НОД "Азбука безопасности"

Апонасько Елена Сергеевна

Конспект образовательной деятельности

по формированию элементарных

математических представлений

Воспитатель Апонасько Е. С.

 

Тема: « Азбука безопасности».

Программное содержание:

 - совершенствовать навыки счёта в пределах 10;

 - формировать представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам пожарной безопасности;

- уточнять и расширять знания детей о служебном транспорте;

- познакомить детей с понятиями «Пожарный», «Водонасосная станция», «Многоэтажный дом»;

- систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду.

- познакомить с номерами телефонов служб экстренного вызова: при пожаре «01», вызов милиции «02», скорой помощи «03».

 

Оборудование:

  • наглядные пособия: иллюстрация пожарной машины, иллюстрации по пожарной безопасности, пожарный щит, плакат с изображением горящего многоэтажного дома, геометрические фигуры, плакаты с изображениями из геометрических фигур, цифры, раздаточные счётные наборы для игры « Цифры потерялись», плакат с изображением пруда;  костюм пожарного, крупные кубики  для постройки пирса, магнитная доска, три игрушечные пожарные машины,

 

Организационный момент:

Почтальон принёс письмо и посылку. Воспитатель читает письмо и вносит посылку ( игрушечная пожарная машина).

Ребята, только что сообщили, что в городе проходят учения по пожарной безопасности! Вы когда-нибудь участвовали  в учениях? (Ответы детей).

 - Сейчас мы с вами отправимся на учения, но прежде, уточним что такое пожарная безопасность.  (Меры предосторожности  для избежания пожара).

Дети вместе с воспитателем рассматривают уголок пожарной безопасности.

 

 

 Ход образовательной деятельности:

- Ребята, скажите, а от чего может начаться пожар? ( Ответы детей  (короткое замыкание, поджег, взрыв, не выключенные электроприборы, не закрытый газ.)).

 - Правильно ребята. А кто тушит пожары? (Ответы детей (пожарные)).

 - По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных? (Ответы детей (по номеру 01)). Скорую и полицию? (Ответы детей  (03 и 02)).

 - Молодцы. На чем же мы отправимся с вами в путешествие? Сейчас мы с вами узнаем.

 

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар.

 Дети отвечают: пожарная машина.

 - Отправляемся в путь.

Дети строятся «пожарной машиной» и под музыку двигаются к первой остановке.

 - Первая остановка, где мы с вами остановились «Веселые цифры». Здесь живут удивительные жители, но чтобы нам их увидеть, необходимо отгадать загадки:

 

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(цифры)

 

С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет ...

(единица)

 

Лебедь плавает в тетрадке,

Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка,

Цифру эту получай-ка.

(двойка)

 

Цифру эту угадай-ка!

Она большая зазнавай-ка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру ...

(тройка)

 

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою ...

(четыре)

 

Если ДВА перевернуть

И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять,

То получим цифру ...

(пять)

 

Если навесной замок

Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь

Не замок, а цифру ...

(шесть)

 

На косу она похожа,

Но косить траву не может —

Не наточена совсем

И не косит цифра …

(семь)

 

Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова.

(восьмерка)

 

Цифра шесть перевернулась,

Новой цифрой обернулась!

(девять)

 

Нолик, стань за единицей,

За своей родной сестрицей.

Только так, когда вы вместе,

Называть вас будут ...

(десять)

 

Он похож на колобок,

Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка,

Если сложится в клубок.

(ноль)

 

 

 

Во время ответов воспитатель выставляет цифры на магнитную доску.

 - Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят цифры? (Ответы детей).

Кто поможет поставить их правильно?

Дети выкладывают цифровой ряд от 0 до 10.

 - Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются! Помогите поставить их на свои места.

Игра «Цифры потерялись» (дети используют цифры из раздаточного счётного набора ).

 - Все правильно сделали! Сейчас поиграем в одну очень интересную игру!

Пальчиковая гимнастика "Покупал баран баранки".

На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки "играют")

Для овечек (пальцы правой руки "играют")

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой).

 - Пока мы с вами играли, доехали до следующей остановки  « Геометрические фигуры».

А вы знаете геометрические фигуры? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами это проверим. Посмотрите внимательно на нашу пожарную машину, какие геометрические фигуры в ней спрятались?

