Методичка ( описание опыта работы)

Сысова Валентина Александровна

Предварительный просмотр:

« Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Не следует скептически относиться к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя.
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.


Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся. Зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции, которых нам явно не хватает, да и вид их оставляет желать лучшего. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам. И что очень важно: уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Огромную роль в изучении русского языка и литературы играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку русского языка и литературы, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся.
Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.
Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо шагать в ногу со временем.
На данном этапе модернизации образования применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы - это не дань моде, а необходимость.

Сам факт проведения урока русского языка или литературы в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Задача учителя русского языка и литературы - сделать каждый урок привлекательным, содержательным и по-настоящему современным.
При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
С какой целью применяется компьютер на уроках русского языка и литературы?

 Во-первых, для освоения образовательного стандарта:

- решение практических задач, записанных в программе по русскому языку и литературе;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;

 -знание лингвистических и литературоведческих терминов;
-формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся, для улучшения контроля и самоконтроля знаний. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации, и также важен для выработки навыков работы с тестовыми заданиями, что особо актуально при подготовке к государственной итоговой аттестации  в новой форме в 9 классе, так и в форме ЕГЭ в 11 классе.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.

Достичь поставленных целей помогают разные формы работы. Высокие результаты дают уроки-презентации с использованием мультимедийной установки, интерактивной доски.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность.

Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).

 На таком уроке, будь то урок развития речи, литературы, можно организовать сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению, сопоставление словесного и графического образов. Компьютер помогает на таком уроке организовать индивидуальную работу, внимательнее рассмотреть слайды и произвести детальный сопоставительный анализ.
Также одна из современных форм работы на уроке, используемая мной, — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы «PowerPoint»» позволяет учителю по-новому организовать работу на таком уроке.

Важно отметить, что учитель, уже спустя некоторое время, заметит, что многие учащиеся сами будут проявлять желание подготовить презентацию и защитить ее на уроке. В последнее время, часто предлагаю выполнить домашнюю работу на выбор: либо традиционное задание, либо презентация по теме и ее защита (что гораздо сложнее, так как предполагает поисковую работу, применение навыков систематизации и обобщения материала, но тем самым интересней).
Также поставленные перед учителем задачи помогают решить и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Во внеурочное время я учу ребят редактировать тексты, они сами набирают тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки, оформляют материал для школьной газеты.  Также использую информационные технологии и в исследовательской деятельности. Но подобный вид деятельности требует особой подготовки. Заранее учащимся сообщается о предстоящей работе, объявляется тема. Заинтересовавшись проблемой, ученик начинает свою работу. И, как правило, информацию ищет на страницах Интернета.

 Я отсылаю своих учеников на интересные, содержательные, наиболее популярные образовательные сайты. Это своеобразный виртуальный каталог. На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, школьник делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Обобщает и систематизирует материал.

Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.





Предварительный просмотр:

Практика подготовки к ЕГЭ И ГИА по русскому языку

      « Практика подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку»

Учителя-словесники привыкли обучать детей пониманию чужих текстов и созданию своих. С начальной школы мы учим читать, понимать основные мысли текста, делить его на части, составлять план, пересказывать – сначала устно, потом письменно; обсуждаем с учениками, как влияет на общий смысл текста употребление тех или иных слов, выражений, синтаксических конструкций, выясняем, какие языковые средства нам кажутся более или менее уместными в разных речевых ситуациях, то есть на практике знакомим с функциональными стилями. Кроме обычных изложений, учителя давно используют такие задания, как различные виды трансформации текста: выборочное изложение, сжатое (или краткое) изложение, составление плана, тезисов, конспекта; «перевод» текста в иной функциональный стиль. Не менее известны и так называемые творческие задания по созданию собственных ученических описаний, рассуждений, повествований. Параллельно подобная работа – наблюдение над текстами писателей и написание сочинений об этих текстах – ведется на всем протяжении изучения литературы в школе. Таким образом, можно сказать, что с первых лет обучения в школе ведется подготовка к итоговой аттестации по русскому языку – к написанию изложения или сочинения. А это значит, что с введением аттестации в форме ЕГЭ и ГИА для нормально и добросовестно работающего учителя почти никаких радикальных изменений не происходит: мы будем делать то, что и раньше считали необходимым, и ни в коем случае не превратим весь одиннадцатилетний учебный процесс в натаскивание к выпускному экзамену, форма проведения которого может измениться еще не раз.
Однако на завершающем этапе необходимо сосредоточиться на специфике  экзамена в формате ЕГЭ и ГИА, изучить весь круг вопросов, с ним связанных, чтобы экзамен оказался успешным для выпускников и их учителей, наверное, поэтому некогда  тема самообразования была выбрана нами не случайно: «Методика подготовки к ЕГЭ и ГИА».

Цель  моего выступления – поделиться опытом работы по данной теме.

