Развитие речи

Баннова Антонида Георгиевна

Развитие речи воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_semitsvetik.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе (на материале сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)

Воспитатель: Баннова Антонида Георгиевна

Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на материале сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Программные задачи:

Образовательные: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини, вспомнить другие жанры устного народного творчества.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речевые навыки, умение давать полный ответ на поставленный вопрос, умение рассуждать.

Воспитательные: через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными по отношению к окружающим.

Методы и приемы: наглядный, словесный.

Используемый материал: Цветок цветик-семицветик из бумаги, компьютер; мультимедийный проектор.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», русских народных сказок, пословиц и поговорок.

Ход занятия

Организационный момент

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: Ребята, из какого произведения эти строки и кто помнит автора?

Дети: Эти строки из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. (Показывает на экран, на котором изображена Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

Слайд с изображением грустной Жени.

- Вы знаете, кто это? (Ответы детей)

Воспитатель: Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».

- Ребята, но почему-то на Женином лице нет улыбки. Как вы думаете, почему?

(Дети предлагают свои варианты ответа)

-Воспитатель: Представляете, она потеряла последний лепесток своего цветика-семицветика, а ей так хочется, чтобы мальчик Витя смог бегать, прыгать и играть с ней в догонялки. Давайте поможем ей найти волшебный лепесток!. А как же мы сможем помочь Жене? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а ещё, для того, чтобы помочь ей найти последний лепесток, мы можем отправиться в сказку, и вспомнить, на что Женя потратила другие лепестки цветика – семицветика. Но на чем же мы отправимся в путь? (Ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю полететь на ковре – самолете. Но для того, что бы ковер-самолет полетел, нужно произнести волшебные слова.

Вижу сказку я, ребята,

встреча с Цветиком нас ждет.

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и в сказке, давайте вспомним, на что Женя потратила первый лепесток?

Дети: Она захотела вернуться домой.

Воспитатель: Правильно. Женя заблудилась и пожелала вернуться домой.

Для того чтобы Женя вернулась домой, давайте вспомним волшебные слова и заклинания из других сказок.

(Дети предлагают варианты ответа)

• По щучьему велению, по моему хотению

• Сим, сим – откройся!

• Снип, снап, снуре, пуре, базалюре. («Снежная королева»)

• Крекс,пекс,фекс («Золотой ключик»)

• Мутабор («Калиф-аист»)

• Сивка-бурка, вещая каурка,

• Стань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»)

Воспитатель: Теперь мы можем оправляться дальше! Давайте вспомним, на что Женя потратила второй лепесток?

Дети: Она разбила вазу и загадала, чтобы ваза вновь стала целой.

Воспитатель: Теперь, чтобы продолжить наш путь, нам нужно ответить на вопрос, какие качества обычно восхваляются в сказках? («Царевна-лягушка», «Мужик и медведь»)

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжаем путешествие. Вспомните, пожалуйста, что загадала Женя, когда оторвала третий лепесток?

Дети: Она захотела отправиться на Северный полюс.

Воспитатель: Давайте поможем ей переместиться на Северный полюс, ответив на такой вопрос: какие качества порицаются/высмеиваются в сказках? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и журавль»)

(Ответы детей)

Воспитатель: Ну вот мы и на Северном полюсе! А на что Женя потратила четвёртый лепесток?

Дети: На то, чтобы вернуться домой.

Воспитатель: Но чтобы ей вернуться, нам нужно правильно соотнести пословицу и сказку.

“Курочка ряба”

“Теремок”, «Рукавичка»

“Колобок”

“Репка”

“Волк и козлята»

“Маша и медведь»

Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком

Страшись волка в овечьей шкуре

Научит горюна другая сторона

Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть - в птицу превратиться

В тесноте, да не в обиде

Всему своё время

Физминутка «Наши алые цветки».

Воспитатель: Теперь мы с вами вернулись обратно. На Северном полюсе было так холодно, давайте разомнемся!

Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет;

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают (дети сопровождают текст - движениями).

Воспитатель: А можно я расскажу, на что Женя потратила пятый лепесток, ведь я в детстве тоже очень любила эту сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Женя захотела, чтобы все игрушки на свете стали её. Поможем ей осуществить ее желание?

Тогда угадайте, кто живет в этой избушке?

(Слайд с изображение избушки Бабы Яги)

Дети: Баба Яга.

Воспитатель: Правильно, Баба-Яга. Она пыталась загубить многих сказочных героев. Вспомните, каких именно? Кто в сказках встречался с Бабой-Ягой?

(Настенька «Морозко», Василиса «Царевна-лягушка», Василиса Прекрасная

Девочка-Нюрочка, Братец «Гуси-лебеди»)

Воспитатель: И вот все игрушки побежали к Жене. Но Жене это совсем не понравилось, она оторвала шестой лепесток для того, чтобы игрушки вернулись на свои места. Ребята,помогите исполнить ее желание - решите такую задачку:

Какие бы вы подобрали пословицы и выражения к сказкам? («Репка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сколько осталось лепестков у жениного цветика-семицветика?

Дети: Один.

Воспитатель: Но где же он?

(Слайд с изображением радостной Жени)

- Посмотрите, это же Женя, а в руках у неё последний лепесток цветика-семицветика. А это значит, что нам с вами удалось помочь Жене и она теперь загадает последнее желание. Какое?

Дети: Чтобы мальчик Витя смог бегать и прыгать!

Воспитатель: Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем на наш ковёр-самолёт. Вот мы и в группе.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицы. Какая из них выражает главную мысль сказки?

Делано наспех – сделана на смех.

Жизнь дана на добрые дела…

Воспитатель: Как вы думаете, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом).