Инновационная деятельность

Шойнжонова Дугарма Дымбрыловна

Уважаемые коллеги! На данной страничке представлены авторские программы, которые получили внешнюю положительную оценку и успешно применяются в нашей школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республиканский бурятский национальный лицей-интернат№1

 Программа

факультативного курса

«Занимательная грамматика»

4 «б» класс.

Учитель: Шойнжонова Д.Д.

Улан-Удэ

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Этапы реализации программы факультативного курса:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация (план прилагается);
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы факультативного курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  • анализ занятий проведенных по плану;
  • разработка рекомендаци

дата

Месяцы/№№

Тема занятий

Кол-во

часов

Цель занятия

Литература

Сентябрь

Октябрь

1

Фонетика

Звукобуквенный разбор слов.

Повторить правила для выполнения фонетического разбора.

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

2

Фразеологизмы.

Ребусы по разгадыванию словарных слов.

2ч.

Расширить знания детей об использовании в речи фразеологизмов.

«Интеллектуаль-ные задания по русскому языку»

3

Отгадывание шарад.Написа-ние диктанта повышенной сложности.

2ч.

Развитие орфографической зоркости учащихся

Тексты диктантов олимпиадного характера.

4

Разбор слов по составу.Ребусы по разгадыванию слов и выражений.

2ч.

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

5

Морфология.

Имена сущест-вительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа.

2ч.

Расширить знания детей в области изучения частей речи

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

6

Прилагательные в значениису-ществительных.

2ч.

Расширять кругозор речи детей, развивать смекалку,сооб-разительность

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

7

Олимпиадные задания.

2ч.

Ноябрь

Декабрь

1

Волшебный клубок орфограмм

1ч.

Формировать на практике умения применять правила правописания

«Русский язык с увлечением»

2

«Верни буквы на свои места»

1ч.

Закреплять основные правила правописания.

Упражнять в правильном употреблении и написании при-ставок.Развивать сообразительность, внимание,логичес-кое мышление

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

3

«Верни приставки на свои места»

1ч.

«Русский язык с увлечением»

4

Олимпиадные задания по русскому языку»

1ч.

«Русский язык с увлечением»

5

Кроссворд по словарным словам

1ч.

«Русский язык с увлечением»

6

«Незаконченные строки»

1ч.

Упражнять детей в разборе слов по составу,подбирать слова к данным схемам. Развивать логическое мышление

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

7

Подбор слов по схемам.

Диктант повышенной сложности

1ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

О.А.Ефремушкина

Январь

Февраль

1

Образные выражения и  их графическое воплощение.

1ч.

Развивать речь учащихся, логическое мышление, сообразительность

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

2

Фразеологизмы и их использование

1ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

3

Работа над лексическим значением слов

1ч.

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

4

Олимпиадные задания

1ч.

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русс. языку»

5

Олимпиадные задания

1ч.

Т.В.Ходова

«Подготовка к олимпиадам по русс.языку»

6

Звуковой состав слов.

Интеллектуальные задания

1ч.

Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия

1ч.

«Школьные олимпиады для начальной школы»

Март

1

Слова - синонимы.

Непроверяемые написания.

1ч.

Развивать умения находить в тексте слова с орфограммами и подбирать к ним проверочные слова

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

2

Слова антонимы.

Непроверяемые написания.

1ч.

«Школьные олимпиады для  нач.шк»

3

Различие частей речи.Образова-ние слов, нужной части речи

1ч.

Обобщить знания детей о частях речи, правильно писать окончания прилагательных

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

4

Упражнения в написании окончаний прилагательных

1ч.

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

Апрель

1

Найти половинки слов. Ребусы.

1ч.

Упражнять в разборе слов по составу, используя необходимый алгоритм

«Школьные олимпиады для начальной школы»

2

Определи общие и отличительные признаки

1ч.

«Занимательные материалы»

И.Г.Сухин

3

Рыцарский турнир

(кроссворды, ребусы)

1ч.

Прививать навыки самостоятельной работы

«Школьные олимпиады для начальной школы»

4

Олимпиадные задания

1ч.

Май

1

Подбери нужное выражение

1ч.

Учитьсистемати-зироватьполучен-ныйматериал,при-менять знания в конкретной языковой ситуации

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

2

Игра «Найди лишнее»

1ч.

«Занимательные упражнения на уроках русского языка» Н.М.Бетенькова

3

Конкурс «Лучший знаток русского языка»

1ч.

4

Выполнение заданий конкурса «Русский медвежонок»

1ч.



Предварительный просмотр:

ГБОУ Республиканский бурятский национальный лицей – интернат №1.

