2.2 психологическая оценка степени комфортности и безопасности развивающей образовательной среды

Определение степени комфортности и безопасности развивающей образовательной среды,  которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей:

—   анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;

—      консультировании воспитателей и специалистов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся (уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности);

— оказание психологической поддержки педагогам по совершенствованию образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» определяет трудовые функции работы педагога-психолога в образовательной организации. Одной из таких функций является: «Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ».

Во ФГОС ДО сказано, что под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации: развивающая предметно-пространственная среда, характер взаимодействия между педагогами и другими детьми.

Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды — это исследование, проводимое в образовательном учреждение, направленное на выявление рисков и угроз со стороны образовательной среды, препятствующих развитию личности ребёнка.  

Задачи экспертизы

  1. изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, воспитанников и их родителей состояния её психологической безопасности;
  2. выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья педагогов, воспитанников путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний.

Направления экспертизы

  • оценка адаптации детей и педагогов к ДОУ;
  • оценка взаимодействия детей со сверстниками;
  • оценка межличностных отношений детей в группе (для детей старшего дошкольного возраста);
  • оценка взаимодействия педагогов с детьми;
  • оценка отношения педагогов и родителей к образовательной среде;
  • оценка удовлетворённости педагогов и родителей образовательной средой;
  • оценка защищённости всех субъектов образовательных отношений от психологического насилия во взаимодействии;
  • оценка разнообразия используемых методов и средств образовательной деятельности.

Характеристики психологической безопасности и комфортности образовательной среды:

  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
  • удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
  • низкий уровень психосоматики ;
  • предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
  • адаптация к ДОУ находится в пределах нормы по сроку и уровню;
  • отсутствие в группе детей, имеющих статус непринимаемых и отвергаемых;
  • организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Результаты экспертной деятельности

  1. создание паспорта психологической безопасности образовательной среды ДОУ;
  2. разработка плана по сохранению психологической безопасности образовательной среды ДОУ.