Работа с родителями

Свалова Ксения Олеговна

Программа работы с родителями.Благодарности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx32.92 КБ
Файл opyt_raboty_s_roditelyami.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Сургутский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторская детская школа искусств №2»

Программа

«Работа с родителями»

Автор:

Свалова Ксения Олеговна, преподаватель

г. Лянтор


Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте –

родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности Школы искусств является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями воспитанников учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

Основные направления деятельности:

-диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;

-практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;

-привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.

Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

- разрешение личностных проблем детей и родителей;

-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МБОУДОД ДШИ №2 и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Методическое обеспечение

Методы взаимодействия с родителями

-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

-методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

Формы взаимодействия с родителями

Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности учреждения Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.

Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

Выставка – форма представления творческих работ воспитанников учреждения. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.


План работы

Направление

Сроки исполнения

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

1

Анкетирование родителей

ежегодно

«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи»

сентябрь

педагог

Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы)

в начале учебного года

сентябрь

педагог

Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей)

в конце учебного года

Апрель

педагог

2

Анкетирование, тестирование, диагностика  детей

Ежегодно

Первичное (собеседование, тестирование)

сентябрь

педагог

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогу, пожелания)

май

педагог

Опросники по проведенным мероприятиям

в течение учебного года

педагог методист

Организационно-педагогическая деятельность

1.

Родительские собрания, встречи:

“День открытых дверей” - презентация творческих объединений

сентябрь

Администрация педагог

Беседа «Как стать другом для своего ребенка»

декабрь

педагог

Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)

март

педагог

Индивидуальное консультирование родителей

в течение года

педагог

Беседа «Безопасность детей на дороге»

1 раз в квартал

педагог

2.

3.

Мероприятия с родителями и детьми

Круглый стол «Наши семейные традиции»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

 Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкины посиделки»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям

в течение года

педагог

Оформление кабинета к Новому году

декабрь

педагог

«Женский день – 8 марта» – чтение стихов, поделки мамам, бабушкам

март

педагог

«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек

февраль

педагог

Открытое занятие. Мастер-класс «Терем весёлых затей».

Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами

май

педагог

методист

Мероприятия с детьми

«Счастливый день»- рисунки о самом запомнившемся семейном событии

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

«Мама, мамочка, мамуля” - конкурс рисунков.

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

«Мой любимый папа» - конкурс стихов

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

«Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье.

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагог

Итоговая выставка работ в каждом  объединении  «Покажи свой  талант»

май

педагог, методист


Литература

  1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
  2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
  3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
  4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__



Предварительный просмотр:

Растим личность вместе: опыт работы с родителями

Родители и их дети, когда приходят в учреждение дополнительного образования, включаются в деятельность на основе добровольного выбора в соответствии с их интересами, склонностями, ценностями. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и в роли партнера. Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.

Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы. Согласитесь, что при объединении усилий педагогов дополнительного образования и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный и  психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом объединении и дома.

Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала и достижения высоких творческих результатов предоставляются в студии «Кейс юного художника» художественной направленности, где девочки, кроме различных видов декоративно-прикладного творчества, изучают правила этикета.

Здесь создаются благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию. При организации работы с родителями я в первую очередь определяю содержание и способы сотрудничества и отражаю это в плане воспитательной работы. Изучаю образовательные потребности и ожидания родителей от занятий. Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родители смогут определить единство цели и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Не все родители проявляют заинтересованность. Но я стараюсь найти такие формы взаимодействия, которые помогут мотивировать родителей и грамотно организовать сотрудничество.

1

Из опыта своей работы могу сказать что, для установления партнерских, открытых, доверительных отношений с родителями необходимо соблюдать следующие условия: 1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть, без желания переделать, не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее. Уважение педагога к семье как системе позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этимидвумя авторитетами и не только поддерживает авторитет родителей, но и укрепляет авторитет педагога.

