Проектная работа «Искусство кулинарии как источник познания в старшем дошкольном возрасте»

Мотыгуллина Альфия Асхатовна

Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объету. Ребёнок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в будущем.

Искусство кулинарии может стать тем толчком к появлению любопытства и интереса к окружающему миру. Ведь как гласит китайская пословица: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx28.64 КБ
Файл pechenyushki.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска

Проектная работа

 

«Искусство кулинарии

как источник познания в старшем дошкольном возрасте»

                                       выполнила :

                                                                          Мотыгуллина Альфия Асхатовн воспитатель  МБДОУ

 «Центр развития ребёнка – детский сад №1

 «Бэлэкэч» г. Альметьевска


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                

Оглавление

стр

Введение

3

1.Актуальность проекта

3

2.Цели и задачи проекта

4

2.1 Цель проекта

4

2.2 Задачи проекта

4

2.3 Целевая группа проекта

4

3. Проектное решение

4

4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

5

5. Программа проектных мероприятий

6

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

8

7.Риски реализации проекта

10

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

10

   ВВЕДЕНИЕ

           С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления. Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

          Ребёнок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в будущем.

           Искусство кулинарии может стать тем толчком к появлению любопытства и интереса к окружающему миру. Ведь как гласит китайская пословица: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я научусь».

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания.

Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

2. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию через кулинарное искусство, формирование устойчивую потребность в познании.

2.2 Задачи проекта:

1.Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

2.Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

3.Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

4.Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

5.Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия3. 6.Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных занятий, мероприятий, консультаций.

2.3 Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели.

3. Проектное решение

      Основная идея проекта – разработка и использование в образовательном процессе материалов, адаптированных для детей дошкольного возраста с целью комплексного, доступного и интересного обзора и приобщения к познанию окружения через искусство кулинарии. Проект основан на интеграции художественно-эстетической, познавательной, речевой, физической и социально-коммуникативной областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Подход к приобщению детей к процессу познания, как и к любой другой образовательной задаче должен быть комплексным и доступным.

           Поэтому проектная работа  включает в себя знакомство с историей возникновения кофе, чая, хлеба и тд, знакомство со сведениями о полезных продуктах.

Одно из направлений проекта- создание конспектов занятий, оюмен опытом с коллегами, пополнение интернет сайта.

Таким образом, необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей познавательной активности, фантазии, мотивирует на творчество.

4. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта  

4.1 Сроки реализации проекта

Срок реализации проекта рассчитан на 9  месяцев  (с 4 сентябряя 2017 года по 31 мая 2018 года)

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 04.09.2017 по 29.09.2018)

•        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

•        Определение цели и задач проекта;

•        Подбор литературы, пособий, атрибутов;

•        Обсуждение с воспитателями вопросов, связанных с реализацией проекта.

4.3

•        Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

•        Совместная деятельность

•        Самостоятельная деятельность детей.

5        Заключительный (с 11.05.2018 по 31.05.2018)

•        Обобщение результатов работы;

•        Анализ деятельности

5.Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

                                                Этап 1

1  

Планирование  основных мероприятий

Старшая группа

с 04.09.2017 по 29.09.2018

Воспитатель

 2

Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»;

С. Н.Николаева «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском» ;

 Л.Г.Селихова «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет»

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Наука. - 2011. - 190 с.;

 Козырева Л. М. Развиваем логическое мышление. - М.: Академия Развития, 2011. - 32 с.; Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика,1997. - 189 с; .Ратанова Т.Л. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание. - 2006. № 8. - С. 80.; Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223; .Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение. - 1987. - 97 с.

 3

Составление конспектов образовательной деятельности по теме проекта

 4

Подбор наглядного материала (иллюстрации, стихи, т.д.)

 5

Составление консультаций для родителей по теме проекта

 6

Проведение мониторинга с целью выявления общего уровня знаний детей по “Познанию”

8

 7

Подбор и разработка игрового авторского материала, в том числе с использованием инновационных компьютерных технологий (ИКТ)

                                                       Этап 2

Сентябрь

 Работа с детьми

1

«О вредных и полезных продуктах»

2

«Полезные продукты»

3

«Холодильник для игрушек»

4

«В каше сила наша»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребенка»

Октябрь

Работа с детьми

1

«Вкусная здоровая пища»

2

«Королева –Зубная щетка»

3

«Пейте дети молоко!»