Дети рассматривают изображение пожарной машины и называют геометрические фигуры.

А теперь посмотрите на другое изображение и ответьте, из каких геометрических фигур оно построено.

Разбор изображения из геометрических фигур.

 - Хорошо справились! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.

Кто же я такой друзья ? Назовите вы меня. ( Круг)

 

Три вершины , три угла, три сторонки –

Кто же я ? ( Треугольник)

 

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестрёнки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это… (Квадрат)

 

Вы подумайте, скажите…

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны. (Прямоугольник)

 

 

 

 

 - А сейчас мы отправляемся дальше.

Дети становятся в «пожарную машину» и под музыку двигаются к следующей остановке.

 - Ребята, чем тушат пожары? (Ответы детей (водой)).

 - Правильно, водой. А как вы думаете, откуда берут воду для пожарных машин? (Ответы детей  (в озере, на станции)).

 - Воду набирают на водонасосной станции, нашу машину тоже нужно заполнить водой, потому что она пустая. Эта станция называется «Заправочная».

Посмотрите, здесь есть пруд, из которого качают воду в пожарные машины. Чтобы заправить нашу машину, нам нужно заехать на пирс, а его нет. Без него никак, потому что это не безопасно, машина может скатиться в воду и застрять. Поэтому мы сейчас с вами построим пирс. Воспитатель предлагает использовать конструктор лего для постройки пирса.

 - Посмотрите, у нас есть 10 «бревен».  Наш пирс должен быть построен именно из десяти бревен.  Как вы думаете, мы можем использовать 8 или 9 бревен? (Ответы детей (нет, потому что если не использовать все 10 бревен, то пирс получится не устойчивый)).

 - Неустойчивый пирс не сможет выдержать нашу машину. А мы можем использовать больше 10 бревен? (Ответы детей (нет, пирс будет очень тяжелый, и может разрушиться)).

 - Правильно! Поэтому, мы будем использовать 10 бревен.

Дети строят из конструктора лего пирс под музыку.

 - Молодцы! Мы смогли заправить нашу машину и теперь отправляемся  дальше.

Дети становятся в «пожарную машину» и под музыку двигаются к следующей остановке.

 - Вот мы и приехали на место. Посмотрите, какой сильный пожар. А дом, какой высокий. Сколько в нем этажей? А сколько пожарных машин? (Ответы детей (10 этажей и 2 пожарные машины)).

 - Между какими этажами происходит пожар? (Дети отвечают: между четвертым и шестым).

 - Это какой этаж? (Ответы детей (пятый)).

 - А сколько окон горит? (Ответы детей (три)).

 - Одна машина может потушить одно окно, то есть пожарные могут потушить 2 окна, так как здесь присутствуют две машины с водой. Одно окно остается непотушенным. Сколько нам еще нужно машин, чтобы потушить все окна? (Ответы детей (еще одна машина)).

 - Правильно! А у нас как раз одна заправленная пожарная машина. Мы можем помочь потушить оставшееся окно.

Одеваем костюм пожарного и помогаем тушить пожар!

 - Молодцы! Вы очень отважные ребята! Теперь, когда пожар потушен, как вы думаете, пожарные машины, куда могут отправляться? (Ответы детей ( в пожарную часть)).

 - Правильно! И мы тоже отправляемся в пожарную часть, на конечную остановку.

Дети становятся в «пожарную машину» и под музыку двигаются на конечную остановку.

 - Вот мы и приехали на конечную остановку. Где мы с вами побывали и что делали? (Ответы детей, подведение итогов образовательной деятельности).

 

Переход к совместной и самостоятельной деятельности.

 

 

Наши пожарные устали и проголодались, их нужно накормить. Предлагаю  мальчикам построить  гараж для машин, а девочкам приготовить чай и  выпечку для наших пожарных.

 

Список использованной литературы:

Сборник загадок про цифры: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-cifry/;

Стихи про геометрические фигуры: http://nadejdasokolova.jimdo.com/мир-детства/стихи-про-геометрические-фигуры/;

Музыкальное сопровождение: Песенка про пожарных из мультфильма «Про Веру и Анфису»

«Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.» Т.Г. Хромцова. Педагогическое общество России 2005

« Формирование основ безопасности у дошкольников»   К.Ю. Белая.

Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва, 2011.