Рабочая программа

 

«Занимательная математика»

2 «б» класс.

Учитель: Шойнжонова Д.Д.

г. Улан-Удэ.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

        Как мы все знаем, именно математика  вносит  большой  вклад  в  развитие  логического  мышления  детей, воспитание  таких  важных  качеств  научного  мышления, как  критичность  и  обобщённость, формирование  способностей  к  анализу  и  синтезу, умений  выдвинуть  и  сформулировать  логически  обоснованную  гипотезу  и  т.д. Математикой  воспитываются  и  такие  качества  ума  и  речи, как  точность, чёткость  и  ясность.

          В  отличие  от  различных  программ  по  математике  в  начальной  школе, которые  требуют  усвоения  стандарта  математического  образования  первой  ступени  всеми  учащимися, программа  данного  факультатива, предлагаемого  в  дополнение  к  традиционной  системе  обучения, предполагает  усвоение  расширенных, углубленных  или  усложнённых  знаний  учащимися, которые  к  этому  проявляют  интерес, высокомотивированными  детьми. Жестких  требований  усвоения  знаний  нет. Это  свобода  выбора  ученика.

        Научные исследования последних лет  свидетельствуют о том. Что каждой возрастной группе присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных  обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

         Предлагаемый  курс  факультатива  по  математике  во 2 классе  составлен  в  соответствии  с  базисными  понятиями, изучающимися  на  уроках  математики  в  традиционной  системе  обучения,  и  предусматривает  следующие  цели:

  1. Расширение  представлений  о  математике, как  науке, способствующей  познанию  окружающего  мира.
  2. Развитие  познавательных  способностей, нестандартного  мышления  учащихся  и  их  интереса  к  математике.
  3. Воспитание  трудолюбивой, творчески  мыслящей  личности.
  4. Формирование  умений  применять  полученные  знания  на  практике, в  жизни.

 Достижение  поставленных  целей  происходит  в  результате  решения  таких  задач, как:

1.Формирование  диалектических  умственных  действий.

Подобранные задания развивают память, внимание, воображение, сообразительность.

2.Обучение новым приёмам при решении некоторых задач.

 В процессе работы над задачами рассматриваются, во-первых, возможности преобразования их в более простые или сложные; во-вторых, различные способы оформления краткой записи (схема, чертёж, рисунок, таблица …), в третьих, выявляются недостающие или избыточные данные, а также из разных вариантов решения одной и той же задачи выбирается наиболее рациональный.

3.Формирование  навыков  самостоятельной  работы.

Учащиеся сами составляют или ищут в дополнительной литературе интересные математические задания на ту или иную тему.

4.Формирование  навыков  исследовательской  работы.

       

Проблемные ситуации, возникающие на занятиях, могут разрешаться в индивидуальной, фронтальной или групповой работе через наглядную, практическую, частично-поисковую деятельность, "мозговой штурм" и т.д.

   Таким образом дети учатся сотрудничеству, творческому поиску, а раскрепощение воображения и мысли приводит к самостоятельным мини-открытиям. Этот курс предполагает развитие познавательных способностей учащихся, поэтому знания, умения и навыки, полученные на уроках, являются здесь средством достижения целей и задач, обозначенных программой.

Построение курса.

    В  1 классе   занятия  не  имеют  единой  темы. Каждое  включает  в  себя  несколько  разных  типов  заданий  в  таком  сочетании, которое  максимально  соответствует  данному  уровню  подготовки  учащихся.

     Такое  построение  занятий  поддерживает  интерес, активность  мышления, предупреждает  утомляемость  детей, соответствует  их  возрастным  особенностям.

 Усложнение  по  спирали  от  задания  к  заданию, от  занятия  к  занятию  способствует  более  прочному  усвоению  новых  приёмов  выполнения  того  или  иного  вида  работы, активизирует  самостоятельность  мышления  при  выполнении  заданий  с  опорой  на  имеющиеся  знания  и  даёт  возможность  найти  на  этой  же  основе  новые  пути  решения  задач.

Занятия  проводятся  1  раз  в  неделю (34 ч  в  год).

Содержание программы.

Задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

.

Задание  на  развитие:

 -зрительной памяти;

-слуховой памяти;

-воображения;

-мыслительных  операций;

-внимания.

Логические задачи:

Головоломки: задания  со  спичками;  «магические»  геометрические  фигуры; кроссворды.

Арифметический материал:   Натуральные числа:  Нумерация.

- римские числа. арабские числа; группировка.

Арифметические действия:

-  взаимосвязь компонентов и результатов действий;

-  составление и решение примеров по заданию;

- буквенно-числовые головоломки;

- арифметические ребусы;

- установление закономерностей;

- формирование вычислительных навыков.

