Материалы к урокам русского языка

Сысова Валентина Александровна

Предварительный просмотр:

Контрольная работа в 5 классе по теме «Фонетика»

1. Дополните предложения.

Фонетика – это ____________________________________________________

Алфавит – это   ____________________________________________________

В русском языке … гласных букв.

Буквы е, ё, ю, я после мягкого согласного обозначают ____________________

В начале слова буквы е, ё, ю, я обозначают _____________________________

Назовите буквы, которые не обозначают звуков - ________________________

Приведите примеры слов с такими буквами – ___________________________

Какие звуки всегда мягкие? __________________________________________

Какие звуки всегда шипящие? ________________________________________

2. Подчеркните правильную характеристику звуков в слове ЛАЯЛ

Звук [л] – гласный, сонорный, твердый, непарный, согласный.

Звук [а] – согласный, мягкий, непарный, ударный, гласный.

Звук [й] – согласный, твердый, звонкий, мягкий, непарный.

Звук [а] – гласный, ударный, мягкий, безударный.

Звук [л] – согласный, ударный, твердый, непарный, глухой, звонкий.

3. Укажите количество звуков и букв в словах, не делая фонетического разбора

Январь - ____________________ букв, ____________________ звуков.

Чтобы - ____________________  букв, ____________________ звуков.

Аллея - _____________________ букв, ____________________ звуков.

Лестница - __________________ букв, ____________________ звуков.

Грусть - ____________________  букв, ____________________ звуков.

Хороший - __________________ букв, ____________________ звуков.

Июнь - _____________________ букв, ____________________ звуков.

4. Разделите слово на слоги, как для переноса.

Далекий _______________        Рассмотреть _______________

Елка __________________        Объявление _______________

Дарить ________________        Съел _____________________

Территория ____________        Огород ___________________

Маршрут ______________        Редкостный _______________

Подъезд _______________        Деревья __________________

5. Составьте пару из звонкого и глухого согласного (соедините стрелками)

б                т

з                ф

в                п

д                ш

ж                с

г                к

6.  Запишите буквами затранскрибированные слова:

[ф с п о м н, и л, и] [с, и л, о т к а] [л о ш к а ] [й , эл,] [в ы ш ы ф к, и ] [м а с,] [л, и ж а т, ].

7. Прочитайте данные слова и запишите транскрибцию любых 5 слов.

Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, ремень, глотка, вязок, скот, пастбище, теннис, стол, текст, шоссе.

8. Подчеркните слова, где все согласные

а) глухие – писать, витрин, поклон, присмотреть;

б) звонкие – говорил, поил, мешал, выкармливал;

в) мягкие – веселей, плетень, ступени, тюлень;

г) твердые – повторение, колос, связки, турне.



Предварительный просмотр:

Задание 1

Заполните таблицу, распределив  существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

 (Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, туча, брошка, повидло, рояль.

Задание 2

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Задание 3

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты  з…фир  мармелад пряники.

Задание 4

Исправьте ошибки в употреблении слов

1. Рыбная консерва  оказалась очень вкусной.

2. У тебя все руки вымазаны чернилом.

3. Качель на детской площадке совсем сломалось.

4. Чтобы не упасть, держитесь за перило.

1 -Я не допустил ни одной ошибки.

2 -Я ошибался 1-3 раза.

3 -Я ошибался более трех раз.

4 -Я не понял материал.



Предварительный просмотр:

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упражнение 2Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся?

Три черных собаки на чём-то сидели,
Три чёрных собаки на что-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что-то
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался. 
(А.Хургин)

Упражнение 3. Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Упражнение 4. Спишите. Раскройте скобки.

(Не)кто в двери постучал…
- У кого(то) ключ пропал?
- Может кто(то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть какой( нибудь) намек!
Хоть бы кто(нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку 
Чем(то) бросил нам в окошко!

Упражнение 5

(Кое) (о) ком подумать, (кто) нибудь (с, з) делает, (кое) (о) чем пор..змыслить, п..звать кого (либо), к кому (то) уехать, что (либо) приве..ти, (кое) (в) чем (не) согл..ситься, (кое) кого ра..спросить, чего (то) (не) хв..тает, (кое) кем зам..нить, (кое) (в) чем прот..воречит, кому (нибудь) поручить.

 



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Имя существительное». 6 кл.

Часть 1.

1.   Закончи фразы.

а)  Одушевленные существительные отвечают на вопрос....

б)  В предложении существительные чаще всего бывают ....

