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.
  2. Возьми компас, спички, хлеб.
  3. Оденься потеплее.
  4. Предупреди взрослых.
  5. Умей ориентироваться на местности.

Памятка №2. Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Прекрати бесполезное движение.
  3. Осмотри место, где находишься.
  4. Собери хворост, дрова для костра .
  5. Разожги костер, приготовь пищу.
  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Чтение памяток и оценивание (Результаты заносят в оценочный лист)

- Послушайте высказывание китайского мыслителя:

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто 

правильно отмечает мои верные поступки, - тот мой друг…»

Сюнь-цзы

- Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа? (Природу)

- Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека, определяет его ценности. учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения.

- Как вы думаете, почему так назван рассказ? (Рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх)

- Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться? (У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству)

8.Итоги урока

- А теперь давайте подведём итоги   урока.

-  Какова была тема урока?

- Вернёмся к проблемному вопросу( Выдержал ли Васютка испытание тайгой?)

-  Соответствовала ли наша работа теме урока?  (Да, соответствовала)

-  Чему мы сегодня научились? (Как вести себя в экстремальной ситуации)

- Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли)

- Я предлагаю каждому  подвести итог своей работы, дописав предложения:

Рефлексия.

 Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

 Своей работой на уроке я…

Мое настроение…

- Подводя итоги урока ,  хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда.

9.Информация о домашнем задании.
Свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе.

- Письменно ответьте на вопрос: «Чему меня научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

- Нарисуйте иллюстрацию к рассказу



Предварительный просмотр:

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему  нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Лиса и тетерев

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

- Здравствуй, тетеревочек мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

- Спасибо на добром слове,- сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

- Или ты меня боишься? - сказала лиса.

- Не тебя, так других зверей боюсь, - сказал тетерев. - Всякие звери бывают.

- Нет, тетеревочек мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.

- Вот это хорошо, - сказал тетерев. - А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

- Куда же ты, - спросил тетерев. - Ведь нынче указ, собаки не тронут.

- А кто их знает, - сказала лисица. - Может, они указа не слыхали.

И убежала.



Предварительный просмотр:

Ход урока

Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра.

Александр Лугановский

1. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни  не так давно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и

злу, требовательный прежде всего к себе человек. Герои его книг — простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева — природа.

2. ПРОЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ В УЧЕБНИКЕ

Рассказ «Конь с розовой гривой» дал название сборнику рассказов для детей, вышедшему в 1972 году.

ЧТО ВЫ узнали ИЗ СТАТЬИ

Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на

Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны.

Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся.

«Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-

навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.

3 Беседа по вопросам.

— От чьего лица ведется повествование?

(Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писателя о собственном

детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)

— В какой семье растет герой?

(Маленький мальчик, герой рассказа,— сирота. Мать у него утонула, об отце ничего

неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать -то ты хоть помнишь?» Жил он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедушки — радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще заработать: набрать земляники для продажи.)

— Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

(Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки

постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо» Быт деревни беден и убог. Пряник кажется сказочно красивым: «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка: «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял! — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь - огонь!..»)

— Как описана семья Левонтьевых? В каком доме она жила?

(В семье Левонтьевых ребятишек не сосчитать. Рассказчик называет несколько имен,

но понятно, что их было много: в доме Левонтьевых «были одни ребятишки, и ничего больше».

Дом их стоял «сам собою, на просторе», то есть обособленно и «без излишеств»: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Даже изгороди постоянной вокруг дома не было — зимой жерди, хворостины, старые доски изгороди исчезали «в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы». Даже крыльца не было — его заменял «истюканный топором чурбак».

Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» — на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» — слово явно неуважительное.)

— Почему Левонтьевы так плохо жили?

(Возможны разные варианты ответов: они были бедными; было много детей, на всех не

хватало денег; добавим, что хозяин дома, отец семейства Левонтий сильно пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

— Что за человек был Левонтий?

(Бабушка корила его за безделье, на что Левонтий отвечал: «Я, Петровна, слободу люб-

лю!» Пьяный Левонтий мог расколотить стекла, «ругался, гремел, плакал». Однако был он ч еловеком добрым, благодушным, по крайней мере, так о нем вспоминает автор: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его».)

— Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

(Мальчик жил один с бабушкой, а в семье соседей было много ребятишек, было шумно

и весело. С получки покупались пряники и конфеты, подвыпивший Левонтий щедро угощал «сироту». Поэтому рассказчик пишет: «Главная цель моей жизни была — прорваться в дом Левонтия после его получки... тут уж я окружен бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник».)

— Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

(Мальчик еще не понимал, что по существу, как и дети самих Левонтьевых, пользовал-

ся слабостью хозяина дома, тоже «хватал пряники, конфеты». Бабушка пыталась остановить внука: «Нечего куски выглядывать! Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане». Тетка Васеня, жена Левонтия, постоянно занимала у соседей деньги, муку, картошку.)

— Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

(Описание семьи является своеобразной экспозицией, объясняет характеры героев,

описывает время, место, обстоятельства действия.)

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– В. П. Астафьев – один из ярких представителей современной русской литературы. Мы убедились, что его творчество интересно читателю. Соприкосновение с произведением автора – это часто узнавание себя. Посмотрите, сколько ассоциаций у вас вызвали отдельные эпизоды рассказа! Автор преподносит нам уроки жизни, в этом по большому счету и заключается задача настоящей художественной литературы.

– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание.

1. Подумать над вопросом: какие уроки жизни преподал нам автор рассказа В. П. Астафьев?

2. Подготовить творческое задание по выбору



Предварительный просмотр:

Тема: Добрый урок басен Л.Н. Толстого.

Класс: 5-й.

Цели: Формирование умений и навыков работы с текстом, умений различать жанры; развитие воображения, монологическо-диалогической речи; воспитание любви к культуре и традициям родного края.

Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись с голосом Толстого, тексты басен.

Тип урока: Урок-беседа.

Оформление доски: Запись темы, эпиграфа, словарика терминов, домашнее задание.

Эпиграф:

Доброта побеждает всё, а сама непобедима.

(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня, пословица, сказка.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся  с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?

И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.

(Запись темы и эпиграфа  в тетради.)

Как вы понимаете эпиграф?

II. Изучение материала по теме урока

Ребята, почему в теме занятия появилось слово «урок»? (Басни учат.)

Наверное, ещё и потому, что Л.Н. Толстой был не только писателем, но и учителем, основателем школы для крестьянских детей в Ясной Поляне.

Для них он написал много рассказов и сказок. Свои произведения Лев Николаевич напечатал  в книгах под названиями «Азбука», «Русские книги для чтения».

В эти книги, по которым постигали грамоту крестьянские ребятишки, вошли короткие басни древнегреческого баснописца Эзопа, переведённые и обработанные Л.Н. Толстым.

Почему басни стали близки и понятны неграмотным детям?

В чём состояло умение Толстого-переводчика?

Но прежде вспомним, что называется басней.

Давайте вчитаемся в басни Толстого. (Работа над выразительностью чтения басен «Отец и сыновья», «Два товарища».)

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему  нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»

1. Какая басня больше понравилась?

2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?

3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?

4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?

5. Какому жизненному правилу вы научились?

6. Итак, мораль басни близка и понятна вам, детям. Также она была близка и понятна  крестьянским ребятишкам на уроках Л.Н. Толстого.

7. Благодаря чему достигалось это понимание? (Мастерство писателя. Толстой перевёл басни так, что они стали понятны простым крестьянским детям.) Всё дело в простом русском слове, понятном и доступном. Сам Лев Николаевич говорил: «Что за прелесть народная речь

Вот послушайте:

[знай,у  й,а  нарот  наш  б,эднай, сафс,эм  б,эднай,  гаспоцкай,   у  као вой,цы  й,эс,  а  у  као  н,эту  у  као  самавар  й,эс,   а  у као  н,эт  т,и  воду  п,й,ут,   проста  пр,н,асут,  ис  калоца  и  п,й,ут,  да  душа  у народа  й,эс,    праста  душа]

Поистине красив говор Тульского края.

Давайте найдём в прочитанных нами баснях диалектные слова, просторечья. (Словарная работа с текстом.)