Хотелось бы отметить, и каждый из вас со мной согласится, что прежде чем учитель приступает к подготовке детей к экзаменам на его плечи ложиться огромная ответственность, именно от ее уровня будет зависеть  успешность совместной работы. Говоря о своем опыте работы в данном направлении, хочется отметить, что работа в течение нескольких лет велась и ведется поэтапно.

Это :

  1. изучение методической литературы, создание рабочих  программ для работы с учащимися;
  2. создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ и ГИА, которая постоянно меняется (именно меняется, а не пополняется т.к. сама структура экзамена изменяется) под базой данных понимаю – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
  3. использование этого материала в работе по подготовке к выпускным экзаменам.
  4. прохождение курсов повышения квалификации  по данной проблеме.

В ходе всей работы  стремлюсь к достижению следующих целей:

- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, ориентирование на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.

Руководствуясь данными целями, определила следующие задачи:

• создать базу для опорных знаний  учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
• способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
• расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Был определен круг вопросов, которые можно назвать «Организационным минимумом», это:


1. Назначение экзаменационной работы.
Оценка общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников с целью их аттестации и предоставлению возможности для последующего поступления в средние и высшие учебные заведения.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Основными нормативными документами, используемыми в аттестации являются:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Итоговая аттестация 11-го класса опирается еще на один нормативный документ:
3) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
Кроме нормативных документов, при подготовке материалов к ЕГЭ 11-го класса, используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ:
– Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
– Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999.
3. Объекты проверки.
Итоговая аттестация включают в себя проверку лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Текстовые задания в той или иной степени связаны с проверкой всех видов компетенций. Однако наиболее важным результатом подобных заданий является проверка именно коммуникативной компетенции, понимаемой преимущественно как:
– владение разными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо);
– умением воспринимать (понимать) чужую речь;
– умением создавать собственные аргументированные высказывания на основе прочитанного текста.
Таким образом, в ЕГЭ отражается коммуникативно - деятельностный подход к обучению родному языку.
4. Структура экзаменационной работы.
Для чего это нужно детям спросите вы? К нашему всеобщему мнению не все учащиеся выпускных классов понимают той ответственности, которая лежит перед ними, когда они идут на экзамены, большинство на что-то да надеется. Выпускник должен осознавать, что в рабочей обстановке экзамена только его эрудиция и прочные знания помогут ему достойно преодолеть экзаменационные испытания.

Так самый первый урок русского языка я посвящаю знакомству с требованиями к уровню подготовки выпускников и структурой и особенностями самого экзамена.

Рабочая программа по курсу русского языка составляется с учетом всех нормативных документов и требований, как к учащимся, так и к учителю.

Я не стану утомлять вас рассказом об огромном количестве пособий и программ, которые использую в работе, так как убеждена в том, что у каждого из нас полным полна своя методическая копилка. Лишь отмечу, что в 2011 мною был разработан и апробирован элективный курс « Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку», в 2009 году в нашей школе совместно с Центром образовательных инициатив г. Омска была организована работа тест-классов, выпускники которых сдали выпускные экзамены достойно.

Также отмечу, что в работе не обхожусь без электронных изданий и пособий, которые просто необходимы в современном образовательном процессе. Использую различные программы по подготовке детей к экзаменам, проходим тестирования онлайн. Нельзя не отметить плюсы использования ИКТ.

Представляю вашему вниманию те электронные издания, которые активно использую в своей педагогической деятельности.

Благодарю за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Технология творческих мастерских на уроках литературы.

   Педагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников.

Стоит разобраться, каковы "законы жанра" и почему нужны педагогические мастерские учителю - словеснику и его ученикам.  

       Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской. Эта тенденция полностью соответствует требованиям стандартов второго поколения.

   

Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же  предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.

В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно.

Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками.

Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.

Хорошо продуманная система заданий, вспомогательной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к минимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.

Отметим главные достоинства работы педагогических мастерских.

  • Ученик  способен достаточно  быстро  освоить новую  для него  тему,  потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.
  • Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.

      Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских.   Приемы,   используемые  при   их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике. Такие занятия не следует рассматривать как альтернативу традиционному уроку.

     Во-первых,  подготовка настоящей авторской мастерской требует очень много времени.    

Во-вторых,  как  известно, однообразный тип заданий обычно снижает уровень интереса и работоспособности учеников.

Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, «присваиваются» им.

Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.

Основная задача ведущего мастерскую творческого  письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.

Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит вглубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.

Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Выводы:

  1. Являясь  рефлексивной  технологией,  мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к  аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения,   интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
  2. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Благодарю за внимание!!!



Предварительный просмотр:

«Реализация компетентностного подхода

в преподавании предметов гуманитарного цикла»

Сысова Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

 МКОУ «Ингалинская СОШ»

Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его     надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий… А.Дистервег

Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций.

Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, учитывая новые запросы рынка труда, сегодня претерпевает изменения. В связи со сказанным принципиально меняются цели образования.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Сегодня уже выделены так называемые предметные и ключевые компетенции, которые  будут нужны молодым людям в профессиональной жизни.

Документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями и для обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами),  социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Новые требования к преподаванию школьного курса русского языка и литературы во многом обусловили введение в процесс обучения школьников инновационных педагогических технологий, а опыт многолетней работы убеждает, что наибольшей эффективности обучения можно достигнуть сочетая и интегрируя их. Подобный подход к обучению становится возможным в рамках применения технологии деятельностного обучения, через посредство которого формируются как предметные, так и надпредметные компетенции.

Что в современной педагогической практике понимают под термином «деятельностный метод»? В чем его сущность и эффективность?

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Разработанную последовательность деятельностных шагов называют технологией деятельностного подхода..

Сущность данной технологии и заключается в том, что она позволяет заменить методы “объяснения” нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного “открытия” новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Таким образом, на уроке ребенок постоянно вовлечен в деятельность. Задача учителя – организовать и обеспечить условия для выполнения этой деятельности.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Осуществляя деятельностный подход, необходимо  организовать  работу на уроках так, чтобы обучающие были субъектами собственной деятельности:

  • сами осознали и вычленили проблему;
  • поставили цель изучения;
  • сформулировали задачи;
  • решили их;
  • сумели применить полученные знания на практике;
  • смогли, преобразовывая их, получить новые знания.

Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задача учителя - методически грамотно организовать этот поиск.

 Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Использование деятельностного подхода при обучении школьников русскому языку обеспечивает формирование всех предметных компетенций и следующих умений:

  • анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

При формировании предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла познавательная деятельность учащихся на уроке включает в себя разные формы: алгоритм, составление таблицы, разноуровневые задания, поиск правильных результатов, выявление ошибок в правописании и употреблении слов в литературной речи.

На всех этапах урока происходит оценивание результатов: самопроверка по эталону, проверка в парах  с выставление баллов-оценок после каждого вида работы. Домашнее задание является продолжением работы на уроке:  разноуровневое, в зависимости от степени усвоения материала учащимися, творческого характера или эвристического характера, предполагающее работу в парах, группах и тд. Данные уроки направлены на развитие памяти учащихся, внимания, коллективизма, умение слушать товарищей, формирования интереса к предмету, самостоятельности, бережного отношения к учебному времени. Работа в целом нацелена на воспитание самостоятельности мышления.

Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.



Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в школе:

опыт, проблемы, перспективы.

Сысова Валентина Александровна

МБОУ «Ингалинская СОШ имени

Героя Советского Союза В. А. Колбунова»

Большереченского муниципального района Омской области

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Д. И. Менделеев

В соответствии с Концепцией российского образования развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые  могут самостоятельно принимать  ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Изменилась роль учителя. Из всеведающего, непререкаемого наставника он постепенно превратился в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко и к ней нужно готовиться.

Современной школе нужен новый  учитель, глубоко владеющий предметными  и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями,  способный помочь учащимся найти  свой путь самореализации, стать  самостоятельными, творческими и  уверенными в себе людьми. Современное общество ставит перед учителем очень серьезные задачи, оно доверяет ему самое сокровенное – детей, будущее. Союз единомышленников, которому принадлежит будущее состоит из учителя и родителей, где педагогу отводится роль «капитана».  Именно от личности педагога зависит, каким будет процесс воспитания, какую личность приобретет общество.  Поэтому школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку школьников всех возрастов. Профессиональная ориентация - это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений.

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями .

Сегодня, как никогда, на учителе лежит огромная ответственность. И как бы пафосно и банально не звучало, но именно учитель творец человеческой судьбы. Именно учитель дает старт новой личности, именно от учителя зависит общество и его ценности. Современный учитель строит свою работу так, чтобы ребёнок не только не потерял себя в огромном море профессий, но и нашел своё «Я».

В коллективе Ингалинской школы во все времена профессия педагога ценилась высоко и это ненапрасно. В настоящее время 95 % педагогов школы наши выпускники. И здесь огромную роль играет не социальный фактор, а именно грамотно построенная профориентационная работа с обучающимися.

Эффективность профессиональной ориентации  в школе  обусловлена непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, помогая и направляя ребенка. Так задолго до объединения детского сада и школы была решена одна из задач современного пути образования в России – непрерывность ступеней образования, преемственность и единство цели: образование – помощь. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателям, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию.

 Педагог – это человек, всецело влюбленный в свою профессию, это скорее не профессия, это образ жизни. Именно поэтому, сегодня профессия педагога очень привлекает авторов программ профессиональных проб в современной школе. Педагогами школы разработана система диагностик и занятий профориентационного характера для детей. Уже в среднем звене дети проходят первые профессиональные пробы, а старшеклассники самостоятельно планируют и проводят мероприятия в роли педагогов. Большинство выпускников школы выбирают профессии педагогической направленности. Так, программы профессиональных проб помогают не только детям найти себя в постоянно меняющемся мире, но и школе привлечь лучших педагогов, которых мы сами воспитывали.

За последние десять лет в наш коллектив влились молодые специалисты – выпускники нашего ОУ: семейная пара Архиповых (учитель физической культуры и педагог – психолог), педагог – организатор внеурочной деятельности Панина А. И., мастер производственного обучения Васильев В.Г., учитель начальных классов Денисова Г.Н. В настоящее время в школе активно развивается «Клуб юных журналистов», «Дом русского языка и литературы», для молодых специалистов работает «Школа молодого педагога», функционирует «Школа педагогического мастерства». Для учащихся старшей школы реализуются краткосрочные курсы внеурочной деятельности профориентационного характера по направлениям: химико-биологическое, здоровьесберегающее, филологическое, физико-математическое, историческое и др. На сегодняшний день в образовательных учреждениях среднего и высшего порядка успешно проходят  обучение наши выпускники -  Камкина О., Зверева И., Чернова А., Телятникова А., Уфимцева Е., Васильева Д., Иванова Н..  Выпускники Ингалинской школы успешно осваивают педагогические специальности и посвящают свою жизнь образованию и воспитанию детей.

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся успешно формируется сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результат - успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.



Предварительный просмотр:

Предлагаю вашему вниманию описание опыта работы по теме «Формирование орфографической грамотности школьников посредством активизации ассоциативного мышления».

Современный этап развития общества характеризуется тем, что у детей пропадает интерес к родной отечественной культуре, в частности, к родному языку. Следует констатировать и факт обеднения словарного запаса школьников, снижение уровня орфографической грамотности детей.

Причинами этого являются: средства массовой информации, которые не дают образца грамотной литературной речи, снижение уровня культуры, всеобщая компьютеризация. Быть грамотным человеком стало необязательным, а тем более непрестижным. Причинами снижения орфографической грамотности являются, на мой взгляд, и отказ от эпистолярного жанра, и снижение интереса к чтению художественной литературы.

Между тем Единый Федеральный Государственный стандарт образования задает высокий уровень орфографической грамотности. Критерии оценки ЕГЭ в отношении орфографической грамотности школьников ожесточаются с каждым годом.

К сожалению, имеющиеся учебно-методические пособия не всегда помогают решить поставленную выше задачу. В них недостаточно учитывается ситуация, сложившаяся в обществе, и обусловленные этой ситуацией изменения в психологии детей и подростков. Данные пособия по-прежнему представляют правила в наукообразном виде с огромным количеством исключений, идя от общего к частному, не учитывая при этом избирательный характер памяти ребенка, не опираясь на диагностические данные снижения уровня памяти школьников.

То же можно сказать и об имеющихся учебниках с большим объемом теоретического материала, предлагаемого для механического заучивания. Следует отметить и малое оснащение учебников иллюстрированным материалом, использование в мизерных количествах «облегчающих шпаргалок» для усвоения особенно трудных тем.

Данные причины требует от учителя поиска новых эффективных подходов для формирования орфографической грамотности и воспитания любви к родному языку. Таким эффективным подходом для меня стала активизация ассоциативного мышления школьников на уроках русского языка.

Орфографическая грамотность – одна из составных частей общей языковой культуры. Формирование грамотной письменной речи – одна из главных и перспективных проблем методики обучений русскому языку.

На сегодняшний день отмечается проблема повышения орфографической грамотности. Важнейшим звеном в решении проблемы является использование инновационного метода  ассоциативного мышления.

Некоторые ученые - русоведы и учителя-практики используют в своей работе такие методы активизации ассоциативного мышления как:

  • Ассоциативные рифмовки – специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели (в частности, для запоминания написания слова);
  • Ассоциативные рисунки – учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности, опорная картинка, помогающая зрительно представить содержание материала.

Существует опыт использования таких ассоциаций для повышения орфографической грамотности. Он описан в работах Л.Шкатовой, Т.П.Шульга, С.Бурмако, В.А.Сидоренкова, А.Г.Гусева.

Процесс формирования орфографической грамотности предполагает наличие определенных этапов обучения,  основанных на возрастных особенностях школьников.

Эти теоретические понятия легли в основу данной работы, помогли в реализации творческого замысла.

Для реализации которого мною были поставлены задачи:

  • Создать условия для возникновения потребности в создании собственной ассоциации;
  • Приучить к систематической работе с данным методом;
  • Направить работу учащихся таким образом, чтобы ассоциации были действенны, способствовали формированию орфографического навыка.

Мой педагогический опыт в данном направлении опирается на  возрастную структуру, которую выделил М.М.Поташник.

На протяжении трех лет обучения (5,6,7 класс), используя ассоциативный комплекс, я организую работу по созданию  индивидуальных творческих словарей, помогающих повысить орфографическую грамотность школьников.

Работа с ассоциациями организуется мною следующим образом:

  1. Показ – указание на слово с проблемой;
  2. Постановка проблемного вопроса на нахождение орфограммы;
  3. Нахождение способа  решения проблемной ситуации с помощью создания ассоциаций;
  4. Проверка, обсуждение, выявление оригинальных, действенных ассоциаций;
  5. Оценка деятельности (проводится учителем) - отслеживается, выработался ли орфографический навык.

Задача учителя при прохождении учащимися самостоятельного пути зарождения ассоциации – корректировать их деятельность,  направлять в нужное русло.

Новизна моей педагогической деятельности состоит в том, что мною используются оригинальные средства обучения орфографии:

  • Ассоциативные цепочки;
  • Ассоциативные рисунки;
  • Ассоциативные модели-опоры;
  • Ассоциативные рифмовки;
  • Ассоциативные лингвистические визитки.

После внедрения в практику ассоциативного подхода активность учащихся на уроках возросла. Дети не заучивают, а знают и понимают правило, излагая его своим удобным и понятным для одноклассников языком. Любимым стало задание: выделение и обозначение орфограммы. Ведь школьники не только видят ее, но и сами творят, испытывая ее, проверяя своим логическим суждением. Появилось желание поделиться своими находками и домыслами. На уроках начала царить открытая дружеская атмосфера.

Положительная динамика выразилась и в качестве знаний учащихся, о чем свидетельствуют:

  1. Контрольные срезы знаний;
  2. Результаты тестового контроля;
  3. Опросы детей;
  4. Процент качества знаний по русскому языку составил:

5 класс – 68%,

6 класс – 52%,

7 класс – 66%;

Активное и успешное участие школьников во всероссийском конкурсе орфографической зоркости «Грамотей-марафон», в Международной игре «Русский медвежонок», всероссийской олимпиаде «Олимпус» и др.

Таким образом, организация ассоциативного мышления помогла мне подойти к достижению выдвинутой цели: повысить орфографическую грамотность школьников.

Трансляция педагогического опыта представлена на Фестивале педагогических идей издательства «Первое сентября» в рамках разработанного открытого урока, где представлено практическое применение ассоциативных цепочек для решения орфографических проблем.

Опыт использования средств активизации ассоциативного мышления был систематизирован и представлен на муниципальном и всероссийском уровнях.

Проблема формирования орфографической грамотности посредством активизации ассоциативного мышления обсуждалась на школьной научно-педагогической конференции. Коллеги выделили в ней практикозначимые положительные моменты.  

Использование ассоциативных методов может быть широко применимо не только в работе  учителей русского языка, но и учителей начальной школы, преподавателей точных дисциплин, в школах различного типа и в классах с различной степенью подготовленности учащихся.

Каждый учитель может разработать свой эффективный ассоциативный комплекс, направленный на решение конкретной педагогической задачи. Создать определенный дидактический материал, в соответствии с используемым ассоциативным средством.

Важно логично и ненавязчиво чередовать используемые ассоциативные возможности, не искусственно и хаотично работать с ними, а систематически, исходя из потребности и проблем, возникающих перед конкретным классом, при изучении конкретного материала.

Осознать преимущество ассоциативного средства должен сам ребенок. А задача педагога: показать, как можно создать такое средство, активизировать деятельность учащегося, направить в нужном направлении к самостоятельной работе, к созданию своей собственной действенной ассоциации.

Благодарю за внимание! Желаю творческих успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Современные методы и технологии, способствующие развитию детской одаренности.

Сысова Валентина Александровна

Аннотация: В статье кратко описаны педагогические технологии и методы работы с одарёнными детьми в МБОУ «Ингалинская СОШ имени В. А. Колбунова». Приведены данные о педагогических технологиях, работа по которым ведется в соответствии программой школы «Одарённые дети» на 2018 – 2023 гг.

Ключевые слова: педагогическая технология, метод, одарённость, одарённый ребёнок, система, поддержка, интеллект, творчество.

В. А. Сухомлинский говорил: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Детская одарённость должна быть замечена в начальной школе и развиваться всю дальнейшую жизнь. Педагогическая система и технологии работы с такими детьми как благодатная почва призваны питать одарённость, а учитель должен быть капитаном в море технологий по развитию таланта.

Одарённый ребенок – это ребенок с высоким уровнем развития способностей. Он отличается повышенным уровнем познавательной деятельности, выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. На уроках такие дети не пассивные слушатели и созерцатели, а участники процесса познания, они задают вопросы, готовы к эксперименту.