в) Нарицательные существительные являются названиями.....                                        

г) К существительным собственным принадлежат ....

 д) В кавычки заключаются имена существительные…..

2.В каком варианте ответа все имена собственные заключаются в кавычки.

а)         Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный  катер Смелый.

б)         Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.

в)        Бородинское сражение, столица Франции, город  Санкт-Петербург.

3. Именем существительным мужского рода является слово:

а) кофе; б) авеню; в) шоссе.

4. Определи способы образования существительных.

а-Безвкусица, б-прадед, в-медвежонок

5. Укажите неправильный вариант написания

а)         в аллее,     об ученье,       в гавани;

б)         на станции,   на лекции,   на поляне;

в)         о собрании,   о договоре,   о заявлении;

г)         в гербарии,    в планетарие,    в сарае.       

6. Укажите неправильный вариант написания и истравьте ошибку

А) Вечернее Сочи встречало прибывающих ослепительным сиянием огней.

Б) Забавный пони возил детей по кругу.

В) Шимпанзе кормил детеныша.

Г) Нам очень нравилась эта широкая авеню.

7. Укажите слова, которые пишутся с НЕ слитно:

А) (не)приветливость

Б) (не)примиримость

В) (не)везение, а труд

Г) (не)приязнь

Д) (не)былицы

Е) (не)место

Ж) (не)работа, а забота

8.В каком ряду все слова пишутся с О:

А ) Ш…пот, ш…рох, огурц…в, собач…нка

Б) Ш…в, мяч…м, чиж…м, руч…нка

В) Старич…к, суч…к, ж…лудь, ш…лк

9.Укажите слова, которые напишете с суффиксом –ИК:

А) Куст..к    Б)Кусточ…к    В)Денеч…к     Г)Дом…к

10. Несклоняемым является имя существительное:

А) брошь     Б) жалюзи     В) сани    Г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А) Пальто, метро, сирота, кот.

Б) Репетитор, пианино, человек, шампунь.

В) Зазнайка, лежебока, умничка, трудяга.

12. Укажите группу имён существительных только множественного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.

Б) Плоскогубцы, ножницы, брюки, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК-:

а) груз..ик;                     г) перевод..ик;

б) плавиль..ик;                       д) обход..ик;

в) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

 1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды - маяки.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "мореплаватели" из предложения (1).

3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

4. разберите существительное берегов



Предварительный просмотр:

Блок 1 повторительный

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры то белое колечко то узкую спиральку то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах о природе о собаках о пшенице о чепчиках о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого ни волнения ни радости ни страха – ничего. (Сим.)

Блок 2 повторительный

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.

Блок 3 вспоминательный

1. Печален я со мною друга нет. (П.)

2. В одном месте случилось совсем невероятное происшествие продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

3. Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

4. Киевские былины имеют героический характер главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

5. Одно было несомненно назад он не вернется. (Тург.)

6. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

7. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке волосы  которые еще водились у него на висках и затылке совершенно растрепались бок и грудь и все панталоны были в снегу. (Гог.)

8. И он увидел белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

9. Я отдернул руку из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

Блок 4 новый

Пашню пашут – руками не машут.

Волков бояться – в лес не ходить.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Слово молвит – соловей поет.

Не спеши языком – торопись делом.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Блок 5 Объяснительный

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

Блок 6 Закрепительный

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам (!) они были странны(!) немо, тепло, сыро всюду, вокруг (!)в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман(!) смешанный с лунным светом.

3. Поверь(!) для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю(!) я с голоду не умру, я не пропаду(!)дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром (!) она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется(!) оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать (!)стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно(!) на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

Задание повышенной сложности

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  7. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

 «Имена существительные, которые имеют форму только

множественного»

Ход урока:

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем наш разговор об имени существительном. Сыграем в игру «Верю -не верю». Если то, что я говорю верно – хлопаем в ладоши. Если нет – тишина.

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. (верно) Приведите пример.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей? (неверно)
  3. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными,
  4. собственными и нарицательными. (верно)
  5. Имена собственные пишутся с маленькой буквы. (неверно)
  6. Имена существительные изменяются по родам. (неверно)
  7. Имена существительные могут быть 1 и 2 склонения.(неверно)
  8. Имена существительные изменяются по падежам и числам.( верно)

С каким морфологическим признаком имени существительного мы познакомились на предыдущем уроке?

Заполните таблицу, распределив  существительные по родам, вставьте пропущенные буквы.