Выскочил, упал наземь, жили в согласии, велел принесть, сколько они ни бились, не одолеет, все врозь, всякий погубит.

Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.

Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.)

А какие пословицы и поговорки Тульского края вы вспомнили, читая басни?

Сам умирай, а товарища выручай.

Друг познаётся в беде.

Друга узнаешь в опасности.

Вместе – мы сила.

Врозь грузно, а вместе дружно.

Своя семья – самые верные друзья.

Другу сколько можно помогай.

В дружбе - правда.

Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.

Друга узнают в напасти.

Дружно – не грузно.

Неверный друг – опасный враг.

Плохи друзья на полчаса.

Рад безумный, видя друга при напасти.

Замечательная народная мудрость нашего края. Давайте познакомимся ещё с одной басней Толстого «Лиса и тетерев». (Выразительное чтение басни по ролям.)

Лиса и тетерев

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

- Здравствуй, тетеревочек мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

- Спасибо на добром слове,- сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:

- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

- Или ты меня боишься? - сказала лиса.

- Не тебя, так других зверей боюсь, - сказал тетерев. - Всякие звери бывают.

- Нет, тетеревочек мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.

- Вот это хорошо, - сказал тетерев. - А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

- Куда же ты, - спросил тетерев. - Ведь нынче указ, собаки не тронут.

- А кто их знает, - сказала лисица. - Может, они указа не слыхали.

И убежала.

К какому жанру устного народного творчества близка басня «Лиса и тетерев»? (Сказке.)

Что такое сказка? (Работа с литературными терминами.)

Для чего Толстой сближает басню со сказкой?

Найдите элементы сказки. Басня близка к сказкам о животных.

Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «У народа есть своя литература. Сказки, пословицы – всё простое - будут читать, пока будет русский народ».

III. Итог урока

Почему же актуальны басни Толстого? (Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)

Вернёмся к теме урока. Добрый урок басен. Чему вы научились сегодня? Что узнали? Захотелось ли вам прочитать другие басни?

Действительно, Лев Николаевич удивительно мог воздействовать на людей, особенно на детей. Давайте послушаем его обращение.

(Прослушивание записи «Обращение Л.Н. Толстого к детям».)

IV. Домашнее задание (на выбор)

Попробуй сочинить:

1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.

2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц Тульского края.

V. Выставление и комментирование оценок учителем



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема «История любви Надежды и Николая Алексеевича

в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: определение особенностей изображения темы любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи».

Задачи

Образовательные: создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова; постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества.

Развивающие: продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

Методы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки,  карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.

Ход урока

Организационный момент (приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку).

  1. Мотивационно-установочный этап

На экране слайд со словами песни Высоцкого «Баллада о любви». Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В. Высоцкого.

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась
Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь) (Слово записывается на доске)

-Верно.  

– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации)

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна) (Слово записывается на доске)

-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока и определите его цель. (Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Цель: определение особенностей изображения темы любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи»)

  1. Организационно-деятельностный этап

– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу. Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название. Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

1) Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

2) Мини-исследование:

Ребята делятся на две группы: группа «Надежда» и группа «Николай Алексеевич». Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»:

Была чудесная весна,

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами).

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

Вопросы группы «Николай»

  1. Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор)
  2. Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить).
  3. Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами?

            Вопросы группы «Надежда»

  1. Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести»)
  2. Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде).
  3. Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей)

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

Вопросы к группам:

«Надежда»

«Николай»

– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его?

– Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи?

(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.)   

(Продлевать минуты встречи, всё равно что продлевать минуты подлого поступка.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (РАЗМИНКА, ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)

3. Контрольно-регулировочный этап

– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)

«Обратим внимание на природные________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________.    

   ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
            Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
            Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»

– Проверим себя по эталону.

(Учитель зачитывает текст)

 «Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»

(Делается вывод о том, что в рассказах Бунина любовь – это счастливый миг, который озаряет жизнь героев. Финал их любви печален, но в памяти остаются прекрасные моменты счастья, подаренные друг другу.)

