Кружок "Волшебная ниточка"

Апонасько Елена Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»

 

 

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

от «___» _____________ 2015 г.

Протокол №______

Согласовано со старшим воспитателем

___________________Н.И. Мишкой

 

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая МДОУ

«Детский сад №1 «Кораблик»

___________ Е. Г. Зубова

 

 

 

 

Кружок по вышиванию

«Волшебная ниточка»

Участники: дети группы «Ягодка»

 

 

 

Руководитель: Е.С. Апонасько, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 – 2017г.г

 

Оглавление

1. Пояснительная записка.                                                                                             

4

1.1. Концепция.                                                                                               

5

1.2.Актуальность.                                                                                                                         

5

1.3. Новизна.                                                                                                                 

6

1.4. Цель.

6

1.5. Задачи.

6

1.6. Возраст детей.

6

1.7. Продолжительность реализации программы.

6

1.8. Формы и режим занятий.

7

1.9. Ожидаемые результаты.

7

1.10. Педагогическая диагностика

8

1.11.Формы подведения итогов реализации программы.

8

2. Учебно-тематический план

8

3.  Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

11

4. Преемственность

15

5. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

16

6 . Техническое оснащение занятий.

16

7 . Работа с родителями

16

8 . Список литературы.

17

 

Истоки способностей и дарований детей

 – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые питают

 источник творческой мысли.

 В.А. Сухомлинский

 

 

Актуальность проблемы

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.

Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Волшебные ниточки», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.

Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.

 Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.  Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.

Пояснительная записка:

В начале учебного года проводиться диагностика по выявлению, умений детей работать с нитью, иглой, ножницами, умений пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая  деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

        Общие сведения о кружке

Программа кружка «Волшебные ниточки»  обеспечивает развитие у детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Выяснение потребностей родителей осуществлялось на основе результатов анкетирования. Данные сведения  позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

•  Интеллектуальное развитие детей

•  Подготовка к обучению в школе (развитие мелкой моторики руки, развитие воображения, внимания, память).

Цели и задачи кружка «Волшебные  ниточки»

Цель. 

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием. 

Задачи.

 Обучающие:  Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой). Освоить приёмы вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Освоить приёмы шва «вперёд иголка», шва «петельный», шва «тамбурный».

Развивающие:   Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

Воспитательные:   воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду, аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы  5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации кружка- 2года.

 Количество детей,  занимающий в кружке – 9

 Занятия кружка проводятся 1раза в неделю в пятницу в 16.30 – 16.55      

 Формы и режим занятий.

Продолжительность занятий с группой - не более20 минут в старшей группе, 25 минут в подготовительной группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий проводится  пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. 

 Предполагаемый результат:

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

‒ элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);

‒ приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «петельный»;

‒ приёмами и способами пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;

‒ определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;

‒ навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;

‒ умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

‒ умением заинтересовать и научить других технике вышивания.

 

Педагогическая диагностика.

Мониторинг развития  у детей проводится 2 раза в год  (сентябрь - май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования  по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная ниточка»

 Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, дошкольникам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

 

Приемы и методы организации  учебно – воспитательного процесса 

          Формы организации детей

  • Индивидуальные
  • Подгрупповые
  • Групповые

      Формы работы с детьми

  • Игра
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Интегративная деятельность
  • Проблемная ситуация

      Методы работы с детьми

  •   Словесные.
  •   Наглядные.
  •   Практические.

 

 

Техническое оснащение:

1. Картон.

2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).

7.Нитки мулине.

6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).

8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.

9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).

10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.

Работа с родителями:

‒ вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность, направленную на развитие мелкой моторики дошкольников.

‒ распространять среди родителей педагогические знания о значении занятий вышиванием для детей.

‒ приобщить родителей к деятельности рукоделием, подбору иллюстративного материала

 

 

План работы кружка для детей старшей группы (5- 6 лет).

 

 

Сентябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Знакомство с

народными

промыслами

«Путешествие в страну рукоделия».

Познакомить детей с народными промыслами. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать.

Образцы вышивки, наборы игл для вышивания.

 

Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов.

2

Техника безопасность

Беседа по технике безопасности.

 Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой.

Наборы игл, ножницы, игольница, напёрсток.

Нарисовать альбом правил знаний о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

Карандаши, рисунки, бумага.

3

Шнуровка

Работа со шнуровкой.

Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Шнурки, картон с отверстиями.

4

Диагностика

Выявить знания и умения детей (вдевания нитки в иголку, завязывание узелка).

 

Нитки, иголки, ткань.

 

 

 

Октябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Ткань

«Знакомство с тканью». Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус.

Ткани разные по фактуре.

2

Иголочка

«Волшебная иголочка». Познакомить детей с нитками, с приёмами работы с иголками, учить правильно, обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать узелок.

Иголки, нитки.

3

«Волшебная иголочка». Продолжить учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, выполнять шов «вперёд иголку» по картону.

Иголки, нитки,картон.

4

Профессия

швея

«Профессии всякие важны». Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей.

Работа с родителями.

Журналы, альбомы.

 

 

Ноябрь

 

 

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

 

 

1

Разные

дорожки

«Разные дорожки». Вышивка прямой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.

 

 

2

 

 

3

«Разные дорожки». Вышивка извилистой дорожки. Учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки, картинки.

 

 

4

 

Декабрь

 

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

 

1

Круги

«Разноцветные кружочки». Вышивка по кругу. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Учить вышивке по кругу.

Иголки, ножницы, игольница, картон с отверстиями, нитки.

