2.7 РАННЯЯ ПОМОЩЬ

 

Сдесь Вы можете познакомиться с методическими материалами, диагностическими методиками, нормативными документами

по теме: " Ранняя помощь"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диагностические методики

№ п/п

название диагностики, авторы

количество шкал

шкалы

оценка

результат

1

шкала Bayley (Тест Бэйли)

Тест состоит из 3 шкал

Тест состоит из 3 шкал:

шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный».

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI).

шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;

шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

2

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет.

тест состоит из 4 шкал 105 пунктов

грубая моторика

Каждый пункт оценивается как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Окончательное заключение по психомоторному развитию ребенка выносится на основании его способности выполнять задания, характерные для его возраста. По каждому из подуровней должно быть получено не менее трех выполненных и трех невыполненных заданий, наиболее близко расположенных к возрасту ребенка. Если ребенок не справился с заданиями, которые выполняют 90 % его сверстников, то ответ расценивается как «негативный». Если ребенок уверенно выполняет задание, которым владеют только 25% сверстников, ответ оценивается как «с опережением»

тонкая моторика

речь

социальная адаптация

3

Шкала ментального развития R. Griffiths от 0 до 24 месяцев

тест содержит 5 шкал 260 пунктов

локомоторная активность (глаза-руки, слух - рука)

после выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

развитие речи

тонкая моторика

"персональная" шкала

"социальная" шкала

4

KID-шкала (от 2 до 16 м.)

Автор методики профессор Ж.Рейтер. Шкала основана на бихевиористском взгляде на развитие: каждое новое приобретенное ребенком поведение рассматривается как повышение уровня его развития

тест содержит 5 шкал (252 пункта) Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей

когнитивная (познание)-52 пункта

Каждый пункт оценивается как

"да, научился это делать за последний месяц- 1;

 "да, давно это делает" или

"да делал это раньше, но теперь перерос это"- 2;

нет, еще не может это делать" - 3.

Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать (или любой человек, который постоянно с ним общается.  ) в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста)

Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей.

Оценка развития ребенка включает «профиль развития» и степень опережения/отставания в каждой области (если таковые выявлены).

движение-78 пунктов

язык (языковая шкала)- 38 пунктов

самообслуживание-39 пунктов

социальная (общение)-51 пункт

5

Шкала RCDI-2000 

предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. Или старших детей, чей возраст развития не превышает 3.6 лет Разработана доктором Г.Айртоном. Шкала применяется для выявления детей с задержкой развития, для отслеживания динамики развития, а также при разработке актуальной программы развития.

тест содержит  6 шкал (216 пунктов) Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям)

социальное развитие-40 пунктов

самообслуживание-40 пунктов

крупные движения-30 пунктов

тонкие движения-30 пунктов

развитие речи-41 пункт

понимание языка -40 пунктов

6

Шкала КАТ/КЛАМС

 Создана для тестирования детей до 2 лет. Она разработана Американской академией педиатрии и представляет собой компиляцию всех распространенных шкал, максимально унифицированную и упрощенную. Данная методика, позволяющая  оценить формирование навыков решения наглядных (раздел КАТ) и речевых (раздел КЛАМС) задач, а также развитие моторики ребенка (шкала развития макромоторики), создана для тестирования детей до 2 лет

3 шкалы

решение задач

моторика

язык/речь

Отвечать на пункты нужно «Да» или «Нет»

Сопоставляя возраст развития с фактическим возрастом, определяют коэффициент развития, который равен отношению возраста развития к фактическому возрасту, умноженному на 100

Для доношенных детей коэффициент развития ниже 75 свидетельствует об отставании ребенка, а при различных показателях в 3 системах говорит о диссоциации развития и позволяет выбирать соответствующую тактику коррекционной работы.

7

Опросник M-CHAT

М-CHAT создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра у детей в возрасте от 16(18) до 36 (48) месяцев.

23 вопроса

(виды поведения  и взаимодействия с окружающими)

Первая часть теста включает девять вопросов для родителей, которые фиксируют, демонстрирует ли ребенок определенные виды поведения: социальную и функциональную игру, социальную заинтересованность в других детях, совместное внимание, а также некоторые моторные навыки (указательный жест, необычные движения). Вторая часть теста содержит вопросы по наблюдению за пятью короткими видами взаимодействия исследователя с ребенком, которые позволяют специалисту сравнить фактическое поведение ребенка с данными, полученными от родителей.

Пунктами интерпретации M-CHAT теста являются:

  № 1 – нет;

 № 2 – нет (критический пункт);

 № 3, № 4, № 5, № 6 – нет;

  № 7 – нет (критический пункт);

  № 8 – нет;  № 9 – нет (критический пункт);

  № 10 – нет;

 № 11 – да;

 № 12 – нет;

 № 13, № 14, № 15 – нет (критические пункты);

 № 16, № 17 – нет;

Отвечать на пункты M-CHAT теста нужно «Да» или «Нет»

Если явление, обозначенное в вопросе, при наблюдениях за ребенком проявлялось не более двух раз, этот факт не зачитывается.

 

Результаты этого теста, как и других инструментов для детского скрининга (обследования), не обладают стопроцентной достоверностью, но являют собой основание для прохождения диагностического обследования у специалистов-психиатров.

При совпадении трех обычных или двух критических пунктов, ребенку необходимо пройти обследование у врача.

8

Шкала C.A.R.S.

Рейтинговая шкала аутизма у детей (Childhood Autism Rating Scale, CARS) CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребёнка, требует минимального обучения в работе с этой шкалой, а также может служить для первичного скрининга симптомов аутизма. Шкала применяется для детей в возрасте 2-4 лет. Данная шкала относится к скрининговым методам и не является основанием для постановки диагноза. Формальная диагностическая оценка должна включать междисциплинарную всестороннюю оценку ребёнка.

15 областей

Взаимоотношения с людьми

Проставив напротив каждого подраздела оценку, которая соответствует поведению ребенка, следует суммировать баллы (от 1 до 4 баллов)

Критериями определения состояния ребенка являются:

 количество баллов от 15 до 30 – аутизма нет;  количество баллов от 30 до 36 – вероятно проявление заболевания в легкой и средней степени (синдром Аспергера);

 количество баллов от 36 до 60 – есть риск того, что ребенок болен тяжелым аутизмом.

Подражание и навыки имитации

Эмоциональный фон

Контроль тела

Игрушки и другие предметы в обиходе

Приспособленность к изменениям

Визуальная оценка ситуации

Звуковая реакция на действительность

Использование таких органов чувств как обоняние, осязание и вкус

Страхи и реакция на стресс

Коммуникационные способности

Навыки невербального общения

Физическая активность

Интеллект

Общее впечатление

9

Тест ASSQ для диагностирования детей от 6 до 16 лет Данный метод тестирования предназначен для определения склонности к аутизму и может быть использован родителями в домашних условиях.


скрининговые тесты на аутизм требуются для выявления признаков заболевания у детей, подростков и взрослых. Они предназначены для объективной самодиагностики и определения необходимости обращения к специалисту.

