Научная конференция школьников "Шаг в будущее"

Лубсандоржиева Наталья Бимбацыреновна

Конференция школьников – это возможность для ученика, и для учителя раскрыть себя, расширить свои знания и получить опыт личностного общения, а для педагога также и дополнительная возможность стимуляции познавательной активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селенгинское районное управление образованием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Иройская средняя общеобразовательная школа

Районная научная конференция

школьников «Шаг в будущее»

Секция «Биология»

Избыточный вес у школьников.

Выполнила: Очирова Сарюна 7 «а» класс

Руководитель: Лубсандоржиева Наталья Бимбацыреновна,

учитель начальных классов высшей категории.

улус Ташир

2018 г.

Оглавление

Глава 1.  Введение.

Глава 2. Избыточный вес учащихся.

Глава 3. Опасность и причины избыточного веса.

Глава 4. Здоровое питание.

Глава 5. Определение индекса массы тела.

           5.1. Исследование учащихся.

           5.2. Анкетирование.

           5.3. Расчет ИМТ.

           5.4. Несколько правил рационального питания.

Глава 6. Выводы.

Глава 7.  Список источников и литературы.


      Глава 1.

      Введение.

      В современное время одной из актуальных проблем здоровья школьников является проблема избыточного веса. Некоторые факторы риска избыточного веса являются корректируемыми: стрессы, нерациональное питание, низкая физическая активность.

Возраст с 10 до 15 лет, т.е. подростковый,  считается одним из самых сложных, непредсказуемых периодов  в жизни человека. И дело не только в эмоциональных проблемах – вспыльчивости, раздражительности, обидчивости, несогласие подростков с чужим мнением и т.д. Гораздо больше переживаний у самих ребят вызывают изменения во внешнем виде представителей данного возраста.

      Цель исследования: изучение причин избыточной массы тела.

      Объект исследования: учащиеся Иройской средней школы.

      Материал исследования: анонимные анкеты

      Для достижения цели работы и раскрытия темы  рассмотрим следующие задачи:

  1. Изучить теоретическую часть по данной теме.
  2. Исследовать массу тела учащихся, рассчитать ИМТ (индекс массы тела).
  3. Выявить причины избыточной массы тела учащихся.
  4. Определить методы коррекции избыточной массы тела учащихся.

     Методы исследования:

  1. Отбор  учебной литературы.
  2. Опрос учащихся, анкетирование.
  3. Вычисление ИМТ.
  4. Метод статистического анализа.

      Глава 2.  Избыточный вес учащихся.

      Более четверти российских детей страдают от лишнего веса. Специалисты НИИ питания РАМН озвучили результаты исследования, касающегося распространенности ожирения и избыточной массы тела среди российских школьников.

По статистике в России порядка 25 % подростков имеют избыточный вес, а 15 % юношей и девушек 10 – 15 лет страдают ожирением. Подростковое ожирение стало в последнее время общемировой проблемой.

      Проблема избыточного веса у детей с каждым годом увеличивается. Полнота и ожирение вызывают у ребенка огромное количество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной развития опасных заболеваний,  понижает самооценку подростка и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По моему мнению,  наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы!

      Глава 3. Опасность и причины избыточного веса.

      Избыточный вес — это первый шаг к ожирению — серьезному, хроническому,  заболеванию. Это не только избыточное накопление жировой ткани в организме, и не только косметический дефект, а  ожирение связано с нарушениями, затрагивающими: опорно-двигательную систему, желудочно-кишечный тракт, сердце, сосуды,  и другие органы человека. Избыточный вес ускоряет старение организма, ухудшает качество жизни, составляет основу эмоциональной неудовлетворенности, заниженной самооценки.

      Причины избыточного веса учащихся:

      Причин подросткового ожирения множество. Все мы знаем, что большинство современных школьников проводит все свое свободное время, сидя перед компьютером  либо перед телевизором, и нередко - с чипсами и «газировкой». Естественно, что такой «досуг» не проходит даром для их здоровья. Кроме этого, в большинства семьях детей чересчур «закармливают», думая что, чем ребенок больше съест, тем он будет сильнее и здоровее. Медицина считает, что основных причин, вызывающие ожирение три:

1. Нерегулярное, высококалорийное питание с высоким содержанием жиров и легкоусвояемых углеводов. Питание вне дома (фаст-фуд), переедание.

2. Недостаточная подвижность и малая физическая.

3. Нарушение режима сна, труда и отдыха.

Глава 4. Здоровое питание.

      Школьные годы — это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста, которому способствует повышенный аппетит, поэтому для хорошего развития ребенка необходимо следовать нескольким правилам.

      Первый закон здорового и рационального питания: соответствие между калорийностью пищи и энергией, которую организм расходует. Энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов.  Существует два вида жиров: животного и растительного происхождения. Употребление жиров животного происхождения (насыщенных) приводит к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому их следует ограничивать. Растительные жиры (ненасыщенные) богаты жирными кислотами омега-3 и омега-6, их потребление – это  профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.  Белки — важнейшие компоненты пищи. В организме человека  животные белки (мясо, рыба, яйца) более цены чем растительные, так как содержат незаменимые аминокислоты. Полноценные белки присутствуют и в растительной пище — бобовых, орехах, семечках.

Углеводы: Основная функция – это  снабжению энергией. Они находятся в растительной пище — крахмал, глюкоза, фруктоза. Мука, крупы, макароны, — содержат в основном крахмал, а фрукты и овощи — простые сахара. Рафинированный сахар приводит к диабету, ожирению, кариесу, сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому необходимо ограничивать.  А также клетчатка или пищевые волокна существенно влияют на процессы: переваривания, усвоения и эвакуации пищи и поддержания микрофлоры кишечника. Содержатся в овощах, фруктах, «неочищенных» зерновых.

      Второй закон здорового питания. Организму необходимы витамины и микроэлементы. Они содержатся в различных продуктах: мясо, молоко, зерновые, овощи и фрукты.

      Принципы рационального питания:

  1. Энергетическое равновесие.
  2. Сбалансированность питания.
  3. Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).
  4. Повышенное потребление овощей и фруктов
  5. Снижение потребления поваренной соли.

      Глава 5. Определение индекса массы тела (ИМТ).

      Оценка наличия избыточного веса и определения степени ожирения проводится в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) на основании определения нескольких показателей:

Индекс массы тела (ИМТ или индекс Кетля) рассчитывается по формуле:

ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Таблица 1.

Классификация степени ожирения (ВОЗ):

ИМТ

Степень выраженности

Оценка ИМТ

18,5—23,9

Норма Нормальный вес

Нормальный вес

24,0—29,9

Избыточный вес

Избыточная масса тела

30,0—34,9

1-я степень ожирения

Ожирение

35,0—39,9

2-я степень ожирения

Сильное ожирение

Более 40,0

3-я степень ожирения

Чрезвычайное ожирение

Глава 5.1. Практическая часть.

  1. Исследование  учащихся.

      Свою работу я начала с исследования массы тела учащихся Иройской средней общеобразовательной  школы 11-13 лет.

Исследования массы тела производилось на основании анонимных анкет.

Результаты исследования массы тела представлены в виде таблицы.

Таблица 2.

Индекс массы тела школьников

Учащиеся

Норма ИМТ 18,5—23,9

Избыточный вес ИМТ 24—29,9

Не знают свой вес

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

22

13

59

6

27

3

14

Исходя из результатов исследования, я определила, что среди учащихся избыточный вес наблюдается у 6 учащихся, что соответствует 27% .

  1. Анкетирование учащихся.

Таблица 3.

Анкета

Вопрос анкеты

Ответ

1

Сколько приемов пищи в день?