   Женский род

   Мужской род

   Средний род

 (Слова для справок)

м…локо, кофе, село, ст…на, гор…д, хлеб, вуаль, ж…ри, пальто, такси, жилище, шампунь, г…ризонт, обл…ко, из-за туч, брош…, повидло, мозоль.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

1.Повторяя существительное, мы все время будем узнавать что-то новое. Например, все знают о том, что существительные имеют два числа…  что вы можете сказать о числе имени существительного?

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете (тетрадь, книга, яблоко, мама, папа).

Имена существительные употребляются во множественном числе, когда речь идет о нескольких предметах( тетради, книги, мамы, папы)

Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного. Взгляните на рисунок. Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются?

Сделайте вывод: имеют ли существительные ГРАБЛИ, ЧАСЫ разные формы для единственного и для множественного числа?

Ученики делают вывод о том, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма мн.ч.

- Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число?

- Назовите тему урока (Имена существительные, имеющие форму множественного числа)

-Давайте запишем в тетради число, классная работа и тему

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Работа с учебником

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Существительным типа ножницы, брюки, ворота, сани и т.д. свойственна форма только одного числа (множественного).Значит они не изменяются по числам.

-Итак, что мы с вами выяснили? (отвечают ученики)  …что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.

1 Наблюдение над словами, имеющими форму только множественного числа.

 – выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа.

 Работа в парах.

- Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?

Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы.

(Эти существительные имеют форму только множественного числа)

- Запишите слова группами

Значение имён существительных, которые имеют форму только множественного числа

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Слайд

Сравните с эталоном и оцените себя

Парные и составные предметы

Игры, действия, процессы

Массы, вещества

Отрезки времени

Географические

 названия

Сани  клещи

 очки плоскогубцы грабли ворота

жмурки горелки пятнашки салочки прятки

Сливки  духи макароны дрожжи чернила

Сумерки каникулы сутки часы

Альпы Карпаты Мощаницы Новосёлки Сенницы

– Определите у существительных, записанных в нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в Именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: (уч-ся)
У существительных,  имеющих только форму множественного числа нельзя определить  род и склонение.

Обратимся к учебнику стр.       упр.    

1.Рамка, на которую натягивается ткань для вышивания         пяльцы

2.24 часа                  сутки

3.Брюки из особой ткани               джинсы

5.Большой перерыв в школьных занятиях                 каникулы

6.Сооружение, на котором качаются ради забавы                 качели

-А теперь сравните ваши ответы с моими (слайд №9 )

На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов кефир см…тана йогурт сливки прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны муку крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия к…нфеты  з…фир  мармелад пряники.

Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»

Распределительный диктант. Проверьте себя и оцените.

Имеют ед. число

Имеют мн. число

Алфавиты, библиотеки, инструменты, встречи, проценты.

Ворота, заморозки, проводы, шахматы, клещи, хлопоты, тефтели, чернила.

-А теперь попробуйте найти ошибки в следующих предложениях(слайд №5) Запишите в исправленном виде.

Рыбная консерва  оказалась очень вкусной.

У тебя все руки вымазаны чернилом.

Качель на детской площадке совсем сломалось.

Чтобы не упасть, держитесь за перило.

-Давайте проверим. (слайд №6)

Рыбные консервы  оказались очень вкусными.

У тебя все руки вымазаны чернилами.

Качели на детской площадке совсем сломались.

Чтобы не упасть, держитесь за перила.

7.Рефлексия (подведение итогов урока)

а) Рефлексия по вопросам

б) Самооценка: оценить то ,как вы усвоили материал

-Я не допустил ни одной ошибки.

-Я ошибался 1-3 раза.

-Я ошибался более трех раз.

-Я не понял материал.

6. Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (Слайды 15-16) 

  1. П 93, Упражнение № 511
  2. Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составите с ними 7 предложений.


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по родному (русскому) языку

за 5 класс

  1. Продолжите предложение.

Речевая ошибка – это…

Лексикология- раздел языкознания…..

Чистота речи – это….


  1. Расставьте ударения в словах

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель, сорвала , оптовый, договор, токари.

3.Спишите. Исправьте речевые ошибки. 


1) Сегодня состоялась первая премьера фильма  

2) В детском саду много маленьких малышей.

3) У Мальвины кудрявые локоны.

4) На крыше висели ледяные сосульки.

5) Вечер, посвящённый русскому языку, будет проведён в субботу утром. 

6. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения. 

4.Спишите. Поставьте ударения в выделенных словах.

1) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.

2) Я мою руки. Мою руку осмотрел врач.

3) На полке стоит ваза. Стоит посмотреть этот фильм еще раз.

4) Наташа выходила из зала. Медведица выходила своего малыша.

5) Солнце село за село.  Семена гвоздики похожи на гвоздики.

5.Записать имена существительные в форме родительного падежа множественного числа

Сосны, тарелки, очки, платья, блюдца, ножницы, апельсины, носки, руки, макароны.

6. Объясните значение слов. С двумя составьте предложения.

Адресат-адресант, опечатка-отпечаток.



Предварительный просмотр:

Поставьте знаки препинания, объясните их, начертите схемы.
I вариант.

1)И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. 

2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.

II вариант.

1) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

2)Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

3) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.

4)В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.

Поставьте знаки препинания, объясните их, начертите схемы.
I вариант.

1)И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. 

2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь. Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.

II вариант.

1) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

2)Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

3) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.

4)В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.

Поставьте знаки препинания, объясните их, начертите схемы.
I вариант.

1)И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. 

2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь. Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.

II вариант.

1) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

2)Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

3) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.

4)В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.

Поставьте знаки препинания, объясните их, начертите схемы.
I вариант.

1)И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля. 

2)Крупнейшие реки Западной Сибири Обь. Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .

4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.

II вариант.

1) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

2)Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

3) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.

4)В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.



Предварительный просмотр:

I. Объявление темы и задач урока.

- Ребята, мы изучили раздел «Лексика». На следующем уроке выполним контрольную работу по материалам изученного, а сегодня….как думаете, чем будем заниматься?

- верно, повторять изученное и готовиться к контрольной работе.

 - Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

- выполним небольшой лексический диктант.

1.  Лексический диктант.

  1. Все слова языка. (Лексика)
  2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
  3. Слова, имеющие одно значение. (Однозначные)
  4. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
  5. Слова с переносным значением. (Метафоры)
  6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
  7. сколько разновидностей омонимов вы знаете. 3
  8. Слова, близкие по значению. (Синонимы)
  9. Слова, противоположные по значению. (Антонимы)

Проверка ( устно)

- самыми главными помощниками  в изучении Лексики являются?( Словари)

- а какие словари есть в нашем классе?

2.  Правила работы со словарями.

- Как вы определите по словарной статье, многозначное слово или однозначное?

- А прямое и переносное значение слова?

- Какие словари помогут подобрать к словам синонимы, омонимы, антонимы?

- В каком словаре мы узнаем,  как правильно произносить слово?

- а как вы думаете, почему нет такого словаря, где представлен весь лексический состав языка?

3.  Практическое задание (по группам).

- Пользуясь словарями, приведите примеры:

I группа – многозначных слов

II группа – слова с переносным значением

III группа – омонимов

IV группа – синонимов.

-Молодцы! Продолжим работу!

РАБОТА В ПАРАХ

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

  1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.
  2. Холод, храбрый, мороз.
  3. Стужа, великан, титан.
  4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее- красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Обменяйтесь тетрадями – проверьте работу одноклассника. Оцените.

- Какие слова из раздела «Лексика» мы еще не повторили? Верно АНТОНИМЫ.

Предлагаю сыграть в игру « Лексическое лото»

Правила: класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки со словами. Каждое слово пронумеровано. Учитель читает слова-антонимы (каждое слово – на отдельной карточке) и отдает группе, у которой на карточке имеется антоним к нему.

 

 

Слова-антонимы:

 

1. Удача.

2. Талантливый.

3.Чёрный.

4. Слава.

5. Дальний.

6. Меньше.

7. Прошлое.

8. Вниз.

9. Утром.

10.Внутренний.

11. Мир.

12. Назад.

13. Дружба.

14. Разлука.

15. Мудрец.

16. Сладкий.

17. Нежность.

18.Чистота.

19.Нет.

20.Дорого.

21.Мягкий.

22. Нездоровый.

23. Ложь.

24.Урод.

25. Хуже.

26. Много.

27. Правда.

28.Оправдывать.

29.Соглашаться.

30. Последний.

31. Хороший.

32. Спуск.

- Отлично поработали. Молодцы!

Подведем итог. Ответим на вопросы Интервью.

Д.З. выполнить задание на карточке.



Предварительный просмотр:

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.

2. Холод, храбрый, мороз.

3. Стужа, великан, титан.

4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.

2. Холод, храбрый, мороз.

3. Стужа, великан, титан.

4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.