27 вопросов

Каждый вопрос в тесте предполагает три варианта ответов - «нет», «отчасти» и «да». Первый вариант ответа отмечается нулевым значением, ответ «отчасти» подразумевает 1 балл, ответ «да» - 2 балла.

Интерпретация полученных данных Если общая сумма баллов не превышает 19, итог теста считается нормальным. При значении, которое варьирует от 19 до 22 – вероятность аутизма является повышенной, свыше 22 – высокой.

10

тест PEP-R — Профиль развития и поведения ребенка. Психолого-образовательный профиль, 3-е издание (PEP-3) (Schopler et al., 2004). Данный тест предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации. Методика стандартизирована на группе нормативно развивающихся дошкольников. Благодаря этому по итогам проведения теста формируется профиль способностей, выраженный в возрасте, которому соответствует развитие основных навыков. В тесте используются следующие шкалы: когнитивное вербальное / превербальное развитие; экспрессивная речь; понимание речи; мелкая моторика; крупная моторика; зрительно-моторная имитация. Каждой шкале соответствует набор заданий. Сумма баллов по каждой шкале переводится в возраст развития психической функции

2 шкалы

развитие 

по шкале развития оценивают уровень функционирования ребенка по отношению к его сверстникам в семи областях (подражание, перцепция, мелкая моторика, крупная моторика, зрительно-моторная координация, познание; коммуникация и экспрессивная речь).

поведение

11

ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма. Данная методика рекомендуется для диагностики заболевания независимо от возраста пациента и его развития речевого общения. 

состоит из 4 модулей, на выполнение каждого из них необходимо около 40 минут.

Модуль первый – предназначен для людей, которые не имеют последовательных навыков вербального общения. Использует полностью невербальные сценарии для подсчета очков.
Модуль второй – предназначен для людей с минимальными навыками вербального общения. Это может включать детей младшего возраста с соответствующими возрастными уровнями; большинство сценариев требуют перемещения по комнате и взаимодействия с объектами.

Поведению испытуемого дают оценку от 0 до 3. Ноль указывает на нормальное поведение, а три — наоборот.
Сумма индивидуальных оценок поведения — это общая оценка тестового модуля. Пороговые уровни для диагностики РАС могут варьироваться в зависимости от модуля и уровня возраста: 13 на модуле 3 могут быть совершенно нормальными для 8-летнего ребенка, но указывают на низкий уровень функционирования РАС для 19-летнего.

Модуль третий – предназначен для людей, которые умеют говорить и способны играть с игрушками, подходящими для возрастов. Может проводиться в основном за партой или столом.

Модуль четвертый – предназначен для людей, которые умеют свободно говорить, но не могут играть в игру с игрушками. Включает некоторые элементы Модуля 3, но также больше разговорных аспектов, касающихся повседневного жизненного опыта

12

ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Это опросник, ответы на который дают всю информацию, необходимую для обнаружения характерных для аутизма черт развития. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель), которому хорошо известна история развития и поведение испытуемого. Ограничением проведения интервью является уровень умственного развития (не меньше 2 лет). На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа Его рекомендуется использовать вместе с Планом диагностического обследования при аутизме (ADOS).

включает в себя протокол интервью и пять алгоритмов, соединенных в одном удобном бланке буклет объемом 85 страниц, в котором представлены 93 пункта по темам этого диагностического инструмента

Алгоритмы ADI-R размещены на одном бланке, в который вносят оценки по 42 основным пунктам интервью. Эти оценки систематически комбинируют для получения формальных, доступных интерпретации результатов

целью является установление формального диагноза с учетом всей истории развития индивида, то применяют один из двух Диагностических алгоритмов: «Диагностический алгоритм для возраста от 2 лет 0 месяцев до 3 лет 11 месяцев» или «Диагностический алгоритм для возраста от 4 лет 0 месяцев и старше». Если же цель исследования состоит в назначении лечения или планировании программы обучения и в центре внимания находится поведение обследуемого в настоящее время, то используют один из трех Алгоритмов поведения в настоящее время: «Алгоритм поведения в настоящее время для возраста с 3 лет 11 месяцев и младше», «Алгоритм поведения в настоящее время для возраста от 4 лет 0 месяцев до 9 лет 11 месяцев» или «Алгоритм поведения в настоящее время для возраста 10 лет 0 месяцев и старше». В тех случаях, когда результаты проведенного интервью будут использоваться как для диагностики, так и для актуального вмешательства, можно заполнить как Диагностический алгоритм, так и Алгоритм поведения в настоящее время

13

Шкала адаптивного поведения Вайнеленд представляет собой полуструктурированное интервью, позволяющее оценить 4 основные сферы.

5 шкал

коммуникация

Варианты ответов: 0 – никогда 1 – иногда 2 – обычно У – умеренно выраженоР – резко выражено

Результатом применения методики является составление профиля адаптации с указанием сильных и слабых сторон и определением возрастного эквивалента. Уровень адаптации квалифицируется как низкий, умеренно низкий, средний, выше среднего и высокий. 

повседневные житейские навыки

социализация

двигательных (моторных) навыки

показатель неадаптивного поведения (шкала дезадаптации)

 навыков повседневной жизни

14

Тест Пантюхиной Г.В. Разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт

К.Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания детей

Состоит из 3 возрастных шкал.

На 1-м году исследуют: 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций; 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления; 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни

результат - выполнение заданий дает возможность определить группы развития от I до IV.

*) Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье и в детском учреждении предлагается V группа – задержка в развитии на 4-5 эпикризных срока, в IV и в V группах оценка развития производится дифференцировано, по степени, аналогично III группе развития.

с1года 3м

развитие речи(понимание речи, активная речь)

сенсорное развитие

игры и действия с предметами

движения

навыки

с2лет 6 м.

активная речь

сенсорное развитие

игра

конструктивная деятельность

навыки

движения

с3 лет +изобразительная деятельность

15

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев) Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода Рекомендуется неврологам, психиатрам, психологам, педагогам, работающим с детьми от 0 до 4 лет

5 функций (шкал)

Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий) по 4 задания на каждую функцию

развитие сенсорных,

моторных,

эмоционально-волевых,

познавательных функций

поведенческих функций

каждое задание оценивается по 5-ти бальной шкале

Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам: 
здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; 
группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов; 
группа нарушения развития – КПР ниже 80. 

"Маленькие Ступеньки" — это фундаментальная Программа ранней педагогической помощи детям с нарушениями умственного (физического) развития. Программа включает в себя комплект из восьми книг. Питерси М., Трилор Р Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей

6 шкал

навыки общения

навыки общей моторики

навыки тонкой моторики

восприятие речи

самообслуживание

социальные навыки

Отвечать на пункты нужно «+» или «-», умения ребенка есть или нет.

Эти проверочные таблицы можно использовать для тестирования ребенка, уровень развития которого соответствует 0-4 годам. Кроме того, эти таблицы могут послужить основой для формирования его индивидуальной программы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание услуг ранней помощи для детей целевой группы Екатеринбург 2018 г.