На сегодняшний день в каждой школе работает система выявления и поддержки одарённых детей, а творческие группы педагогов апробируют новые методики и технологии работы с детьми. В 2013 году наша школа стала участником РИП ИнКО. Вопрос работы с одаренными детьми стал особо актуальным для педагогов. Творческая группа учителей разработала программу «Одарённые дети». За 7 лет работы были изучены многие педагогические системы и практики работы с одаренными детьми. Наиболее продуктивные и широко применяемые педагогами школы представлены ниже.

- проектные технологии и формирование проектных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.

- рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста). Реализованы 3 программы профессиональных проб, коммуникативно-деловые технологии: виртуальные конференции, диалог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии.

- проблемно-поисковые технологии: кейс-методы, научный серпантин и др.;

- технологии формирования навыков научно-практической, исследовательской деятельности.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе педагоги используют следующие методы:

- метод вживания на уроках литературы и истории позволяет «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

- метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

- метод сравнения.

- метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

- метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

- метод ошибок. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

- метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

- метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

- метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об интернет-олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие.

Таким образом, современные педагогические технологии вносят весомый вклад в развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Благодаря комплексной работе творческой группы педагогов разработанная ранее программа работы с одаренными детьми оправдала ожидания и дала высокий результат.

Сведения об авторе: Сысова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ингалинская СОШ имени В. А. Колбунова».



Предварительный просмотр:

     Муниципальное казенное образовательное учреждение

      « Ингалинская средняя общеобразовательная школа»

 

                  Педагогический проект

 «Работа с текстом на уроках русского языка

     и литературы как средство развития и    

       формирования  коммуникативной  

                    компетенции учащихся »

                                                            

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся.

Актуальность проекта.

Нет ничего могущественней слова… Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку.

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором. Такие учащиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования, предпочитая ему традиционную форму испытания в виде ответа на вопросы билета; избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. Вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание в тех случаях, когда речь идёт о старшеклассниках. Совсем скоро им придётся организовывать свою речевую деятельность в самых различных ситуациях, очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе. Этому есть объективное объяснение. Общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают: у тех, чья работа предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» (специалисты по связям с общественностью, менеджеры, журналисты, бизнесмены, политики), деловое общение составляет от 70 до 90 %. Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте. Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области.

Приступая к работе над проектом по  русскому языку и литературе, определяя стратегию работы в направлении развития и формирования коммуникативной компетенции старшеклассников, возникли следующие  противоречия:

- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

- между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и  недостаточным использованием ее  как средства самореализации и вхождения в социум;

- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

 Цель проекта: определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях пространства средней общеобразовательной школы.

Руководствуясь данной целью, передо мной стоят следующие задачи:

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития обучающихся;  

- повысить  интерес к русскому языку и литературе;

- развивать  мотивацию учебной деятельности;

- повысить  результативность обучения;

- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; активизировать творческую деятельность, выраженную желанием участвовать в различных творческих конкурсах.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.

Гипотеза: если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе,

адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, выражать свои  чувства и представления о мире различными способами, свободно  фантазировать и направлять творческие возможности на  решение различных  задач, в том числе коммуникативных.

Методы проекта: анализ проблемы исследования; изучение психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика ( обобщение, сравнение, анкетирование, тестирование); обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Основополагающие принципы проекта:

-целостность

-научность

-модульность

-интеграция

-системность.

  Новизна данного проекта продиктована следующими факторами:

-изменившимися ценностями современного образования

-активизация процесса обучения

-ученик – главная фигура в классе

-деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности уч-ся

-максимальное включение в работу опыта ребенка.

Для реализации проекта  использованы следующие методы  обучения:

-исследовательский

-проблемный

-эвристический

-метод творческого познания образовательной области через устные и письменные

 работы учащихся, сценическое искусство

Предполагаемые формы обучения при реализации проекта:

-лекции с творческими заданиями и тезисами

-дискуссии

-коррекционные игры и упражнения

-диспуты

-устные выступления

-семинарское занятие

Современные образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, технология блочного (модульного) обучения, технология успешной коммуникации, технология решения изобретательских задач, использование коммуникативно-ориентированных заданий.

Учащиеся старших классов уже знакомы с основными речеведческими понятиями, речевыми нормами и законами создания текста. Теперь необходимо создать условия, в которых учащиеся смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности, поэтому участниками проекта следует считать учеников 10 – 11 классов,

а  руководителем проекта – педагога русского языка и литературы.

Описание проекта 

Этапы и сроки

Содержание работы

Цели и задачи этапа

Формируемые компоненты коммуникативной компетенции (педагога и участников проекта)

Подготовительный

Январь-Сентябрь

         2012г.

- определение цели и задач для себя лично и для участников проекта;
- обсуждение и утверждение модели проекта на заседании ШМО;

- изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических  технологий  и ИКТ.

- ознакомиться с правилами и принципами построения педагогического проекта по предмету;

- разработать кластер проекта;

- определить цели и задачи проекта;

- определить тематику и разработать схемы  учебных занятий;

- подобрать тематический материал для реализации проекта в плане работы с детьми;

- изучить научную и методическую литературу, современные педагогические технологии и ИКТ;

 Продуктивная коммуникация:

- умение слушать других;

- умение высказывать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;

- умение идти на компромисс;

- умение вести конструктивную беседу;

 Устная коммуникация:

- умение самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента;

Письменная коммуникация:

- умение изложить тему, имеющую заданную структуру;

- подготовить вспомогательные наглядные материалы;

- создать письменный отчет о проделанной работе в необходимой форме (запись на компакт диск, создание дизайн а папки, презентации и др.)

Экспериментальный

Сентябрь 2012- Май 2014г.

- проведение уроков с использованием   современных педагогических технологий, ИКТ, формирующих коммуникативную компетенцию;

- участие в интеллектуальных марафонах, НПК, творческих конкурсах, информационно - телекоммуникационных проектах, издании школьной газеты, внеклассных мероприятиях;

-формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

-формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения и  орфографической зоркости для успешной сдачи ЕГЭ;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

-формирование навыков комплексного анализа текста;

- углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики,  словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

-формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности;

 - повышение  интереса к русскому языку и литературе;

- развитие  мотивации к  учебной деятельности;

- повышение  результативности обучения;

- включение обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; активизирование творческой деятельности, выраженной желанием участвовать в различных творческих конкурсах;

 

Продуктивная коммуникация:

- умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;

- быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости;

Устная коммуникация:

-овладение нормами литературного языка  и грамотного письма;

-обогащение своего лексического запаса;

-приобретение необходимой  языковой и риторической эрудиции;

-умение выступить перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты;

- умение использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- умение использовать подготовленные наглядные материалы.

 

Письменная коммуникация:

-анализирование текстов разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

-умение пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

 

- умение   умело пользоваться словарями разных типов;

Обобщающий

Июнь-Август 2014г.

- изучение и обобщение экспериментальных данных по проекту;

- самоэкспертиза основных результатов проекта;

- представление результатов работы по проекту, обобщение опыта работы на заседании ШМО, педагогическом совете, родительском собрании.

- изучить, обобщить и опубликовать данные по проекту;

- представить результаты работы, обобщить опыт, представить в виде презентации и системы работы.

Продуктивная коммуникация:

- умение определить долю своей активности, продуктивности в общей работе.

 Устная коммуникация:

-умение выступать перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты;

- умение использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- умение использовать подготовленные наглядные материалы.

Таким образом, каждый этап работы над проектом способствует развитию  коммуникативной компетенции не только школьника, но и педагога, реализующего работу по проекту.

Ожидаемые результаты:

- высокий уровень сформированности коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции;

- повышение интереса к русскому языку и литературе;

- повышение мотивации учебной деятельности;

- прочное и неформальное усвоение знаний;

- повышение результативности обучения, умения создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

- активизация творческой деятельности, желания участвовать в различных творческих конкурсах.

В результате работы по проекту уровень коммуникативной компетенции учащихся позволит выпускникам в устной и письменной форме:

- вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности;

- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах

монолога и диалога;

- слушать собеседника, проявляя уважение к его мнению;

- высказывать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

- стимулировать собеседника к продолжению общения;

- грамотно разрешать конфликты в общении;

- изменять при необходимости свое речевое поведение;

- оценивать успешность ситуации общения;

- корректно завершать ситуацию общения.

     



Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС ООО в практике преподавания русского языка и литературы в Ингалинской школе

По новым стандартам в основной школе я работаю второй год. В начале работы  я определила цель: обеспечение методических условий для эффективной реализации федерального государственного стандарта в основной школе.

Поставила задачи: они представлены на слайде, задач немного и они просты, главное, что они решаемы.

Для того чтобы обеспечить качественную работу, приносящую результат и для учителя и для ученика, необходимо учесть, что не смотря на то, что внедрению стандартов второго поколения предшествовал этап модернизации образования, но «увы» и «вопреки» оснащенность кабинетов не изменилась. Наличие в классе компьютера и мультимедийного оборудования дает плюсы  работе, но все-таки хотелось бы работать как предполагают стандарты.

В двух словах о трудностях:

- сложно организовать работу с дифференцированными заданиями т.к. мы, я имею ввиду не только себя, но и коллег, работающих в этом направлении, не имеем возможности к каждому уроку подготовить индивидуальные маршруты, листы оценивания, дать возможность ученику выбрать для себя источник получения информации (по факту основной источник нового - это учебник, как это было и ранее).

- не то чтобы сложно, но и невозможно в полном объеме реализовать формирование ИКТ – компетентности, многим это может показаться слишком пессимистичным, но наши дети прекрасно научены искать в интернете статьи, презентации, работать и ними «подбивая под себя» и выступать с этим продуктом на уроке. Все это ребенок делает дома, и учитель не имеет возможности корректировать этот процесс. Ребенок представлен самому себе, поэтому мы наблюдаем одни и те же ошибки из работы в работу.

- и все же, в этом я убеждена, мы учителя сельской школы еще не скоро уйдем от традиционного ведения урока, да мы научили детей основным этапам работы на уроке по ФГОС   (постановка целей, определение задач, рефлексия, выбор домашнего задания, система оценивания, работа в группах). Но наши дети как сидели за партами, так и сидят, если мы предоставим детям право выбора, боюсь одним учебником мы мало кого заинтересуем! Безусловно, можно много говорить о недостатках и недостаточном для полноценной реализации ФГОС, но и не смотря на это, нам есть чем поделиться.

В работе по реализации ФГОС ООО мы научились использовать современные образовательные технологии, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Педагогических технологий много, но в работе я использую несколько, это технология творческих мастерских на уроках литературы, технология проблемно-диалогического обучения, технология смешанного обучения на уроках русского языка и технология критического мышления.

Мы работаем по новым учебникам, принципы которых соответствуют требованиям ФГОС.

 В работе я активно использую современные методические сборники (они представлены на слайде)

Немного практики, и о том, что у нас получается

- ребята 6 класса успешно готовят различного рода проекты, оформленные в виде презентаций (банк проектов находится у учителя на рабочем столе компьютера).

- пишут лингвистические сказки (по образцу);

- решают лингвистические задачи;

- составляют паспорт слова;

- стилизуют жанры художественной литературы;

- пишут словарики (по материалам художественных произведений);

- занимаются исследованиями;

- создают творческие и учебные проекты.

Я не стану утомлять вас рассказом о тех мероприятиях (реальных и виртуальных), которые позволяют мне как педагогу следовать требованиям ФГОС, т.к. у каждого из присутствующих свой путь и своя программа самообразования, думаю, мы идем одной дорогой.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи начального и общего образования выделяется формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим программу по стандартам второго поколения, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности и  ценностно-смысловых характеристик».

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1.мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2.учебную цель;

3.учебную задачу;

4.учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности.

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий  входят четыре блока:

1.личностный;

2.регулятивный;

3.познавательный;

4.коммуникативный.

Представим характеристику универсальным учебным действиям.

1. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

2.Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача образования — развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста  является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

3.Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

•общеучебные действия;

•логические действия;

•действия по постановке и решению проблемы.

4.Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

На семинаре, прошедшем 31.01. 2014 года, педагоги школы, работающие в этом учебном году в 5 классе, рассказали о проблемах формирования УУД и выявили причины затруднений, а именно это

- очень слабая материальная база (обеспечение ученика возможностью выбора средств обучения и построения индивидуального маршрута с учетом выбранных средств, ни для кого не секрет, что мебель наших кабинетов далеко не соответствует требованиям стандарта, также обсуждались проблемы, связанные с тем, что дети пришли к нам не из так называемого ФГОСного класса,  в связи с этим сложности в постановке целей - дети привыкли получать информацию, а не добывать ее ( и как результат – низкий уровень мотивации). Ребенок зачастую оказывается  в неком тупике между могу и хочу, или мне это интересно и нужно!

Безусловно, педагоги делают все возможное для того, чтобы помочь ребенку, сориентировать его, подтолкнуть к деятельности. На семинаре было принято решение продолжить работу в данном направлении, а также, и я думаю многие со мною согласятся, хотелось бы познакомиться с опытом работы в данном направлении педагогов начальной школы, так как ФГОС для них не новшество, за три года , уверена, у них есть, чем с нами поделиться.

Хотелось бы услышать не теорию формирования УУД, а рассмотреть практические задачи и примеры в данном направлении.

Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий — масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

Таблица 1.

Универсальные учебные блоки.

Основные виды универсальных учебных действий        Тип/характер задания, формирующего данное УУД

личностные        — на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

— проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);

— задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

регулятивные

         — составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;

— составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

— задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

— контрольные задания, в том числе тестового характера

познавательные

         — формулировка познавательной задачи самими учащимися;

— организация проектной деятельности учащихся;

— подготовка устного и письменного речевого высказывания;

— формулирование проблемы (главной идеи) текста;

—извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

—преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов;

— составление таблиц, схем-моделей;

— замещение буквы звуком;

— выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

—самостоятельное достраивание

выражение/предложения/диалога/текста с

восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

— классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

— самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

коммуникативные

         — организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

 

 

В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

 

Список литературы:

1.        Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, 2010. 125 с.

2.        Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.

3.        Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, 2010. 220 с.

4.        Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. 253 с.