2. Соблюдение по отношению к родителям, позиция «Мы: «Мы вместе помогаем детям». К сожалению, довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию давления «сверху», приказывая, навязывая свою точку зрения. У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением.

3. Очень важно обеспечить эмоциональную безопасность. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для их детей комфортна и не способна причинить вред. Постоянно ведется работа над поддержанием доброжелательного психологического климата на занятиях.

Формы взаимодействия с семьей весьма многообразны. В практике своей работы я для себя определила следующие формы взаимодействия с родителями.

Групповые формы:

  • Открытые занятия
  •  Родительское собрание
  •  Выставки для мам и бабушек
  •  Совместные праздники «Посвящение в объединение», «Рождественские посиделки», «Улыбка мамы», «Веселый художник» и другие

2.    Индивидуальные формы:

  • Анкетирование, диагностика
  • Индивидуальная консультация (беседа)
  • Просветительская работа

Остановлюсь на перечисленном более подробнее.

Открытые занятия – занятия с приглашением родителей учащихся. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения занятий. Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей. Родители гордятся детьми, видя их

2

 успехи, а у детей повышается самооценка. Открытые занятия провожу в декабре и в апреле, то есть ближе к концу учебного года, чтобы был виден рост обучающихся. После таких занятий организуется обмен мнениями и пожеланиями с родителями на родительском собрании «Подводим итоги учебного года».

Родительские собрания.На них мы решаем вопросы по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса. Львиная доля вопросов, решаемых на собраниях,– это приобретение необходимы материалов и инструментов для различных видов декоративно-прикладного и художественного творчества. На собрании составляются подробные списки необходимых материалов и инструментов в течение полугодия и раздаются родителям. Обговариваются торговые точки, магазины, где они стоят дешевле. Также на собраниях осуждается  помощь в оформлении выставочных работ для конкурсов различного уровня, помощь в подготовке к выставкам, конкурсам и т. д. Всегда приятно, когда родители подходят и предлагают свою помощь.

Также на родительских собраниях часто обсуждаются взаимоотношения детей в каждой из двух групп, так как в них обучаются дети разного возраста, от 6 до 13 лет. И здесь очень важного добиться того, чтобы старшие не насмехались, а помогали младшим; младшие же, глядя на более сложные работы старших девочек, не завидовали и не говорили, почему я не делаю такую работу, а понимали, что, приобретая опыт, мастерство, прикладывая старание, тоже смогут сделать такую же красивую вещь возможно даже в следующем году.

Интересен обмен мнениями во время тематических родительских собраний, которые затрагивают важные проблемы: «Помоги ребенку укрепить здоровье», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Как помочь своему ребенку учиться», «Детская ложь и взрослые проблемы».

Выставки для мам и бабушек обязательно проводятся ко Дню Матери и к 8 Марта. Если дети готовят тематические изделия к Новому году, Рождеству, Пасхе, то проводится так же выставка сувениров к этим, всеми любимым праздникам. Дети делают пригласительные для мам и бабушек и вручают им, а потом по желанию сами демонстрируют свои работы и работы подруг по студии. Им очень приятно играть роль экскурсовода.

Анкетирование, диагностика проводятся для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам всегда помогают заместитель директора по воспитательной работе, методисты нашего «Дома детского творчества», педагогическая и

3

методическая литература.

Индивидуальные консультации (беседы). Они дают возможность  познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Считаю, что эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации провожу по собственной инициативе, используя устое приглашение по телефону, или передаю письменное приглашения через ребёнка. Порой и сами родители проявляют инициативу. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, чтобы родительне переживал, а всё обдумал, проанализировал. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Просветительская работа. Разработка и ведение странички в популярных социальных сетях «В вконтакте» для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, странички и содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогу и родителям по развитию гармонично развитой личности ребенка. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. Анализ работы показывает, что если коллектив работает много лет, (а студии «Кейс юного художника» уже 6 лет) он востребован и показывает хорошие результаты, то это лучшее доказательство того, что проводимая работа с родителями эффективна и ведётся в верном направлении.