 

2

Соблюдаешь ли ты режим питания?

 

3

Состав пищи: супы, мясо, рыба, сыр, колбаса, сосиски, каши, макароны, овощные салаты, молочные продукты и др?

  1. часто:
  2. иногда

4

Как часто ты употребляешь бутерброды, фаст-фуды, газированные сладкие напитки, сладости, мучные изделия?

  1. один раз в день

Б. несколько раз в день

В. 1—2 раза в неделю

5

В какое время бывает ужин?

 

6

Занимаешься ли ты спортом?

 

7

Сколько времени проводишь в день за просмотром телевизора и компьютером?

 

8

Что ты знаешь о рациональном правильном питании?

 

9

Доволен ли ты своей внешностью, хотел бы ты похудеть?

 

10

Испытываешь ли ты эмоциональный дискомфорт из за лишнего веса?

 

11

Готов ли ты для снижения веса

  1. пересмотреть свое питание;
  2. заняться физическими упражнениями?

 

По результатам анкетирования, я определила основные причины развития избыточной массы тела. Причины развития избыточной массы тела у исследуемой группы учащихся:

  • нерациональное питание (50% учащихся не соблюдают режим питания);
  • избыточное употребление углеводов( 50% учащихся один раз в день употребляют  продукты, пункта 4);
  • малоподвижный образ жизни ( 41% учащихся);
  • слабая информированность о здоровом питании (66% не знают о правильном сбалансированном питании).
  1. Расчет ИМТ.

Таблица 4.

Расчет ИМТ и оценка массы тела

Учащиеся

вес

рост

Индекс массы тела

Оценка массы

тела

1

Девочка, 12 лет

60

155

25

Избыточный вес

2

Девочка, 11 лет

51

147

26,3

Избыточный вес

3

Мальчик, 13 лет

53

155

24

Избыточный вес

4

Мальчик, 11 лет

48

148

25,2

Избыточный вес

5

Девочка, 12 лет

52

148

24,7

Избыточный вес

6

Девочка, 13 лет

62

162

24,8

Избыточный вес

Из 6 учащихся, имеющие избыточный вес:

-хотят похудеть – 3;

-испытывают дискомфорт из-за лишнего веса – 4.

  1. Правила рационального питания.

      Изучив литературу, выделила несколько правил рационального правильного питания.

Питание должно быть сбалансированным: 55—70 %, 10—15 % белков, 20—30 % жиров.

  1. Снизить калорийность пищи: исключить жареные, копченые и жирные блюда.
  2. Снизить потребление  в рационе продукты, богатые углеводами: конфеты, сдобную выпечку, чипсы, сухарики, газированные напитки.
  3. Употреблять  много овощей и фруктов.
  4. Необходимо употреблять продукты с высоким содержанием белка рыбы, мяса, курицу, яйца, творог.
  5. Соблюдать режим питания: 6.00—9.00 — завтрак, 11.00—14.00 — обед, до 19.00 — ужин, вечером можно выпить кефир или молоко.
  6. Перекус должен быть здоровым: фрукты, сок, зерновой батончик, салат, кисломолочные продукты, орехи.
  7. Увеличить физическую нагрузку: заняться спортом, использовать пешие прогулки.
  8. Самый оптимальный вариант — это 5-6-разовое питание.    Родители должны  контролировать питание ребенка, чтобы избежать проблем с его весом. Нужно составить рацион питания, тогда шансов получить ожирение гораздо меньше.

Глава 6.

Выводы.

  1. Причинами избыточного веса у школьников являются: избыточное питание и недостаточная двигательная активность.
  2. Избыточная масса тела поддается коррекции за счет рационального правильного питания и увеличения двигательной активности.

Практическое значение моей работы:

  1. Повышение информированности учащихся о проблеме лишнего веса .
  2. Обучение самодиагностики и профилактики  неправильного питания и малоподвижного образа жизни.
  3. Формирование нового взгляда на мир-  бережное отношение к своему здоровью. 

Список литературы:

1. Рациональное питание подростков, статья из журнала «Маме на заметку».

2. Методическое пособие «Витамины», Иркутск, ИГМУ, кафедра медицинской биохимии.

3. Бородина О.В. Ожирение у детей и подростков, Москва, 2004.

4. www.ayzdorov.ru – лечение ожирения, степени, типы.
5. Аксельрод, С.Л. Спорт и здоровье / С.Л. Аксельрод. - М.: ВЛАДОС, 2011.

Рецензия

на научную работу «Избыточный вес у школьников», выполненную ученицей 7-го «А» класса Иройской средней общеобразовательной школы

Очировой Сарюны.

         Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с удачно составленным планом. В разделе «Введение» определена тема, объект, предмет, цели работы, выдвинута гипотеза, а также перечислены  методы исследования. Выдвинутая гипотеза достаточно грамотно и убедительно подтверждается материалами работы.

Автор успешно использовал такие методы, как анализ, синтез, сравнение, и статистические методы. Материалы работы дают понять, что исследователь предварительно внимательно изучил теорию по данной теме, а затем на основе изученного сделал собственные выводы. Наличие собственного экспериментального материала, полученного с использованием адекватных методик  безусловно является сильной стороной работы. К положительным сторонам работы надо отнести и хороший стиль изложения.

Научная работа Очировой Сарюны соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Учитывая сложность предмета исследования, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки, так как может быть удачно использована не только детьми, но и взрослыми.

Руководитель: Лубсандоржиева Н.Б.



Предварительный просмотр:

Селенгинское районное управление образованием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Иройская средняя общеобразовательная школа

Районная научная конференция

школьников «Шаг в будущее»

Секция «Биология»

Демографическая ситуация в улусе Ташир.

Исполнитель: Имеев Артем, 9 «А» класса

Руководитель: Лубсандоржиева Наталья Бимбацыреновна,

учитель начальных классов высшей категории.

улус Ташир

2016 г.

Оглавление

Глава 1. Введение.

Глава 2. Основная часть.

2.1. Динамика численности населения по МО СП «Иройское».

2.2. Уровень рождаемости в период с 2011-2015 гг.

2.3.  Уровень смертности в период с 2011-2015 гг.

2.4. Факторы, влияющие на демографическую ситуацию.

Глава 3. Заключение.

Глава 4. Список источников и литературы.


Глава 1.

Введение

          Тема данной научно-исследовательской работы – демографическая ситуация в улусе Ташир.

          Народонаселение –  это совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах той или иной страны или части ее территории (области, края, района, города), группы стран, всего мира. Я считаю, что взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и разрабатывающая на этой основе меры медицинского, социального, организационного характера, которые направлены на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения, является очень интересной темой для исследования. Но в последнее десятилетие демографические процессы носят выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения. Я думаю, что в современном мире, тема моей научной работы очень актуальна и значима.

Цель исследования – проанализировать демографическую ситуацию по МО СП «Иройское» в период с 2011-2015 год.

Объект исследования- население улуса Ташир.

Материал исследования – Сведения о демографической ситуации по МО СП «Иройское» в период с 2011 года по 2015 год.

Для достижения цели работы и раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть демографическую ситуацию по МО СП «Иройское»

- оценить уровни рождаемости и смертности с 2011-2015 год.

- выделить основные факторы, влияющие на демографию.

- по итогам рассмотрения сделать выводы по результатам анализа.

Глава 2. Население как объект демографии

Слово «демография» происходит от греческих слов demos – народ и  grapho – писать, изображать. Таким образом, демография – наука о народонаселении, которая изучает законы воспроизводства населения в его общественно-исторической обусловленности, состав и расселение его. И целью демографии как науки, является изучение взаимосвязи воспроизводства населения с социальными факторами  и разработка  медико-социальных мер, направленных на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшения здоровья населения. Основной метод медицинской демографии – статистический. И основываясь на сведениях  статистического учета за последние 5 лет МО СП «Иройское», я провел анализ статистики  населения, а также уровни рождаемости и смертности в период с 2011-2015 год.

Под населением обычно понимают совокупность людей, проживающих на какой-либо территории, и ведущим фактором здоровья и соответственно патологии является образ жизни горожан. От того, как живут, питаются, учатся, воспитываются, работают и отдыхают люди, зависит 50-55% заболевших, особенно хроническими  заболеваниями. На 20-25% здоровье обуславливается состоянием окружающей среды, ее загрязнением; на 15-20% зависит от факторов генетического риска и лишь на 8-10% - от состояния системы здравоохранения. А это значит, что необходимо уметь не только лечить, а и уметь сделать так, чтобы людей, нуждающихся в лечении, стало меньше.


2.1.  Динамика численности населения по МО СП «Иройское» в период

с 2011-2015 года

На основании сведений о демографической ситуации по МО СП «Иройское» в период с 2011-2015 год представлены данные численности населения.

На данной диаграмме видно, что наивысшая численность в период с 2011-2015 год составляет 1733 человека в 2013 году, а наименьшая численность равна 1620 человек в 2015 году.

2.2.  Показатели уровня смертности по МО СП «Иройское» в период с 2011-2015 год.

Из данных диаграммы, мы видим что уровень смертности снижается с 2013 года,  наибольшая смертность была зарегистрирована в 2011 году и составляла 23 человека, а к 2015 году она составляет 12 человек.

2.3. Показатели уровня рождаемости  по МО СП «Иройское» в период с 2011-2015год.

Показатели уровня рождаемости, как мы видим, за последние пять лет нестабильны. Наибольший прирост наблюдается в 2013 году и составляет  25 человек, а наименьшее в 2014 году, 11 человек.

Из данных статистики, мы можем подсчитать естественный прирост ( абсолютная разница между числом родившихся и умерших за определенный период времени ,чаще за год).

2.4. Факторы, влияющие на демографическую ситуацию

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. Так как в основном демография зависит от образа жизни, главными факторами будут являться табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркозависимость, ослабление организма, психические болезни, туберкулез, инфекционные заболевания, травматизм, гиподинамия, ВИЧ-инфекция и СПИД и т.д., но и существуют более глобальные проблемы.

1) Государственная политика в области защиты материнства и детства.  

Я считаю, что на данный момент в нашем государстве главными целями являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

2) Экономическая политика. Ухудшение уровня финансового благополучия и повышение затрат на различные нужды ведет  как следствие к  ухудшению питания, к повышению уровня заболеваемости среди населения, низкая обращаемость в медицинские учреждения,  напрямую ведет к увеличению смертности.

3) Социальная деятельность и социальная защита.

Материальная помощь от государства в виде детских пособий, пенсии, различных льгот  внушает людям чувство уверенности, уверенность в завтрашнем дне.

4) Здравоохранение. Грамотная организация в области здравоохранения, хорошее и стабильное оснащение медицинских учреждений, достойной заработной платы, способны в очень короткие сроки существенно снизить уровень заболеваемости, а также развитие различных эпидемий, т.к. на сегодняшний день это очень высокий риск для снижения численности населения.

5) Военная нестабильность и развитие различных войн. Во время войн погибает огромное количество людей, еще больше лишаются здоровья. Первый кризис (1914 - 1920) происходил в годы Первой Мировой Войны, а также Гражданской войны. Третий кризис (1941 - 1945) связан с Великой Отечественной Войной, где наша страна потеряла по разным оценкам от 16 до 20 млн. человек.

6) Фактор государственной и законодательной защищенности института семьи и брака. Например, в России существует проект «Планирование семьи», который я думаю, должен  еще с большим усилием работать в нашем обществе.

Глава 3. Заключение

           Изучив особенности населения в улусе Ташир можно сделать вывод: численность, рождаемость, естественный прирост нашей деревни находится на низком уровне. На основании данных можно сказать, что за последние 5 лет численность населения снизилась на 59 человек. Половой и возрастной состав деревни находится на том же, уровне, что и в среднем по стране. Молодёжь уезжает из села и очень редко возвращается, а причин для этого много.

            Очевидно, что демографическая ситуация в настоящее время находится в состоянии кризиса, что ведет к уменьшению естественного прироста населения. Делая вывод, я хочу сказать, что конечно же не получиться в корне изменить демографию в лучшую сторону, но для того чтоб хотя бы стабилизировать ситуацию понадобиться много усилий в решении многих проблем и задач.

            Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. С целью определения дальнейшего развития в области демографии, нужен комплексный и четкий учет всех статистических и динамических показателей ( механическое движение, естественное движение).


Глава 4. Список источников и литературы

1. Сведения о демографической ситуации по МО СП «Иройское» в период с 2011 года по 2015 год.

2. Демография (статистика, динамика). Медицинская демография. Методическое пособие для медицинских вузов, 2015 г.

3. ЭКОНОМИКА. Афиногенова И.Н., Пиндюрина Е.А.. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Рецензия

на научную работу «Демографическая ситуация в улусе Ташир», выполненную учеником 9-го «А» класса Иройской средней общеобразовательной школы

Имеевым Артемом.

         Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с удачно составленным планом. В разделе «Введение» определена тема, объект, предмет, цели работы, выдвинута гипотеза, а также перечислены  методы исследования. Выдвинутая гипотеза достаточно грамотно и убедительно подтверждается материалами работы.

Автор успешно использовал такие методы, как анализ, синтез, сравнение, и статистические методы. Материалы работы дают понять, что исследователь предварительно внимательно изучил теорию по данной теме, а затем на основе изученного сделал собственные выводы. Наличие собственного экспериментального материала, полученного с использованием адекватных методик  безусловно является сильной стороной работы. К положительным сторонам работы надо отнести и хороший стиль изложения.

Научная работа Имеева Артема соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Учитывая сложность предмета исследования, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки, так как может быть удачно использована не только детьми, но и взрослыми.

Руководитель: Лубсандоржиева Н.Б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Селенгинское районное управление образованием Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иройская средняя общеобразовательная школа Исполнитель: Имеев Артем, 9 «А» класса Руководитель: Лубсандоржиева Наталья Бимбацыреновна , учитель начальных классов высшей категории. Демографическая ситуация в улусе Ташир. Районная научная конференция школьников « Шаг в будущее » Секция « Биология »

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: Глава 1. Введение. Глава 2. Основная часть. 2.1. Динамика численности населения по МО СП « Иройское ». 2.2. Уровень рождаемости в период с 2011-2015 гг. 2.3. Уровень смертности в период с 2011-2015 гг. 2.4. Факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Глава 3. Заключение . Глава 4. Использованная литература.

Слайд 3

Цель исследования – проанализировать демографическую ситуацию по МО СП « Иройское » в период с 2011-2015 год. Объект исследования- население улуса Ташир. Материал исследования – Сведения о демографической ситуации по МО СП « Иройское » в период с 2011 года по 2015 год. Метод исследования – статистический.

Слайд 4

Для достижения цели работы и раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи : - рассмотреть демографическую ситуацию по МО СП « Иройское » - оценить уровни рождаемости и смертности с 2011-2015 год. - выделить основные факторы, влияющие на демографию. - по итогам рассмотрения сделать выводы по результатам анализа.

Слайд 5

Зависимость заболеваемости от различных факторов

Слайд 6

Сведения о демографической ситуации по МО СП « Иройское » в период с 2011-2015 год.

Слайд 7

Уровень смертности по МО СП « Иройское » в период с 2011-2015 год

Слайд 8

Уровень рождаемости по МО СП « Иройское » в период с 2011-2015 год

Слайд 9

Сравнительная таблица уровня смертности и уровня рождаемости

Слайд 10

Факторы, влияющие на демографическую ситуацию

Слайд 11

Заключение : Изучив особенности населения в улусе Ташир можно сделать вывод: численность, рождаемость, естественный прирост нашей деревни находится на низком уровне. На основании данных можно сказать, что за последние 5 лет численность населения снизилась на 59 человек. Очевидно, что демографическая ситуация в настоящее время находится в состоянии кризиса, что ведет к уменьшению естественного прироста населения. Делая вывод, я хочу сказать, что конечно же не получиться в корне изменить демографию в лучшую сторону, но для того чтоб хотя бы стабилизировать ситуацию понадобиться много усилий в решении многих проблем и задач.

Слайд 12

Глава 4. Список источников и литературы 1. Сведения о демографической ситуации по МО СП « Иройское » в период с 2011 года по 2015 год. 2. Демография (статистика, динамика). Медицинская демография. Методическое пособие для медицинских вузов, 2015 г. 3. ЭКОНОМИКА. Афиногенова И.Н., Пиндюрина Е.А.. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Селенгинское районное управление образованием

МБОУ Иройская  средняя общеобразовательная школа

Республиканская  научная  конференция

                                                                     школьников «Шаг в будущее»

                                                            Секция «Культурология»

Тема исследовательской работы:

« История возникновения Иройского народного театра

им. А.Н.Галсанова»

                                                                     Исполнитель: ЖадамбаевАрдан

                                            Руководитель: Лубсандоржиева Н.Б.

    учитель начальных классов МБОУ Иройская СОШ

                                                высшей квалификационной категории

у. Ташир

 

Введение………………………………………………………………….. 3 - 5

Глава 1. Характеристика основных понятий………………………. 5

1.1. Народный театр……………………………………………………… 5        

1.2. Театральная деятельность…………………………………………... 5

1.3. Актерская игра………………………………………………………. 6

        Глава 2. Иройский народный театр

2.1. Возникновение любительского театра…………………………...… 7

2.2. Театр не мыслим без актера………………………………………... 13

2.3. Достижения последних лет………………………………………… 14

Заключение……………………………………………………………... 16

Литература……………………………………………………………… 17

Приложения…………………………………………………………….. 18

Введение

Тема: «История возникновения Иройского народного театра им. А.Н.Галсанова».

Цель: воссоздать историю возникновения Иройского народного театра им.А.Н.Галсанова,  выяснить с чего она начиналась, и какую роль играет театр  в жизни села и  района сейчас.

Объект исследования:  Иройский народный театр им.А.Н.Галсанова.

Предмет исследования: театральная деятельность народного театра.

Актуальность: если подрастающему  поколению  прививать интерес  к  народному театру, то, как будет развиваться театр в нашем селе, в известной мере, будет  зависеть  будущее нашего общества в целом.

      Несмотря на то, что телевидение и интернет есть практически у 100% населения нашей страны, театральные представления продолжают пользоваться популярностью и любовью зрителей. Более того 2019 год  прошел под эгидой  года театра. В связи с этим и в связи с 65-летием Иройского театра, мне  захотелось узнать, а как  же в нашем селе и районе обстоят дела с театральной жизнью. Проведя исследовательскую работу «История возникновения  Иройского народного театра им. А.Н.Галсанова», мне удалось выяснить, что театральная жизнь имела и имеет место быть  и в нашем районе, и в селе.

     Если житель крупного города имеет постоянную возможность приобщения к театральному искусству, то у жителей малых городов и сельской местности такая возможность явно ограничена. И здесь на помощь приходит любительский театр. У него есть ряд преимуществ перед профессиональным театром.  Любительский театр дает возможность выйти на сцену многим людям, совершенно отличающихся друг от друга.      

Длительная, многолетняя деятельность нашего народного театра в сельском населенном пункте, безусловно, воздействует на рост художественной воспитанности всего населения: как самих актеров, так и реальных и потенциальных зрителей. Театр способствует развитию и совершенствованию эмоциональной сферы личности и ее художественных способностей; активизации деятельности жителей села по распространению художественных ценностей в обществе, повышению престижа художественного воспитания детей и молодежи в целях их всестороннего развития.

Гипотеза: если мы не будем воссоздавать историю  народного театра, то наши потомки никогда не узнают о культурной  жизни нашего села.

Задачи исследования:

1.Воссоздать историю возникновения Иройского народного театра им.А.Н.Галсанова.

2.Изучить краеведческую литературу об Иройском народном театре им.А.Н.Галсанове.

3.Рассказать об истории становления Иройского народного театра им.А.Н.Галсанова.

4.Показать творчество актеров Иройского народного театра им.А.Н.Галсанова.

       5.Встретиться с людьми, имеющими отношение к народному  театру.

Методы исследования:

Теоретические

     1.Анализ краеведческой литературы по теме исследования;

     2. Анализ и обобщение деятельности народного театра

Эмпирические

     1.Устная беседа с участниками театра и зрителями;

     2.Изучение материалов краеведческого музея;

     3. Статистическая обработка результатов исследования о народном театре.

 

Глава 1. Характеристика основных понятий.

1.1.Народный театр– самодеятельный театр с постоянной  труппой и полноценным репертуаром. Звание «Народный театр» присваивается лучшим, постоянно действующим непрофессиональным коллективам, располагающим необходимыми условиями для подготовки спектаклей и выступлений.

Передовые люди разных эпох мечтали о том, чтобы достижения культуры стали достоянием народа. У нас есть все возможности для расцвета народных талантов. Одно из свидетельств этому – появление народных самодеятельных театров. Большое внимание и заботу проявляли о народных театрах  Советское правительство. Организация народных любительских театров и хоров была рекомендована решениями XXI съезда КПСС в 50 – х годах прошлого века.

Для тех, кто стремится работать в народном театре, занятие искусством – это не только культурный досуг и отдых, но и одна из форм серьезной и постоянной общественной деятельности.«Нет нашего сейчас, есть движение из вчера в завтра». Эти слова К.С.Станиславского вспоминаются каждый раз, когда тот или иной факт наталкивает на размышление о современном театре.  

1.2.Театральная деятельность подразумевает грамотно организованную работу множества людей в различных ролях, и соответствует полному технологическому циклу. Причем, технологические циклы отдельных составляющих театральной деятельности (сценирование, декорирование и изготовление костюмов и так далее) должны быть жестко увязаны друг с другом, в противном случае результат может оказаться вовсе непредсказуемым. Именно работа в рамках своей роли и организация взаимосвязи между отдельными составляющими определяет результат этой деятельности, а не качество получившегося продукта (хотя, безусловно, качество спектакля в сильной степени зависит от грамотного построения процесса подготовки).

Основными видами театральной деятельности  являются:

    а) создание  и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;

    б) подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео - и иные материальные носители.

1.3. Актерская игра – это способ познания мира. Тот, кто играет роль, –  пропускает через себя этот образ, открывает в себе новые качества. Знания, которые человек получает в процессе подготовки к роли, навсегда остаются в его собственном «багаже знаний», усваиваются намного глубже того, что просто услышано или прочитано. Театр способен развить в человеке чуткость и внимательность по отношения к другим людям, наблюдательность и креативность.

Что же такое роль? Это и не ты, и не человек, придуманный автором. Это синтез трех начал: автор, актер, режиссер. Автор закладывает в образ одно, актер, исходя из собственного личного восприятия, понимания жизни, создает второе, а режиссер направляет все это своей трактовкой, своим раскрытием автора и оригинальным взглядом на проблему, им поставленную, обобщая в третье. И биография образа создается, исходя из этого синтеза. Мое «Я» все равно лежит в основе трактовки роли, но окрашенное палитрой конкретных (авторских) и неконкретных, (нафантазированных актером и режиссером) предлагаемых обстоятельств.

Роль складывается также из событий, главных и второстепенных, крупных и мелких, незначительных, вернее, малозначительных и основных, поворотных. Поворотные события очень многое определяют в работе актера над ролью. Они дают схему, основу, по которой каждый раз, выходя на сцену, передвигаешься в лабиринтах предвиденных и непредвиденных вдохновений и невдохновений, провалов и удач, накладок и ровного течения.

Глава 2. Иройский народный  театр им.А.Н.Галсанова.

2.1 Возникновение любительского театра

Стремление к прекрасному всегда было свойственно нашему народу.

История любительского театра села Ташир прослеживается с 1955 года, когда силами комсомольцев и активистов колхоза имени Карла Маркса был дан первый спектакль.

Удивительное явление – спектакль. В нескольких метрах перед тобою, на площадке, ходят, разговаривают, плачут, смеются, дерутся переодетые мужчины и женщины, изображающие чью-то жизнь. Спектакль увлекает, покоряет, потрясает. Но каждый спектакль «сиюминутен», неповторим и единствен.

Высокое развитие массового, народного искусства является одним из показателей процветания нации. Ибо для того, чтобы обеспечить его, необходимо иметь прочную и все укрепляющуюся экономическую основу, необходимо иметь общий высокий уровень культуры.

Руководитель народного самодеятельного театра должен быть энергичным и инициативным организатором, человеком, постоянно изучающим опыт работы профессионального театра и творчески переносящим его  в условия самодеятельности. Именно таким являлся организатор и режиссер-постановщик народного театра заслуженный работник культуры республики, энтузиаст, горячо влюбленный в свое дело – Александр Нимаевич Галсанов. Выпускник Кяхтинского культурно-просветительного училища, большой энтузиаст и душа театра. Решение о создании народного театра пришлось по душе всем колхозникам. Артисты сами шили костюмы, готовили декорации, сообща обсуждали сложные моменты. Репетиции затягивались далеко за полночь.

Александр Нимаевич родился в 1932 году в с. Удунга. После окончания Удунгинской начальной школы учился в Усть-Урминской семилетней школе. В 1949 г. Работал избачёмв с. Удунга. С 1950 года начал работать директором Иройского клуба. В 1955 году при клубе организован драматический кружок.Его первой постановкой была пьеса Н. Балданова «Один из многих». В 1956 году поставлена пьеса «Будамшуу», где Александр Нимаевич сыграл одну из главных ролей. В 60-е годы в клубе на базе театральной студии был образован народный театр, организатором и вдохновителем которого являлся А.Н. Галсанов. В 1967 году совместно с режиссером Ивановым Ф.С.было показано театрализованное представление праздника «Цан», посвященный к 40-летию Октябрьской революции.

Галсанов А.Н. всю свою жизнь посвятил развитию народного художественного творчества сельчан. И наше правительство высоко оценила его трудовые заслуги.

Александр Нимаевич Галсанов – заслуженный работник культуры Бурятской АССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, дипломом 1 степени Министерства культуры РФ.

В конце 1955 года коллектив драматического кружка порадовал своих зрителей постановкой трехактной драмы «Олоной нэгэн» Н. Балданова. Сам постановщик А. Галсанов ярко сыграл роль улусного богача Шаралдая, героя Дугар-Цырена – Ц-Е. Цыдыпов, героиню – М. Аюрова.

Первый успех окрылил их на новое дерзание, и они стали готовить «Будамшуу» Ц. Шагжина».

Роль Будамшуу с большой убедительностью исполнил способный актер с врожденным комедийным даром Цыден-Еши Цыдыпов. Строитель  Найданов Гомбожап сыграл забитого нуждой и горем батрака Найдана. Колхозница Мария Аюрова создала бессмертный образ жадной и жестокой, властной и коварной женщины Пиглай. Роль Хорни – запуганного своей женой, жадного трусливого человека, играл Александр Галсанов. Шарапова Октябрина сыграла роль Гэрэл. Зрителям надолго запомнилась ее выразительная игра, красота, обаяние, нежность. Роль ламы сыграл механизатор Цыбикжапов Иван. В этой постановке над всем господствовал смех, стихия народного юмора «Как в настоящем театре...!» отзывались зрители.

27 мая 1969 года драматическому коллективу Иройского Дома культуры присвоено высокое звание «Народный самодеятельный коллектив». С тех пор славные страницы истории театрального движения в селе Ташир не прерывались.

В связи с преобразованием драматического кружка в народный театр были введены и некоторые новые требования. Ведь народный театр – это высшая форма театральной самодеятельности, почетное звание народного театра обязывало максимально повысить качество творческой и организационной работы, поднять дисциплину и требовательность к себе и к своим товарищам, использовать до предела знания и опыт.

Следующим большим произведением, с которым иройцы принимали участие в Республиканском смотре любительских театров, была премьера спектакля «Тангариг» («Клятва») Ц. Шагжина. Театр награжден дипломом 1 степени, актрисы Дарханова  С.Б., Табхарова С.Б. приняли участие во Всесоюзном фестивале народного творчества в г. Чита, где были награждены Большой золотой медалью.

Организатор, первый режиссер Галсанов Александр Нимаевич 32 года отработал бессменным директором Иройского Дома культуры. В 2000 году Иройскому народному театру присвоено имя А.Н. Галсанова. Первыми актерами стали: Ц-Е. Цыдыпов, Г.Найданов, М. Аюрова, О. Шарапова, И. Цыбикжапов, С. Дарханова, Ц.Дылыкова, М. Тубаева, В. Очиров, Ц. Тахаев, Р. Цыденпилова, Г. Ачитуева и другие. Не имея профессионального образования, влюбленные в творчество, самоотверженно постигали актерское мастерство, театральное искусство.

Ведь актер обязательно должен быть всесторонне развитым человеком, так как он одновременно является и воспитателем масс, особенно молодого поколения. Вот почему артистам народного театра необходимо постоянно учиться, повышать свои знания.

Народные театры – высшая форма театральной самодеятельности. Создание их – залог новых успехов в эстетическом воспитании и культурном обслуживании трудящихся, залог расцвета новых народных талантов.

С каждой новой работой, с каждым спектаклем, театр рос, крепло его мастерство, улучшалось качество поставленных пьес, учитывались и устранялись ошибки и недочеты, росло умение работать над ролью, росла любовь к делу.

За 60 лет непрерывной творческой деятельности репертуар народного театра составляют более 40  спектаклей. ( Приложение 1. Репертуар народного театра).  

 Характеризуя творческий состав театра, просто поражаешься, какое большое количество одаренных, способных, талантливых имеется среди нашего народа.

Нет сомнения, что среди нашего народа  имеется много талантливых незаурядных людей, которые, быть может, сами не подозревают о своих способностях.

Одним из таких талантливых людей является нынешний режиссер-постановщик, актер народного театра Лубсандоржиев Цырендоржо Цыренжапович.

Многогранна и сложна деятельность режиссера народного театра. Он изучает творческие возможности каждого члена коллектива, с его помощью артисты-любители добиваются первых успехов на сцене.

На мой взгляд, режиссеру народного самодеятельного театра в силу особых условий работы необходимо быть более увлеченным, темпераментным, энергичным, преданным делу, чем режиссеру профессионального театра.