4

«Питаемся вкусно и полезно»

Работа с родителями

Изготовление лэпбука о правильном питании

Ноябрь

1

«Продукты питания»

2

«Что бы зубки не болели»

3

«Шумят колосья золотые…»

4

«Откуда хлеб пришел»

Работа с родителями

Наглядная информация «А знаете ли Вы?»

Работа с коллегами

Консультация «Коллекционирование - дело серьезное!»

Декабрь

1

«Хлеб всему голова»

2

«Каравай»

3

«Шоколадная страна»

4

«Печем печенье»

Работа с родителями

Выставка поделок из фантиков

Январь

1

 «Кто хлеб печет(профессия пекаря)»

2

«Чак-чак моего края»

3

«Посуда»

4

«Путешествие в прошлое столовых приборов»

Работа с родителями

папка-передвижка: «Хлеб, Хлебушек»

Февраль

1

«Волшебная посуда»

2

«Как вести себя за столом»

3

«Пиццерия»

4

«Блинчики к масленице»

Работа с родителями

консультация  "Роль семейных традиций в воспитании детей"

Работа с коллегами

Консультация для воспитателей: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников".

Март

1

«Науруз- праздник вкусный»

2

«Пасха»

3

«За чашкой чая»

4

«Чашки для чая»

Работа с родителями

Совместное мероприятие «Чай пить –приятно жить!»

Апрель

1

«Лучше чая только чай»

2

«Посуда для Федоры»

3

«Приготовление фруктового салата(по сказке)»

4

«Солнечные фрукты»

Работа с родителями

Консультация «Заморский гость»

Май

1

«Приобщение детей к народным традициям через знакомство с национальной кухней»

2

«Продукты питания»

«Ах картошка»

3

«Витамины и полезные продукты»

4

«Печенюшки»

Работа с родителями

Брей-ринг на тему: «Здоровое питание. Витамины и полезные продукты»

Работа с коллегами

Консультация «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

                                                                 Этап 3

 1

Создание фотоотчета по мероприятиям

15 мая

2018

2 2

Мониторинг освоения материала детьми

15-20 апреля

2018

 3

Создание картотеки дидактических игр

март

2018

4 4

Представление презентационного материала на педагогическом совете.

Май  2018

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

· У детей проявится активный интерес и желание быть участником процесса, а не наблюдателем;

- у детей расшириться словарный запас они будут  использовать  больше слов в своем активном словаре.

-  дети начнут эффективнее общаться, работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.

· совместная деятельность с родителями позволит детям чувствовать себя более уверенно и раскрепощенно;

· воспитатели и педагоги получат новый интересный материал для работы с детьми во время НОД и во время различных мероприятий, который сделает вхождение в мир познания для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. 

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

· нежелание родителей участвовать в проекте.    · Отсутствие наглядного материала и музыкального репертуара  по теме, соответствующего возрасту детей.

проводить индивидуальные консультации, профилактические беседы, с целью заинтересовать родителей разработка и создание нового материала

Организационные

· Возможность введения режима карантина во время эпидемий/проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в детском саду

Перенос мероприятий на другие сроки



Предварительный просмотр:

Тема: Интеграционное НОД по ОО «Познание» и «Художественному творчеству» для детей старшей группы «Печенюшки»

Цель: Развивать творчество детей с различным материалом.

Задачи:

Обучающие задачи:

-Учить лепить съедобные кондитерские изделия из сдобного теста

-Учить украшать изделия.

Развивающие задачи:

-Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

-Инициатировать  деятельность по мотивам литературного произведения.

-Активизировать приемы декорирования лепных образов.

Коррекционные задачи:

-Учить образовывать существительные множественного  числа в именительном и родительном падежах. Расширять словарный запас детей по теме «Продукты питания».

Воспитательные задачи:

-Воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий.

Методы и приемы: сюрпризный момент «Посылка», экспериментирование: Игра «Что получается?», рассказ воспитателя сказки - притчи В.Кротова «Крямнямчики», работа детей, физминутка,   итог занятия, чаепитие.

Интеграция образовательных областей: «Художественное  творчество», «Социализация», «Коммуникация»,  «Труд», «Чтение художественной литературы», « Музыка».