Слайд 2

Ранняя помощь– это отдельная форма помощи семье и ребенку, возникшая на стыке систем специального образования, здравоохранения и социальной защиты. Ранняя помощь

Слайд 3

Термины и определения : Ранняя помощь детям и их семьям : Комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц. Дети целевой группы (дети, нуждающиеся в ранней помощи): Дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из группы риска.

Слайд 4

Естественные жизненные ситуации ребенка : Жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников. Услуга ранней помощи: Комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям. Потребители услуг ранней помощи: Дети целевой группы и их семьи. Поставщик услуг ранней помощи: Государственная организация / учреждение системы социальной защиты, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано специализированное структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании настоящего стандарта.

Слайд 5

Целями ранней помощи являются: улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС); повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье; повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка; включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

Слайд 6

Примерный стандарт «Порядок оказания услуг ранней помощи для детей и их семей»

Слайд 7

Принципы предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям : бесплатность; доступность; регулярность; открытость; семейноцентрированность ; индивидуальность; - функциональная направленность; - естественность; - уважительность; - командная работа; - компетентность; - научная обоснованность;

Слайд 8

Права потребителей услуг ранней помощи Дети - потребители услуг РП имеют право на: получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП; получение услуг ранней помощи в тех ЕЖС, в которые ребенок вовлечен; получение услуг ранней помощи ребенком в уважительной, чувствительной и отзывчивой манере; получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы; обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности.

Слайд 9

Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах: на дому; при посещении потребителями организации-поставщика услуг ранней помощи; в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в организации здравоохранения, в ситуациях продолжительного стационарного лечения; в очной или дистанционной формах; в индивидуальной и групповой формах.

Слайд 10

Условия предоставления услуг ранней помощи Выявление детей возрасте до 3-х лет, потенциально нуждающихся в услугах ранней помощи, осуществляется в организациях и учреждениях системы социального обслуживания, здравоохранения, образования. Поставщик услуг ранней помощи содействует выявлению детей, нуждающихся в ранней помощи, в организациях/учреждениях систем здравоохранения, образования и социальной защиты. Поставщик услуг ранней помощи предоставляет информацию об услугах ранней помощи организациям/учреждениям систем здравоохранения, образования и социальной защиты.

Слайд 11

Условия предоставления услуг ранней помощи Организация и управление Специалисты Подразделения Помещения и оборудование Доступ к Подразделению

Слайд 12

Услуги ранней помощи могут предоставляться потребителям одним специалистом или одновременно несколькими специалистами разного профиля. Услуги ранней помощи могут предоставляться потребителям в рамках ИПРП одной или несколькими организациями (в порядке взаимодополнения).

Слайд 13

Поставщик услуг ранней помощи оказывает следующие группы услуг детям и их семьям: по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи и разработке ИПРП; в рамках ИПРП; вне ИПРП.

Слайд 14

Перечень услуг ранней помощи определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи; проведение оценочных процедур и разработка ИПРП; содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях; содействие развитию общения и речи ребенка; содействие развитию мобильности ребенка; содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков; содействие развитию познавательной активности ребенка; психологическое консультирование; поддержка социализации ребенка; проведение промежуточной оценки реализации ИПРП; проведение итоговой оценки реализации ИПРП; пролонгированное консультирование без составления ИПРП; краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления ИПРП; консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.

Слайд 15

Алгоритм оказания услуг ранней помощи обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи; прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи; определение нуждаемости ребенка в разработке индивидуальной программы ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум); проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

Слайд 16

разработка ИПРП; реализация ИПРП; промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП; пролонгация или завершение реализации ИПРП; содействие переходу ребенка в образовательную организацию.

Слайд 18

Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи регистрация обращения; информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи; информирование о правах потребителей услуг; информирование об организации-поставщике услуг ранней помощи; прием документов на обслуживание; заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи; первичный прием 90 минут однократно, Администратор, Команда специалистов.

Слайд 19

Проведение оценочных процедур и разработка ИПРП проведение углубленной оценки; оценка других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением; оценка состояния, потребностей и ресурсов семьи; обсуждение с родителями результатов оценки; разработка ИПРП 120 мин. 4-5 процедур. Специалисты.

Слайд 20

Требования к реализации ИПРП Вовлечение семьи; Обсуждение хода реализации ИПРП; Строиться на основе собственной активности ребенка в ЕЖС; Привлечение специалистов; Длительность совместной активности 45-90 мин.

Слайд 21

Содействие развитию общения и речи ребенка услуга направлена на развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств связи и техник общения. 60 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП. Логопед.

Слайд 22

Содействие развитию мобильности ребенка услуга направлена на развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств. 60 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП. Инструктор ФК/АФК, социальный педагог.

Слайд 23

Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков услуга направлена на развитие так навыков как мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, а также бытовых навыков. 60 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП. Социальный педагог, воспитатель.

Слайд 24

Содействие развитию познавательной активности ребенка услуга направлена на поддержке развития познавательной активности ребенка в естественных жизненных ситуациях. 60 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП. Психолог, дефектолог, воспитатель.

Слайд 25

Психологическое консультирование услуга направлена на поддержку социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, формирования привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях. 60 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП.

Слайд 26

Содействие социализации ребенка услуга направлена на поддержку социализации ребенка, включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности. 60-90 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП. Психолог, дефектолог, логопед, инструктор ФК, социальный педагог, воспитатель.

Слайд 27

Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в ЕЖС комплексное развития функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях, основываясь на потребностях ребенка. 60 мин. 1-2 раза в неделю в течении срока реализации ИПРП. Специалисты.

Слайд 28

Проведение промежуточной и итоговой оценки ИПРП: использование тех же методов и методик, что и оценка при составлении ИПРП; оценка удовлетворенности родителей (законных представителей); 1 раз в 3 месяца.

Слайд 29

Завершение реализации ИПРП : отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи; ребенок/семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты; ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу; ребенок достиг возраста 3-х лет в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП; ребенок достиг возраста 7 лет - в случае пролонгации ИПРП после 3-х лет; при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.