 – «Не надо  забывать, что актер самодеятельного театра приходит на репетицию после своей основной работы на производстве, зачастую даже не успев подумать о роли, прочитать ее, поработать над ней. И здесь, на репетиции, режиссер должен уметь расшевелить его, увлечь, заинтересовать, чего не приходиться делать режиссеру профессионально театра, где артисты на репетицию приходят подготовленными. Иногда возникают проблемы со временем. Трудно бывает собрать всех участников спектакля на репетицию: мешают разные смены на основной работе, общественные обязанности, дежурства, учеба, значительно реже – причины личного характера» – говорит Цырендоржо  Цыренжапович.

Сегодняшний репертуар театра радует нас не только значительными проблемами в каждом отдельном случае, но и разнообразием жанров, представленных в нем.

Сейчас в репертуаре театра мы видим глубокие драмы, поставленные на историческом и современном материале, сатирические и лирические комедии о современности, спектакли трагедийного звучания.

При многообразии жанров, при разнообразии проблематики каждой пьесы кажется трудным, почти невозможным говорить о какой-то общей, единой, сквозной линии театра, которая сегодня определяет его лицо.

Народность выражается в стремлении понять и показать не внешние приметы быта людей разных времен и национальностей, а прежде всего постичь и выразить самый дух времени, социальные основы отражаемых в спектакле событий, уловить и показать те черты личности, которые обусловлены всем комплексом социально-исторических условий. Народность пронизывает все работы театра и во многом именно она обусловливает успех спектаклей.

Кроме того, просмотрев видеозаписи постановок того времени и побывав на нынешних постановках, во всех спектаклях театра настойчиво проводится очень важная, по-моему, для современного зрителя тема утверждения истинных нравственных ценностей, решаемая каждый раз по-разному, через конкретную проблематику той или иной пьесы.

2.2 Театр не мыслим без актера

Главное и самое важное звено в спектакле – это актер. И он требует к себе самого внимательного отношения, тщательного изучения. В особой степени это относится к самодеятельному актеру. Сколько различных привычек, вкусов, характеров! Сколько нужно применить самых разнообразных артистов, чтобы сработаться с ним и понять его! Цыдыпов Цыден-Еши Болотович– старейший ветеран театра, играл в нем со дня основания. Лауреат 1 и 2 Всесоюзных фестивалей самодеятельного художественного творчества. За плодотворную творческую деятельность награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Бурятской АССР.

Табхаровы Сергей Будацыренович и СэсэгмаБалдоржиевна – это семейная пара участвует в театре с 1977 года. СэсэгмаБалдоржиевна – участница зонального смотра – конкурса народных  театров в г.Чита, дипломантки I степени  I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества, обладательница приза «За лучшее исполнение женской роли» - Цыренжид в спектакле «Серебряный нож» Д.Дожиевой.

Сергей Будацыренович сыграл Лыгдэна, директора завода в «Похождениях Урбана» и « Сердечной ране»  Д.Батожабая, командира корабля в «Оптимистической трагедии» В.Вишевского, Василия в « Чужом горе» Д.Дылгырова.

Дарханова Светлана Балдановна – ветеран театра, заслуженный работник культуры Р.Б.Награждена дипломом  I степени I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества. Участвовала в постановках спектаклей «Сердечнай рана» Д.Батожабая, «На берегу Белого озера» Д.Дылгырова, « Пять пальцев руки» Ч. Лодойдамбы.

Бадмаева Дора Балдановна – с её участием осуществлены 17 постановок. В эти годы раскрываются различные грани её артистического дарования. Без её участия не обходится ни один спектакль.

Жапов Юрий Доржиевич – бывший военнослужащий. В 1995 году с роли АрсаланаБаторова «Крылья Победы» Х.Намсарева началась его самодеятельная творческая деятельность. Исполнение роли старика Абдулая в спектакле «Выходили бабки замуж» Ф.Былякова было признано лучшей мужской ролью на зональном фестивале народных театров в селе Алла Курумканского района.

Домеева Светлана Цыбикжаповна – была  одной  из ведущих и талантливых актрис театра. Дважды удостоена приза за лучшее исполнение женской роли: Мэдэгмы «Почем воз дров» Б-М. Пурбуева на республиканском фестивале «Баргузинская весна» в селе Баянгол в 1997 году; « Гэсэгмы» «Черная борода» Б.Эрдынеева на зональном смотре  в селе Хушун – Узур Мухоршибирского района. Приз зрительских симпатий принесла  роль Намсал абгай  «Далекие и близкие родственники» Ч.Цыдендамбаева на республиканском фестивале в г.Улан – Удэ в  2003 году. (Презентация прилагается)

Актер – живой человек, он подвластен настроениям, житейским неурядицам, простудам и т.п., и он не может одну и ту же роль сегодня играть точь-в-точь, как вчера. Он каждый раз творит образ заново на глазах у зрителей, и вместе с ним творят образ героя заполнившие зал люди. Именно в этом – чудодейственная сила спектакля, ибо нет ничего благодатнее этого сотворчества, в процессе которого рождается неповторимое единство зрительного зала и сцены, именуемое театром, единство многоликого, но захваченного общим чувством зрителя и актера, который своим искусством слил в монолит эту большую и разнородную массу людей.

 2.3 Достижения последних лет

Сегодня Иройский народный театр им. А. Н. Галсанова – это постоянно действующий коллектив. В течение ряда лет он занимаетведущее место среди народных театральных коллективов республики. Благодаря помощи преданных спонсоров театр выезжает на все республиканские и зональные смотры-конкурсы, фестивали народных театров, добиваясь творческих высот.  (Приложение 2)

Глава 3. Исследование.

Мною  было проведено исследование на базе  Иройского народного театра.  В основу исследования были положены:  интервью  с  актерами,    режиссером народного театра и  анкетирование  среди моих сверстников.

  3.1. Интервью. В рамках своего исследования я взял   интервью у   Табхарова Сергея Будацыреновича,  Банзаракцаева Сайн-Жаргала Пурбуевича,  старейших участников  народного театра (Полная версия  видео - интервью  прилагается)  

- Сергей Будацыренович,  чем вас так зацепила сцена, что вы решили посвятить ей свое свободное время?

 - Возможностью прожить много разных жизней, оказаться в разных эпохах, всегда мечтал  об этом.

-Это ваше увлечение или  серьезная работа в свободное время?

- Скорее всего, увлечение.

 - Не хотелось ли всё бросить?

 - Нет, никогда не хотелось, какие бы сложности не возникали.  

- Как вы думаете, отличается ли игра в кино от игры в театре?

 - Думаю, что – да.   Если в кино можно переснять множество разных дублей, то в театре всё происходит здесь и сейчас. И каждая роль, каждый спектакль, и каждая сцена всегда идёт по-разному.  

-Сайн- Жаргал Пурбуевич, всегда ли удается входить в заданный образ? Что делать, если персонаж вам не по духу?

- Ну, стараемся, конечно, войти. Если персонаж не по духу, то есть такое понятие в театре как "роль на сопротивление", то есть ты можешь сыграть абсолютно противоположного тебе человека. И есть еще такой принцип и закон: если ты играешь злого - ищи, где он добрый, если ты играешь доброго - ищи, где он злой. Тогда твой персонаж будет интересен и тебе и зрителю.

- Что нужно делать, чтобы добиться успеха на сцене?

 -Ну, как всегда,   очень много трудиться.   Не жалеть себя ни в чем, не жалеть своих эмоций, не жалеть затрачиваться на сцене.

- Страх перед выходом есть до сих пор или за столько лет уже привыкли справляться с волнением?