Предварительная работа: НОД и игры по теме «Продукты питания», рисование продуктов питания, подготовка теста, дидактическая игра «Один много», «Посчитай», «Подбери родственные слова» по теме «Продукты питания», загадывание загадок, лепка  продуктов питания из соленого теста и пластилина, объяснение значения слова сказка-притча.

Работа с семьей: предложить мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом.

Словарная работа: крямнямчики, продукты питания, опыт, экспериментирование, сказка, притча, тесто, заливать, смешивать, выпекать.

Оборудование и материалы:

-Демонстрационный материал: картинки по теме продукты питания, посылка, мука,  молоко, яйца, соль, разрыхлитель теста, сахар, форма для выпечки, чашка.

-Раздаточный материал: тесто, формочки для теста, фартуки, шапочки на голову, дощечки, спички, стеки,  орехи, сахарная пудра, изюм.

  Средства ИКТ: презентация слайдов «Кондитерские изделия»

Место проведения: группа.

Проведение НОД

1. Заходит почтальон и приносит посылку.

В. Как вы думаете, что находится в посылке?

О.Д(Предположения детей)

Открывают посылку, а там продукты питания: молоко,  мука,  яйца, соль, сахар, масло, разрыхлитель теста.

В. Дети, как все это назвать одним словом?

Ответы детей. (Продукты питания)

В. Ребята, что получится, если смешать  все эти продукты питания?

На доске висят картинки: кисель, компот, лимонад.

Выберите ту картинку, которая, как вы думаете, подходит, и объясните, почему вы так думаете.

Ответы детей.

В. Молодцы, дети!

Для получения компота нужны фрукты.

Для киселя – крахмал.

А, что нужно для приготовления лимонада  вам нужно узнать у родителей. Это вам задание на дом.

В. Давайте проведем эксперимент. Смешаем все продукты, питания и посмотрим, что же из этого выйдет.

2. Проведение опыта.

Воспитатель предлагает потрогать тесто, понюхать и определить,  какое тесто.

Ответы детей.

В. наше тесто  получилось самое настоящее -п о сусекам помели, набрали муки, добавили воды, соли, хорошенько вымесили, чтобы оно стало легким, пышным и... послушным (пластичным). Что можно приготовить из теста?

Ответы детей.

 3.В. Послушайте сказку-притчу В.Кротова «Крямнямчики».

Великий повар Кусини однажды испёк крямнямчики. Такие вкусные, что на их запах собрался весь город. И каждый свежий крямнямчик тут же съедали. Кусини пёк их неделю без перерыва, но сам ни одного не попробовал. Тогда он заплакал - и больше крямнямчиков не пёк.

4. Показ презентации слайдов «Кондитерские изделия».(важно показать ,что фигурки могут быть самой разной формы: круглой, квадратной, в виде букв, уточки, цветка и тд)

Воспитатель обращает внимание детей на форму изделий, на украшение.

В. Как называется профессия людей, кто делает разные кондитерские изделия?

Ответы детей.

В. Это кондитеры. Мы тоже сегодня будем кондитерами. Вылепим самые настоящие крямнямчики из сдобного теста и угостим всех своих друзей. Лепить нужно также как и из пластилина - скульптурным способом. Кто захочет,  может воспользоваться формочками для выпечки.. По желанию можно украсить жгутиками , косичками ,листочками  

Но сначала разомнем пальчики и  проведем пальчиковую гимнастику.

5. Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Рос сперва на воле в поле (Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх,)

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили (Постукивают кулачками друг об друга).

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и в тесто

В магазине занял место.

Звучит музыка

6.Дети садятся за стол и лепят кремнямчики. Украшают их  и по мере готовности приносят на противень. Помощник воспитателя относит кремнямчики повару на кухню.

7. Итог НОД.

Вопросы к детям:

-Что нужно для приготовления теста?

-Что можно приготовить из теста?

-Какое бывает тесто?

-Как называется профессия людей, которые выпекают кондитерские изделия?

8. Пока крямнямчики выпекаются, поиграем в  малоподвижную игру «Пирог»

9.Чаепитие.

Литература:

1.Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи для детей 4-8 лет».

2.Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».

3.Л.И.Лыкова «Изобразительная деятельность для детей старшей группы».