Слайд 30

Пролонгированное консультирование без составления ИПРП консультирование родителей и семьи с ребенком с ограничениями жизнедеятельности, имеющим противопоказания к разработке индивидуальной программы ранней помощи; мониторинг функционирования ребенка и/или семьи; Программа сопровождения, не более 1 года в пределах 10 консультаций, продолжительность 1 консультации 60 минут

Слайд 31

Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления ИПРП консультирование родителей (законных представителей) и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре "родитель-ребенок" и в семье. В пределах 10 сессий с согласованной частотой не более 3 месяцев, продолжительность 1 сессии 60 минут

Слайд 32

Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации с целью обеспечения преемственности в поддержке развития ребенка и сопровождения семьи. По запросу семьи, продолжительность 1 консультации 60 минут

Слайд 33

Ранняя помощь и ее место в системе образования детей с ОВЗ и инвалидностью Клочко Е.В. Сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности Общественной палаты Российской Федерации , Член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере

Слайд 34

Ранняя помощь и дошкольное образование - целевая группа:

Слайд 35

Ранняя помощь и дошкольное образование – включение:

Слайд 36

Ранняя помощь и дошкольное образование – цели деятельности:

Слайд 37

Ранняя помощь и дошкольное образование – основания деятельности:

Слайд 38

Ранняя помощь и дошкольное образование – организация деятельности:

Слайд 39

Ранняя помощь и дошкольное образование – программы

Слайд 40

Ранняя помощь и дошкольное образование – технология работы:



Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

г. Екатеринбург

О создании служб ранней помощи в организациях системы образования

Свердловской области

В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.08.2016        №        436н

«Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», протоколом заседания координационного совета по реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, от 16.03.2018 № 28, в целях создания служб ранней помощи в системе образования на территории Свердловской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать службы ранней помощи в государственных учреждениях Свердловской области, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Приложение № 1).
  2. Определить координатором деятельности служб ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (далее - ГЪУ СО ЦППМСП «Ресурс»).
  3. Утвердить Примерное положение о службе ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области (далее - Положение) (Приложение № 2).
  4. Руководителям государственных учреждений Свердловской области, указанных в Приложении № 1 к настоящему приказу, обеспечить:
  1. деятельность службы ранней помощи в соответствии с Положением, утвержденным настоящим приказом;
  2. представление в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в течение 10 рабочих дней после подписания

Отпечатано в типографии «Сити Принт», заказ № 3415, тираж 37500

2

настоящего приказа копий локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность службы ранней помощи, и плана работы службы ранней помощи на 2018-2019 годы;

  1. представление в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в срок до 01.09.2018 по результатам функционирования службы ранней помощи предложений по внесению изменений в нормативы штатной численности государственных учреждений Свердловской области, примерные перечни должностей, помещений, необходимых для размещения и работы службы ранней помощи;
  2. ведение мониторинга деятельности службы ранней помощи и представление информации в ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с формой согласно Приложению № 3 к настоящему приказу;

,5) взаимодействие с организациями социального обслуживания и организациями здравоохранения Свердловской области в рамках деятельности службы ранней помощи;

6) информирование населения о направлениях деятельности службы ранней помощи, о фактическом месте осуществления ее деятельности, в том числе через размещение сведений на информационных стендах и официальных сайтах.

  1. Рекомендовать органам местного самоуправления, расположенным на территории Свердловской области, создать на базе муниципальных организаций службы ранней помощи.

6 Отделу государственного воспитания и коррекции (С.В. Блаженкова) обеспечить информационное руководство деятельности служб ранней помощи в организациях системы образования на территории Свердловской области, указанных в Приложении № 1 к настоящему приказу.

7. Контроль за исполнением приказа возложить на Заместителя Министра общего и профессионального образования Свердловской области Ю.Н. Зеленова.

C:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.png

И.о. Министра

Ю.Н. Зеленов

3

Приложение № 1

к приказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от^, РУ. £&//        № £££

«О создании служб ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области»

ПЕРЕЧЕНЬ

государственных учреадений Свердловской области, подведомственных
Министерству общего и профессионального образования Свердловской
области, для создания службы ранней помощи

  1. Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс».
  2. Государственное        бюджетное        общеобразовательное        учреждение

Свердловской        области,        реализующее        адаптированные        основные

общеобразовательные программы,        «Центр        психолого-медико-социального

сопровождения «Речевой центр».

  1. Государственное        бюджетное        общеобразовательное        учреждение

Свердловской        области,        реализующее        адаптированные        основные

общеобразовательные        программы,        «Центр        психолого-медико-социального

сопровождения «Эхо».

  1. Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо».
  2. Государственное        бюджетное        общеобразовательное        учреждение

Свердловской        области,        реализующее        адаптированные        основные

общеобразовательные программы, «Центр «Дар».

  1. Государственное казенное учреждение Свердловской области «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

4

Приложение № 2 к приказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области

ОТ

«О создании служб ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области»

Примерное положение о службе ранней помощи
в организациях системы образования Свердловской области

Раздел 1. Общие положения

  1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность службы ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области (далее - служба).
  2. Служба создается в организациях системы образования Свердловской области (далее - организация), для работы с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, при необходимости, до 7-8 лет с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений и их семьями, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с выявленными ограничениями жизнедеятельности, детьми-инвалидами (далее - дети, ребенок).
  3. Цели службы:

улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (далее — ЕЖС);

повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;

повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;

включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

  1. Служба осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:
  1. взаимодействие с организациями здравоохранения и социальной защиты для организации своевременного выявления, и направления детей и семей в службу;
  2. проведение оценки развития и функционирования ребенка и влияющих на его развитие и функционирование факторов в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков (далее - МКФ);

5

*3) содействие оптимальному развитию или снижению выраженности ограничений жизнедеятельности детей целевой группы с учетом оценки функционирования по основным разделам МКФ, а также оценки всех факторов, влияющих на функционирование ребенка в естественной жизненной ситуации;

  1. разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи (далее - программа), включая развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в том числе в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушением мобильности и(или) коммуникации;
  2. поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
  3. осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) ребенка;
  4. сопровождение перехода ребенка в дошкольную образовательную организацию;
  5. оценка эффективности реализации программы;
  6. информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.
  1. Служба создается, осуществляет и прекращает деятельность в соответствии с приказом руководителя организации.
  2. Управление деятельностью службы осуществляет руководитель структурного подразделения, назначаемый приказом руководителя организации.
  3. В своей деятельности служба руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законодательством Свердловской области, уставом организации, настоящим Примерным положением.
  4. Деятельность службы строится на основе принципов бесплатности, доступности, регулярности, открытости, семейноцентрированности, индивидуальности, естественности, уважительности, командной работы, компетентности, научной обоснованности.
  5. Режим работы службы определяется в соответствии с уставом организации, правилами внутреннего распорядка, расписанием работы специалистов.
  6. Деятельность работников службы регламентируется должностными обязанностями, разработанными на основе соответствующих профессиональных стандартов.
  7. Информация о получении ребенком и семьей услуг в службе, результаты оценки, другая персонифицированная информация, является конфиденциальной. Представление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6

Раздел 2. Организация деятельности службы ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области

  1. Служба размещается в специально оборудованных помещениях с использованием игрушек и оборудования согласно примерному перечню (Приложения № 1, 2 к настоящему Примерному положению).
  2. Деятельность службы регламентируется перечнем документации, указанным в разделе 3 настоящего Примерного положения.
  3. Для организации деятельности службы организация самостоятельно разрабатывает штатное расписание, предусматривающее количество штатных единиц, необходимых для оказания ранней помощи с учетом специфики и численности обслуживаемых детей и семей. Примерный перечень должностей службы приведен в Приложении № 3 к настоящему Примерному положению.
  4.  Специалисты службы должны иметь профильное образование и обладать профессиональными компетенциями, необходимыми для предоставления услуг ранней помощи, подтвержденными соответствующими документами.
  5.  Специалисты службы работают на основе междисциплинарного командного взаимодействия.
  6.  Содержание, технологии и методы работы специалистов службы строятся на основе МКФ и в соответствии с научно обоснованными подходами.
  7. Этапы оказания услуг службы.
  1. первичный прием.