-Да, иногда есть. Смотря, какую роль ты играешь, насколько ты в ней уверен или не уверен. Если это разобрано и отрепетировано очень хорошо, если ты точно знаешь, что ты делаешь, то нет, конечно, не страшно. Если в процессе работы были какие-то сомнения, то и на сцену выходить с этим страшновато. Хотя, всегда страшно где-то первые три минуты, потом все проходит. Самое главное - раствориться в своей роли, получить удовольствие, тогда и всё волнение пройдет.

 -  Цырендоржо Цыренжапович,  зачем нам нужен любительский театр?

-Театр просто необходим людям, в первую очередь,  для духовного развития. Театр нужен, чтоб увидеть какие-то проблемы, которые возникают у нас в обычной жизни и которые мы может и не замечаем.

-Какова роль театра в жизни человека и общества?

- Театр-это социокультурный институт, и он выполняет ряд важных функций. Он  приносит людям радость, развлекает, помогает чувствовать какую-то общность с людьми, которые окружают и, конечно же, напоминает человеку кто он есть на самом деле.

то даёт человеку театральное искусство?

-Театральное искусство дает человеку прежде всего развитие и стремление к совершенству в работе над собой, своими слабостями и привычками.

-Как и почему театр воздействует на человека?

 - Каждый зритель, который приходит на спектакль, с каждый секундой должен обогащаться духовно. Театр должен аудитории помочь рассмотреть все жизненные проблемы со всех сторон, тем самым показывая все возможные выходы из ситуации.

      Беседа с актерами народного театра показало, что почти в каждом человеке спит актер, но не всем  удается поступить в театральный вуз. Поэтому любительский театр дает возможность выйти на сцену   многим людям. Но театр – это сложный вид самодеятельности. Вот поэтому остаются самые преданные и целеустремленные. Отличие любительских театров в их искренности, ведь люди сюда приходят по зову сердца.

  3.2. Театр и наши сверстники.

Что знают мои  сверстники о театре? Часто ли они посещают этот храм искусства?  Посещали ли ребята наш народный театр?

Чтобы получить ответы на мои  вопросы, я  решил  опросить учащихся 10-11 - х классов нашей школы.

 В своих анкетах я интересовался, актуальны ли походы в театр, если да, как часто вы бываете в театре; хотели бы вы играть в театре; что лично вам даёт театр? (Приложение 3)

Результаты и анализ анкетирования учащихся таковы:

1.Сколько раз вы были в театре?

А) Никогда- 60%

Б) 1- 2 раза- 30%

В) 3 раза и более- 10%

2. Понравилось ли вам в театре ( если вы там были)?

А) Нет-30%

Б) Да – 70%

3.Хотели бы вы играть в театре?

А) Нет-30%

Б) Да -50%

В) Не знаю-20%

4. Для чего, по вашему мнению, людям нужен театр?

А) Для эстетического наслаждения-35%

Б) Для развлечения- 45%

В) Для того, чтобы найти ответы на серьёзные вопросы-15%

5. Что лично вам даёт театр?

А) что – то новое, интересное – 27,5

Б) положительные эмоции- 45%

В) ничего-27,5%

6. Любят ли театр в вашей семье?

А) Нет – 2,5%

Б) Да-77,5%

7. Хотелось бы вам чаще посещать театр?

А) Да-47,5%

Б) Нет- 17,5%

В) Не знаю-35%

8. Что мешает вам чаще посещать театр?

  • в селе  нет театра-70%
  • искусство театра не интересно-15%
  • нет времени и денег-15%

ваш вариант________________________________.

9. Посещали ли вы наш народный театр им. А.Н.Галсанова?

А) Да -100%

Б) Нет -0%

  1.   Результаты анкетирования учащихся позволили сделать следующие выводы:  у всех опрошенных положительное отношение к театру. Многие ребята   хотели бы участвовать в   спектаклях, посещать театральный кружок.   Ребята  понимают пользу от театра, отметили следующее: театр развивает артистизм, узнаешь в нем новое, развивает смелость, в театре красиво.    
  2. В ходе работы заметил , что   ребята, участники народного театра,   раскрылись в ролях сыгранных спектаклей,   сплотились, научились слушать друг друга,   стало легче общаться,   стали дружнее.   Ребята интересуются театром, желают участвовать в нем. Только нужно создать условия для посещения детьми спектаклей.

 3.Хоть небольшая часть детей, но посещает театр, выезжают при этом за 200 км в г.Улан-Удэ, ведь  театральные труппы в наше  село почти не   приезжают.  

4.Радует,  тот факт, что у нас в селе действует единственный в районе народный театр и многие ребята не только его посещают, но и являются постоянными участниками спектаклей. Так же среди участников народного театра  я провел  анкетирование.

На вопрос «Что лично вам даёт театр?» были получены следующие ответы:

- стали увереннее чувствовать себя на уроке, на сцене;

-исчезли страх и скованность;

- развилась речь;

- обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические;

- исчезла закомплексованность в индивидуальном поведении и общении;

- появилась доброжелательность.

В результате своего исследования я пришел к выводу, что к театральным спектаклям и концертам была у иройцев огромная тяга. Всегда залы были полны и билетов даже не хватало. Воспоминания иройских театралов о том удивительном времени, когда они с большим вдохновением шли служить своему народу на сцену. В общем, бурная творческая энергия пробудила ее созидателей, творцов и сторонников, особенно молодежи, всколыхнула все до самой глубинки, лозунг «Культуру в массы!» активно претворялась в жизнь. Без театра на селе  сейчас нельзя: читают люди меньше, а тут сходят на спектакль – посмотрят и задумаются.… И вообще, творчество украшает жизнь, а театр заставляет размышлять, чувствовать и сопереживать.

Все артисты народного любительского театра заслуживают благодарности иройцев. Заметно выросло число обслуженных зрителей. Можно с уверенностью сказать, что  всё   население   просматривала каждый спектакль в нашем маленьком селе. Они работают  на общественных началах, отдают  свое личное свободное время людям. Но их бескорыстное служение театру вознаграждается творческим удовлетворением, причастием к миру искусства, возвышающего и облагораживающего душу. Привычно думать, что высокая духовность царит среди избранных, в столицах, на знаменитых театральных подмостках. Но это не так, она живет и в провинции, на малой сцене, в сердцах тех людей, кто отдает богатства своей души другим, делая окружающий мир добрее и краше.

Самое приятное в том, что эта история не закончена, она продолжается. Ставятся новые спектакли, зажигаются новые звезды! И, конечно, я понимал, что это трудно, но у меня тоже появилось огромное желание попробовать себя в роли актера. Я обратился к режиссеру нашего  народного  театра Цырендоржо Цыренжаповичу  Лубсандоржиеву, и он без всяких проб пригласил меня поучаствовать в премьере спектакля «Будамшуу» Ц.Шагжина.

Не будем опускать занавес, театр живет и развивается!

Вот, дорогие  мои слушатели, мы сыграли короткую «пьесу» о судьбе Иройского народного театра им. А. Н. Галсанова, познакомились с ее короткой историей.

 

     

 

 

Литература

1.Информация и источники взяты  из архивов музея-библиотеки Иройского ДК;

2. «Новь Иройской долины» Краткий очерк истории кохоза им. Карла-Маркса Селенгинского района, Г.Ц. Сабжаев, Улан-Удэ Бурят. Кн. Изд-во 1981;

  Приложение 1.    

1955 г.  – Н. Балданов «Один из многих» – режиссер-постановщик

Галсанов А.Н.;

1956 г. – Ц. Шагжин «Будамшуу» –  режиссер-постановщик Галсанов А.Н.;

1957 г. – А. Шадаев «Смерть Шадоя» –  режиссер-постановщик

Галсанов А.Н.;

1960 г. – Х. Намсараев «Кнут Тайши» –  режиссер-постановщик

Галсанов А.Н.;

1964 г. – Ц. Шагжин «Ай, да Базар, Базар!» –  режиссер-постановщик Санжимитыпова Е.;

1973 г. – Лодойдамба «Пять пальцев руки» –  режиссер-постановщик Батусурэн;

1977 г. – Ц. Шагжин «Клятва» – режиссер-постановщик

Цырендоржиев Д. Ц.;

1978 г. – Д. Дылгыров «На берегу белого озера» –  режиссер-постановщик Аранжуров С.Р.;

1983 г. – Д. Батожабай «Сердечная рана» –  режиссер-постановщик Ринчинова З.Л.;

1984 г. – Д. Батожабай «Похищение Урбана» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б. ;

1985 г. – Ц.Шагжин «Будамшуу» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

1987 г. – В. Вишневский «Оптимистическая трагедия» – режиссер-постановщик Сахиров Ф.С.;

1989 г. – Б. Эрдынеев «Возвращение гусей» – режиссер-постановщик Кондратьев В.И.;

1989 г. – Х.Намсараев «Тахуунай», «Ноенойхубуун» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

1990 г. – А. Вампилов «Провинциальные анекдоты» – режиссер-постановщик Кондратьев В.И.;

1991 г. – Ц. Шагжин «Черт в сундуке» – режиссер-постановщик

Бадмаева Д. Б.;

1992 г. – Д. Доржиева «Серебрянный нож» – режиссер-постановщик Кондратьев В. И.;

1995 г. – Х. Намсараев «Крылья Победы» – режиссер-постановщик

Бадмаева Д. Б.;

1997 г. – Б-М. Пурбуев «Почем воз дров» – режиссер-постановщик Кондатьев В. И.;

1998 г. – Б. Эрдынеев «Черная борода» – режиссер-постановщик

Кондратьев В. И.;

1999 г. – Ф. Буляков «Выходили бабки замуж» – режиссер-постановщик Кондратьев В.И.;

2000 г. – Д. Дылгыров «Нэгэмодонойжэмэснууд» – режиссер-постановщик Кондратьев В.И.;

2001 г. Д. Дылгыров «Харихунэйгашуудал» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

2002 г. – Д. Дылгыров  «Как живешь ты, Янжима» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

2003 г. Ч. Цыдендамбаев «Далекие и близкие родственники» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

2004 г. – Б-М. Пурбуев «Талынбасаган» (Часть I) – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;        

2005 г. – Б-М. Пурбуев «Талынбасаган» (Часть II) – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

2006 г. – Б. Эрдынеев «СагаанШулуутынсагаалган» – режиссер-постановщик Бадмаева Д.Б.;

2007 г. – Б-М. Пурбуев «Наймаашанхоерхултэй, найма найманхултэй» –режиссер-постановщик Балданов Ж.Б.

2008 г. – Б-М. Пурбуев «Бахынhанандалаайда»

2010г. - А. Макаенок «Трибунал» – режиссер-постановщик ЛубсандоржиевЦ. Ц.;

2011 г. – Г. Башкуев «Уршагтайинагдуран» – режиссер-постановщик Лубсандоржиев Ц. Ц.;

2013 г. – М. Ж. Батоин «Хэтынзамшан» – режиссер-постановщик Лубсандоржиев Ц. Ц.;

2017 г. – Республиканский фестиваль народных театров «Мунгэнжолоо» - «Сагаантархита» Д.Дагбаев – режиссер-постановщик

Лубсандоржиев Ц.Ц.;

2018 год – 25 мая премьера спектакля «Худѳѳгэйминиихүйхэрнүүд» на сцене КЗ «Феникс» – режиссер-постановщик Лубсандоржиев Ц.Ц.;

2019 год – Байкальский межрегиональный фестиваль-конкурс любительских театральных коллективов «Хроники исчезающих деревень», спектакль «Родом из деревни» в жанре «Вербатим» – режиссер-постановщик Олег Юмов.

 

.

Приложение 2

1989 год – Республиканский смотр народных театров в г. Улан-Удэ на сцене Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева – спектакль «Возвращение гусей» Б. Эрдынеева. Приз «За лучшее  актерское мастерство».

1992 год – Республиканский фестиваль «Таширская осень» - «Серебряный нож» Д. Доржиевой. Диплом 2 степени.

1997 год – Республиканский фестиваль «Баргузинская весна» - «Почем воз дров» Б-М. Пурбуева. Приз «За лучшее исполнение женской роли» Домеевой С. Ц.

1998 год – Зональный смотр народных театров – «Черная борода» Б. Эрдынеева. Присуждено звание «Лауреата»

1999 год – Республиканский смотр народных театров в селе Алла Курумканского района – «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова. Диплом 1 степени – театру, приз «За лучшее исполнение мужской роли» Жапову Ю. Д.

2000 год – Республиканский фестиваль народных театров «Таширская осень» - «Чужое горе» Д. Дылгырова. Театру присужден диплом «Лауреата»

2003 год – Республиканский фестиваль народных театров «Театральная весна» - «Далекие и близкие родственники» Ч. Цыдендамбаева. Диплом 1 степени.

2011 год – Республиканский фестиваль народных театров «Театральная весна» в с.Кижинга – « Уршагтайинагдуран» Г.Башкуев.Диплом II степени приз в номинации «Лучший  комедийный спектакль».

2013 год – Республиканский фестиваль народных театров «Театральная весна» в г. Закаменск  – «  Хэтынзамшан» »  М.Ж.Батоин. Диплом  за участие.  Приз  «Лучшая мужская роль» Лубсандоржиев Ц.Ц.  

201 7год – Республиканский фестиваль народных театров «Мунгэнжолоо» - «Сагаантархита» Д.Дагбаев. Диплом 3 степени. Приз «Лучшая роль второго плана» БанзаракцаевС-Ж.П.

2018 год – 25 мая премьера спектакля «Худѳѳгэйминиихүйхэрнүүд» на сцене КЗ «Феникс, в рамках фестиваля «Золотая маска». Дипломант в номинации «Лучший комедийный спектакль». Приз «Лучшая мужская роль второго плана» Лубсандоржиев Б.Ц.

2019 год– Байкальский межрегиональный фестиваль-конкурс любительских театральных коллективов «Хроники исчезающих деревень», спектакль «Родом из деревни» в жанре «Вербатим». Все актеры были отмечены дипломами.

Приложение №3

Анкета

Здравствуйте, мы проводим иссследование на тему: «Зачем человеку театр?» Просим Вас честно ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарны.

1.Сколько раз вы были в театре?

А) Никогда;

Б) 1- 2 раза;

В) 3 раза и более.

2. Понравилось ли вам в театре ( если вы там были)?

А) Нет;

Б) Да.

3.Хотели бы вы играть в театре?

А) Нет;

Б) Да;

В) Не знаю.

4. Для чего, по вашему мнению, людям нужен театр?

А) Для эстетического наслаждения;

Б) Для развлечения;

В) Для того, чтобы найти ответы на серьёзные вопросы.

5. Что лично вам даёт театр?

А) что – то новое, интересное;

Б) положительные эмоции;

В) ничего.  

6. Любят ли театр в вашей семье?

А) Нет;

Б) Да.

7. Хотелось бы вам чаще посещать театр?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не знаю.

8. Что мешает вам чаще посещать театр?

  • в селе  нет театра
  • искусство театра не интересно
  • нет времени и денег
  • ваш вариант_________________________________

8. Посещали ли вы наш народный театр?

А) Да

Б) Нет