Психолого-педагогические технологии

Шойнжонова Дугарма Дымбрыловна

Уважаемые коллеги! На данной страничке представлены психолого-педагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

Описание методики

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет

Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Интерпретация результатов

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.



Предварительный просмотр:

Диагностика готовности к школе по Ю. Гильбух.                    


1. Тест фонематического слуха 
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха 
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно». 
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р: 
1 ряд: лама, рама 
2 ряд: рампа, лампа 
3 ряд: коробок, колобок 
4 ряд: оклик, окрик

Контрольная фонема С: 
1 ряд: сон, тон 
2 ряд: коса, коза 
3 ряд: рассвет, расцвет 
4 ряд: сытый, шитый

Контрольная фонема Ч: 
1 ряд: чуб, щуп 
2 ряд: чадить, щадить 
3 ряд: чипать, щипать 
4 ряд: почесть, пошесть

Контрольная фонема Г: 
1 ряд: гора, кора 
2 ряд: голос, колос 
3 ряд: граб, краб 
4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г. 

Оценка результатов: 
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно; 
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд; 
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе; 
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря. 
Цель: Определение уровня словарного развития. 
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов: 
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый 
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой 
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий 
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать 
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

Ход проведения:

I этап: Предъявляем ребенку рассказ: 
Жили были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори. 
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ. До тех пор, пока ребенок не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ. 
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений. 
II этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы. 
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.

Способность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Фонематический слух

0 баллов

1 балл

2-3 балла

Словарное развитие

Для 6 лет: 6,5 б.

Для 6 лет: 7-12 б.

Для 6 лет 12,5 б.

Для 7 лет: 7-12 б.

Для 7 лет: 12-15 б.

Для 7 лет: 15,5 б.

Развитие саморегуляции

1 балл

2-3 балла

4-5 баллов

Кратковременная память

6 лет: 8 повторений

6 лет: 5-7 повторений

6 лет: 1-4 повторения

7 лет: 7 повторений

7 лет: 4-6 повторений

7 лет: 1-3 повторения

Логическое мышление

6 лет: 10 повторений

6 лет: 5-9 повторений

6 лет: 1-4 повторения

7 лет: 8 повторений

7 лет: 4-7 повторений

7 лет: 1-3 повторения

Справка

по готовности младших школьников к учебной деятельности.

        Готовность к учебной деятельности оценивалась по методикам Н.Г.Лускановой:

        - «Анкета для оценки школьной мотивации учащихся начальной школы»;

        - «Что мне нравиться в школе».  

26 января  2018 года. 3 «Б» класс:

Фамилия, имя

Анкета

Рисунок

8 вопрос

Арабжаева Алина

30

20

3

АюшееваСырынбутид

22

10

3

Бадмаев Булат

н

н

н

Балданова Чойзана

24

10

3

ГомбожаповЧингис

14

10

3

ДармаеваНомина

23

20

3

ДашиевЦырен

18

10

3

ДашицыреновНамсарай

24

10

3

Доржиев Эрдэм

15

10

3

Жалсараева Элина

12

10

1

Зориктуева Лидия

27

20

3

Балдандоржиев Тимур

21

10

3

МаксароваЮмжана

8

0

1

НайдановАлдар

22

10

3

Николаева Анна

28

10

3

Омоктуева Александра

28

10

3

Ошорова Анна

21

20

3

ОшороваНарана

24

10

3

ПархаевАюр

24

10

3

ПунцуковАюша

н

н

н

РаднаевХайдаб

23

10

3

Ринчинова Екатерина

15

10

1

СосоровЧимит

20

10

1

ТубановаАяана

15

20

3

ТучиновХэшэгто

11

20

1

Утюжникова Анастасия

19

10

3

ЦыденоваЮмжана

19

20

3

ЦэдашиевДоржи

7

0

3

ЭрдыниевТамирлан

22

10

3

ЮндуновЦырен-Булат

12

10

1

Отсутствовали 2 учащихся: Бадмаев Булат, ПунцуковАюша.

Результаты анализа анкет по оценке школьной мотивации учащихся 3 «б» класса.

I уровень: 25-30 баллов (высокая школьная мотивация) – 4 учащихся:

Арабжаева Алина – 30 б,

Зориктуева Лидия – 27 б,

Николаева Анна – 28 б,

Омоктуева Александра – 28 б.

II уровень: 20-24 баллов (хорошая школьная мотивация) – 10 учащихся:

АюшееваСырынбутид – 22 б,

Балданова Чойзана – 24 б,

Балдандоржиев Тимур – 21 б,

ДармаеваНомина – 23 б,

ДашицыреновНамсарай – 24 б,

НайдановАлдар – 22 б,

Ошорова Анна – 21 б,

ОшороваНарана – 24 б,

ПархаевАюр – 24 б,

РаднаевХайдаб – 23 б,

СосоровЧимит – 20 б,

ЭрдыниевТамирлан – 22 б.

III уровень: 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной деятельностью) – 6 учащихся:

ДашиевЦырен – 18 б,

Доржиев Эрдэм – 15 б,

Ринчинова Катя – 15 б,

ТубановаАяана

Утюжникова Анастасия – 19 б,

ЦыденоваЮмжана – 19 б.

IV уровень: 10-14 баллов (низкая школьная мотивация) – 4 учащихся:

ГомбожаповЧингис – 14 б,

Жалсараева эллина – 12 б,

ТучиновХэшэгто – 11 б,

ЮндуновЦыренбулат – 12 б.

V уровень: ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, несформированность учебной мотивации):

МаксароваЮмжана – 8 б,

ЦыдашиевДоржи – 7б.

Уровень

Количество учащихся

%

I (25-30б)

4

14,2

II (20-24б)

10

35,7

III (15-19б)

6

21,4

IV (10-14б)

4

14,2

V (ниже 10б)

2

7,2

При изучении школьной мотивации учащихся для большей надежности оценки школьной мотивации был использована методика проектировочного рисунка на тему «Что мне нравиться в школе».

Результаты анализа проектировочного рисунка на тему:

«Что мне нравится в школе»

для оценки школьной мотивации учащихся 3 «б» класса.

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка –1 учащийся: ЦэдашиевДоржи;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований – 1 учащийся: МаксароваЮмжана;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития– 0 учащихся.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов) –0 учащихся.

б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов) – 7 учащихся

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов) – 19 учащихся.

Уровень

Количество учащихся

%

I (30б)

0

0

II (20б)

7

25

III (10б)

19

67,8

IV (0б)

2

7,2

Вопрос: Как ты относишься к своему классному руководителю?

а) мне нравиться наш классный руководитель – 26 учащихся

б) не знаю, затрудняюсь ответить – 2 учащихся

в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель – 0 учащихся



Предварительный просмотр:

Методика оценки общей одаренности


Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

hello_html_3ad2cf2f.jpg

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1hello_html_5b30d466.png

Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.