Во время первой встречи с родителем (законным представителем) ребенка осуществляется прием документов и сбор информации о ребенке и его семье.

При наличии у родителей (законного представителя) документа, подтверждающего необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребенку и его семье, и других необходимых документов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, при согласии родителей (законных представителей), осуществляется процедура зачисления ребенка в службу и назначается дата начала углубленного обследования ребенка и окружающей его среды для составления индивидуальной программы ранней помощи ребенку и семье.

При отсутствии у родителей (законных представителей) ребенка документа, подтверждающего необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребенку и семье, с согласия родителей (законных представителей) ребенка, назначается дата и время первичной оценки развития и функционирования ребенка и влияющих на них факторов.

При выявлении во время первичной оценки показаний к получению ребенком ранней помощи, в заключении фиксируются соответствующие рекомендации, оформление направления в службу ранней помощи (Приложение № 4 к настоящему Примерному положению), планируется процедура, предшествующая зачислению ребенка в службу - рассмотрение результатов первичной оценки на заседании междисциплинарного консилиума.

7

При отсутствии показаний к зачислению ребенка в службу его семье может быть предоставлены консультации специалистов продолжительностью до 1,5. часов;

  1. зачисление ребенка в службу.

Зачисление ребенка в службу осуществляется на основании заявления родителей (законных представители ребенка) и документа, подтверждающего необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребенку и семье.

К документам, подтверждающим необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребенку и семье, также относятся:

заключение службы с перечислением выявленных при первичном обследовании показаний к зачислению ребенка в службу;

копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (с предоставлением оригинала или копии, заверенной в установленном порядке), с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи;

направление медицинской организации с указанием диагноза и прогнозируемых ограничений развития ребенка;

направление организации социальной защиты (центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, комплексный центр (центр) социального обслуживания населения, детский дом-интернат для умственно отсталых детей) (с указанием социального риска).

Дополнительно, при зачислении ребенка в службу, его родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, копию свидетельства о рождении ребенка (документы предоставляются с предъявлением оригинала или копии, заверенной в установленном порядке).

Между организацией, в состав которой входит служба, в лице ее руководителя, и родителями (законными представителями) детей заключается договор, который регламентирует характер отношений, права и обязанности участников договора, продолжительность его действия, условия его продления или завершения.

В договоре также указывается специалист, который будет курировать, организовывать и координировать процесс проведения углубленной оценки, разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи (далее - ИПРП). Куратором реализации ИПРП назначается один из специалистов, реализующих ИПРП для ребенка и семьи;

  1. углубленная оценка развития и функционирования ребенка и факторов, влияющих на него, проводится командой специалистов службы, состав которой определяется на основе актуальных потребностей ребенка в развитии и функционировании, совместно с семьей ребенка и в соответствии с МКФ;
  2. разработка ИПРП в соответствии с формой (Приложение № 5 к настоящему Примерному положению).

8

ИПРП разрабатывается на основании результатов углубленной оценки развития и функционирования ребенка и факторов, влияющих на него, совместно с родителями в срок не более 20 рабочих дней от зачисления ребенка в службу.

ИПРП содержит цели и задачи помощи ребенку и семье, способы и методы выполнения поставленных задач, определяет участвующих в ее реализации специалистов службы. ИПРП включает информацию о месте и длительности ее реализации (общий срок реализации, количество встреч в неделю, продолжительность одной встречи), формах работы с ребенком и его семьей;

  1. реализация ИПРП.

При реализации ИПРП могут использоваться индивидуальные, групповые, очные и дистанционные формы работы. Длительность индивидуальных и групповых форм работы с ребенком и его семьей в службе должна быть не менее 45 минут. Условием оказания услуг ранней помощи является обязательное участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах реализации ИПРП. Место оказания службой услуг ранней помощи зависит от индивидуальных потребностей ребенка и его семьи и включает: место проживания ребенка, помещение службы, а также места регулярного пребывания ребенка и его семьи. Продолжительность реализации ИПРП зависит от индивидуальных потребностей ребенка и его семьи и составляет не более 6 месяцев;

  1. оценка эффективности ИПРП проводится регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца) с обязательным участием родителя (законного представителя) ребенка;
  2. завершение ИПРП происходит по факту перехода ребенка в дошкольную образовательную организацию, в которой созданы специальные условия для получения образования; в общеобразовательную организацию; достижения всех поставленных целей в ИПРП, подтвержденного родителями (законными представителями); достижения ребенком возраста 3—4 лет (в исключительных случаях старше 4 лет); отказа родителей (законных представителей) от услуг ранней помощи, иным причинам, создающим непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.

При завершении ИПРП составляется итоговое заключение. Родителям (законным представителям) по их требованию предоставляется выписка из рабочей документации с краткими сведениями о реализованной ИПРП и ее результатах.

Переход ребенка в дошкольную образовательную организацию может осуществляться вариативным способом, включая поэтапную подготовку к инклюзии с организацией различных видов совместной деятельности ребенка с детьми группы;

  1. при невозможности создания в организации дошкольного образования необходимых ребенку специальных условий для улучшения его развития и функционирования, реализация ИПРП может быть продолжена в службе, но не более, чем до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

9

Раздел 3. Документация службы ранней помощи
в организациях системы образования Свердловской области

  1. К документации службы относятся:
  1. карта ребенка, содержащая заявление родителей (законных представителей) на получение услуг, договор с родителями (законными представителями), согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных, заключения специалистов, результаты обследования, ИПРП, другую документацию, связанную с учетом и описанием работы службы с ребенком и его семьей;
  2. журнал регистрации первичных обращений;
  3. журнал зачисления и отчисления детей;
  4. журнал учета ежедневной деятельности специалистов службы;
  5. план работы службы на год;
  6. годовой отчет работы службы;
  7. программы, используемые специалистами при разработке и реализации ИПРП;
  8. график работы специалистов службы;

•9) график работы службы;

  1. документация о проведении организационно-методической работы;
  2. заключения специалистов службы по итогам консультаций.
  1. Руководитель службы разрабатывает и представляет руководителю организации на утверждение следующие документы:
  1. положение о службе;
  2. план работы службы на год;
  3. годовой отчет работы службы;
  4. Другую учетную и отчетную документацию в соответствии с номенклатурой дел.
  1. Хранение документации службы осуществляется в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной организацией.

10

Приложение № 1 к Примерному положению о службе ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

помещений, необходимых для размещения службы ранней помощи
в организациях системы образования Свердловской области

  1. Помещения для работы администратора (диспетчера), для проведения очной и дистанционной работы с соответствующим оборудованием.
  2. Помещения для проведения первичных приемов и индивидуальных занятий специалистов с ребенком и его семьей.
  3. Помещения для проведения групповых занятий с детьми и их семьями.
  4. Помещение (кабинет) руководителя службы.
  5. Помещение для ожидания детьми и их семьями приема специалистов, гардероб.
  6. Гигиеническое помещение (туалет) для детей и взрослых.