2. Холод, храбрый, мороз.

3. Стужа, великан, титан.

4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

Задание: Распределите синонимы по группам. В каждой группе расположите синонимы в порядке усиления признака.

1. Отважный, гигант, бояться, неустрашимый.

2. Холод, храбрый, мороз.

3. Стужа, великан, титан.

4. Трепетать, опасаться, робеть, смелый.

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов, в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

Задание: выписать в тетрадь только те пары слов , в которых встречаются ОМОНИМЫ.

Тушить свет - тушить овощи; пестрая рысь - быстрая рысь ; ваза из стекла - вода стекла ; бабочка на шее - красивая бабочка ; косой дождь, косить косой ; шум стих - детский стих ; зеленый вяз - вяз по колено; перевод с английского- перевод на другую работу; большая печь - печь печенье;

1. Удача.

2. Талантливый.

3.Чёрный.

4. Слава.

5. Дальний.

6. Меньше.

7. Прошлое.

8. Вниз.

9. Утром.

10.Внутренний.

11. Мир.

12. Назад.

13. Дружба.

14. Разлука.

15. Мудрец.

16. Сладкий.

17. Нежность.

18.Чистота.

19.Нет.

20.Дорого.

21.Мягкий.

22. Нездоровый.

23. Ложь.

24.Урод.

25. Хуже.

26. Много.

27. Правда.

28.Оправдывать.

29.Соглашаться.

30. Последний.

31. Хороший.

32. Спуск.



Предварительный просмотр:

учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены»

Урок объяснения нового материала.

Методы и формы работы: поисковый, эвристический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: знать главные и второстепенные члены предложения

уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, уметь распространять предложения второстепенными членами.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия: распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены.

1.Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся, организует подготовку рабочих мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

- Добрый день, ребята.

Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем- то и просто, и мудро
При встрече здороваться и говорить:
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа.

2.Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

1)- Ребята, какой раздел русского языка мы с вами продолжаем изучать?

( Синтаксис)

- А что такое синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.)

Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? Вам нравится осень? В этом году она у нас в крае долгая, теплая, сухая, яркая. Предлагаю на уроке, работая по теме, поговорить и об этом замечательном времени года.

2) Работа с текстом. (На слайде и распечатан на парты)

Текст.

Наступила ос…нь. На листьях и тр…ве по утрам лежит х…лодная серая р…са. Тр…ва и листья уже желтоватые, подсохшие. Выгл…нет солнце, и з…лотые листья затр…пещут на фоне голубого неба.

Ты видел, как ветер уносит листья? Пригл…дись повнимательнее. Они похожи на мелких птичек, которые несутся в тёплые кр…я. В тихую погоду листья падают, шепчутся, прощаются навсегда. Как красив лес ос…нью!

Ос…нь – замечательная п…ра!

Задание к тексту:

  1. Прочитайте текст выразительно
  2. Как можно озаглавить текст? (Золотая осень)
  3. Какова тема текста?
  4. Что хотел показать автор текста?
  5. Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?


Вопросы по тексту на повторение изученного:

На какую орфограмму пропущены буквы в словах? Устно подберите проверочные слова.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Найдите в тексте вопросительное предложение, побудительное предложение, повествовательное предложение.

Какие бывают предложения по интонации? ( восклицательные и невосклицательные)

Укажите восклицательное предложение.

Укажите предложение с однородными сказуемыми.

Объясните постановку тире в последнем предложении.

3. Объяснение нового материала.

Чем первое предложение отличается от всех остальных?

( состоит только из подлежащего и сказуемого)

- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)

- Как называют остальные члены в других предложениях? (второстепенные)

- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

- Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».

- Сравните предложения, записанные на доске:

Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

4. Работа с учебником

Чтение правила на стр.81.

- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)


- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

- Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» 

( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)

- Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)

- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.

(щедрая осеньукрасила листьями, яркими листьямиукрасила поляны, лесные поляны)

- От каких членов предложения задавали вопросы?

- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

5. Физкультминутка


Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Всем лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

 

6. Закрепление материала.

Работа в парах

Работа по карточкам.

Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в паре, предлагает соседям по парте обмениваться мнениями в ходе выполнения данной работы.

Слайд

Перед вами текст:

Наступила осень. Цветут цветы. (1 ряд)

Листья опадают. Птицы улетают. (второй ряд)

Бушуют ветры. Тучи закрывают небо. (третий ряд)

Прочитайте его.

- Какие предложения вы видите? (нераспространенные). Нравятся они вам? Почему?