ТЕСТ

  1. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой..»
  2. Назовите средство языковой выразительности в предложении: «Тотчас в горницу вошла женщина …с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой»
  3. Кто из героев произносит эти слова: «А! Всё проходит. Всё забывается»
  4. Кто из героев произносит эти слова: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете по ту пору, так и потом не было»
  5. Кто из героев произносит эти слова: «А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали».

Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?

– С какими заданиями или вопросами вам трудно было справляться?

– Работу какой группы можно сегодня выделить?

Домашнее задание

Подготовка к уроку внеклассного чтения: рассказ Бунина «Солнечный удар» (прочитать, готовиться к пересказу).



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Своеобразие лирики  Н. А. Некрасова

Материально-техническое обеспечение урока

Компьютер, проектор, акустическая система, листы оценивания деятельности ученика, маршрутные листы выполнения заданий, карточки с заданиями.

Цели, задачи

  1. Научить определять своеобразные черты лирики

 Н. А. Некрасова.

  1. Развивать навыки работы с различными источниками информации, умение работать в группах, сравнивать поэтические тексты, свободно излагать свои мысли и суждения.
  2. Воспитывать интерес к литературе второй половины XIX века, к поэзии Н. А. Некрасова, поэтический вкус.

Используемая технология

Технология творческой мастерской

Планируемые результаты

Личностные: проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, доброжелательность, эмоционально – нравственную отзывчивость, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать  свою учебную деятельность; овладение умением работать с информацией, представлять результаты своей деятельности, анализировать ранее изученный материал, научатся работать в команде на общий результат.

Предметные: научатся определять своеобразные черты присущие лирике Н. А. Некрасова; получат возможность научиться: характеризовать поэтические тексты, давать определения, свободно излагать подготовленные сообщения по теме, сравнивать свою работу с работой других учащихся.

Технологическая карта урока

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формирование конкретного образовательного результата

Эпиграф к уроку (на доске)

Это было раненое сердце,

и незаживающая рана эта

была источником всей его поэзии,

всей страстной до мучения

любви этого человека ко всему,

что страдает от насилия, от жестокости…

                                                               Ф.М. Достоевский

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского поэта Н.А. Некрасова. Современники поэта высоко ценили его творчество. Ф. М. Достоевский, автор многих произведений об униженных и оскорбленных, писал о Некрасове: (учитель читает эпиграф к уроку)

             «Это было раненое сердце, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости…».

И сегодня на уроке мы попробуем доказать справедливость слов Достоевского.

- Что нам необходимо сделать, чтобы выявить своеобразие поэзии НЕКРАСОВА?

 «В чем же своеобразие лирики Н. А. Некрасова?» Подберем слова – разъяснения к названию нашей творческой мастерской: пусть это будут синонимы, близкие к ним слова и все возможные однокоренные. Слайд 2. Собираем список на доске: своеобразный, своеобычный, необычный, самостоятельный, непохожий, особенный, индивидуальный, неповторимый, отличный от других, уникальный, интересный, оригинальный, свойственный только кому-то…

Задание 1 (вводное) выберите и запишите 2-4 строчки из стихотворений Некрасова, которые вы прочитали бы иностранцу для знакомства с поэтом. Прочитайте их вслух (читают все). Запишите еще несколько строк, которые привлекают ваше внимание (стихи читаются из тетрадей – по домашнему заданию).

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, на формирование данного образовательного результата

Активное слушание учителя, включение в проблему и задачу, решаемую на данном этапе. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, на мотивацию к дальнейшей работе.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, компьютер, мультимедийная презентация к уроку, учебники, сборники стихотворений Н. А. Некрасова.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная и индивидуальная работа, контроль домашнего задания.

Основные виды деятельности учителя

Приветствие. Вступительное слово для беседы, запись утверждений на доске. Организация работы учащихся.

Основные виды деятельности ученика

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные: используют общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Формирование конкретного образовательного результата

Задание 2. Слушая строки стихотворений (звучит аудиозапись с отрывками стихотворений в том числе и отрывком из стихотворения Некрасова), выберите их них те, которые вам кажутся некрасовскими. Отметьте в тетради номер по счету читаемого стихотворения. Предлагаются фрагменты стихотворений без называния авторов. (4 разных отрывка).