Действия с величинами:

- соотношение;

- сравнение;

-арифметические действия.

Работа над задачами:

-комбинаторные задачи;

-нестандартные задачи (задачи с неопределенным условием);

-задачи повышенной трудности.

Создание собственной копилки заданий.

К концу курса учащиеся будут

знать:

- расширенный теоретический  и практический курс математики.

 - где и как можно найти необходимый материал для обобщения своих знаний и применения его на практике, в жизни.

уметь:

-анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное из ряда  предметов, понятий  или явлений из различных областей  знаний.

 - грамотно, доказательно оформлять свои мысли  устно и письменно.

-находить различные способы решения задач и выбирать оптимальный.

  -самостоятельно добывать нужную информацию, необходимые знания  для использования их в жизни.

   Учащиеся улучшать вычислительные навыки, навыки решения арифметических, алгебраических, геометрических  и логических задач, навыки использования теоретических знаний в жизни, на практике.

 

Тематическое планирование.

  Номер  

занятия

                                          Темы  занятий

1 – 6

7 – 12

 

13-18

19-24

25- 30

31- 34

  1. Задания  на  развитие  познавательных  процессов.
  2. Комбинаторика,  логические  задачи  на  сочетание.
  3. Геометрический  материал: разбиение  на  части.
  4. Головоломки: задания со спичками.

  1. Задания  на  развитие  познавательных  процессов.
  2. Действия  с  числами: римские  числа, закономерность, отработка  вычислительных  навыков.
  3. Геометрический  материал: построение  геометрических  фигур  по  заданным  условиям.
  4. Работа  над  задачами: нестандартные  задачи, задачи  повышенной  трудности.

  1. Задания  на  развитие  познавательных  процессов.
  1. Логические  задачи .
  2. Действия  с  числами: римские  числа, арифметические  ребусы, отработка  вычислительных  навыков.
  3. Нестандартные  задачи.

  1. Задания  на  развитие  познавательных  процессов.
  2. Действия  с  числами: нумерация, составление  и  решение  примеров  по  заданию.
  3. Геометрический  материал: построение  геометрических  фигур  по  заданным  условиям.
  4. Именованные  величины: группировка  и  соотношение.

1.Задания  на  развитие  познавательных  процессов.

  1. Комбинаторика,  логические задачи на сочетание.
  2. Действия  с  числами: составление  и  решение  примеров  по  заданию.
  3. Работа  над  задачами: нестандартные  задачи, задачи  повышенной  трудности.

  1.  Задания  на  развитие  познавательных  процессов.
  2. Действия  с  числами: отработка  вычислительных  навыков.
  3. Порядок  действий  в  сложных  выражениях.
  4. Величины: сложение  и  вычитание.
  5. Алгебраические  выражения, уравнения.
  6. Работа  над  задачами: задачи  повышенной  трудности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Буряад республикын үндэһэ яһатанай нэгэдэхи лицей-интернат.

 «Грамотада һургалгын үедэ» хэрэглэхэ тестнүүд

1 класс.

Зохёон табигша: Д.Д. Шойнжонова

Буряад үндэhэ яhатанай 1-дэхи

лицей-интернат hургуулиин

эхин классай багша.

Улаан-Үдэ хото

Нэгэдэхи тест.

  1. Нааданхайолоод, тэбхэрхэнииень шара үнгөөршэрдэ.

Картинки по запросу бабочка                Картинки по запросу книга                http://panoramajournal.ru/wp-content/uploads/%D0%BC%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0.jpg        

  1. Малгайолоод, тэбхэрхэнииень шара үнгөөршэрдэ.

Картинки по запросу цыпленок        Картинки по запросу собака        http://www.championnet.ru/spree/products/7250/original/BOBBLE-XT-CAP-1903851-4041.png?1410867761

  1. Схемэдэтаарахаүгэстрелкээрхолбо.

Картинки по запросу лошадь                                                        Картинки по запросу котенок

http://st.depositphotos.com/1960589/2241/v/950/depositphotos_22419841-Small-house-with-red-roof.-Isolated-on-a-white.jpg

Хоёрдохи тест.

  1. Зурагуудайнэрэстрелкээрхолбо.

                Гүлгэн                                Картинки по запросу волк

Картинки по запросу кошка                                        http://funofus.com/images/%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-2.jpg

Шоно                        Миисгэй

  1. Ехэмалнуудыеоло. Шэрдэ.

http://www.kto-takoy.ru/wp-content/uploads/2010/01/Animals_Horses__004308_.jpg                http://begemoten.ru/wp-content/uploads/2010/02/9d3601da3c0dafa9cc255e51a6122e51.jpg                http://status-studfarm.com/wp-content/gallery/cache/1217_watermark_580x480_img_4580k.jpg

  1. Схемэдэтаарахаүгэнүүдыеоло.