11

Приложение № 2 к Примерному положению о службе ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

оборудования для работы службы ранней помощи в организациях системы

образования Свердловской области

  1. Техническое оснащение:
  1. компьютеры, в том числе с веб-камерами и гарнитурой для скайпа;
  2. программное обеспечение;
  3. устройства бесперебойного питания;
  4. выделенная линия высокоскоростного интернета;
  5. телефон;
  6. сенсорный монитор;
  7. принтер;
  8. ламинатор;

.9) сканер;

  1. копировальное устройство;
  2. специальные периферические устройства для компьютера (контактеры, трекбол, крупные кнопки и др.);
  3. телевизор;
  4. DVD-плеер;
  5. внешний жесткий диск;
  6. видеокамера или веб-камера с регистрацией;
  7. штатив для видеокамеры;
  8. фотоаппарат;
  9. музыкальный центр;
  10. диктофоны;
  11. одностороннее прозрачное зеркало;
  12. набор компьютерных развивающих игр для детей;
  13. пеленальный столик;
  14. мебель для оснащения помещений службы;
  15. мультимедийный проектор с экраном.
  1. Игровые средства:
  1. погремушки разной текстуры и формы для самых маленьких;
  2. рама с подвесными игрушками;
  3. центры активности для младенцев;
  4. зеркало безопасное для младенцев (маленькое и большое);
  5. игрушки для мультимодальной стимуляции (цвет, форма, текстура,

звук);

12

  1. заводные игрушки с разными эффектами (движение, свет, звуки);
  2. неваляшки (маленькая и большая);
  3. игрушки для хватания с шариками, кольцами;
  4. мягкие браслетики на руки, ноги, голову, издающие звук;
  5. игрушки для исследования ртом (для жевания и кусания);
  6. машинки;
  7. емкости с крышками и игрушками;
  8. любые игрушки с простой схемой действия, рассчитанные на игру обеими руками;
  9. деревянные или пластмассовые, крупные и мелкие шарики и любые другие;
  10. формы с отверстиями для нанизывания на специальный шнур;
  11. игрушки, в которых нажатие на кнопку вызывает интересный эффект;
  12. мячи разного размера (10, 20, 40, 60, 80 см в диаметре) и фактуры;
  13. игрушка на веревочке, которую можно возить за собой, со звуковым подкреплением.
  1. Музыкальные игрушки:
  1. барабаны;
  2. ксилофоны;
  3. бубенчики (музыкальные погремушки);
  4. маракасы;
  5. бубен;

*6) колокольчик на ручке;

  1. треугольник;
  2. кастаньеты;
  3. дудочка;
  4. маленькое пианино, синтезатор.
  1. Вкладыши (доски с вынимающимися фигурами с удобными ручками для захвата):
  1. «геометрические формы»: круг, треугольник, квадрат и т. д.;
  2. «большой и маленький» - фигурки или формы;
  3. «фрукты», «овощи»;
  4. «домашние животные», «дикие животные»;
  5. «посуда», «игрушки»;
  6. «лицо»;

.7) «части тела»;

  1. «виды транспорта»;
  2. «сюжетные картинки».
  1. Изобразительные игрушки:
  1. машина грузовая с кузовом;
  2. машинки для младенцев (маленькие из мягкой пластмассы);
  3. «железная дорога» и паровозик с вагонами;
  4. автобус (или другая машина, куда можно посадить игрушки);
  5. самолет;

13

  1. машины инерционные: большая и маленькая;
  2. машинки маленькие;
  3. «гараж» или «станция техобслуживания»;
  4. игрушки в виде домашних и диких животных (резиновые или пластмассовые, большие и маленькие);
  5. набор животных «Семья»;
  6. куклы мягкие, пластмассовые, резиновые, разных размеров (желательно иметь куклы, изображающие взрослых и детей, мужчин и женщин, в том числе одну куклу с набором одежды по сезону);
  7. игрушки заместители предметов домашнего обихода (мебель, посуда, бытовая техника, инструменты, орудия труда и т. д.);
  8. сумочки и корзинки;
  9. тележка или коляска для катания кукол;
  10. куклы на руку;
  11. наборы животных (домашних и диких);
  12. телефон игрушечный.
  1. Дидактические материалы:
  1. сюжетные картинки или изображения предметов, собирающиеся из нескольких частей;
  2. мозаика;
  3. наборы кубиков с картинками (из 2-6 штук);
  4. тактильное лото;
  5. лото с картинками наиболее простых предметов, животных, растений;

*6) домино с простыми картинками;

  1. набор дидактических картинок с изображением предметов, действий, понятий и т.д.;
  2. набор пиктограмм;
  3. книжки для младенцев: деревянные, моющиеся, матерчатые, картонные;
  4. матерчатые мешочки разных размеров;
  5. игрушки для развития навыков самообслуживания и мелкой моторики (образцы разных застежек, замочков и т. д.).
  1. Электронные игрушки и приборы:
  1. электронные игрушки для детей с хорошим контролем руки/пальца;
  2. игрушки с выключателями, работающие от батареек или сети - с различными видами сенсорной стимуляции;
  3. Звукоусиливающая аппаратура: наушники, микрофон.
  1. Наборы:
  1. конструктор;
  2. магнитная доска с набором цветных магнитов и фломастеров для
  3. рисования на ней;
  4. кубики разноцветные пластмассовые и деревянные;
  5. строительный материал (разноцветные детали из легкого нетоксичного
  6. материала);
  7. набор игрушек для игры с песком;

14

  1. набор игрушек для игры с водой;
  2. набор одежды/нарядов и масок для переодевания;
  3. расходные материалы (для оргтехники, организации индивидуальной и групповой работы, гигиенические материалы и т. д.)-
  1. Крупное оборудование для организации игровой деятельности:
  1. креслице детское;
  2. мяч для занятий двигательной терапией (диаметром 70-80 см);
  3. качели детские;
  4. тележка тяжелая, устойчивая;
  5. оборудование для игры с водой;
  6. оборудование для игры с песком;

*7) оборудование для перемещения: беговел, трехколесный велосипед и т. п.;

  1. оборудование для организации среды: домик, кухня, горка, мягкие модули;
  2. вспомогательные средства для детей с ограничениями жизнедеятельности (для позиционирования лежа, сидя, стоя; для перемещения; для коммуникации и т. д.).

15

Приложение № 3 к Примерному положению о службе ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области

Примерный перечень должностей специалистов службы ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области в соответствии с трудовыми функциями

Трудовая функция

Примерные названия должностей

1.

Организация деятельности Службы ранней помощи

руководитель

2.

Прием первичного обращения, документов, запись на первичный прием

администратор (регистратор)

3.

Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи

учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель- дефектолог, врач-педиатр и другие специалисты центра

4.

Проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи

учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, воспитатель и другие специалисты центра

5.

Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях

педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, врач-педиатр и другие специалисты центра

6.

Содействие развитию общения и речи ребенка

учитель-логопед, учитель-дефектолог

7.

Содействие развитию мобильности ребенка

инструктор ЛФК, инструктор по адаптивной физической культуре

8.

Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков

воспитатель, социальный педагог, учитель-дефектолог, инструктор по адаптивной физической культуре

9.

Содействие развитию познавательной активности ребенка

учитель-дефектолог, воспитатель

10.

Психологическое консультирование

педагог-психолог

11.

Поддержка социализации ребенка

педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель

12.

Проведение промежуточной и итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи

учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, . учитель- дефектолог и другие специалисты центра

16

Приложение № 4 к Примерному положению о службе ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области

Форма направления детей в службу ранней помощи
в организациях системы образования Свердловской области

Лого или штамп организации

НАПРАВЛЕНИЕ

№        от «        »        20        г.

Ребенок (ФИО)        

Год и месяц рождения «        »        20         (дата рождения),

полных        лет        месяцев,

направляется в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи.

Выявлено соответствие критериям оказания услуг ранней помощи (перечислить):

Получено согласие родителей (законных представителей) на получение услуг ранней помощи.

Родитель

(законный представитель)

/

/

подпись

расшифровка подписи

Специалист

/

/

подпись

расшифровка подписи

место печати организации

Дата выдачи «        »

20

17

Приложение № 5 к Примерному положению о службе ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области

Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП)

(наименование службы ранней помощи)

ИПРП ребенка с ограничениями жизнедеятельности №        .        /        .        

  1. ИПРП ребенка с ограничениями жизнедеятельности разработана

впервые, повторно (нужное отметить) на срок до        

(указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначен пересмотр ИПРП)

  1. ИПРП ребенка с ограничениями жизнедеятельности разрабатывалась на основании результатов обследования службы ранней помощи.
  2. Дата составления ИПРП ребенка с ограничениями жизнедеятельности:

«        »        20        г.

  1. Ведомственная принадлежность организации, выдавшей направление в

службу ранней помощи: здравоохранение, социальная политика, образование (нужное подчеркнуть), другие (указать)        

  1. Наименование и адрес организации, направившей ребёнка с

ограничением жизнедеятельности в службу ранней помощи        

Раздел 1. Формальные персональные данные о ребенке с ограничениями жизнедеятельности и его семье.

  1. Формальные персональные данные о ребенке
  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии):        
  2. Дата рождения: день        месяц        год        
  3. Возраст:        1.1.4. Пол:        

1.1.5. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства

указывается адрес места пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации):

1Л .5 Л. субъект Российской Федерации:        

  1. район:        
  2. населенный пункт:        
  3. улица:                
  4.  дом/корпус/строение:        /        /        

18

  1. квартира:        
  1. Документ, удостоверяющий личность ребенка с ограничениями

жизнедеятельности (указать наименование документа):        

серия*        №        кем выдан        

когда выдан        

  1. Персональные данные законного представителя ребёнка (мать, отец, опекун)
  1. Фамилия, имя, отчество (при наличии):        
  2. Дата рождения: день        месяц        год        Возраст:        
  3. Пол:        
  4. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес места пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации):
  1. субъект Российской Федерации:        

*1.2.4.2. район:        

  1. населенный пункт:        
  2. улица:        
  3.  дом/корпус/строение:        /        /        
  4. квартира:        

1.3. Контактная информация:

  1. контактные телефоны:        
  2. адрес электронной почты:        
  1. Документ, удостоверяющий личность законного представителя

ребёнка (мать, отец, опекун) (указать наименование документа):          серия          №          кем выдан

когда выдан        

Раздел 2. Данные о состоянии ребенка с ограничениями жизнедеятельности и его семьи, представленные внешними организациями.

  1. Сведения, содержащиеся в протоколе/заключении психолого- медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) (при наличии).
  1. Наименование и адрес организации (территориальной, региональной),

выдавшей заключение ПМПК:        

  1. Дата прохождения ПМПК и номер протокола: день        месяц

год        , № протокола        

  1. Рекомендации ПМПК:        

*2.2. Данные медико-социальной экспертизы об установлении статуса

19

«ребенок-инвалид» (если установлена):

  1. Дата установления категории «ребенок-инвалид»: день         

месяц        год        

t2.2.2. Категория «ребенок-инвалид» установлена впервые, повторно (нужное отметить), на срок до:        

(после предлога «до» указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет»)

Раздел 3. Результаты оценочных процедур.

  1. Данные результатов медицинского обследования (при наличии)
  2. Данные углубленной оценки (на момент обследования). ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАЛИЧИИ У РЕБЕНКА ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По домену 1 «Научение и применение знаний»        

По домену 2 «Общие задачи и требования»

По домену 3 «Коммуникация»

По домену 4 «Мобильность»

По домену 5 «Забота о собственном теле и здоровье»

По домену 6 «Бытовая жизнь»

По домену 7 «Межличностное взаимодействие»

По домену 8 «Основные жизненные сферы»

По домену 9 «Участие в общественной жизни»

20

Раздел 4. Основные мероприятия (услуги) ранней помощи ребенку и его

семье

4.1. Цели индивидуальной программы ранней помощи:

4.2, Перечень услуг (мероприятий) ранней помощи

Наименован ие услуги

Содержание услуги

Длительность и периодичность предоставления услуги

Прогнозируемый результат в соответствии с возрастом:

  • развитие подвижности (полностью, частично),
  • развитие речи и общения (полностью, частично);
  • развитие познавательных способностей (полностью, частично),
  • формирование бытовых навыков ребенка (полностью, частично),
  • социальное и эмоциональное развитие ребенка (полностью, частично),
  • развитие навыков саморегуляции, (полностью, частично).

Раздел 5. Условия реализации программы ранней помощи 5.1.Данные специалистов        

Статус специалиста.

Ф.И.О

Контактная

информация

Ведущий специалист

Специалисты

5.2. Отказ от мероприятий программы ранней помощи:

Наименование мероприятия программы ранней помощи

Причины

отказа

Дата

отказа

Подпись получателя услуг ранней помощи

С содержанием индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) согласен

(подпись получателя социальных услуг или        (расшифровка подписи)

его законного представителя)

Подпись ведущего специалиста

(должность лица, подпись)

(расшифровка подписи)

M.IX

21

Приложение № 3 к приказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от « 2018 №

«О создании служб ранней помощи в организациях системы образования Свердловской области»

Формы мониторинга

деятельности службы ранней помощи в системе образования на территории Свердловской области

Сведения представлены по состоянию на

1. Сведения об организации, оказывающей услуги детям

Номер

строки

Наименование

организации

Муниципальное образование (выбрать из списка)

Ведомственная

принадлежность

Контакты (адрес, телефон, e-mail)

ФИО руководителя организации

ФИО руководителя службы ранней помощи, телефон

Орган изации-партнйры в области ранней помощи

1.

2. Сведения о детях, получающих услуги ранней помощи

Наименование организации

Номер

строки

Категория детей

Количество детей по возрастам

от 0 до 1 года

1-2 года

2-3 года

1.

имеющие статус «ребенок-инвалид»

2.

с выявленными заболеваниями

3,

воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот

4.

воспитывающиеся в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации

22

5.