- А давайте попробуем распространить несколько предложений по парам, сделать их более красочными, содержательными.

Проверка выполненной работы.

- Посмотрите, ребята, какое скучное повествование было перед нами и какой текст в красках получился у вас.

(Наступила золотая осень. Еще цветут поздние цветы. Багряные, желтые листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в теплые края. Бушуют сильные ветры. Темные тучи закрывают голубое небо.)

- А вот необыкновенно красивый текст об осени И.Соколова-Микитова.

(Слайд)

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки грибов подосиновиков.

- Определите тему и основную мысль текста. Какие виды предложений использует автор для создания целостной картины природы?

- Выпишите грамматические основы предложений.


7. Роль нераспространенных предложений в речи.

- Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока и Плещеева.. Найдите нераспространенные предложения .

Поздний вечер.

Пустеет улица. (нераспространенное)

Тощий бродяга

Сутулится.

Свищет ветер. (нераспространенное)


Осень наступила. Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты. (А.Плещеев).

- Чего достигают поэты, используя нераспространенные предложения? (передают настроение одиночества, грусти)

8.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Самостоятельная работа в форме теста (на слайдах)

А. Подлежащее и сказуемое – это …

1) части речи

2) главные члены предложения

3) второстепенные члены предложения

Б. Укажи нераспространённое предложения:

1) Подул холодный ветер.

2) На небе сияла луна.

3) Наступила осень.

В. Укажи подлежащее в предложении: Серая грозовая туча закрыла

осеннее солнце.

1) туча 2) солнце 3) закрыла 4) грозовая

Г. Укажи распространённое предложение:

1) Падают листья.

2) Перелетные птицы поют свои прощальные песни.

3) Дуют ветры.

Д. Укажи сказуемое в предложении: Серая грозовая туча закрыла

осеннее солнце.

1) грозовая 2) закрыла 3) солнце 4) серая

Сверьте себя по ключу (на слайде)

А) 2 (главные члены предложения) Б) 3 (Наступила осень) В) 1 (туча) Г) 2 (Перелетные птицы поют свои прощальные песни) Д) 2 (закрыла)

Кто выполнил тест без ошибок? – это «5»

Кто допустил одну ошибку? – это «4»

Кто допустил две ошибки? – это «3

9. Рефлексия учебной деятельности. (фронтальный опрос)

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

- Скажите, какое это предложение, и объясните свою точку зрения. (предложение распространенное, т.к. есть второстепенные члены)

10.Домашнее задание

пар. 35, 36

1 группа Составить текст на тему

«Осенний парк», употребляя различные по цели высказывания, по интонации,

по составу предложения

2 группа упр.176

11.Итог урока

Спасибо вам большое за урок! До свидания!



Предварительный просмотр:

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

1) Олень красивое животное. 2) Дождик сильный. 3) Девушка плачет. 4) Наша стр..на огромная. 5) У опушки дремл..т кони. 6) Черви самое х..рошее яблоко любят. 7) Не греет солнце.

2. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

1) Моросящая т..ма будто ож..вает. 2) Лес непроходим. 3) Андрей ст..ял рядом. 4) Этот ч..ловек помог мне. 5) День знойный. 6) Всё сгорело. 7)  Погода перем..нилась. 8) Всё злее и напористее задувал ветер.

1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

1) Олень красивое животное. 2) Дождик сильный. 3) Девушка плачет. 4) Наша стр..на огромная. 5) У опушки дремл..т кони. 6) Черви самое х..рошее яблоко любят. 7) Не греет солнце.

2. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Выделите нераспространенные предложения.

1) Моросящая т..ма будто ож..вает. 2) Лес непроходим. 3) Андрей ст..ял рядом. 4) Этот ч..ловек помог мне. 5) День знойный. 6) Всё сгорело. 7)  Погода перем..нилась. 8) Всё злее и напористее задувал ветер.

 

  1. Подчеркни главные члены предложения:

По дороге быстро бежит маленький котёнок. Старая волчица долго выла в чаще леса. На кухне мама варит вкусный борщ. Света долго думала над задачей.

 

  1. Отметь нераспространённые предложения:

1. Кошка кормит котёнка.

2. Мышка пищит в норке.

3. Книга лежит.

4. Лисица охотится.

5. На окне лежит шарф.

6. Ольга пишет.

      3. Отметь распространённые предложения:

1. Маленький зайчик спешит к маме.

2. Папа чинит машину.

3. Цветок расцвёл.

4. Игорь пишет письмо другу. 

5. Мама спит.

6. Валя рисует.

 

  1. Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:

 

 В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок.  ____________________________________________

Норке, тихо, мышка,  пищит, в. _______________________________________________

Быстро, задачу,  Коля, решил. ________________________________________________

 

  1. Нераспространённые предложения переделайте в распространённые:

 

Цветок расцвёл. ___________________________________________________________

Мама спит. _______________________________________________________________

Валя рисует. ______________________________________________________________

 



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»  10 класс

1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения, графически поясните постановку знаков препинания.

  

 1) 

Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя 
и умопомрачительная причёска.

  

 2) 

Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

  

 3) 

У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

  

 4) 

При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.    

  

 5) 

Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

2 .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых 
в предложениях должны стоять запятые
. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
 Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности 
и готовности воспринимать и переживать увиденное.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых 
в предложении должны стоять запятые.
 Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

6.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
  Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.

7.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения, графически поясните постановку этих знаков препинания.

  

 1) 

Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

  

 2) 

В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

  

 3) 

И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

  

 4) 

Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

  

 5) 

Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
 На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

9.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения, графически поясните постановку этих знаков препинания.

  

 1) 

Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

  

 2) 

Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

  

 3) 

Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так 
и зимой.

  

 4) 

Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

  

 5) 

Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

10.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения, графически поясните постановку этих знаков препинания.

  

 1) 

Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

  

 2) 

Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

  

 3) 

Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так 
и зимой.

  

 4) 

Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

  

 5) 

Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

11.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения, графически поясните постановку этих знаков препинания.

  

 1) 

В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

  

 2) 

Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

  

 3) 

Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания 
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

  

 4) 

С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых 
в предложениях должны стоять запятые.
 Следует признать, что мы живём в мире, где человек не застрахован от опасностей. В настоящее время (1) однако (2) накоплен большой опыт  в предотвращении последствий катастроф. В Мексике (3) например (4) землетрясения обходятся почти без жертв, потому что с населением постоянно проводятся занятия.

13.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
 Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

14.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) 
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

15.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
 В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
 Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал

к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!»

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

 (По З. Прилепину*)

* Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Говорим и пишем правильно»

(общекультурное направление)

для 7 класса

Количество часов: 17

Автор Сысова Валентина Александровна
                                                                                учитель русского языка и литературы
                                                               

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Говорим и пишем правильно» для 7-х класса составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в школе на основе:

  • Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

      Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует  получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив.

Данный курс  составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.

      Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

      Данный курс – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.

   Актуальность введения в школе внеурочной деятельности по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).

Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа факультативного курса «Правила русской орфографии и пунктуации» (Трудные случаи орфографии).

     Программа включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • задания творческого характера.

      Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа с интернет - продуктами.

Цель курса:

  • повышение качества знаний по предмету,

  • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.

  • поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.

Для реализации цели следует решить следующие задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;
  • развивать умение  применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
  • внедрение ИКТ в обучение.

Курс имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

   В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Ожидаемые результаты:

  • овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
  • умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
  • овладение навыками решения заданий ОГЭ и ЕГЭ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультативного курса.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

Личностными являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  3. способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;
  4. достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

- восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);

- восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными

видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

- понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

- способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

- отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию,

сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

- сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

- умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости

(сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

- определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

- соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

- владение монологической и диалогической формой речи;

- соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

- осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении;

- определение причин коммуникативных неудач;

- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-  умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

- участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
  3. использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;
  4.  владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются следующие:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

   В результате изучения  курса обучающиеся должны

знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова;
  • правильно писать не с разными частями речи;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
  • отличать служебные части речи.

3.Содержание учебного предмета

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Виды деят-ти

Повторение изученного

Роль русского языка как средства   общения   в   межнациональном коллективе

Морфология

Правописание имен существительных.

Правописание имён прилагательных.

Правописание глагола.

Правописание наречия.

Правописание местоимений.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

3

Беседа

Практикум

Письменные работы

 Работа с текстом

Объяснительный диктант

Заполнить таблицу       «Части речи»     своими примерам Деформированный текст. Диктант    «Проверяю себя»

Причастие

Понятие о причастии

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Признаки прилагательного у причастия

Признаки глагола у причастия

Причастный оборот

Выделение причастного оборота на письме

Правописание НЕ с причастиями

Страдательные и действительные причастия

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Правописание гласных перед Н и НН

Краткие причастия

Правописание НЕ с краткими причастиями

Правописание НН в причастиях

7

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Выборочный диктант

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение     с опорой на афористичное    определение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе        прилагательного»

Объяснительный диктант

Тест

Сообщение    о причастии      по плану

Объяснительный диктант

Составление таблицы «НЕ с причастиями»

Объяснительный диктант

Работа   по   индивидуальным карточкам

Выборочный диктант

Высказывание на лингвистическую тему. Составление  таблицы «Суффиксы причастий»

Свободный диктант

 

Деепричастие

Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

НЕ с деепричастием.

Деепричастный оборот.

Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.

Словообразование деепричастий. Употребление деепричастий в речи

3

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Конструирование предложений

Работа   с  деформированным текстом.

Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать      о них по плану

Элементарный анализ художественного  текста,   выявление особенностей употребления в нем  деепричастий.    Редактирование текста

Наречие

Понятие наречия. Правописание наречий.

Правописание приставок и суффиксов наречий.

НЕ с наречиями.

Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

Обобщение. Наречие.

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

2

Беседа

Практикум

Письменные работы

Работа   с  деформированным текстом

Выборочный диктант

Редактирование текста

Служебные части речи

Служебные части речи. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) — что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.

2

Практикум

Тесты

Письменные работы

Распределительный     диктант.    Творческое списывание.

Графический диктант.   Конструирование предложений по схемам. Составление     таблицы     «Отличие союзов от других частей       речи». Комментированное письмо. Тест. Составить связный   текст, употребив       в нем       глаголы повелительного наклонения     с частицами ПУСТЬ,        ДАВАЙТЕ. Предупредительный     диктант. Осложненное списывание. Анализ  текста. Работа   по   индивидуальным карточкам. устное  

высказывание      на
основе    таблицы о    группах    междометий.

Всего

17

Тематическое содержание курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Дата

Повторение изученного в 5-6 классах (3 часа)

план

факт

1

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.

Игра «Лови ошибку»

1

2

Фонетика. Звуки и буквы. Орфография. Орфоэпия.

1

3

Морфемика и орфография. Морфология и орфография. Глаголю

Турнир «А это что за слово?»

1

Причастие (7 часов)

4

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий. Виртуальная экскурсия «Лингвистическое прошлое»

1

5

 Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Игра «Кто быстрее»

1

6

Краткие причастия и их правописание.

1

7

Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

 Игра «Найди и обозначь»

1

 8

НЕ с причастиями.

1

9

Склонение причастий. Причастный оборот.

1

10

Обособление причастного оборота.

Практикум «Конструктор»

1

Деепричастие (3 часа)

11-12

Деепричастие. Деепричастный оборот.

Пруктикум «Конструктор»

2

13

НЕ с деепричастиями.

1

Наречие (2 часа)

14

Правописание наречий. Правописание приставок и суффиксов наречий. Игра «Строители «

1

15

НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.

1

Служебные части речи (2 часа)

16

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

1

17

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание и употребление. Путешествие в страну Синтаксиса.

1

Всего

17

 Список литературы

1. Абдрахманова А. Л. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii свободный -Загл. с экрана

2. Игровые технологии на уроках русского языка, литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98674226 свободный - Загл. с экрана.

3. Артимович М. Д. В помощь руководителю кружка [Текст] / М. Д. Артимович // Информационно - методический вестник. - 2013. - №2 - С.17 - 25.

4. Балышева Е. В. Грамматика русского языка / Е. В. Балышева - М.: Литера, 2015. - 64с.

5. Бухатов В. М. Влияние лингвистических игр на активацию и развитие интереса к русскому языку у школьников [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://reftrend.ru/858067.html свободный - Загл. с экрана.

6. Василенко Г. П. Внеурочная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stabenskayasosh.ru/fgos/vneurochnaya-deyatelnost свободный - Загл. с экрана.

7. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи [Текст:] учебник / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О. Н. Лапшина. - 2-е. изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240.

9. Григорян Л. Т. Язык мой - друг мой [Текст]: Материалы для внеклассной работы по русскому языку / Л. Т. Григорян. - 2-е. изд. - М.: просвещение, 2009. - 207с.

10. Зайцев Н. А. Игровые технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/489-ped-tech12 свободный - Загл. с экрана.

11. Лугарева А. П. Игры со словами / А. П. Лугарева - Н. Новгород.: рипол Классик, 2012. - 32с.

12. Нарбулатова Э.Я. Использование игровых технологий на уроках русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1570 свободный - Загл. с экрана.