Задание 3. Распределитесь по группам (4 группы – по числу прослушанных и выбранных фрагментов) в соответствии со своим выбором – точкой зрения. Пересядьте в группу.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, на формирование данного образовательного результата

Слушание, обдумывание, внутренняя аргументация выбора, запись в тетради.

Ответы учащихся с аргументацией своего мнения и критериями выбора фрагмента. Организация работы в группах.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Аудиозаписи отрывков стихотворений на дисках или в интернете - ЭОР, компьютер, акустическая система.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа учащихся.

Основные виды деятельности учителя

Обеспечение работы средств ИКТ, привлечение внимания ребят к поставленной задаче. Организация групп ( распределение).

Основные виды деятельности ученика

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: используют тетради для решения познавательных задач; самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в индивидуальном и коллективном обсуждении поставленной задачи, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата

Работа групп. Слайд 3.

Задание 4. Пусть каждый участник работы в группе кратко запишет свои наблюдения: почему это стихотворение Некрасова?

Задание 5. Обсудите в группе: какие приметы некрасовской поэзии вы обнаружили? Записывайте себе в тетрадь общие наблюдения.

Задание 6. Подготовьте выступление – аргументацию от группы.

Выступления групп. Слушатели «собирают» разные мнения в тетради: основные признаки поэзии Н.А. Некрасова – с точки зрения всех групп.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, на формирование данного образовательного результата

Обдумывание, работа с тетрадями, коллективное обсуждение, выделение частного, главного из множества мыслей, высказанных в группе. Оформление записи в тетради.

Методы обучения

Метод сплошной выборки, метод анализа.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Тексты со стихотворениями для анализа, выбора и аргументации мнения.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, а затем индивидуальная работа. Анализ и приведение аргументов.

Основные виды деятельности учителя

Корректировка маршрутов учащихся, направление работы групп.

Основные виды деятельности ученика

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют собственные знания и мнения одноклассников, самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного результата

Работа в группах (по парам) к этому этапу урока мнения в группах разделятся, если этого не произойдет, группа продолжает коллективную работу.

Задание 7. Сравните новые стихи (по 2 паре или группе), где одно из произведений некрасовское. ( Таким образом, поле рассуждений учащихся сужается)

Слайд 4. Обсуждение выполнения этого задания: какие мысли вызывают прочитанные строки? Как вы узнали Некрасова?

Что волнует больше каждого из поэтов?

Вопросы даны на слайде, а тексты стихотворений выдаются последовательно).

Задание 8. Обсудите свои мнения, запишите в тетради услышанное в группе (тезисные записи).

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, на формирование данного образовательного результата

Обдумывание, работа с тетрадями, коллективное обсуждение, выделение частного, главного из множества мыслей, высказанных в группе. Оформление записи в тетради. Согласование своего мнения с мнением группы.

Методы обучения

Метод выборки, метод анализа, метод сравнения, метод отсечения второстепенной информации.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Листы для групп (общее мнение), слайды общей презентации с заданиями, карточки с отрывками стихотворений для групп.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, а затем индивидуальная работа. Анализ и приведение аргументов.

Основные виды деятельности учителя

Корректировка маршрутов учащихся, направление работы групп.

Основные виды деятельности ученика

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: используют собственные знания и мнения одноклассников, самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащимся предлагается лист с вопросами:

Какие вопросы (проблемы) возникли у вас на протяжении работы?

Как вы думаете, каков смысл сегодняшнего занятия?

Дополнительно: какие размышления у вас возникли в связи с работой?

Оценивание

Учащиеся сами выставляют себе оценку и озвучивают ее, аргументируя свой выбор, учитель либо соглашается либо указывает на недочеты (как правило их нет, т.к. ученик сам их ликвидировал в ходе работы – работают все!).

Домашнее задание (на слайде )

  1. Прочитайте стихотворения «В дороге» и «Рыцарь на час»
  2. Понаблюдайте и подумайте в чем разница между ними с точки зрения 1) темы, 2) стиля – лексики, синтаксиса, интонации, 3) образов героев, 4) образа рассказчика.
  3. Запишите ваши наблюдения в тетрадь в соответствии с пунктами.

Слайд 5.

Длительность этапа

5 минут