дети с ограниченными возможностями здоровья

6.

дети, семьи которых беспокоятся по поводу развития

7.

дети группы риска

*

Итого по учреждению:

3. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

Наименование

организации

Номер

строки

Категории детей

Количество детей по возрастам

от 0 до 1 года

1-2 года

2-3 года

1.

слабослышащие

2.

глухие (в том числе кохлеарно имплантированные)

3.

слабовидящие

4.

слепые

5.

с задержкой предречевого и речевого развития

6.

с задержкой познавательного развития

7.

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

8.

с расстройствами аутистического спектра

9.

с тяжелыми и множественными нарушениями развития

10.

с иными нарушениями

Итого по учреждению:

23

4. Сведения о специалистах, оказывающих услуги ранней помощи (психолого-педагогическое сопровождение)

Наимено

вание

организа

ции

Номер

строки

Специалисты

Выделенные ставки нараннюю помощь

Оказывают помощь в рамках своих должностных обязанностей

Фактическое

количество

работников

Сведения об образовании

Стаж работы

Квалификационная категория

Наличие КПК по ранней помощи

среднее

специальное

высшее

от 0 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

не аттестован

аттестован на соответствие

первая

квалифика

ционная

категория

высшая

квалифика

ционная

категория

1.

педагог-

психолог

2.

учитель-

логопед

3.

учитель-

дефектолог

4.

специалист по адаптивной физической культуре

5.

социальный

педагог

6.

иные

специалисты

Итого по учреждению:

5. Анализ оснащенности слуэ/сб ранней помощи

Номер

строки

Наименование организации

Кол-во выделенных кабинетов для службы ранней помощи

Анализ обеспеченности специалистами СРП

Уровень оснащенности

дидактическими

материалами

Создание санитарно- гигиенических условий

1.

24

6. Сведения о специалистах, оказывающих услуги ранней помощи (медицинское сопровождение)

Наименование

организации

Номер

строки

Специалисты

Выделенные ставки на раннюю помощь

Оказывают помощь в рамках своих должностных обязанностей

Фактическое

количество

работников

Сведения об образовании

Стаж работы

Квалификационная категория

Наличие КПК по ранней помощи

среднее

специальное

высшее

от 0 до 5 лет

от 5 до 10 лет

1        

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

не аттестован

аттестован на соответствие

первая квалификационная категория

высшая квалификационная категория

1.

врач-педиатр

2.

невролог

3.

специалист ЛФК

4.

иные специалисты

Итого по учреждению:

  1. Сведения об услугах ранней помощи

Наименование

организации

Номер

строки

Перечень услуг

Количество в отчетный период

1.

Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи: обработка первичного обращения родителей, первичный прием

2.

проведение оценочных процедур для разработки ИПРП

3.

разработка ИПРП в срок до 20 рабочих дней

4.

реализация ИПРП, оценка эффективности ИПРП

5.

консультирование родителей по окончании ИПРП

6.

пролонгированное консультирование без составления ИПРП

7.

краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления ИПРП

Итого по учреждению:

25

  1. Сведения об услугах ранней помощи

Наименование

организации

Номер

строки

Перечень услуг

Количество в отчетный период

*

в учреждении

домашнее визитирование

1.

содействие развитию функционирования ребёнка и семьи в ЕЖС

2.

консультирование родителей по развитию общения и речи ребенка

3.

организация совместной активности по развитию общения и речи ребенка

4.

консультирование родителей по развитию мобильности ребенка

5.

организация совместной активности по мобильности ребенка

6.

консультирование родителей по развитию навыков самообслуживания и бытовых навыков

7.

организация совместной активности по развитию навыков самообслуживания и бытовых навыков

8.

консультирование родителей по развитию познавательной активности ребенка

9.

поддержка социализации ребенка (организация групповой активности с детьми и их родителями)

Итого по учреждению:

  1. Сведения об иных мероприятиях, реализуемых в рамках оказания ранней помощи

Наименование

организации

Номер

строки

Формы работы

Количество

мероприятий

Количество

участников

1.

Групповые формы работы с семьей

1.1.

занятия для родителей

1.2.

практикумы

1.3.

тренинги

1.4.

семинары

1.5.

группы поддержки

2.

Вебинары

3.

Методические пособия

4.

Методические рекомендации

5.

Издание печатной продукции (памятки, буклеты, брошюры)

6.

Создание библиотеки (электронной библиотеки)

7.

Иные

Итого по учреждению:

26

  1. Сведения об иных мероприятиях, реализуемых в рамках оказания ранней помощи

Наименование

организации

Номер

строки

Форма

Количество мероприятий

Количество участников

Приведение

*

1.

Семинар

2.

Вебинар

3.

Круглый стол

4.

Выступление на конференции

Участие в качестве слушателя

1.

Семинар

2.

Вебинар

3.

Круглый стол

4.

Конференции

Итого по учреждению:

  1. Сведения об эффективности ранней помощи

Наименовани е организации

Номер

строки

Категория детей

Количество обратившихся семей с детьми в возрасте

Количество выявленных нуждающихся семей с детьми в возрасте

Количество детей, получающих раннюю помощь

Количество детей с положительной динамикой

Количество семей, получивших отдельные (разовые) услуги

от 0

до 1 года

от 1 года до 2-х лет

от 2-х до 3-х лет

!

от 0

до 1 года

от 1 года до 2-х лет

от 2-х до 3-х лет

от 0

до 1 года

от 1 года до 2-х лет

i        

от 2-х до 3-х лет

от 0

до 1 года

от 1 года до 2-х лет

от 2-х до 3-х лет

от 0

до 1 года

от 1 года до 2-х лет

от 2-х до 3-х лет

1.

имеющие статус «ребенок- инвалид»

2.

дети с ограниченными возможностями здоровья

3.

воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот

4.

воспитывающиеся в семьях, находящихся в трудных жизненных ситуациях

5.

дети, семьи которых беспокоятся по поводу развития

6. | дети группы риска

Итого по учреждению:

27

  1. Темы проведенных мероприятий для родителей за отчетный период

Наименование

организации

Номер

строки

Мероприятия

Темы

мероприятий

Дата проведения мероприятия

Количество

участников

1.

Г рупповые занятия

*

1.1.

для родителей (выборочно, интересные темы)

1.2.

практикумы

1.3.

тренинги

1.4.

семинары

1.5.

группы поддержки

2.

Вебинары

3.

Методические пособия

4.

Методические рекомендации

5.

Издание печатной продукции (памятки, буклеты, брошюры)

6.

Создание библиотеки (электронной библиотеки)

7.

Иные

Итого по учреждению:

  1. Темы проведенных мероприятий для педагогов за отчетный период ранней помощи

Наименование

организации

Номер

строки

Форма

Темы

мероприятий

Дата проведения мероприятия

Количество

участников

Проведение

1.

Семинар

2.

Вебинар

3.

Круглый стол

4.

Выступление на конференции

5.

Консультация

6.

Методические пособия для педагогов

Участие в качестве слушателя

1.

Семинар

2.

Вебинар

3.

Круглый стол

4.

Конференции

Итого по учреждению: