Методические материалы. Программы внеурочной деятельности

Попова Екатерина Александровна

Программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса по русскому языку «Путешествие в мир русского языка» (в соответствии с ФГОС) составлена  на основе  рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2011.

  Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Путешествие в мир русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения курса  содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Место курса «Путешествие в мир русского языка» в учебном плане.

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа в год) в 1 классе, во 2-4 классах 1 час в неделю (34 часа в год).

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА

1-й класс

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиеся к концу 1 класса должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  • Буквы русского алфавита.
  • Родственные  слова.
  • Антонимы, многозначные слова.                                                                                        
  • Системные связи слов.

 

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • Делить слова на слоги.  Подбирать родственные слова.
  • Объединять слова в группы.
  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
  • Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                    
  • Работать со словарями.
  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки согласных и гласных звуков.                                                                          
  • Состав слова.                                                                                                                        
  • Признаки родственных слов.                                                                                                
  • Виды пересказа.    

                                                                                                                                                                                                       

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.                                                                                  
  • Пересказать текст.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
  • Главные члены предложения.
  • Состав слова.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать предложения по членам предложения.
  • Обозначать на письме интонацию перечисления.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать правильно слова с удвоенными согласными.
  • Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
  • Определять число, время глаголов.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;
  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • слова, словосочетания, предложения, текста;
  • основные орфографические  и пунктуационные правила;
  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
  • учащиеся должны уметь:
  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Наша речь  и наш язык

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.

2. Текст

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

3. Предложение и словосочетание

        Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

4. Слово и его значение

        Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

5. Состав слова

        Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.

6. Части речи

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

        

7. Фонетика и графика 

Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.  Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.

8. Орфоэпия

        Знакомство с наукой орфоэпия,  с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

9. Орфография

         Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы  в слове. Использование орфографического словаря.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.

 

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

 

РАЗДЕЛ IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего

часов

В том числе

лекции

практические

занятия

І  год обучения

I

Наша речь  и наш язык

2

2

-

II

Текст

1

-

1

III

Предложение и словосочетание

1

-

1

IV

Слово и его значение

15

2

13

V

Состав слова

1

-

VI

Части речи

2

-

2

VII

Фонетика и графика

8

1

7

VIIІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

2

-

2

Итого: 

33 ч.

7  ч.

26 ч.

ІІ  год обучения

І

Наша речь  и наш язык

4

-

4

ІІ

Текст

4

-

4

ІІІ

Предложение и словосочетание

1

1

-

ІV

Слово и его значение

5

1

4

V

Состав слова

4

-

4

Части речи

2

-

2

VІІ

Фонетика и графика

9

2

7

VІІІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

4

1

3

Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.

ІІІ год обучения

І

Наша речь  и наш язык

2

1

1

ІІ

Текст

5

-

5

ІІІ

Предложение и словосочетание

2

-

2

ІV

Слово и его значение

10

2

8

V

Состав слова

4

-

4

Части речи

2

-

2

VІІ

Фонетика и графика

3

1

2

VІІІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

5

1

4

Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.

ІV  год обучения

І

Наша речь  и наш язык

2

-

2

ІІ

Текст

2

1

1

ІІІ

Предложение и словосочетание

5

1

4

ІV

Слово и его значение

11

1

10

V

Состав слова

3

1

2

Части речи

4

1

3

VІІ

Фонетика и графика

4

-

4

VІІІ

Орфоэпия

1

1

-

ІX

Орфография

2

-

2

Итого:

34 ч.

6 ч.

28 ч.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 «В» класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

04.09

2

К тайнам звуков и букв.

1

11.09

3

Фонетические загадки.

1

18.09

4

В страну слов. Первые встречи.

1

25.09

5

К тайнам волшебных слов.

1

02.10

6

Выбор друзей в Стране Слов.

1

09.10

7

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

16.10

8

Чудесные превращения слов.

1

23.10

9

В гости к Алфавиту.

1

30.10

10

Аз да Буки – целая наука.

1

13.11

11

В  глубь веков на Машине времени. Первые родственники алфавита.

1

20.11

12

В Страну Слогов.

1

27.11

13

В Королевстве ошибок.

1

04.12

14

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

11.12

15

На карнавале слов. Слова – омофоны

1

18.12

16

В Театре близнецов.

1

25.12

17

Конкурс знающих.

1

15.01

18

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

22.01

19

Детское словотворчество.

1

29.01

20

Русские пословицы и поговорки.

1

05.02

21

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы .

1

12.02

22

 Полёт в будущее.  Неологизмы.

1

26.02

23

В Клубе весёлых человечков.

Подбор синонимов и антонимов.

1

04.03

24

Сколько значений может быть у слова? Многозначные слова.

1

11.03

25

Умеем ли мы общаться?

1

18.03

26

Ты и вежливое Вы.

1

01.04

27

Как красив и благозвучен русский язык.

1

08.04

28

Речь вокруг нас.

1

15.04

29

Волшебная сила ударения.

1

22.04

30

Что портит нашу речь?

1

29.04

31

Что за чудо, эти словари?

1

06.05

32

Я и моё имя.

1

13.05

33

«Язык родной, дружи со мной!»

Итоговое занятие.

1

20.05

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 «В» класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

1

Как возникла наша письменность?

1

2

Как обходились без письма?

1

3

Древние письмена.

1

4

«Я вам пишу…». Какие они –эти письма?

1

5

Родной язык! Он с детства мне знаком.

1

6

Меня зовут Фонема.

1

7

Для всех ли фонем есть буквы?

1

8

«Ошибкоопасные» места.

1

9

Тайны фонемы.

1

10

«Фонемы повелевают буквами».

1

11

Опасные согласные.

1

12

На сцене гласные.

1

13

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

14

Ваши старые знакомые.

1

15

Правила о непроизносимых согласных.

1

16

Занимательная орфография.

1

17

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

18

Строительная работа морфем.

1

19

Где же хранятся слова?

1

20

Поговорим о всех приставках сразу.

1

21

Слова – родственники.

1

22

Кто командует корнями?

1

23

«Не лезьте за словом в карман!»

1

24

«Пересаженные» корни.

1

25

Занимательная морфология.

1

26

Из истории  происхождения русских фамилий.

1

27

Словари- наши друзья и помощники.

1

28

Устаревшие слова.

1

29

Слова XX  века.

1

30

Крылатые выражения в русской речи.

1

31

Волшебные слова нашей речи.

1

32

Что такое культура речи?

1

33

В мире мудрых мыслей.

1

34

Язык- зеркало нашей души.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 «В» класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

1

Сказочное царство слов.

1

2

Путешествие в страну Слов.

1

3

Как образуются слова.

1

4

Чудесные превращения слов.

1

5

Весёлые суффиксы.

1

6

Добрые слова.

1

7

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

8

Из истории письменности на Руси.

1

9

Новые слова в русском языке.

1

10

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно!

1

11

Встреча с зарубежными друзьями.

1

12

Синонимы в русском языке.

1

13

Слова- антонимы.

1

14

Слова- омонимы.

1

15

Крылатые слова.

1

16

В королевстве ошибок.

1

17

Секреты орфографии.

1

18

Составление собственных орфографических словарей (непроизносимый согласный).

1

19

В стране Сочинителей.

1

20

Искусство красноречия.

1

21

Какие бывают тексты? Учимся их создавать.

1

22

Проба пера.

1

23

Праздник творчества и игры.

1

24

Трудные слова.

1

25

Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

1

26

Занимательное слообразование.

1

27

Шарады и логогрифы.

1

28

Занимательная фонетика.

1

29

Имена числительные вокруг нас.

1

30

В гостях у слов- родственников.

1

31

Предложения-загадки.

1

32

Имя дома твоего (история названия города).

1

33

Русский язык неисчерпаемо богат. И всё  обогащается с  быстротой поражающей.

1

34

КВН по русскому языку.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКОГО ЯЗЫКА»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 «В» класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

по плану

фактически

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звуки природы и музыка языка.

1

5

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

6

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

7

Путешествие по островам Орфографии.

1

8

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

9

В царстве смыслов много дорог.

1

10

«Следы» старославянского языка в русском языке.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Путешествие в страну фразеологизмов.

1

18

В стране иностранных слов.

1

19

К истокам слова.

1

20

Слова, как деревья, ветвисты.

1

21

Слова, придуманные писателями.

1

22

Слова уходящие и слова – новички.

1

23

Словарь языка Пушкина.

1

24

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

25

Путешествие в мир синтаксиса.

1

26

Кому и чему служит интонация.

1

27

Похвальное слово знакам препинания!

1

28

Каких предложений в нашей речи больше: простых или сложных?

1

29

Всем нам приобщении поможет обращение.

1

30

Тематические группы слов.

1

31

Имена прилагательные в русских народных сказках.

1

32

Глаголы в былинах.

1

33

Путешествие грамматических терминов из Древней

Греции в Россию.

1

34

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

1

РАЗДЕЛ V

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

                                          Литература для учителя.

 Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: Академия развития, 1997
 Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1 -4 – М: Русский
язык,1981
 Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
 Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
 Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
 Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М:
Просвещение,1981
 Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
 Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
 Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
 Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
 Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
 Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль:
Академия развития, 1997
 Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по
русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
 Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
 Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. –
М.:Просвещение,1995
                                              Литература для детей.
 Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.:Дет.лит, 1981
 Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1 -4 –М: Русский язык,1981
 Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
 Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
 Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
 Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка.



Предварительный просмотр:

 РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»  для 1 – 2 классов составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:  

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
  3. Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  4. Плана по внеурочной деятельности МБОУ БГО СОШ № 3;

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

 Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

        Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

     Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

        Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

            В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  • Фронтальная работа – это работа со всеми обучающимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный 
  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
  • Объяснительно-иллюстративный.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  «Разговор о правильном питании» предназначена для обучающихся 1- 2 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю: 1 класс — 17 часов  в год, 2 класс - 17 часов  в год.

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,
  • о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

             Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

 Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.        

              Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
  • В предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
  • Слушать и понимать речь других
  • Читать и пересказывать текст
  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

  •  Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
  • Выделять существенные признаки предметов
  • Сравнивать между собой предметы, явления
  • Обобщать, делать несложные выводы
  • Определять последовательность действий

РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание

Теория

Практика

1. Разнообразие питания.

Знакомство с программой . Беседа.

Экскурсия в столовую.

2. Самые  полезные продукты

Беседа « Какие продукты полезны и необходимы  человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.

Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.

3. Правила питания.

Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.

Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.

4. Режим питания.

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка

5. Завтрак

Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.

Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.

6. Роль хлеба в питании детей

Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед.

Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.

7. Проектная деятельность.

Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

8. Подведение итогов работы.

Творческий отчет вместе с родителями.

Разнообразие питания

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 – м классе:

знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

умение определять полезные продукты питания.

Во 2 – м классе:

знание о структуре ежедневного рациона питания;

навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

Примерная тематика родительских собраний:

«Правильное питание – залог здоровья»

«Здоровая пища для всей семьи».

«Учите детей быть здоровыми».

«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».

«Формирование здорового образа жизни младших школьников».

«Режим питания школьника».

«Основные принципы здорового питания школьников».

«Рецепты правильного питания для детей».

« Вредные для здоровья продукты питания».

«При ослаблении организма принимайте витамины».

РАЗДЕЛ IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Кол-во часов

1

Разнообразие питания

2

Гигиена питания и приготовление пищи

10ч

3

Этикет

4

Рацион питания

5

Из истории русской кухни

Итого:

33ч

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  УЧЕБНОГО КУРСА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 «В» класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1

Если хочешь быть здоров.

1

 02.09

2

Из чего состоит наша пища.

1

09.09

3

Полезные и вредные привычки.

1

16.09

4

Самые полезные продукты.

1

23.09

5

Как правильно есть(гигиена питания).

1

30.09

6

Удивительное превращение пирожка.

1

07.10

7

Твой режим питания.

1

14.10

8

Из чего варят каши.

1

21.10

9

Как сделать кашу вкусной.

1

28.10

10

Плох обед, коли хлеба нет.

1

11.11

11

Хлеб всему голова.

1

18.11

12

Полдник.

1

25.11

13

Время есть булочки.

1

02.12

14

Пора ужинать.

1

09.12

15

Почему полезно есть рыбу.

1

16.12

16

Мясо и мясные блюда.

1

23.12

17

Где найти витамины зимой и весной.

1

2 класс

18

Всякому овощу – свое время.

1

07.09

19

Как утолить жажду.

1

14.09

20-21

Что надо есть – если хочешь стать сильнее.

2

21.09

28.09

22

На вкус и цвет товарищей нет.

1

05.10

23-24

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

2

12.10

19.10

25

Каждому овощу – свое время.

1

26.10

26-27

Народные праздники, их меню.

2

09.11

16.11

28

Как правильно накрыть стол.

1

23.11

29

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом.

1

30.11

30

Щи да каша – пища наша.

1

07.12

31

Что готовили наши прабабушки.

1

14.12

32

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение».

1

21.12

33

Праздник урожая.

1

28.12

РАЗДЕЛ V

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с
  4. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
  5. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
  6. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.