 

2

 

3

Новогодние игрушки

«Новогодние игрушки». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» игрушки.
Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветной картон с отверстиями.

 

 

4

 

       

 

Январь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

2

Силуэты

«Силуэты». Вышивка по контуру. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.

Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями.

3

4

 

Февраль

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Фигуры

«Геометрические фигуры». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

2

3

Натюрморт

«Натюрморт из овощей и фруктов». Самостоятельная деятельность: обвести на картон шаблон, наколоть дырочки. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

4

 

Март

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Подарок маме

«Подарок маме». 

Учить располагать изображения на листе. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Воспитывать любовь и уважение к матери.

Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.

2

Рыбки в аквариуме

«Рыбки в аквариуме». 

Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток.

Иголки, нитки, ножницы, картон с силуэтными изображениями аквариума.

3

4

Салфетка

«Салфетка».

Учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку», развивать творческое воображение, аккуратность в работе.

Иголки, нитки, ножницы, наперсток, игольница, цветной картон, карандаш.

 

Апрель

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Космос

«Космические аппараты».

 Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику.

 

Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.

2

3

Закладка

«Закладки для выпускников». Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Воспитывать дружелюбное отношение к товарищам.

Самостоятельный выбор рисунка и материала, альбом с рисунками.

4

 

Май

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Диагностика

Диагностика.

Выявить и закрепить полученные знания: владение иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.

Иголки, нитки, игольница, ножницы, картон с отверстиями.

2

Вышивание по замыслу

Вышивание по замыслу.

Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.

3

4

 

Выставка работ

 

 

 

План работы кружка для детей подготовительной группы (6-7 лет)

 

Сентябрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Разные иголки

«Разные иголки». Продолжить знакомство с иглой, с инструментами для шитья. Расширить кругозор детей.

Работа с родителями.

Разные иголки, познавательная литература.

2

История вещей

«История вещей». Познакомить детей с интересными фактами из истории вещей: иголки, пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей занятиями ручным трудом.

Предметы для вышивания.

3

4

Цветные полоски

«Цветные полоски». Учить детей соединять разные полоски, швом «петельный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

 

Октябрь

 

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

 

1

Веселые пуговички

«Пришивание пуговиц с двумя отверстиями». Учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

Разные пуговицы с двумя отверстиями, нитки, картон, ножницы.

 

2

«Гусеница». Продолжать учить пришивать пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, закреплять нить в конце шва.

 

3

«Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями». Учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва.

Разные пуговицы с четырьмя отверстиями, нитки, фетр, ножницы.

 

4

«Пуговичные узоры». Продолжать учить пришивать пуговицы способом «крест», закреплять нить в конце шва.

 

Ноябрь

 

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

 

1

Подарок

ко дню

матери

«Изготовление игольницы». Вспомнить знакомые швы «через край», «вперёд иголку», изготовить индивидуальную игольницу. Развивать мелкую моторику рук. Украшать игольницу аппликацией.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.

 

2

 

3

 

4

 

 

Декабрь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Нитяная графика

«Нитяная графика». Познакомить с нитяной графикой, с историей возникновения, со способами работы с нитью.

Познавательная литература, иллюстрации, линейки узорные.

2

Узоры

«Узоры». Учить выполнять узоры по окружности, делать проколы иголкой, подбирать нить по цвету.

Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.

3

Снежинка

«Снежинка». Развивать пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа, в центре или середине).Развивать мелкую моторику и координацию рук. Учить подбирать нить по цвету.

Иголки, цветные нитки, цветной картон, иллюстрации, схемы.

4

 

 

Январь

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

2

Ёлочка

«Ёлочка». Продолжить учить работать с нитяной графикой, делать разметку для вышивки. Учить подбирать нить по цвету.

Иголки, цветные нитки, цветной картон, схема ёлки.

3

Зимняя одежда

«Шапочка и шарфик для куклы». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать шапочку аппликацией.

Цветные выкройки ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

4

 

Февраль

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Мешочки

«Мешочки для секретов». Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивать мелкую моторику, украшать мешочек аппликацией.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.

2

3

4

Салфетка

«Салфетка» – подарок папе. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая и цветная.

 

Март

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Салфетка

«Салфетка» – подарок маме. Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать мелкую моторику рук.

Салфетка, иголка.

2

Одежда

Беседа «Откуда одежда пришла». Уточнить знания детей об одежде, как и где её изготавливают, из каких тканей, воспитывать уважение к труду.

Презентация «Откуда одежда пришла».

3

Ателье

«Ателье для кукол». Продолжить учить пользоваться иголкой, знакомыми швами сшить юбку и штаны для кукол. Развивать мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, цветная ткань.

4

 

Апрель

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Дорожки

«Дорожки». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

 

Цветные полоски ткани, иголки, ножницы, напёрсток, цветные нитки.

2

Радуга

«Волшебная радуга». Учить детей вышивать швом «тамбурный». Учить подбирать нить по цвету. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, ткань белая.

3

4

 

Май

Неделя

Тема

Задачи

Оборудование и

материал

1

Вышивание по замыслу

Вышивание по замыслу. Продолжить учить выполнять шов «Вперёд иголку», шов «тамбурный». Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, развивая мелкую моторику рук.

Иголки, разноцветные нитки, ножницы, картон разноцветный, игольница.

2

3

4

Наша

выставка

«Наша выставка» – выставка детских работ. 
Показать результаты работ, чему научились, как владеют иглой, умеют подбирать нить по цвету, порадовать родителей своими успехами.

 

 

Детские работы.