гал

онгосо

сонхо

Гурбадахи тест.

  1. «Нюдэн» - энэюун бэ?

хүнэйбэеынхуби

һуралсалайхэрэгсэл

гутал

  1. Сэбэрээрбэшэхынтулаюунхэрэгтэйб?

гар                        хүл                        нюдэн

  1. Хурдааргүйхынтулаюунхэрэгтэйб?

хүл                        нюдэн                        гар                        

  1. Домбодолооннүхэтэй. Энэюун бэ?

боошхо                        хүнэйтархи                хайрсаг

Дүрбэдэхи тест.

  1. Юунүбһээдидэг бэ?

Хонин

Баабгай

Тахяа

  1. «Морин» - энэюун бэ?

Зэрлигамитан

Гэрэйамитан

Шубуун

  1. Моринюууудаг бэ?

Ногоонсай

һүмбэй

уһа

  1. Үнеэнхүндэ ямар туһахүргэнэб?

Нооһоүгэдэг

Һүүгэдэг

Хилээмэүгэдэг

Табадахи тест.

  1. «Бүмбэгэ» - энэюун бэ?

Нааданхай

Һуралсалайхэрэгсэл

Хубсаһан

  1. Хэннааданхайгаарнаадахадуратайб?

Хүгшэнэжы

Үхибүүн

Нагасабаабай

  1. Нааданхайхудалдадаггазарыеюунгэжэнэрлэдэг бэ?

Клуб

Нааданхайн магазин

Һургуули

  1. Ямар нааданаадахадуратайбши?

Шатар

Хоргодолсожо

Урилдаажа

Зургаадахи тест.

  1. «Ном» - энэюун бэ?

Һуралсалайхэрэгсэл

Хүнэйбэеынхуби

Хубсаһан

  1. Хубсаһанбэшээаад, оёотой, модонбэшэаад, набшаһатай. Энэюун бэ?

Ном

Самса

Сабхи

  1. Зурагзурахынтулаюунхэрэгтэйб?

Карандаш

Пластилин

Ручка

  1. Һуралсалайхэрэгсэлоло?

Шугам

Сэсэг

Хонхо

Долоодохи тест.

  1. Үбэлдөөсаһанайороходоүмдэдэгхубсаһан.

Даха

Плати

Кофто

  1. «Шаахай» - энэюун бэ?

Хубсаһан

Һуралсалайзүйл

Гутал

  1. Басагадайүмдэдэгхубсаһан.

Самса

Плати

Халаад

Наймадахи тест.

  1. Бага мал оло.

Морин

Хонин

Эшэгэн

  1. Ехэ мал оло.

Ямаан

Хурьган

Унаган

  1. Ехэмалайтүлоложострелкээрхолбо.

Үнеэн                        унаган

Морин                        ботогон

Хонин                        тугал

Ямаан                        хурьган

Тэмээн                        эшэгэн

hурагшадаймэдэсэ, шадабари, дадалсэгнэхэнормонууд.

Нэгэдэхи ба хоёрдохитестнүүд.

        Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ

Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–4б.

Гурбадахи ба дүрбэдэхитестнүүд.

        Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ

Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–3б.

4-дэхи даабари-4б.

Табадахи ба зургаадахитестнүүд.

        Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ

Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–3б,

 4-дэхи даабари-4б.

Долоодохи ба наймадахитестнүүд.

        Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ тон шухала.

Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-2б, 3-дахи даабари–4б.

Юhэдэхи ба арбадахитестнүүд.

Эдэтестнүүдыебагшынударидалгадородүүргэхэ. Тест дээрэажаллахадаа карандаш хэрэглэхэ тон шухала.

Сэгнэлтэ: 1-дэхи даабари-2б, 2-дохи даабари-3б, 3-дахи даабари–5б.

        

        Минииhанахада, энэпрограммааражаллажабайхадаа, үхибүүдээриимэдундатобшололдоерэхэёhотойбди:

  1. Хүүгэдбуряадхэлэнэйнгээнөөсэбаялигбаяжуулха, үргэдхэхэ.
  2. Шэнэмэдэсэеэ, үгэнүүдые, ойлгомжонуудыеүргэдхэхэ, гүнзырүүлхэ.
  3. Үгтэhэншэнэүгэнүүдээхэлэлгэдээзүбхэрэглэжэшадахададалхүгжөөхэ, үргэдхэхэ.